УДК 339.9(479.25+510):06
ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИКИ АРМЕНИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЯСЕ ШЕЛКОВОГО ПУТИ
Ашот Тавадян
Ключевые слова: Китай, Армения, ЕАЭС, Шелковый путь, экспорт, инвестиции
В экономике Китая важнейшее значение имеет четкая установка ориентиров и регулирование экономики, а также этапный принцип достижения целей экономики. Соответственно формируется денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика. В установке ориентиров ключевую роль играет оптимизация экономической структуры за счет наукоемких и инновационных проектов. Темп роста экономики Китая один из самых высоких в мире, в течение 30 лет он составлял в среднем 9.9% процентов в год* 1. В 2015г. темп роста составил 6.9%, а в 2016г. - 6.7%. Это самый низкий показатель за последние годы, хотя, скажем, для экономики Армении данный показатель можно считать ориентиром.
Все страны ЕАЭС, учитывая рост торговых и инвестиционных связей с КНР, крайне заинтересованы в сопряжении с Экономическим поясом Шелкового пути, в китайских инвестициях. Членство в ЕАЭС предполагает сложение экономического потенциала стран ЕАЭС, что окажет положительное влияние на развитие экономических отношений с другими странами, в том числе, конечно же, с Китаем.
Следует подчеркнуть, что в статье 4 Договора о ЕАЭС2 «Основные цели Союза» указано, что основными целями Союза являются не только формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресур-
' Доктор экономических наук, профессор.
1 В статье использованы данные ресурсов tradingeconomics.com, imf.org, worldbank.org, armstat.am, bankir.ru.
2 «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/.
сов, но и всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик. Фактически в Договоре отмечена необходимость способствовать развитию экономики по данному эффективному сценарию. Однако слабая согласованность макроэкономических показателей, в частности инфляции и курса национальных валют, не способствует координации экономической политики не только в ЕАЭС, но и с Китаем (таблица 1). Несмотря на то, что согласование макроэкономических показателей является ключевым требованием Договора о ЕАЭС.
Таблица 1
Инфляция, ставка ЦБ, курс национальной валюты
Изменение
Страна Год Инфляция Ставка ЦБ курса валюты
к доллару
США за год
Китай 2014 1.5 % 6.0 % ֊ 3.2 %
2015 1.6 % 5.6 % ֊ 5.2 %
2016 2.1 % 4.35 % ֊ 6.5 %
2017 сентябрь 1.6 % 4.35 % 3.4 %
Россия 2014 11.4 % 10.5 % ֊ 95.6 %
2015 12.9 % 11.0 % ֊ 9.1 %
2016 5.4 % 10.0 % 20.4 %
2017 сентябрь 3.0 % 8.25 % 12.6 %
Казахстан 2014 7.4 % 5.5 % ֊ 18.6 %
2015 13.6 % 5.5 % ֊ 96.9 %
2016 8.5 % 16.0 % 2.1 %
2017 сентябрь 7.1 % 10.25 % 0.8 %
Беларусь 2014 17.1 % 20 % ֊ 62.3 %
2015 11.4 % 25 % ֊ 33.2 %
2016 10.6 % 25 % ֊ 1.4 %
2017 сентябрь 4.9 % 11 % 12.6 %
Армения 2014 3.0 % 8.50 % ֊ 16.5 %
2015 ֊ 0.1 % 8.75 % ֊ 2.7 %
2016 ֊ 1.1 % 8.75 % ֊ 0.6 %
2017 сентябрь 1.0 % 6.0 % ֊ 0.6 %
Киргизия 2014 10.5 % 11 % ֊19.6 %
2015 3.4 % 10 % ֊30.5 %
2016 ֊0.5 % 5 % 9.7 %
2017 сентябрь 3.3 % 5 % 0.2 %
Страны - члены ЕАЭС имеют договоренности с Китаем на двусторонней основе. Заявление о сопряжении двух проектов было подписано со стороны ЕАЭС президентом России. Необходима координация и подключение к этому заявлению всех стран ЕАЭС. Для существенного роста товарооборота между ЕАЭС и Китаем необходимо проведение согласованной не только макроэкономической политики стран ЕАЭС, но и внешнеэкономической политики. Иначе существует риск неравной конкуренции между предприятиями данных стран.
