Научная статья на тему 'Перспективы формирования инновационных парков на основе транспортно-логистической системы региона (на примере Краснодарского края)'

Перспективы формирования инновационных парков на основе транспортно-логистической системы региона (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПАРК / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ИНФРАСТРУКТУРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ / SCIENCE PARK / TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM / SCIENTIFIC AND TECHNICAL POTENTIAL OF THE REGION / INFRASTRUCTURE OF THE KRASNODAR TERRITORY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Ивановна

Исследованы предпосылки создания инновационных парков в Краснодарском крае. Раскрыты факторы их развития, особое внимание уделено транспортно-логистической системе региона. Выделены районы, которые соответствуют разработанным критериям. Сделан вывод о том, что благоприятными районами для строительства инновационных парков являются города Краснодар и Сочи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кузнецова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the formation of innovative parks based on the transport and logistics system of the region through the example of the Krasnodar Territory

The paper studies the conditions for creating innovative parks in the Krasnodar Territory. The factors of their development are revealed, special attention is paid to the transport and logistics system of the region. The study emphasizes the regions which meet the developed criteria. It is concluded that the cities of Krasnodar and Sochi are favorable regions for the construction of innovative parks.

Текст научной работы на тему «Перспективы формирования инновационных парков на основе транспортно-логистической системы региона (на примере Краснодарского края)»

УДК 332.1

БОТ: 10.18698/2306-8477-2019-5-629

Перспективы формирования инновационных парков на основе транспортно-логистической системы региона (на примере Краснодарского края)

© Т.И. Кузнецова МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Исследованы предпосылки создания инновационных парков в Краснодарском крае. Раскрыты факторы их развития, особое внимание уделено транспортно-логисти-ческой системе региона. Выделены районы, которые соответствуют разработанным критериям. Сделан вывод о том, что благоприятными районами для строительства инновационных парков являются города Краснодар и Сочи.

Ключевые слова: инновационный парк, транспортно-логистическая система, научно-технический потенциал региона, инфраструктура Краснодарского края

Создание инновационных парков на основе транспортно-логистической системы способствует социально-экономическому развитию территорий, состязательности инновационного бизнеса и научных организаций, развитию регионального промышленного комплекса, повышению уровня жизни населения. Инновационные парки, или технопарки, представляют собой имущественные комплексы, объединяющие научно-исследовательские институты, выставочные площадки, деловые центры, учебные заведения и производственные объекты.

Инновационные парки стали создаваться в целях роста благосостояния местного населения со времен конца Второй мировой войны сначала в США, а позже по всему миру. Руководство учебных заведений сдавало землю в долгосрочную аренду для использования в качестве офисного парка, тем самым получая доход с компаний, которые могли воспользоваться лизинговыми инструментами. Арендаторами выступали только высокотехнологичные компании, что позволяло обеспечить работой выпускников университета, а также решить проблему дефицита высококвалифицированных специалистов [1].

Эффективность технологических парков очевидна: это дополнительное финансирование научно-исследовательских центров, развитие инновационной инфраструктуры, возможность генерации и адекватной оценки научных идей, привлечение молодежи в высокотехнологичные сферы.

Тесная интеграция научных исследований и производства позволяет объединить фирмы, которые разрабатывают различные виды наукоемкой продукции, создать условия для продуктивного обмена

идеями и опытом, ускорить разработку и применение инновационных методов развития экономики.

В России технопарки стали появляться в конце 1990-х годов. В настоящее время количество инновационных парков по всей стране увеличивается. Первый технопарк в Российской Федерации — «Томский научно-технологический парк» — был создан в 1990 г. Затем их образование ускорилось: в 1990 г. — 2 технопарка, в 1991 г. — 8, в 1992 г. — 24, в 1993 г. — 43. В настоящее время в России создано около 80 технопарков, преимущественно при вузах [2].

Основой формирования инновационных парков является транс-портно-логистическая система региона, которая представляет собой совокупность объектов и субъектов транспортной и логистической инфраструктуры в единстве с материальными, финансовыми и информационными потоками. Транспортно-логистическая система региона выполняет функции транспортировки, хранения, распределения товаров, информационного и правового сопровождения товарных потоков.

