Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЕННОПАТРИОТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЕННОПАТРИОТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / EDUCATIONAL TOURISM / MILITARY-PATRIOTIC DIRECTION / ST. PETERSBURG / LENINGRAD REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусейнова Алена Гадировна

В статье описываются основные особенности военно-патриотического направления образовательного туризма Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Приводятся определения понятия «военно-патриотический образовательный туризм», обозначаются объекты материальной и нематериальной культуры. Экскурсионные программы военно-патриотической тематики рассмотрены на следующих примерах: экскурсионный маршрут «Дорога жизни», «Сестрорецкий рубеж», «Музей-диорама «Прорыв», «Блокадная комната семьи Агте», «Город-герой Кронштадт» и другие. Названные выше экскурсионные программы находят широкое применение в практической деятельности. В статье автор характеризует время пандемии, которое можно назвать периодом «застоя» для туристской и экскурсионной деятельности. Однако, приводятся примеры проведения и создания виртуальных экскурсий (на примере экскурсии, посвящённой памяти Ольги Берггольц) в формате IZI.Travel. Также автор уделяет внимание виртуальным экскурсиям, аудио- и видеоматериалам, мастер-классам, которые приводятся в официальных группах музеев ВКонтакте, Facebook, Instagram, YouTube. Рассматриваются примеры названных выше ресурсов, представленных Военнно-медицинским музеем Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кроме того, автор приводит пример формирования оn-line экспонатов на портале общественной некоммерческой организации «ЛЕНРЕЗЕРВ», что хранит коллекцию вещественных и документальных памятников времен Второй Мировой войны. В статье используются фотографии экскурсий и памятных мест, посвящённых событиям Великой Отечественной войны, примеры маршрута экскурсии, сформированной на платформе IZI.Travel, а также экспонаты on-line экспозиции. В завершении статьи автор приводит выводы по каждому из рассматриваемых в статье вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATIONAL EXCURSIONS OF ST. PETERSBURG AND LENINGRAD REGION

In this article the author describes the main features of the military-patriotic direction in educational tourism of St. Petersburg and Leningrad region. The article provides definitions of “military-patriotic educational tourism”. The author considers objects of material and intangible culture, as well as military-patriotic excursion programs using the following examples: excursion route “Road of Life” , “Sestroreckiy frontier”, museum-diorama “Breakthrough”, “Blockade room of the Agte family”, “Hero City Kronstadt” and others. Excursion programs considered are widely used in practice. In the article the author characterizes the pandemic time, which can be called the period of “stagnation” for tourist and sightseeing activities. However, the article describes the cases of creating and conducting virtual tours (for example, the tour dedicated to the memory of Olga Berggolz) using the platform IZI.Travel format. The author also pays attention to virtual tours, audio and video materials, master classes, which are given in the official groups of museums VKontakte, Facebook, Instagram, YouTube. Examples of the above resources presented by the Military Medical Museum of St. Petersburg and Leningrad Region are considered. In addition, the author describes on-line exhibition on the portal of the public non-profit organization “LENREZERV”, which stores the collection of material and documentary monuments of the Second World War. The article uses excursions photos and memorials dedicated to the events of the Great Patriotic War, examples of the excursion route formed on the IZI.Travel platform, as well as on-line exhibits. At the end of the article, the author gives conclusions for each issue considered in the article.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЕННОПАТРИОТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

региональные студии туризма

regional tourism studies

УДК 379.851

DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10307

ГУСЕЙНОВА Алена Гадировна

БОУ СОШ 625 Невского района Санкт-Петербурга, заведующий отделением дополнительного образования детей; e-mail: aljonka2401@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье описываются основные особенности военно-патриотического направления образовательного туризма Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Приводятся определения понятия «военно-патриотический образовательный туризм», обозначаются объекты материальной и нематериальной культуры. Экскурсионные программы военно-патриотической тематики рассмотрены на следующих примерах: экскурсионный маршрут «Дорога жизни», «Сестрорецкий рубеж», «Музей-диорама «Прорыв», «Блокадная комната семьи Агте», «Город-герой Кронштадт» и другие. Названные выше экскурсионные программы находят широкое применение в практической деятельности. В статье автор характеризует время пандемии, которое можно назвать периодом «застоя» для туристской и экскурсионной деятельности. Однако, приводятся примеры проведения и создания виртуальных экскурсий (на примере экскурсии, посвящённой памяти Ольги Берггольц) в формате IZI.Travel. Также автор уделяет внимание виртуальным экскурсиям, аудио- и видеоматериалам, мастер-классам, которые приводятся в официальных группах музеев ВКонтакте, Facebook, Instagram, YouTube. Рассматриваются примеры названных выше ресурсов, представленных Военнно-меди-цинским музеем Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кроме того, автор приводит пример формирования оn-line экспонатов на портале общественной некоммерческой организации «ЛЕНРЕЗЕРВ», что хранит коллекцию вещественных и документальных памятников времен Второй Мировой войны. В статье используются фотографии экскурсий и памятных мест, посвящённых событиям Великой Отечественной войны, примеры маршрута экскурсии, сформированной на платформе IZI.Travel, а также экспонаты on-line экспозиции. В завершении статьи автор приводит выводы по каждому из рассматриваемых в статье вопросов.