Для оценки возможностей сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса шелкового пути (ЭПШП) представим ВВП в странах ЕАЭС, в Китае, а также в США (таблица 2).
Таблица 2
ВВП в странах ЕАЭС, в Китае и США (2016г, по списку МВФ)
Страна ВВП номи¬ ВВП ППС ВВП на душу ВВП на душу
нал (млрд. $) (млрд. $) населения но¬ населения
минал (тысяч $) ППС (тысяч $)
США 18 569 (1) 18 569 (2) 57,4 (7) 57.4 (11)
Китай 11 218 (2) 21 286 (1) 8.1 (70) 15.4 (79)
Россия 1 281 (12) 3 862 (6) 8.9 (67) 26.9 (47)
Казах¬ 134 (57) 451 (41) 7.5 (74) 25.1 (52)
стан
Беларусь 48.8 (82) 172 (70) 5.1 (93) 18.1 (68)
Армения 10.5 (134) 25.5 (135) 3.5 (116) 8.6 (110)
Киргизия 6.55 (146) 21.5 (140) 1.1 (155) 3.5 (147)
С учетом паритета покупательной способности в ВВП Китай вышел на первое место в мире. Примечательно, что Россия по ВВП ППС занимает шестов место в мире. Потенциал Китая и России, их соседство при сопряжении ЕАЭС и ЭПШП позволяют увеличить экспорт и инвестиции всем странам ЕАЭС.
В развитых малых странах соотношение экспорта и ВВП не ниже 30%, поскольку очевидно, что рынок там небольшой, и экспорт становится решающим фактором развития. Значительный рост экспорта в первую очередь возможен в близких по развитию и целям странах ЕАЭС, а также
в сопряжении ЕАЭС и ЭПШП, где очевиден его приоритет в качестве общегосударственной задачи. Осознание этого, естественно, предполагает интеграцию экономики Армении не только с ЕАЭС, но также и активное развитие экономических отношений с Китаем.
Таблица 3
Структура экспорта и импорта РА
Экспорт
2016 2015
место млн. $ % место млн. $ %
Всего 1,782.92 100.0% 1,485.33 100.0%
Россия 1 371.00 20.8% 1 244.89 16.5%
Болгария 2 152.42 8.5% 8 78.93 5.3%
Грузия 3 146.96 8.2% 5 125.32 8.4%
Канада 4 139.94 7.8% 6 108.34 7.3%
Германия 5 138.95 7.8% 3 140.25 9.4%
Ирак 6 137.90 7.7% 4 130.64 8.8%
Китай 7 96.38 5.4% 2 165.32 11.1%
Иран 8 74.84 4.2% 7 81.73 5.5%
Швейцария 9 74.64 4.2% 12 38.95 2.6%
ОАЭ 10 63.84 3.6% 17 9.10 0.6%
Импорт (по торгующей стране)
2016 2015
место млн. $ % место млн. $ %
Всего 3,292.43 100.0% 3,239.24 100.0%
Россия 1 740.95 22.5% 1 647.47 20.0%
Грузия 2 240.73 7.3% 2 222.68 6.9%
ОАЭ 3 190.65 5.8% 4 172.33 5.3%
Китай 4 165.96 5.0% 5 155.43 4.8%
Германия 5 153.99 4.7% 6 148.22 4.6%
Иран 6 151.15 4.6% 3 182.46 5.6%
Швейцария 7 146.05 4.4% 7 123.80 3.8%
Турция 8 114.34 3.5% 11 91.12 2.8%
Италия 9 101.58 3.1% 8 120.44 3.7%
Украина 10 100.02 3.0% 9 119.73 3.7%
Если экспорт (таблица 3) в Россию в 2016г. вырос на 51.5%, то в Китай экспорт уменьшился (-41.7%). Импорт же из России в Армению вырос на 14.4%, небольшой рост импорта зафиксирован и из Китая (6.8%). Для роста товарооборота не только с ЕАЭС, но и с Китаем, естественно с учетом Договора о ЕАЭС, следует эффективно использовать возможности ЕАЭС.
