Очерки
Пространственная Экономика 2008. № 4. С. 120-130
H. Н. Колосовский
ПЕРСПЕКТИВЫ ХОЗЯЙСТВА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
I. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ
НА БЕРЕГАХ ТИХОГО ОКЕАНА
За последние 8 лет, со времени Европейской войны хозяйство нашей Тихоокеанской окраины имело несколько своеобразную судьбу. Оно не имело критической точки 1913 г., характерной для Европейской России, как год максимального подъема. За годы гражданской войны на востоке, несмотря на перебои в отдельных отраслях хозяйства, мы имели все же, в общем и целом, относительное развитие хозяйства Дальнего Востока.
Объяснения этого обстоятельства следует искать в той ситуации, каковая сложилась за истекшие годы для стран Тихоокеанского побережья. Возросшее хозяйство Японии, развившаяся Маньчжурия, изменившийся хозяйственный облик Китая, усилившаяся роль С.А.С.Ш. (Северо-Американские Соединенные Штаты. — Примеч. ред.) и Канады на берегах Тихого океана, общее развитие хозяйственной жизни стран Тихоокеанского побережья — дали некоторое отражение и на нашем Дальнем Востоке.
Следующие цифры отмечают развитие хозяйства Японии и ее влияние на азиатские страны1.
Оборот Японии со всеми азиатскими странами (в иенах)
1913 1917 1919 1920
Ввезено 348 055 150 475 515 674 1 074 370 271 942 546 830
Вывезено 275 927 865 704 111 051 955 145 674 998 373 591
Общий оборот 623 983 015 1 179 626 725 2 029 515 945 1 940 920 421
© Колосовский Н. Н., 2008
Колосовский Н. Н. Перспективы хозяйства Дальнего Востока // Бюллетени Госплана. 1923. № 11-12. С. 102-110.
Орфография и грамматика оригинала сохранены. — Примеч. ред.
1 Цифры о Японии по статье А. Ф. Бонч-Осмоловского «Экономические связи Приморья».
Государственные доходы Японии возросли с 722 млн иен за 1913—1914 гг. до 1563 млн иен за 1921—1922 гг.; торговый флот с 2331 судна с общим тоннажем в 1 853 425 тонн возрос к концу 1919 г. до 3040 судов с тоннажем 3 005 550 тонн; национальные богатства Японии с 32 млрд иен в 1913 г. возросли более чем до 86 млрд.
Рост хозяйства Северной Маньчжурии виден из следующих данных: вывоз хлебов из районов Китайско-Восточной железной дороги в 1913 г. составлял 51 млн пудов; в 1917 г. — 74 млн пудов; в 1921 г. — 124 млн пудов и по предварительным сведениям за 1922 г. — 132,5 млн пудов. Если предположить, что в течение десятилетия 1922—1931 гг. темп развития сельского хозяйства Северной Маньчжурии пойдет так же, как за предыдущее десятилетие, то излишек хлебов к 1931 г. может достигнуть 260—320 млн пудов.
Участие Китая в тихоокеанской торговле, по данным Н. I. МоИ, президента Китайской делегации на Все-Тихоокеанской Коммерческой конференции в Гонолулу (октябрь — ноябрь 1922 г.), возросло за период с 1900 г. в следующих размерах:
Ввоз Вывоз Всего
1900 211 159 370
1910 463 381 814
1920 762 542 1304
Примечание. В миллионах хайчуанских таэлей.
Рост хозяйства нашей Тихоокеанской окраины объясняется, главным образом, воздействием на него со стороны Японского рынка и Северо-Мань-чжурского.
Показательны следующие примеры:
1. За период войны Япония широко развила у себя деревообрабатывающую промышленность, спичечное дело, писчебумажное производство.
До войны лишь некоторые из писчебумажных японских фабрик обладали собственными целлюлозными заводами с общей производительностью в 1913 г. в 76 000 тонн, что было недостаточно для развивавшегося производства.
Результатом является значительный ввоз целлюлозы из-за границы в Японию, выражавшийся в следующих цифрах:
Тонны Стоимость в иенах
1913 53 167 4 620 477
1916 63 029 9 071 719
1917 15 652 2 810 714
1919 44 315 10 687 206
Резкое сокращение ввоза в 1917 г. вызвано было затруднениями получения целлюлозы из Германии и Скандинавских стран. В дальнейшем их место стали занимать Канада и С.А.С.Ш. Как видно из таблицы, цены на целлюлозу поднялись почти в 3 раза против довоенных, что побудило Японию увеличить количество собственных целлюлозных заводов. Общая производительность заводов к настоящему времени доходит до 226 000 тонн древесной массы, обработанной серной кислотой, и до 186 000 тонн толченой целлюлозы. Выход на Японский рынок нашей приморской ели и пихты был следствием развития Японской целлюлозной промышленности, точно так же, как усиленный вывоз из Приморья осиновой чурки обусловлен развитием в Японии производства спичечной соломки1.
