Научная статья на тему 'Оценка развития мировых и российских тенденций сферы услугового комплекса'

Оценка развития мировых и российских тенденций сферы услугового комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УСЛУГОВЫЙ КОМПЛЕКС / МЕНЕДЖМЕНТ СФЕРЫ УСЛУГ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макареня Т. А.

Данная статья посвящена исследованию мировых тенденций развития сферы услуг, дается их оценка, рассматриваются российские особенности развития сферы услуг и предлагаются мероприятия по активизации процесса развития услугового комплекса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка развития мировых и российских тенденций сферы услугового комплекса»

что позволяет говорить о влиянии ПИИ на производства наиболее конкурентоспособных товаров в Китае, пользующихся спросом на мировом рынке. [Таблицы 1,2,3] Таким образом, ПИИ оказывают положительное влияние на развитие экономики Китая как непосредственно, привнося в страну более новые технологии производства и управления, оборудование и финансовые ресурсы, так и опосредованно путем расширения участия КНР в международном разделении труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. БолаевА.В. Отраслевая структура привлечения прямых иностранных инвестиций: опыт Китая // Вестник Калмыцкого института социально-экономических и правовых исследований. 2007 №2.

2. Дин Бин. Во го лиюн вайцзы хэ дуйвай маои вэньти яньцзю (Изучение вопросов использования зарубежного капитала и внешней торговли в Китае). Пекин, 2006.

3. Наумов И.Н. Стратегия экономического развития КНР в 1996-2020 гг. и проблемы ее реализации. М., 2001.

4. Чжунго тунцзи няньцзянь 1998 (Китайский статистический ежегодник 1998). Пекин. 1998

5. Чжунго тунцзи няньцзянь 1999 (Китайский статистический ежегодник 1999). Пекин. 1999.

6. Чжунго тунцзи няньцзянь 2000 (Китайский статистический ежегодник 2000). Пекин. 2000.

7. Чжунго тунцзи няньцзянь 2001 (Китайский статистический ежегодник 2001). Пекин. 2001.

8. Чжунго тунцзи няньцзянь 2002 (Китайский статистический ежегодник 2002). Пекин. 2002.

9. Чжунго тунцзи няньцзянь 2003 (Китайский статистический ежегодник 2003). Пекин. 2003.

10. Чжунго тунцзи няньцзянь 2004 (Китайский статистический ежегодник 2004). Пекин. 2004.

11. Чжунго тунцзи няньцзянь 2005 (Китайский статистический ежегодник 2005). Пекин. 2005. ^ 12. Чжунго тунцзи няньцзянь 2006 (Китайский статистический ежегодник 200б). Пекин. 2006.

Ь 13. http://www.xinhua.org - официальный сайт государственного информационного агентства КНР «Синьхуа». ^ 14. Salvatore D. International Economics. Beijing, 2004.

J 15. UNCTAD, World Investment Report 2006: FDI from Developing and Transition Economies: Implications for ^ Development. New York and Geneva - UN - 2006.

оценка развития мировых и Россииских тенденции сферы

i комплекса

МАКАРЕНЯ Т.А.

ФОУ ВПО Технологический институт Южного федерального университета в г. Таганроге,

к.э.н., доцент каф. Экономики, e-mail: mta-76@inbox.ru

г

Ш

° услугового комплекса

00 □

ш

о

о

I—

Данная статья посвящена исследованию мировых тенденций развития сферы услуг, дается их оценка, О рассматриваются российские особенности развития сферы услуг и предлагаются мероприятия по ак-

Ф тивизации процесса развития услугового комплекса в России.

со

Ключевые слова: услуговый комплекс; менеджмент сферы услуг; особенности развития сферы услуг

О в России

■_

0

1 I Ф са I—

О

Вторая половина XX - начало XXI в. характеризуются многими значимыми явлениями и тенденциями в жизни общества и экономики стран мира. Одной из основных тенденций нашего времени стало феноме-

Коды классификатора JEL: L 8

о нально бурное расширение сферы услуг. Действительно, современный уровень развития передовых стран демонстрирует динамичное развитие производства услуг различного рода и их рынка. Степень развития сферы услуг стала выступать критериальным признаком развитости общества. В настоящее время страна не может быть причислена к развитым, если в ее сфере услуг создастся меньше 65% ВНП. Достаточно сказать, что в США на сферу услуг приходится сейчас около 80% рабочих мест, в том числе в этой сфере занято более 85% всех кадров высшей квалификации, и 78% ВВП. В ней сосредоточено 40% основных производственных

0 фондов. По данным бюро статистики занятости США, в ближайшее время увеличение числа свободных мест ^ будет происходить только за счет сферы услуг. В странах ЕС на долю услуг приходится около 65-75% ВВП и

1 65% занятых; в Японии - 62 и 60% соответственно.

