Научная статья на тему 'Перспективы глобальной экономики — время решительных действий (итоги работы XVII Петербургского международного экономического форума)'

Перспективы глобальной экономики — время решительных действий (итоги работы XVII Петербургского международного экономического форума) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / МОДЕЛЬ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / СТАБИЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC GROWTH / BUSINESS MODEL / INVESTMENT ENVIRONMENT / SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT / GOVERNMENT REGULATION OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гневко Виктор Андреевич, Белозеров Сергей Анатольевич

Авторами статьи представлен обзор методов государственного управления на всех уровнях хозяйствования, обеспечивающих большую открытость властных структур, поддержку модернизации, ориентацию национальной экономики на поступательный экономический рост. В статье отражены результаты достигнутых на форуме соглашений об экономическом развитии Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гневко Виктор Андреевич, Белозеров Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The XVII St. Petersburg International Economic Forum: Prospects for the Global Economy

The article covers the XVII St. Petersburg International Economic Forum (SPIEF), noting the results of agreements sustained at that forum. Held from June 20–22, 2013, the SPIEF theme was 'Finding Resolve to Build the New Global Economy.' The forum contained four major pillars: 'the Global Growth Agenda'; ‘Russia in the Global Agenda'; ‘New Catalysts for Change'; and ‘Conversations to Make a Difference'. Its objective, the critique relates, was to affect the global economy, in particular by showing the role that emerging economic powers are playing in shaping both regional and global agendas. The blueprint has, in conclusion, provided an overview of public administration methods at all management levels, seeking greater official transparency, supporting modernization, and re-orienting the national economy for sustained economic growth.

Текст научной работы на тему «Перспективы глобальной экономики — время решительных действий (итоги работы XVII Петербургского международного экономического форума)»

Иными словами, инновационно активные предприятия в численности всех предприятий этих видов экономической деятельности составляют менее 10%.

Подводя итоги, следует выделить следующие основные моменты.

• Особенность отечественной экономики состоит в слабой восприимчивости к инновациям и низком уровне инновационной активности по причине отсутствия системы стимулирования инвестиций в инновации.

• Преимущественная роль собственных средств организаций как источника финансирования на фоне низких объемов инвестиций в основной капитал и технологические инновации указывает на неэффективную структуру инвестирования.

• Полноценная реструктуризация национальной экономики возможна лишь при задействовании всех механизмов активизации спроса и предложения инноваций.

Литература

1. Аносова Л. А., Кабир Л. С. Приоритеты налогового стимулирования инновационной деятельности и поддержки инвестиций // Экономика и управление. 2013. № 5. С. 12-16.

Романовский М. В., Верхотурова Т. А. Институциональное обеспечение инновационного развития России. Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 1. С. 21-31.

Попов А. И., Плотников В. А. Выбор новой модели развития и модернизация: основы перехода к инновационной экономике. Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 2. С. 197-219.

References

1. Anosova L. A., Kabir L. S. Prioritety nalogovogo stimulirov-aniya innovatsionnoy deyatel'nosti i podderzhki investitsiy [Priorities of tax incentives to support innovation and investment]. Ekonomika i upravlenie, 2013, no. 5, pp. 12-16.

2. Romanovskiy M. V., Verkhoturova T. A. Institutsional'noe obespechenie innovatsionnogo razvitiya Rossii [Institutional support of innovative development of Russia]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov [Bulletin of St. Petersburg Univ. of Economics and Finance], 2012, no. 1, pp. 21-31.

3. Popov A. I., Plotnikov V. A. Vybor novoy modeli razvitiya i modernizatsiya: osnovy perekhoda k innovatsionnoy ekono-mike [Selecting a new model of development and modernization: Fundamentals of transition to innovative economyj. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov [Bulletin of St. Petersburg Univ. of Economics and Finance], 2012, no. 2, pp. 197-219.

