Научная статья на тему 'Перспективные технологии обучения студентов по дисциплине «Гражданский процесс»'

Перспективные технологии обучения студентов по дисциплине «Гражданский процесс» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактив / технологии обучения студентов / гражданский процесс / модельный судебный процесс / истец / ответчик / interactive / student teaching technologies / civil procedure / model litiga-tion / claimant / defendant

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горелов Максим Владимирович, Жемалетдинов Рустэм Маратович

В преподавании юридических дисциплин продолжаются разработки методов, направленных на повышение эффективности усвоения студентами теоретиче-ского материала, и выработку ими навыков действий в реальных судебных про-цессах. Интерактивные игровые формы проведения учебных занятий, модели-рующие типичные практические ситуации, исторически доказали свою эффек-тивность. В новых условиях электронного правосудия, внедрения видеоконфе-ренц-связи, качественной компьютерной видео графики образование не должно отставать от новых технических достижений. В статье рассматриваются приме-ры применения технологий виртуальной реальности (VR – Virtual Reality) и до-полненной реальности (AR – Augmented Reality) в юридическом образовании. Обосновывается тезис о позитивном значении указанных технологий для фор-мирования развитого правосознания будущих профессионалов и дальнейшей эволюции правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE TECHNOLOGIES OF TEACHING THE SUBJECT “CIVIL PROCEDURE” TO STUDENTS

In legal disciplines teaching, the development of methods continues, aimed at increas-ing the efficiency of students' assimilation of theoretical material, and forming skills of action in real judicial processes. Interactive game forms for conducting lessons simulating typical practical situations have historically proven to be effective. In the new conditions of e-justice, the introduction of video conferencing, high-quality com-puter video graphics, education should not lag behind new technological advances. The article discusses examples of the application of virtual reality technologies (VR Virtual Reality) and augmented reality (AR Augmented Reality) in legal education. The thesis of the positive importance of these technologies for the formation of a de-veloped legal awareness of future professionals and the further evolution of the rule-oflaw state is substantiated.

Текст научной работы на тему «Перспективные технологии обучения студентов по дисциплине «Гражданский процесс»»

УДК 347.91/95

DOI: 10.33184/pravgos-2020.1.13

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС»

ГОРЕЛОВ Максим Владимирович

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: gorelov-maxim@yandex.ru ЖЕМАЛЕТДИНОВ Рустэм Маратович

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: jurisconsult80@mail. ru

В преподавании юридических дисциплин продолжаются разработки методов, направленных на повышение эффективности усвоения студентами теоретического материала, и выработку ими навыков действий в реальных судебных процессах. Интерактивные игровые формы проведения учебных занятий, моделирующие типичные практические ситуации, исторически доказали свою эффективность. В новых условиях электронного правосудия, внедрения видеоконфе-ренц-связи, качественной компьютерной видео графики образование не должно отставать от новых технических достижений. В статье рассматриваются примеры применения технологий виртуальной реальности (VR - Virtual Reality) и дополненной реальности (AR - Augmented Reality) в юридическом образовании. Обосновывается тезис о позитивном значении указанных технологий для формирования развитого правосознания будущих профессионалов и дальнейшей эволюции правового государства.

Ключевые слова: интерактив; технологии обучения студентов; гражданский процесс; модельный судебный процесс; истец; ответчик.

Интерактивные методики проведения занятий по дисциплине гражданский процесс имеют глубокие корни в юридическом образовании России, прошли достаточно большой исторический период становления и развития, начиная с XVIII века. Они были внедрены известным юристом-практиком, профессором Московского университета З.А. Горюшкиным. Являясь автором «Руководства к познанию российского законоискусства», он проводил со студентами практические занятия по русскому праву, знакомил их с действующим законодательством, формами и практикой судопроизводства. На этих занятиях большое место занимала «практика производства дел на разные задачи, где раздавались роли истцов, ответчиков, судей, секретарей, а в следственных делах роли допросов, свидетелей, очных ставок и проч. Сочиняемые бумаги он исправлял по порядку

121

на общем чтении, а дела за окончанием представляемы были участниками в лицах драматически» [1].

