Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОМСКА'

ПЕРСПЕКТИВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОМСКА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОЕНИЕ / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ МОНИТОРИНГОВО-ОЦЕНОЧНОГО И ПРОГНОЗНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО БЛОКОВ / УПРАВЛЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЕМ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Маслова Л. К.

Автор поднимает вопросы градостроения в г. Омске. За недостатками показывает упущенные возможности получения экономического эффекта. Необходим переход от отраслевого к комплексному планированию пространственной среды и подключению административно-управленческих структур разного уровня. Этот переход может быть реализован путём формулирования соответствующих задач и создания организационной структуры для планово-прогнозной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE URBAN DEVELOPMENT OF OMSK

The article deals with the issues of urban planning in Omsk. The author shows missed opportunities for obtaining an economic effect using disadvantages. There is a need for a transition from sectoral to multiobjected planning of the spatial environment and involvement of administrative and management structures of various levels. This transition can be implemented by formulating appropriate tasks and creating an organizational structure for planning and forecasting activities.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОМСКА»

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2022. № 4 (47)

ПОЛИТИКА.

ЭКОНОМИКА.

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 711 + 712 ГРНТИ 67.25.19

ПЕРСПЕКТИВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОМСКА

Л. К. Маслова

Общественно-деловой клуб «Мегаполис»

Россия, 644080, Омская область, город Омск, пр-т Мира, 5

Автор поднимает вопросы градостроения в г. Омске. За недостатками показывает упущенные возможности получения экономического эффекта. Необходим переход от отраслевого к комплексному планированию пространственной среды и подключению административно-управленческих структур разного уровня. Этот переход может быть реализован путём формулирования соответствующих задач и создания организационной структуры для планово-прогнозной деятельности.

Ключевые слова градостроение, Омская область, интеграция монито-рингово-оценочного и прогнозно-территориального блоков, управление планированием и пространственной организацией.

PROSPECTS FOR THE URBAN DEVELOPMENT OF OMSK

L. K. Maslova

Social and business community center "Megapolis"

Russia, 644080, Omsk region, Omsk, Prospekt Mira, 5

The article deals with the issues of urban planning in Omsk. The author shows missed opportunities for obtaining an economic effect using disadvantages. There is a need for a transition from sectoral to multi-objected planning of the spatial environment and involvement of administrative and management structures of various levels. This transition can be implemented by formulating appropriate tasks and creating an organizational structure for planning and forecasting activities.

Keywords: urban planning, Omsk region, integration of monitoring-evaluation and predictive-territorial blocks, management of planning and spatial organization.

Уже 22 года мы живём в XXI веке, но чтобы говорить о будущем, предлагаю оглянуться назад.

Ещё в начале этого века мы строили грандиозные планы, утвердили новые градостроительные документы — Генплан в 2007

году и Правила в 2008 году, разработали и утвердили проекты планировок почти на всю территорию города. Мы должны были уже к 300-летнему юбилею ввести первую линию метрополитена, построить новый международный аэропорт, плотиной зарегулировать

54

© Маслова Л.К., 2022

уровень воды в наших реках, построить новые жилые кварталы на левобережье — вдоль ул. Волгоградская, (инвестор Птицын), вдоль нового пр. Рокоссовского (инвестор ПИК «Западная Сибирь»), в предмостной части метромоста (инвестор «Алмаз-Инвест»). От Московки до ул. Заозёрная должны были вырасти современные жилые комплексы.

А сколько новых и реконструируемых дорог и транспортных развязок, инженерных сетей было запланировано к строительству до 2025 года!? Много было планов и надежд. В 2010 году в российском журнале «Градостроительство» широко представлены и достижения, и планы нашего региона уже в новом веке. Ещё в 2010 году регион был в числе успешных.

Да, именно из-за кризиса 2008 года не удалось реализовать очень важные для развития города мероприятия, особенно в отношении развития транспортной инфраструктуры.

Но что же случилось, почему мы сегодня возвращаемся назад, почему последующие решения принимаются без учёта предыдущих утверждённых решений? Почему и сегодня требуют безотлагательного решения те же задачи, что стояли и в конце 2016 года?

