Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОДЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОДЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОДЦЕНТРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Свириденко М. В.

Цель. Проанализировать возможности и сформулировать направления развития перспективных центров Санкт-Петербургской агломерации в контексте реализации модели ее полицентричного развития.Задачи. Обосновать необходимость полицентричной модели развития Санкт-Петербургской агломерации, выявить особенности и направления развития перспективных подцентров Санкт-Петербургской агломерации на современном этапе. Сформулировать ограничения и направления развития одного из перспективных подцентров агломерации - Тосненского городского поселения.Методология. Методологической основой исследования послужили такие общенаучные методы познания, как обобщение, анализ, сравнение, дедукция и индукция, методы аналитической оценки статистической информации в сфере социально-экономического развития территорий, а также анализ фундаментальных научных трудов Института проблем региональной экономики РАН.Результаты. В целях формирования полицентричной модели Санкт-Петербургской агломерации предложено развитие перспективных ее подцентров. Основной акцент в исследовании сделан на Тосненское городское поселение, в рамках которого сформированы ведущие направления социально-экономического развития этого подцентра Санкт-Петербургской агломерации в соответствии с выбранным вектором территориального социально-экономического развития.Выводы. Передовой зарубежный опыт убедительно доказывает, что применение полицентричной модели и формирование перспективных подцентров развития агломераций наряду с ядром агломерации - мегаполисом носит чрезвычайно актуальный характер. В стратегической перспективе рассматриваемый подцентр может стать самодостаточным полюсом экономического роста агломерации. Изучение пространственных аспектов, формирование методологических и концептуальных основ развития агломераций является крупной задачей фундаментальных исследований в отечественной и зарубежной науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTIVE SUB-CENTERS FOR THE DEVELOPMENT OF THE ST. PETERSBURG METROPOLITAN AREA: TRENDS AND OPPORTUNITIES FOR SPATIAL TRANSFORMATION

Aim. The presented study aims to analyze the opportunities and formulate directions for the development of prospective centers within the St. Petersburg metropolitan area in the context of implementation of the polycentric development model.Tasks. The authors substantiate the need for a polycentric model for the development of the St. Petersburg metropolitan area; identify the features and directions of development of prospective sub-centers within the St. Petersburg metropolitan area at the current stage; formulate the limitations and directions of development of one of the agglomeration’s prospective subcenters - the Tosnensky municipal settlement.Methods. This study uses general scientific methods of cognition, such as generalization, analysis, comparison, deduction and induction, methods of analytical assessment of statistics in the field of socio-economic development of territories, and analysis of fundamental scientific works of the Institute of Problems of Regional Economy of the RAS.Results. To form a polycentric model of the St. Petersburg metropolitan area, the authors propose developing its prospective sub-centers. The study mainly focuses on the Tosnensky municipal settlement, which represents the major directions of socio-economic development of this sub-center within the St. Petersburg metropolitan area in accordance with the chosen vector of territorial socio-economic development.Conclusions. Advanced foreign practices convincingly prove that the application of the polycentric model and the formation of prospective sub-centers for the development of metropolitan areas along with the heart of the agglomeration - a metropolis - are extremely relevant. From a strategic perspective, the examined sub-center can become a self-sufficient pole of the agglomeration’s economic growth. Examination of spatial aspects and formation of methodological and conceptual foundations for the development of agglomerations is a major fundamental research endeavor for Russian and foreign science.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОДЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

модернизация экономики регионов

УДК 332.1 http://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-2-74-83

Перспективные подцентры развития Санкт-Петербургской агломерации: тенденции и возможности пространственной трансформации

Свириденко М. В.1

1 Институт проблем региональной экономики РАН, Санкт-Петербург, Россия

Цель. Проанализировать возможности и сформулировать направления развития перспективных центров Санкт-Петербургской агломерации в контексте реализации модели ее полицен-тричного развития.

Задачи. Обосновать необходимость полицентричной модели развития Санкт-Петербургской агломерации, выявить особенности и направления развития перспективных подцентров Санкт-Петербургской агломерации на современном этапе. Сформулировать ограничения и направления развития одного из перспективных подцентров агломерации — Тосненского городского поселения.

Методология. Методологической основой исследования послужили такие общенаучные методы познания, как обобщение, анализ, сравнение, дедукция и индукция, методы аналитической оценки статистической информации в сфере социально-экономического развития территорий, а также анализ фундаментальных научных трудов Института проблем региональной экономики РАН.

