ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ В ХХ1 веке
В статье рассматриваются цели и основные задачи экономического развития Китая в XXI веке. Анализируются проблемы создания зрелой социалистической рыночной экономики «с китайской спецификой» на основе современной информатизации, развития сферы высоких технологий, преобразования городских и сельских поселений, совершенствования системы распределения социальных благ. Решение этих задач позволит Китаю превратиться в мощную державу, занимающую значительное место в мировой экономике.
В ХХ веке народ Китая добился впечатляющих успехов. Еще в начале века Китай был бедной, отсталой, полуфеодальной, полуколониальной страной, находившейся в зависимости от империалистических государств. Однако создание в результате освободительной войны Китайской Народной Республики (1949 г.), последовавшие затем в течение 50-летнего развития решающие сдвиги во всех областях политической, экономической и культурной жизни страны, экономические реформы и открытие экономики внешнему миру позволили достичь серьезных результатов, признанных во всем мире.
За 20 лет (1979-1999 гг.) объем ВВП Китая увеличился примерно в 6 раз, а темпы ежегодного прироста ВВП составили 9,7%. В этот период Китай был страной с наиболее высокими темпами экономического роста в мире. Было покончено с существовавшей много лет дефицитной экономикой, на потребительском рынке рост предложения товаров опережает спрос. Ежегодные темпы роста внешней торговли составили 15,6%, удельный вес внешней и внутренней торговли в ВВП вырос с 9,8% в 1978 г. до 34% в 1999 г. К концу 1999 г. объем реально привлеченных иностранных инвестиций равнялся 459,6 млрд. ам. долл. По этому показателю Китай занимает первое место среди развивающихся стран. По объему использования иностранного капитала Китай среди всех крупных стран с населением свыше 100 млн. чел. к началу 90-х годов стал экономически самой открытой страной мира.
Рост экономики и торговли привел к коренным переменам в жизни народа. Уровень потребления городского и сельского населения, возросший за это время в 4,6 раза, означал преодоление уровня бедности для более чем 200 млн. чел.
В тот же период реализовалась на практике система социалистической рыночной экономики. Произошли крупные изменения институционального характера: роль рыночных механизмов в распределении ресурсов постоянно возрастала, начато осуществление программ модернизации экономики. Уровень жизни народа в целом достиг показателей так называемого малого благосостояния. В XXI веке предстоит реализовать стратегию перехода Китая в разряд стран со средним уровнем развития, что станет новой вехой в истории развития китайской экономики.
Вызовы, с которыми встречается Китай, вступая в XXI век. Стремительное развитие науки и техники, возникновение интеллектуальной экономики быстро проникают в экономическую деятельность и общественную жизнь все большего числа стран мира. Вместе с тем наряду с тенденцией усиления экономической глобализации развиваются тенденции экономического регионализма. С одной стороны, непрестанно изменяется экономическая структура мира, становится все более острой международная конкуренция, с другой - усиливается сотрудничество национальных экономик. Политика диктата развитых стран, отстаивающих приоритетные позиции в
экономике, науке и технике, ставит перед Китаем проблему вызовов. Встретить вызов (т. е. решить эти проблемы) - первоочередная задача экономического развития Китая. Эти вызовы относятся, главным образом, к следующим сферам.
Экономическая мощь страны. Хотя по общим масштабам экономика Китая занимает 7-е место в мире, однако душевой ВВП составляет только 800 ам.долл., иными словами, уровень развития экономики и техники по-прежнему сравнительно низок. По результатам исследований Международного института управления Швейцарии, Китай в 1998 г. занимал 24-е место в международном рейтинге конкурентоспособности. Однако по таким показателям, как уровень издержек производства, государственное страхование, эффективность капитала, технический уровень оборудования, структура энергоносителей, интеллектуальное право собственности, образование, качество жизни, Китай не поднимается выше 38-го места. Очевидно, во многих областях Китай еще сравнительно слаб.