На заседании архитектурно-градостроительного совета от 02.12.2016 г. при рассмотрении вопроса «Генеральный план города как основа формирования комфортной городской среды» было обозначено следующее:

«В ближайшее время надо приступать к актуализации Генерального плана и найти решение следующих вопросов:

• в первую очередь нужно определиться по срокам реализации важных объектов (аэропорт, метрополитен);

• необходимо транспортную схему разработать на современном уровне электронной моделью, позволяющей правильно принимать решения, что же в первую очередь строить, что решает тот или иной транспортный узел;

• необходимо приведение в соответствие Генеральному плану принятых документов по границам водоохранных зон рек Иртыш и Омь, границам городских лесов, поставленным на кадастр (только этот вопрос и учтён в новом генплане);

• можно и нужно пересмотреть необходимость многоэтажной застройки на территориях обустроенной ИЖС, где не возникает необходимости строительства городских маги-

стралей, а регенерация существующего частного сектора (ИЖС) в настоящее время выражается в самостийной застройке без проведения какой-либо инженерной подготовки и уважения «красных линий»;

• необходимо определение новых территорий для малоэтажного строительства за счёт резервных территорий в южной зоне города;

• необходимо определение территории для современных больниц и диспансеров, взамен таких, как туберкулёзные и психоневрологический диспансеры, расположенные в границах жилой территории».

Из всего вышеперечисленного, спустя пять лет, выполнена только актуализация Генерального плана, в котором учтены лишь кадастровые границы лесоустройства, а другие задачи, увы, так и не нашли отражения, хотя сегодня они ещё более актуальны.

На протяжении десяти лет органы местного управления всё более активизируют свою деятельность в основном по реализации национальных проектов. Да, строить новые дороги и ремонтировать старые, благоустраивать скверы и парки — это обязательно надо, это хорошо, но почему при этом не развивается сеть ливневой канализации города, почему вкладывая средства в ремонт ПКиО «Зелёный остров», «забыли», что вдоль верхней дороги необходимо построить ветку ливневой канализации, а не сбрасывать грязные потоки из нового жилого микрорайона прямо в парк, в котором так любят гулять и жители этого же микрорайона; «забыли», что существующий коллектор так и сохраняется без очистных сооружений.

А ведь это прямое нарушение водоохранного законодательства, но надзорные органы почему-то не реагируют. При этом не решается вопрос о прилегающих территориях, которые, изначально находились в границах парка, но теперь не относятся к муниципальной собственности: здание ГИМС, расположенное на входе в парк со стороны ул. Кемеровской (бывшее здание спасательной станции для пляжа), с прилегающей территорией, главной лестницей представляют жалкое зрелище.

Это наглядный пример недальновидной политики прошлой власти, когда в конце прошлого века в сумятице приватизации и земельных реформ муниципалитет «раздавал всё, всем и вся»: и построенные городские

ШБЫ2221-7711 Национальные приоритеты России. 2022. № 4 (47)

объекты с земельными участками, и объекты ресурсоснабжения. В результате сегодня задачи и проблемы органов управления усложнилась во много раз. Кто должен их решать? — Найти решения, приемлемые для горожан уже в новых условиях, должны наши региональные и местные органы управления.

В целях устойчивого развития общества обозначена одна из актуальнейших задач органов государственной власти и местного самоуправления — формирование современной инфраструктуры регулирования пространственной организации обустройства территории. Это формирование и проведение грамотной градостроительной политики, включая цели, принципы и характер градостроительной деятельности, порядок её регулирования, меры установления и обеспечения соблюдения этого порядка.

Говоря о градостроительном будущем нашего города, нельзя не учитывать множество брошенных территорий и разрушающихся недостроенных объектов даже в центре города: правобережные подходы к метро-мосту, набережная Тухачевского, стадион «Динамо». И именно в этом ареале, в историческом центре города завершается строительство новой гостиницы «Космос» международного класса! Разве это можно назвать эффективным использованием территории?

