Научная статья на тему 'Перспективы будущего развития республики Южная Осетия: независимость или вхождение в РФ?'

Перспективы будущего развития республики Южная Осетия: независимость или вхождение в РФ? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
401
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы будущего развития республики Южная Осетия: независимость или вхождение в РФ?»

КАЧМАЗОВА И.Р. ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ РЮО

15

Перспективы будущего развития Республики Южная Осетия: независимость или вхождение в РФ?

И.Р. Качмазова*

С признанием независимости перед Республикой Южная Осетия с неизбежностью встал вопрос о ее дальнейшем развитии. Актуальность данной проблемы вызвана тем, что признание независимости не решило проблему полномасштабного урегулирования грузино-осетинского конфликта, хотя, несомненно, приблизило ситуацию в регионе к более стабильной и предсказуемой. Учитывая и то, что более 99 % жителей РЮО являются гражданами РФ, проблема будущего развития РЮО чрезвычайно важна и для Российской Федерации.

Решение вопроса о дальнейшем развитии РЮО, как и любого другого вопроса, во многом зависит от многих объективных и субъективных обстоятельств. Сегодня, как и два века назад, источником проблем для национальной и государственной безопасности РЮО является Грузия, которая в нарушение Дагомысского Соглашения от 1994 г., приступила к односторонним военным действиям против РЮО, которые достигли своего пика в августе 2008 г. Именно поэтому, сразу же после признания независимости РЮО со стороны РФ, встал вопрос о ее вхождении в состав РФ или в качестве отдельной административнотерриториальной единицы, или путем воссоединения с Северной Осетией. Т. е. республика не просто взялась за решение теоретических вариантов развития будущего политического сценария, иначе на повестку дня были бы вынесены и проблемы будущих отношений с Грузией (в частности вариант конфедерации, который так или иначе озвучивают некоторые западные эксперты), а принялась продолжать решать проблему своей безопасности.

Как известно, само становление государственности РЮО явилось по своей сути решением проблемы национальной безопасности народа Южной Осетии. В 1774 г. в результате подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Турцией единая Осетия вошла в состав Российской империи. В 1801 г. с вхождением грузинских княжеств в Россий-

скую империю южные общества Осетии, согласно новому административно-территориальному делению Российской империи, оказались в Тифлисской и Кутаисской губерниях. Этим обстоятельством воспользовались грузинские помещики, возобновив свои притязания на исконно осетинские земли, теперь уже в качестве российских территорий. Царские власти были вынуждены посылать в Южную Осетию свои карательные экспедиции. В этой связи осетинские крестьяне по необходимости начали борьбу за национальное и социальное равенство. Позже осетины и Юга и Севера приняли активное участие в Февральской и Октябрьской революциях 1917 г., выступив в целом на стороне большевиков. Грузины же провозгласили Грузинскую Демократическую Республику (ГДР), куда в силу некоторых обстоятельств попала южная часть Осетии, т. е. нынешняя Южная Осетия, и добились подписания с РСФСР Договора о невмешательстве от 7 мая 1920 г., согласно которому территории Осетии, попавшие в Тифлисскую и Кутаисскую губернии, перешли к ГДР. Это соглашение позволило Грузии осуществить первый геноцид осетинского народа. Но в результате победы Красной Армии в феврале 1921 г. в Грузии была провозглашена Советская власть, а 26 апреля 1922 г. Южная Осетия смогла получить статус автономной области, хоть и в составе ГССР. Северная Осетия позже, в 1924 г., приобрела статус автономной области, преобразованной в 1936 году в автономную республику в составе РСФСР. Таким образом, несмотря на коренные изменения во внутренней политике России, осетинский народ так и оставался разделенным.

Дискриминационная политика ГССР в отношении проживавших в ней нацменьшинств, в частности осетинов и абхазов, достигла невероятных масштабов при распаде СССР, когда Грузия объявила о своей независимости, в нарушение Конституции СССР и всех норм международного права, отказавшись принимать участие во всесоюзном референдуме о сохранении СССР. Народ

* Качмазова И.Р. - аспирант Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации.

№ 2

2 0 13

16

ВОПРОСЫ ПОЛИТОЛОГИИ

Юго-Осетинской автономной области участие во всесоюзном референдуме принял и большинством голосов высказался за сохранение СССР За этот политический шаг Грузия устроила второй геноцид осетинского народа в 1991-1992 гг. В декабре 1991 г. Союз ССР распался, и Южная Осетия оказалась в правовом вакууме. 19 января 1992 г. в Южной Осетии провели свой референдум, когда 99 % населения Южной Осетии высказались за независимость и воссоединение с РФ. В мае 1992 г. был принят Акт о государственной независимости рЮо.