Нерациональная производственная структура. В терминах теории трех секторов экономики, применяемой в западной экономической литературе, отсталость производственной структуры Китая иллюстрируется тем, что удельный вес первичного сектора (промышленность, строительство) чрезмерно высок, а третичного сектора (сфера услуг) - чрезмерно низок. Удельный вес вторичного сектора (сельское хозяйство) также несколько завышен. Например, по показателю численности занятых в 1998 г. картина была следующей: в первичном секторе - 49,8, вторичном - 23,5, в третичном - 26,7%. С точки зрения внешней торговли, структурные проблемы в экономике сказываются на снижении конкурентоспособности экспорта. В экспорте главное место занимает готовая продукция с высоким уровнем трудоемкости. Но такая экспортная продукция с ее структурой издержек в условиях экономической глобализации столкнется с серьезной конкуренцией со стороны все большего числа стран, выходящих на международный рынок и имеющих более низкую себестоимость продукции. Эти столкновения могут усилиться и вследствие падения мирового спроса на традиционную продукцию, которое следует за циклическими изменениями в мировой экономике.
Научно-техническая сфера. Роль фактора научно-технического прогресса в экономическом росте Китая невысока. Если измерять скорость научно-технического прогресса ростом главных производственных факторов, то в период 19531978 гг. вклад их в показатель роста экономики имел минусовое значение. Это свидетельствует о том, что рост экономики до начала реформ происходил в Китае за счет крупных капитальных вложений. По мере проведения реформ коэффициент роста основных производственных факторов постоянно повышался и достиг ~ 35%, что не позволяет устранить значительный разрыв в техническом уровне Китая и развитых стран (по сравнению с развитыми странами он по-прежнему довольно низок). Особенно велико отставание по доле собственных открытий в интеллектуальной и технической сферах.
Гармоничное развитие экономики и окружающей среды. В 50-70-е годы окружающей среде в Китае уделяли недостаточное внимание. Для увеличения производства зерна вырубали леса, вокруг водоемов создавали поля и железные дороги. За последние 10 с лишним лет, несмотря на усиление внимания к проблемам экологии, они все еще не получили коренного решения. Леса и растительные системы уничтожаются, водные артерии бассейнов таких рек, как Янцзы и Хуанхэ, заиливаются с большой скоростью, число наводнений и затоплений нарастает, частота и масштабы стихийных бедствий увеличиваются. Промышленное и коммунальное загрязнения становятся все более серьезными. По оценкам, в 1993 г. в результате
нарушений экологии и загрязнения окружающей среды экономические потери Китая достигли 30,6 млрд. юаней, что составило почти 9% ВВП.
Иностранные инвестиции и финансовый рынок. Китай использует значительные объемы иностранного капитала, однако в этой сфере явственно обозначились две острые проблемы. Во-первых, тактика «предоставления рынка в обмен на технику» не дает ожидаемых результатов, поскольку емкость предоставляемого рынка неоправданно велика, а объем получаемой передовой техники мал. Во-вторых, производственные структуры, создаваемые за счет прямых инвестиций транснациональных компаний, нерациональны. Китай в довольно ограниченных масштабах привлекает иностранный капитал для создания высокотехнологичных производств, что не стимулирует сотрудничества с иностранными инвесторами в сфере высоких технологий. Транснациональные компании заинтересованы, прежде всего, в овладении китайским рынком потребительских товаров. В результате прямые иностранные инвестиции идут, главным образом, в обычные обрабатывающие отрасли. Поэтому между предприятиями с иностранным капиталом и китайскими предприятиями на внутреннем рынке страны идет ожесточенная конкуренция.
В то же время ситуация, в которой ныне развивается финансовый рынок Китая, затрудняет сопротивление натиску международного капитала. Значительные объемы «плохих» счетов по вкладам и низкая эффективность по сравнению с себестоимостью приводят к тому, что китайские банки не могут идти на рыночные риски. Масштабы финансового рынка довольно малы. Движение иностранного капитала в огромных объемах создает сильные колебания на рынке и даже вызывает финансовые потрясения.
Оборона и безопасность страны. В XXI в. соотношение межгосударственных конкурирующих сил будет, по-прежнему, одним из важных факторов. Поэтому роль государства будет иметь тенденцию к усилению. Лишь имея мощную систему оборонной безопасности, обеспечивающую как национальную независимость, экономический рост, так и равноправные международные связи, можно сохранить политическую, экономическую и социальную стабильность страны.
