УДК:355.48:355.483:355.317:355.422.2
Леушин Е. В., Третьяков Ю.А. Васильченко С.Н.
Leuchin E. W., Tretyakov Y.A., Vasilchenko S.N.
Перспективные средства и способы доставки материальных средств в интересах ВС РФ
Promising means and methods of delivery of material assets in the interests of the Armed Forces
of the Russian Federation
Аннотация. В статье рассматриваются перспективные направления разработки средств и способов доставки материальных средств, в интересах ВС РФ, представлена концепция автономного роботизированного транспортно-боевого комплекса.
Abstract. The article discusses promising areas of development of means and methods of material delivery in the interests of the Armed Forces of the Russian Federation, the concept of an autonomous robotic transport and combat complex is presented.
Ключевые слова: автономный роботизированный транспортно-боевой комплекс, единая информационно-логистическая система, киберзащита, модульность.
Key words: autonomous robotic transport and combat complex, unified information and logistics system, cyber defense, modularity.
Развитие и внедрение высоких технологий во всех сферах хозяйственной и иной деятельности является приоритетом в обеспечении конкурентных преимуществ современных государств. В этой связи внедрение высоких технологий в военную отрасль, является обязательным компонентом стратегии военного строительства. Все современные государства стремятся оснастить вооруженные силы новейшими высокотехнологичными образцами вооружения и техники, открывающими новые перспективы их боевого применения.
Как показывает опыт, успешное решение задач боевыми частями и соединениями всегда имело прямую зависимость от успешного функционирования системы материально -технического обеспечения (МТО). Все это нашло подтверждение и в ходе боевых действий в Сирийской Арабской Республике (САР), где высокую маневренность, боевую мощь и адаптивность боевых частей и соединений в сложных условиях современной оперативно-тактической обстановки обеспечивало применение новых технических решений, форм и способов доставки материальных средств.
Применение указанных подходов не только способствовало успешному выполнению боевых задач, но и обеспечивало живучесть системы МТО [1].
Комплексный анализ опыта современных вооруженных конфликтов в части касающейся материально-технического обеспечения войск и развития современных технологий в этой области, дает возможность не только предполагать, но и моделировать перспективные направления развития сил и средств доставки материальных средств в интересах ВС РФ.
На основе такого анализа представляется возможным сформулировать ряд предложений по отдельным направлениям развития средств и способов доставки материальных средств, являющиеся предметом рассмотрения предлагаемой статьи.
Опыт ведения боевых действий в современных вооружённых конфликтах выдвинул на первый план принцип автономности как боевых частей и подразделений, так и соединений и частей МТО.
Выполнению задачи придания большей автономности группировок МТО войск, могло бы способствовать создание и применение автономного роботизированного транспортно-боевого комплекса (АРТБК).
Исходя из соображений оптимизации этой работы, полагаем необходимым, прежде всего, определиться с концепцией автономного роботизированного транспортно-боевого комплекса, предназначенного для материально-технического обеспечения (МТО) частей и соединений ВС РФ.
Одним из направлений решения этой задачи в общей системе модернизации системы МТО может послужить создание беспилотных транспортно-боевых комплексов МТО.
Применение роботизированных комплексов позволит исключить или минимизировать потери материальных средств и личного состава в результате воздействия противника в боевых условиях, а так же в мирное время, вследствие человеческих, техногенных и стихийных факторов.
Кроме этого, использование высокоэффективных автономных интеллектуальных систем защиты, позволит существенно снизить потери грузов в районе вооруженного конфликта.
Как нам представляется, успешное его применение в интересах МТО ВС РФ может быть обеспечено за счет имеющихся в его составе собственных роботизированных средств разведки, огневого поражения, разминирования и разграждения. Все это дало бы возможности комплексу самостоятельно обнаруживать и по команде операторов (управляющих дистанционно, а при потере связи и самостоятельно), эффективно бороться с авиацией, БПЛА, диверсионно-разведывательными группами, минированием, и другими воздействиями противника.
