Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ И НОВЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УЗБЕКИСТАНА И КИТАЯ'

ПЕРСПЕКТИВЫ И НОВЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УЗБЕКИСТАНА И КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / сотрудничество / перспективы / инновации / развитие / отношения / стратегия / торговля. / economics / cooperation / prospects / innovation / development / relationships / strategy / trade.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанова, Мафтуна Лазизовна

В настоящей статье рассматриваются вопросы взаимовыгодного экономического сотрудничества Узбекистана и Китая в рамках грандиозного проекта «Один пояс -один путь». Заявка об участии Узбекистана в данном проекте стала важным событием с точки зрения достижения приоритетных целей по обеспечению устойчивого экономического развития и реализации важных транспортных и инфраструктурных проектов, способных оказать позитивное влияние на всю Центральную Азию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS AND NEW VECTORS FOR THE DEVELOPMENT OF TRADE AND ECONOMIC RELATIONS OF UZBEKISTAN AND CHINA

This article discusses issues of mutually beneficial economic cooperation between Uzbekistan and China within the framework of the grandiose project “One Belt, One Road”. The application for Uzbekistan’s participation in this project was an important event in terms of achieving priority goals to ensure sustainable economic development and the implementation of important transport and infrastructure projects that could have a positive impact on the entire Central Asia.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ И НОВЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УЗБЕКИСТАНА И КИТАЯ»

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

ПЕРСПЕКТИВЫ И НОВЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВО-

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УЗБЕКИСТАНА И КИТАЯ

d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2023-21-616-622

Курбанова Мафтуна Лазизовна

Старший преподаватель Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада аль Хорезми E-mail: maftunakurbamva27021986@gmail. com

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются вопросы взаимовыгодного экономического сотрудничества Узбекистана и Китая в рамках грандиозного проекта «Один пояс -один путь». Заявка об участии Узбекистана в данном проекте стала важным событием с точки зрения достижения приоритетных целей по обеспечению устойчивого экономического развития и реализации важных транспортных и инфраструктурных проектов, способных оказать позитивное влияние на всю Центральную Азию.

Ключевые слова: экономика, сотрудничество, перспективы, инновации, развитие, отношения, стратегия, торговля.

Народы Узбекистана и Китая уже многие тысячелетия связывает крепкая дружба и взаимовыгодные отношения. Веками караваны с шелком, чаем и многими другими товарами шли по Великому шелковому пути, который выступал не только главной торговой артерией между странами, но и выполнял ключевую функцию по распространению знаний и культуры, объединяя народы двух стран и создавая благоприятные условия для диалога цивилизаций. Сегодня таким маршрутом стал уникальный проект "Один пояс, один путь" (ОПОП), который выстраивает новую архитектуру взаимоотношений в Азии, стремясь объединять государства на основе взаимной выгоды и учета интересов друг друга.

Как отмечала посол КНР в Узбекистане Цзян Янь, Ташкент и Пекин в рамках ОПОП осуществили целый ряд ключевых проектов, которые принесли реальную и ощутимую выгоду народам двух стран. Так, например, благодаря газопроводу "Китай - Центральная Азия" многочисленные семьи в КНР используют природный газ из Узбекистана, а железнодорожный туннель по линии "Ангрен - Пап" через перевал Камчик, который был введен в эксплуатацию всего за 903 дня, соединил Ферганскую долину с Ташкентом и облегчил поездки более 10 миллионам местных жителей. Не стоит забывать и об автомобильном и мультимодальном коридоре "Китай - Кыргызстан -Узбекистан", которые значительно повысили эффективность трансграничных перевозок.

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

"В будущем мы готовы совместно с узбекскими друзьями в духе открытости, взаимного заимствования и всеобщего выигрыша ускорять сопряжение инициативы "Один пояс, один путь" со Стратегией развития нового Узбекистана и стремиться к открытию более широких горизонтов практического сотрудничества", - подчеркнула дипломат.

В целом за последние 30 лет у Китая с Узбекистаном сложились особые связи. Это видно не только по количеству реализуемых совместных проектов, двусторонних визитов делегаций на высшем и высоком уровне, но и в подходе к формату выстраиваемых отношений.

Точкой отсчета для современных торгово-экономических отношений стало 3 января 1992 года, когда стороны подписали "Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между КНР и Узбекистаном", а также обменялись документами по взаимному созданию торговых палат. В заявлении, приуроченном к этому событию, в частности, подчеркивалось, что "стороны единодушно считают, что экономическое сотрудничество и торговля являются ключевым элементом двусторонних межгосударственных отношений".

В 2005 году было подписано Соглашение о дружественном партнерстве КНР и Узбекистана, благодаря которому создавалась необходимая база для развития всех видов отношений на долгосрочную перспективу. Данный документ послужил своеобразным сигналом для китайских инвесторов, которые активно начали "новое открытие узбекского рынка", финансируя как уже имеющиеся в Узбекистане проекты, так и инициируя новые.

5-27 апреля 2019 года в Пекине прошёл Второй международный форум «Один пояс, один путь». Инициатива Китая в течение последних 5 лет стала неразрывной частью повестки дня современного глобального развития. Сегодня, она объединяет свыше 60 стран Азии, Европы и Африки с населением 4,4 миллиарда человек. Основные темы инициативы «Один пояс, один путь» внесены в документы ООН, саммитов G20 и АТЭС, и других организаций.

Республика Узбекистан с самого начала поддержала инициативу «Один пояс, один путь». Вовлечение нашей страны в данный проект стало важным событием с точки зрения достижения приоритетных целей по обеспечению устойчивого экономического развития и реализации важных транспортных и инфраструктурных проектов, способных оказать позитивное влияние на всю Центральную Азию.

Позиция официального Ташкента по инициативе Китая «Один пояс, один путь» созвучна с приоритетными направлениями по дальнейшему углублению всестороннего стратегического сотрудничества нашей страны с Китаем. Китай является одним из ведущих торгово-экономических и инвестиционных партнёров Узбекистана. По итогам 2018 года объём товарооборота между двумя странами вырос на 35% и достиг 6,42 миллиарда долларов США. На территории Узбекистана сегодня действует 1121 предприятие с участием

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

китайского капитала. В 2018 году создано 344 предприятия, что в 2 раза больше аналогичного показателя за 2017 год. Общая сумма привлечённых в экономику Узбекистана китайских инвестиций превышает 8 миллиардов долларов США.

своём выступлении на международном форуме Президент Республики Узбекистан выдвинул ряд важных инициатив, направленных на усиление взаимосвязанности в Центральной Азии, решение проблем продовольственной безопасности, удовлетворение социальных потребностей населения, на развитие культурно-гуманитарных и туристских отношений.

В чём состоят эти инициативы?

Во-первых, официальный Ташкент заинтересован в максимальном раскрытии транспортного потенциала Центральной Азии и формировании экономического коридора «Китай - Центральная Азия - Западная Азия».

В этом смысле, строительство железной дороги «Узбекистан - Кыргызстан - Китай» принесет выгоду всем участникам проекта, так как активизирует торговлю, создаст новые рабочие места, привлечёт туристов и принесёт доход от транзита. На перспективность данного проекта указывает автомобильный коридор «Кашгар - Иркештам - Ош - Андижан - Ташкент», который впервые позволил автоперевозчикам из Центральной Азии напрямую выйти на Китай.

Важное имеет значение и строительство железной дороги «Мазар-и-Шариф - Кабул - Пешавар», которая будет способствовать выходу на южные морские порты. Узбекистан работает над осуществлением данного проекта совместно с Афганистаном, Казахстаном, Пакистаном и Россией. В декабре 2018 года и марте 2019 года в Ташкенте прошли пятисторонние встречи руководителей администраций железных дорог, в ходе которых были обсуждены основные детали этого транспортного коридора.

В данном направлении имеется магистральная дорога между Мазар-и-Шарифом и Кабулом, в столицу Афганистана протянута линия электропередачи из Узбекистана и Таджикистана. В будущем данное направление можно будет продолжить до Индии.

Для обеспечения финансирования вышеуказанных транспортных и инфраструктурных проектов Президент Республики Узбекистан объявил инициативу по проведению «Финансового диалога для Центральной Азии». Основной целью диалога является реализация самых важных инфраструктурных проектов в сотрудничестве с финансовыми институтами КНР - Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, Фондом «Великий шёлковый путь», с другими крупными международными институтами по развитию, а также с частным сектором.

В нынешних условиях важно начать такой диалог и сделать его инклюзивным и прозрачным. Кроме того, наряду с техническими и экономическими аспектами, необходимо обратить особое внимание на социальные и политические вопросы.

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

Транспортные коммуникации не только разрешают проблемы взаимосвязанности, но также создают новые рабочие места, развивают торговлю и стимулируют развитие.

Кроме того, транспортные коридоры, проходящие через территорию Афганистана, могут стать мощным стимулом для скорейшего завершения многолетнего противостояния в стране. Новые коммуникации, во-первых, соединят соседей Афганистана. Между ними возникнут общие экономические интересы. Появятся необходимые условия для достижения мира и согласия в регионе. Во-вторых, все противоборствующие группы быстрее поймут, что в противоположность войне, мир и торговля, принося хорошую пользу, являются самыми важными условиями развития.

Точка зрения узбекской стороны созвучна с выдвинутыми руководством КНР идеями. В своей речи на Втором международном форуме «Один пояс, один путь» Си Цзиньпин отметил, что Китай будет продолжать строить сети взаимосвязанности с другими государствами, что в этом деле основную роль будут играть новые железные дороги, международные межконтинентальные морские пути и пополняемые скоростными дорогами экономические коридоры.

Во-вторых, Узбекистан поставил цель по развитию «умного» сельского хозяйства и созданию совместного центра агроинноваций. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях меняющегося климата является одной из самых актуальных проблем в мире. По данным Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству, основными угрозами в обеспечении продовольственной безопасности для региона Центральной Азии являются деградация почвы, дефицит водных ресурсов и устаревшие подходы ведения сельского хозяйства.

В этих условиях особенно важно обеспечить внедрение самых современных технологий, способствующих экономии водных ресурсов, повышению плодородия растений и их стойкости против заболеваний. Здесь требуется сотрудничать с Китаем и другими партнёрами, которые достигли высоких результатов в данной области. Практический интерес вызывают и наработки провинций Китая, где активно развиваются высокотехнологичные сельскохозяйственные зоны. Такие регионы Китая в будущем могут стать партнёрами Узбекистана в создании аграрного инновационного центра.

В-третьих, для развития человеческого капитала необходимо шире применять научный и гуманитарный потенциал. Скорейшее внедрение самых последних достижений науки и технологии во все сферы жизни является самым важным условием для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения уровня жизни населения и высокой конкурентоспособности страны.

В этом контексте Президент Республики Узбекистан предлагает создать в рамках инициативы «Один пояс, один путь» целую систему сотрудничества по приоритетным направлениям научной и инновационной деятельности. Эту

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

работу нельзя выполнить в одиночку, потому что современные исследования по ведущим направлениям научной и инновационной деятельности требуют значительных финансовых и иных ресурсов. Их объём часто огромен даже для развитых стран.

Сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс, один путь» создаёт редкостные предпосылки для ускорения научно-технического прогресса, создания в этих целях совместных технопарков, научно-инновационных кластеров и венчурных компаний, для объединения средств и возможностей различных стран.

В настоящее время в рамках проекта «Один пояс, один путь» Китай реализует план действий по сотрудничеству в области технологий и инноваций. Совместно с партнёрами запланированы 4 крупные инициативы, которые связаны с научно-техническим и гуманитарным обменом, созданием совместных лабораторий, организацией технопарков и продвижением сотрудничества в области транзита технологий.

Вместе с тем, для выполнения намеченных задач необходимо расширить возможности для обеспечения роста человеческого капитала, для получения образования молодёжью. Здесь надо использовать передовые методы подготовки полноценных кадров путём обмена опытом, организации повышения профессиональной квалификации в современных технологичных производствах.

Эти и другие задачи могут быть решены через создание учебно-производственных центров, а в этом процессе могут принять участие ведущие университеты стран Великого шёлкового пути. Здесь важную роль может сыграть новый Альянс университетов Великого шёлкового пути, который охватывает 151 университет из 38 стран мира.

В-четвёртых, развитие обмена туристами. Для достижения реальных результатов в области туризма Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на форуме «Один пояс, один путь» предложил создать в Самарканде Международную ассоциацию туризма «Великий шёлковый путь» и ежегодно проводить туристские форумы «Один пояс, один путь».

Для развития туризма Узбекистан обладает значительным потенциалом.

В нашей стране имеется свыше 7,4 тысяч объектов культурного наследия, 209 из которых внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме них, в республике существуют 11 национальных природных парков и государственных заповедников, 12 заказников, 106 музеев и другие объекты, способные привлечь внимание туристов. [https://strategy.uz/index.php7news].

Активное сотрудничество со странами-членами проекта «Один пояс, один путь» открывает для Узбекистана большие возможности. 60 стран инициативы являются самыми крупными «поставщиками» туристов. По сведениям Всемирной туристской организации, свыше 20% всех средств, расходуемых

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

туристами всего мира, приходится на долю Китая, китайских туристов. В 2017 году они потратили на путешествия 250,6 миллиарда долларов. Как отмечают эксперты, к 2021 году число китайских туристов во всём мире достигнет 200 миллионов, а их расходы - 429 миллиардов долларов.

Китай остается крупнейшим торгово-экономическим партнером Узбекистана. По итогам первого полугодия 2022 года товарооборот между странами превысил 5,2 миллиарда долларов, из которых 3,7 миллиарда долларов - это импорт товаров из КНР, а 1,5 миллиарда долларов - экспорт узбекской продукции.

Заявленные Президентом Республики Узбекистан Ш.Мирзиеевым, конкретные инициативы в сфере транспорта, инноваций и образования могут поднять узбекско-китайские отношения на новый уровень, а также направят их к дальнейшему сотрудничеству для решения самых злободневных проблем, препятствующих устойчивому экономическому росту и развитию в рамках «Одного пояса, одного пути».

Обе страны дали старт реализации программы развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества на 2022-2026 годы, в рамках которой планируется запуск ключевых инфраструктурных проектов, достижение новых прорывов в таких областях, как искусственный интеллект, цифровые финансовые услуги, трансграничная электронная коммерция, 5G, большие данные, облачные вычисления и "умные города".

Кроме того, страны намерены активизировать усилия по развитию "зеленого" коридора в целях обеспечения бесперебойной транспортировки грузов, дальнейшей оптимизации структуры двусторонней торговли, укреплению сотрудничества в области добычи природного газа и возобновляемых источников энергии.

Узбекистан будет продолжать использовать межправительственную комиссию по сотрудничеству в качестве платформы для укрепления стратегической коммуникации на высоком уровне и координации между двумя странами с тем, чтобы вывести двусторонние отношения на новый уровень.

Главное, что в Узбекистане сложилось отличное отношение к китайским компаниям и правительству. Население и власти Узбекистана понимают, что с приходом инвестиций из Поднебесной в стране создаются новые рабочие места, производится больше качественной продукции и в целом растет благосостояние граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Всемирный банк (2020). Южный Кавказ и Центральная Азия: Инициатива «Один пояс, один путь» на примере Узбекистана. -https: //openknowledge.worldbank. org/bitstream/handle.

2. Бурна-Асефи, София Нина (2022). Китай и Узбекистан: зарождающееся партнерство в целях развития? - https://thediplomat.com

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

3. /2022/05/china-and-uzbekistan-an-emerging-development-partnership/.

4. Умарова, Наргиза (2022). Китай и Узбекистан: инвестиции, проекты и направления сотрудничества. - https://cabar.asia/en/china-and-uzbekistan-investments-projects-and-areas-of-cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.