Цели и главные задачи экономического развития Китая в ХХ1 веке. Китаю предстоит, осуществив всестороннюю модернизацию, превратить страну в политически самостоятельное, экономически мощное, культурно самодостаточное, демократическое, социалистическое государство и войти в ряды развитых стран. Для достижения этих целей необходимо пройти следующие этапы развития.
Первый этап (2000-2010 гг.) будет важным периодом экономического и социального развития страны, в который предусматривается осуществление стратегии преобразования структуры экономики, расширение ее внешней открытости, а также совершенствование социалистического рынка. В соответствии с перспективными целями, выдвинутыми на XV съезде КПК, в качестве главных ориентиров экономического и социального развития 2001-2005 гг. признаны: сохранение довольно высоких темпов народнохозяйственной динамики, достижение ощутимого эффекта совершенствования структуры экономики, заметное повышение качества и эффективности экономического роста. К 2010 г. ВВП должен вырасти вдвое по сравнению с 2000 г. Государственным предприятиям предстоит добиться значительных результатов в области строительства современных институциональных систем. Намечено существенно оздоровить систему социального обеспечения. Продолжится совершенствование экономической системы социалистического рынка, увеличится участие в международном экономическом сотрудничестве. В социальной сфере предстоит расширить каналы трудоустройства, устойчиво повышать доходы жителей города и деревни, достичь существенного улучшения ма-
териальной и культурной жизни, добиться увеличения строительства природоохранных сооружений и повышения качества окружающей среды, достичь заметного прогресса в сферах науки, образования, духовной культуры и демократического правопорядка.
Во второй этап (2011-2030 гг.) намечено удвоение ВВП на душу населения, создание зрелой системы социалистической рыночной экономики, достижение среднего относительного достатка в уровне обеспечения.
В третий этап (2031-2049 гг.), т.е. к 100-летней годовщине образования КНР, предполагается добиться повторного удвоения ВВП на душу населения на основе модернизации промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, оборонного комплекса и достичь уровня жизни среднеразвитых государств.
В четвертый этап (2050-2079 гг.), т.е. к 100-летней годовщине с начала политики экономических реформ и усиления открытости внешнему миру, поставлена цель осуществить очередное удвоение ВВП на душу населения, всесторонне преобразовать территорию и окружающую среду, достичь в потреблении уровня всеобщего достатка.
В пятый этап (2080-2100 гг.) предполагается, что до конца столетия Китай догонит по уровню экономического развития передовые страны. Жизнь всего народа достигнет уровня всестороннего и полного достатка.
В соответствии с вышеизложенными целями развития в предстоящие 100 лет необходимо реализовать 10 следующих главных задач:
- добиться 10-кратного увеличения ВВП на душу населения, т.е. 25 тыс. долл. (по нынешнему валютному курсу), войти в ряд передовых стран мира;
- завершить всестороннюю индустриализацию, всемерно развивать информатику, выйти на новый этап интеллектуальной экономики, превратить сферу высоких технологий в ведущую отрасль экономики;
- развернуть работу по модернизации всех регионов страны, осуществить гармоничное развитие региональных экономик;
- завершить преобразование деревни, достичь среднемирового уровня урбанизации, осуществить всестороннюю интеграцию города и деревни, ликвидировав разрыв в уровне развития между ними;
- выполнить задачу по облагораживанию земельных пространств страны, защите вод и почв, охране окружающей среды, контролю за крупными стихийными бедствиями;
- закончить строительство социалистической рыночной экономики с «китайской спецификой»;
- создать зрелые современные институты в сферах политики, культуры, юриспруденции, жизнеобеспечения, которые соответствовали бы историкокультурному фону Китая;
- проводить политику низкой рождаемости населения при повышении качества услуг детских и образовательных учреждений, обеспечить общедоступность системы здравоохранения и культуры;
- достичь уровня передовых стран мира в сфере высоких технологий;
- добиться полного удовлетворения материальных и культурных потребностей, в том числе в жилье и трудоустройстве.