Одним из критериев перехода на новый уровень в развитии роботизированных комплексов МТО, должно стать повсеместное внедрение непрерывного мониторинга функционирования машин и условий их эксплуатации за счет специальных интеллектуальных автоматических средств. Такие средства должны обеспечить возможность взаимодействия с единичными транспортными средствами, либо с транспортными колоннами или транспортным потоком в целом посредством информационных и телекоммуникационных технологий, технических средств управления и контроля [2].
С целью повышения эффективности использования АРТБК, необходимо выделить ключевые направления для проработки и реализации этого решения, которые нам видятся следующими:
- единая информационная система по управлению автомобильными колоннами;
- система, обеспечивающая активную связь автомобиля с дорогой;
- роботизированные беспилотные транспортные средства;
- автомагистрали нового поколения, обеспечивающие возможность скоростного и безопасного движения беспилотных транспортных средств (интеграция системы МТО МО РФ, в общую автомобильную систему страны);
- технология организации движения грузовых беспилотных автопоездов по аналогии с железной дорогой [3].
В указанных направлениях уже сегодня успешно ведутся работы ООО «Автодор», а также ООО «Инновационный центр «КАМАЗ, тестирующий высокоавтоматизированные технические средства (ВАТС) [4].
На первом этапе для решения задач системе МТО в мирное время, на наш взгляд, необходимо информационно интегрироваться в общую систему «роботизированного транспортного коридора» (РТК) России, предложенную и создаваемую сегодня ООО «Автодор». При этом появится возможность в мирное время, использовать возможности гражданских логистических компаний для доставки грузов по договорам с МО РФ. Тем более, что в целях обеспечения безопасности и единой организации движения, вопрос интеграции в единую систему, в любом случае возникнет.
Вместе с тем, на военное время, необходимо будет разработать «РТК военного времени». При разработке данной системы, целесообразно взять за основу уже обозначенные основные направления в развитии РТК РФ и адаптировать их под решение задач МТО в военное время.
С целью повышения безопасности движения ВАТС в военное время, а так же мобильности войсковых колонн, необходима оперативная разработка и внедрение адаптированной к специфике ВС РФ цифровой модели дорог (ЦМД), основанной на достоверных высокоточных пространственных данных о дорогах и условиях движения.
ЦМД следует разработать для всех возможных театров военных действий (ТВД), на которых планируется применение ВАТС. Дорожно-транспортная инфраструктура должна обладать возможностью обеспечивать передачу с заданными параметрами качества управляющих воздействий и данных ситуационной осведомленности, а также своевременное обновление дорожной карты на участке дороги, по которому следует ВАТС.
При этом, как нам представляется, ЦМД должна содержать:
- цифровую крупномасштабную навигационную карту с описанием структурных линий
дорог;
- цифровой гриф дорог;
- цифровые сведения об условиях движения, характеризующие текущую обстановку на маршруте (разрушения, препятствия, зараженные участки местности, погодные условия, качество дорожного покрытия и пр.);
- данные, описывающие объекты на маршруте (комендантские посты, блокпосты, диверсионно-разведывательные группы, минные поля, и пр.);
- слои обработки исходной информации и формирования управляющих воздействий на транспортный поток ВАТС;
- интерфейс взаимодействия с другими информационно-технологическими средствами
(ИТС);
- аппаратно-программный комплекс реализации в системе МТО ВС РФ.
В целях унификации содержания и отображения объектов при формировании высокоточных цифровых динамических карт целесообразно руководствоваться основными международными телекоммуникационными стандартами в области интеллектуальных транспортных систем, а также другими решениями уполномоченных органов в данной области.
