Яковлев Максим Михайлович
магистрант факультета государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Yakovlev Maxim Mikhailovich
master student of the Institute of Public Administration and Civil Service of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
E-mail: [email protected]
Перспективы и направления формирования законодательства Российской Федерации о частных военных компаниях в свете опыта событий 2015-2022 гг.
Prospects and directions for the formation of the legislation of the Russian Federation on private military companies in the light of the experience of the events of 2015-2022
Аннотация. Статья посвящена исследованию наиболее сложных и существенных этических проблем и вопросов, связанных с деятельностью частных военных компаний. Автор заостряет внимание читателя на причинах удобности частных военных компаний для современного государства, а также указывает на возможные пути урегулирования частных военных компаний.
Ключевые слова: война, военное право, частная военная компания, международное гуманитарное право, мир.
Abstract. The article is devoted to the study of the most complex and significant ethical problems and issues. associated with the activities of private military companies. The author draws the reader's attention to the reasons for the convenience of private military companies for a modern state, and also points to possible ways to resolve private military companies.
Keywords: war, military law, private military company, international humanitarian law, peace.
Введение
Тематика частных военных компаний (ЧВК) за последние 7-10 лет взлетела в своей актуализации, что называется, до верхних строчек рейтингов интереса - если не в СМИ, то в скрытой экспертной военной аналитике1. Впрочем, в последние десятилетия выходило и немало книг (этот массив изданий стал элементом источниковой основы наших научных изысканий)2.
1 Понкин И.В. Военная аналитика. Военное применение искусственного интеллекта и цифры / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». - М.: Буки Веди, 2022. - 106 с. <https://moscou-ecole.ru/ponkin_miNt_ai/>. Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Изд. 3-е, дополн. и перераб. / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». - М.: Буки Веди, 2022. - 754 с. <https://moscou-ecole.ru/2022/03/31/methodology_research_analytics_3_ed/>.
2 Arduino A. China's Private Army: Protecting the New Silk Road. - Singapore: Palgrave Macmillan, 2018. - xii; 176 p. Sheehy B., Maogoto J. Newell V. Legal Control of the Private Military Corporation. - New Yor: Palgrave Macmillan, 2009. -xii; 252 p. Liu H.-Y. Law's Impunity: Responsibility and the Modern Private Military Company. - Oxford: Hart Publishing, 2015. - xxvii; 371 p. Ortiz C. Private Armed Forces and Global Security: Guide to the Issues. - Santa Barbara (California, USA): Praeger; ABC-CLIO, 2010. - xvi; 251 p. Janaby M.G. Legal Regime Applicable to Private Military and Security Company Personnel in Armed Conflicts. - Cham (Switzerland): Springer International Publishing Switzerland, 2016. - xv; 237 p. Public International Law and Human Rights Violations by Private Military and Security Companies / Ed. by Helena Torroja. - Cham (Switzerland): Springer International Publishing Switzerland, 2017. - ix; 158 p. Axelrod A. Mercenaries: Guide to Private Armies and Private Military Companies. - Los Angeles: SAGE Publications, 2014. Cameron L., Chetail V. Privatizing War: Private Military and Security Companies under Public International Law. - New York: Cambridge University Press, 2013. - xxxv; 720 p. Scahill J. Blackwater: The Rise of the World's Most Powerful Mercenary Army. - New York: Nation Books, 2008. - x; 550 p. Неелов В. Частные военные компании в России: опыт и перспективы использования. -
В современных условиях, согласно С.В. Шишмонину, довольно напряжена и нестабильна геополитическая ситуация на мировой арене, и это сопровождается активным развитием военной сферы. Капитализация, глобализация, проникновение «частной собственности» привели к возникновению «частников» в военной сфере1. Рольф Уэсслер обоснованно указывает, что те, кого раньше называли наемниками, - сегодня «они являются сотрудниками фирм, носящих звучные названия... Вряд ли кто-то способен предположить, что за подобными названиями скрываются частные военные фирмы. Сегодня доминирует менталитет профессионала. Военное ремесло и все связанные с вооруженными конфликтами виды деятельности стали обычными профессиями»2. И это действительно так, если сегодня мы можем юридически разделять понятия наемников и личного состава ЧВК, то в далеком прошлом эти понятия были практически не разграничиваемые. Водораздел был создан военным правом (в том числа «правом войны») и международным гуманитарным правом.