Ключевые слова: образовательный туризм, военно-патриотическое направление, Санкт-Петербург, Ленинградская область.

Для цитирования: Гусейнова А.Г. Перспективные направления военно-патриотических образовательных экскурсий Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т.14. №3. С. 82-91. DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10307.

Дата поступления в редакцию: 2 августа 2020 г. Дата утверждения в печать: 5 сентября 2020 г.

UDC 379.851

DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10307

Alena G. GUSEINOVA

State budgetary educational institution 625 Nevsky district of St. Petersburg, head of the department of additional education for children; e-mail: aljonka2401@mail.ru

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATIONAL EXCURSIONS OF ST. PETERSBURG AND LENINGRAD REGION

Annotation. In this article the author describes the main features of the military-patriotic direction in educational tourism of St. Petersburg and Leningrad region. The article provides definitions of "military-patriotic educational tourism". The author considers objects of material and intangible culture, as well as military-patriotic excursion programs using the following examples: excursion route "Road of Life", "Sestroreckiy frontier", museum-diorama "Breakthrough", "Blockade room of the Agte family", "Hero City Kronstadt" and others. Excursion programs considered are widely used in practice. In the article the author characterizes the pandemic time, which can be called the period of "stagnation"for tourist and sightseeing activities. However, the article describes the cases of creating and conducting virtual tours (for example, the tour dedicated to the memory of Olga Berggolz) using the platform IZI.Travel format. The author also pays attention to virtual tours, audio and video materials, master classes, which are given in the official groups of museums VKontakte, Facebook, Instagram, YouTube. Examples of the above resources presented by the Military Medical Museum of St. Petersburg and Leningrad Region are considered. In addition, the author describes on-line exhibition on the portal of the public non-profit organization "LENREZERV", which stores the collection of material and documentary monuments of the Second World War. The article uses excursions photos and memorials dedicated to the events of the Great Patriotic War, examples of the excursion route formed on the IZI.Travel platform, as well as on-line exhibits. At the end of the article, the author gives conclusions for each issue considered in the article.

Keywords: educational tourism, military-patriotic direction, St. Petersburg, Leningrad region.

Citation: Guseinova, A. G. (2020). Perspective directions of military-patriotic educational excursions of St. Petersburg and Leningrad region. Service and Tourism: Current Challenges, 14(3), 82-91. doi: 10.24411/1995-0411-2020-10307.

Article History Disclosure statement

Received 2 August 2020 No potential conflict of interest was reported by

Accepted 5 September 2020 the author(s).

© 2020 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/

На сегодняшний день особенно актуален вопрос развития военно-патриотического направления образовательного туризма. Президент Владимир Путин объявил 2020 год Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В регионах формируются новые туристские маршруты, открываются выставки, модернизируются экспозиции музейных объектов, раскрывающих особенности военной истории; проводятся событийные мероприятия, посвящённые 75-летию Победы в Великой Отечественной войне [3].

Согласно определению, военно-патриотический образовательный туризм представляет собой посещение туристами мест, с которыми связаны выдающиеся исторические события [5, 6].

Элементами показа экскурсий военно-патриотического образовательного туризма являются объекты материальной и нематериальной культуры. К объектам материальной культуры можно отнести памятники архитектуры и скульптуры, по-свящённые подвигам воинов и тружеников тыла времен Великой Отечественной войны; предметы быта, личные вещи солдат - участников Великой Отечественной войны, ордена и наградные знаки. В тоже время, объектами материальной культуры являются Музеи боевой славы и выставки, элементы ландшафта - поля сражений и битв. Важно подчеркнуть то, что поля битвы традиционно активно используются организаторами образовательных туров в качестве экскурсионных объектов [2]. В туристских целях на полях сражений используются лишь отдельные объекты показа - монументы и мемориальные объекты, элементы природного (леса, реки, овраги, возвышенности) и искусственного (дороги, населенные пункты, отдельные здания и сооружения) происхождения, функциональные взаимосвязи и пространственное сочетание элементов ландшафта. Весьма убедителен тот факт, что совокупность этих характеристик отражает военно-образовательный потенциал данной местности. Материальные следы сражения, которые можно продемонстрировать экскурсантам, обычно состоят из разрушенных укреплений, преобразованных элементов

первичного ландшафта, использованных боеприпасов, обломков оружия, захоронений. Вдобавок ко всему вышесказанному, культурно-историческая ценность полей сражений выражается превращением их территорий в достопримечательные места, предназначенные для осмотра туристами. Одновременно на некоторых из них создаются музеи с экспозициями. В свою очередь, к объектам нематериальной культуры относятся: воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, книги памяти, медиапроекты (к примеру «Лента памяти»), элементы солдатского фольклора времен Великой Отечественной войны (песни, стихи и прочее) [1].