Рост экспорта имеет высокую вероятность в тех сферах и в те страны, где сформировался спрос на данные товары, который не достигает возможного уровня также из-за пока недостаточно согласованной налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, в частности, из-за несогласованности курсов национальной валюты в ЕАЭС. Для Армении экспортный потенциал имеют сельскохозяйственная и винно-коньячная продукция, легкая и химическая промышленность, глубокая переработка цветных металлов, обработка драгоценных камней и металлов. Весьма важно найти свою нишу в производстве оборонной продукции, нанотехнологий, машиностроении, станкостроении.
Для эффективного сопряжения с Экономическим поясом Шелкового пути странам ЕАЭС, соответственно Договору о ЕАЭС, необходимо скорректировать и согласовать приоритеты экономической политики стран ЕАЭС, четко определить ее цели, сформулировать новую модель развития экономики, спрогнозировать ожидаемые результаты. Чрезвычайно важна реакция экономической политики, особенно денежнокредитной и налогово-бюджетной, на фиксируемые импульсы нарушения экономической безопасности - падение ВВП, увеличение дефицита торгового баланса, рост инфляции. Способность противостоять внешним негативным воздействиям важна для привлечения инвестиций, в том числе, конечно, и китайских инвестиций. В структуре инвестиций экономики Армении, несмотря на огромный потенциал китайских инвестиций, Китай пока не занимает передовых позиций (таблица 4). С учетом возможностей ЕАЭС в сфере сопряжения с ЭПШП весьма перспективным представляется строительство медеплавильных заводов, тем более что примерно 60% медного концентрата экспортируется в Китай. Примечательно, что после встречи руководителей РА и Китая разрабатывается технико-экономическое обоснование строительства предприятия по про-
Таблица 4
Инвестиции в экономику РА (тыс. дол. США)
Валовые потоки
В том числе Удельный вес, %
Всего прямые инве¬ Прямые
стиции Всего инвести¬
ции
Всего 13,079,426.5 7,378,387.5 100 100
1 Россия 4,754,247.9 3,433,130.6 36.35 46.53
2 Германия 1,348,292.3 381,288.1 10.31 5.17
3 Франция 1,052,215.2 945,710.4 8.04 12.82
4 Кипр 911,906.3 168,095.6 6.97 2.28
5 Аргентина 623,079.8 328,434.6 4.76 4.45
6 Канада 602,168.3 125,276.3 4.6 1.7
7 Ливан 496,023.8 198,375.8 3.79 2.69
8 ОАЭ 438,492.1 255,071.9 3.35 3.46
9 Великобритания 422,051.9 193,346.9 3.23 2.62
10 Греция 408,595.6 257,461.5 3.12 3.49
11 Люксембург 384,990.4 241,274.6 2.94 3.27
12 Нидерланды 302,590.2 20,561.0 2.31 0.28
13 Швейцария 266,323.1 192,180.6 2.04 2.6
43 Китай 1,130.0 1,117.5 0.01 0.02
изводству чистой меди в РА. Стоимость проекта составляет примерно $500 млн. С китайской стороны в разработке обоснования принимает участие государственная корпорация CITIC, а со стороны РА компания «Валлекс груп». Разрабатывается и технико-экономическое обоснование возможности участия в строительстве автодороги «Север-Юг» китайских компаний, что с учетом перспектив свободной экономической зоны в Мегри может представлять интерес для китайских инвесторов. Однако армянской стороне, согласуя с китайскими инвесторами, обязательно следует представить соответствующую бизнес-программу с четким обоснованием преимуществ инвестиционных проектов, с указанием возможной их рентабельности при разных сценариях политико-экономической ситуации в регионе. Для этого целесообразно сформировать совместную группу экспертов. Следует отметить, что также имеются перспективы совместного производства строительных материалов, вложения в развитие
туризма, сельского хозяйства, нанотехнологий, химической промышленности, производства лекарств.
