Научная статья на тему 'Исторические корни грузино-осетинского конфликта и его развитие в современных реалиях'

Исторические корни грузино-осетинского конфликта и его развитие в современных реалиях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2240
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ / ГРУЗИЯ / РОССИЯ / КОНФЛИКТ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ / SOUTH OSSETIA / GEORGIA / RUSSIA / THE CONFLICT / SETTLEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крыжановская Ольга Александровна, Петрова Светлана Владиславовна

В статье рассматриваются ключевые этапы развития грузино-осетинских отношений и участие России в этом процессе в современных условиях. Обозначается историческая ретроспектива формирования грузино-осетинского конфликта и его эскалации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical roots of the Georgian-Ossetins conflict and its development in modern realities

The paper discusses the key stages of development of the Georgian-Ossetins relations and participation of Russia in this process in modern conditions. The authors show the historical retrospective review of formation of the Georgian-Ossetins conflict and its escalation.

Текст научной работы на тему «Исторические корни грузино-осетинского конфликта и его развитие в современных реалиях»

УДК 327(479.22) ББК 66.4 (5Гру) К 85

O.A. Крыжановская,

доктор философских наук, профессор Социального гуманитарного

университета, г.Сочи, E-mail: [email protected] C.B. Петрова,

кандидат политических наук, доцент Социального гуманитарного университета, г. Сочи, E-mail: [email protected]

Исторические корни грузино-осетинского конфликта и его развитие в современных реали ях

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые этапы развития грузино-осетинских отношений и участие России в этом процессе в современных условиях. Обозначается

историческая ретроспектива формирования грузино-осетинского конфликта и его эскалации. Ключевые слова: Южная Осетия, Грузия, Россия, конфликт, урегулирование.

O.A. Kryzhanovskaya,

Doctor of Philosophy, Professor, Sochi State University, Sochi. E-mail: olgasochi1@ yandex.ru

S.V. Petrova,

Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Sochi State University, Sochi. E-mail: [email protected]

Historical roots of the Georgian-Ossetins conflict and its development in modern realities

Abstract. The paper discusses the key stages of development of the Georgian-Ossetins relations and participation of Russia in this process in modern conditions. The authors show the historical retrospective review of formation of the Georgian-Ossetins conflict and its

escalation.

Keywords: South Ossetia, Georgia, Russia,

Южная Осети я с древнейших времен является местом обитания людей. Пам я тники всех трех этапов эпохи кам-н я на территории республики представлены в Нагутни, Пичиджине, Дзагине, Тигва (Знаурский район), Морго, Цру (Дзауский район), Дампалете, Квернет (Цхинвальский район) и др. [1]. Современная Южная Осети я занимает часть исторических областей Грузии — Име-рети, Картли и Рача, в эпоху раннего и средневекового феодализма входивших в Картлийское царство, позднее — в Картли-Кахетинское царство. Яков Го-гебашвили в своем школьном учебнике «Бунебис кари» [2], рассчитанном

the conflict, settlement.

на третий и четвертый годы обучени , изданном в 1868 г. и к моменту уста-новлени советской власти в Грузии выдержавшем свыше двадцати изданий, в разделе «Соседние страны» пишет: «Осетины я вл я ютс я горским народом. Они занимают среднюю часть Кавказского хребта, начиная от Хевсу-ретии и до Сванетии. Одни из них живут по ту сторону хребта, на северных склонах, другие — на этой стороне, на южных склонах. По этой причине Осе-ти раздел етс на две части: Северную Осетию и Южную Осетию... В старину посюсторонн Осети большей частью

принадлежала Грузинскому царству.

Замечательные поселени я: Джава в посюсторонней Осетии, Алагир и Ардон

— в потусторонней» [3].

