Научная статья на тему 'Интеграция российской экономики в мировое хозяйство (материалы Санкт-Петербургского международного экономического форума - 2014)'

Интеграция российской экономики в мировое хозяйство (материалы Санкт-Петербургского международного экономического форума - 2014) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ / ECONOMIC FORUM / СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / CONSTITUENT ELEMENTS OF WORLD ECONOMY / КРИЗИС ПРОИЗВОДСТВА И КРИЗИС СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CRISIS OF PRODUCTION AND CRISIS OF SOCIAL LIVING CONDITIONS / СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА / CONSTITUENT ELEMENTS AND PRODUCTION FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гневко Виктор Андреевич, Добрынин Александр Иванович

Статья подготовлена по материалам Петербургского международного экономического форума, проходившего в городе 22-24 мая 2014 г. Авторы анализируют итоги работы форума, отражая современные тенденции развития бизнеса в мировом масштабе. В рамках форума обсуждались такие вопросы, как развитие бизнеса и его вклад в экономический рост, проблемы формирования пенсионной системы и развития кадрового потенциала, вопросы стратегирования в России и мире, инновационное развитие производственных и социальных структур современной России и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гневко Виктор Андреевич, Добрынин Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Integration into the World Economy (Materials Presented at the St. Petersburg International Economic Forum - 5/2014)

The article has discussed the St. Petersburg International Economic Forum (SPIEF), held in that city from May 22-24, 2014. The critique analyzes the results of that forum, highlighting the modern business trends that are currently occurring throughout the world. The SPIEF dealt with a series of topics including business development and its contribution to economic growth; pension system-related challenges and development of human resources; strategy development issues particular to the Russian Federation (RF) and those happening on a global scale; and innovative development of industrial and social structures as constituent elements of the RF's modernization plans.

Текст научной работы на тему «Интеграция российской экономики в мировое хозяйство (материалы Санкт-Петербургского международного экономического форума - 2014)»

Интеграция российской экономики в мировое хозяйство (материалы Санкт-Петербургского международного экономического форума — 2014)

Russian Integration into the World Economy (Materials Presented at the St. Petersburg International Economic Forum — 2014)

CD К

m

А

А

>

Гневко Виктор Андреевич

ректор Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Gnevko Viktor Andreevich

St. Petersburg University of Management and Economics

Lermontovskiy Ave 44/А, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Добрынин Александр Иванович

профессор Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Dobrynin Aleksandr Ivanovich

St. Petersburg University of Management and Economics

Lermontovskiy Ave 44/А, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Статья подготовлена по материалам Петербургского международного экономического форума, проходившего в городе 22—24 мая 2014 г. Авторы анализируют итоги работы форума, отражая современные тенденции развития бизнеса в мировом масштабе. В рамках форума обсуждались такие вопросы, как развитие бизнеса и его вклад в экономический рост, проблемы формирования пенсионной системы и развития кадрового потенциала, вопросы стратегирова-ния в России и мире, инновационное развитие производственных и социальных структур современной России и т. д.

Ключевые слова: экономический форум, составные элементы мировой экономики, кризис производства и кризис социальных условий жизнедеятельности, составные элементы и факторы производства

The article has discussed the St. Petersburg International Economic Forum (SPIEF), held in that city from May 22-24, 2014. The critique analyzes the results of that forum, highlighting the modern business trends that are currently occurring throughout the world. The SPIEF dealt with a series of topics including business development and its contribution to economic growth; pension system-related challenges and development of human resources; strategy development issues — particular to the Russian Federation (RF) and those happening on a global scale; and innovative development of industrial and social structures as constituent elements of the RF's modernization plans.

Keywords: economic forum, constituent elements of world economy, crisis of production and crisis of social living conditions, constituent elements and production factors

Начиная с 2008 г. весь мир находится в глобальном экономическом кризисе, охватившем экономики многих развитых стран, в том числе и России. У большинства государств, втянутых в кризисное цунами, снизились темпы экономического роста, а предпринимаемые их правительствами меры по активизации производственных накоплений не приносят ожидавшихся результатов. Деформируются и обрываются традиционные производственно-технические отраслевые связи промышленных структур разных государств, растет численность незанятого населения.