2. В предыдущем отмечался рост экспортных хлебных грузов в Северной Маньчжурии. В известной доле экспорт направлялся через Владивостокский порт:
Маньчжурский экспорт через Владивосток
Годы (по хлебной кампании) Количество пудов Маньчжурского экспорта
1908—1909 4 044 495
1915—1916 12 854 858
1916—1917 23 949 276
1917—1918 4 851 000
1919—1920 2 223 000
1920—1921 11 148 100
1921—1922 21 721 127
1922—1923 (предв. данные) 31 000 000
Если в прежние годы (1908—1911 гг.) Маньчжурский экспорт составлял в общем грузообороте порта 30—40%, то в 1921—1923 гг. он составляет около 90—95%.
Жизнь Владивостокского порта в настоящий момент обусловлена развитием сельского хозяйства Северной Маньчжурии. Благодаря экспорту из Маньчжурии в Приморье приливает в настоящее время около 7 000 000 рублей золотом на оплату экспорта; около 93 000 человек, или 14% всего населения Приморской губернии (650 000), связано тем или иным образом с Маньчжурским экспортом.
Можно было бы дать еще несколько примеров, как рост хозяйства стран Тихоокеанского побережья отражался стимулирующим образом, тем или иным способом на хозяйстве нашего Дальнего Востока (например, разви-
1 Сведения о лесном деле Японии взяты по данным Приморского Лесного Отдела.
тие рыбопромышленности в водах нашего побережья, развитие рисосеяния в Приморье и т. д.). Чтобы не загромождать настоящую статью цифрами, они опускаются.
Если подвести итоги вышесказанному, должны будем отметить следующее важное обстоятельство для дальнейшей судьбы хозяйства нашего Дальнего Востока.
В противоположность странам Западной Европы, где имеется налицо снижение хозяйственного уровня и затяжной кризис хозяйственный, политический, социальный, страны Тихого океана развили свое хозяйство. Нет никаких оснований ожидать изменения темпа роста хозяйства Тихоокеанских стран в ближайшие горы. Катастрофа, происшедшая в настоящем году в Японии, можно надеяться, не отразится в неблагоприятном смысле на хозяйстве нашего Дальнего Востока. Например, можно даже ожидать возрастания спроса на наш лес. В прошлом развитие стран Тихого океана уже до известной степени воздействовало на развитие нашего Дальнего Востока. Для будущих хозяйственных перспектив Дальнего Востока важно учесть и использовать благоприятно складывающуюся для нас обстановку на берегах Тихого океана.
2. РОЛЬ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ХОЗЯЙСТВЕ СИБИРИ
Работами Сибирских Секций Госплана намечается 6 хозяйственных областей Сибири: Западно-Сибирская (Обская), Кузнецко-Алтайская, Енисейская, Центрально-Сибирская (Ленско-Байкальская (ЛБО), Якутская и Дальне-Восточная (Приморская) (ДВО). Соответственно природным ресурсам и экономическим условиям устанавливается следующая перспективная производственная характеристика хозяйства областей в частях его, имеющих союзное значение:
Название областей Госплана Производственная характеристика хозяйства
1. Западно-Сибирская (Обская) 1) Сельское хозяйство, 2) Лесная промышленность, 3) Пушное дело, 4) Рыбное дело.
2. Кузнецко-Ал-тайская 3. Енисейская 1) Каменноугольная промышленность, 2) Промышленность черного металла, 3) Полиметаллы, медь, золото, 4) Лесное дело, 5) Пушное дело.
4. Центрально-Сибирская (Ленско-Байкальская) 1) Золотопромышленность, 2) Углепромышленность, 3) Полиметаллы, 4) Олово, редкие металлы, 5) Обраб. промышленность (в будущем), 6) Лесное дело (в будущем).
5. Якутская 1) Пушное дело, 2) Скотоводство, 3) Золотопромышленность, 4) Лесопромышленность (в будущем).