Осети граничит с севера на про-т яжении 75-ти км с землею кабардинцев, а далее казачьими станицами (нынешнего Грозненского округа) и аулами ингушей; восточная граница упираетс в северо-восточный угол владикавказско-осетинской равнины и направл етс по ее восточной окраине в ущелье военно-грузинской дороги [4]. На северном склоне хребта осетинские аулы отдел ютс от ингушей и кистин-цев рекою Тереком и близ перевала отклоняются от дороги на 5-6 верст; на южном склоне восточною границею их служит река Арагва, именно юговосточное колено ее, где она отходит от военно-грузинской дороги и г. Душет. По ширине перевала к Осетии прилегают земли хевсуров и пшавов. Южную границу представл ют предельные осетинские поселения от г. Душета по подошве хребта и потом через реку Большая Лиахва немного выше с. Цхинвала (в Горийском уезде), далее по правым притокам этой реки к с. Часавали и, наконец, к верховьям Риони до горы Пасимта. Западна граница т нетс от истоков Риони через главный кавказский хребет по горным вершинам, окаймл ющим с левой стороны течение реки Уруха и ее верхних притоков, до выхода Уруха из гор на равнину. Все протяжение этой границы 85-90 верст. Таким образом, в общих очертания х Осетия представля ет неправильный овал, распростран ющийс почти в центр перешейка по обоим склонам главного кавказского хребта. Диаметр этого овала между крайними поселениями на севере и на юге 125—130 верст, а на востоке и на западе 95-98 верст, то есть 205—210 кв. миль [5]. (Опубл.: После монгольского и тимуровского на-шестви , остатки аланского населени смогли укрытьс в горах, где и происходил процесс этногенеза современного осетинского народа). К XVIII в. сформировались три основные группы обществ:

— Северные общества: Алагирское, Куртатинское, Дигорское и Тагаур-

ское. Все северные общества, исключа алагирцев, находились в разной степени зависимости от Кабарды. Под вли я -нием кабардинцев, многие осетины (в основном феодальная верхушка) при-н ли ислам;

— Центральные общества: Туаль-ское, Урс-Туальское, Тырсыгомское, Кудское. Последние два общества на сегодня шний день входя т в состав региона Мцхета-Мтианети Грузии.

— Южные общества: Кударское,

Дзауское, Чисанское.

Практически в каждом обществе существовал свой говор. Однако, с XIX в. происходит процесс унификации зыка в пределах двух диалектов. Академик Н. Ф. Дубровин (1837—1894) писал в 1871 г.: «Малоземельность была причиной, что часть осетин переселилась на южный склон Гл. Хребта и добровольно отдала себ в кабалу грузинских помещиков. Заняв ущелья Большой и Малой Лиахви, Рехулы, Ксани и ее притоков, осетины стали крепостными князей Эриставовых и Мачабеловых. Эти переселенцы и составл я ют население так называемых южных о сетин и, в свою очередь, дел я тся также на многие общества, называемые по именам ущелий, ими обитаемых. Так, они дел ят-с на ксанских, лиахвских, гудушаур-ских, маграндвалетских, джамурских и других. Много осетин поселились в Мтиулетском и Хевском ущелье».

Вот что писали в 1831 г. об отношениях грузинских феодалов и осетинского населени горных ущелий российские чиновники — коллежские асессоры Яновский и Козачков-ский в своих «Записках об осетинских ущелья х, присваиваемых князьями Эристовыми-Ксанскими»: «.в ущелья х более отдаленных, как-то: Маграндо-летском, Тлийском, Чипранском, Гви-диском, Кногском и других, на кои Эристовы объявляют претензию, нет никаких следов их управлени . До по-корени нашими войсками, осетины, в сих ущельях живущие, представляли образец первобытных народов. У них существовали одни семейные св зи; в деревн я х и ущелья х не было совершенно никакого пор дка и повиновени ;

каждый способный носить оружие считал себя вполне независимым. Пример Эристовых подал повод и кн зь м Ма-чабели присваивать вновь покоренных осетин, живущих по Большой Лиахве, в ущелья х Рокском, Джомакском, Ур-щуарском, им никогда не повиновав-шихс я и не принадлежащих».

Согласно данным ря да источников XIX века, в начале века некоторые селения Южного Кавказа (Корниси, Тбети, Кусирети, Гудиси, Фотриси, Чвриси, Мгвриси, Сатихари, Кулби-ти, Хромисцкаро, Жамури и др.) были компактно населены осетинами, а в некоторых (Дзвилети, Свери, Ередви, Корди, Дици, Ацерисхеви, Чареби, Снекви, Белоти, Сацхениси, Ванати, Зардиаанткари, Мерети, Карби, Арбо и др.) проживало смешанное население — и грузины, и осетины. В отличие от высокогорной области, предгорье и низинная полоса Южного Кавказа были почти полностью освоены грузинским населением. В городах и посёлках (Цхинвали, Ахалгори, Джава) помимо грузин проживали также евреи и арм не. В 1830 г. в издаваемой в Грузии русско я зычной газете «Тифлисские ведомости» была опубликована стать анонимного автора, в которой он использовал термины «Южная Осети » (дл обозначени населённых осетинами областей Южного Кавказа) и «Северная Осети я» (населённая осетинами территория Северного Кавказа). С этого времени термин «Южная Осети » постепенно вытеснил из обра-щени все другие и прочно обосновал-с как в грузинских, так и в русских и иностранных издани х. В 1843 г. в составе Тифлисской губернии Российской империи, куда вошла территори Шида-Картли, был образован Осетинский округ, который, однако, в 1859 году был присоединён к Горийскому уезду.