о В настоящее время преобладает трехсекторная модель экономического развития, согласно которой К. ^ Кларк предложил три сектора экономики: первичный сектор включает отрасли добывающей промышленности и сельского хозяйства; вторичный сектор охватывает обрабатывающие отрасли; третичный сектор - сек-о тор услуг (сфера услуг). Необходимо обратить внимание на то, что здесь этот сектор понимается именно как ■т сфера услуг. В современных же публикациях, в том числе в российских, нередко можно встретить термин Ц «третичный сектор», трактуемый как сектор некоммерческих организаций. Предложенная модель вполне ° соответствовала действительности, т.е. реалиям хозяйственной жизни середины XX в. в развитых странах. 9 Оказалось, что все секторы (первичный, вторичный и третичный) были в тот период однопорядковыми как по О количеству занятых, так и по роли в создании общественного богатства.

Однако с 60-70-х годов XX в. в развитых странах стала нарастать диспропорциональность между этими секторами, которая приняла устойчивый и очевидный характер. Однопорядковость нарушилась в силу ярко выраженного преобладания третичного сектора сферы услуг над вторичным и первичным секторами, суммарный вклад которых в создание ВНП стал составлять 30-32%. Такие сдвиги рассматриваются как сущностные признаки возникновения постиндустриального общества, его сервисной модели, которое характеризуется следующими тенденциями:

1. Доля первичного сектора в ВНП упала до минимально возможных значений. Так, в конце XX в. она составляла не более 3%. Если в сельском хозяйстве на исходе XIX в. создавалось до 40% американского ВНП, после Первой мировой войны - 14%, то сейчас - не более 1,4%. Все это отразилось и на структуре занятости в первичном секторе: в середине XIX в. до 60% рабочей силы было занято в аграрном секторе, а сейчас, например в США, занято менее 3%. Такие же тенденции характерны и для развитых европейских стран (Германии, Франции), хотя цифры занятых в добывающих отраслях там несколько выше. В целом в добывающих отраслях США и стран ЕС численность занятых снизилась абсолютно, а доля добывающих отраслей в ВНП стран ЕС не превышает 3%.

2. Начиная с 70-х годов XX в. во вторичном секторе тоже наблюдается процесс абсолютного уменьшения числа занятых. Так, с 1980 по 1994 г. в США число занятых в обрабатывающих отраслях снизилось более чем на 11%, составив 18% трудоспособного населения. В США за 80-е годы численность персонала сталелитейных компаний уменьшилась в 6 раз при том же объеме выпуска продукции. «Дженерал Электрик» примерно за тот же период снизил численность персонала вдвое. В Западной Европе наблюдался такой же процесс. Доля промышленного производства в ВНП при этом колебалась: в США в первой половине 90-х годов она была от 22,7 до 21,3%; в странах ЕС - приблизительно 20% (от 15% в Греции до 30% в ФРГ).

Однако, несмотря на сокращение своих количественных масштабов, вторичный сектор в современном П обществе является весьма эффективно функционирующей производственной системой с высоким уровнем ^ производительности труда. Это обусловлено, прежде всего тем, что именно в нем находит свое применение о все возрастающая масса технологических достижений. Хотя следует отметить, что наряду с высокотехнологичными отраслями вторичный сектор включает в себя и достаточно примитивные виды производства. ^

3. Третичный сектор переживает бурное развитие. Если суммарная доля первых двух секторов в ВНП ведущих стран мира стабилизировалась, как уже отмечалось, на уровне 30-32%, а в занятости составляет не

И

О

более 25-30%, то третичный сектор занимает в создании ВВП соответственно около 70% (свыше 75% в раз- ^ витых странах).

Однако не все рассматривают это как благо, некоторые, например профессор С. Коэн из университета Беркли, высказывают опасение, что такой процесс приведет к деиндустриализации, к застою промышленного □ производства, что может вызвать катастрофу. Наличие противоположных мнений показывает, что эта про- □ блема требует серьезного осмысления во всей ее многоаспектности и противоречивости. ^

Как бы то ни было, «если в 1900 году соотношение американцев, производивших материальные блага и ^ услуги, оценивалось как 63:37, то девяносто лет спустя - уже как 22:78, причем изменения значительно уско- 0 рились с начала 50-х годов, когда началось сокращение численности занятых во всех отраслях, которые в той £ или иной степени могут быть отнесены к сфере материального производства» [1]. ё