Результаты. В целях формирования полицентричной модели Санкт-Петербургской агломерации предложено развитие перспективных ее подцентров. Основной акцент в исследовании сделан на Тосненское городское поселение, в рамках которого сформированы ведущие направления социально-экономического развития этого подцентра Санкт-Петербургской агломерации в соответствии с выбранным вектором территориального социально-экономического развития.

Выводы. Передовой зарубежный опыт убедительно доказывает, что применение полицен-тричной модели и формирование перспективных подцентров развития агломераций наряду с ядром агломерации — мегаполисом носит чрезвычайно актуальный характер. В стратегической перспективе рассматриваемый подцентр может стать самодостаточным полюсом экономического роста агломерации. Изучение пространственных аспектов, формирование методологических и концептуальных основ развития агломераций является крупной задачей фундаментальных исследований в отечественной и зарубежной науке.

Ключевые слова: Санкт-Петербургская агломерация, пространственное развитие, муниципальные образования, перспективные подцентры, экономическое развитие.

Для цитирования: Свириденко М. В. Перспективные подцентры развития Санкт-Петербургской агломерации: тенденции и возможности пространственной трансформации // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 2. С. 74-83. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-2-74-83

Prospective Sub-Centers for the Development of the St. Petersburg Metropolitan Area: Trends and Opportunities for Spatial Transformation

Marina V. Sviridenko1

1 Institute for Regional Economy Problems of the Russian Academy of Sciences (IRES RAS), St. Petersburg, Russia

Aim. The presented study aims to analyze the opportunities and formulate directions for the development of prospective centers within the St. Petersburg metropolitan area in the context of implementation of the polycentric development model.

Tasks. The authors substantiate the need for a polycentric model for the development of the St. Petersburg metropolitan area; identify the features and directions of development of prospective sub-centers within the St. Petersburg metropolitan area at the current stage; formulate the limitations and directions of development of one of the agglomeration's prospective subcenters — the Tosnensky municipal settlement.

Methods. This study uses general scientific methods of cognition, such as generalization, analysis, comparison, deduction and induction, methods of analytical assessment of statistics in the field of socio-economic development of territories, and analysis of fundamental scientific works of the Institute of Problems of Regional Economy of the RAS.

Results. To form a polycentric model of the St. Petersburg metropolitan area, the authors propose developing its prospective sub-centers. The study mainly focuses on the Tosnensky municipal settlement, which represents the major directions of socio-economic development of this sub-center within the St. Petersburg metropolitan area in accordance with the chosen vector of territorial socio-economic development.

Conclusions. Advanced foreign practices convincingly prove that the application of the polycentric model and the formation of prospective sub-centers for the development of metropolitan areas along with the heart of the agglomeration — a metropolis — are extremely relevant. From a strategic perspective, the examined sub-center can become a self-sufficient pole of the agglomeration's economic growth. Examination of spatial aspects and formation of methodological and conceptual foundations for the development of agglomerations is a major fundamental research endeavor for Russian and foreign science.

Keywords: St. Petersburg metropolitan area, spatial development, municipalities, prospective sub-centers, economic development.

For citation: Sviridenko M.V. Prospective Sub-Centers for the Development of the St. Petersburg Metropolitan Area: Trends and Opportunities for Spatial Transformation. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2021;27(2):74-83 (In Russ.). http://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-2-74-83

Актуальность проблемы

Санкт-Петербургская агломерация является второй по численности населения и по площади в Российской Федерации (РФ). Ее совместно образуют город Санкт-Петербург и часть территории другого субъекта РФ — Ленинградской области. По оценкам [1], в муниципальных районах Ленинградской области, граничащих с Санкт-Петербургом, проживает чуть менее половины населения Ленинградской области в целом (около 4446 %).

Территория агломерации фактически сложилась: территории города Санкт-Петербурга и часть муниципальных образований Ленинградской области, которые принято считать частью единой Санкт-Петербургской агломерации, связаны в единую систему экономических, социальных и инфраструктурных отношений. В настоящее время эти два региона-субъекта РФ фактически образовали единый рынок трудовых ресурсов, что подтверждается нарастающими по своей интенсивности потоками маятниковой трудовой миграции в Санкт-Петербург [2; 3].

В настоящее время можно констатировать, что органы регионального управления двух регионов (Санкт-Петербурга и Ленин-

градской области) предпринимают значительные усилия для формирования процесса управления сложившейся агломерацией. В качестве примеров управления развитием в рамках агломерации на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ приведем следующие: создан Координационный совет по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области, разработаны документы территориального планирования, ведется текущая деятельность по согласованию отдельных вопросов развития [1; 4].