После распада Российской империи в 1917 году вышедша из состава России Грузи предприн ла попытку аннексировать территорию Южной Осетии против воли ее народа, что повлекло за собой волну выступлений протеста осетинского народа. Эти вы-

ступлени я перерастали в вооруженные восстани в различных политических центрах Южной Осетии. Их основанием была Деклараци прав народов России, прин та Советом народных комиссаров РСФСР 2 (15) ноября 1917 г., предусматривающа право народов

России на самоопределение, вплоть до отделени и образовани самосто тельного государства. Именно провозглашение этого права легло в основу процесса объединени российских губерний грузинскими меньшевиками, вывода их из состава России и объ влени в 1918 году о создании Грузинской демократической республики. Южная Осетия отказалась выходить из состава России и не прин ла участи в выборах в Грузинский парламент, требу , в свою очередь, признани права на свободный выбор. К этому времени в Южной Осетии уже начал функционировать легитимно избранный Национальный Совет, первый съезд которого состо-лс 6 — 9 июн 1917 года в поселке Джава. Национальный Совет Южной Осетии, состо вший из представителей различных политических направлений (эсеры, анархисты, меньшевики, большевики и др.), в своем постановлении по национальному вопросу высказался за предоставление южным осетинам «права свободного самоопределени ».

Меньшевистское правительство Грузии не только не поддержало такие настроени , но и элементарно не признало требование об автономии даже в составе Грузии. Оно рассматривалось как попытка создания отдельного государства в пределах Грузии. Грузией был вз я т курс на вооруженное подавление любых попыток южных осетин к этнической самоидентификации и политическому самоопределению. Провозглашение Советской власти в Южной Осетии послужило дл я грузинских властей поводом к началу широкомасштабного вооруженного вторжения в Южную Осетию и физическому истреблению осетин.

7 мая 1920 года между Россией и Грузией был заключен договор, в котором обе стороны признали право всех народов на самоопределение, однако

советска Росси признала суверенитет Грузии над Южной Осетией. Таким образом, единый осетинский этнос был искусственно, по географическому принципу, разделен между двумя государствами, игнорируя волю осетинского народа. Однако следует отметить, что этот документ так и не был ратифицирован парламентами подписавших его сторон, что лишает его статуса межгосударственного акта.

20 апрел 1922 года Декретом

ВЦИК и Совета Народных Комиссаров Грузинской ССР была создана Юго-Осетинска автономна область как

составна часть Грузии [6]. В 1925 г. Сталин предложил объединить две Осетии в одну автономию и передать новое образование в состав Грузии. После того как Мико н в своей телеграмме Сталину предложил совершенно иной вариант — включение объединенной Осетии в состав РСФСР, — генсек засо-мневалс я. Вскоре по я вл я ется решение крайкома Северо-Кавказского кра , где условием объединени Осетии ставитс ее вхождение в РСФСР. Закончилось дело сохранением раскола осетинского народа и предоставлением Южной Осетии политического статуса автономной области в составе Грузии, что преподносилось как свидетельство реализации права на самоопределение южных осетин. Однако фактически автономи Южной Осетии носила во многом номинальный характер. Грузинское руководство проводило здесь ассимил торскую политику. Различными способами осетин вынуждали в документах измен я ть свою национальную принадлежность. Осетинские географические названи замен лись вновь изобретенными грузинскими. Под пропагандистскими лозунгами о дружбе народов декларированная автономи я южных осетин была превращена в аграрно-сырьевой придаток Грузии. Все показатели социальноэкономического развития Южной Осетии хронически оставались ниже, чем по Грузии. В результате уровень жизни в Юго-Осетинской автономной области оказал с я в 2 — 2,5 раза ниже среднего по Грузинской ССР. Вплоть до смерти Сталина в паспортах и других докумен-

тах осетин в графу «национальность» вносилась запись: «южный осетин»,

«северный осетин». В 1938 году на государственном уровне была совершена очередна попытка насильственной ас-симиля ции южных осетин: осетинская письменность, до того основывавша с на латинском алфавите, в Южной Осетии была переведена на грузинский алфавит.