6. Дальне-Восточная (Приморская) 1) Лесное дело, 2) Золотопромышленность, 3) Рыбное дело, 4) Пушное дело, морские промыслы, 5) Уголь и нефть Сахалина, 6) Полиметаллы Сихоте-Алина.
Поставленные перед областями хозяйственные задачи специализированы таким образом, что выполнение их является наивыгоднейшим по совокупности экономических условий.
Если теперь подойти к вопросу о времени осуществления намеченных программ развития хозяйственной жизни Сибирских областей, к вопросу о темпе и последовательности этого развития — то нужно учесть следующее.
Две области на западе Сибири — Западно-Сибирская и Кузнецко-Ал-тайская, по предположениям Госплана, должны быть связаны уже в течение ближайшего планового периода (1925—1930 гг.) с хозяйством Европейской России. Радикальное понижение транспортных тарифов по Сибирской железнодорожной магистрали, связанное с т. н. «сверхмагистрализацией» ее, позволяет: 1. Связать сельское хозяйство Западно-Сибирской области с рынками Европейской России и Западной Европы и 2. Сочетать Кузнецко-Ал-тайское хозяйство с хозяйством Урала и Европейской России. Этим самым хозяйство двух западных Сибирских областей вплетается в общую ткань хозяйственных районов Европейской России. Морфологически в хозяйственной структуре Западных Сибирских областей не будет никакой разницы с Европейскими областями Союза.
Если теперь подойти к хозяйству следующей, более восточной области — Ленско-Байкальской, то на ближайшие годы хозяйственные возможности здесь ограничены. Восстановление золотопромышленности примерно до цифры 1000 пудов в год и развитие Черемховской углепромышленности до размеров Сибирского, межобластного порядка (гл. образом для снабжения железной дороги на запад и отчасти восток), — вот основные задания, какие могут быть даны для центральной Сибири. Если к этому прибавить добычу редких металлов (вольфрам, молибден, висмут) и упорядочение курортного дела, то это почти исчерпает хозяйственные возможности края на ближайшие годы по частям хозяйства союзного значения.
Потенциальные возможности Ленско-Байкальской области несравненно более широкие. Следует предвидеть в дальнейшем значительное развитие некоторых видов обрабатывающей промышленности, например: 1. Обработка продуктов скотоводства на монгольском и собственном (Забайкальском) сырье (кожевенное дело, мыловаренное, свечное производство, пимокат-ное и пр.); 2. Химическое производство на древесном и минеральном сырье; 3. Деревообрабатывающая промышленность; 4. Некоторые отрасли металлической промышленности. Удаленность Ленско-Байкальской области от обрабатывающих центров Европейской России и портов Тихого океана (дороговизна провоза), обилие энергетических ресурсов (угли местного значения, разбросанные по линии железной дороги и многочисленные горные реки, легко используемые, расположенные в освоенной населением и обслуженной
железной дорогой части территории), а также высокая степень промысло-вости населения, не удовлетворяющегося сельским хозяйством, — факторы, благоприятствующие возможному развитию обрабатывающей промышленности Ленско-Байкальского района для рынков: Монгольского, Маньчжурского, Дальне-Восточного, Якутского и отчасти Западно-Сибирского. При условии сооружения железной дороги Верхнеудинск — Троицкосавск — Урга, с продолжением ее на Калган — Пекин, возможности ЛБО в области обрабатывающей промышленности еще расширяются благодаря связи с хозяйством Китая (в частности интересен сбыт лесной продукции). Но все это в дальнейшем. Для ближайших же 5-ти лет развитие перечисленных потенциальных возможностей ЛБО не превышает круга местных интересов.
Иная конъюнктура складывается для Дальне-Восточной (Приморской) области.
Основные сырьевые фонды Дальне-Восточной области1 ориентированы весьма благоприятно по отношению к выходам в Тихий океан. Страны Тихоокеанского побережья вступили в фазу роста значительного темпа. По общей ситуации следует рассчитывать на дальнейший, быть может, все увеличивающийся темп развития их хозяйства. Рынки Тихого океана обнаруживают все увеличивающуюся поглотительную способность по отношению к сырьевой продукции, могущей быть полученной из фондов нашего Дальнего Востока (лес, рыба, продукты морских промыслов, уголь, нефть Сахалина, некоторые виды сельскохозяйственной продукции Приморья и Амурского края). Сравнивая хозяйственные возможности ДВО и ЛБО на ближайшее время, приходим к следующим выводам.