В этой связи выделим тенденции, характеризующие осуществление перехода от хаотичного процесса формирования Санкт-Петербургской агломерации к управляемой модели ее развития.

Основные подходы к становлению полицентричной модели развития Санкт-Петербургской агломерации

Основываясь на зарубежном и отечественном опыте формирования агломераций [5], можно заключить, что безусловной необходимостью в ближайшей перспективе развития Санкт-Петербургской агломерации является переход к управляемой модели ее

^ функционирования и долгосрочному плани-^ рованию со своим новым стратегическим ^ видением и обновленной взаимосвязанной £ системой социально-экономических ориен-^ тиров. Дальнейшее стратегическое развитие | Санкт-Петербургской агломерации связано ° с постановкой новой территориально-плани-° ровочной модели ее развития, особенностью ® которой служит ставка на формирование ^ единой полицентрической системы рассеве ления на базе приоритетных подцентров развития.

ш Существующая в настоящее время моно-о центричная модель развития мегаполи-2 са с концентрацией рабочих мест в ядре агломерации объективно имеет ряд недостатков. К ключевым из них относятся, на наш взгляд, перегруженность транспортной системы (особенно улично-дорожной сети) однонаправленными центр-периферийными потоками, а также ограниченное предложение свободных производственных площадок в границах ядра агломерации. В целях формирования полицентричной модели развития Санкт-Петербургской агломерации для каждого подцентра целевым сценарием развития в перспективе должна стать диверсификация экономики и рост качества жизни населения. Среди основных сложившихся подцентров развития Санкт-Петербургской агломерации следует выделить Гатчинское и Всеволожское городские поселения, а также наиболее перспективное Тосненское городское поселение.

В основе выбора территории Тосненского городского поселения как перспективного подцентра реализации полицентричной модели Санкт-Петербургской агломерации лежат следующие ключевые факторы и тенденции [6]:

1. Исходный социально-экономический потенциал территории, включающий в себя специфику природных условий, уровень экономического и инфраструктурного развития, уровень развития рынка труда и специфику системы расселения.

2. Расположение территории Тосненского городского поселения в системе агломерационных связей с наличием сложившейся развитой сети транспортной инфраструктуры, обеспечивающей экономические и трудовые связи территории с Санкт-Петербургом. Данный фактор отмечен в качестве самостоятельного, поскольку имеет особое значение для возможностей развития поселения в качестве подцентра Санкт-Петербургской

агломерации. Город Тосно — традиционно промышленный город, на пригородных агломерационных территориях размещаются основные предприятия и отмечается более высокая градостроительная активность.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 г. город Тосно отнесен к подцентрам агломерации, для которых установлены такие принципы управления, направления и меры региональной пространственной политики, как [7]:

1) создание функционально-самодостаточных городских центров с населением от 50 до 150 тысяч человек (Тосно — 50 тысяч человек);

2) усиление базовой экономической функции центров или ее смена (управление, наука, образование), создание уникальных отраслевых подцентров постиндустриальной занятости; развитие коммерческой, общественной, иной инфраструктуры городов, которая будет поддерживать развитие выбранных направлений специализации (технопарки, учреждения профессионального образования, офисные центры, бизнес-инкубаторы);

3) последовательное формирование обратного потока трудовой маятниковой миграции, формирование разнообразного рынка труда, в том числе создание рабочих мест как в производственном (наполнение индустриальных парков и индустриальных зон в соответствии с выбранными направлениями специализации), так и в третичном секторе экономики — создание в городах самодостаточных центров занятости, торговли и досуга для усиления функционального разнообразия;

4) акцент на развитие комфортной городской среды, благоустройство, обеспечение городских центров оптимальным набором социально-культурно-бытовых объектов;

5) развитие качественного и разнообразного предложения на рынке жилья;

6) оптимальная транспортная доступность до ядра агломерации (центральной части Санкт-Петербурга) и связь с другими прилегающими территориями;

7) развитие хордовых (полукольцевых) транспортных связей и обеспечение устойчивого пассажирского сообщения между подцентрами агломерации, радиальными сегментами агломерации.

Таблица 1

Динамика численности населения Тосненского городского поселения в 2012-2020 гг .