В настоявшее время в различных устройствах широко используются приемники GPS/ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система России). Однако понятно, что их применение в перспективных ВАТС потребует дополнительного оборудования дороги, устройствами, обеспечивающими высокоточное позиционирование (например, сервис дифференциальных поправок GPS/ГЛОНАСС-КТК - «кинематика реального времени»), кроме того обеспечить возможность исключить систему GPS как враждебную.
В связи с этим становится очевидной необходимость организации в составе дорожной инфраструктуры системы высокоточного позиционирования дороги (СВПД) на основе методов определения местоположения объектов по сигналам ГЛОНАСС, с применением волоконно-оптической линии связи, линейной цепи референтных базовых станций и каналов мобильной радиосвязи.
Все это должно обеспечить:
- сбор, хранение, обработку информации от базовых станций, выработку и выдачу на приемник пользователя корректирующей информации;
- система, обеспечивающая активную связь автомобиля с дорогой (для любых видов
дорог);
- точность определения местоположения движущегося автотранспортного средства в режиме реального времени не хуже 0,10 метров в плане;
- периодичность определения местоположения автотранспортного средства (с частотой, обеспечивающей требуемый функционал).
- элементы СВПД должны иметь возможность дистанционной установки, с вертолета или
БПЛА.
Значительную роль в вопросах распространения и развития ВАТС будут играть средства защиты данных и кибербезопасность. Системы ВАТС будут постоянно фиксировать всю информацию о перемещениях своих сил и средств МТО: маршрут, время поездки, места остановки т. д. При этот, существует опасность, того, что противник сможет получать эти данные с помощью технологий интеллектуальной транспортной системы о перемещении конкретных колонн (грузах и т.д.), кроме этого, имеется вероятность, что соединенные с интернетом автомобили в определенной ситуации могут не только нанести ущерб грузу или военнослужащим, но массово выводиться из строя.
В целях устранения вредоносных воздействий противника необходимо использовать сочетание технологий и систем в области безопасности, в том числе базовые программные или программно-аппаратные системы защиты, шифрование данных и биометрические (отпечаток пальца, распознавание голоса, лица и иные), чтобы помочь физически аутентифицировать операторов транспортных средств.
Следует разработать систему защиты и убедиться, что ВАТС надежно защищено от попыток радиоэлектронного подавления, перехвата управления и утечки передаваемой информации, включая секретные данные [4, 5]. Системное проектирование ВАТС необходимо выполнять с учетом минимизации рисков для безопасности из-за кибернетических угроз и уязвимостей программного обеспечения (ПО).
Решения, касающиеся кибербезопасности, должны интегрироваться в систему управления ТС на всех этапах его разработки. При этом необходимо соблюдать все стандартные требования, связанные с информационной безопасностью: контролировать жизненный цикл ПО, своевременно обновлять ПО как транспортного средства, так и взаимодействующих с ним объектов дорожно-транспортной инфраструктуры. Устанавливаемое ПО, должно иметь все необходимые разрешения по линии контрразведки. Дополнительными могут быть требования введения схемы отчетности, в которой сообщается о возможных неисправностях ТС и потенциальных уязвимостях для кибератак, требования по борьбе с кибератаками, включая решения по их обнаружению, предотвращению и минимизации угроз. Следует применить единые для МО РФ правила кибербезопасности и охраны, которые имеют отношение к производству и обслуживанию высокоавтоматизированных ТС.
Необходимо предоставлять соответствующие полномочия сотрудникам контрразведки, чтобы предотвратить уязвимости или ошибки, прежде чем транспортное средство получит допуск к эксплуатации в системе МТО ВС РФ. При этом не следует рассматривать кибербезопасность автоматизированных ТС по отдельным компонентам и проблемам. Необходим многоуровневый системный подход и обеспечение эффективных мер защиты.
При этом, следует отметить, что определённые трудности обеспечения кибербезопасности ВАТС не являются непреодолимыми. Шаг за шагом разработчики ИТС, ВАТС, производители ТС, предприятия дорожной инфраструктуры и телекоммуникационные компании продвигаются по пути их решения.
