Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ ОЦЕНКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ КОМПАНИЙ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ ОЦЕНКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ КОМПАНИЙ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННЫЙ МОНИТОРИНГ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР / ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карасева О.В.

В статье рассмотрены некоторые аспекты взаимодействия компаний, осуществляющих внешнеэкономические операции, и таможенных органов. Основное внимание уделяется развитию цифровизации взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов за счет внедрения систем самопроверки внешнеэкономических операций компании и таможенного мониторинга. В статье разработана автоматизированная модель оценки внешнеэкономической деятельности компании, а также исследованы основные аспекты института таможенного мониторинга. Особое внимание уделяется использованию системы таможенного мониторинга в качестве инструмента автоматизации контроля за деятельностью уполномоченных экономических операторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карасева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTIVE APPROACHES TO ASSESSING FOREIGN ECONOMIC OPERATIONS OF COMPANIES THROUGH THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY

The article discusses some aspects of interaction between companies engaged in foreign economic operations and customs authorities. In particular, the main attention is paid to the development of digitalization processes of interaction between participants in foreign economic activity and customs authorities through the introduction of selfverification systems for the company's foreign economic operations and customs monitoring. The article has developed an automated model for assessing the company's foreign economic activity, and also investigated the main aspects of the institution of customs monitoring. Particular attention is paid to the use of the customs monitoring system as a tool for automating control over the activities of authorized economic operators.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ ОЦЕНКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ КОМПАНИЙ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономическии журнал

Перспективные подходы оценки внешнеэкономических операций компаний за счет использования информационных технологий / Prospective approaches to assessing foreign economic operations of companies through the use of information technology О.В. Карасева, Е.А. Колчина / O.V. Karaseva, E.A. Kolchina

Том 9, № 11 (2021) Business Strategies

стр 318

DOI: 10.17747/2311-7184-2021-11-318-295

Перспективные подходы оценки внешнеэкономических операций компаний за счет использования информационных технологий

О.В. Карасева, студент, РЭУ им. Г.В. Плеханова (Москва, Россия) Kov.ved.625@gmail.com

Научный руководитель: Е.А. Колчина, к.э.н, доцент, РЭУ им. Г.В. Плеханова (Москва, Россия)

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты взаимодействия компаний, осуществляющих внешнеэкономические операции, и таможенных органов. Основное внимание уделяется развитию цифровизации взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов за счет внедрения систем самопроверки внешнеэкономических операций компании и таможенного мониторинга. В статье разработана автоматизированная модель оценки внешнеэкономической деятельности компании, а также исследованы основные аспекты института таможенного мониторинга. Особое внимание уделяется использованию системы таможенного мониторинга в качестве инструмента автоматизации контроля за деятельностью уполномоченных экономических операторов.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономические операции, таможенный мониторинг, уполномоченный экономический оператор, таможенное декларирование, цифровизация.

Prospective approaches to assessing foreign economic operations of companies through the use of information technology

O.V. Karaseva, student, Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia) Kov.ved.625@gmail.com

Academic supervisor: E.A. Kolchina, cand. sci. (econ.), associate professor, Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia)

Abstract. The article discusses some aspects of interaction between companies engaged in foreign economic operations and customs authorities. In particular, the main attention is paid to the development of digitalization processes of interaction between participants in foreign economic activity and customs authorities through the introduction of self-verification systems for the company's foreign economic operations and customs monitoring. The article has developed an automated model for assessing the company's foreign economic activity, and also investigated the main aspects of the institution of customs monitoring. Particular attention is paid to the use of the customs monitoring system as a tool for automating control over the activities of authorized economic operators.

Keywords: foreign economic activity, foreign economic operations, customs monitoring, authorized economic operator, customs declaration, digitalization.