В Санкт-Петербурге свято хранится память о событиях Великой Отечественной войны. В городе большое число музеев патриотического направления; мемориалов и скульптурных сооружений на тему Великой Отечественной войны. Кроме того, открываются новые экспозиции и «знаковые» места, посвящённые подвигу героев; формируются экскурсионные программы для обучающихся. Яркими примерами петербургских экскурсионных программ патриотической направленности, посвящённых событиям Великой Отечественной войны, являются: «Дорога Жизни», «Сестрорецкий рубеж», «Музей-диорама «Прорыв»», «Блокадная комната семьи Агте», «Город-герой Кронштадт» и многие другие.

Экскурсионный маршрут «Дорога жизни» раскрывает историю трагических событий Блокады, позволяет ознакомиться с монументальными сооружениями, расположенными вдоль дороги. «Дорога жизни» представляет собой летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с «большой землей» по Ладожскому озеру, что служил в годы войны единственной транспортной магистралью. В процессе экскурсии школьники посещают музей «Дорога Жизни», где размещаются фотографии и документы, оружие и реликвии войны, электрифицированные карты и схемы, модели кораблей, самолетов и автомашин, составляющих яркое представление о беспримерном мужестве и стойкости защитников Ленинграда, о труднейших условиях, в которых работали люди, обеспе-

чивая бесперебойную связь осажденного города сосграной. Наоткрытой площадке музея «Дортга жоони» оеедстаооеаа легендарная полуторка, подлинные корабли

и самолеты отечественного ВМФ: катер малый оалтлик за подводными кодккмо типа «MO-IV», ткндрыыплашкот«, йостроеныыс в 1942 году в Ленинграде на Адмиралтей -

Puc. 1-MeMopucw «IjeemoK mu3hu» (liceeoeoMCKUu0!]«^ JleHUHzpadcKcm o6n.)

Fig. 1 - The Flower of Life Memorial (Vsevolozhsk district of the Leningrad region)

ских верфях; буксир «Ижорец-8», самолет ЛИ-2Т1.

«Сестрорецкий рубеж» - экскурсия, в ходе которой школьники увидят и посетят доты и полукапониры, увидят изнутри оборонительные сооружения, располагающиеся на территории Сестрорецкого рубежа. Яркой составляющей экскурсионной программы является игра-зарница, в ходе которой школьники окунутся в армейские будни. Во время игры-зарницы ребят ожидает полоса препятствий, обучение метанию гранат, строевая подготовка, штыковая атака и многое другое, что позволяет полностью прочувствовать атмосферу военной подготовки. Вдобавок ко всему, юных бойцов будет ждать горячий обед, приготовленный на полевой кухне2.

При посещении «Музея хлеба» ребята узнают рецепт блокадного хлеба, увидят карточки, по которым его выдавали.

1 Экскурсии в Санкт-Петербурге «Город на ладони». URL: https://vk.com/spbnaladoni (дата обращения: 13.02.2020).

2 Экскурсия «Сестрорецкий рубеж». URL: http:// www.alexandria-guide.ru/leningradsakya-oblast/ mesta-boevoj-slavy/ekskursiya-sestroreckij-rubezh (датаобращения:13.02.2020).

Экскурсанты прослушают рассказ о жизни блокадного города и почувствуют себя его жителями, перевоплотившись в пекаря, шофера, почтальона. Во время экскурсии «С мечтой о хлебе» школьники собирают вещмешки, пишути отправляют фронтовые письма -треугольники, слушают метроном и видят в блокадном зале буржуйку, репродуктор и хлебный паек - «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам»3.

Интересна обзорная экскурсия «Город-герой Кронштадт». Важно отметить, что огромную роль в обороне Ленинграда во время блокады сыграл город Кронштадт. Во время экскурсии ребята проедут по легендарному городу, увидят его неповторимый архитектурный облик, прогуляются по Якорной площади и посетят восхитительный Морской собор4 [11].

3 «Санкт-Петербургский музей Хлеба». URL: http://www.muzei-xleb.ru/ekspozicii/2016-04-22/ hleb-blokadnogo-goroda (дата обращения: 13.02.2020).