Характерные особенности современной сферы услуг в мировом хозяйстве - это преобладание телекоммуникационных, финансовых услуг, информационных, компьютерных, консалтинга, менеджмента, маркетинга, ® инженерно-строительных, аудиторских, образовательных и ряда других. Эта группа отраслей оказывает растущее, а часто решающее воздействие на динамику, структурные и качественные характеристики интернаци- ^ онализации услуг. Среди 20 крупнейших транснациональных компаний фигурируют компьютерные и телекоммуникационные фирмы, коммерческие банки, торговые и гостиничные фирмы, аудиторский, рекламный, консалтинговый бизнес, которые заметно оттесняют промышленных лидеров. В условиях «постсервисной» ш экономики высокоразвитых стран стремительно прогрессируют мобильные виды связи, ряд отраслей транс- £ порта, финансовый сектор. Технологические и институциональные сдвиги стимулируют различные формы ^ торговли услугами на основе более экономичной и технологически продвинутой инфраструктуры, способс- ^ твуют глобализации сферы услуг. В настоящее время сфера услуг по численности занятых в ней работников о во многих странах превосходит число занятых в сфере материального производства. Поэтому в современных исследованиях необходимо рассматривать систему услугового комплекса, как совокупность услуг и отношений, существующих в социально-экономических системах. В нормативно-правовых документах отсутствует определение услугового комплекса, системы услугового комплекса. В соответствии с Современным экономическим словарем комплекс - это совокупность, сочетание объектов, предметов, действий, тесно связанных и взаимодействующих между собой, образующих единую целостность. Поэтому, базируясь на теории систем, можно сказать, что система услугового комплекса - это совокупность услуг в экономических отношениях и связей между ними. В услуговом комплексе России доминируют жилищно-коммунальные услуги, так как

0

1_

0

1_

о о

со О

I—

О

о о.

занимают наибольший удельный вес- около 23 %. о

Следовательно, тенденции развития услугового комплекса России не совпадают с мировыми тенденциями & в сфере услуг: более быстрыми темпами развиваются услуги правового характера, услуги санаторно-оздорови-

тельные и туристско-экскурсионные, что характеризует индивидуальный вектор экономического развития. о

Вместе с тем социально-экономические процессы, происходящие на протяжении более 10 лет в России, ^

начавшей осуществлять переход к рыночной экономике в конце XX в., когда наиболее развитые страны все |

больше действовали в координатах постиндустриального общества, ярко высветили ряд важных закономер- о

ностей, характеризующих взаимосвязь и взаимообусловленность материального производства и сферы ус- о

луг, среди которых можно назвать следующие. О

Во-первых, сохраняется основополагающая роль материального производства, выступающего «скелетом» экономики, в том числе в современных условиях, подобно тому, как определенная мера физического здоровья человека является первейшим условием всей его жизнедеятельности. Но эта же жизнедеятельность (и у человека, и у общества) в нормальных, а тем более в улучшающихся условиях функционирования социально-экономического организма общества не может сводиться только к указанному, хотя и исходному фактору. Чем устойчивее, совершеннее и эффективнее сфера материального производства, чем богаче общество и человек, тем рельефнее становятся роль и значимость сферы услуг, ее сбалансированного сочетания с материальным производством и влияние на него.

Следует подчеркнуть, что само по себе сокращение занятости в промышленности не означает снижения роли материальной составляющей современной хозяйственной жизни: объем производимых и потребляемых обществом благ не уменьшается, а растет. Современное производство с избытком обеспечивает потребности населения как в традиционных, так и в принципиально новых товарах, потребительский рынок развитых стран перенасыщен разнообразными продуктами и вещами, а промышленность обеспечена необходимым минеральным и сельскохозяйственным сырьем. Материальная база современного производства остается и будет оставаться фундаментом, на котором «возводятся» новые экономические и социальные процессы. В этом отношении, как отмечает В.Л. Иноземцев, характерен вывод, согласно которому 95% добавленной стоимости (создающиеся в обрабатывающих отраслях и сфере услуг) не произведены независимо от 5%, приходящихся на добывающую промышленность, а основываются на них. Таким образом, впечатление об относительной незначительности всей добывающей промышленности оказывается поверхностным и не соответствует действительности.