Некоторые особенности экономического развития Китая в ХХІ веке. В ходе будущего экономического развития Китая прогнозируются следующие существенные особенности.
При продолжающемся довольно быстром развитии регионов проявится тенденция к снижению общих темпов. В предстоящие 20-30 лет Китай полностью перейдет от экстенсивного способа производства к интенсивному.
Вклад научно-технического прогресса в рост экономики примерно с 40% в 1978-1995 гг. постепенно повысится до 50% к 2030 г. и 60% к 2050 г. Доля сектора наукоемкой продукции составит более половины всего объема ВВП. Экономика вступит на путь устойчивого развития. Завершение процесса индустриализации и синхронное развитие информатизации предопределяют в предстоящие 50 лет быстрое увеличение масштабов народного хозяйства, которое будет сопровождаться улучшением его качественных характеристик. Вслед за постоянно расширяющимися масштабами экономики будет сокращаться разрыв с развитыми странами в экономико-технической сфере. В связи с увеличивающимися ограничениями со стороны природных ресурсов и окружающей среды условия конкуренции на мировом и внутреннем рынках будут все более ужесточаться. Необходимость повышения конкурентоспособности предприятий при постоянно нарастающем участии страны в международной конкуренции будет сопровождаться переходом предприятий на путь интенсивного хозяйствования, расширением использования в производстве достижений передовой науки и техники. Тем самым вклад научнотехнического прогресса в экономический рост будет возрастать.
Произойдут коренные перемены в структуре экономики. Изменится соотношение долей трех секторов экономики в ВВП (таблица). Наиболее значительны изменения в доле первичного и третичного секторов: при существенном росте доли третичного сектора (сфера услуг) удельный вес первичного сектора (промышленность) неуклонно снижается.
Прогноз структуры ВВП по трем секторам экономики Китая, % к итогу
В ценах 1995 г. В ценах соответствующих лет
Год промышлен- сельское услуги промышлен- сельское услуги
ность хозяйство ность хозяйство
1996 19,7 49,6 30,8 20,0 49,0 31,0
2000 17,4 49,7 32,9 19,6 44,0 36,3
2010 14,1 51,5 34,4 18,4 41,0 40,5
2030 9,4 48,0 42,6 12,2 38,0 49,8
2050 6,2 42,1 51,7 8,0 32,7 59,3
Изменение потребительского спроса приведет к постепенному совершенствованию структуры производства. По мере проведения реформ и политики открытости экономики постепенно менялась система распределения. Вместо уравнительного принципа «общего котла» в практику входила дифференциация доходов работающих в зависмости от региона, производств и предприятий различного технического уровня, рабочего места и т. д. В потребительском спросе проявилась потребность в многообразии. Одновременно расширялась и сфера спроса: на жилье, автомобили, средства связи и многие другие товары длительного пользования, диверсифицированные услуги - все эти блага стали объектами устремлений людей с разным уровнем доходов. Высокая степень открытости внешнему миру способствует быстрому появлению на потребительском рынке Китая новых иностранных изделий, тем самым снимается ажиотажный спрос. Можно полагать, что сдвиги в структуре произ-
водства будут способствовать изменению в структуре спроса, обеспечивая плавное движение к новым и многообразным формам потребительских благ.
Сложившаяся первоначальная рыночная система продвижения и распространения достижений научно-технического прогресса, соответствующая требованиям рыночной практики, будет способствовать ускоренному совершенствованию структуры производства. Существующий разрыв в техническом уровне Китая и развитых стран предопределяет многие направления научно-технического прогресса в китайской экономике. Возможность использования прямого импорта иностранной передовой техники позволяет экономить на первоначальных исследованиях и процессе освоения, быстро внедрять современные технические достижения. Это способствует скачкообразному прогрессу в технике и организационной структуре производства. Вместе с тем Китай обладает собственными многочисленными и открытыми для контактов с внешним миром научно-техническими кадрами в сфере образования, исследований и освоения результатов науки и техники. В ряде областей науки и техники Китай уже достиг передового мирового уровня или приблизился к нему. В предстоящем столетии намечается достичь мировых стандартов в большинстве отраслей производства новейшей и высококлассной техники. Приобретение передовой зарубежной техники наряду с освоением собственных научных достижений будет в наибольшей мере способствовать развитию инновационного производства в стране.