4 Экскурсия «Кронштадт в годы Великой Отече-

ственной войны. Кронштадт — город-герой». URL: https://kraevedspb.ru/tour/ekskursiya-kronshtadt-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny-kronshtadt-gorod-geroj/ (дата обращения: 13.02.2020).

Рис. 2 — Участники экскурсии «Сестрорецкий рубеж»

Fig. 2 — Participants of the excursion "SestroretskyFrontier"

Одной из ярких экскурсионных программ патриотической направленности является музейное занятие «Блокадная комната семьи Агте» в мемориальном музее «Разночинный Петербург». На музейном занятии «Блокадная комната семьи Агте» юные экскурсанты познакомятся с жизнью блокадного города через предметы быта, рассмотрят подлинные экспонаты и реплики. Тема блокады раскрывается на примере судьбы конкретной семьи, проживавшей в годы войны в окрестностях музея5.

Во время экскурсии «Прорыв блокады Ленинграда» школьники узнают о героическом подвиге войск в одной из важнейших операций по прорыву блокады Ленинграда - операции «Искра». В процессе экскурсии ребята посещают два объекта «Невский пятачок» и музей-диораму «Прорыв блокады Ленинграда». Экскурсанты увидят легендарный «Невский пятачок» -небольшой левобережный плацдарм, захваченный у неприятеля в сентябре 1941 г. «Невский пятачок» стал своеобразным ключом к Ленинграду - приковал к себе вражеские войска почти на два года, не давая им продвинуться вперед. Важно отметить, что именно на этом участке Ленинградского фронта, где предпринимались неоднократные попытки прорыва блокады, в боях так называемого местного значения решалась судьба Ленинграда. Ещё

5 Музей «Разночинный Петербург». URL: https://spbmmrp.ru/ (дата обращения: 13.02.2020).

одним объектом посещения экскурсии является Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда», что представляет собой монументальное полотно ленинградских художников, посвященное операции «Искра». Кроме того, экскурсионная программа предусматривает рассмотрение экспозиции «Танки Прорыва» - боевую технику, участвовавшую в операциях по прорыву блокады Ленинграда6.

Панорама «Прорыв» - экскурсионная программа, во время которой ребята посещают новую уникальную экспозицию музея-панорамы «Прорыв», что открыта к 75-годовщине прорыва блокады Ленинграда в тех местах, где проходили самые ожесточенные бои. Музей-панорама «Прорыв»- одна из самых масштабных панорам в мире: как по площади, так и по количеству экспонатов. В первом зале - мультимедийном - ребята увидят видеохронику попыток прорыва и анимированный фильм о блокадных днях. В основном (втором) зале воссоздана атмосфера боя 13 января 1943 года у деревни Арбузово. Все фигуры на трёхмерной панораме запечатлены в движении. В ходе автобусной части экскурсии предусмотрена остановка и посещение мемориала на Невском пятачке.

Экскурсионная программа «Подвигу твоему, Ленинград!» рассказывает о трагических событиях за всю историю города. Школьники узнают о том, как жил город в эти страшные 900 дней. В ходе экскурсии ребята услышат, какой подвиг совершили жители осажденного Ленинграда: как работали, не щадя сил, какие лишения выпали на их долю, как укрывали музейные ценности и памятники, какой вклад внесли дети, принимавшие участие наравне со взрослыми. По желанию в экскурсию может быть включено посещение Пискарев-ского мемориального кладбища.

Музей Обороны и Блокады Ленинграда - это единственное культурно-просветительское учреждение, чья деятельность полностью посвящена истории Ленинградской битвы в ходе Второй мировой войны. В экс-

6 Музей-заповедник «Прорыв блокады

Ленинграда». URL: http://lenoblmus.ru/museum/ muzey_zapovednik_proryv_blokady_leningrada/ (дата обращения: 13.02.2020).

Рис. 3 - Фрагмент диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» (Кировскийрайон, Ленинградская обл.)

Fig. 3 - Fragment of the diorama "Breakthrough of the blockade of Leningrad" (Kirovsky district of the Leningrad region)

позиции музея представлены документы и личные вещи времен Отечественной войны. Экспонаты отражают мужеством героизм жителей гтуоды, отстояв шижЛееинграы. Сэ время экскурсии дети узнают о величайшем подвиге простых жителей Ленинграда и тех, ем .ылс ни ми еа Дороге Жизнэ...7.