Территория 1 января 2012 1 января 2013 1 января 2014 1 января 2015 1 января 2016 1 января 2017 1 января 2018 1 января 2019 1 января 2020

Тосненский муниципальный район, чел. 126 076 129 254 130 954 131 845 130 023 129 682 129 761 128 327 126 915

Тосненское городское поселение, чел. 44 850 45 506 45 598 45 307 44 228 43 683 43 282 42 479 41 946

в том числе г. Тосно 38 857 39 209 39 320 39 077 38 289 37 875 37 509 36 791 36 296

% от общей численности населения муниципального района 35,6 35,2 34,8 34,4 34,0 33,7 33,4 33,1 33,1

Ввиду своего центрального административного положения Тосненское городское поселение лидирует по уровню социально-экономического развития среди многих поселений Ленинградской области и Тосненского района. На его территории проживает наибольшее количество населения, расположены крупные промышленные предприятия и организации по другим видам хозяйственной деятельности, наиболее значимые объекты социальной сферы. Более 40 % из всей совокупности организаций Тосненско-го района зарегистрировано на территории Тосненского городского поселения [8].

Численность жителей поселения в 2020 г. составила 93,5 % в сравнении с численностью населения в 2012 г., как видно из таблицы 1. Возрастная структура населения имеет регрессивный характер, с преобладанием лиц старше трудоспособного возраста над лицами младше трудоспособного возраста.

Коэффициент рождаемости в Тосненском городском поселении (7,79) выше, чем в целом в Тосненском районе (6,35) и Ленинградской области (7,38). Коэффициент смертности в Тосненском городском поселении (11,64) ниже, чем в целом в Тосненском районе (12,82) и Ленинградской области (12,72). Коэффициент естественной убыли достиг значения -3,84, продемонстрировав положительную динамику по сравнению с 2018 г. (по итогам 2018 г. коэффициент естественной убыли составлял -4,23). Динамика естественного движения населения Тосненского городского поселения показана на рисунке 1.

В рассматриваемый ретроспективный период наблюдается устойчивая убыль населе-

ния Тосненского городского поселения. По итогам 2019 г. фиксируется положительная, в сравнении с прошлым годом, динамика в сфере миграции. По данным статистики, коэффициент миграционной убыли равен -4,83 (1 189 человек прибыли, 1 394 — убыли), что значительно лучше, чем в 2018 г., как видно на рисунке 2.

Таким образом, демографическая ситуация в Тосненском городском поселении не выглядит более благополучной, чем в целом в Ленинградской области, и приблизилась по показателям рождаемости, смертности и убыли населения к ситуации в Тосненском районе. И в поселении, и в районе, и в области по-прежнему происходит убыль населения, на которую в текущем году оказала дополнительное влияние пандемия новой коронавирусной инфекции СОУГО-19, вызвавшая рост смертности.

На территории Тосненского городского поселения по состоянию на конец 2019 г. зарегистрировано около 1 100 организаций (41 % из всей совокупности организаций Тосненского района). Более 940 организаций из них являются хозяйствующими субъектами и в разной степени обеспечивают занятость населения, поступление средств в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. За 2019 г. отгружено товаров, выполнено работ, услуг собственными силами предприятий на сумму 32,9 млрд рублей (100,3 %) к уровню 2018 г. Доля обрабатывающих отраслей составила 86,4 %, что отражено на рисунке 3.

SWOT-анализ возможностей социально-экономического развития Тосненского городского поселения в целях формирования его как перспективного подцентра Санкт-

12

10

0

11,95

10,0'

,1,8*1

12,57

9,62

11 9 -0>5

1L,V 11,63

ЛЛ

95

7,79

3,8<:

-1,5

-2,5

-3

-3,5

-4

-4,5

| I Общий коэффициент рождаемости, чел. на 1 ООО населения

| I Общий коэффициент смертности, чел. на 1 ООО населения

- Коэффициент естественного прироста/убыли, чел. на 1 ООО населения

2016 2017 2018 2019

Рис . 1. Естественное движение населения Тосненского городского поселения в 2016-2019 гг .

0

-2

-4

2С16

-1,88

2С17

-2,95

-3,36

2С18

-4,67

-4,2

2С19

-3,84

-4,83

Коэффициент естественной убыли, чел. на 1 000 населения

□ Коэффициент миграционного прироста (оттока), чел. на 1 000 населения

-10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-12

-14

-16

-14,3

Рис . 2 . Коэффициенты естественной и миграционной убыли населения Тосненского городского

поселения в 2016-2019 гг .

35 ООО

5 000

33 058,6 32 934

2015

2016

2017

2018

2019

Рис . 3 . Объем отгруженных товаров, выполненных работ, услуг собственными силами в Тосненском

городском поселении в 2015-2019 гг . , млн руб .