I) Развертывание потенциональных возможностей ЛБО связано с развитием обрабатывающей промышленности и использованием ее энергетических ресурсов, требующих: 1) как никак, а все же значительных капитальных затрат (сырьевые плюс обрабатывающие установки), 2) известного времени на создание соответствующих производств, 3) наличия достаточной покупательной способности и спроса на ее продукцию в соседних областях Восточной Сибири, 4) проникновения на рынки Монгольский, Маньчжурский.
II) Сырьевые ресурсы ДВО уже в настоящий момент частично пущены в разработку и имеют сбыт на рынках Тихого океана. Развертывание хозяйства ДВО может в ближайшее время идти по пути увеличении масштаба разработки сырьевых ресурсов, давая пока необработанную или полуобработанную продукцию и почти не встречая препятствий к размещению ее на внешних рынках. Иначе говоря, количество капитальных затрат для первых этапов
1 По проекту Госплана будущая (Дальне-Восточная) область включает в себя бывшие области: Приморскую, Амурскую, Сахалин, побережье Охотского моря до Станового хребта (Джуджур), Камчатку и Чукотский полуостров.
развертывания хозяйства ДВО относительно меньше, чем для ЛБО. Далее накопление и втягивание средств на дальнейшую интенсификацию производства возможно в процессе самого производства. Опыт работы в последние годы некоторых наших хозяйственных организаций: Дальбанк, отчасти Дальлес, показал, что это предположение не лишено оснований. Наконец, нужно иметь в виду еще следующее.
В сопредельных областях Китая мы имеем неисчерпаемый рынок рабочей силы. Принимая во внимание: 1) что на ближайшие годы мы все же будем стеснены на Дальнем Востоке в средствах на капитальное оборудование предприятий, 2) заведомый недостаток рабочих рук на наших Дальне-Восточных предприятиях, 3) необходимость давать для рынков Тихого океана возможно дешевую продукцию (конкуренция японских и европейских предприятий, на Востоке эксплуатирующих желтый труд) — следует признать необходимым в интересах развития хозяйства нашего Дальнего Востока привлечение китайского рабочего элемента в наши Дальне-Восточные предприятия.
Должное сочетание европейско-американских методов работы и использования китайского труда может быть проведено так, чтобы избегнуть снижения уровня жизни русских рабочих и варварских методов эксплуатации желтого труда, применяемых европейцами и японцами в Китае.
Возможность использования китайского труда на нашем Дальнем Востоке должна дать еще плюс для немедленного приступа к развертыванию хозяйства ДВО.
Итак, все основания утверждать, что Дальне-Восточная (Приморская) область Госплана будет и должна развивать свое хозяйство ранее и в иных формах, чем более западная часть Сибири — Ленско-Байкальская область. Проведение западной границы ДВО Госплана (а следовательно, восточной ЛБО) и отграничивает две части территории Сибири с разным хозяйственным будущим1.
Все сказанное относилось к ДВО в целом. Логически очевидно, что в наибольшей степени все доводы справедливы для наиболее южных и наиболее восточных частей ДВО (ближе всего к Тихому океану, благоприятнее климатически и лучше обжиты). Поэтому наибольшее значение для внутреннего хозяйства ДВО имеет Уссурийский край. Это основная хозяйственная база для ДВО. Опираясь на Владивостокский коммерческий порт, должно развиваться связанное с ним лесное, рыбное и сельское хозяйство Уссурийского края, углепромышленность, железная металлургия (на Ольгинских и др. рудах) и прочие виды горного промысла. Уссурийская железная дорога и мест-
1 Западная граница ДВО, по проекту Госплана, проходит через с. Покровка на р. Амуре у слияния р. Шилки и р. Аргуни — пункт, естественно отграничивающий Приморское хозяйство от Центрально-Сибирского с его особым будущим и особым производственным укладом.