Создание и использование частных войсковых подразделений и даже соединений и флотов имеет весьма давнюю историю. Согласно С.В. Шишмонину, «история появления и развития частных военных компаний уходит своими корнями далеко в древность. В те времена довольно актуально было наемничество. Можно сказать, что деятельность "частных военных компаний", то есть наемничества, берет свое начало с появления войн между народами, государствами»3.
Но именно XX век стал периодом ренессанса ЧВК.
Полномасштабное возрождение древнейшей из профессий произошло после Второй мировой войны в постколониальной Африке, где отряды белых наемников «делали большую политику» при негласной поддержке Франции, Бельгии, Южно-Африканской Республики и отчасти США. Создатель и руководитель знаменитой Специальной авиадесантной службы (SAS) полковник Дэвид Стирлинг, оценивая деятельность таких отрядов, а также сформированной им группы британских наемников, которая работала в отрядах сторонников короля во время гражданской войны в Йемене (1962-1970 годы), пришел к идее формирования частного предприятия для предоставления подобных военных услуг. Это должна была быть официально зарегистрированная коммерческая структура, контролируемая государством, что в корне отличало ее от классического отряда наемников. При этом было бы ошибкой считать Стирлинга империалистом, поскольку на самом деле он был активным сторонником тогдашней британской политики либерального направления, более того, созданная им в Южной Африке в 1949 году организация Capricorn Africa Society сыграла важную роль в появлении в 1955 году Коммунистической партии ЮАР. В 1967 году Дэвид Стирлинг организовал первую частную военную компанию Watchguard International (WI), приоритетным направлением которой стала работа на союзные Лондону правительства либо на международные организации. Важным моментом в биографии многих офицеров SAS было участие в операциях в Омане в качестве инструкторов войск султана Кабуса против повстанцев, действовавших в регионе Дофара. Еще одна фирма Стирлинга Kilo Alpha Service в 1980-х боролась с браконьерами в Южной Африке по контракту с Международной федерацией дикой природы. Операция была названа «Замок» («Lock»), Второй стороной этой операции стала тайная подготовка отрядов коммандос одновременно для зулусского движения Inkatha и для Африканского Национального Конгресса. Во время войны между Inkatha и АНК (1990-1995 годы) компания продолжала тренировать бойцов обеих враждующих сторон. В середине 1990-х KAS свернула свою деятельность. Коллеги Стирлинга по SAS со временем создали еще несколько ЧВК4.
Чтобы понять и сформулировать, каковы перспективы и направления формирования законодательства Российской Федерации о частных военных компаниях в свете опыта событий 2015-2022 гг., необходимо понять актуализацию имеющихся в этой сфере проблем, нерешенных животрепещущих вопросов. Поговорим об этом в настоящей статье.
Понятие ЧВК
Определений ЧВК - великое множество, кто во что горазд.
Ю.С. Апухтин трактует ЧВК как «коммерческие организации, созданные для извлечения прибыли путем оказания на основе договоров услуг военного и околовоенного характера, действующие преиму-
Санкт-Петербург, 2013. Коновалов И.П., Валецкий О.В. Эволюция частных военных компаний. - Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. - 136 с. Уэсселер Р. Война как услуга: Пер. с нем. Г. Сахацкого. - М.: Столица-принт, 2007. - 320 с. Война и мир в терминах и определениях: Военно-политический словарь / Под общ. ред. Д. Рогозина. - М., 2004. Скейхилл Д. Blackwater: самая могущественная наемная армия в мире: Пер. с англ. А.Ю. Колгашкина. - М.: Кучково поле; Институт внешнеполитических исследований и инициатив, 2015. -480 с. Private Military and Security Contractors: Controlling the Corporate Warrior / Edited by Gary Schaub Jr. and Ryan Kelty. - New York: Rowman & Littlefield, 2016. - vi; 432 p.
1 Шишмонин С.В. Эволюция частных военных компаний в мире // Актуальные проблемы государства и права. -2019. - Т. 3. - № 9. - С. 107-113. - С. 107.