Отрицательные социально-экономические тенденции охватили многие государства Европейского союза (Грецию, Италию, Турцию). В затруднительном социально-экономическом положении в связи с событиями на Украине находится и экономика России. Но в нашей стране существуют и внутренние трудности. Во-первых, Россия столкнулась с исчерпанием возможностей сырьевой модели организации хозяйства и экономического роста, эффективно функционировавшей в течение последнего десятилетия. В связи с модернизацией технического базиса преобладание сырьевых отраслей и получаемых доходов не способно обеспечить целостное развитие хозяйствующей экономики.

Во-вторых, в России нарастает кризис в подготовке кадров для квалифицированного технологического производства, осуществления деиндустриализации (вторичной индустриализации), что затрудняет продвижение в современный постиндустриальный мир. Тем самым осложняется решение задачи по обеспечению динамичного роста производительности труда.

В-третьих, на данном переходном этапе технического перевооружения необходимо сдерживание роста тарифов естественных монополий, что позволило бы удешевить используемые в производстве ресурсы, обеспечить конкурентоспособность продукции российской промышленности на мировом рынке и сдержать инфляцию.

В-четвертых, возникают трудности в исполнении государством роли инициативного и эффективного участника производства, в оказании влияния с его стороны на экономические процессы и рост.

Одним из следствий этого становится снижение общей эффективности производственного процесса. Известно, что в наши дни в России производится столько же электроэнергии, что и в период развитого социализма. Например, численность управленческого персонала в «Газпроме» по сравнению с временами СССР увеличилась в 3 раза, а добыча газа в расчете на одного работника осталась на прежнем уровне. Это значит, что производительность труда в этой сфере

экономики уменьшилась в 3 раза. Подобные примеры неэффективности наблюдаются во многих отраслях и сферах нашей рыночной экономики. Видимо, назрела необходимость разработки факторов государственного воздействия на предпринимательские структуры и разработки тарифно-налогового механизма такого воздействия и регулирования. Пока же численность государственного аппарата в стране растет почти во всех властных структурах, а эффективность его деятельности падает.

Наконец, в-пятых, для осуществления эффективного воздействия на властно-юридические структуры требуется отработка мер и методов борьбы с коррупцией и коррумпированием.

Все эти проблемы активно обсуждались на Петербургском международном экономическом форуме, прошедшем 22-24 мая 2014 г. под девизом «Укрепление доверия в эпоху преобразований». Как и в предыдущие годы, участники форума провели интересные дискуссии, заключили важные экономические соглашения, которые будут способствовать взаимосвязанному развитию экономик различных стран. В работе ПМЭФ приняли участие более 6000 представителей 146 мировых и 450 ведущих российских компаний, а также фирм из 72 государств Европы, Азии и Америки. Деятельность участников форума освещали более 1500 журналистов.

В соответствии с программой ПМЭФ-2014 только в первый день было проведено 37 сессий в различных форматах по актуальным проблемам управления рисками и стимулированию роста, раскрытию конкурентного потенциала России, управлению прорывными технологиями, адаптации к изменениям экономической и политической среды. Оргкомитет ПМЭФ провел цикл встреч с мировыми экспертами и государственными деятелями различных стран по прогнозным проблемам, определяющим экономический рост и его оптимизацию с учетом динамично меняющихся экономических социально-политических факторов.

Одной из новинок деловой программы нынешнего форума, по сравнению с предыдущими, стало проведение в формате семинара специальной сессии «Привлечение частных инвестиций в инфраструктуру», а также десятков круглых столов, различных встреч и переговоров. К сожалению, ряд первых лиц корпораций из США отказались от участия в работе форума. Но и эти фирмы были представлены на ПМЭФ. В отличие от прошлых лет на форуме были широко представлены фирмы из различных стран Азии.