ПЕРСПЕКТИВЫ ХОЗЯЙСТВА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ПЭ
№ 4 2008
ный морской каботаж на нашем побережье Японского моря суть те радиусы, по которым Владивостокский порт должен втягивать весь Уссурийский край в хозяйственный товарооборот с внешним миром. Ветвестроительство к Уссурийской дороге и к отпускным каботажным портам на нашем побережье Японского моря, а также создание достаточного собственного каботажного флота — непременные условия развития Уссурийского края. Стягивание во Владивосток возможного максимума Северо-Маньчжурского экспорта — первоочередная предпосылка для усиления хозяйственной мощи самого Владивостока, привлечения в край денежных средств1 и развития во Владивостокском районе некоторых видов обрабатывающей промышленности на маньчжурском сырье. Постепенное хозяйственное освоение более северных территорий Уссурийского края и низовьев Амура, развитие и реконструкция здесь лесного и рыбного дела, золотопромышленности и пушного дела должно быть связано: 1) с оборудованием дополнительных портов в Японском море (Советская Гавань, Де-Кастри и др.), 2) с разрешением проблемы морского выхода через устье Амура, 3) постройкой железной дороги от Амура к Де-Кастри и от Хабаровска к Советской Гавани. Вопросы о выходе через устье Амура и железной дороги Хабаровск — Советская Гавань имеют значение большее, чем только развитие хозяйства низовьев Амура или территории, прилегающей к будущей трассе Хабаровск — Советская Гавань. Эти вопросы надо ставить в связи с хозяйственными проблемами всего Амурского края, не только левобережной русской части, но и правобережной китайской его части. Хозяйственные проблемы русского побережья Амура стоят в связи с реконструкцией золотого промысла, пушного дела, лесопромышленности и сельского хозяйства. Все эти вопросы тесным образом сплетаются с работой Амурского водного транспорта, Амурской железной дороги и колонизационными вопросами. Вероятный рост грузооборота русской части Амурского края с морем в первые годы не дает экономических оснований для разрешения вопроса о выходах к морю ни через устье Амура, ни тем более, путем постройки железной дороги Хабаровск — Советская Гавань. Даже совокупно с местными грузами низовьев Амура и самой железнодорожной линии, обе задачи вряд ли экономически разрешимы. Задача разрешается в том случае, если будет учтен дополнительный грузооборот с китайского правого берега Амура. Последний может поступать с р. Сунгари (уже сейчас можно при известных условиях привлечь до 9 млн пудов хлебных грузов), а также с проектируемой постройкой железной дороги Цицикар — Сахалян
1 По подсчетам Дальбанка, естественный предел средств, который может быть получен от Маньчжурского экспорта при должной организованности дела определяется к концу 5-летия 1925—1930 г. в 23 милл. руб. Даже сбрасывая с этой суммы известный % на политические затруднения, имеющие для нас место в сношениях с Маньчжурией, возможный рост поступлений от Маньчжурского экспорта получается достаточно значительным.
(китайский город против Благовещенска) с веткой на Харбин. Эта линия, открывая новые колонизационные фонды на китайской территории, должна дать значительный приток грузов на амурские транспортные линии в восточном направлении, а с другой стороны — стимулировать развитие некоторых отраслей Амурского хозяйства, получающих сбыт в направлении Благовещенск — Харбин — Дайрен. Момент сооружения линии Цицикар — Сахалян определит постройку пути Хабаровск — Советская Гавань. До этого момента хозяйственные вопросы Приамурья в целом остаются связанными с водной транзитной магистралью Хабаровск — Николаевск — море. Есть вероятия установления на этой линии плавания морских каботажных судов с осадкой 12 футов (естественная глубина плеса и амурского бара) или устройства в Николаевске-на-Амуре плавучего перегружателя для хлебных, штучных и лесных грузов с 12-футовой осадкой, принимающего в Николаевске грузы с речных пароходов и перегружающего их в море за пределами бара на 30-футовой глубине.
В предыдущем намеренно выделены на первое место транспортные вопросы, ибо разрешение их определяет возможность правильной последовательности в развертывании всего хозяйства Дальнего Востока. Отметим сейчас еще один транспортный вопрос. Раз сырьевая продукция Дальнего Востока ориентирована главным образом на рынки Тихого океана, естественно, требуется, кроме развития каботажного флота для своих нужд, о чем уже упоминалось, также и флота дальнего плавания для целей правильной постановки внешней торговли ДВО. Отсюда важность собственного судостроения и роли, которую будет призван сыграть Владивостокский судостроительный завод.
Для того чтобы закончить вопрос о ДВО в границах Госплана, остается отметить, что использование природных ресурсов Сахалина (уголь, нефть, лес и др.) и упорядочение и реконструкция хозяйства побережья Охотского моря и Камчатки (рыба, пушнина, морские промысла, минеральные ресурсы) возможны только опираясь на закрепленную хозяйственную базу в Приморье и морской каботажный флот. В настоящий момент Сахалин, Камчатка, Охотское побережье находятся по существу вне сферы нашего хозяйственного влияния. На Сахалине хозяйничают японцы, по Охотскому побережью, на Камчатке, Чукотском полуострове действуют американцы, японцы и др. Предстоит необходимость энергичного восстановления экономического влияния Союза ССР на эти территории.