Внешнеторговая деятельность является важным направлением развития экономики Российской Федерации. Внешнеторговая деятельность осуществляется компаниями путем совершения экспортных и импортных операций с товарами. При этом важно отметить, что при совершении внешнеэкономических операций российские компании взаимодействуют с государством в лице таможенных органов [1].

Мировая практика совершения внешнеэкономических операций свидетельствует, что создать эффективный инструмент, обеспечивающий максимальное соблюдение баланса интересов бизнеса и государства по содействию международной торговле путем установления партнерства возможно только с добросовестным бизнесом, который отвечает критериям законности, прозрачности, профессионализма, надежности и безопасности. Введение полномасштабного технологичного взаимодействия означает получение значительной экономической пользы для компаний, осуществляющих внешнеэкономические операции [2]. В общем виде подход к цифровизации взаимодействия компаний, осуществляющих внешнеэкономические операции, и таможенных органов представлен на рис. 1.

электронный научно-экономический журнал стр 319

Перспективные подходы оценки внешнеэкономических операций компаний за счет использования информационных технологий / Prospective approaches to assessing foreign economic operations of companies through the use of information technology О.В. Карасева, Е.А. Колчина / O.V. Karaseva, E.A. Kolchina

Рис. 1. Подход к цифровизации взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов

Создание к 2030 году качественно новой, насыщенной передовыми информационными технологиями, современной таможенной службы, удобной для законопослушного бизнеса и результативной для государства, - главная цель новой Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2030 года [5]. В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений развития и совершенствования механизмов взаимодействия таможни и добросовестного бизнеса является самопроверка внешнеэкономических операций компаний с использованием информационных технологий. Эти обстоятельства обусловили актуальность данной статьи.

В контексте настоящего исследования самопроверка (customs compliance) подразумевает:

1) анализ наличия ошибок и несоответствий в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Зачастую на практике компании, осуществляющие внешнеэкономические операции, ненамеренно совершают ошибки, которые могут приводить к несоблюдению таможенного законодательства [7];

2) анализ внутренних процессов компании в рамках осуществления ВЭД. Как показывает практика, около 70% ненамеренных ошибок в сфере ВЭД допускается по причине неэффективности либо недостаточной эффективности контроля внутри компании (деятельность структурных подразделений компании), а также взаимодействия компании с третьими лицами (поставщиками, перевозчиками, таможенными представителями, органами по сертификации и др.) [10];

3) выявление процедурных и/или информационных пробелов.

Указанные направления анализа позволяют выявить недостатки в организации внешнеэкономических операций компании.

В качестве методологической основы самопроверки внешнеэкономических операций компании можно предложить автоматизированную модель оценки ВЭД, представленную на рис. 2.

Рис. 2. Автоматизированная модель оценки ВЭД компании

В красную область модели попадают существенные риски и ошибки, которые могут вызвать несоответствие внешнеэкономических операций требованиям таможенного законодательства и свидетельствуют об отсутствии эффективного контроля в компании. Подобные ошибки могут привести к привлечению ответственных лиц к уголовной ответственности, например за уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), либо к административной ответственности с крупным штрафом [3, 6].

В желтую область модели попадают риски и ошибки, которые могут вызвать неполное соответствие внешнеэкономических операций требованиям таможенного законодательства либо свидетельствуют о недостаточном уровне контроля в компании. Такие ошибки могут приводить к привлечению компании к административной ответственности, когда наказанием может служить предупреждение.

В зеленую область модели подпадают несущественные риски и ошибки, которые требуют от компании корректировки и улучшения внутренних бизнес-процессов. К подобным ошибкам относятся, например, незначительные ошибки при подаче таможенной декларации, которые не могут привести к привлечению компании к административной ответственности, но способны усложнить таможенное оформление товаров в будущих поставках.