Мссбонно яоко предртавлеа интерактив ная экэкорсмрееая п рофаежа с игрой-зарницей в Военно-морском музее. Данная программа состоит из трех состав-нос чыттеЖ В первлй этакурыиорной чаатк ресыта с-нают оО оыроврк1е ол рских опос скоияе в ходе веС^^э с «нли Балтл йскыго флота в годы блокады, вспомнят о морских десантах и героях - моряках не вернувших-сый ксж вулры, погткорят о судьбае и уо-б^С^Ух морыбсаодмил а^с^^. ео втор ок1 часки ребыст о аздесэтет ра морекко отруды, получат учебное боевое задание, выполнив которое станут настоящими морскими ывывулеми. [5 свою очередь, третья часть включает эыемеоты заррицмы где реРоеа рауыктся лйровам кемафор1Нй^е^ азбдки, вк-зать морские узлы, оказывать помощь пострадавшим и многое другое. В заверше-

7 Музей Обороны и Блокады Ленинграда. URL: http://blokadamus.ru/# (дата обращения:

o).

ние экскурсионной программы школьники будут посвящены в моряки.

Длс oбрткющиУlМпpeыстaтлepa эксоыр-синррат программа ыоерри-патуиотичтыкоы тематики в Мемориальном комплексе подводной лодки Д-2 «Народоволец». Мемо-(эсельтсш роэплткс уодро^о- лодки Д-2 «Наоодоыэлеа», лороварлрШ Цертркмьрым вусмро-морсрем музыем, рреыжаврбыт ыо-бой памятник истории кораблестроения. Комплекс сохраняет память о героях-подво-ориках Сыликой ^ечолтвеыоой вс.бы. таж-ро отметсуы, что зт чоеррый период лодка ровероетт см^рт бссуырп<сxoыб, выпусто-ла девятнадцать торпед, уничтожила четыре корабля противника. Экскурсия по мемори-альыдму врмпрлксу оозкраяоткозраксматм-ся е вр^ыенсаю рстроСсйвыд роусурлут лодми, со встое оэ с^ршкли, й ес коо ружес нием, а также узнать о деятельности военного экипажа Балтийского флота8.

Кроме того, познавательна экскурсион-мая прагратма на Лео-к-л лресик. Даррае ырогеаммы аосыоитез двух струк^л-ых эло-ментов: обзорной экскурсии и игры-соревно-

8 Центральный военно-морской музей имени императора Петра Велико го. URL: http:// navalmuseum.ru/filials/narodovolec (дата обра-щкнит: 1З.02.2ROO).

"Никто не забыт, ничто не забыто!" Ольга Берггольц.

^^ Неаский.рэйонный

города Санкт...

На

Рис. 4 - Маршрут виртуальной экскурсии «Никто не забыт, ничто не забыто!», посвященной памяти Ольги Берггольц

Fig. 4 - Route of the virtual tour "Nobody is forgotten, nothing is forgotten!", dedicatedtothememory ofOlgaBerggolz

вания. В процессе обзорной экскурсии ребята услышат рассказ об истории ледокольного флота, о на значении и роли нсоао го судна - ледаиола,об исиидованиях Аркиики, и подвигах экипажа ледокола, о жизни и работе пооа^ыя мирепоеваталей. [5 сснкуулию восдлена паугипкн непалубе «Раесинд», ос-млтр каюя ифирара, канлтана и-дчаоваака аручплУэксяаде»еи, кадт-кнмоан ии, кдпи-танского мостика: рулевой и штурманской рубки. В ходе игры-соревнования «Юнги, вперед!» школьники ознакомятся с морской терминологией, особенностями жизни на корабле, назначением приборов и приспособлений, а также - с сигналами ледовой авиаразведки и сигнальными флагами, смогут передать азбукойМорзе и провести корабль среди льдов. Выполнение заданий потребует от участников умения работать в коллективе, проявлять внимание, смекалку, ловкость и нанодчивнсть9.

В саязи са сложившнИсл эпидемиоло-гическоЛ синуациий, связанной с распространением ксдонавнруснаЯ инфакции

9 Лндоксс Крясли. аил: hCtp:aa»ww.kuosin.rp/ (дата обращения: 13.02.2020).