Перспективы глобальной экономики — время решительных действий (итоги работы XVII Петербургского международного экономического форума)

The XVII St. Petersburg International Economic Forum: Prospects for the Global Economy

УДК 338.2

Гневко Виктор Андреевич

ректор Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44/А

Gnevko Viktor Andreevich

St. Petersburg University of Management and Economics

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

Белозеров Сергей Анатольевич

профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9

Belozerov Sergey Anatol'evich

St. Petersburg State University

Universitetskaya Emb. 7/9, St. Petersburg, 199034, Russian Federation

Авторами статьи представлен обзор методов государственного управления на всех уровнях хозяйствования, обеспечивающих большую открытость властных структур, поддержку модернизации, ориентацию национальной экономики на поступательный экономический рост. В статье отражены результаты достигнутых на форуме соглашений об экономическом развитии Санкт-Петербурга.

The article covers the XVII St. Petersburg International Economic Forum (SPIEF), noting the results of agreements sustained at that forum. Held from June 20-22, 2013, the SPIEF theme was 'Finding Resolve to Build the New Global Economy.' The forum contained four major pillars: 'the Global Growth Agenda'; 'Russia in the Global Agenda'; 'New Catalysts for Change'; and 'Conversations to Make a Difference'. Its objective, the critique

relates, was to affect the global economy, in particular by showing the role that emerging economic powers are playing in shaping both regional and global agendas. The blueprint has, in conclusion, provided an overview of public administration methods at all management levels, seeking greater official transparency, supporting modernization, and re-orienting the national economy for sustained economic growth.

Ключевые слова: экономический рост, модель хозяйствования, инвестиционный климат, стабильное экономическое развитие, государственное регулирование экономики

Keywords: economic growth, business model, investment environment, sustainable economic development, government regulation of the economy

Традиционно на Петербургском международном экономическом форуме собираются представители политических и деловых кругов, ведущие ученые, представители общественности и средств массовой информации всего мира, чтобы обсудить актуальные вопросы, стоящие перед Россией и мировым сообществом. В этом году очередной, семнадцатый по счету, международный экономический форум (Форум, ПМЭФ-2013) проходил под девизом «Перспективы глобальной экономики — время решительных действий». Российский научный журнал «Экономика и управление» ежегодно знакомит читателей с его итогами [1; 2].

В этом году на ПМЭФ собрались 7190 участников, представлявших страны БРИКС, США, ЕС, Японию, государства Ближнего Востока (всего 170 членов иностранных официальных делегаций из 71 страны мира). В качестве почетных гостей на Форум были приглашены канцлер ФРГ Ангела Меркель и премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. На ПМЭФ-2013 был широко представлен российский и международный бизнес (190 глав крупнейших иностранных и 429 руководителей российских компаний). Особый авторитет XVII Петербургскому международному экономическому форуму придало участие в нем Gрезидента России В.В.Путина.

В рамках форума компаниями, принадлежащими к различным отраслям российской экономики, было подписано более 100 соглашений на сумму 9,6 трлн руб. Надо заметить, что объем контрактов, заключенных на ПМЭФ-2013, превысил прошлогодние результаты более чем в 30 раз.

При формировании программы ПМЭФ-2013 учитывалось председательство России в «Группе двадцати»1. Программа aорума соответствовала четырем основным тематическим направлениям:

1. Глобальная повестка устойчивого экономического роста.

2. Россия в глобальной повестке.

3. Новые катализаторы изменений.

4. Цикл встреч с лидерами: беседы, меняющие мир.

Направление «Глобальная повестка устойчивого экономического роста» было посвящено анализу и перспективам развития глобальной экономики. На сессиях, объединенных этой темой,обсуждались основные факторы, определяющие развитие мировой экономи-

1 Группа двадцати ^-20) — неформальный форум руководителей крупнейших государств мира. В совокупности страны «Группы двадцати» представляют 90% мирового ВВП и 80% мировой торговли. Каждая страна — член организации занимает пост председателя в течение одного года (в 2009 г. председателем являлась Великобритания, в 2010 г. — Республика Корея, в 2011 г. — Франция, в 2012 г. — Мексика).