Главными критериями транспортно-инфраструктурной доступности являются развитое автодорожное и железнодорожное сообщение, наличие крупных аэропортов и морских портов, легкость доступа к энергосети, наличие трудовых ресурсов, близость к клиентам и рынкам сбыта, небольшая удаленность от университетов, доступ к складским помещениям. При этом технопарк не должен прилегать к охраняемым природным объектам и заповедникам во избежание загрязнения данных территорий.

При подборе территории для инновационного парка целесообразно ориентироваться на крупные города с аэропортами или морскими портами, развитой дорожной сетью и университетами. Всем этим требованиям удовлетворяет Краснодарский край.

Краснодарский край — южный регион России, обладающий богатейшими залежами природных ископаемых, лесными массивами, плодородными сельскохозяйственными угодьями, промышленным и сельскохозяйственным потенциалом, благоприятным климатом. Все это создает необходимые условия для выгодного вложения инвестиций в экономику региона.

Кроме того, это один из самых динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Приоритетные инвестиционные отрасли экономики края — агропромышленный комплекс, высокие технологии, санаторно-курортное хозяйство, туризм, фармацевтика, транспортные услуги, виноделие, топливно-энергетический комплекс, промышленность, строительство [3].

Регион обладает опытом реализации крупных инвестиционных проектов федерального масштаба: строительство магистрального га-

зопровода «Голубой поток»; организация Олимпийских и Параолим-пийских зимних игр, российского этапа Гран-при «Формулы-1» в городе Сочи.

Транспортно-логистическая система региона включает:

• 9 морских портов, грузооборот которых составляет около 180 млн т в год, что обеспечивает переработку около 30 % внешнеторговых грузов России, перевозимых морским флотом;

• свыше 2,2 тыс. км железных дорог, благодаря которым грузооборот составляет более 33 млрд т в год, а пассажирооборот — более 5 млрд пассажиров в год. Железнодорожная инфраструктура Кубани занимает 10-е место по плотности железнодорожных путей общего пользования среди всех субъектов Российской Федерации и лидирует среди регионов Южного федерального округа;

• 3 международных аэропорта федерального значения и 1 региональный аэропорт, на долю которых приходится 5 % всех пассажирских авиаперевозок России [3].

Краснодарский край занимает одно из лидирующих мест в стране по качеству, количеству и плотности автодорог. Плотность сети автомобильных дорог в Краснодарском крае составляет 419 км на 1000 км . Этот показатель в 2,2 раза выше, чем в среднем по Южному федеральному округу (187 км), и в 7 раз выше, чем в среднем по Российской Федерации (54 км) [3]. При этом сеть дорог сконцентрирована вокруг крупных городов и административных центров, в рекреационных областях и вдоль железнодорожных линий.

Транспортно-логистическая система обеспечивает доставку туристов и отдыхающих на Черноморское побережье Краснодарского края — главный санаторно-курортный комплекс федерального значения, который ежегодно посещают 15 млн туристов, а также обслуживает транзитные грузопотоки, осуществляемые в рамках российской экспортной деятельности, включая экспорт нефти.

Данная система предъявляет высокие требования к складским помещениям, обеспечивающим удобную связь с другими основными элементами системы. Складские помещения предназначаются для приема, краткосрочного хранения и отгрузки полуфабрикатов, сырья, других товаров. В регионе в настоящий момент существует дефицит качественных складских помещений, в связи с чем большинство федеральных компаний создают собственные крупные складские комплексы — распределительные центры.

Краснодарский край, обладая высоким научно-техническим потенциалом, вместе с тем имеет недостаточный уровень развития инновационных организаций. Доля инновационно активных организаций в регионе сравнительно невелика (4 % против 9,7 % в среднем по России) [3].