Далее об эффективности. Спрашивается, зачем вкладываются средства в ремонт двухэтажных деревянных домов по ул. 3-я Енисейская с подведением всех инженерных сетей? Разве мы уже отказались от развития здесь общественно-деловой застройки левобережного центра, что отражено уже и в новом Генплане - 2020? При этом законченный 13-этажный жилой дом на углу улиц 6-й Линии и Маяковского отнесён к долгостроям из-за нерешения земельных вопросов уже более трёх лет. Обманутые дольщики при завершённом строительстве — это ли не прямая задача и ответственность наших органов управления градостроительством?

Именно градостроительство — единственная сфера деятельности, комплексно решающая проблемы пространственной организации обустройства территории на основе знания объективных закономерностей её развития.

Решая задачи реализации национального проекта не следует забывать, что без при-

влечения градостроителей не может быть компетентно определено:

- где, какие виды жилищного строительства, в какой очерёдности могут осуществляться;

- где, какой жилищный фонд подлежит сносу, капитальному ремонту, улучшению эксплуатации;

- где, какие виды объектов социальной, производственной, рекреационной транспортной инфраструктур, инженерного обустройства и общего благоустройства территории должны быть размешены в связи с планируемым жилищным строительством.

Наши органы власти до настоящего времени живут в плену у отраслевого подхода к управлению развитием общества и территории. Результат тот же, что и у врачей, которые лечат болезни, а не человека. При таком подходе каждая из отраслей, представленных ведомствами или монополиями, решает проблемы пространственной организации обустройства территории для своих целей, практически без учёта интересов остальных, в том числе и интересов граждан вне своей сферы деятельности. Это наглядно видно на примере заседания Координационного совета по улучшению инвестиционного климата и развитию предпринимательства в г. Омске от 25 августа этого года под руководством мэра города Сергея Шелеста.

Неэффективное использование своей территории, неразвитость её инфраструктур и ресурсов наносит нашему городу огромный ущерб, резко снижает конкурентоспособность его экономики, приводит к обострению экономических, социальных и экологических проблем (подтопление городских территорий, последствия ливневых дождей, постоянный ремонт дорожных покрытий, заболачивание русел Иртыша и Оми в черте города...).

Всё это говорит о падении качества принимаемых градостроительных решений, недооценке нашими профильными службами необходимости модернизации с учётом перспективного развития системы водопонижения и строительства современной сети ливневой канализации с очистными сооружениями; систем по водоснабжению и водоотведению, тепло- и энергоснабжению.

В современной социально-экономической ситуации общие установки федерального уровня, ориентированные на переход страны к устойчивому развитию, не получают

необходимой конкретики в региональных и тролируются балансовые соотношения зе-муниципальных документах, полностью забы- мельных выделов разного назначения, параты требования экологически щадящего ком- метры рациональной функциональной органи-плексного природопользования, никак не кон- зации и планировочной структуры территории.

Выпуск ливневого коллектора

Здание ГИМС 2022 г.

Здание Спасательной станции 1990 г.

Правобережный подход к метромосту

Набережная Тухачевского

Стадион «Динамо», первый в городе стадион

Иртыш в центре города Всё, что осталось от Водного стадиона

на Зелёном острове 2022 г.

Серьёзнейшей проблемой действующей системы формирования и проведения градостроительной политики является дефицит профессионализма, задержка установления общепринятых научно обоснованных представлений о предмете, целях и принципах градостроительной деятельности, совокупности и взаимосвязанности средств её регулирования. Количество профессионалов в этой сфере сократилось в России за последние полтора десятка лет более чем в десять раз, и Омск здесь, к сожалению, не исключение. Необходимо незамедлительно принимать меры по:

- ускоренной подготовке и закреплению требуемого количества специалистов-градостроителей на основе достойной оплаты их труда;

- обязательной градостроительной подготовке ответственных работников органов государственной власти и местного самоуправления, без неё чиновник, претендующий на участие в решении задач развития территории, в развитых странах считается безответственным (Госстрой ранее организовывал чтение циклов лекций для управленцев, сейчас стоит подумать о плане сотрудничества с РААСН);

- созданию системы градостроительного просвещения граждан (лектории, целевые аудитории, общественные слушания и т. д.), необходимого для привлечения широкой общественности к участию в обсуждении градостроительных решений (такое участие в развитых странах считается одним из основных свидетельств самоутверждения гражданского общества), причём, обсуждение проводить до принятия решений, а не после, как это происходит с Парком 300-летия г. Омска.