ки, а также меры антикризисной реструктуризации ^ экономики и стимулирования устойчивого роста. На ^ дискуссиях в рамках второго направления — «Россия 0 в глобальной повестке» — рассматривались такие ^ темы, как развитие российской промышленности и ^ инфраструктуры, наращивание потенциала для кон- к куренции на глобальном рынке, развитиe российских ¡Е регионов, улучшение инвестиционного климата, со- ^ вершенствование форм и методов и государственно- « частных партнерств в сфере высшего образования. ^ Тема «Новые катализаторы изменений» объединила ^ участников, полемизировавших о возможностях ис- ш пользования передовых технологий и инновационных ш подходов в решении самых насущных задач эконо- 2 мики и общества.

В рамках программы Форума обсуждались про- з блемы современной системы здравоохранения, роли ^ городов как движущих сил глобального роста, раз- < вития современных технологий передачи данных и н формирования базы квалифицированных кадров для < будущего развития экономики мира.

В рамках направления «Цикл встреч с лидерами: беседы, меняющие мир» ведущие мировые эксперты в сферах бизнеса, технологий и политики поделились с участниками форума своими взглядами на положение дел в мире. В рамках программы ПМЭФ-2013 состоялся Саммит энергетических компаний — одно из ведущих мероприятий всемирного энергетического сообщества, объединения руководителей и экспертов крупнейших мировых компаний. В этом году ПМЭФ стал местом встречи и участников консультативной группы «Деловой двадцатки» (В20), состоявшейся 20 июня, «Молодежной двадцатки» ^20) — 18 и 19 июня, а также делового форума «Россия — АСЕАН» — 22 июня.

Важнейшим мероприятием форума стала панельная сессия Сбербанка России «Центральные банки: оплот экономического роста». Ее модератором выступил Г. О.Греф — президент Сбербанка России. В работе сессии приняли участие министр экономического развития РФ А. Р. Белоусов (24 июня назначен на должность помощника Президента РФ по экономическим вопросам), первый заместитель председателя ЦБ России А. В. Улюкаев (24 июня назначен министром экономического развития РФ) и Э. С. Набиуллина2. Значимость данной сессии определялась как минимум двумя обстоятельствами: возможной девальвацией рубля, а также необходимостью обсуждения пакета мер по поддержке экономического роста, предлагаемого Минэкономразвития, направленных на снижение реального курса рубля, введение ответственности ЦБ России за экономический рост и «индикативных» ставок по кредитам. Участники сессии выразили свою позицию по поводу того, кто должен отвечать за экономический рост в РФ: Банк России или Правительство РФ. Здесь мнения разделились поровну — по 40,87%.

По мнению А. Р. Белоусова, главная причина «торможения» экономического роста в России заключается в резком снижении инвестиционной активности, что произошло под влиянием трех негативных факторов: укрепления рубля, роста реальных процентных ставок и тарифов естественных монополий. А. Р. Белоусов обозначил две возможности решения проблемы — снижение ставок тарифов естественных

2 Кандидатура Э. С. Набиуллиной на должность председателя Центрального банка РФ была утверждена Государственной Думой в апреле этого года.

^ монополий и налоговый маневр, который предусма-^ тривает постепенный перенос налоговой нагрузки о с производства на потребление. Вместе с тем он ^ подчеркнул, что в «никакого фатального ухудшения ^ инвестиционного климата за последний год, который к привел бы к такому спаду, не произошло». Приток ¡Е прямых иностранных инвестиций в российскую эко-^ номику достигает 16-17 млрд долл., и «это очень « хорошие цифры, которые означают, что иностранные

инвесторы верят в Россию». ^ Отвечая на вопросы журналистов об основных ш показателях социально-экономического развития за ш II квартал 2013 г., А. Р. Белоусов отметил, что в эко-

2 номике наблюдается тенденция некоторого ускоре-~ ния роста ВВП. Средний темп роста за январь-май

3 составил 1,8% к соответствующему периоду 2012 г. ^ За апрель-май ВВП вырос на 2-2,1%, в то время

< как в I квартале 2013 г — на 1,6%, что является по-н ложительным фактором, который подводит итог дис-

< куссии о рецессии (при таких темпах роста рецессии не бывает).