Научно-технический и образовательный потенциал Краснодарского края представляют 135 научно-исследовательских и конструкторских организаций, 32 высших учебных заведения, 85 филиалов вузов, более 45 научно-технических подразделений на промышленных предприятиях [3]. Ученые Краснодарского края выполняют фундаментальные и прикладные исследования в области биологии и медицины, химии и физики, математики, социальных и гуманитарных наук. Распределение вузов Краснодарского края по специальностям представлено на рис. 1.

Рис. 1. Распределение вузов Краснодарского края по специальностям:

1 — институты транспорта; 2 — естественно-научные; 3 — медицинские; 4 — сельскохозяйственные; 5 — строительные; 6 — технические

Для анализа информации о транспортно-логистической системе Краснодарского края и выборе мест, подходящих для строительства инновационного парка, были использованы общедоступные сведения о геоинформационных системах (ГИС) из проекта OpenStreetMap, данные в виде shape-файлов отдельных слоев по Краснодарскому краю от 13 ноября 2016 г. Были совмещены данные от следующих слоев: железнодорожные пути, дорожная сеть, охраняемые природные территории, административные границы, также учитывалась информация об аэропортах и морских портах, расположении университетов на территории региона.

В результате изучения необходимых материалов по инфраструктуре Краснодарского края было принято во внимание распределение по рассматриваемому региону вузов, а также наиболее подходящих сфер для создания инновационных парков: транспорта, естественных наук, медицины, сельского хозяйства, строительства, техники и 1Т-технологий (рис. 2).

3 4 5 6 7 8 9 10

Города Краснодарского края

1112 13

Рис. 2. Распределение вузов Краснодарского края по городам и специальностям:

1 — Абинск; 2 — Апшеронск; 3 — Белореченск; 4 — Горячий Ключ; 5 — Ейск; 6 — Краснодар; 7 — Крымск; 8 — Новороссийск; 9 — Сочи; 10 — Славянск-на-Кубани; 11 — Темрюк; 12 — Тихорецк; 13 — Усть-Лабинск; ■ — институты транспорта; ■ — естественно-научные; ■ — медицинские; ■ — сельскохозяйственные; ■ — строительные; ■ — технические

На основе анализа были выбраны административные районы, подходящие по транспортно-логистической доступности для размещения на их территории технопарков. Для создания инновационных парков было выбрано 8 зон, распределенных по всему Краснодарскому краю. При выборе конкретной территории под технопарк учитывались следующие критерии:

• расположение не далее чем в 30 минутах езды от административного центра;

• площадь не более 1000 км ;

• наличие сбалансированного набора современных научно-промышленных комплексов, университетов и исследовательских ин-

ститутов в сочетании с удобными для жизни районами, оснащенными культурной и рекреационной инфраструктурой;

• учет местных традиций и природных условий [4, 5]. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что территориями, удовлетворяющими выбранным критериям, являются города Ейск, Кропоткин, Армавир, Краснодар, Новороссийск, Анапа, Геленджик и Сочи. Приоритетными городами можно считать Краснодар и Сочи (рис. 3).

Рис. 3. Выбор районов Краснодарского края для строительства инновационных

парков:

НИ — административные границы; В — охраняемые природные территории; Щ — морские порты; Ц — выбранные регионы; — аэропорты; — — железнодорожные пути;

— — автодорожная сеть

Большая часть привлеченных в регион инвестиций (68 %) сосредоточена в двух самых густонаселенных городах — в Сочи и Краснодаре. Для равномерного развития Краснодарского края имеет смысл сосредоточиться на других районах, имеющих хороший потенциал, — городах Армавир и Новороссийск. Для технопарков индустриального типа подходят остальные города [6].

Выбранные зоны лишь обозначают районы, подходящие для размещения инновационных парков. В каждом конкретном случае могут присутствовать специфические требования к территории, для учета

которых необходимы дополнительные исследования. Однако результаты показывают, что у Краснодарского края есть большой инновационный потенциал развития, который необходимо правильно реализовать.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Костюнина Г.М., Баронов В.И. Технопарки в зарубежной и российской практике. ВестникМГИМО, 2012, № 3, с. 91-99.

[2] Инвестиционная стратегия Краснодарского края до 2020 года. URL: http://www.investkuban.ru/_files/docs/2014/invest_strateg_2020.pdf (дата обращения 02.05.2017).