Для Санкт-Петербурга проведение ПМЭФ не только вопрос престижа. Город получает конкретную выгоду в виде заключенных соглашений. В 2014 г. объем заключенных правительством Санкт-Петербурга соглашений и контрактов превысил 130 млрд руб. Это важный монетарный резерв в преодолении тяжелой экономической ситуации в стране и осуществлении неоиндустриализации современного этапа экономического роста.

Важным шагом в этом направлении будет исполнение и реализация глобального геополитического «Евразийского проекта» союза России, Китая, Ирана — стран, стремящихся к модернизации моделей хозяйствования и экономического роста, что сближает их экономически и политически. Россия готова предложить Китаю сырьевые ресурсы, площади для выращивания отдельных сельскохозяйственных культур, а также аэрокосмические технологии.

Китай в свою очередь может предложить России масштабные инвестиции (объем золотовалютных ре-

зервов КНР достиг 3,8 трлн долл. США), а также ^

дешевую и трудолюбивую рабочую силу, дефицит ^

которой сложился в восточных районах нашей стра- о

ны. На данном этапе экономического развития союз ^

России и Китая — важное условие функционального ^

развития и роста экономик обеих стран. к

Инновационная модернизация ™

производственных и социальных структур России и других государств 3

2

На ПМЭФ обсуждались вопросы инновационного раз- ш вития производственных и социальных структур совре- из менной России. Принявший участие в работе форума 2 президент России В. В. Путин выступил с докладом с на пленарном заседании. Он отметил, что мир стре- з мительно меняется. Происходят колоссальные геопо- ^ литические, технологические, структурные сдвиги, а < однополярная модель мироустройства не состоялась. н Это очевидно даже тем, кто все еще пытается дей- < ствовать в привычной системе координат: сохранять монополию, диктовать свои правила игры в политике, торговле, финансах, навязывать культурные и поведенческие стандарты.

Глобальные экономические потрясения 2008 г. стали ярким проявлением глубокого кризиса модели развития, построенной на унификации и доминировании. Это должно послужить серьезным уроком и поводом для того, чтобы здраво оценить всю сложность складывающихся отношений. Однако наиболее развитые страны не желают слышать новых лидеров глобального развития, учитывать альтернативные точки зрения, стремятся к неизменности принципов работы ключевых международных финансовых институтов. Так, застопорилась реформа МВФ. Топчется на месте Дохийский раунд переговоров в рамках ВТО, призванный установить справедливые правила мировой торговли.

Такая политика влияет на экономические процессы и порождает нежелание учитывать интересы партнеров, что преумножает хаос и нестабильность, несет с собой новые риски в развитии всего мирового сообщества.

Россия понимает озабоченность иностранных бизнесменов, вложивших в нашу страну сотни миллиардов долларов. Они завоевали отличную репутацию, и российские заказы стали для них основным источником роста. Отсюда следует, что логику глобального политического, экономического развития изменить нельзя. Мир многополярен, и народы хотят сами определять свою судьбу, сохранять свою культурную, историческую и цивилизационную идентичность. Понятно стремление крупнейших экономик мира, региональных объединений к расширению взаимодействия, к налаживанию новых кооперационных связей, в том числе в рамках БРИКС, «Группы двадцати» и ШОС.

Например, Россия вместе с соседними странами реализует масштабный евразийский интеграционный проект. В Астане был подписан договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который вступит в силу с января 2015 г. Будет создан единый рынок трех стран с населением свыше 170 млн человек, со свободным движением капиталов, товаров, услуг, рабочей силы, что расширит возможности для бизнеса, реализации совместных инвестиционных и кооперационных проектов, для проведения согласованной макроэкономической политики.