В настоящий период в системе высшего юридического образования ряда развитых и развивающихся стран происходит постоянный поиск новых перспективных технологий обучения. Используются различные методики интерактивных занятий и по дисциплине гражданский процесс (сократический диалог, демонстрация материала, мозговой штурм и т.д.). И в этом направлении необходимо обращать внимание на перспективные технологии обучения студентов юристов зарубежных стран. Например, достаточно интересными являются программы российско-американского сотрудничества в сфере юридического образования «Юридический образовательный обмен».1

Однако следует учитывать особенности интерактивных методик обучения студентов-юристов, которые имеют свою специфику. Специфика проявляется в том, что до недавнего времени невозможно было применить интерактивную методику обучения при дистанционной форме занятий с обучающимися по дисциплине гражданский процесс (в качестве примера возможно привести такой вид интерактива, как модельный судебный процесс по гражданскому делу), поскольку трафик (количество пересылаемого объема цифровой информации за единицу времени) был недостаточным для воссоздания условий и атмосферы одного и того же судебного разбирательства (визуальных и аудио-сигналов) одновременно (синхронно, в режиме реального времени) в разных точках доступа к сети Интернет.

Технологии виртуальной реальности (VR - Virtual Reality) и дополненной реальности (AR - Augmented Reality) в образовании.

Трудно переоценить значение этих новых технологий для применения в сфере образования: они способны симулировать единое «реальное» (виртуальное) пространство, в которое синхронно погружаются студенты, находящиеся не только в разных районах одной страны, но даже в разных точках земного шара. В силу экономических, финансовых, трудовых и учебных условий, нахождения в разных часовых поясах, такие встречи и общение до этого были невозможны в реальном мире и теперь стали доступны с помощью качественной передачи видео и звука, специальных аксессуаров (очков объемного изображения, микрофонов, гарнитуры). Появилась возможность побывать в лабораториях ведущих ученых, в кабинетах юристов, «присутствовать» на судебных заседаниях, научно-практических конференциях, где в числе прочего можно «повернуться» к интересному собеседнику, задать ему вопрос, не мешая в тот же самый момент другим участникам, обсуждать что-то другое. Думается, что именно этим вирту-

1 Кафедрой гражданского процесса Уральского государственного юридического университета при сотрудничестве со Школой права Университета Эмори (США) в течение 2014-2015 учебного года был осуществлен проект «Использование интерактивных методик обучения при преподавании гражданского процесса».

122

альное пространство будет отличаться от обычного (и уже привычного) вебина-ра, видеоконференц-связи.

Ученые-физики с помощью данной технологии получат бесценную возможность консультироваться между собой и наблюдать результаты своих опытов в современных лабораториях. Студенты смогут в трехмерном пространстве «увидеть» большой андронный коллайдер или детектор гравитационных волн, провести в них лабораторные работы, а это, несомненно, пробудит в них дополнительный интерес и увлечение современной наукой, её достижениями и перспективами.

У будущих лингвистов значительный прогресс в освоении иностранных языков достигается при непосредственном бытовом общении с их носителем, для которого язык является родным. Но нередко такого человека трудно встретить в небольших городах вдали от мегаполисов, а дальше согласовать с ним время встречи и доставить в аудиторию. Виртуальная реальность уже сейчас дает возможность переноситься в пространства, где можно не только общаться, но и взаимодействовать с другими пользователями. Например, можно совместить группу, изучающую испанский язык в Башкирском государственном университете, и группу изучающих русский язык в университете города Барселоны, в одно пространство, в котором они могли бы общаться, видеть особенности мимики и жестов друг друга, в процессе разговора усвоить особенности диалектов, произношения друг друга, выполнять задания преподавателей, задавать вопросы и рассказывать о себе. А следующее занятие, например, провести с группой из Ирана. Такой интерактивный формат заинтересует студентов.

В биологии технология открывает возможность масштабироваться до размера органа, клетки или даже молекулы ДНК. Интерактивные возможности позволяют не только увидеть статическую картину, но и посмотреть, к примеру, процесс репликации ДНК.

В области химии электронные технологии позволяют совместно проводить дорогостоящие опыты, и таким образом, тратить меньше расходных материалов, изучать протекание химических реакций, особенности взаимодействия элементов.

В области литературы можно, например, визуализировать наиболее яркие моменты художественных произведений. Интересным видится совмещение материала и события. Например, побывать на экзамене в Царскосельском лицее и увидеть, как А.С. Пушкин читает «Воспоминания в Царском Селе». Конечно, голоса поэта и главное той энергии уже не воссоздать, но такой формат позволит обучаемым почувствовать ту атмосферу, которая царила в то время.