[3] Кузнецова Т.И., Ганина Г.Э., Клементьева С.В. Приоритеты российского машиностроения в свете новой технологической революции. Гуманитарный вестник, 2017, вып. 1. DOI: 10.18698/2306-8477-2017-1-408

[4] Кузнецова Т.И. Инновационные технологии в машиностроении: проблемы и перспективы развития. В кн. В.И. Криштафович, ред. Инновационные технологии в промышленности — основа повышения качества, конкурентоспособности и безопасности потребительских товаров. Ярославль, Москва, Канцлер, 2016, с. 194-199.

[5] Plan and manage a science park in the Mediterranean. URL: http://www.eib.org/attachments/country/plan-and-manage-a-science-park-in-the-mediterranean_en.pdf (дата обращения 02.05.2017).

[6] The Planning and design of Science and Technology Parks. URL: https://www. academia. edu/5536225/The_Planning_and_design_of_Science_and _Technology_Parks (дата обращения 02.05.2017).

Статья поступила в редакцию 15.10.2019

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:

Кузнецова Т.И. Перспективы формирования инновационных парков на основе транспортно-логистической системы региона (на примере Краснодарского края). Гуманитарный вестник, 2019, вып. 5. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2019-5-629

Кузнецова Татьяна Ивановна — канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и бизнес» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор более 100 научных и учебно-методических работ в области теоретической экономики, финансов и кредита. е-mail: t.kuznetsova@hotmail.com

T.I. Kuznetsova

Prospects for the formation of innovative parks based on the transport and logistics system of the region through the example of the Krasnodar Territory

© T.I. Kuznetsova Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia

The paper studies the conditions for creating innovative parks in the Krasnodar Territory. The factors of their development are revealed, special attention is paid to the transport and logistics system of the region. The study emphasizes the regions which meet the developed criteria. It is concluded that the cities of Krasnodar and Sochi are favorable regions for the construction of innovative parks.

Keywords: science park, transport and logistics system, scientific and technical potential of the region, infrastructure of the Krasnodar Territory

REFERENCES

[1] Kostyunina G.M., Baronov V.I. Vestnik MGIMO Universiteta — MGIMO Review of International Relations, 2012, no. 3, pp. 91-99.

[2] Investitsionnaya strategiya Krasnodarskogo kraya do 2020 goda [The investment strategy of the Krasnodar Territory until 2020]. Available at: http: //www.investkuban.ru/_files/docs/2014/invest_strateg_2020.pdf (accessed May 2, 2017).

[3] Kuznetsova T.I., Ganina G.E., Klementyeva S.V. Gumanitarny vestnik — Humanities Bulletin of BMSTU, 2017, no. 1.

DOI: 10.18698/2306-8477-2017-1-408

[4] Kuznetsova T.I. Innovatsionnye tekhnologii v mashinostroenii: problemy i perspektivy razvitiya [Innovative technologies in mechanical engineering: problems and development prospects]. In: Innovatsionnye tekhnologii v promyshlennosti — osnova povysheniya kachestva, konkurentosposobnosti i bezopasnosti potrebitelskikh tovarov [Innovative technologies in industry — the basis for improving the quality, competitiveness and safety of consumer goods]. Krishtafovich V.I., ed. Yaroslavl, Moscow, Kantsler Pub., 2016, pp. 194-199.

[5] Plan and manage a science park in the Mediterranean. Available at: http ://www. eib. org/attachments/country/plan-and-manage-a-science-park-in-the-mediterranean_en.pdf (accessed May 2, 2017).

[6] The Planning and design of Science and Technology Parks. Available at: https://www. academia. edu/5536225/The_Planning_and_design_of_Science_and _Technology_Parks (accessed May 2, 2017).

Kuznetsova T.I., Cand. Sc. (Econ.), Assoc. Professor, Department of Economics and Business, Bauman Moscow State Technical University. Author of over 100 scientific and educational papers in the field of theoretical economics, finance and credit. e-mail: t.kuznetsova@hotmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.