Планомерна и целенаправленна ассимиляция Южной Осетии касалась всех сфер жизни общества. Руководство Грузинской СССР изгон ло местные кадры из органов прокуратуры, милиции, судов, здравоохранения и других учреждений. Управленческий аппарат комплектовался приезжими из других районов Грузии. Все эти процессы привели к тому, что вынужденная миграция южных осетин в 40-50 годах ХХ прин ла массовый характер.

Несмотр на то, что статус автономии во многом носил формальный характер, именно благодар ему осетины в южной Осетии сохранились как наци , сохранили свой зык и культуру. Только благодар автономии в учебных заведениях Южной Осетии изучался родной зык, издавались на осетинском я зыке передовые издания и книжная продукци .

В конце 1980-х годов в Грузии начался подъем националистического движения, сопровождавшийся усилением дискриминации негрузинского населени . Националистическое движение, носившее массовый характер и пользовавшееся поддержкой властей республики, выступило за ликвидацию автономных образований в составе Грузинской ССР.

20 и юн я 1990 года Верховный Совет Грузинской ССР на внеочередной сессии признал незаконными все договоры и законы, прин тые после советизации Грузии в 1921 году. Незаконными были также объя влены законы СССР о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации и о выходе из состава СССР. Эта ситуаци упразднила Южную Осетию де-юре, поскольку автономи была образована в советский период. Уловка заключалась

в том, что обща отмена законов советского периода позволяла избежать пря -мого упразднени автономии.

С распадом СССР Южная Осетия, в соответствии с принципом правопреемства, должна была автоматически войти в состав России (что и было подтверждено на референдуме 1992 года, на котором югоосетинский народ единогласно проголосовал за независимость Республики Южная Осети я и за ее воссоединение с Россией).

Политический конфликт перерос в вооруженное противостояние после упразднени я Верховным Советом Грузии юго-осетинской автономной области 11 декабр 1990 г. и введени в автономии чрезвычайного положения. Власти Грузии ввели в Цхинвал под-разделени милиции и национальной гвардии 6 я нвар я 1991 г., что привело к актам этнической дискриминации и геноцида, а также к вооруженной самообороне осетинского населени . С этим св я зана политическая позици я Южной Осетии — голосование региона на референдуме в марте 1991 г. за сохранение СССР. В услови х фрагментации и распада СССР способом сохранени этнической идентичности стал референдум о присоединении Южной Осетии к Российской Федерации (январь 1992 г.).

После референдума грузинское руководство сделало выбор в пользу силового решения возникшей проблемы. Можно сказать, что с этого момента начался второй этап в развитии южноосетинского конфликта — этап пр -мого вооруженного противостояния конфликтующих сторон. Он начался с установлени широкомасштабной экономической, транспортной и информационной блокады вокруг Южной Осетии в цел х нанесени ущерба ее экономике, исключая возможности реализации в жизнь идеи отделени я.

В январе — апреле 1991 года правительством Гамсахурдиа в Южную Осетию направлены военные формирования, принадлежавшие различным грузинским политическим парти м и группировкам.

Народ Южной Осетии 19 января 1992 года практически единогласно

(98%) проголосовал за провозглашение независимости Южной Осетии и ее воссоединение с Россией. По итогам референдума 29 мая 1992 года был приня т акт, провозглашавший независимость Южной Осетии и создание самостоя -тельного государства.

8 марта 1992 года в качестве Пред-седател Госсовета Грузии в страну вернул с я Эдуард Шеварднадзе, но политика Грузии в отношении Южной Осетии не изменилась.

24 июн 1992 года в Сочи подписано четырехстороннее российско-грузинско-осетинское (с участием Северной и Южной Осетии) Соглашение о принципах урегулировани грузиноосетинского конфликта. Они обя зались действовать согласованно в цел х уре-гулировани этого конфликта в соответствии с принципами ОБСЕ и международными пактами в области прав человека. Лидеры двух стран поддержали направление в район конфликта многонациональных миротворческих сил, представленных заинтересованными сторонами. Основу контрол за соблюдением достигнутых договоренностей призвана была составить Смешанна контрольна комисси (СКК) в составе представителей Северной и Южной Осетий, Грузии и Российской Федерации. Для реализации данных задач при Смешанной контрольной комиссии были сформированы Смешанные силы по поддержанию мира и пра-вопоря дка, а также образованы группы военных наблюдателей, которые были размещены по периметру зоны безопасности. В соответствии с этим Соглашением 14 июля 1992 года в зону конфликта были введены миротворческие силы, призванные контролировать соблюдение режима безопасности, со-сто щие из российского, грузинского и осетинского батальонов (последний финансировался МЧС Российской Федерации). Объединенные силы находились под российским командованием. Перед миротворческими силами были поставлены следующие задачи: обеспечить контроль за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и гаран-

тировать режим безопасности в зоне контрол я. Прекратились вооруженные столкновения, 18-месячная война в

Южной Осетии завершилась.