2 Уэсселер Р. Война как услуга: Пер. с нем. Г. Сахацкого. - М.: Столица-принт, 2007. - 320 с. - С. 9-10.
3 Шишмонин С.В. Эволюция частных военных компаний в мире // Актуальные проблемы государства и права. -2019. - Т. 3. - № 9. - С. 107-113. - С. 108.
4 Валецкий О. В. Пионеры частного военного бизнеса / Эволюция частных военных компаний // <https://military.wikireadng.ru/7398>.
щественно за пределами страны происхождения, сотрудники которых не являются государственными служащими»1.
В Документе Монтре, который на сегодняшний день является единственной серьезной (но явно недостаточной) попыткой определить статус подобных коммерческих структур, частные военные и охранные компании определяются как «частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например, транспортных колонн, зданий и других мест; техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов; содержание под стражей заключенных; и консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников»2.
Отсутствие правового закрепления понятия «частные военные компании» в национальных законодательствах большинства государств мира несет большие проблемы правоприменения, прежде всего в части идентифицирующего отграничения бойцов ЧВК от военных наемников (что строго говоря, сделать непросто).
Согласно нашему (в соавторстве) определению, частная военная компания - это частная компания, предоставляющая на возмездной аутсорсинговой, субподрядной (то есть «внешней», обособленной от публичных властей и вооруженных сил и правоохранительных органов государства) основе услуги в сферах непосредственно военной боевой деятельности, военной обеспечительной деятельности (обучение, боевая подготовка, военная аналитика, военная материально-техническая поддержка, консультирование и др.), разведывательной или охранной деятельности в иностранных зонах (территориях) с высокими военными и/или террористическими рисками, либо в иностранных зонах конфликтов, в которых правительство их государства происхождения по соображениям дипломатического или геополитического порядка или в интересах превенции внутриполитической у себя в стране дестабилизации предпочитает не вмешиваться напрямую, действуя посредством военизированных прокси-сил (франц. - «forces de guerre par procuration»; англ. - «proxy war forces»)3.
Этические проблемы, связанные с ЧВК
Совершенно очевидно, что ЧВК создают определенные и весьма сложные вопросы этического порядка4.
Вопрос организации и функционирования ЧВК упирается во множество этических и военно-управленческих дилемм (как известно, дилемма - разбираемое положение дел с двумя позиционируемыми противоположными положениями, исключающими возможность третьего, при этом выбор одного из этих двух вариантов одинаково затруднителен).
В их числе следующие дилеммы (и они вовсе не всегда негативные, они разных природы, порядка, модальности и размерности):
- вопрос о реальном потенциале и пределах верности личного состава ЧВК;
- вопрос о реальной воле (и пределах такой воли) государства к предоставлению ЧВК очерченного пространства субстантивности, самореферентности и иной самостоятельности;
- вопрос о том, что делает привлекательным и что оправдывает ЧВК в глазах государства;
- вопрос о месте, роли и значении ЧВК в общем порядке военной иерархии при ведении боевых действий государственными военными и правоохранительными институтами (органами);
- вопрос о правовой квалификации действий бойца ЧВК, убившего (добровольно или нет, нарочно или нечаянно) человека;
- вопрос о корреляции внутренних (то есть экстра-правовых) сводов дисциплинарных наказаний в ЧВК и государственного уголовного, административного и военно-дисциплинарного нормативно-правового регулирования;
- вопрос о корреляции внутренних (то есть экстра-правовых) сводов дисциплинарных наказаний в ЧВК и государственного уголовного, административного и военно-дисциплинарного нормативно-правового регулирования;
- вопрос о том, насколько государство согласно попустительствовать укрупнения и объединениям ЧВК;
- вопрос о рисках неконтролируемого попадания в руки ЧВК новейших военных технологий.
1 Апухтин Ю.С. Частные военные компании: новая цель политической криминологии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2009. - № 2. - С. 104-107. - С. 105.
2 Документ Монтре о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта, от 17.09.2008 / Приложение к письму Постоянного представителя Швейцарии при Организации Объединенных Наций от 02.10.2008 на имя Генерального секретаря // <https://www.icrc.org/ru/doc/assets/files/other/montreau.pdf>.
3 Яковлев М.М., Понкин И.В. Частные военные компании: понятие, природа, виды деятельности, регулирование // Ветеранские вести. - 27.09.2022. <https://westi.com/innovatsii/ponkin-iv-akovlev-mm-castnye-voennye-kompanii-ponatie-priroda-vidy-deatelnosti-regulirovanie>.
4 Blackwater, c'est quoi [Блэкуотер, что это?] // <https://www.20minutes.fr/monde/182382-20070920-blackwater-quoi>. -20.09.2007.
Вопрос о реальном потенциале и пределах верности личного состава ЧВК
Оценка реального потенциала верности личного состава ЧВК сводима к ответам на 2 вопроса: 1) Насколько далеко готовы зайти в коммерчески оплачиваемой (как обещают им) жертвенности своей наемники (в данном контексте они тождественны личному составу ЧВК) ради выполнения приказа своего военного начальства ЧВК и какова максимальная «верхотура» приемлемой бойцом ЧВК оплаты за свою (согласуемую им) смерть в бою? 2) Каковы максимальные и минимальные значения (каков интервал разброса или кратность) перебивания оплаты противником, чтобы боец ЧВК счел это достаточным условием предать своих «военно»-коммерческих начальников и уйти с поля боя совсем либо в стан противника, в том числе убив своего командира?
Это далеко не праздные вопросы. Как говорилось во множестве фильмов про мафию: деньги нужны и имеют смысл только когда ты жив и можешь ими пользоваться. Мы не должны забывать, что природа ЧВК - это коммерческие отношения, какими бы «корпоративными религиями»1, кодексами чести и идеологиями эти компании ни оперировали бы. Нам могут возразить: мол, российские ЧВК - не такие. Но во-первых, мы здесь не даем оценки, а поднимаем проблемы, а во-вторых, помимо российских (коих сущее меньшинство) есть американские (США), британские, французские, китайские, израильские и мн. др.
Еще Никколо Макиавелли писал: «Наемные, войска бесполезны и опасны; никогда не будет ни прочной, ни долговечной та власть, которая опирается на наемное войско, ибо наемники честолюбивы, распущенны, склонны к раздорам, задиристы с друзьями и трусливы с врагом, вероломны и нечестивы; поражение их отсрочено лишь настолько, насколько отсрочен решительный приступ; в мирное же время они разорят тебя не хуже, чем в военное - неприятель. Объясняется это тем, что не страсть и не какое-либо другое побуждение удерживает их в бою, а только скудное жалованье, что, конечно, недостаточно для того, чтобы им захотелось пожертвовать за тебя жизнью. Им весьма по душе служить тебе в мирное время но стоит начаться войне, как они показывают тыл и бегут. Я хотел бы объяснить подробнее, в чем беда наемного войска. Кондотьеры по-разному владеют своим ремеслом: одни превосходно, другие - посредственно. Первым нельзя довериться потому, что они будут сами домогаться власти и ради нее свергнут либо тебя, их хозяина, либо другого, но не справившись о твоих намерениях. Вторым нельзя довериться потому, что они проиграют сражение. Мне скажут, что того же можно ждать от всякого, у кого в руках оружие, наемник он или нет. На это я отвечу: войско состоит в ведении либо государя, либо республики; в первом случае государь должен лично возглавить войско, приняв на себя обязанности военачальника; во втором случае республика должна поставить во главе войска одного из граждан; и если он окажется плох - сместить его, в противном случае - ограничить законами, дабы не преступал меры. Мы знаем по опыту, что только государи-полководцы и вооруженные республики добивались величайших успехов, тогда как наемники приносили один вред»2.
Вопрос о реальной воле (и пределах такой воли) государства к предоставлению ЧВК очерченного пространства субстантивности, самореферентности и иной самостоятельности
То есть речь о том, насколько государство искренне, что-то позволяя в создании, деятельности и развитии ЧВК, а не под ситуацию, когда чуток позже все ЧВК «пойдут под нож» как отработанный материал (сожженные спички). Государство может вынужденно терпеть ЧВК, но насколько оно реально готово поделиться частью столпа своего суверенитета - суверенным правом применять военную силу?
Опять же Никколо Макиавелли писал: «Война - это такого рода ремесло, которым частные люди честно жить не могут, и она должна быть делом только республики или королевства. Государства, если только они благоустроены, никогда не позволят какому бы то ни было своему гражданину или подданному заниматься войной как ремеслом, и ни один достойный человек никогда ремеслом своим войну не сделает. Никогда не сочтут достойным человека, выбравшего себе занятие, которое может приносить ему выгоду, если он превратится в хищника, обманщика и насильника и разовьет в себе качества, которые необходимо должны сделать его дурным. Люди, большие или ничтожные, занимающиеся войной как ремеслом, могут быть только дурными, так как ремесло это в мирное время прокормить их не может. Поэтому они вынуждены или стремиться к тому, чтобы мира не было, или так нажиться во время войны, чтобы они могли быть сыты, когда наступит мир. Ни та, ни другая мысль не может зародиться в душе достойного человека»3.
Да, Никколо Макиавелли в этом высказывании был более чем максималистичным, но в этом своем обостренном максимализме он, как говорят сегодня, релевантно и удачно «подсветил» нам, его потомкам, множество сложных проблем.
1 В значении, изложенном в: Кунде Й. Корпоративная религия: создание сильной компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой. Изд. 2-е, исправл.: Пер. с англ. М. Ершовой и Е. Терукова; ред. Г. Ивашевская. - Санкт-Петербург: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.
2 Макиавелли Н. Избранные сочинения: Пер. с итал. - М.: Художественная литература, 1982. - 514 с. - С. 335-336.
3 Макиавелли Н. Избранные сочинения: Пер. с итал. - М.: Художественная литература, 1982. - 514 с. - С. 335-336, 92-93.
Вопрос о том, что делает привлекательным и что оправдывает ЧВК в глазах государства
Согласно нашему объяснительному концепту, современный интерес западных государств к тому, чтобы юридически дозволять или, как это есть в большинстве случаев, «закрывать глаза» на создание и «художества» частных военных компаний, можно изложить в формулировках следующих позиций (одновременно эти же сформулированные нами позиции объясняют, что именно сделало войну и военные действия легальным и высокоприбыльным бизнесом);
- руководство государства происхождения ЧВК по соображениям дипломатического или геополитического порядка или в интересах превенции внутриполитической у себя в стране дестабилизации предпочитает не вмешиваться напрямую в тот или иной конфликт за рубежом, действуя посредством военизированных прокси-сил;
- в сравнении с штатными военнослужащими Вооруженных сил, гибель бойцов ЧВК позиционируется государством как головная боль самой ЧВК (в части социальных возмещений семье погибшего, в части организации его транспортировки и захоронения), но в ЧВК как правило договоры пишутся юристами, как и в любой иной корпорации, не в интересах сотрудников корпорации, а в интересах самой корпорации, что в итоге дает резкое сокращение расходов на бойцов; кроме того, специфика организации ЧВК резко сокращает отяжеленность подразделениями обеспечения, что опять же существенно экономит затраты; как следствие - государству экономически более выгодно привлекать для решения своих геополитических задач ЧВК, чем содержать и применять свои штатные Вооруженные силы;
- доминирующая в англосаксонском мире неолиберальная парадигма презюмирует тенденции тотальной приватизации, в том числе и в сфере обороны и обеспечения государственной безопасности, что и детерминирует трансфер (даже трансгрессию - как переход непреодолимой границы между возможным и невозможным) соответствующих зон функционалов и ответственности государства в зоны частных компаний (на самом деле, это очень ярко проявилось еще в годы Второй мировой войны, когда в США функции стратегических развед-служб и стратегического планирования поставок вооружений были отданы на откуп частным корпорациям);
- объективно существующая по-прежнему избыточная перенасыщенность профессионалами военного дела (массовые сокращения в армиях бывшего Варшавского договора и НАТО; тем, кто был лейтенантом в 1991 году, ныне 52-54 года, это не возраст для мужчины - бывшего военного; кто был на тот период майором - тем 58-62 года, тоже не проблема все еще), определяющая, если эти людские массы не перенаправить на соответствующее применение (в том числе и на убой - сокращение их численности), таковые будут создавать неприемлемые риски военных переворотов;
- разрастание рынков списанных вооружений (все еще боеспособных и ремонтопригодных), которые нужно где-то применять, и обострение интересов производителей вооружений и боеприпасов к поставкам их продукции, что требует разжигания войн, военных конфликтов, где эта продукция бы расходовалась;
- резкая диверсификация видов, форм, онтологий войн и военных боестолкновений, переход в эпоху неклассических войн1, учащение случаев применения военной силы в отношении негосударственных акторов - повстанцев, террористов, вооруженной оппозиции в расколотых по этническому признаку странах.