Петербургской агломерации представлен в таблице 2.

Обоснование варианта развития перспективного подцентра Санкт-Петербургской агломерации в целях реализации модели полицентричного развития

В соответствии с результатами SWOT-ана-лиза можно констатировать, что Тосненское городское поселение целесообразно развивать как зону многофункционального диверсифицированного экономического роста, что обусловлено наличием возможностей многоотраслевого комплексного развития территории, собственным экономическим и транспортным транзитным потенциалом. Город Тосно — самодостаточный крупный экономический центр, обеспеченный необходимым инфраструктурным и транспортным потенциалом. Перспективна экономическая специализация: машиностроение и металлообработка, химическая и пищевая промышленность, производство стройматериалов, транспортно-логистический комплекс, агропромышленный комплекс пригородного типа, развитие туристско-рекреационных объектов загородного типа.

Эти и другие обстоятельства позволяют говорить о выделении административного центра Тосненского района с прилегающими территориями в качестве перспективного подцентра Санкт-Петербургской агломера-

ции для формирования полицентричной модели развития исследуемой агломерации. В целях развития рассматриваемого административного образования в качестве под-центра Санкт-Петербургской агломерации сформулируем приоритетные направления его социально-экономического развития в соответствии с выбранной моделью по-лицентричного развития, представленные в таблице 3.

Выводы

Агломерационный путь развития территорий — это естественный процесс урбанизации и общая мировая тенденция последних десятилетий развития систем расселения [5; 9]. Можно констатировать, что дальнейшее развитие Санкт-Петербургской агломерации сохранит моноцентричный характер (в случае отсутствия перспективных подцентров), при котором проблемы периферийных территорий агломерации по-прежнему будут решаться не в приоритетном порядке. Однако, следуя общемировым тенденциям, целесообразным представляется развитие агломерации по пути создания и реализации полицентричной структуры, в соответствии с лучшим опытом крупных городов индустриально развитых стран.

Полицентричный характер развития Санкт-Петербургской агломерации предусматривает выработку единой политики пространственного развития агломерации

МОДЕРН И 3 А ц И Я 9 i: о н о ми i: И Р Е г и о н о в

с» о

Таблица 2

ЭМ/ОТ-анализ возможностей социально-экономического развития Тосненского городского поселения в целях формирования его

как перспективного подцентра Санкт-Петербургской агломерации

О

о

№ <L CÜ Z3

Cü"

о о

о 3

о со

№ Q_

№ Ю CÜ

3

ьо о

hJ

hJ

hJ

I

oo со

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности развития

Угрозы (риски развития)

Удобное географическое положение в створе интенсивно развивающегося международного транспортного коридора № 9 (по его территории проходят железнодорожная и автомобильные магистрали Санкт-Петербург — Москва М-10 и новая скоростная трасса М-11 «Нева»). Развитый диверсифицированный про-мышленно-производственный потенциал (предприятия машиностроения и металлообработки, бытовой химии и бытовой техники, производства сантехники и стройматериалов, легкой промышленности, производства пластмассовых изделий, строительства, транспорта и логистики и т. д.). Наличие нормативной базы по территориальному планированию: генеральный план Тосненского городского поселения, Правила землепользования и застройки.

Наличие свободных площадок, инвестиционных промышленных зон для промышленного, транспортно-логи-стического развития, а также для комплексного жилищного строительства. Развитая инженерная и социально-бытовая инфраструктура, в том числе планируемая к вводу в рамках мероприятий по инвестициям в социальные объекты муниципальных программ (по сравнению с другими поселениями района) Образовательный, медицинский, культурный и административный центр Тосненского района Открытие коворкинг-центра — площадки для работы и досуга молодежи, которая объединяет открытое современное пространство и ресурсный добровольческий центр. Наличие объектов историко-культур-ного наследия, средств размещения и объектов общественного питания для внутреннего туризма

Отсутствие достаточного развития системы стратегического планирования на уровне городских и сельских поселений Тосненского района. Недостаточный уровень развития коммунальной и транспортной инфраструктуры; инженерной подготовки промышленных зон поселения и зон других сфер развития. Отсутствие газификации сельских населенных пунктов.