В ближайшее время будут завершены процедуры подключения к новому интеграционному объединению

^ Армении и Киргизии. В. В. Путин сделал особый ак-^ цент на перспективах взаимодействия ЕАЭС и Евросо-о юза — нашего традиционного важнейшего торгового ^ и экономического партнера. ЕС, европейским странам ^ необходимо последовательно двигаться в сторону за-к ключения нового базового соглашения о партнерстве ¡Е и сотрудничестве с Россией. Нашей стране, в свою ^ очередь, нужно укреплять стабильность и обеспечить « предсказуемость в такой стратегически важной сфере, ^ как энергетическая безопасность. Россия дорожит ^ репутацией надежного поставщика энергоресурсов ш в Европу. Сегодняшние риски с поставками газа на из европейский континент возникли не по нашей ви-

2 не, а по вине транзитной страны (Украины), которая ~ злоупотребляет своим положением. Да, проблемы

3 существуют, но условием их решения является кон-^ структивный диалог. Именно такую позицию Россия

< обозначила в своих обращениях в адрес европейских н лидеров. К сожалению, четкого прямого ответа пока

< не получено.

Для такой евразийской державы, как Россия, естественно повышенное внимание к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Для России это и колоссальный рынок, и важнейший источник развития Дальнего Востока и Восточной Сибири. Завершившиеся совсем недавно российско-китайские переговоры на высшем уровне дали старт новому этапу отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Между Россией и КНР были подписаны более 50 соглашений по линии как государств, так и бизнеса на десятки миллиардов долларов.

Уже к 2020 г. планируется удвоить взаимный товарооборот до 200 млрд долл. Сегодня в страновом измерении Китай является важнейшим экономическим партнером России. Объем товарооборота между нашими странами достиг 90 млрд долл. В ближайшем будущем Россия и Китай будут последовательно повышать во взаиморасчетах доли рубля и юаня, для чего ныне формируются совместные инвестиционные и банковские структуры. Их сеть позволит обеспечить финансирование крупных проектов в инфраструктуре, добыче и переработке полезных ископаемых, машино-и авиастроении, создании наукоемких производств. В перспективе это приведет к формированию стратегического российско-китайского энергетического альянса как несущей опоры энергобезопасности всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Китай и Россия договорились о поставках природного газа из России. Объем контракта составил 400 млрд долл. Стоимость газа рассчитана по стандартной формуле, привязанной к рыночной цене на нефть и нефтепродукты. Характерно, что ресурсной базой этих поставок станут два новых месторождения — Ковыкта и Чаянда на востоке России. Подтвержденные запасы каждого из них составляют 1,5 трлн кубометров природного газа. Поставки рассчитаны на 30 лет. В рамках осуществления договора Россия в течение 4-6 лет инвестирует около 55 млрд долл. в строительство заводов по производству гелия и газохимии, дорожную и энергетическую инфраструктуры, создав тысячи высокотехнологичных рабочих мест. Это будет самая крупная стройка в мире. Китай наряду с Германией становится крупнейшим потребителем российского природного газа.

С развитием масштабов освоения природных богатств повышаются уровень и качество жизни граждан России, улучшается состояние социальной сферы, здравоохранения, образования. Наша страна сумела найти выход из «демографической ловушки». В

2013 г. впервые за долгое время в России был отмечен естественный прирост населения, а средняя продолжительность жизни составила 71 год. Положительная тенденция в развитии страны очевидна. Последовательно снижаются и показатели смертности, в том числе от сердечно-сосудистых заболеваний. В прошлом году материнская смертность снизилась до наименьшего за всю историю страны уровня. Таких изменений в демографии, в социальном развитии удалось добиться за сжатый период времени.

К сожалению, в России остается множество нерешенных вопросов, в том числе в экономике. Как известно, признанным локомотивом народного хозяйства является строительная отрасль. В прошлом году в России было построено более 70 млн м2 жилья (самый высокий показатель за последние два с лишним десятилетия). По итогам января-февраля 2014 г. было сдано 8,7 млн м2 жилья, что на треть превышает аналогичный показатель прошлого года. Высокую инвестиционную активность проявляют целый ряд отраслей, включая несырьевые. Так, в 2013 г. по сектору «производство транспортных средств» инвестиции выросли на 26,6%, по сектору «производство машин и оборудования» — на 21,6%, в производстве электрооборудования — на 17,2%.