Позицию А. Р. Белоусова разделили далеко не все участники форума. Так, по данным А. В. Улюкаева, ставки по кредитам в июне 2013 г. не только соответствуют исторически сложившимся, но и находятся на чуть более низком уровне. Поскольку ЦБ России несет ответственность перед держателями национальной валюты, то рост ВВП не может быть целью денежно-кредитной политики. Основными причинами сложившейся динамики экономических показателей являются стагнация внешнего спроса и исчерпание внутренних возможностей экономического роста. По мнению А. В. Улюкаева, при сегодняшних показателях загрузки мощностей и уровня занятости восстановление темпов роста невозможно. Поэтому требуется не ослабление курса национальной валюты, а рост инвестиционной активности. Председатель ЦБ России Э.С.Набиуллина привела свои аргументы, отметив, что замедление роста вызвано стагнацией экспортных доходов и исчерпанием ресурса загрузки мощностей. В этом случае ослабление рубля не имеет смысла, поскольку потенциальный уровень экономического роста в РФ не превысит 3% ВВП в год. Этим объясняется и отсутствие необходимости в девальвации рубля.

Ключевым событием форума стало выступление на пленарном заседании форума президента России В. В. Путина, в котором он сделал ряд программных заявлений о мерах, направленных на преодоление негативных проблем развития мировой экономики, а также рассказал о предпринимаемых нашей страной усилиях по повышению прогрессивной динамики экономического роста и улучшению инвестиционного климата.

Президент отметил, что много лет РФ находилась в ситуации бурного, почти непрерывного повышения цен на основные экспортные товары, что позволяло отечественным компаниям и государству покрывать высокие издержки. Теперь такого фактора больше нет. Поэтому задача сводится к созданию в России условий устойчивого экономического роста, который должен базироваться на трех факторах — повышении производительности труда, увеличении инвестиций и росте инновационной активности. Прогресс по всем направлениям возможен только за счет снижения финансовых, управленческих и инфраструктурных издержек, а также создания во всех смыслах благоприятных условий ведения бизнеса в стране.

Определяющими условиями роста, с точки зрения В. В. Путина, являются макроэкономическая стабиль-

ность, дальнейшее снижение инфляции, стабильный бюджет и соблюдение «бюджетного правила», смысл которого заключается в том, чтобы часть денежных средств, поступающих в отечественную экономику благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре на энергоносители, направлялась в Резервный фонд и на развитие конкурентоспособных отраслей машиностроения. Проводившаяся в течение нескольких последних лет финансовая политика позволила добиться существенного снижения инфляции. Поскольку и нынешний уровень роста цен препятствует росту инвестиций, необходимо его дальнейшее снижение.

В настоящее время инфляция, в том числе и в инфляционные ожидания, возрастает под влиянием так называемого немонетарного фактора или, проще говоря, тарифной системы на услуги. Опережающий рост тарифов стал самостоятельным и значимым фактором относительно быстрого роста цен и реальным фактором торможения экономики, увеличения издержек и снижения конкурентоспособности наших производителей.

В последнее время рост регулируемых тарифов инфраструктурных монополий ограничен, и он не будет превышать уровень фактической инфляции прошлого года. По словам В.В.Путина, такой порядок будет зафиксирован на 5 лет начиная с 2014 г. Ныне у инфраструктурных монополий есть резервы для экономии. Но каждая из них должна принять программу по сокращению издержек и повышению своей эффективности. В то же время ограничение тарифов не должно привести к негативным эффектам, таким как сокращение инвестиций в инфраструктуру.

Поэтому ставится задача в ближайшие годы снять большинство надуманных инфраструктурных ограничений, которые душат экономику, не дают раскрыть потенциал регионов РФ. Правительство России приняло очень важное решение о вложении на возвратной основе 450 млрд руб. из Фонда национального благосостояния в инфраструктурные проекты. В целом в проекты, осуществляемые на территории нашей страны, будет инвестировано до половины средств этого фонда.

