Научная статья на тему 'Российско-американские отношения конца XX – первой четверти XXI века: тенденции и перспективы'

Российско-американские отношения конца XX – первой четверти XXI века: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российско-американские отношения / внешняя политика России / внешняя политика США / монополярный мир / многополярный мир / биполярность / Russia–US relations / Russia’s foreign policy / US foreign policy / unipolar world / multipolar world / bipolarity

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимир Юрьевич Лукьянов

В статье рассматриваются отношения России и США конца XX века – первых десятилетий XXI века как важнейшая проблема современных международных отношений. Анализ проводится в историко-политической ретроспективе – начиная с периода 1990-х годов и заканчивая современностью. Применительно к периоду 1990-х годов, определяемому как «время дружбы и партнерства», раскрываются причины сближения сторон, а также события конца 1990-х, ставшие поворотной точкой ухудшения отношений России и США, – начало расширения НАТО на Восток и бомбардировка Белграда авиацией НАТО. Рассматривая события 2000–2010-х годов, автор отмечает противоречивость развития российско-американских отношений, наличие тенденций и к их улучшению (создание Совета Россия – НАТО после 11 сентября 2001 года, политика «перезагрузки» конца 2000-х), и к ухудшению, вызванному такими событиями, как интервенция США в Ирак в 2003 году, российско-грузинский конфликт в августе 2008 года, гражданская война в Сирии, украинский политический кризис и присоединение Крыма к России в 2014 году. Анализируя российско-американские отношения последних 10 лет (2014–2024 годы), автор приходит к выводу, что отношения между Россией и США могут быть охарактеризованы как враждебные, что не оставляет шансов на их нормализацию путем непосредственного контакта сторон. Тенденция к неуклонному ухудшению отношений, наметившаяся в конце 1990-х и постоянно усиливавшаяся в период 2000–2020-х, вызвана, по мнению автора, непримиримостью позиций сторон в вопросе о принципах устройства системы международных отношений. