Научная статья на тему 'Перспективные направления внешней политики России в контексте формирования нового мирового порядка'

Перспективные направления внешней политики России в контексте формирования нового мирового порядка Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новый мировой порядок / многополярность / гегемония / однополярность / порядок / основанный на правилах / Коллективный Юг / Коллективный Запад / БРИКС / НАТО / new world order / multipolarity / hegemony / unipolarity / rules-based order / Collective South / Collective West / BRICS / NATO

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лякин В.В.

В настоящее время идет процесс формирования нового мирового порядка, тремя основными опорами которого являются принципы международного права, нормы международного взаимодействия, а также международные институты, в рамках которых должно реализовываться международное сотрудничество стран мира. Государства Коллективного Юга стремятся к многополярному миру, который подразумевает образование полюсов, их многообразие и равноправие. Это требует от сторонников многополярности слаженных действий по его формированию. В ходе этого процесса необходимо исходить из тех проблем, которые обнажились, в том числе в виде противодействия Коллективного Запада формированию многополярности с целью сохранения своей гегемонии в мире. Совместный поиск решений этих проблем и их последующая реализация составляют в своей совокупности процесс формирования нового мирового порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promising directions of Russia’s foreign policy in the context of the formation of a new world order

Currently, the process of forming a new world order is underway, the three main pillars of which are the principles of international law, norms of international interaction, as well as international institutions within the framework of which international cooperation between the countries of the world should be realized. The states of the Collective South strive for a multipolar world, which implies the formation of poles, their diversity and equality. This requires coordinated actions from supporters of multipolarity to form it. During this process, it is necessary to proceed from the problems that have come to light, including in the form of the Collective West’s opposition to the formation of multipolarity in order to maintain its hegemony in the world. The joint search for solutions to these problems and their subsequent implementation constitute the process of forming a new world order.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления внешней политики России в контексте формирования нового мирового порядка»

Лякин В.В.

Магистр. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Перспективные направления внешней политики России в контексте формирования нового мирового порядка

Введение

В настоящее время в мире наблюдается кризис существовавшего до последнего времени однополярного мирового порядка. Данный кризис проявляется в различных формах, в том числе в формах наложения западными странами незаконных рестрикций, множащихся территориальных конфликтов, провоцирования внутригосударственных волнений и других событий. Россия находится в авангарде слома однополярности и формирования нового многополярного мира. Лидерская роль Москвы накладывает на нее большую ответственность в этом направлении внешнеполитической деятельности. О формировании нового мирового порядка сегодня довольно много говорят и пишут1, однако в данной теме имеется значительное количество теоретических и практических лакун, которые требуют дальнейшего исследования. В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты многополярного мира, анализируются отдельные проблемы в современном мировом порядке, а также предлагаются внешнеполитические действия России по формированию нового мирового порядка.

Теоретические основы нового мирового порядка

Новый мировой порядок, о контурах которого многое сказано в интервью и написано в научных статьях авторитетными экспертами, сегодня только формируется. Существуют различные точки зрения на понятие мирового порядка. Тем не менее, при обобщении всех этих взглядов можно сделать вывод о том, что под мировым порядком можно понимать систему принципов, норм и институтов, в рамках которой

1 Михайленко А.Н. Уроки Великой Победы и новый мировой порядок // Этносоциум и межнациональная культура. 2020. №5 (143). С. 125-132; Бажанова А.С. Современное состояние, успехи и проблемы во внешнеполитической деятельности России по формированию мирового порядка // Этносоциум и межнациональная культура. 2024. № 2 (188).С. 112-117 и др.

происходит международное взаимодействие государств мира. Эта система обусловлена динамикой исторического развития, соотношением сил на мировой арене, а также характером отношений между ведущими странами мира.

В настоящее время принято выделять следующие возможные разновидности миропорядков: однополярный, биполярный, многополярный, полицентричный, бесполярный, многосторонний и «порядок, основанный на правилах». Нередко основы этих мировых порядков трактуются в научном сообществе по-разному, и процесс их изучения и детализации продолжается. Например, в российских внешнеполитических документах наиболее часто говорится о многополярном и по-лицентричном мире2, в американских документах речь идет о порядке, основанном на правилах3. В документах БРИКС довольно часто говорится о многосторонности4.

В той или иной мере все эти порядки уже существовали в историческом прошлом. Так, Венский мировой порядок, установленный в 1815 году по результатам Наполеоновских войн, можно считать прообразом многополярного мира. Короткий период существования Лиги наций после Первой мировой войны иногда считают прообразом многосторонности. Биполярный мир существовал в годы холодной войны, и двумя полюсами тогда выступали СССР и США. Сегодня иногда выражают мнение о возможности новой биполярности, при которой полюсами будут Китай и США.

Анализ истории международных отношений показывает, что новый мировой порядок в связи с цикличностью мирового развития может унаследовать те или иные черты прежних мировых порядков. Например, А.О. Безруков определяет катализаторы «передела мира», используя теорию «циклов Кондратьева» 5. Данная теория предполагает чередование периодов подъема и спада в мировой экономике длительностью примерно 40-60 лет, где каждый цикл состоит из трех фаз: расширения, стагнации и падения, а затем и смены на новый цикл, переход к которому

2 Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 марта 2023 г.) // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/ (Дата обращения: 20.07.2024)

3 National security strategy october 2022 // URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/ Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (Дата обращения: 20.07.2024)

4 XV саммит БРИКС. Йоханнесбургская декларация-II. 23 августа 2023 года // URL: http://static.krem-lin.ru/media/events/files/ru/ls471x8ogLBhjRQx05ufVB2uzMFo1kWs.pdf (Дата обращения: 17.04.2024)

5 Член совета по внешней и оборонной политике, полковник Службы внешней разведки в отставке, профессор МГИМО А.О. Безруков на ПМЭФ 2023 // сетевое издание РБК // URL: https://www.rbc.ru/politics/! 5/06/2023/648ac5079a794774e0115769 (Дата обращения: 14.07.2024)

сопровождается формированием новых правил и новой системы отношений6. Все эти стадии отражаются на роли и влиянии любой страны в ее международных отношениях и позиции на мировой арене.

В частности, А.О. Безруков выделяет 3 ключевых фактора-катализатора. Первый - начало нового технологического цикла, то есть концептуальная смена способов и направлений (приоритетов) развития промышленности, оборонного комплекса, науки и других сфер. Второй, как следствие первого, - военно-технологическое преимущество одних стран над другими, в том смысле, что появляются новые военные центры силы, сумевшие наиболее эффективно адаптироваться в новом этапе развития технологий и поэтому способные продвинуть и защитить свои национальные интересы. Третий - социальный кризис, который отражает накопившиеся противоречия между социальными ожиданиями людей и фактическим инерциальным ходом вещей, не отражающим реальные настроения в обществе и его потребности.

Сегодня становится очевидным, что США стремятся сохранить одно-полярный мир. Однако эта задача практически невыполнима, поэтому Вашингтон и его западные союзники продвигают идею порядка, основанного на правилах. Однако эта трансформация западной позиции ничего не меняет в сути международных отношений. Запад по-прежнему видит себя вершителем мировых судеб, но только при таком порядке субъектом является не Вашингтон в единственном числе, а Коллективный Запад. При этом подходы Запада к мировым проблемам и их решению показывают, что у европейских стран, даже таких крупных, как Германия и Франция, все реже проявляется собственная позиция. В основном они выступают в унисон с представителями США, даже в противоречие со своими национальными интересами. Например, по политическим причинам Германия отказалась от российского дешевого природного газа и перешла на гораздо более дорогой американский сжиженный природный газ. В результате конкурентоспособность Германии существенно снизилась, от чего серьезно пострадала экономика страны.

Таким образом, вопрос о новом мировом порядке становится одним из самых принципиальных в международной повестке дня. В этой связи необходима проработка возможных перспективных направлений внешней политики России по формированию многополярного мира. При

6 Акаев А.А., Садовничий В.А. О новой методологии долгосрочного циклического прогнозирования динамики развития мировой и российской экономики. Прогноз и моделирование кризисов и мировой динамики / Ред. А.А. Акаев, А.В. Коротаев, Г.Г. Малинецкий, 2010. С. 5-69.

этом целесообразно исходить из того, что конкретно не устраивает Россию и другие страны Коллективного Юга в западных подходах к мировому развитию. Для уяснения этого вопроса рассмотрим некоторые современные проблемы в принципах, нормах и институтах международного взаимодействия.

Проблемы в современном мировом порядке

Гегемония США на мировой арене установилась в результате развала СССР в 1991 году. США остались единственной сверхдержавой и сделали всё необходимое, чтобы удержать и укрепить статус гегемона. С тех пор нынешняя система международных отношений во многом ориентирована на Коллективный Запад во главе с США, что позволяет им извлекать большие выгоды из такого своего статуса и одновременно оказывать серьезное давление на Россию, её союзников и партнёров. Проявлений такого перекоса в мировом порядке огромное множество, однако с учетом ограничений в объеме статьи остановимся только на некоторых из них. В этом плане обратим внимание на следующие аспекты.

Наличие крупнейшего военного союза НАТО и сети военных баз США у границ России. Возможно, создание и деятельность этого союза были объяснимы в условиях существования противника - Организации Варшавского договора. Однако ОВД давно уже нет, а НАТО теперь нацеливается на решение не региональных, а глобальных задач. Западные страны не выполнили устные договоренности конца 1980-х гг. с Советским Союзом о том, чтобы Североатлантический альянс не продвигался к границам нашей страны. Сегодня в НАТО уже входит 32 страны, в том числе недавно вступившие в блок Финляндия и Швеция. Предложенные Россией проекты договора с США и соглашения с НАТО о гарантиях безопасности России, которые были переданы Москвой другой стороне в конце 2021 г., были встречены Западом чуть ли не с усмешкой. Россия предупреждала, что в случае отказа Запада от обсуждения этих проектов Москва будет вынуждена самостоятельно предпринять необходимые меры для обеспечения собственной безопасности. Одной из таких мер и стала специальная военная операция России на Украине.

Безнаказанность за нарушение международного права, попытки Запада трактовать принципы и нормы по-своему. Самым очевидным примером могут служить в этом плане события в Югославии в конце 20 века. В 1999 г. состоялась крупная военная операция НАТО с нане-

сением ракетно-бомбовых ударов по Белграду. В одном из своих интервью Президент России В.В. Путин напомнил об этом: «Это же было. Без санкции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Это очень плохой пример, но он был»7. И за это нарушение международного права, как и за множество других, западные страны не понесли никакого наказания.

О множестве нарушений Западом международного права напомнил и С.В. Лавров. Выступая на заседании Совета Безопасности ООН по многостороннему сотрудничеству в интересах формирования более справедливого, демократического и устойчивого мироустройства, он заявил: «Многие резолюции Совета Безопасности и вовсе игнорируются. Среди них - резолюция 2202, одобрившая Минские договоренности по Украине, резолюция 1031, утвердившая Дейтонское соглашение о мире в БиГ на основе принципа равноправия трех государствообразу-ющих народов и двух энтитетов. Про саботаж резолюций по Ближнему Востоку можно говорить бесконечно - чего стоит заявление Э. Блинкена в интервью CNN в феврале 2021 г. в ответ на вопрос о том, что он думает о решении предыдущей администрации США признать принадлежность Израилю сирийских Голанских высот»8.

Западноцентричная кадровая политика во многих международных организациях. Для примера можно привести кадровую политику в Секретариате ООН, а также всех её ключевых структурах, штаб-квартиры которых располагаются преимущественно на территории США и их сателлитов, где сотрудниками, как следствие, в своем большинстве являются граждане этих стран. Это даёт возможность «принимающим сторонам» серьёзно влиять, как персонально на сотрудников той или иной структуры, так и на организацию, её инфраструктуру, обеспечение и деятельность в целом9. Еще один пример в этом плане может представить Всемирное антидопинговое агентство, в котором 70-75% сотрудников на руководящих должностях являются гражданами стран НАТО и их союзников.

7 Путин: все были свидетелями войны в Европе, развязанной НАТО против Югославии 15 февраля 2022 // URL: https://tass.ru/politika/13715857?ysclid=lyvoi552nq949959884

8 Выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе заседания Совета Безопасности ООН по многостороннему сотрудничеству в интересах формирования более справедливого, демократического и устойчивого мироустройства, Нью-Йорк, 16 июля 2024 года // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_ policy/news/1962040/

9 «Директор Центра военно-политических исследований, профессор МГИМО Алексей Подберезкин в разговоре с «Рамблером» рассказал о влиянии США на работу ООН. 27.10.2022 // информационный портал Рамблер / новости // URL:: https://news.rambler.ru/politics/49589425-ispolzuyut-dikie-priemy-ekspert-o- vliyanii-ssha-na-rabotu-oon/ (Дата обращения: 18.07.2024)

Долларовая гегемония, о которой уже многое сказано экспертным сообществом, однако которая до сих пор, ввиду медленного развития альтернативной системы экономических отношений, позволяет США бесконтрольно эмитировать свою валюту. На эти бумажные доллары они скупают природные ресурсы, а страны-продавцы помещают доллары в свои государственные резервы, на которые затем приобретают долговые расписки США и Европы10. Таким образом курс доллара всегда стабилен, ведь он обеспечен реальными ресурсами, в то время как валюты на счетах всех остальных стран обеспечены лишь обещаниями Вашингтона в виде долговых обязательств.

Перспективные направления деятельности России по формированию многополярного мира

Исходя из обозначенных проблем в современном мировом порядке, представляется возможным предложить несколько перспективных направлений внешней политики России по формированию многополярного мира.

Первое такое направление связано с обеспечением выполнения всеми государствами основополагающих принципов, лежащих в основе мирового порядка. В настоящее время имеет место избирательное отношение западных стран к выполнению этих принципов. Например, западные страны признают независимость Косово, но не признают независимость Крыма, Донецкой и Луганской народных республик. А ведь в Косово даже референдума по вопросу о независимости не было, а были лишь попытки сепаратистов выйти из состава Сербии силовым и ультимативным путём, в то время как в Крыму за независимость проголосовало чуть ли не 100% населения, угнетаемого со стороны, незаконно пришедшего к власти Киевского режима - марионетки США.

Анализ показывает, что отход от соблюдения принципов территориальной целостности и права народов на самоопределение с 1991 года послужил той самой болевой точкой, которая вплоть до настоящего времени позволяет внешним акторам дестабилизировать международные отношения, сталкивать государства и их народы между собой11. Причём необходимо подчеркнуть, что практически все конфликты для США безопасны, так как возникают они на других континентах. Примеров тому множество: Палестино-Израильский, Украинский, Азербайджа-

10 Битва за суверенитет / Е.А. Федоров. - М.:АНО «За суверенитет», 2024. 272 с.

11 «БЕЛЫЕ КНИГИ» преступлений западных государств и их союзников // Официальный сайт МИД РФ // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign policy/belye knigi/ (Дата обращения: 18.07.2024)

но-Армянский, Сирийский, Иранский, Йеменский, внутренний раскол в Грузии, напряжённая ситуация вокруг Тайваня, Косовский, Приднестровский, попытка госпереворота в Казахстане в январе 2022 года, конфликты в Африканских странах и другие. Более того, эти конфликты выгодны США, поскольку приносят баснословные прибыли американскому военно-промышленному комплексу.