Однако реально сложившийся к настоящему времени механизм прогнозно-плановой

деятельности существует в виде отдельных инструментов, организационно разобщённых и не обеспечивающих на всех уровнях планирования преемственности и последовательности детализации решений.

Следовательно, назрел переход от отраслевого к комплексному подходу планирования пространственной организации административных образований разного уровня. На местном и региональном уровнях целесообразна перекомпоновка организационно-управленческой структуры в соответствии с поставленными задачами. Этот переход может быть реализован путём формирования соответствующих задач и организационной структуры планово-прогнозной деятельности.

На базе органов статистики и контрольных органов использования и оценки качественного состояния окружающей среды может быть сформировано управление (отдел) мониторинга градостроительного и социально-экономического развития.

Планирование социально-экономического и территориального развития градостроительства, преобразования землеустройства, реновации территорий и застройки различного назначения осуществляет, в свою очередь, управление (отдел) пространственной организации.

Результатом совместной деятельности этих управленческих структур должен быть перманентный комплексный план градостроительного развития, в котором на фоне экологически допустимых, социально и экономически целесообразных, ресурсообеспеченных направлений роста последовательно в текущем режиме решались бы проблемные ситуации, выявленные в процессе мониторинга экологического, экономического и социального состояния административного субъекта.

Глубина проработки комплексного плана градостроительного развития может быть установлена на десяти- и двадцатилетний периоды с пятилетними циклами полных корректировок обосновывающей и проектной частей и, в случае необходимости, с ежегодными локальными поправками. Ещё в генплане 2007 г. в разделе «План реализации генерального плана...» было предложено создание службы мониторинга реализации для ведения мониторинга и своевременного внесения изменений в градостроительную документацию.

Имея бюджетное учреждение «Омскар-хитектура», в котором ещё сохранились специалисты-градостроители, необходимо развить его в бюджетное учреждение (БУ) «Региональный институт территориального развития» с соответствующей материально-технической базой, что позволит органам управления вести профессиональный мониторинг как в части решений районных территориальных схем, генпланов муниципальных образований и отдельных поселений, так и документации по планированию территории, созданию необходимой базы данных для принятия адекватных решений по развитию той или иной территории. Это обеспечит как преемственность и постоянство, так и возможность

частичных изменений перспективных решений пространственной организации в соответствии с конкретными текущими потребностями, сделает стратегически важный документ пространственного планирования восприимчивым к актуальным краткосрочным местным задачам и эластичным по отношению к внешним вызовам.

Структурная интеграция мониторинго-во-оценочного и прогнозно-территориального блоков управленческих отделов планирования и пространственной организации, когда её результатом и полем текущей деятельности становится комплексный внутренне сбалансированный в отраслевом разрезе документ, способный к восприятию и адаптации разных, в том числе новых и конъюнктурных задач градостроительного развития, в большей мере отвечает динамике современного мира, многообразию форм и видов хозяйственной деятельности, компромиссному решению иногда даже противоречивых задач преобразования окружающей среды на фоне общей стратегической установки на создание и поддержание условий устойчивого развития. При этом будет получен и ощутимый экономический эффект, что немаловажно в целом для бюджета нашего региона.

Лариса Константиновна Маслова — заслуженный архитектор РФ, заместитель директора Омск-гражданпроекта в 2000-2018 гг. член общественно-делового клуба «Мегаполис»; mlk270549@live.ru.

Larisa Konstantinovna Maslova — Honored Architect of the Russian Federation, Deputy Head of the Omskgrazhdanproekt in 2000-2018. Member of the social and business community center "Megapolis"; mlk270549@live.ru

Статья поступила в редакцию 14.09.2022 г.

Цитаты

Человечество далее не может стихийно строить свою историю, а должно согласовывать её с законами биосферы, от которой человек неотделим. Человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы.

В.И. Вернадский — советский учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.