Недостаточное развитие системы обращения с твердыми бытовыми и производственными отходами. Дефицит квалифицированных кадров на фоне высокой маятниковой миграции (более 30 % трудоспособного населения работает за пределами поселения). Влияние негативных факторов от деятельности ООО «Петрохолод. Аграрные технологии» (поселок Ушаки, г. Tocho); предприятий, ведущих деятельность на площадке бывшего ОАО «Завод Стройдеталь». Избыточное регулирование (на федеральном и региональном уровне) в сфере предпринимательской деятельности (риски: огромные непроизводительные издержки на выполнение требований налоговых, финансовых, земельных, градостроительных, иных органов, отсутствие защиты от произвольного трактования фискальными, надзорными и правоохранительными органами законодательных норм, которое с большой вероятностью приводит к прекращению деятельности предприятий и др.).

Недостаток доступных кредитных ресурсов для предприятий и индивидуальных предпринимателей, в том числе долгосрочных.

Диспропорция между регулярным повышением стоимости ГСМ, минеральных удобрений, кормов, услуг естественных монополий и падением реальных доходов населения, ведущая в том числе к снижению доходности малого и среднего предпринимательства во всех отраслях хозяйственной деятельности. Давление крупных продовольственных ритейлеров федерального значения на субъекты МСП в сфере розничной торговли; низкий уровень закупочных цен на сельхозпродукцию.

Нечеткость регулирования на стыке сфер использования земель для нужд сельского хозяйства, индивидуального жилищного строительства, личных подсобных хозяйств и садоводческих некоммерческих объединений

Углубление территориальной специализации по отраслям: машиностроение (ООО «Катерпиллар-Тосно», ООО «Тепловое оборудование» и т. д.), промышленность стройматериалов, бытовая химия (ОАО «Хенкель-Рус»). Развитие транспортно-логистических комплексов (по складированию, хранению, переработке и расфасовке грузов и т. д.).

Развитие предприятий агропромышленного комплекса (ООО «Петрохолод. Аграрные технологии», ООО «Агрохол-динг «Пулковский»). Содействие развитию туризма и рекреации (культурно-познавательный туризм, агротуризм и т. д.) путем дальнейшего формирования современной инфраструктуры туризма (объектов размещения, общепита, индустрии отдыха и развлечений и т. д.). Содействие увеличению объемов жилищного строительства (как многоквартирного, так и коттеджного) в целях замещения ветхого и аварийного жилья, ликвидации очереди на жилье и удовлетворения растущих потребностей населения в улучшении жилищных условий.

Реализация системы мер по развитию коммунальной инфраструктуры и жилищной сферы (обновление оборудования, коммунальных сетей и т. д.). Развитие объектов социальной инфраструктуры и объектов обслуживания коммерческого типа, включая объекты индустрии развлечений (досуга) и отдыха, развитие деятельности на территории Тосненского городского поселения и Тосненского района филиала ГБУ ЛО «Информационно-туристский центр»

Нарастание дефицита квалифицированных кадров на фоне высокой маятниковой миграции (более 30 % трудоспособного населения работает за пределами поселения при наличии 1,5 тысяч вакансий). Нарастание уровня износа коммунальной инфраструктуры и жилищной сферы (значительная степень износа оборудования, низкий уровень инженерной подготовки промзон и т. д.). Наличие рисков нарушения экологической безопасности, связанное с планируемым размещением на территории поселения отходов, образуемых в Санкт-Петербурге и его пригородах.

Наличие рисков нарушения водоснабжения населенных пунктов Тосненского городского поселения вследствие аварийного состояния Невского водовода. Наличие рисков ухудшения эпизоотической ситуации на территории поселения в составе Тосненского района (АЧС, бруцеллез, бешенство)

Таблица 3

Основные направления социально-экономического развития Тосненского городского поселения как перспективного подцентра Санкт-Петербургской агломерации в соответствии с выбранной моделью полицентричного развития

о о

ГО гз

го"

о о

о

о

СП №

о_

№ (О ГО

ГО

О

То

I

оо со

Наименование зоны территориального развития Санкт-Петербургской агломерации

Перспективная экономическая специализация по видам экономической деятельности

Дополнительные факторы роста (конкурентные преимущества, точки экономического роста)

Основные направления социально-экономического развития

Совершенствование инвестиционно-предпринимательского климата

Приоритетные направления развития экономики

Благоустройство населенных пунктов и качество жизни населения

Зона многофункционального диверсифицированного экономического роста

Производство химических веществ и химических продуктов; производство сухих строительных смесей; производство машин и оборудования, в том числе производство ав-томобилей-самосвалов, предназначенных для использования в условиях бездорожья; производство генераторных установок; производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов; производство бытовых электрических приборов; производство нетканых текстильных материалов и изделий из них, кроме одежды; производство керамических санитар-но-технических изделий; производство пластмассовых изделий для упаковывания товаров