Реализация указанной модели может осуществляться с помощью опроса или анкетирования, результаты которых могут быть автоматизированы. Участниками опроса являются структурные подразделения компании, осуществляющие функции ВЭД, а также посредники, с которыми взаимодействует компания при совершении внешнеэкономических операций. В структуру опроса включаются проблемные и наиболее значимые вопросы, связанные с ВЭД компании. С помощью предлагаемой модели возможно провести расчеты существенности ошибок, допускаемых компанией при совершении внешнеэкономических операций.

электронный научно-экономический журнал стр 320

Перспективные подходы оценки внешнеэкономических операций компаний за счет использования информационных технологий / Prospective approaches to assessing foreign economic opérations of companies through the use of information technology О.В. Карасева, Е.А. Колчина / O.V. Karaseva, E.A. Kolchina

Важным направлением цифровизации взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов является также таможенный мониторинг Таможенный мониторинг - это мера таможенного контроля, применяемая таможенным органом в виде оценки и анализа сведений и информации на основании установленных показателей деятельности участников ВЭД, рассчитываемых в автоматизированном режиме [4].

Основными принципами реализации таможенного мониторинга являются:

• добровольное участие компаний, осуществляющих внешнеэкономические операции, в процессе таможенного мониторинга;

• взаимное доверие бизнеса и государства;

• готовность бизнеса к диалогу с органами государственной власти;

• прозрачность финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД.

Внедрение таможенного мониторинга позволит:

• комплексно оценивать деятельность компаний, осуществляющих внешнеэкономические операции;

• выявлять таможенные риски на ранней стадии;

• устранять негативные последствия ошибок в сфере ВЭД;

• использовать участником ВЭД результаты таможенного мониторинга для самопроверки и минимизации рисков.

Источниками данных для таможенного мониторинга могут быть [8]:

• электронные документы и сведения, представленные при таможенном декларировании товаров;

• сведения о хозяйственных операциях, представленные компанией в рамках удаленного доступа к системам учета товаров.

Основными преимуществами для участников ВЭД от внедрения таможенного мониторинга являются:

• сохранение репутации добросовестного налогоплательщика;

• иммунитет на проведение таможенных проверок;

• возможность исправить ошибки, влекущие тяжелые последствия;

• сокращение объема документов, предоставляемых таможенным органам.

Введение института таможенного мониторинга сместит акцент на превентивную работу. Инициативная проверка ВЭД компании и добровольное декларирование как результат реализации механизма таможенного мониторинга позволят заблаговременно и без серьезных сопутствующих издержек для компании исправлять те ненамеренные ошибки, которые могут иметь место при совершении внешнеэкономических операций.

Обозначим перспективные направления для развития института таможенного мониторинга.

1. Поощрение и принятие таможенными органами в качестве результата превентивной работы проведения участником ВЭД надлежащей самопроверки (проведенной до или после таможенного мониторинга).

2. Обеспечение совместимости со следующими массивами данных ФТС России: КПС Постконтроль, СУР, КПС Правоохрана, а также базами данных других федеральных органов исполнительной власти.

3. Существенность совокупной ошибки (несоответствия) является основанием для применения таможенного мониторинга. Указанные ошибки могут выявляться с помощью вышеизложенной модели оценки ВЭД компании.

4. Обеспечение доступа к входящим и исходящим счетам-фактурам компании и данным из них. Как показывает практика, для целей универсального таможенного мониторинга достаточно сведений из счетов-фактур, которые формируются наряду с бухгалтерской отчетностью компании. Данный факт также обусловлен тем, что счет-фактура содержит сведения о номере таможенной декларации, которая подавалась в рамках таможенного оформления товаров.

Таким образом, системы самопроверки внешнеэкономических операций компании и таможенного мониторинга являются одними из самых перспективных направлений цифровизации взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов. В этом контексте важно определить сферы, в которых указанные системы могут быть наиболее эффективными (рис. 3).