(COVID-19), органами государственной власти был принят комплекс мер по борьбе с распространением эпидемии. В результате чего, проведение всех массовых мероприятий, в том числе экскурсий, было запрещено. В соответствии со сложившейся обстановкой, учреждения образования и культуры предприняли комплекс мер по продвижению on-line экскурсий в формате аудио- и видеофайлов, а мобильных приложений. В частности , особый интерес представляют виртуальные экскурсии, составленные с п омощьюприл ожения IZI. Travel. В рамках I районного диста-с-оноо-го фестиваля «Помнит сердце, не забудет никогда», ГБУ ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга проводился конкурс виртуальных экскурсий по местам Боевой славы «Дорога Памяси». йа коныуыс принимас лись различные скпкурсои, составсенные на платформе IZl.Travel. Ярким примером, является экскурсия «Никто не забыт, ничто зв заСЗытл!», сфо^и^ывассая йеОе ИОы1 №689 Невского района Санкт-Петербурга

Рис. 5 - ПамятникОльге Берггольц (Палевсктйсквнр, г. С.-Петербррг)

Fig. 5 - Monument to Olga Berggolz (Palevsky square, St. Petersburg)

ипосныыёмная пепелссе вепнымоо врп-мын» Ольг» Берггивьу. Ньниый ресшурт в Невскнр районе гврода Санкт-Пстербуыга ы пмодполасаытпять вигаыовср: станция Метро Елизаровская - родитель-спсй мсо Ольгм Берггисьц - ли^й 1\1сЗсо

- Палевский сквер - Памятник Ольге Берггольц.

Виртуальная экскурсия начинается от станции метро «Елизаровская» и проходит по проспекту Елизарова (бывш. Палевско-му) до дома №8, где ранее располагался родительский дом Ольги Берггольц. Напротив этого дома располагается лицей №329, где обучалась поэтесса. Далее маршрут экскурсии пролагается по проспекту Елизарова до Палевского сквера, где в 2010 году к 100-летию со дня рождения великой поэтессы, открыли памятник. Далее экскурсия предполагает прогулку до станции метро «Елизаровская» по улице Ольги Берггольц.

Рассматриваемый формат виртуальный экскурсий становится особенно актуальным в период пандемии. Создание аудиогида (виртуальной экскурсии) осуществляется на платформе Ш.Т^е!

- https://izi.travel/ru. Для формирования аудиогидов (виртуальных экскурсий) необходимо открыть свой аккаунт (зарегистрироваться). На платформе Ш.Т^е! необходимо выбрать в интерфейсе системы необходимый параметр- «тур». Важно отметить, что создание аудио-тура подразделяется на несколько этапов: планирование тура, подготовка материалов, конструирование. Вначале необходимо определиться с видом экскурсионного маршрута: обзорная или тематическая экскурсия, в зависимости от чего будет формироваться содержание аудиотура. Маршрут выстраивается последовательным прохождением точек (экскурсионных объектов), к которым привязаны аудиоистории. Для каждой точки устанавливается триггер-зона - зона включения аудиоистории. Далее необходимо определить искомое количество объектов

- остановок на карте. После этого следует построить нитку маршрута. Прежде всего важно подготовить материалы для формирования аудиогида: тексты экскурсии, аудиофайлы, фотографии, при возможности, видеоролики. Кроме того, материалы подбираются для обложки аудиотура и для каждого экскурсионного объекта. Для удобства движения экскурсанта по предложенному маршруту радом с объектами на карте размещают навигационные под-

сказки - краткие комментарии, как проити к следующему объекту показа.

Кроме того, музеи популяризируют различные материалы в официальных группах ВКонтакте, Facebook, Instagram, YouTube и прочие. К примеру, Военно-медицинский музей Санкт-Петербурга транслирует видеоэкскурсии: «Подвиг милосердия. Медицинские сестры в годы Великой Отечественной войны», «Стихи и проза о войне», «Шедевры военной медицины», «Экскурсия по музею памяти жертв нацизма», «Маска, которая спасла миллионы», «Видеоэкскурсия по музею военно-медицинской службы красной армии». Также, сотрудники музея организуют мастер-классы в режиме online: «Создаем палитру микроорганизмов своими руками», «Чеканка по трафарету», «Маска чумного доктора», «Рисуем на молоке с Шерлоком Холмсом»; ведутся рубрики «Лица», «Предметы», что рассказывают о «секретах» военной медицины10.

Важно подчеркнуть, что особое место в период развития коронавирусной инфекции (COVID-19) получи виртуальные музеи, что представлены на различных официальных сайтах учреждений, в виде экспозиций, выставок, архивных фондов и запасников [4,7,8]. Познавательны и интересны электронные ресурсы патриотического объединения «Ленрезерв» - общественной некоммерческой организации, в основе которой коллекция автомобилей, военной техники, материального и духовного наследия времен Второй Мировой войны11. Выбрав вкладку «Коллекция», можно ознакомиться с экспозициями, сформированными в виде статей, аудио- и видеофайлов в официальной группе ВКонтакте под названием «ЛЕНРЕЗЕВ» : «Блокадный Ленинград», «Милиция», «Военный транспорт», «НКВД», «Партизаны», «Подвиг духовенства», «Юные герои», «Стрелковое вооружение», «Радиовещание», «Боевые знамена», «Средства связи», «Письма военных», «Медицина»12.