Курс на независимость с дальнейшим воссоединением с РФ был продолжен президентом РЮО Э.Д. Кокойты, который заявил о том, что «независимость - это только первый этап борьбы. <...> Для сохранения языка, культуры, самобытности нужно объединить усилия. Так что следующий этап

- объединение двух частей разделенной Осетии». Несмотря на третий геноцид в августе 2008 г., первый этап данной стратегии был успешно пройден народом РЮО, а 26 августа 2008 г. РЮО достигла, наконец, признания независимости со стороны РФ, а также ряда других стран.

Однако переход ко второму этапу несколько осложнился тем, что 12 ноября 2006 г., наряду с президентскими выборами, в РЮО имел место еще один референдум, на который был вынесен вопрос: «Согласны ли вы с тем, чтобы Республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом?». Тогда 99,88 % населения РЮО проголосовало «за», таким образом выразив желание строить независимое государство. В то же время итоги первого референдума никто не отменял, а кроме того, в обществе имеется ярко выраженное стремление к воссоединению осетинского народа. Эти обстоятельства породили определенные сложности в выработке путей дальнейшего развития РЮО.

В связи с этим, впервые после признания независимости, 7-8 марта 2009 г. в РЮО состоялась I Международная научно-практическая конференция под названием «Республика Южная Осетия: признание и перспективы» [1], на которой обсуждались пути дальнейшего развития РЮО. Там же был принят итоговый документ с обозначением коллегиального мнения по основным позициям, в частности о том, что участники «признают необходимым в рамках договора между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия подготовить и подписать документ об особых отношениях между Республиками Северная Осетия-Алания и Южная Осетия, институирующий волю осетинского народа к воссоединению на данном историческом этапе» [2]. Эта же тема обсуждалась в Медиа-центре «Ир», что нашло отражение в издаваемом бюллетене [3].

25-26 сентября 2012 г. в Цхинвале прошла II Международная научно-практическая конференция на тему «Национальная идея и государственная политика», по итогам работы которой участники конференции также приняли резолюцию о том, что «воссоединение осетин в составе России является стратегической целью осетинского национального движения, основой его национально-государственной идеи» [4]. Следует отметить, что свое мнение о необходимости разработки этой темы высказал чрезвычайный и полномочный посол РФ в РЮО Э. Каргиев, заявив, что «сейчас осетинам следует... сплотиться вокруг единой национальной идеологии. Единый народ, общий язык, культура и т. д.» [5]. В заявлении нынешнего президента РЮО Л. Х. Тибилова также говорится: «Осетия будет единой в составе России» [6].

Но в РЮО есть и те, кто придерживается другого мнения. В частности, некоторые парламентарии убеждены в том, что республика должна придерживаться курса на независимость [7, 8]. По-настоящему громкой получилась статья Чрезвычайного и Полномочного посла РЮО в РФ, опубликованная в газете «Южная Осетия» под названием «Наш народ выбрал независимость или Кто в Осетии против независимости?» [9]. В этом же контексте в РЮО за последние два года образовались партии, одни из которых являются ярыми сторонниками курса на независимость, а другие такими же ярыми сторонниками курса на вхождение в РФ. Наиболее яркими представителями этих политических движений являются бывшие кандидаты в президенты РЮО А.А. Джиоева («Осетия - площадь свободы») и

А.И. Бибилов («Единая Осетия»).

Таким образом, проблема будущего развития РЮО может быть сформулирована в виде три-леммы:

- РЮО будет укреплять курс на независимость;

- РЮО будет стремиться войти в состав РФ как отдельная административная единица;

- РЮО будет стремиться войти в состав РФ путем объединения с Северной Осетией.

Несмотря на то, какой из этих трех вариантов окажется наиболее оптимальным, сегодня можно констатировать, прежде всего, наличие раскола в обществе, что при определенных условиях может обострить внутриполитическую ситуацию в республике и вернуть ее к кризису 2011 г.

В данной главе мы рассмотрим плюсы и минусы этих вариантов и начнем с курса на независимость.

Главных аргументов в пользу курса на независимость, по мнению некоторых политиков Южной Осетии, два:

1. РЮО не может быть «продолжением Ала-гирского района».

№ 2

2 0 13

КАЧМАЗОВА И.Р. ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ РЮО

17

2. «РЮО должна максимально использовать потенциальные возможности статуса суверенного государства, каким бы условным этот суверенитет не был. <...> Состояться как самостоятельное государство с собственной эффективной экономикой, собственным недотационным бюджетом. Эта работа не помешает, а, напротив, поможет продолжать экономическую и культурную интеграцию с Северной Осетией. <...> И на Севере и на Юге у нас общие задачи и главная цель - сохраниться и возродиться как этнос» [7, с. 72-73].