Далее В. В. Путин сформулировал ключевое условие финансирования этих проектов — его положительная оценка частным бизнесом и финансовое участие в его осуществлении. Интерес внешних инвесторов к инфраструктурным проектам велик, особенно в том случае, если государство готово обеспечить гарантии, минимизировать риски и выступить со-инвестором. Уже сегодня российское правительство предлагает частным инвесторам выступить партнерами в осуществлении трех проектов. Во-первых, это высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Казань, которая станет пилотным участком маршрута, соединяющего Центр, Поволжье и Уральский экономический район. Вторым проектом является центральная кольцевая автомобильная дорога, которая будет заново проложена по территории Московской области и Новой Москвы. Сущность третьего проекта состоит в кардинальной модернизации Транссибирской магистрали и значительном расширении ее пропускной способности. Транссиб — одна из самых длинных железных дорог в мире протяженностью около 10 000 км. Прямой железнодорожный путь через Евразию станет ключевой артерией между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, что придаст мощный импульс развитию Дальнего Востока и Сибири. Главное — в том, что наша транс-

портная инфраструктура вплотную подходит к быстро растущим азиатским рынкам.

Ресурсной базой для инвестиций в программы развития инфраструктуры являются средства не только иностранных, но и российских инвесторов. Решение данной задачи требует доверия к финансовому сектору, условием которого является адекватная система экономического регулирования. В ближайшем будущем функции регулирования всех финансовых институтов передаются специальному мегарегуля-тору, в обязанности которому будет вменен надзор за работой банков, а также инвестиционных и пенсионных фондов. Такой мегарегулятор формируется на базе Центрального банка России.

Глава государства отметил, что в ближайшее время на базе Агентства по страхованию вкладов будет создана и система гарантирования пенсионных накоплений. В результате будут устранены ограничения, не позволяющие инвестировать пенсионные накопления в долгосрочные проекты.

Важным шагом на пути развития отечественного фондового рынка станет проведение приватизации государственных активов. Уже предприняты конкретные шаги в этом направлении. В частности, Московская биржа полностью готова к проведению крупных размещений акций и приватизационных сделок. Одновременно необходимо усилить регулирующую роль государства в принадлежащих ему компаниях, установить менеджменту четкие показатели деятельности, включающие в том числе капитализацию компаний и возврат на капитал.

По словам В. В.Путина, «никакое регулирование, никакие показатели эффективности не заменят главного регулятора — конкуренции на рынке товаров и услуг как внутреннем, так и внешнем, как для частных, так и для государственных компаний». В качестве первого шага в сфере, где конкуренция казалась невозможной, предлагается поэтапно снижать ограничения на экспорт сжиженного природного газа. Открывающееся окно возможностей Азиатско-Тихоокеанского рынка, на котором ожидается удвоение потребления сжиженного природного газа, позволяет принять решение о постепенной либерализации экспорта. Это создаст условия для того, чтобы полностью использовать потенциал добычи природного газа на шельфе и прибрежных территориях.

Глава государства еще раз подчеркнул, что важным фактором определения объема инвестиций являются налоги. Налоговая политика должна стимулировать инвестиции, модернизацию действующих и открытие в России новых производств, создание качественных рабочих мест. Поэтому при формировании российской налоговой политики следует исходить из того, что даже жесткие бюджетные ограничения для государства не являются основанием для повышения налоговой нагрузки на бизнес.

За минувший год налоговое администрирование в России значительно улучшилось. Наша страна поднялась в соответствующем мировом рейтинге на 30 позиций — с 94-го на 64-е место. Но на достигнутом останавливаться нельзя. Президент подчеркнул, что необходимо бороться с эрозией налоговой базы, с уходом российских компаний в офшоры. Работа здесь происходит как на национальном, так и на международном уровнях. В качестве одной из мер деофшоризации Россия планирует заключить специальные двусторонние соглашения с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями, которые обеспечили бы расширение обмена налоговой информацией.