По отношению к России такой избирательный и двойственный подход Коллективного Запада во главе с США к соблюдению принципов территориальной целостности и самоопределения народов, равно как и других принципов международного права, ярко отражён в продвигаемой ими повестке «агрессивной России», которая якобы вероломно напала на соседнее «мирное» «суверенное» государство Украину. Под этим предлогом Запад начал открытую войну с Россией, используя в качестве инструмента украинский народ. В соответствии с принципами международного права Россия выдвинула предложения о нейтральном, вне-блоковом статусе Украины и создании «неделимой системы евразийской безопасности, учитывающей интересы всех, без исключения, государств континента». Эти предложения были еще раз выражены Президентом России В.В. Путиным на встрече с руководством МИД РФ12.

Вторым направлением, вытекающим из приверженности идеям ООН, может стать обеспечение равноправного и уважительного отношения к национальным интересам различных стран. Это может касаться в первую очередь вопросов территориальной целостности и вооруженного вторжения. И в этом вопросе Запад действует по принципу двойных стандартов. Министр иностранных дел России С.В. Лавров отметил в этом плане, сравнивая действия США и России: «Начиная с «авантюр» в латиноамериканском регионе. В Панаме и Гренаде «угрожали изнасиловать американскую журналистку», и это стало поводом для введения войск. Сделано было под лозунгом «Американских граждан мы не бросаем». Но когда Россия стала спасать русских, которым на Украине запретили говорить на своем языке, уважать своих героев и историю, а лишь заставляли почитать пособников А. Гитлера - С. Бан-деру и Р. Шухевича»13.

В этом же плане заслуживает внимания вопрос о пересмотре террито-

12 Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на встрече с руководством Министерства иностранных дел России, Москва, 14 июня 2024 года // Официальный сайт МИД РФ // URL: https:// www.mid.ru/ru/press_service/video/view/1957107/ (Дата обращения: 20.07.2024)

13 Ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе специальной сессии большой дискуссионной программы МГИМО, совмещенной с VII Глобальным форумом молодых дипломатов: «Россия и ее роль в формировании многополярного мира», Сочи, 4 марта 2024 года.

риального размещения ключевых структур, органов и организаций ООН и других международных организаций. По мнению автора, в современных условиях можно предложить распределить их между странами-постоянными членами СБ ООН, что соответствует повестке формирования многополярного мира и статусу постоянных членов-гарантов мира и стабильности. Также, опираясь на данную повестку, целесообразно предложить расположение учреждений и структур ООН в странах-но-вых полюсах. Данная инициатива с большей долей вероятности встретит позитивный отклик в странах Коллективного Юга и даст импульс разрешению упомянутых выше кадровых проблем.

И, наконец, третьим направлением может стать активное развитие экономического сотрудничества стран Коллективного Юга. В настоящее время крупнейшие международные экономические организации находятся под диктатом Запада. Примером может служить такая ситуация. Всемирный банк в последние годы выдал Украине кредитов почти на 700% ее квоты. Одновременно платежи по государственному долгу Украине разрешили не выплачивать до 2027 г. Таких решений не было в истории Всемирного банка14. Несомненной является продвигавшаяся Западом политическая подоплека такого решения.

Отсюда возникло мнение о том, что нынешние международные финансовые институты не соответствуют потребностям времени. Поэтому было выдвинуто предложение о создании на базе БРИКС параллельных существующим финансовых инструментов и механизмов. Это направление деятельности требует дальнейшего развития. В частности, целесообразно начать проработку механизмов торговли товарами по принципу взаимного учёта, что означает взаимную оценку и учёт стоимости полученных и отправленных товаров между государствами. Это позволит отслеживать прибыль и расходы не в долларовом эквиваленте, а в натуральном измерении, что всегда было, есть и будет ликвидно и надёжно с точки зрения вложений и накоплений. Данная форма торговли позволит расширить и углубить процесс отказа от доллара как мировой валюты, что во многом обеспечит утверждение и укрепление многополярности на системном и институциональном уровнях.