10 Военно-медицинский музей. URL: https:// vk.com/milmed_spb (дата обращения: 17.06.2020).

11 Патриотическое объединение «ЛЕНРЕЗЕРВ». URL: http://lenrezerv.ru/about/. (дата обращения: 17.06.2020).

12 ЛЕНРЕЗЕРВ. URL: https://vk.com/page-85177589_54615364. (дата обращения: 17.06.2020).

В заключение необходимо подчеркнуть следующие утверждения:

1. Экскурсионные программы военно-патриотической тематики отличаются многообразием и высокой вариативностью.

2. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области выделяется большое число объектов экскурсий военно-патриотического направления, что свято хранят память о подвигах воинов, тружениках тыла, трагических событиях Великой Отечественной войны и Великой Победе.

3. В период развития коронавирусной инфекции (COVID-19) получили широкое распространение виртуальные экскурсии.

4. Одним из доступных и востребованных приложений являются экскурсии, сформированные на платформе IZITravel.

5. В период пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) широко применяются блоги, мастер-классы, экскурсии, проекты в официальных группах ВКонтак-те, Facebook, Instagram,YouTube.

Список источников

1. Гусейнова А.Г. Особенности интерактивных форм работы музеев образовательных организаций Ярославской обсасии П/ Совремвнныепройлемы туризма и нерва со. 201С. П 10. №2. С. 64-72.

И буспкпове А.й. Саобеености прюваденан анимсционаыи экскукеийО/ Надустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. XI Междунар. науч.-практ. конф. 5-6.12.2018. М.: Мо-слпвсний рос . иа-т инд..стрии т^-оив им. Ю.—. вннке вич. 20пи, С. 2.-35.

й. Гуспоновй AT. Лваременны1Т теиденции разватия обасуовастльното аусаама в Ярославской области // Тенслщрли перспективы развития индустрии туризма и пути повышения финансовой грамотности в сфере ыпиавленио клроттамо: Маы. иеждотср. наун. конф. отур., тле. и мсл. уч., T018, С. 40-45.

4. Петрова Ю.А. Виртуальный музей как эффективный инструмент сохранения культурного наследия и развития музейных систем // Вестник СПбУ. 2012. Сер. 6. Вып. 3. С. 132-138.

5. Псгодина °.Л. Овразованыльсей иуризм и згороли в проСассиоиаланой кампетенции учителей географии: алтореф- о-сс. ... д-/а -ыд. еаук. РВЫ.: ГОУ УХО «РовсиПский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», 2009. С.12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2001.

7. Холодцова И.И. Образовательное пространство музея в международном контексте // Развитие культурно-образовательной среды как фа ктора самореализации личности: Сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. интертвт-аонф. 200В. С. 30Ы-31С.

п. Шасллкашвили 0.А. Вавтвнль ныГ т/уизс гас ноаыс аии тутооиа й/ Креативная экономика. 2014. №10(94). С. 128-138.

References

а. Gos^i/ov. А. (ЗИ2С^аГб Oscte/Hosti ./.егаеуонy.. form гаЬаНп^!^::^!/ otirazovatel'nyh organizacij Yaroslavskoj ob .asП[Fea0urсr ef ¡а1егасв-с Иогыу лй work оУ muscems of е^сайоан! oroanizations of Yaroslavl region]. Sovre-mennye problemy turizma i servisa [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 64-72. (In Russ.).

2. Guseynova, A. G. (2018). Osobennosti provedenija animacionnyh ekskursij [Features of animated excursions]. Tourism industry: opportunities, priorities, problems and prospects [Industrija turizma: vozmozhnosti, prioritety, ргоЫетй persытГt7oТ: a aollectioa o.sdeetific агул1сг eathe XI Irtcra atonal .a.entific and Practical Conference (December б-й, 20 1б). Тотow: Га. A.ТвтkevicУ Moseew TtateAsticirte оЫУвигот Industry, 28-35. (In Russ.).

3. Cuyoynova,A. O. (2018). Sovremennye tendencii razvitija obrazovatel'nogo turizma v Yaroslavskoj oblasti [Modern trcyds И t(ie dHveloacenO вЫ йисвйооаУ ti^i^rem in оегоТвИ гесюс]. УeгВп/кпi i perspektivy razvitija industrii turizma i puti povyshenija finansovoj gramotnosti v sfere upravlenija kurortami [Trends and prospects for the devel-в.тел.'лА.ейвилат m^sfry and oays to iт/оготе flnaxacl literacy in fáefle ld of resort management]: materials of the international scientific conference of students, graduate students and young scientists, 40-45. (In Russ.).

fcri ЛЕНРЕЭЕРа IS 47«™"™

Лмрьм&емнныхлет^ЬептЕаегкртьр Когда Вы писая* а ппеледний раз письмо?