Наше внутреннее законодательство уже приводится ^ в соответствие с требованиями ОЭСР и Группы по ^ разработке финансовых мер борьбы с отмыванием о денег (РАТР). В ближайшее время Россия займет ^ пост председателя этой организации. Соответству- ^ ющий закон уже принят Государственной Думой и к в ближайшее время будет подписан президентом. ^

Нельзя не упомянуть о серьезных изменениях, кото- ^ рые происходят в уголовном, банковском и налоговом " законодательстве. Они направлены на противодей- ^ ствие легализации доходов, полученных преступным ^ путем. Предусматриваются меры по раскрытию ин- ш формации перед налоговыми органами о банковских из счетах физических лиц. 2

Как известно, важнейшим фактором деловой и ин- | вестиционной активности является доступность бан- з ковских кредитов, особенно для малого и средне- ^ го бизнеса. Здесь необходимо предпринять целый < комплекс мер по совершенствованию механизмов н рефинансирования банковской системы, направлен- < ных на развитие конкуренции в банковском секторе, расширение инструментов госгарантий для малого и среднего бизнеса. Необходимо создать условия для снижения банковских рисков, издержек и административных расходов, в том числе за счет отмены избыточных контролирующих процедур предоставления отчетности. Особое внимание следует обратить на защиту прав кредиторов. Часто оказывается так, что в случае банкротства одного из своих заемщиков банки не только не могут вернуть свои средства, но и сами оказываются в положении должников. При этом необходимо обеспечить надежную защиту прав потребителей финансовых и страховых услуг, в первую очередь для граждан, многие из которых далеко не всегда обладают достаточными знаниями в финансовой сфере.

Немало сделано для того, чтобы искоренить обвинительный уклон в работе правоохранительной и судебной систем, исключить поводы для перевода хозяйственных споров в уголовное преследование. Российским предпринимательским сообществом и парламентом проведена большая работа по гуманизации уголовного законодательства. В целях обеспечения единых подходов к разрешению споров с участием и граждан и организаций, а также споров с органами государственной власти и местного самоуправления В. В. Путин предложил объединить Верховный суд Российской Федерации и Высший арбитражный суд, для чего будут внесены поправки в Конституцию России. Глава государства призвал свою администрацию, представителей органов судейского сообщества, парламента объединить усилия в этой работе и поручил подготовить данный вопрос к рассмотрению на осенней сессии Государственной Думы.

В. В. Путин сообщил еще об одном принципиальном решении, отметив, что в мае 2013 г. у него состоялась встреча с представителями ведущих деловых объединений страны, на которой было высказано предложение объявить амнистию по так называемым экономическим правонарушениям. Разумеется, в вопросах амнистии нельзя торопиться. Нельзя допустить, чтобы на свободу вышли лица, совершившие действительно серьезные преступления против государства, личности и собственности (рейдеры, фальшивомонетчики или те, кто примитивно отбирал у людей квартиры). Недопустимо оправдание тех, кто совершил преступления, связанные с применением или даже угрозой применения насилия. Проект постановления

^ об амнистии был доработан деловым сообществом и ^ парламентариями.

о Президент РФ обратился с предложением к Госу-^ дарственной Думе рассмотреть и поддержать реше-^ ние об амнистии еще до летних каникул. Амнистия к затронет тех, кто совершил преступления в сфере ¡Е предпринимательской деятельности, но был осужден ^ впервые, кто возместил или согласен компенсиро-« вать нанесенный ущерб и убытки потерпевшим. Су-^ димость с этих граждан может быть снята. Решение ^ об экономической амнистии не только восстанав-ш ливает справедливость, но и является актом гума-ш низма в отношении конкретных предпринимателей.

2 Тем самым возникает возможность «перезагрузить» ~ широкий спектр общественных отношений и дея-

3 тельность правоохранительной и судебной систем, ^ реализовать планы по кардинальному расширению

< пространства для предпринимательской инициативы н и в целом укрепить доверие граждан к институту

< предпринимательства. Глава государства отметил, что развитие возможно только при условии общественного уважения к частной собственности, к ценностям экономической свободы и предпринимательского труда и успеха.

В заключение выступления В. В. Путин привлек внимание участников форума к проблеме человеческого капитала, сообщив о реализации проекта по сбережению нации, инвестировании ресурсов в человека, в его развитие, о реализации программ в сфере демографии и здравоохранения, профессионального образования, с учетом вызовов в сфере народонаселения в ближайшие года. Социальная ориентация экономики будет играть все более весомую роль в обеспечении промышленного роста. Однако при всей важности этих изменений они не могут быть конечной целью политики. Необходимы реальные перемены в жизни каждого конкретного человека, каждой семьи.