Показателен и тот факт, что в 2013 г. в Россию поступило почти 64 млрд долл. прямых инвестиций (с учетом сделки «Роснефть» — «ТНК-SP» почти 80 млрд долл.). Это лучший результат за последние 5 лет. Россия вышла на третье место в мире по объему привлечения прямых иностранных инвестиций.

Но есть и негативные результаты. Прежде всего в том, что произошло общее замедление темпов экономического роста. Необходимо кардинально и в сжатые сроки изменить структуру экспорта, увеличивая российский вывоз неэнергетических товаров не менее чем на 6% в год. Для этого будет расширена линейка инструментов поддержки наших несырьевых компаний на мировых рынках. Видимо, следует проводить активную политику импортозамещения в соответствии с нормами ВТО и нашими обязательствами перед партнерами по ЕАЭС.

Следующее направление — стимулирование инвестиций, прежде всего в интересах технологической модернизации и обновления промышленности, подготовка кадров. К 2020 г. доля высококвалифицированных работников должна составлять не менее трети от количества подготовленных специалистов, занятых на рынке труда. Ныне с участием российского бизнеса создан Национальный совет профессиональных квалификаций, который за 2 года должен принять более 800 новых профессиональных стандартов, отвечающих требованиям современной экономики, в том числе 400 стандартов должно быть принято уже в текущем году.

Профессиональные стандарты будут обязательными для применения государственными организациями и компаниями, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству. В ближайшее время будут обсуждены вопросы повышения мобильности рынка труда, создания возможностей переезда людей к новому месту работы, включая предоставление арендного жилья.

В целом требуется разработка мер по улучшению делового климата и стимулированию инвестиций, регистрации собственности, предприятий, упрощению таможенных и налоговых процедур. Качественная перестройка производственного процесса сферы занятости, а также улучшение делового климата прямо

зависит от регионов и муниципалитетов, куда приходят инвесторы с конкретными проектами. Внедрение стандарта работы регионов по созданию условий для бизнеса уже позволило улучшить правоприменительную практику, изменить мотивацию региональных управленческих команд и нацелить их на диалог с бизнесом.

Для дальнейшей активизации занятости и развития производства в стране запускается национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах Российской Федерации как механизм оценки реализации национальной предпринимательской инициативы и регионального стандарта в каждом субъекте Федерации с учетом мнений предпринимателей конкретного региона. Это позволит создать целостную картину состояния делового климата в региональном разрезе.

Опыт регионов-лидеров показывает, как за счет работы с инвесторами, поддержки индустриальных и высокотехнологичных проектов удается обеспечить не только высокие темпы роста, но и существенно обновить производственную базу, повысить эффективность и производительность труда. Только за прошедшие годы в России были серьезно модернизированы авто-пром, пищевая и металлургическая промышленность. Этот опыт свидетельствует о том, что стране недостаточно отдельных даже крупных проектов. Необходимы технологическое обновление и технологическое перевооружение предприятий. Однако для этого надо, во-первых, расширить доступ к дешевым инвестиционным ресурсам и активно внедрять механизм проектного финансирования в сфере промышленности, предоставить ресурсы на длительный срок, а также гибкие, необременительные для инвестора условия получения кредита. Конечная стоимость таких кредитов не должна превышать уровень инфляции. Все правовые акты, необходимые для запуска механизмов проектного финансирования, должны быть приняты до конца текущего года.

Во-вторых, требуется создать условия для открытия новых предприятий, возводимых с нуля на новых площадках. В-третьих, увеличение капитализации системно значимых российских банковских финансовых организаций, в том числе путем конвертации субординированных кредитов в привилегированные акции, позволит банкам расширить кредитование экономики и удешевить кредиты.