Во-вторых, развитая и динамично расширяющаяся сфера услуг - атрибут общества, достигшего доста-^ точно высокого уровня богатства, благосостояния большей части своего населения, т.е. имеющего обширный Ь средний класс. Этот факт подтверждается (от противного) современной российской практикой: кризисное ^ состояние материального производства, поставившее в центр обеспечение возможности хотя бы «вещест-X венно-продуктового» его типа, сразу сбросило со счетов полноценное развитие нематериальных, бюджетных отраслей из-за нехватки финансовых ресурсов. Ситуация усугубляется консервацией старых моделей менеджмента, в том числе на макроэкономическом уровне.

В-третьих, при характеристике взаимосвязи двух сфер общественного производства необходимо обязательно учитывать фактор времени: в «текущем масштабе времени» непроизводственная сфера зависит от ^ функционирования материального производства, в том числе в силу вторичности доходов. А в долговремен-I- ном масштабе - развитие материального производства, его структура, эффективность во многом детермини-00 рованы масштабами и качеством функционирования сферы услуг: состоянием науки, образования, здраво-О охранения и т.д.

¡=у В-четвертых, с одной стороны, изменение структуры самого материального производства связано с уве-ф личением доли услуг в самом этом производстве, с другой стороны, развитие материального производства,

0 усложнение его результатов требует развития широкого спектра на первый взгляд совершенно непроизводс-ф твенных услуг, например, образовательных и всех тех, которые формируют современное качество экономи-ё ческого роста.

о. В современной отечественной литературе приводятся следующие причины неразвитости сектора услуг £ в СССР:

1 1. отсутствие полноценных рыночных отношений между производителями и потребителями услуг;

ф 2. медленная реакция государственных производителей услуг на изменения в потребительском спросе; о 3. низкий уровень конкуренции между производителями услуг;

^ 4. государственный монополизм во многих областях сервиса, в том числе в таких важнейших видах, как ® банковское дело, страхование, внешняя торговля;

0 5. ограничительные барьеры на предоставление ряда услуг, например по торговле недвижимостью [4]. з Переход России к формированию рыночного хозяйства породил очень много сложностей в связи с дли-^ тельным трансформационным кризисом, который носил системный характер. Рассмотрим некоторые из

о. них.

^ 1. Достаточно высокий уровень развития сферы услуг - это атрибут богатого общества. В России и до 90-¡э х годов XX в. уровень дохода был невысок, но с 1990 г. стала прослеживаться устойчивая тенденция снижения ^ результатов общественного производства и уменьшения доходов населения. ВВП России, исчисленный по § системе национальных счетов, за период с 1990 по 1996 г. снизился более чем в 2 раза. По размеру ВВП (с £ пересчетом по валютному курсу) Россия в 1993 г. занимала 45 место в мире. В стоимостном выражении объем £ ее ВВП был почти в 40 раз меньше американского; в 1996 г. он составил 1,8% общемирового ВВП. ^ 2. Низок уровень производительности труда в сфере услуг, что во многом обусловлено низкой квалифи-

1 кацией рабочей силы (до недавнего времени специалистов для работы в сфере услуг практически не гото-о вили в вузах), а также из-за плохой технической оснащенности. В развитых странах расходы на машины и ш оборудование в сфере услуг увеличиваются быстрее, чем на здания и сооружения; их доля растет быстрее, '! чем в сфере материального производства. Промышленно развитые страны особенно активно занялись сфе-о рой услуг, восстанавливающей работоспособность человека, создали мощную индустрию. В России же сфера ■т услуг вступила в этап индустриализации значительно позже, чем материальное производство. Уровень отече-! ственной техники такого назначения сильно отстает от международного уровня, а многие виды оборудова-° ния, машин для различных отраслей сферы услуг отечественная промышленность вообще не производила. 9 3. Отсутствовала реальная государственная поддержка развития мелкого и среднего бизнеса, а это прямо О сказывалось на состоянии сферы услуг.

И Ш

4. Низкий уровень законодательной базы обусловил рост теневого оборота в сфере услуг.

5. Произошел развал сферы услуг в сельской местности и в малых городах.

6. Цены на услуги нередко не соответствовали их качеству (что наблюдается и сейчас).

Однако следует подчеркнуть неоднозначность протекающих в России процессов, в том числе в сфере услуг, и отметить, что наряду с отрицательными стали формироваться положительные тенденции, а именно:

а) впервые пришло реальное осознание значения сферы услуг, ее важности как для жизнедеятельности людей, так и для всего общества, для дальнейшего развития материального производства;

б) ликвидирован монополизм государственной собственности. В сфере услуг стали бурно развиваться отношения частной собственности путем создания новых предприятий, а также благодаря проведению так называемой малой приватизации. К настоящему времени в России сформировалась, в том числе в сфере услуг, структура собственности, свойственная странам с развитой рыночной экономикой. В услуговых видах деятельности ведущую роль стали играть мелкие и средние предприятия, которые по своей природе более гибкие, ближе к потребителям, могут более полно учитывать их запросы;

в) появился современный спектр услуг - юридические, информационные, консультационные, рекламные, страховые, автосервис и др.;

г) по многим видам платных услуг сформирована конкурентная среда - у потребителей появился реальный выбор услуг, в том числе платных.