В течение 1993-2003 гг. предпринимались попытки политического посредничества в осетино-грузинском конфликте с участием миссии СБСЕ, Грузии, Российской Федерации и Южной Осетии. Проводились встречи экспертов и дипломатических делегаций. В 1996 г. был подписан Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте.

Согласно этому меморандуму стороны договаривались относительно отказа использовать угрозу применени силы, а также политическое и экономическое давление, о постепенной демилитаризации зоны конфликта, необходимости обратиться к проблемам беженцев и по поводу прекращени преследовани

участников конфликта, которые не совершали военных преступлений. Этот документ имел важное значение в деле мирного разрешени конфликта, так как закреплял отказ сторон от приме-нени силы или угрозы ее применени дл я достижени я своих целей.

Вместе с тем, конфликт в Южной Осетии не получал конструктивного разрешени в виду вной несовместимости интересов сторон. Органы государственной власти Грузии отрицали само существование автономии Южной Осетии, не говоря уже о существующем де-факто независимом государстве. С другой стороны, Южная О сети я создала путем легитимных выборов и референдумов органы государственной власти, прин ла Конституцию и сформировала политическую систему. С весны 2001 г. стороны из-за непримиримости позиций отказались от разработки документа о статусе Южной Осетии и гарантия х соблюдени я мира.

Эскалация вооруженного конфликта в Южной Осетии св я зана с влия нием смены правя щего режима Шеварднадзе в Грузии и технологий «цветных революций» на вооруженную конфронтацию. Хрупкая стабильность в Южной Осетии сохранялась лишь благодаря

присутствию российских миротворческих сил, а в случае их вывода си-туаци могла мгновенно выйти из-под контроля, и обернуться новым всплеском конфликтов и угрожать безопасности российского Северного Кавказа. Это продемонстрировали событи вокруг Цхинвала в 2004 — 2005 годах и в Кодорском ущелье в 2006 году.

Важную роль в урегулировании конфликта в Южной Осетии объективно призвана сыграть Росси , выступа в качестве посредника дл проведени успешного политического диалога участвующих в конфликте сторон. Ни один президент Грузии не может сегодня отказаться от политических притязаний на Абхазию и Южную Осети я, не рискуя при этом своим постом. Нельз не учитывать и того, что относительно Абхазии и Южной Осетии внутри грузинского политического класса и экспертного сообщества сложился консенсус. И «правые» , и республиканцы, и лейбористы единодушны с главой Грузии в подходах к Абхазии и Южной Осетии.

Вот уже на протя жении многих лет Республика Южная Осетия является суверенным, демократическим государством, обладающим всеми признаками государственности: население, террито-ри , демократически избранные органы власти. Этот статус стал следствием сводного самоопределени народа посредством общепризнанных международным правом демократических механизмов, результатом предпринятых югоосетинским народом мер ради своего самосохранени .

В то же время для обеспечения полной стабилизации в зоне конфликта необходимо достижение соглашения между Грузией и Южной Осетией по политико-правовому статусу последней, решение вопроса о возвращении беженцев в места их прежнего проживания, прин тие мер по восстановлению хоз я йственной жизни в Южной Осетии.

Таким образом, необходимыми

условия ми урегулирования конфликта вл ютс :

1) демилитаризаци зоны конфликта (реализация принципа непри-менени силы или угрозы силой);

2) признание геноцида и реабили-таци я его жертв;

3) налаживание довери я между сторонами и наличие международных гарантий как залог довери ;

4) социально-экономическа реаби-литаци региона;

5) достижение соглашени я по политическому статусу Южной Осетии.

На досрочных президентских выборах в Грузии 5 нвар 2008 года победу одержал М. Н. Саакашвили. Одновременно с выборами был проведен референдум о вступлении Грузии в НАТО. Грузи усиленными темпами продолжала вооружаться, в том числе приобретать наступательное вооружение. Грузия является мировым рекордсменом по наращиванию военного бюджета, который за последние годы вырос в тридцать раз.