В-четвертых, следует существенно упростить процедуру отбора инвестиционных проектов и порядок предоставления государственных гарантий. В-пятых, широкое использование импортозамещения и существенное сокращение импорта по многим позициям позволит вернуть собственный рынок национальным производителям. Видимо, необходимо в короткие сроки проанализировать возможности конкурентного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве, определить, какие товары для государственных и муниципальных нужд будут закупаться исключительно или преимущественно у российских производителей, а также у компаний государств — членов Таможенного союза. Надо разработать целый пакет мер по поддержке отечественных предприятий, способных производить конкурентоспособную продукцию.

В-шестых, в ближайшее время будет разработан механизм поддержки предприятий, внедряющих наилучшие технологии, экологически чистые и безопасные. В-седьмых, будут созданы такие условия, когда использовать устаревшее оборудование и «грязные»

технологии предприятиям будет нецелесообразно g и экономически невыгодно. В-восьмых, все меры, s направленные на технологическое перевооружение q экономики, должны быть полностью обеспечены фи- g нансированием, для чего надо предусмотреть необ- ^ ходимые ресурсы. к

Важнейшим приоритетом остается инфраструкту- ^ ра, снятие инфраструктурных ограничений для ре- ^ гионов и целых отраслей. На прошлогоднем ПМЭФ « принималось решение об инвестировании средств ^ Фонда национального благосостояния в инфраструк- ^ турные проекты с привлечением частных инвестиций ш и ресурсов. В предстоящем периоде эти меры будут ш активно осуществляться. Уже этим летом начнутся 2 строительно-монтажные работы на Байкальской ма- с гистрали и на Транссибе, возведение первой секции з Центральной кольцевой дороги, которая пройдет по ^ территории Московской области и Новой Москвы. < Наша страна неоднократно доказывала, что способна н осуществлять масштабные проекты, которые всегда < рождали настоящий национальный подъем, умножали созидательные силы и творческий потенциал народа.

Российская делегация на ПМЭФ-2014 была представлена компаниями «Газпром», «Сбербанк», «Алро-са», «Ростелеком», «Банк ВТБ» и компаниями «ВТБ Капитал», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Новолипецкий металлургический комбинат», «Русал», ОАО «РЖД» и др. Представители этих компаний активно участвовали в дискуссиях об экономических перспективах России и развитии мирового энергетического комплекса, инновациях и малом бизнесе, мировых финансах и глобальном росте экономики.

На форуме выступили главы таких корпораций, как Telenor (телекоммуникации, Норвегия), Royal Dutch Shell (нефтедобыча, Нидерланды), National Oilwell Varco (оборудование для нефтегазовой промышленности, США), The Boston Consulting Group (финансы, США), ABB (машиностроение, Швеция, Швейцария), British Petroleum (нефтедобыча, Великобритания) и других крупнейших компаний мира, сотрудничающих с Россией и Петербургом.

Длительное время Санкт-Петербург считался гордостью отечественной индустрии. В городе функционировали предприятия почти всех отраслей промышленности, выпускавшие высокотехнологическую продукцию. К началу 1990-х гг. в Санкт-Петербурге впервые в стране сформировались кластеры автомобильной и фармацевтической промышленности, а также энергомашиностроения. Однако к 2013 г. темпы роста петербургских предприятий станко-, энерго-, транспортного машиностроения заметно снизились. По итогам 2013 г. индекс промышленного производства в городе составил 98,8%. Производство машин и оборудования снизилось на 7,9%, сельскохозяйственных тракторов — на 40%, электрооборудования и оптики — на 2,4%, производство кокса и нефтепродуктов — на 73%, химикатов — на 14,8%, целлюлозы — на 5,3%. Рост производства на 3,2% был отмечен только в транспортном машиностроении.

Падение машиностроения, оснастки машин перекрывалось ростом текстильного и швейного производства, которое в 2013 г. выросло на 17,6%. Выпуск резиновых и пластмассовых изделий увеличился на 8,6%, а продукции деревообработки — на 5,8%.