Учитывая огромный потенциал сопряжения ЕАЭС с ЭПШП, не только согласование экономической политики стран ЕАЭС, но и координация экономической политики с Китаем, в частности с проектами инвестиций, становится ключевой задачей. Необходимо также четко представить и оценить возможности и эффективность подключения стран ЕАЭС, в том числе и Армении, к строительству Шелкового пути. Армения, являясь перекрестком путей с запада на восток, имеет достаточно высокий образовательный уровень, инициативную и при этом дешевую рабочую силу, облегченную процедуру получения сертификатов и регистрации бизнеса, развитую структуру информационных технологий. В Армении наблюдается быстрое развитие инфраструктуры, в частности дорожной и транспортной. Членство в ЕАЭС, дружеские дипломатические отношения с Китаем, а также и позитивные дипломатические отношения с ЕС, Ираном, Грузией, наличие большой диаспоры в России, Европе, Иране и Грузии существенно увеличивают возможности Договора о ЕАЭС с целью модернизации экономики Армении и производственной кооперации с данными странами.
Ноябрь, 2017г.
ՀՀ ՏՆՏԵՍՈՒԹՅԱՆ ՀԵՌԱՆԿԱՐՆԵՐԸ ՄԵՏԱՔՍԻ ՃԱՆԱՊԱՐՀԻ ՏՆՏԵՍԱԿԱՆ ԳՈՏՈՒՄ
Աշոտ Թավադյաե
Ամփոփագիր
ԵԱՏՄ անդամակցությունը նախատեսում է միության երկրների ներուժի համախմբում, որը դրական ազդեցություն կունենա այլ երկրների, այդ թվում Չինաստանի հետ տնտեսական հարաբերությունների զարգացման վրա: Հաշվի առնելով ԵԱՏՄ և Մետաքսի ճանապարհի փոխկապակցվածության հնարավորությունները' ԵԱՏՄ երկրների և Չինաստանի տնտեսական քաղաքականության կոորդինացումը դառնում է առանցքային խնդիր ՀՀ տնտեսու-
թյան զարգացման համար, մասնավորապես ներդրումային ոլորտում: Անհրաժեշտ է հստակ ներկայացնել և գնահատել ԵԱՏՄ երկրների, այդ թվում Հայաստանի հնարավորությունները Մետաքսի ճանապարհի կառուցման գործում:
ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИКИ АРМЕНИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЯСЕ ШЕЛКОВОГО ПУТИ
Ашот Тавадян
Резюме
Членство в ЕАЭС предполагает сложение экономического потенциала страна ЕАЭС, что окажет положительное влияние на развитие экономических отношений с другими странами, в том числе, конечно же, с Китаем. Учитывая возможности сопряжения ЕАЭС с ЭПШП, координация экономической политики стран ЕАЭС с Китаем становится ключевой задачей для развития экономики Армении, в частности в сфере инвестиций. Необходимо четко представить и оценить эффективность подключения стран ЕАЭС, в том числе и Армении, к строительству Шелкового пути.
PROSPECTS OF THE ARMENIAN ECONOMY IN THE SILK ROAD ECONOMIC BELT
Ashot Tavadyan
Resume
The membership in EAEU implies aggregation of the EAEU countries’ economic potential, which would positively influence on the development of economic relations with other countries, including also China. Give the opportunities of conjunction between EAEU and Silk Road Economic Belt, the coordination of economic policies of the EAEU with china becomes a key objective of the economic development of Armenia, particularly, in the area of investments. It is necessary to clearly realize and assess the effectiveness of participation of EAEU countries, including Armenia, in building the Silk Road.