К лету 2008 года напр я женность в зоне конфликта еще более усугубилась. Участились обстрелы и провокации в отношении Цхинвала и баз российских миротворцев. 7-13 августа 2008 г. конфликт приобрел интернациональный характер вследствие агрессии Грузии, сопровождавшейся актами геноцида против мирного населени и нападением на российских миротворцев.

Грузинское руководство попыталось силовым путем урегулировать политические противоречи , введ

войска в Южную Осетию и начав операцию по установлению конституционного пор дка. В ответ, чтобы защитить мирное население Южной Осетии, которое более чем на 90 процентов состоит из граждан России, РФ вела войска на территорию Южной Осетии, начав тем самым операцию по принуждению Грузии к миру. В ходе вооруженного конфликта грузинской стороной были грубейшим образом нарушены ранее достигнутые международные договоренности по урегулированию грузиноосетинского конфликта, а также нормы международного гуманитарного права.

Несмотр на окончание активных боевых действий в Южной Осетии, а также признание Южной Осетии Россией, конфликт в Южной Осетии исчерпанным считать нельз я, по крайней

мере до тех пор, пока не будут выработаны механизмы, гарантирующие безопасность республики. Так, в интересах предотвращени конфликтов может быть предприн я то превентивное развертывание российского военного персонала (с использованием специально подготовленного дл этих целей военного, полицейского и гражданского персонала) в районе возможного про-тивосто ни в цел х предотвращени эскалации напря женности, перерас-тани споров, разногласий и кризисов в вооруженный конфликт. На этапе постконфликтного построения мира воинские контингенты могут содействовать возвращению беженцев и перемещенных лиц, реинтеграции бывших участников вооруженных формирований в гражданскую жизнь, оказывать гуманитарную помощь, участвовать в разминировании территории и восстановлении инфраструктуры конфликтного региона и т. д. [7].

По сути, в Южной Осетии проведен только первый этап операции по принуждению к миру — российские вооруженные силы остановили агрессию и не допустили массового истреблени я мирного населения. В то же время реальностью остается нестабильная обстановка в регионе — разрушена экономика и системы жизнеобеспечения, нарушены транспортные св зи, сотни тысяч беженцев и перемещенных лиц живут в нищете на чужбине.

В таких услови я х полномасштабное постконфликтное строительство не может быть достигнуто только применением воинских контингентов. Действи военных должны быть дополнены усилия ми и руководства Южной Осетии по сотрудничеству и укреплению дове-ри , де тельностью посредников — политиков и дипломатов, эффективными мерами по развитию экономики, защите прав человека, обеспечению социальной справедливости, а также гарантированному демократическому развитию нового субъекта международных отношений. Эти меры невозможны без значительных затрат, затрат гораздо больших, чем те, что необходимы дл я поддержани я мира.

Примечания :

1. [Электронный ресурс]. URL: http://cominf.iryston.net/history/1-2.html

2. Гогебашвили Я. Врата природы. Тбилиси, 1912. С. 540-541.

3. [Электронный ресурс]. URL: http://f.iryston.net/history/1-25.html

4. [Электронный ресурс]. URL: http://cominf.iryston.net/history/1-17.html

5. Кавказский сборник. Т. XIII. Тифлис, 1889. С. 3-4.

6. Khlynina T.N. Soviet Georgia Attainment and Losses in 1920-1930 according to Modern Georgian Historiography Estimations and Public Conscience // European Researcher. Multidisciplinary scientific periodical. 2011. 11 (3). P. 27-38.

7. Kryzhanovskaya O.A., Petrova S.V. South and North Ossetia Political Union: Prospects and Realizations Opportunity // European Researcher. Multidisciplinary scientific periodical. 2011. 11 (3). P. 128-131.

References:

1. [Electronic resource]. URL: http://cominf.iryston.net/history/1-2.html

2. Gogebashvili Ya. The gates of nature. Tbilisi, 1912. P. 540-541.

3. [Electronic resource]. URL: http://f.iryston.net/history/1-25.html

4. [Electronic resource ]. URL: http://cominf.iryston.net/history/1-17.html

5. The Caucasian collection. V. XIII. Tiflis, 1889. P. 3-4.

6. Khlynina T.N. Soviet Georgia Attainment and Losses in 1920-1930 according to Modern Georgian Historiography Estimations and Public Conscience // European Researcher. Multidisciplinary scientific periodical. 2011. 11 (3). P. 27-38.

7. Kryzhanovskaya O.A., Petrova S.V. South and North Ossetia Political Union: Prospects and Realizations Opportunity // European Researcher. Multidisciplinary scientific periodical. 2011. 11 (3). P. 128-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.