Крупные промышленные зоны местного значения (северо-восточная промышленная зона, юго-западная промышленная зона); Тосненская туристско-рекре-ационная зона (два участка) (общая площадь 1 319 га), назначение: развитие рекреационного, культурно-по-знавательного и сельского туризма;

крупные сельхозпредприятия:

ООО «Агрохолдинг «Пулковский» (участник национального проекта, расположенный в д. Тарасово, имеет свиноводческую товарно-репродуктивную свиноферму на 11,7 тысяч голов), ООО «Петрохолод Аграрные технологии» (разведение крупного рогатого скота)

Инженерная подготовка промышленных зон; содействие дальнейшему развитию малого предпринимательства в целях роста его вклада в экономику поселения

Углубление территориальной специализации по отраслям: машиностроение (ООО «Катерпиллар-Тосно», ООО «Тепловое оборудование» и т. д.), промышленность стройматериалов, бытовая химия (ОАО «Хенкель-Рус»); развитие транспортно-ло-гистических комплексов (строительство логистического терминала по складированию, хранению, переработке и расфасовке грузов и т. д.); развитие предприятий агропромышленного комплекса (ООО «Петрохолод. Аграрные технологии», ООО «Агрохолдинг «Пулковский»); содействие развитию туризма и рекреации (культур-но-познавательный туризм, агротуризм и т. д. путем дальнейшего формирования современной инфраструктуры туризма (объектов размещения, общепита, индустрии отдыха и развлечений и т. д.)

Содействие увеличению объемов жилищного строительства (как многоквартирного, так и коттеджного) в целях замещения ветхого и аварийного жилья, ликвидации очереди на жилье и удовлетворения растущих потребностей населения в улучшении жилищных условий; реализация системы мер по развитию коммунальной инфраструктуры и жилищной сферы (обновление оборудования, коммунальных сетей и т. д.); развитие объектов социальной инфраструктуры и объектов обслуживания коммерческого типа, включая объекты индустрии развлечений (досуга) и отдыха

С»

иВИРИДЕНКи М. В.. Перспективные подцентры развития и а н кт - П ет е р оу р г с к о й агломерации: тенденции и возможности пространственной трансформации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J

<

и обеспечение высокого уровня экономической самодостаточности отдельных ее под-центров. При ориентации на полицентрич-ную модель развития Санкт-Петербургской агломерации необходимо обеспечить развитие нескольких городских подцентров агломерации. Один из них целесообразно сформировать на базе Тосненского городского поселения, рассмотренного в настоящем исследовании в качестве перспективного. В долгосрочной перспективе исследуемый

нами подцентр может стать самодостаточным полюсом экономического роста агломерации.

Изучение тенденций и вызовов пространственного развития Санкт-Петербургской агломерации, вопросы формирования перспективных подцентров развития Санкт-Петербургской агломерации в целях реализация модели ее полицентричного развития — важнейшая задача дальнейших научных исследований.

о

Литература

1. Концепция совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области (агломерации) на период до 2030 года и с перспективой до 2050 года [Электронный ресурс] // Комитет градостроительной политики Ленинградской области. URL: https://arch.lenobl.ru/ru/dokumenty/dokumenty-territorialnogo-planirovaniya/ koncepciya-sovmestnogo-gradostroitelnogo-razvitiya-sankt-peterburga-i-/ (дата обращения: 15.12.2020).

2. Ходачек А. М. О петербургской агломерации на основе концепции градостроительного развития // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2017. № 1 (53-54). С. 35-47.

3. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р URL: http://static.government.ru/media/flles/UVAlqUtT08o60Rkto OXl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения: 23.12.2020).

4. О Координационном совете по развитию транспортной системы г. Санкт-Петербург и Ленинградской области [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2011 г. № 241 // Справ.-правовая система «Гарант». URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6650446/ (дата обращения: 18.01.2021).

5. Окрепилов В. В., Кузнецов С. В., Межевич Н. М., Свириденко М. В. Процессы урбанизации в контексте закономерностей пространственного развития муниципальных образований, находящихся в зоне влияния крупных мегаполисов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 4. С. 42-52. DOI: 10.15838/ esc.2019.4.64.3

6. Свириденко М. В. Пространственное развитие муниципальных образований Ленинградской области, находящихся в зоне интенсивной урбанизации Санкт-Петербургской агломерации: основные тенденции и вызовы // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. № 1 (60). 2020. С. 69-76.

