УДК 101.1:316(045)
Зейналов Гусейн Гардаш оглы
доктор философских наук, профессор кафедры философии Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева [email protected]
Макеев Сергей Николаевич
аспирант кафедры философии Мордовского
государственного педагогического институт
а имени М.Е. Евсевьева
Zeynalov Guseyn Gardash Oglou
Doctor of Philosophy, professor of chair of philosophy
The Mordovian state teacher training college of M. E. Evsevyev
Makeev Sergey Nikolaevich
graduate student of chair of philosophy of the
Mordovian state teacher training college of a name of M. E. Evsevyev
Технология расширенной реальности в образовательном пространстве
Augmented Reality technology in the educational space
Аннотация. Статья рассматривает применение технологий расширенной реальности в образовательном пространстве, выявляет специфику влияния данной технологии на процесс и качество обучения через визуализацию образов, процессов. Расширенная реальность возникает на стыке объективной и виртуальной реальностей. Применение компьютерных технологий способствует «расширению» и «дополнению» образовательного пространства новыми аудио и визуальными элементами, ускоряет подачу учебного материала и раскрывает новые пути для их освоения.
Ключевые слова: технология расширенной реальности, виртуальная реальность, образовательное пространство, учебный процесс, мультимедиа
Annotation. The article examines the use of augmented reality technology in the educational space, reveals the specifics of the impact of this technology on the process and the quality of learning through visualization, the process. Augmented reality occurs at the junction of objective and virtual realities. Application of computer technology helps "expand" and "Supplement" educational space new audio and visual elements, accelerate supply of educational material and opens new avenues for their development.
Keywords: augmented reality , virtual reality , education , educational process, technology, multimedia.
В современных условиях развитие научно технического прогресса, совершенствование компьютерных технологий, оказывает влияние на все сферы общества. Синтез объективной и виртуальной реальности рождает новую среду обитания человека, названную расширенной реальностью. Возникшая на стыке объективной и виртуальной реальностей расширенная реальность в англоязычной научной литературе обозначается понятием Augmented Reality, что в прямом переводе означает «увеличенная действительность». Термин «Augmented Reality» в научный оборот введен в 1990 году, инженером компании производителей самолетов «Boeing», Томом Коуделлом. Отечественная научная традиция раскрывает Augmented Reality как расширенная и дополненная реальность, считая понятия «расширенная» или «дополненная» тождественными.
Расширенная реальность представляет собой виртуальную модификацию объективной реальности. При расширенной реальности использование компьютера виртуальный образ транслируется и существует в границах дисплея, ограничиваясь объективным пространствам для визуального видения пользователя. Для того чтобы видеть больше виртуального пространства мы должны управлять процессом извне. Сами физически не можем присутствовать в виртуальном пространстве. Наш виртуализированный образ может быть инвертирован в киберпространство.
Всё началось с того, что с конца XX-го века в обществе появилось стремительное повышение интереса к виртуальному и интерактивному. При интенсификации получаемых в науке знаний более актуальным становится использование в образовании компьютерных технологий, как вспомогательное средство для усвоения информации учащимися и повышение эффективности учебного процесса.
Поэтому внедрение технологий расширенной реальности в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира, в целом соответствующего требованиям инновационно-ориентированного развития общества. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации образования.
Поскольку расширенная реальность является продуктом новой технологии, масштабных исследований эффективности использования ее образовании еще не было. Хотя в Европе и Америке проводились некоторые исследования, к примеру, в 2003 г. X. Кауфман и Д. Шмальштайг изучили, каким образом технология «расширенной реальности» (от автора) улучшает способности пространственного представления объектов при изучении математики и геометрии. Авторы исследования экспериментально доказали улучшение пространственных навыков испытуемых при обучении с применением элементов технологий дополнительной реальности [3].
А. Диас в 2009 г. провела исследование, связанное с оценкой влияния экспериментальных учебников, использующих технологию расширенной реальность, на результат обучения. По данным А. Диас, занимаясь по таким учебникам, студенты получают более богатый и полезный опыт. Оценивая воздействие учебников, использующих технологию расширенной реальности, она выявила пять функций дополнительного воздействия таких учебников на студентов:
• добавление визуализации в стандартные учебники увеличивает ценность учебного материала;
• визуализированный текст легче понять и, следовательно, процесс обучения улучшается;
• аудио-визуальное содержимое является более привлекательным для пользователя по сравнению со стандартными учебниками;
• добавление функции визуализации для стандартного учебника создает новую концепцию учебных материалов и привносит новые возможности, что приводит к созданию совершенно новых образовательных инструментов;
• создание понятного и простого в использовании инструмента разработки новых учебников даст простор для творчества педагогов при подготовке образовательных материалов нового уровня [2].