Участие Санкт-Петербурга в масштабном экономическом сотрудничестве

Положительные итоги Петербургского международного экономического форума 2013 г. не вызывают сомнений. Здесь было подписано рекордное количество контрактов, предусматривающих осуществление инвестиций в объеме до 450 млрд руб. в российское машиностроение и различные инфраструктурные проекты.

Правительство Санкт-Петербурга и городские предпринимательские структуры заключили множество взаимовыгодных соглашений с партнерами по бизнесу. В соответствии с договорами инвестиции в науку, строительство агрогорода, развитие автомобильного и фармацевтического кластеров, а также в экономику знаний и развитие человеческого капитала могут достигнуть 130 млрд руб.

В рамках ПМЭФ-2013 правительством Санкт-Петербурга были подписаны соглашения, которые можно разделить на три группы. Прежде всего, это партнерские соглашения и договоры сотрудничества с регионами РФ (Москвой, Чувашской Республикой, Республикой Коми, Иркутской, Челябинской и Псковской областями) и зарубежными компаниями.

Вторая группа соглашений связана с развитием возможностей стратегического планирования и разработкой госпрограмм генерального плана развития города 2015 г. Были подписаны документы о разработке соответствующей программы с Агентством

стратегических институтов и международной Гильдией стратегов.

Третья группа экономического партнерства предполагает разработку документации по развитию бизнеса и экономики нашего города. В частности, был подписан меморандум о намерениях с всемирно известной испанской компанией «Меркаса», Кировским заводом, группой компаний Magna, Международным банком реконструкции и развития, соглашения с «Банком Москвы», компанией «Технология — Санкт-Петербург» и рядом других структурных предприятий, участвующих в масштабном развитии фармацевтического и других кластеров города.

Объемы такого сотрудничества значительно возрастают. Если в прошлом году Санкт-Петербург подписал соглашения на общую сумму 90 млрд руб., то в 2013 г. — на 130 млрд руб. Только соглашение с участием «Меркасы» принесет городу около 2,5 млрд евро инвестиций, что предполагает создание более 5000 новых рабочих мест. В рамках этого договора предусматривается создание федеральной сети переработки сельхозпродукции и торговли продуктами питания с ограниченными сроками хранения, а также «Агропромышленного парка Санкт-Петербурга», который будет располагаться на Пулковском шоссе. Предполагается, что на новом мощном предприятии будут созданы тысячи рабочих мест, и оно будет обеспечивать город свежими доброкачественными продуктами, что обеспечит продовольственную безопасность огромного мегаполиса. Устанавливать цены на продукцию агрогорода и осуществлять строгий контроль за ее качеством будет непосредственно правительство города.

Особое место в экономике Санкт-Петербурга принадлежит предприятиям автомобильного кластера, развитию интеллектуальных информационных систем, а также вложениям в фармацевтический кластер. По оценке министра здравоохранения РФ В. И. Скворцовой, в ближайшие 3 года инвестиции в фармацевтику обеспечат создание 58 инновационных лекарственных препаратов для лечения вирусных и онкологических заболеваний, а также профилактики сосудистых заболеваний и кардиологических болезней. Предполагается, что в нашем городе будет создан центр медицины и биотехнологий. В нем будут разрабатываться новые медицинские препараты, а также осуществляться обучение квалифицированных кадров (по магистерским программам).

Что касается кластера информационных технологий, то правительство Санкт-Петербурга подписало соглашения с Северо-Западным региональным центром разработки спутниковых навигационных технологий, с компанией «NEC Нева Коммуникационные системы», Агентством стратегических инициатив и многими другими научными и производственными структурами.

Заключенные правительством Санкт-Петербурга экономико-технологические соглашения способствуют формированию положительного имиджа города в России и за рубежом. Санкт-Петербург предстает перед всем миром как важнейший деловой, культурный и туристический центр.