7. О Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года и признании утратившим силу областного закона «О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года» (с последующими изменениями и дополнениями): закон Ленинградской области от 8 августа 2016 г. № 76-оз // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?base=SPB&n=176170&req=doc#09741737185150006 (дата обращения: 18.01.2021).

8. Свириденко М. В. Влияние агломерационных процессов Санкт-Петербурга на социально-экономическое развитие муниципальных образований Ленинградской области: проблемы и возможности // Региональная экономика и развитие территорий: сб. ст. / под ред. Л. П. Совершаевой. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2020. С. 275-281.

9. Артоболевский С. С. Крупнейшие агломерации и региональная политика: от ограничения роста к стимулированию развития (европейский опыт) // Крупные города и вызовы глобализации / под ред. В. А. Колосова, Д. Эккерта. Смоленск: Ойкумена, 2003. С. 261-271.

References

1. The concept of joint urban development of St. Petersburg and the territories of the Leningrad region (agglomeration) for the period up to 2030 and with a perspective up to 2050. Committee for urban planning policy of the Leningrad region. URL: https://arch.lenobl.ru/ru/doku-menty/dokumenty-territorialnogo-planirovaniya/koncepciya-sovmestnogo-gradostroitelnogo-razvitiya-sankt-peterburga-i-/ (accessed on 15.12.2020). (In Russ.).

2. Khodachek A.M. On the St. Petersburg agglomeration based on the concept of urban development. Ekonomika Severo-Zapada: problemy i perspektivy razvitiya = Economy of the North-West: Issues and Prospects of Development. 2017;(1):35-47. (In Russ.).

3. Spatial development strategy of the Russian Federation for the period up to 2025. Approved by the order of the Government of the Russian Federation of February 13, 2019 No. 207-r. URL: http://static.government.ru/media/flles/UVAlqUtT08o60Rkto0Xl22JjAe7irNxc.pdf (accessed on 23.12.2020). (In Russ.).

4. On the Coordination Council for the development of the transport system of St. Petersburg and the Leningrad region. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 241 dated April 4, 2011. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6650446/ (accessed on 18.01.2021). (In Russ.).

5. Okrepilov V.V., Kuznetsov S.V., Mezhevich N.M., Sviridenko M.V. Urbanization processes in the context of spatial development patterns of municipalities in the zone of influence of megacities. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2019;12(4):42-52. (In Russ.). DOI: 10.15838/ esc.2019.4.64.3

6. Sviridenko M.V. Spatial development of municipalities of the Leningrad region located in the zone of intensive urbanization of the St. Petersburg agglomeration: Key trends and challenges. Ekonomika Severo-Zapada: problemy i perspektivy razvitiya = Economy of the North-West: Issues and Prospects of Development. 2020;(1):69-76. (In Russ.).

7. On the Strategy for the social and economic development of the Leningrad region until 2030, and the recognition as invalid of the regional law "On the Concept of social and economic development of the Leningrad region for the period until 2025" (with subsequent amendments and additions). Law of the Leningrad region of August 8, 2016 No. 76-oz. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=SPB&n=176170&req=doc# 09741737185150006 (accessed on 18.01.2021). (In Russ.).

8. Sviridenko M.V. The impact of agglomeration processes in St. Petersburg on the socioeconomic development of municipalities of the Leningrad region: Problems and opportunities. In: Sovershaeva L.P., ed. Regional economy and territorial development: Coll. pap. St. Petersburg: St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; 2020:275-281. (In Russ.).

9. Artobolevskii S.S. The largest agglomerations and regional policy: From limiting growth to stimulating development (European experience). In: Kolosov V.A., Eckert D., eds. Major cities and challenges of globalization. Smolensk: Oikumena; 2003:261-271. (In Russ.).

Сведения об авторе

Свириденко Марина Владимировна

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, руководитель научно-исследовательской группы муниципального реформирования

Институт проблем региональной экономики Российской академии наук (ИПРЭ РАН)

190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38, Россия

(Н) e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 26.01.2021 Подписана в печать 17.02.2021

Information about Author

Marina V. Sviridenko

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Leading Researcher, Head of the Research Group of Municipal Reform

Institute for Regional Economy Problems of the Russian Academy of Sciences (IRES RAS)

38, Serpukhovskaya Str., St. Petersburg, 190013, Russia

(H ) e-mail: [email protected]

Received 26.01.2021 Accepted 17.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.