Дискуссии последнего времени об использовании технологии расширенной реальности в образовательном пространстве выявили, что компоненты расширенной реальности, совместно с носителями традиционной учебной культуры могут дать неоспоримый педагогический эффект.
В некоторых ВУЗах с недавнего времени ввели в общую программу предмет под названием «Современные средства обучения», по той причине, что наше общество нуждается в подготовке широко образованных и высоконравственных людей[1]. И среди изучаемых технических средств, на данный момент времени, очень актуальны приборы, принцип действия которых основан на технологии расширенной реальности. Использование технологий расширенной реальности в процессе преподавания дисциплин возможно как в естественных, так и в гуманитарных науках.
К примеру, в нашем Мордовском Государственном педагогическом институте им М.Е. Евсевьева в качестве подобных объектов для изучения используются такие средства, как проекторы различного типа, интерактивные доски, интерактивные комплекты для проведения лабораторных работ по естественнонаучным специальностям и прочие элементы.
При изучении гуманитарных наук использование технологий расширенной реальности создаёт возможность погрузить обучаемого в смоделированное пространство. Благодаря технологиям расширенной реальности, в процессе обучения оптимизируется масса факторов, что позволяет студентам усваивать за единицу времени больше учебных понятий, чем при слушании лекций в группах. При этом материал усваивается лучше, появляется заинтересованность не только в конкретной теме, но и стремление
выяснить что-то новое самостоятельно. К тому же данный процесс можно остановить, приблизить некоторые детали, прокрутить в обратной последовательности, что в реальной жизни порой невозможно, иными словами, данные технологии помогают понять и осмыслить те явления и историко-культурные процессы, которые невозможно объяснить на словах, либо продемонстрировать в реальном времени в условиях учебной аудитории. У преподавателя появляются новые возможности донести до студентов информацию об изучаемой проблеме наглядно, а также на основе аудио и видео материалов.
На данный момент создано довольно большое количество специализированных мультимедийных комплексов для помощи в изучении литературы, истории, философии и других гуманитарных предметов. Да и у каждого уважающего себя преподавателя найдётся не один десяток мультимедийных презентаций, наполненных аудио и визуальным контентом. Они могут содержать отрывки научных фильмов исторических событий, цитаты из уст великих людей, стихи, схемы, диаграммы, электронные династии правления царских особ. Так же технологии расширенной реальности широко используются средства для виртуального изучения реальных событий в реальном времени (on-line), можно провести экскурсию, совершить путешествия, не выходя из аудитории. Всё это позволяет зацепить внимание учащихся на определённых деталях, так как на словах всего не объяснить, а с помощью технологий расширенной реальности многое становится возможным и виртуализированным.
Рональд Азума (Ronald Azuma) утверждал, что расширенная реальность должна обладать такими признаками: комбинирование реального и виртуального мира; интерактивность; трехмерное представление объектов [4]. Именно эти признаки столь необходимы для качественного и результативного обучения студентов в гуманитарном вузе.
Использование технологий расширенной реальности, как вспомогательный элемент в сфере образования, находится пока еще на минимальном уровне. Но уже сейчас можно сказать, что у данного феномена имеется огромный потенциал в применении, как в образовании, так и в других областях науки. Грамотное и целенаправленное применение технологий расширенной реальности позволяет сделать гораздо эффективнее сам процесс образования и познания.
Литература
1. Зейналов Г.Г. Инновационный контекст современного образования / Г.Г. Зейналов //Учебный эксперимент в образовании. 2011. № 1. С. 4-12.
2. Dias A. Technology enhanced learning and augmented reality: An application on mulltimedia interactive books // International Business & Economics Review. - 2009. - №1(1).-P. 69-79.
3. Kaufmann H., Schmalsteig D. Mathematics and geometry education with collaborative augmented reality // International Conference on Computer Graphics and Interactive Techniques. -2003. - № 27. - P.339-345.
4. Ronald T. Azuma A Survey of Augmented Reality // In Presence: Teleoperators and Virtual Environments. -1997. - № 4. - P. 355-385.
Literature
1. Zeynalov G.G. Innovatsionnyy kontekst sovremennogo obrazovaniya / G.G. Zeynalov//Uchebnyy experiment v obrazovanii. 2011. № 1. S. 4-12.
2. Dias A. Technology enhanced learning and augmented reality: An application on mulltimedia interactive books // International Business & Economics Review. - 2009. - №1(1).-P. 69-79.
3. Kaufmann H., Schmalsteig D. Mathematics and geometry education with collaborative augmented reality // International Conference on Computer Graphics and Interactive Techniques. -2003. - № 27. - P.339-345.
4. Ronald T. Azuma A Survey of Augmented Reality // In Presence: Teleoperators and Virtual Environments. -1997. - № 4. - P. 355-385.