Рис. 3. Сферы применения систем самопроверки внешнеэкономических операций компании

и таможенного мониторинга

Самоконтроль внешнеэкономических операции компании Смена логистики поставок Смена структуры в рамках группы компаний или создание дочерней компании на территории РФ

Пол^ е н и е статуса УЭО и/ ил и подтверждение выполнения условий и требований статуса П рове р ка отсутствия системныхошибоки несоответствий для целей категорирования(низкий уровень риска) Сме н а таможен но го представителя

Пер еход на самостояты ьно е таможен но еде клари ров ан и е товаров Решение вопросов штатной чиопенности/ необходимости создания отдела ло гисги ки/ВЭД внугр и компании Оценка использования компанией всех возможных таможенных льгот, тарифных преференций и упрощений в рамках таможен но го законодател ьства

электронный научно-экономический журнал стр 321

Перспективные подходы оценки внешнеэкономических операций компаний за счет использования информационных технологий / Prospective approaches to assessing foreign economic operations of companies through the use of information technology О.В. Карасева, Е.А. Колчина / O.V. Karaseva, E.A. Kolchina

Среди указанных сфер особое внимание уделяется статусу уполномоченного экономического оператора (УЭО). В последние годы таможенные органы РФ призывают компании, осуществляющие внешнеэкономические операции, стремиться к получению статуса УЭО. Компании, имеющие статус УЭО, пользуются целым рядом упрощений в соответствии с таможенным законодательством. При этом такие компании обязаны предоставлять таможенным органам доступ к своей системе учета товаров [9].

В контексте исследования системы таможенного мониторинга предлагается автоматизация контроля за деятельностью УЭО. Схематично процесс контроля представлен на рис. 4.

Рис. 4. Автоматизация контроля за деятельностью УЭО

КПС АПС «Электронное

«Постконтроль» представление

сведений»

Автоматизированная сверка сведений Таможенный мониторинг

Внедрение системы таможенного мониторинга будет способствовать упрощению и повышению эффективности таможенного контроля за деятельностью УЭО за счет:

• сопоставления в автоматическом режиме сведений о товарах, представленных при декларировании, со сведениями о проведении хозяйственных операций в отношении таких товаров;

• удаленного доступа таможенных органов к сведениям о товарах;

• формирования отчетности, установленной для УЭО, а также ее использования при обеспечении удаленного доступа к сведениям.

Подводя итоги, отметим, что реализация на практике изложенных в статье рекомендаций будет способствовать развитию взаимодействия компаний, осуществляющих внешнеэкономические операции, и таможенных органов. Разумеется, в рамках настоящего исследования невозможно охватить все стороны такого взаимодействия, что является предметом будущих исследований в сфере ВЭД.

Использованные источники

1. Арский А.А. Анализ динамики экспорта российской нефти с учетом аспекта пандемии COVID-19 // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2021. № 1. С. 5-10.

2. Вахрушев В.Ю., Худжатов М.Б., Майоров Р.В. Оценка перспектив развития внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 9. С. 77-81.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Консультант Плюс.

4. Липчанская К.А., Подопригора А.А. Специфика контроллинга и мониторинга в таможенном деле // Евразийский научный журнал. 2017. № 10. С. 30-33.

5. Мантусов В.Б., Башлы П.Н. О реализации стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года в условиях цифровой экономики // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1(38). С. 5-11.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Консультант Плюс.

7. Худжатов М.Б. Оптимизация таможенных операций при импорте товаров на территорию Российской Федерации воздушным транспортом // Маркетинг и логистика. 2021. № 2(34). С. 88-97.

8. Худжатов М.Б. Особенности таможенного декларирования товаров: предметы одежды // Маркетинг и логистика. 2016. № 6(8). С. 107-115.

9. Худжатов М.Б. Оценка эффективности деятельности уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2019. № 1. С. 40-48.

10. Худжатов М.Б., Нартова Е.П. Совершенствование таможенных операций путем внедрения принципов автоматического распределения деклараций на товары // Маркетинг и логистика. 2020. № 6(32). С. 72-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.