Будет осуществлена в короткие сроки современная информатизация. Китай в отличие от развитых стран широко использует выгоды от глобальной технической революции в сфере информатики уже в ходе индустриализации. В стране началось внедрение отечественных высокоскоростных информационных сетей. В некоторых больших и средних городах действуют внутренние информационные сети с выходом в Интернет. Согласно прогнозу, после 2030 г. в Китае масштабы производства в сфере современной информатики, а также степень информатизации экономики и общественной сферы могут приблизиться, а после 2050 г. догнать США.
В производстве ведущую роль вместо предприятий традиционной промышленности будут играть крупные предприятия новейшей промышленности. Ко второй половине 90-х годов традиционная тяжелая промышленность Китая достигла небывалых масштабов. Он стал самой крупной страной мира по производству стали, цемента, угля и др. Текстильная и другие традиционные отрасли легкой промышленности Китая также вышли на первые места в мире. По нашим прогнозам, к 2030 г. рост населения Китая остановится. К этому времени в основном закончится процесс индустриализации. В потребительских запросах населения также возникнут крупные изменения. Вследствие структурных сдвигов в экономике потребность в традиционной продукции тяжелой промышленности снизится. Прогресс в техническом оснащении предприятий и влияние рынка приведут к «вымыванию» мелких и экономически малоэффективных предприятий в сталелитейной, цементной, угольной, нефтехимической промышленности, производстве стройматериалов. Главную роль в этих производствах будут играть крупные концерны, в результате масштабы экономической эффективности возрастут. Новые виды производств, в основе которых лежит новейшая техника, будут устойчиво развиваться высокими темпами. Они постепенно заменят на ведущих позициях традиционную промышленность и станут точками устойчивого быстрого роста народного хозяйства. В настоящее время довольно зрелые отрасли новейшей техники, прежде всего, передовые обрабатывающие производства, одновременно с расширением объемов своей продукции могут сократить в будущем число предприятий. В некоторых недавно появившихся производствах новейшей техники главную роль начинают играть сред-
ние и мелкие предприятия. В предстоящие десятилетия получат значительное развитие средние и мелкие предприятия, производящие новейшую наукоемкую продукцию.
Структура занятости будет постепенно изменяться в пользу третичного сектора экономики - сферы услуг. Повышение требований к образованию кадров неизбежно вызовет рост безработицы, усиление конкуренции при трудоустройстве. С начала 90-х годов третичный сектор экономики по числу вновь трудоустраиваемых уже обогнал вторичный сектор - сельское хозяйство. По прогнозам, после 2040 г. число занятых в сфере услуг превзойдет аналогичный суммарный показатель в промышленности и сельском хозяйстве и к 2050 г. составит 52% всех работающих. Удельный же вес работающих в промышленности снизится с 53 (1996 г.) до ~ 17%.
Главной задачей развития народного хозяйства станет проблема модернизации деревни. После 1984 г. стремительный рост уездных и поселковых предприятий ускорил шаги по индустриализации сельской экономики, внес огромный вклад в повышение уровня доходов сельского населения и стабилизировал общественную жизнь села. Однако деревня, по-прежнему, - отстающий сектор экономического развития страны. Остро стоит проблема трудоустройства сельского населения. К 2010 г. 60% населения (800 млн. чел.) будут жить в деревне, число занятых в сельском хозяйстве составит ~ 33% всех работающих, причем разница в абсолютных доходах между сельским и городским населением продолжает увеличиваться. Еще более очевидной станет двойственная социально-экономическая структура страны. Без перемещения рабочих мест из сельского хозяйства в несельскохозяйственную сферу будет невозможно в достаточной степени повысить уровень доходов сельского населения, расширить платежеспособный спрос на внутреннем рынке, добиться устойчивого, быстрого, стабильного роста всего народного хозяйства.