В целом состояние сферы услуг в России сейчас может характеризоваться как весьма противоречивое.

В соответствии с общей предпосылкой формируются общие и специфические условия развития сферы услуг, которые можно рассматривать в качестве факторов расширения спроса на работников третичного сектора. К числу общих условий развития сферы услуг можно отнести следующие.

1. Внутренние структурные потребности научно-технического прогресса. Создание и расширение ряда П секторов сферы услуг, сопряженных с наиболее передовыми в научно-техническом отношении областями, ^ являются безусловными требованиями развития наукоёмких отраслей промышленности, а также переосна- о щения разнообразных производств современной техникой. Большую роль в этом играют современные средства информации и связи. Так, развитие продаж по телевидению и телефону приводит к тому, что посещение ^ магазинов превращается из обязанности в удовольствие. Транспортные, финансовые, телекоммуникацион ные услуги выступают основой инфраструктуры современной экономики. Строительные и другие услуги

И

О о

I—

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

создают не только «собственные» рабочие места, но и через систему межотраслевых связей стимулируют ^ создание рабочих мест во многих отраслях индустрии. ^

2. Динамика уровня жизни населения, с которой непосредственно соотносится развитие сферы услуг. В |-первой половине 60-х годов мощным фактором роста третичного сектора в большинстве развитых стран яви- (д лось повышение благосостояния основной массы населения вследствие увеличения общественной произво- □ дительности труда. Удовлетворив базовые потребности в материальных благах, люди получили возможность ^ больше средств тратить на услуги, что ранее исключалось из-за низкого уровня доходов. Сектор обслуживания, который заметно изменил жизнь людей в XX в., по мнению некоторых исследователей, будет то угасать, то расти вслед за ростом благосостояния населения, но никогда не исчезнет.

3. Изменение потребительской психологии общества. Столетиями буржуазной моралью культивировалось накопление денег, которые должны были либо поступать в деловой оборот, либо вкладываться в вещи, ^ обладавшие высокой степенью ликвидности; все прочие траты, в том числе на услуги, рассматривались как ® расточительство и непозволительная роскошь. Так, основными правилами Мейера Амшеля, семья которого получила прозвище, перешедшее в дальнейшем в фамилию - «Ротшильды», были следующие: капитал - это ^ труд; богатство человека не в том, что он получает, а в том, что сберегает. С начала 60-х годов на смену протестантской аскетической культуре потребления приходит культура потребительского гедонизма, с позиций которого услуги трактуются как средство реализации естественного права человека на полноту жизни. С ш этой же позиции оценивается достаточный и возрастающий уровень доходов населения, который, с одной £ стороны, сказывается на росте эффекта дохода и соответствующем его влиянии на рынок труда, с другой ^ стороны, формирует материальную предпосылку расширения потребности в разнообразных услугах под воз- ^ действием эффекта замещения собственной деятельности деятельностью наемных работников как в сфере о домашнего производства, так и в разнообразных направлениях жизнедеятельности. В США с середины 60-х годов услуги - медицинские, транспортные, коммунальные, рекреационные, образовательные и др. - являются самой крупной статьей потребительских расходов населения. На данную статью в 2005 г. приходилось 65,3% общего объема потребительских расходов против 33% в 1950 г. Это обусловлено, с одной стороны, уве- ^ личением физического объема потребительских услуг (традиционных, усовершенствованных, принципиально новых) и повышением их качества, с другой стороны, более быстрым ростом цен на услуги относительно других потребительских благ, что свидетельствует о растущем спросе на услуги. Увеличивается свободное время, в связи с чем, формируются новые жизненные установки, приводящие к расширению потребности в развлечениях, отдыхе, изменении привычного уклада жизни. Сфера рекреационных услуг обеспечивает населению проведение досуга, рациональное использование свободного времени [2]. т

4. Развитие малого бизнеса в сфере услуг. Исходя из вышесказанного, представляется целесообразным выделений следующих позиций по развитию малого бизнеса в сфере услуг: о

- формирование условий творчества; ^

- развитие свободы предпринимательства; |

- развитие конкуренции; о

- определение индустрии нововведений; о

- формирование благоприятной институциональной среды; О)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.