На основе обобщения материала, изложенного выше, представляется возможным изложить концепцию комплекса МТО в целом. В последующем, предложенные тезисы можно будет корректировать, но их основа видится следующей:
- автономный, роботизированный, с возможностью комбинированного управления (непосредственное управление человеком на случай нештатного воздействия противника или других объективных причин);
- предназначение комплекса - транспортировка материальных средств, личного состава, ВВСТ (до 20 т), эвакуации раненых и поврежденной техники в боевых условиях;
- за счет своих сил и средств на месте и в движении комплекс должен обеспечивать: разведку маршрута и прилегающей местности, инженерную разведку, РХБ разведку, РЭР разведку и РЭБ; защиту и охрану груза от воздушного и наземного противника, средств заражения и радиационного излучения; уничтожение или дезактивацию мин и фугасов (других инженерных боеприпасов) разграждение завалов и других препятствий на маршруте движения; маскировку груза (внешнее единообразие);
- комплекс должен иметь защищенное единое информационное поле, системно встроенное в информационное поле МТО;
- размещение комплекса должно осуществляться на единой универсальной, высокомобильной проходимой автомобильной платформе с высоким ресурсом, ремонтной пригодностью и техническим обслуживанием в полевых условиях;
- комплекс должен иметь единый транспортный модуль - контейнер, (как вариант) на базе 20 тонного международного грузового контейнера, с возможностью самостоятельного осуществления погрузки и разгрузки контейнера или модуля на его базе, а также вышедших из строя боевых машин пехоты, бронетранспортеров и других машин до 20 тонн;
- в нём должен быть реализован единый принцип маскировки для всего транспортируемого груза (кроме эвакуируемых поврежденных боевых машин), сил и средств, используя внешне единый вид груза (как вариант) в виде контейнера;
- состав специализированного оборудования комплекса должен включать: средства разведки; средства вооружения; навигационные устройства; специальное технологическое оборудование; средства телекоммуникации, специализированные вычислители с программно-
алгоритмическим обеспечением; средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ); защитные средства (противопульное, противоосколочное, противоминное, РХБЗ); диспетчерский пункт управления, контроля и обработки информации; средства обслуживания, снаряжения, заправки и зарядки; средства подготовки специалистов; комплект руководящих документов и комплект ЗИП.
Создание и использование ВАТС в соответствии с предлагаемой концепцией, при осуществлении перевозок в районах боевых действий, при перевозке грузов в районах природных и техногенных катастроф, карантинных мероприятий, особо опасных грузов, может существенно снизить риски и в перспективе даст экономию как материальных, так и человеческих ресурсов.
За счет использования в ВАТС подхода единого грузового контейнера, мобильности и модульности каждой транспортной единицы, применения высокоавтоматизированных технических средств, роботизированного транспортного коридора, точности и стабильности, отсутствия пауз для отдыха, приема пищи и пр. может быть обеспечено значительное сокращение времени при доставке груза и увеличение объемов перевозок.
Все это позволит выйти на новый уровень МТО войск и даст им новые возможности маневренности и боевой эффективности.
Список литературы:
1. Евстигнеев И. А. Интеллектуальные транспортные системы на автомобильных дорогах федерального значения России. - М: Перо, 2015. - 164 с.
2. Автомобиль и технологии v2x. -URL: https://v2x.ru (дата обращения: 19.04.2020).
3. Интеллектуальная транспортная инфраструктура // Tadviser. Государство. Бизнес. IT. - URL: http://www. tadviser.ru/a/3085 88 (дата обращения: 19.04.2020).
4. Кашин С. Как на транспорте большие данные превратились в ценный актив. -URL: https://www.gudok.ru/science_edue cation/? ID=1463049&sphrase=135673 (дата обращения: 19.04.2020).
5. Мельникова Ю. «Автодата.Рус» - крупнейшее хранилище данных в мире // ComNews. 2019. № 10.