Заключение

В настоящее время идет процесс формирования нового мирово-

14 Лавров заявил, что западные страны фактически воюют против России. 23 сентября 2023 // URL: https://tass.ru/politika/18827219

го порядка, тремя основными опорами которого являются принципы международного права, нормы международного взаимодействия, а также международные институты, в рамках которых должно реали-зовываться международное сотрудничество стран мира. Государства Коллективного Юга стремятся к многополярному миру, который подразумевает образование полюсов, их многообразие и равноправие. Это требует от сторонников многополярности слаженных действий по его формированию. Для этого необходимо исходить из тех проблем, которые обнажились в процессе противодействия Коллективного Запада формированию многополярности с целью сохранения своей гегемонии в мире. Совместный поиск решений этих проблем и их последующая реализация составляют в своей совокупности процесс формирования нового мирового порядка.

Список литературы:

1. XV саммит БРИКС. Йоханнесбургская декларация-II. 23 августа 2023 года // URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ ru/ls471x8ogLBhjRQx05ufVB2uzMFo1kWs.pdf (Дата обращения: 17.04.2024)

2. Акаев А.А., Садовничий В.А. О новой методологии долгосрочного циклического прогнозирования динамики развития мировой и российской экономики. Прогноз и моделирование кризисов и мировой динамики / Ред. А.А. Акаев, А.В. Коротаев, Г Г. Малинецкий - М.: ЛКИ/URSS. 2010. С. 5-69.

3. Бажанова Е.С. Современное состояние, успехи и проблемы во внешнеполитической деятельности России по формированию мирового порядка // Этносоциум и межнациональная культура. 2024. № 2 (188). С. 112-117.

4. «Белые книги» преступлений западных государств и их союзников // Официальный сайт МИД РФ // URL: https://www.mid. ru/ru/foreign_policy/belye_knigi/ (Дата обращения: 18.07.2024)

5. Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе заседания Совета Безопасности ООН по многостороннему сотрудничеству в интересах формирования более справедливого, демократического и устойчивого мироустройства, Нью-Йорк, 16 июля 2024 года // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1962040 (Дата обращения: 18.07.2024)

6. Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на встрече с руководством Министерства иностранных дел России, Москва, 14 июня 2024 года // Официальный сайт МИД РФ // URL: https://www.mid.ru/ru/press_service/video/ view/1957107/ (Дата обращения: 20.07.2024)

7. Директор Центра военно-политических исследований, профессор МГИМО Алексей Подберезкин в разговоре с «Рамблером» рассказал о влиянии США на работу ООН. 27.10.2022 // информационный портал Рамблер // URL: https://news.rambler. ru/politics/49589425-ispolzuyut-dikie-priemy-ekspert-o-vliyanii-ssha-na-rabotu-oon/ (Дата обращения: 18.07.2024)

8. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 марта 2023 г.) // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/ (Дата обращения: 20.07.2024)

9. Лавров заявил, что западные страны фактически воюют против России. 23 сентября 2023 // URL: https://tass.ru/ politika/18827219 (Дата обращения: 18.07.2024)

10. Михайленко А.Н. Уроки Великой Победы и новый мировой порядок // Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 5 (143). С. 125-132.

11. Ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе специальной сессии большой дискуссионной программы МГИМО, совмещенной с VII Глобальным форумом молодых дипломатов: «Россия и ее роль в формировании многополярного мира», Сочи, 4 марта 2024 года // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1936760/ (Дата обращения: 15.07.2024)

12. Путин: все были свидетелями войны в Европе, развязанной НАТО против Югославии 15 февраля 2022 // URL: https://tass. ru/politika/13715857?ysclid=lyvoi552nq949959884 (Дата обращения: 18.07.2024)

13. Федоров Е.А. Битва за суверенитет. - М.: АНО «За суверенитет», 2024. 272 с.