VR (Virtual Reality) и технологии дополненной реальности (Augmented Reality - AR) в юридическом образовании.

На данный момент несколько юридических школ в США экспериментируют с VR и технологией дополненной реальности AR и происходит их внедрение в учебную программу. Студенты из Далласского юридического колледжа

123

США провели пилотное тестирование обучения ораторскому мастерству в судебных заседаниях с использованием приложения. Чтобы использовать приложение, которое позволяет студентам практиковать свои навыки в реальной среде, понадобится только смартфон и гарнитура. Конечная цель этого эксперимента - создать зал суда, в котором студенты могли бы практиковать навыки по защите своих аргументов, отстаиванию правовой позиции.

Виртуальная реальность включает в себя использование компьютерных технологий для создания моделируемой среды, погружая пользователя в 3D-опыт. В последние несколько лет юридические колледжи США начали экспериментировать с технологией У^, используя ее, например, для воссоздания сцен судебных заседаний по гражданскому делу т.д. Некоторые юридические школы, экспериментирующие с технологией У^, сосредоточены на создании видеороликов, которые можно использовать в качестве дополнительного материала к занятиям. При этом они используют 360-градусные камеры для передачи реальных впечатлений. Студенты юридического факультета Университета Миссури в Канзас-Сити используют такие камеры для записи самих себя при проведении собеседования, например, с потенциальными присяжными заседателями. Таким образом, студенты могут взглянуть на себя со стороны, а преподаватели могут их объективнее оценивать. В 2016 году Университет Оклахомы запустил виртуальную академическую лабораторию с собственными гарнитурами и компьютерами, чтобы предоставить студентам технологически продвинутый опыт получения образования.

Таким образом, возможности современных технологий следует поставить на службу получения преподавателями и студентами нового опыта международного общения, присутствия при рассмотрении гражданских дел в России и за рубежом, публичных выступлений с возможностью записи и просмотра в 3Б-формате, погружения в виртуальный мир компьютерной игры, моделирующей реальный судебный процесс. Эти обучающие игры с эффектом нахождения в одном виртуальном зале всех студентов группы могут в дальнейшем включать в себя «виртуальные образы» реальных судей, открывающих по заданной фабуле судебное заседание, взаимодействующих с помощью искусственного интеллекта с реальными студентами, разрешающих дело по существу тем или иным образом в зависимости от точности процессуальных действий обучающихся, правильного оформления ими процессуальных документов.

Возникнет множество сопутствующих возможностей по изучению иностранных языков в процессе непосредственного знакомства с особенностями судебных процессов разных государств, правовых систем. Благодаря опыту аудирования студенты освоят юридический иностранный язык, виртуальная среда обеспечит качественный перевод (субтитры) с учетом контекста. Все это обеспечит адекватное, а не стереотипное, рекламное, представление о преимуществах и недостатках работы судов в России и зарубежных странах из первых уст, в общении с опытными правоприменителями.

124

Думается, что, как ни парадоксально это звучит вначале, компьютерные технологии со временем начнут выполнять свое призвание не разобщения, а объединения людей, профессионалов, представителей юридического сообщества, позволят расширить круг знакомств в научном мире студентам и преподавателям в условиях плотного рабочего и учебного графика нехватки времени на поездки в командировки. В научной и образовательной среде появится больше частных международных контактов, при осуществлении которых станет понятно, что в большинстве своем люди стремятся к миру и прогрессу, произойдет разрушение многих мифов и представлений о недоброжелательности и воинственности отдельных национальностей. Эффективнее будет происходить пре-пятствование искажению исторических фактов (например, о причинах и результатах Второй мировой войны) и станет меньше возможностей для политических манипуляций, дискредитации и умаления в сознании общества важнейших институтов, таких как демократия, права человека, правовое государство, социальное обеспечение. Научное сообщество сможет сыграть в данном вопросе не последнюю роль.

Также вследствие развития данных технологий исследователи с мировым именем расширят влияние на умы студентов не только через учебную литературу, но и путем чтения виртуальных лекций. Это будет способствовать созданию реального (не книжного!) образа известного ученого в сознании молодого поколения профессионалов, формированию живых впечатлений от человеческих качеств, манер, уровня развития и культуры общения. Мы полагаем, что виртуальная среда повысит роль личности и личного примера в обучении студентов в небольших городах, филиалах крупных юридических университетов.