Разрыв в уровнях экономического развития между восточным, центральным и западным регионами страны, который в начале прогнозного периода может увеличиться, будет постепенно сокращаться по мере освоения западного и центрального регионов. Соответственно разница в личных доходах населения регионов изменится: сначала увеличится, а затем сократится. В результате преобразования системы уравнительного распределения тенденция возрастания разниц будет продолжаться в течение относительно долгого времени. Лишь вслед за совершенствованием институтов рыночной экономики и системы регулирования доходов может быть постепенно решена проблема чрезмерной дифференциации доходов.
Устойчивый рост экономики неизбежно приведет к усилению давления на окружающую среду, несколько смягчить которое станет возможным лишь после 2030 г. До 2030 г. экономический рост страны по-прежнему будет сопровождаться постоянным расширением объемов традиционного производства и, следовательно, загрязнением окружающей среды. Так, невозможно сразу коренным образом изменить структуру энергетики, в основе которой лежит использование каменного угля. И хотя предполагается сокращение нормы загрязнения на единицу продукции, однако абсолютный объем загрязнений «трех видов» будет возрастать. Разработка шахт и приисков, рост наземного строительства - все это усилит разрушение окружающей среды. Рост общей численности населения и энергопотребления на душу увеличит объемы сбрасываемых вредных веществ. До 2030 г. загрязнение окружающей среды и случаи ее разрушения будут возрастать: расширится масштаб сброса загрязнений развитых регионов в отстающие. И только после 2030 г., вслед за повышением технического уровня производства и общего экономического потенциала, усилия по охране окружающей среды и природных ресурсов станут более мощными, и ситуация постепенно изменится в лучшую сторону.
При постоянном расширении международного сотрудничества и участия Китая в мировом разделении труда возрастет и влияние фактора усиления экономической конкуренции с различными странами. Поэтому экономический рост будет в большей степени зависеть от развития внутреннего спроса.
В этом веке Китай совершит переход от страны с огромным населением, большой территорией и весомой ролью в мировой политике к изобильной и мощной мировой державе, занимающей еще большее место в мировой экономике.
Необходимые условия и выбор курса. Для обеспечения условий экономического подъема Китая в XXI в. необходимо добиваться сохранения международного мира и более справедливого и рационального порядка в мировой экономике.
На пути к процветанию Китаю необходимы твердое политическое руководящее ядро - Компартия Китая - и общая национальная политическая цель - неизменное следование по пути общего социалистического благоденствия.
Экономический рост Китая будет достигнут на основе развития общественных производительных сил, создания целостной системы народного хозяйства и на этой базе - укрепления обороноспособности страны.
Продолжение курса реформ и открытости экономики, расширение непрерывных институциональных и технических инноваций рассматривается как источник достижения социально-экономической стабильности.
Повышение уровня культуры, науки и техники, усиление активности широких народных масс, опора на высшие достижения традиционной культуры Востока, овладение результатами прогресса мировой цивилизации, создание новой социалистической культуры с учетом китайской специфики развития предопределяют прогресс китайского общества. Для достижения перечисленных целей необходимо в ближайшее время в сфере экономики реализовать следующие стратегические мероприятия по девяти направлениям (моделям)развития:
- в модели экономического развития параллельно осуществлять индустриализацию и информатизацию;
- в сфере производства при сочетании расширения объемов базового производства и новейших производств - носителей технического прогресса - осуществить стремительный качественный подъем всей экономики;
- в модели технического развития импортировать передовую иностранную технику и одновременно осваивать результаты проводимых собственных научнотехнических достижений;
- в модели развития производства сочетать реконструкцию традиционных производств со всемерным развитием новейших отраслей;
- в модели развития поселений одновременно осуществлять модернизацию городов и деревень, а также больших, средних и малых городов;
- в модели рыночного развития ускорить вхождение в мировой рынок и одновременно стимулировать быстрое развитие внутреннего рынка;
- в модели распределения социальных благ сочетать на практике принципы эффективности и справедливости;
- в модели регионального развития, сохраняя приоритет прибрежных регионов на востоке, усиливать поддержку центральных и западных регионов;
- в модели макроэкономического регулирования сочетать ориентацию на более полное раскрытие роли рыночного механизма с одновременным совершенствованием макроэкономического регулирования и контроля со стороны государства.