14. Член совета по внешней и оборонной политике, полковник Службы внешней разведки в отставке, профессор МГИМО А.О. Безруков на ПМЭФ 2023//сетевое издание РБК // URL: https://www.rbc.ru/politics/15/06/2023/648ac5079a794774e0115769 (Дата обращения: 14.07.2024)

15. National security strategy october 2022 // URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Ad-ministrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (Дата обращения: 20.07.2024)

Bibliography

1. XV BRICS Summit. Johannesburg Declaration-II. August 23, 2023 // URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/ls471x8og-

LBhjRQx05ufVB2uzMFo1kWs.pdf (17.04.2024)

2. Akayev A.A., Sadovnichy V.A. On the new methodology of long-term cyclical forecasting of the dynamics of development of the world and Russian economies. Forecast and modeling of crises and world dynamics / Ed. A.A. Akayev, A.V. Korotayev, G.G. Ma-linetsky - M.: LKI / URSS. 2010. P. 5-69.

3. Bazhanova E.S. Current state, successes and problems in Russia's foreign policy activities to form a world order // Ethnosociety and interethnic culture. 2024. № 2 (188). P. 112-117.

4. "White Books" of Crimes of Western States and Their Allies // Official Website of the Russian Foreign Ministry // URL: https://www. mid.ru/ru/foreign_policy/belye_knigi/ (18.07.2024)

5. Speech by Russian Foreign Minister S.V. Lavrov at the UN Security Council Meeting on Multilateral Cooperation to Create a More Just, Democratic and Sustainable World Order, New York, 16 July 2024 // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1962040 (18.07.2024)

6. Speech by Russian President V.V. Putin at a Meeting with the Leadership of the Russian Foreign Ministry, Moscow, 14 June 2024 // Official Website of the Russian Foreign Ministry // URL: https://www.mid.ru/ru/press_service/video/view/1957107/ (20.07.2024)

7. Director of the Center for Military-Political Studies, MGIMO professor Alexey Podberezkin, in a conversation with Rambler, spoke about the influence of the United States on the work of the UN. 10/27/2022 // Rambler information portal // URL: https://news.ram-bler.ru/politics/49589425-ispolzuyut-dikie-priemy-ekspert-o-vliyanii-ssha-na-rabotu-oon/ (07.18.2024)

8. The concept of foreign policy of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation V.V. Putin on March

31, 2023) // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/ (07.20.2024)

9. Lavrov said that Western countries are actually fighting against Russia. September 23, 2023 // URL: https://tass.ru/politika/18827219 (July 18, 2024)

10. Mikhailenko A.N. Lessons of the Great Victory and the New World Order // Ethnosociety and Interethnic Culture. 2020. № 5 (143). P. 125-132.

11. Answers to questions by the Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation S.V. Lavrov during a special session of the large discussion program of MGIMO, combined with the VII Global Forum of Young Diplomats: "Russia and its role in shaping a multipolar world", Sochi, March 4, 2024 // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1936760/ (15.07.2024)

12. Putin: everyone witnessed the war in Europe unleashed by NATO against Yugoslavia February 15, 2022 // URL: https://tass.ru/ politika/13715857?ysclid=lyvoi552nq949959884 (18.07.2024)

13. Fedorov E.A. Battle for sovereignty. - M.: ANO "For Sovereignty", 2024. 272 p.

14. Member of the Council on Foreign and Defense Policy, retired colonel of the Foreign Intelligence Service, professor of MGIMO A.O. Bezrukov at SPIEF 2023 // online publication RBC // URL: https://www.rbc.ru/politics/15/06/2023/648ac5079a794774e0115769 (14.07.2024)

15. National security strategy october 2022 // URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Admin-istrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (20.07.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.