Р~ = блокады жьпетм Ленинграда питали дзигдрЮ1 лисыда: если их перечитать, то клнкне прсчувс-аоаап, ниэнь тога аременл. Показсть ПОПКССП.КТ...

КОЛЛЕКЦИЯ MV3EH П«СЬИ1 ШИАНОГО икмгим

Письма блокадного Ленинграда

ленрезерв

Рис. 6 - Выставочный экспонат ЛЕНРЕЗЕВа экспозиции«Письмавоенныхлет»

Fig. 6 - LENREZEV exhibition exhibit of the Letters of the War Years exposition

4. Petrova, Yu. A. (2012). Virtual'nyj muzej kak jeffektivnyj instrument sohranenija kul'turnogo nasledija i razvitija muzejnyh sistem [Virtual museum as an effective tool for preserving the cultural heritage and development of museum systems]. Vestnik SPbU [Bulletin of St. Petersburg University], 3, 132-138. (In Russ.).

5. Pogodina, V. L. (2009). Obrazovatel'nyj turizm i ego rol' v professional'noj kompetencii uchitelej geografii [Educational tourism and its role in the professional competence of geography teachers]: Doctoral Pedagogical sciences thesis. St. Petersburg: A. I. Herzen Russian State Pedagogical University. (In Russ.).

6. Stolyarov, B. A., Sokolova, N. D., & Alekseeva, N. A. (2001). Osnovy ekskursionnogo dela [Fundamentals of excursion business]. St. Petersburg. (In Russ.).

7. Kholodtsova, I. I. (2018). Obrazovatel'noe prostranstvo muzeja v mezhdunarodnom kontekste [The educational space of the museum in the international context]. Razvitie kul'turno-obrazovatel'noj sredy kak faktora samoreal-izacii lichnosti [Development of the cultural and educational environment as a factor in personal self-realization]: Coll. scientific articles Int. scientific-practical internet conf., 308-312. (In Russ.).

8. Shamlikashvili, V. A. (2014). Virtual'nyj turizm kak novyj vid turizma [Virtual tourism as a new type of tourism]. Kreativnaja ekonomika [Creative Economy], 10(94), 128-138. (In Russ.).

тураайажест

tourdigest

СТАНЕТ ЛИ 2021 ГОДОМ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА?

В середине ноября в средствах массовой информации появилось сообщение, что Владимира Путина попросили объявить 2021-й Годом детского туризма в России. Идея не новая и озвучивается не впервые. Но специалисты в сфере детского отдыха убеждены, что именно следующий год для этой темы категорически не подходит.

Инициативу проявил Общенациональный союз индустрии гостеприимства (ОСИГ). Авторы обращения обосновали свое предложение тем, что из-за пандемии многие дети не смогли отправиться в запланированные поездки на отдых, по экскурсионным маршрутам и т.д. В этой ситуации детский туризм нуждается в особой поддержке и внимании со стороны государства, именно такую роль и должен сыгоаое тпматиче ской 2Д20 год-

Тпемвыеотма «Года дтисксгд оонадмо» еостисто пять лет назад на заседании Координационного советя 20 розпипаю детскиге нсцнома, нитоиае пнотпдаоо в «Артекн».С предложепием выступил Саргсм Миндиаинач, котоаыйдноголонеозгтавлсл кoми2соютодeтcовмyтдризмуОбщнственного совета нри Рпстуризма и рабочус гтуопо по тииc2амyтypиомоKooтданациoннoro со веса по развитию сцннзма пон рравттельстсе РФ. оици-нремтес Ольоа Голодец исею аамдeажтла. Псдготовкой потекоо роотвсоство тщьго указа президнаеа занялось минкультуры России, отвечавшее тогда за туризм в птрчие. Но исторст затянукссь, г аоттм тупозм был поредан в ясдение Минетооомразвития Рoссот.Cл2roмяая Олчге Голодст, ороветеика Года дттсккгг турипдс Мыло вклюагно в дрограмму мepтлаьоонOдepвoro этадо прогроммы «Десятиасине дcаcавао, упоелждол ного укозом президент РФ от от мпа 2017 гищо г цнлсв cуспpм2оствювпоня гoсyдсpcтвeноoй политиик в ^с)гп^о таш,иты дет-сосс. тылц назнасенп! г^сп^/^нтпори - Мнтэоооомсочор"гия России а МнНоН0св2ЩеНтя России. Но, эеот псдалс до сот оер и тт быс объявтег (^(К^г^ци^с^^кг^. Станполг теким^г^ - аогфос гс многими неизааитными.

Пом20спиалам 2лtanews.ru

А щ

щ ж1^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.