Таким образом, в сфере образовательных услуг вновь повысится значение компоненты воспитания, самоотверженности служения юридической науке на благо стране. Придет понимание ценности знаний, сделанных наукой выводов, законов, отражающих гуманизм, справедливость, равенство граждан перед законом и судом.

Современное, качественное, высокотехнологичное, некоммерциализиро-ванное и не коррумпированное юридическое образование имеет для нашей страны первостепенное значение. От его уровня зависит формирование правосознания будущих законодателей, судей, прокуроров, адвокатов, правозащитников. Следовательно, создание внутренне непротиворечивого законодательства, единообразного и грамотного правоприменения, наличие в стране гражданского общества в будущем во многом зависят от того, каким является юридическое образование в настоящее время. То есть состояние образования напрямую определяет наличие предпосылок и условий формирования и сохранения правового государства в России. Одной из предпосылок ученые справедливо называют высокий уровень политического и правового сознания людей, высокий уровень их культуры [2].

125

Таким образом, грамотное использование цифровых технологий (наряду с другими мерами повышения качества) в обучении будущих юристов будет способствовать проявлению таких признаков правового государства, как верховенство закона, гарантированность прав и свобод граждан и реальное их обеспечение.

Библиографические ссылки

1. История Московского университета. Т. I (1755-1917). М., 1955. С. 52-53.

2. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

Дата поступления: 25.02.2020

DOI: 10.33184/pravgos-2020.1.13

PERSPECTIVE TECHNOLOGIES OF TEACHING THE SUBJECT "CIVIL PROCEDURE" TO STUDENTS

GORELOV Maxim Vladimirovich

Candidate of Science (Law), Assistant Professor of the Chair of Civil Procedure of the Institute of Law of the Bashkir State University, Ufa, Russia. E-mail: gorelov-maksim@yandex.ru

ZHEMALETDINOV Rustem Maratovich

Candidate of Science (Law), Assistant Professor of the Chair of Civil Procedure of the Institute of Law of the Bashkir State University, Ufa, Russia. E-mail: juriscon-sult80@mail.ru

In legal disciplines teaching, the development of methods continues, aimed at increasing the efficiency of students' assimilation of theoretical material, and forming skills of action in real judicial processes. Interactive game forms for conducting lessons simulating typical practical situations have historically proven to be effective. In the new conditions of e-justice, the introduction of video conferencing, high-quality computer video graphics, education should not lag behind new technological advances. The article discusses examples of the application of virtual reality technologies (VR -Virtual Reality) and augmented reality (AR - Augmented Reality) in legal education. The thesis of the positive importance of these technologies for the formation of a developed legal awareness of future professionals and the further evolution of the rule-of- law state is substantiated.

Key words: interactive; student teaching technologies; civil procedure; model litigation; claimant; defendant.

126

References

1. Istoriya Moskovskogo universiteta (History of Moscow University), T. I (1755— 1917). Moscow, 1955, pp. 52-53.

2. Marchenko M.N. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law), ucheb. 2-ye izd., pererab. i dop. Moscow, TK Velbi, Izd-vo Prospekt, 2005.

Received: 25.02.2020

УДК 37.014.15

DOI: 10.33184/pravgos-2020.1.14

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

ХАЙРЕТДИНОВА Ольга Айбулатовна

старший преподаватель кафедры «Туризм, гостиничный и ресторанный сервис» Института экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Россия. E-mail: khairetdinova.oa@gmail.com ЮСУПОВ Рахимьян Галимьянович

доктор исторических наук, профессор кафедры государственного права Институт права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: yusupovr.g@yandex.ru

В статье поднят вопрос о правовом регулировании внеурочной деятельности российских школ. Установлено, что в Федеральном законе «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартах и ряде других нормативных актов внеурочная деятельность наряду с урочной деятельностью рассматривается как направление основной образовательной программы. Особенностью внеурочной деятельности является добровольное участие обучающихся на основе индивидуального выбора. Этот принцип пересмотрен в письмах Министерства образования и науки (просвещения) РФ, где утверждается обязательное участие обучающихся во внеурочных мероприятиях. Логика этих писем понятна - внеурочная работа с детьми влияет на общие результаты их обучения и воспитания в школе. Вместе с тем на примере экскурсии показано, что не всякая форма внеурочной работы методически адаптирована к контингенту инклюзивных учебных заведений. Авторы подводят к выводу, что нынешние требования Министерства просвещения РФ к организации внеурочной деятельности долж-

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.