Вопрос о месте, роли и значении ЧВК в общем порядке военной иерархии при ведении боевых действий государственными военными и правоохранительными институтами (органами)
Когда мы говорим об общем порядке государственной военной иерархии, то лексему «порядок» мы понимаем сообразно теории порядка авторства И.В. Понкина2.
Современные события Специальной военной операции взвинтили актуальность поиск ответов на этот вопрос выше некуда.
Личные договоренности между командирами государственных армейских формирований и командирами формирований ЧВК или решение такого рода вопросов через первых лиц в государстве - проблему не только не снимает, а обостряет, загоняя ее вглубь.
1 См.: Понкин И.В. Неклассические войны. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 87 с.
2 Понкин И.В. Энтропия, негэнтропия и порядок в публичном управлении и в праве // Право и образование. - 2016. -№ 9. - С. 11-20. Понкин И.В. Теория государственного управления: содержание понятия «порядок» // Административное право и процесс. - 2016. - № 11. - С. 8-10. Понкин И.В. К вопросу о содержании понятия «порядок» // Нравственные императивы в праве. - 2015. - № 4. - С. 3-5. Понкин И.В. К вопросу о содержании понятия «социальный порядок» // Социальное государство: конституционные модели и потенциал трансформации: Матер. междунар. науч.-практич. конф. (Белгород, 17-18.06.2016) / НИУ «БелГУ», Варминско-Мазурский университет в Ольштыне (Польша), Великотырновский университет Святых Кирилла и Мефодия (Болгария), Центр. университет Богемии (Чехия). - Белгород: ГиК, 2016. - 294 с. - С. 60-64.
Вопрос о том, насколько государство согласно попустительствовать укрупнения и объединениям ЧВК
Ведь это вопрос о риске создания «параллельного государства»1 с его параллельной армией, что резко увеличивает размерности рисков военных переворотов.
По Ш.А. Туре, понятие «военный переворот» отражает незаконный, неконституционный, преимущественно насильственный (как правило, за счет использования вооруженной силы и применения методов насилия) захват (или попытку захвата) власти (у гражданского или военного режима) высшей государственной власти Армией, отдельными армейскими частями или организованной группировкой лиц из числа военнослужащих или полицейских служащих, служащих органов безопасности, с участием представителей гражданского общества или без такового2. По И.В. Понкину, «военный государственный переворот - это относительно быстротечный (осуществляемый в кратчайшие сроки, обычно - внезапно) нелегитимный и антиконституционный акт смены высшей власти в государстве (или попытка такового акта), сопряженный с аксиальным (точечным) насилием перехват главных центров и ключевых каналов коммуникаций государственного управления, осуществляемый армейскими и/или полицейскими подразделениями либо иными вооруженными формированиями, нередко с участием представителей гражданской оппозиции и/или части персонала действующих органов власти, с отстранением от власти и физической изоляцией (убийство, лишение свободы, провоцирование побега за рубеж) высших руководителей государства, действовавших на момент, предшествовавший началу переворота3.
В 1980 в США прошел первый в истории съезд представителей частных вооруженных формирований4. С тех пор «съезды» идут систематически, равно как и миграции по юрисдикциям. Термин «дикие гуси» вовсе не ушел в прошлое.
И вероятность не только укрепления (поглощения) ЧВК, но и ухода в иную юрисдикцию - это подлежащий учету вопрос.