Рассматривая первый тезис, сложно не согласиться с тем, что, пройдя через столько лишений и наконец приобретя долгожданную независимость, РЮО не может быть «продолжением Алагирского района» Северной Осетии-Алании, потеряв все атрибуты суверенного государства, благодаря которым худо-бедно с 1990 по 2008 г. де-факто РЮО существовала. Парадоксально и то, что теперь уже признанная де-юре республика несет свою независимость как тяжелый крест. Однако возникает вопрос: «Имеет ли РЮО сегодня ту стабильность, какая есть даже у Алагирского района Северной Осетии-Алании в составе Российской Федерации?». Ответ очевиден. Конечно же - нет!

В этой связи сторонники независимости озвучили второй тезис о том, что РЮО должна состояться и максимально использовать статус суверенного государства. Да, РЮО действительно обязана состояться как государство, ибо эта государственность приобретена народом Южной Осетии, прежде всего, ценой большой крови своих лучших сыновей и дочерей.

Однако существующая после признания республики реальность, с которой повсюду сталкиваются рядовые граждане РЮО, показывает, что власти РЮО не в полной мере справляются с этой задачей, а по мнению оппонирующих властям политических сил, даже провалили ее решение. Прежде всего власти РЮО не смогли обеспечить проведение честных и прозрачных выборов президента в 2011 г. Сюда также можно отнести грубые ошибки и коррупционные преступления в ходе работ по восстановлению республики после августовской войны 2008 г.

Вместе с тем следует отметить, что вся необходимая материальная и финансовая база для восстановления народного хозяйства республики была своевременно выделена Российской Федерацией. В первую очередь это проведение газопровода Дзуарикау - Цхинвал и линии электропередач напрямую из Российской Федерации. До этого газ и свет население РЮО получало через Грузию, которая систематически отключала эти подачи с 1990-х годов, а впоследствии полностью прекратила их.

Очевидным является и то, что в современном мире такие понятия, как суверенитет, независи-

мость, международное признание и даже членство в ООН больше не обеспечивают народам былой защиты. Яркие примеры тому Ирак, Сербия, Афганистан, Ливия, Сирия и т. д. Поэтому мы считаем, что в отсутствии признания ООН, а также при наличии враждебных соседей и их союзников во всем мире народу РЮО угрожает исчезновение.

В этой ситуации курс на вхождение в РФ нам представляется наиболее логичным и последовательным. Мы полагаем, что в целях обеспечения своей национальной безопасности РЮО должна начать активную работу по процессу вхождения в состав РФ, имея целью раз и навсегда избавиться от внешних угроз и внутренних тяжелых проблем.

Однако вопрос в том, располагает ли РЮО возможностями решать вопрос о вхождении в РФ в одностороннем порядке? Известно, что народ Южной Осетии 19 января 1992 г. уже проводил референдум, по итогам которого 99 % населения Южной Осетии высказалось за независимость (от Грузии) и воссоединение с РФ [10, 11], и никакой ответной реакции ни со стороны РФ, ни со стороны РСО-А не последовало. По объективным причинам данный вопрос не может быть решен в одностороннем порядке. Вопрос о вхождении РЮО в РФ следует рассматривать в контексте глобальных политических процессов.

Сегодня, как и тогда, в решении проблемы о вхождении РЮО в РФ огромную и, видимо, решающую роль играет отношение РФ к данной проблеме, соотношение выигрыша с угрозами и рисками, которые несет данная проблема для РФ. Среди этих рисков можно назвать то, что с принятием РЮО в РФ Грузия вместе с мировым сообществом, помимо уже выдвинутых «обвинений в оккупации», могут обвинить российские власти еще и «в аннексии части территории Грузии», каковой РЮО до сих пор считает Грузия и почти все мировое сообщество. Из этого следует, что пока не изменится подход мирового сообщества к действиям России в Грузии и РЮО, либо в самой России не произойдут принципиальные изменения в подходах к этой проблеме, РФ не сможет принять РЮО в свой состав в качестве отдельной политической единицы. Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что вхождение РЮО в РФ в качестве отдельной административной единицы более чем проблематично.

Но есть другое обстоятельство, позволяющее как РЮО, так и РФ стремиться к воссоединению. Речь об осетинах, проживающих в Северной Осетии РФ. Данный вариант интересен прежде всего тем, что противникам вхождения РЮО в РФ будет явно сложней подобрать аргументы для обвинения РФ в аннексии, поскольку в данном случае речь бы шла о воссоединении одного народа и восстановлении исторической справедливости, за которую вот уже несколько веков бо-

№ 2

2013

IS

ВОПРОСЫ ПОЛИТОЛОГИИ

рются южные осетины. Здесь следует привести пример объединения Германии и вспомнить о том, что одну из ключевых ролей в этом важном политико-историческом процессе играл бывший президент Грузии, в то время министр иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе. Интересной и значимой в этом плане представляется позиция

В.В. Путина, озвученная на молодежном форуме «Селигер-2011», когда он заявил о том, что будущее республики «будет зависеть от самого осетинского народа».