Хозяйственная роль Приморья, однако, не ограничивается только территорией ДВО.
Хозяйство Якутской республики может быть начато развитием лишь под воздействием хозяйственно окрепшего организма Дальнего Востока, путем
создания выхода для якутского сырья к берегам Охотского моря через порт Аян (или Эйкан). По укреплении Приморского лесного хозяйства, укреплении лесных рынков за дальневосточным лесом, по создании флота — возможен приступ к использованию колоссального лесного массива Якутского края, первоначально в частях, прилегающих к Охотскому морю (район р. Ман). Это позволит соорудить железную дорогу к Аяну (Эйкану) длиной около 300 верст и тем создать выход и для других видов продукции края (мясо, пушнина, соль и др.).
Обратное стимулирующее воздействие хозяйства ДВО на хозяйство Лен-ско-Байкальской области, которое неизбежно должно будет несколько запаздывать в своем развитии, также несомненно.
Обобщая вышеприведенный прогноз развития хозяйственной жизни в Ленско-Байкальской, Дальневосточной и Якутской областях, получаем следующие выводы:
1. Дальне-Восточная (Приморская) область Госплана есть основная хозяйственная база для Восточной Сибири.
2. Хозяйство Дальне-Восточной области по темпу и времени будет в ближайший плановый период опережать развитие хозяйства в сопредельных областях В. Сибири, стимулируя в них рост хозяйственной жизни.
3. По сравнению с областями Западной Сибири, хозяйство которых уже в ближайшее пятилетие тесно увязывается с хозяйством Европейской России, в Восточной Сибири будет иная картина: Дальний Восток в ближайшее пятилетие не будет иметь тесной производственной связи с Европейской Россией и даже Западной Сибирью, ориентируя сбыт своей продукции, главным образом, на рынки Тихого океана и втягивая постепенно в свою хозяйственную орбиту хозяйство 2-х других областей Восточной Сибири.
4. Таким образом, хозяйство Сибири в целом будет строиться с двух концов: со стороны Европейской России и Дальнего Востока, смыкаясь в центре Сибири — Ленско-Байкальской области. Полная смычка произойдет с момента развития в ЛБО обрабатывающего промышленного центра.
Если приведенные выводы достаточно убедительны, совершенно очевидны дальнейшие заключения:
1) Если Дальний Восток — наша основная опорная база и мы заинтересованы в развитии ее производственных начинаний, важно обеспечить прилив на окраину рабочей силы и достаточных капиталов. И для той и для другой цели важно обеспечить достаточную их оплату. Теперь, так как в отношении продажных цен, мы поставлены на Дальнем Востоке в жесткие условия (сбыт на внешние рынки, на высоту рыночных цен, которых мы не можем иметь большого влияния) — то, следовательно, мы поставлены в такие же жесткие условия по отношению к возможной себестоимости и высоте (номинальной)
9. Заказ 6811
129
заработной платы. Отсюда требование достаточно низкого (номинального) прожиточного минимума или, соединяя с предыдущей посылкой, — получение достаточно высокой реальной заработной платы.
Сказанное позволяет считать необходимым проработку плана торговли на Дальнем Востоке, как функции желательной высоты прожиточного минимума.
Если обратиться к настоящей постановке торгового дела на Дальнем Востоке, то приходится отметить, что снабжение Дальнего Востока предметами потребления не удовлетворяет вышеприведенному условию: вследствие значительного сокращения НКВТ (Народного комиссариата внешней торговли. — Примеч. ред.), привоза товаров из-за границы и невероятной дороговизны доставляемых из Москвы товаров следует ожидать поднятия прожиточного минимума до опасно высоких размеров и необычайного дальнейшего роста контрабанды, и без того, по некоторым данным, достигавшей 40% от ввоза через таможни. Административные меры здесь, благодаря большой длине границы, несостоятельны.
2) Если производственная связь Дальнего Востока с остальным Союзом на ближайшие годы будет слабой — особое значение будут иметь связи финансового порядка. Отсюда: 1) требование особого внимания к формам привлечения иностранного капитала, 2) желательность участия союзного капитала в эксплуатации важнейших отраслей хозяйства, 3) надлежащая организация банковского аппарата, действующего на территории ДВО.