Вопрос о рисках неконтролируемого попадания в руки ЧВК новейших военных технологий
В ряде публикаций заявляется, что частные военные компании (например, китайские или американские) уже на сегодня активно применяют новейшие технологические решения, в том числе связанные с технологиями искусственного интеллекта. Китайские ЧВК, как заявляется, используют такие технологии по ареалу, составляющему большую часть Центральной Азии, Южной Азии и Африки. Думается, в реальности - весь мир. Мы понимаем с вами, что правовое положение частных военных компаний - «подвешено», крайне юридически пробельно, по большей части они работают в так называемой «серой» зоне регулирования. И уже из одного этого следует, что ЧВК и не подумают брать во внимание всякие национальные этические кодекса искусственного интеллекта. То есть у нас с вами есть целый кластер (реально существующий) имеющих существенное значение угроз, который пока даже не просматривается в публичном пространстве в явном виде. Возникает вопрос, что с этим делать.
Выводы
Одним из главных вызовов международной безопасности является все более усиливающаяся утрата монополии государства на применение военной силы. Еще несколько десятилетий назад большинство государств мира в проведении своей военно-силовой политики опирались на Вооруженные силы, служба в которых осуществлялась по призыву или на профессиональной основе. Но в войнах и военных конфликтах XXI в. все возрастающую роль начали играть подразделения неправительственных структур. Сегодня равноправным правовым субъектом наряду с Вооруженными силами тех или иных государств выступают ЧВК, которые представляют собой распространенные в международной практике структуры, уполномоченные государствами для решения специальных задач. В наши дни ЧВК занимают равноправное положение с регулярными армиями. Более того, судя по заключениям экспертов, такие структуры в будущем будут играть все более значительную роль в вооруженных конфликтах и войнах5.
Необходимость государственного урегулирования частных военных компаний (тем более в условиях интенсивного развития таковых) очевидна.
1 Понкин И.В. Концепт и онтология «параллельного государства» // Право и образование. - 2015. - № 11. - С. 65-73.
2 Туре Ш.А. Армия и власть: постановка научной проблемы // Право и образование. - 2016. - № 9. - С. 129-137. -С. 130.
3 Понкин И.В. Неклассические войны. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 87 с. - С. 5-6.
4 Какие частные военные компании воевали против «шурави» в Афганистане // <https://russian7.ru/post/kakie-chastnye-уоеппуе-котрапН-уоеуа/>.
5 Курылев К.П., Мартыненко Е.В., Пархитько Н.П., Станис Д.В. Феномен частных военных компаний в военно-силовой политике государств в XXI в. // Вестник международных организаций. - 2017. - Т. 12. - № 4. - С. 130-149. - С. 131.
Но проблема состоит в том, что решить эти задачи с наскока не получится. За рубежом встречаются лишь первичные попытки урегулировать ЧВК. Развернутого опыта, который бы можно было в адаптированном виде перенести к нам, просто не существует.
Скорее, здесь понадобятся инструментарии регуляторных песочниц и регуляторных экспериментов, итеративно адаптируемого регулирования, мета- регулирования1.
В любом случае выше разобранные (лишь некоторые из актуальных) вопросы должны найти в таком урегулировании прямое отражение.
1 См.: Дегтярев М.В. Новейшие регуляторные технологии и инструменты: Регуляторные эксперименты, песочницы, гильотины, экосистемы, платформы / Под ред. д.ю.н., проф. И.В. Понкина / Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - М.: Буки Веди, 2022. - 424 с. Дегтярев М.В. Будущее права. Инновационные публично-правовые режимы и новейшие (нетипичные) регуляторные технологии: Библиографический указатель / Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - М.: Буки Веди, 2022. -140 с. Дегтярев М.В. Актуализация и изложение концептуального замысла научного исследования инновационных публично-правовых режимов // Право и образование. - 2022. - № 9. - С. 26-33. Дегтярев М.В. Концепт и технологии итеративно-адаптируемого правового регулирования // Право и образование. - 2022. - № 3. - С. 17-27. Дегтярев М.В. Эксперимент в континууме нормотворчества в государственном управлении // Административное право и процесс. - 2021. - № 9. - С. 27-30. Понкин И.В., Куприяновский В.П., Понкин Д.И. Fintech, Regtech и регуляторные песочницы: понятие, цифровая онтология, перспективы // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2020. - Т. 16. - № 1. - С. 224-234.