Но давайте заглянем дальше и поразмыслим над тем, не будет ли вхождение РЮО в РФ означать, по сути, что международное право и ООН не работают? Не будет ли это означать, что право и договор превратились в пустой звук, который не может гарантировать безопасность - и что ждет тогда весь оставшийся мир? Не может же весь мир в целях спасения пытаться войти непосредственно в состав РФ! А если это же право перестанет работать и в отношении РФ, и она столкнется с непосредственной угрозой внешней и внутренней безопасности?..

Поэтому мы считаем, что, пока есть возможность и время, РФ следует приложить все усилия, чтобы повысить авторитет ООН, значение норм международного права и продолжить укрепление своих позиций в системе международной безопасности. Далее в рамках этой политики продолжить курс на поддержание суверенитета и независимости РЮО, которая, в свою очередь, должна ориентироваться на более широкую интеграцию с РФ. Такой подход к решению проблемы способствовал бы, на наш взгляд, не только большему укреплению позиций РФ в мире, не только решению проблемы отдельно взятой РЮО, но и

позволил бы процессу воссоединения Осетии вписаться в систему безопасности всего мира.

Таким образом, ключевым элементом в решении проблемы вхождения РЮО в РФ мы считаем позицию РФ. Поэтому вопрос будущего республики, на наш взгляд, следует решать следующим образом:

- во-первых, поскольку РФ, согласно Рамочному Договору между РФ и РЮО, является гарантом безопасности РЮО, то власти РЮО должны незамедлительно привлечь ее к открытому обсуждению всех возникших после признания независимости РЮО проблем, связанных с национальной и государственной безопасностью РЮО, решение которых требует стратегического подхода;

- во-вторых, на основании результатов этих переговоров сформулировать стратегию национальной и государственной безопасности, каковой до сих пор нет в РЮО, и создать, наконец, концепцию внешней политики РЮО, тем самым укрепить ее государственность, а значит, укрепить нормы международного права, на основе которых происходило становление государственности РЮО.

Таким образом, мы считаем, что в рамках решения проблемы глобальной безопасности и укрепления международных позиций РФ в ближайшей перспективе следует поддержать курс на независимость РЮО. В то же время следует усилить процессы интеграции между РЮО и РСО-А с тем, чтобы в конечном итоге политическое развитие РЮО, согласно волеизъявлению ее народа, получило логическое завершение в воссоединении с Северной Осетией в составе РФ без какого-либо ущерба для РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Республика Южная Осетия: признание и перспективы. Материалы I Международной научно-практической конференции. - Цхинвал, 2009.

2. Обращение участников I Международной научнопрактической конференции // Республика Южная Осетия: признание и перспективы. Материалы I Международной научно-практической конференции. - Цхинвал, 2009. С. 109-110.

3. Вестник Медиа-центра «Ир», №№ 1-5, Цхинвал, 2011 (гл. ред. И. Гаглоева).

4. Резолюция II Международной научно-практической конференции // Национальная идея и государственная политика. Материалы II Международной научно-практической конференции. - Цхинвал, 2012. С. 146-147.

5. Дзагоева Р. Посол РФ в РЮО Эльбрус Каргиев // Республика № 4-5, январь 2012.

6. Тибилов Л. Осетия будет единой в составе России // http://top.rbc.ru/politics/08/08/2012/663590.shtml

7. Цхурбаты М.В. К вопросу об объединении Северной Осетии-Алании и Республики Южная Осетия // Националь-

ная идея и государственная политика. Материалы II Международной научно-практической конференции. - Цхинвал, 2012. С. 69.

8. Дзиццойты Ю.А. Вопрос о Трусовском ущелье должна ставить Северная Осетия, а о Кударском ущелье - Южная Осетия//Южная Осетия, 3.02.2010.

9. Медоев Д.Н. Наш народ выбрал независимость или Кто в Осетии против независимости? // Южная Осетия. 20.

10. 2011.

10. Дзугаев К.Г. НАШ НАРОД ВЫБРАЛ СВОБОДУ, или Кто в Осетии против воссоединения осетин? // Национальная идея и государственная политика. Материалы II Международной научно-практической конференции. - Цхинвал, 2012. С. 114-115.

11. ИА «РЕС» http://cominf.org/node/1166490010; опубликована также в газете «Российские вести» № 36 31.11-6.12. 2011, и размещена на сайте Народной партии РЮО.

12. «Владимир Путин не исключает, что Южная Осетия может присоединиться к России» //Эхо Москвы, 1 августа 2011 г.

ТОМ !З

№ З

З О I З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.