Поэтому невозможно переоценить значение ПМЭФ для развития города, получающего конкретную выгоду в виде заключенных соглашений. Если на ПМЭФ-2013 были подписаны соглашения более чем на 130 млрд

^ руб., то в ходе нынешнего форума город подписал ^ 15 соглашений, позволяющих привлечь в инвестици-о онные проекты еще больший объем денежных средств. ^ В петербургском павильоне форума было представ-^ лено восемь инвестпроектов стоимостью от 500 млн к до 100 млрд руб. В их число входили двухуровневый ¡Е мост-магазин к «Зенит-арене» на Крестовском остро-^ ве (1,5 млрд руб.), реконструкция Апраксина двора и « конгрессно-выставочного центра рядом с Пулково, неси сколько коммерческих проектов, среди которых научно-исследовательский комплекс на шоссе Революции, ш который построит госкорпорация «Уралвагонзавод» из (3,8 млрд руб.), океанариум на проспекте Славы, рас-

2 считанный на 1 млн посещений в год, стоимостью ~ 3,5 млрд руб., спортивно-развлекательный комплекс

3 в Зеленогорске «Петро мир» (500 млн руб.), сеть ло-

гистических центров компании «Юлмарт», завод по производству стальной арматуры в Колпино (7,6 млрд руб.), новый жилой район «Планетоград» на Пулковских высотах (2 млн м2 и 102 млрд руб.), а также две поликлиники и пожарное депо (605 млн руб.).

В стратегию социально-экономического развития в сооружении этих строек заложен принцип создания комфортного и безопасного проживания жителей города по принципу «город для горожан».

Нынешний ПМЭФ стал рекордным по числу заключенных контрактов. Город подтвердил репутацию передового центра промышленности, науки и инноваций. Всего Смольным были подписаны контракты на 150 млрд руб. Уже в 2015 г. ПМЭФ будет проводиться на новой площадке «Экспоцентр», которая строится под Пушкином.

Общественный контроль как фактор результативности закупки в государственном секторе: региональный уровень

Russian Federation Policies Aimed at Improving Its Public Sector Procurement Efficiency: A Regional Level Analysis

УДК 339.18

Владимиров Вадим Валерьевич

руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, кандидат психологических наук 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия Васильевского острова, д. 13, лит А

Vladimirov Vadim Valer'evich

St. Petersburg Federal Antimonopoly Service of Russia

4th Line of Vasil'evsky Island 13/A,

St. Petersburg, Russian Federation, 199004

Гетц Роман Николаевич

магистрант экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат политических наук 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9

Getts Roman Nikolaevich

St. Petersburg State University

Universitetskaya Embankment 7/9,

St. Petersburg, Russian Federation, 199034

В Российской Федерации аппарат управления государственными закупками не соответствует стратегическим целям социально-экономического развития страны и требует коренного пересмотра данной системы управления в стране. В статье анализируется институт общественного, гражданского контроля, внедряемый в контрактной системе с точки зрения его места и роли в ней. Подвергается анализу и влияние инструментов общественного контроля на результативность государственных закупок с точки зрения их цели в проводимой административной реформе в Российской Федерации. Автор делает акцент именно на региональном уровне, так как проводимая в российском государстве административная реформа приводит к увеличению нагрузки на региональный бюджет, а, следовательно, возникает необходимость увеличения государственных закупок в субъектах нашей страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: общественный контроль, государственные закупки, административная реформа, заказчик, эффективность

The article discusses the Russian Federation (RF) policies aimed at improving its public-sector procurement (PSP) efficiency; it focuses in so doing on activities undertaken at regional level. The document posits that the RF must radically revise state governance in order to fulfill the country's planned socio-economic objectives. In the course of the presentation, the critique analyzes the Institute of Public and Civil Control, projecting a contractual system for that organization's functional terms (place and role). The analysis for its part deals with the impact of social-control mechanisms on PSP efficiency in terms of their influence on state-wide and regional administrative reforms. With respect to the latter, the blueprint suggests that they are likely to be effected in the wake of long-term, regional budget pressures subject to state procurement strategies.

Keywords: public-sector control, public procurement, administrative reform, customer, efficiency

Сформировавшаяся в нашей стране в период рыночных реформ институциональная система управле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.