В целом XVII Петербургский международный форум стал самым представительным за всю историю подобных мероприятий на невских берегах. Его участники затронули многие важные экономические проблемы и обозначили главные векторы развития мировой и российской экономики по выходу из глобального экономического кризиса, а также созда-

нию условий для устойчивого экономического роста. ПМЭФ-2013 еще раз продемонстрировал что мир ищет новые формы самоидентификации и выживания в условиях глубокого финансового кризиса. Форум создает возможности для формирования новой модели хозяйствования и экономического роста России на основе деиндустриализации и реструктуризации хозяйствования.

Литература

1. Добрынин А. И., Белозеров С. А. Глобальные проблемы экономики (итоги работы XIV Петербургского международного экономического форума) // Экономика и управление. 2010. № 6 (56). С. 7-10.

2. Добрынин А. И., Белозеров С. А. Новые технологии и децентрализация управления в российской экономике (ито-

ги работы XV Петербургского международного экономического форума) // Экономика и управление. 2011. № 6 (68). С. 8-12.

References

1. Dobrynin A. I., Beloserov S. A. Global'nye problemy ekonomiki (itogi raboty XIV Peterburgskogo mezhdunarodnogo ekonom-icheskogo foruma) [Global Economy problems (records of XIV Saint-Petersburg International Economic Forum)]. Ekonomika i upravlenie, 2010, no. 6 (56), pp. 7-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Dobrynin A. I., Beloserov S. A. Novye tekhnologii i detsen-tralizatsiya upravleniya v Rossiyskoy ekonomike (itogi raboty XV Peterburgskogo mezhdunarodnogo ekonomicheskogo foruma) [New technologies and management decentralization in the Russian economics (records of XV Saint-Petersburg International Economic Forum)]. Ekonomika i upravlenie, 2011, no. 6 (68), pp. 8-12.

Издания СПбУУиЭ

о

X

О v

CD

_Q

X _Q

< >

I—

V <

ISSN 2226-1400

mm шм

И экономики

Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики ежеквартально выпускает в свет журнал «Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики».

В номерах журнала представлены работы и исследования сотрудников, аспирантов и студентов как Университета, так и других вузов и организаций Санкт-Петербурга, Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. В журналах опубликованы статьи, посвященные как экономическим, так и социально-правовым проблемам.

С 2013 года журнал включен в перечень рецензируемых научных журналов Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ.

Существенно расширен состав редакционного совета и редакционной коллегии журнала, что, несомненно, сказывается на качестве публикуемых материалов. К публикации принимаются прошедшие отбор научной редакцией статьи, рассматривающие наиболее актуальные проблемы основных аспектов жизни современного общества — экономической теории и практики, правоведения, социологии и управления.

Территория распространения издания увеличена с регионального масштаба до общефедерального. Журнал зарегистрирован в Международном центре ISSN, расположенном в Париже и функционирующем при поддержке ЮНЕСКО, где ему присвоен международный стандартный серийный номер (International Standard Serial Numbering — ISSN) 2075-4515.

Содержание и оформление «Ученых записок СПбУУиЭ» приведены в соответствие с требованиями Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ. Согласно указанным положениям и современному формату научных периодических изданий все размещаемые в журнале статьи сопровождаются аннотациями, ключевыми словами, контактными данными авторов и переводом этих сведений на английский язык. Публикации в электронном виде размещаются на интегрированном научном информационном ресурсе российской зоны сети Интеренет — в базе Научной

электронной библиотеки (НЭБ) Российского фонда фундаментальных исследований. Теперь материалы «Ученых записок СПбУУиЭ» включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) — базу данных, содержащую библиографическую информацию, извлеченную из текста статей, а также пристатейные ссылки, доступную в Интернете по адресу Научной электронной библиотеки http://www.elibrary.ru.

По вопросам публикации просьба обращаться по телефону: (812) 448-82-50.

Подписка принимается во всех отделениях связи. Индекс в каталогах: «Пресса России» — 82147, ОАО «Роспечать» — 32773, ООО «Северо-Западное Агентство „Прессинформ"» — 29969.

Принимается также редакционная подписка на издание: телефон: (812) 363-11-69, izdat-ime@yandex.ru.

2013 ВЫППСЕ 1 [41]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.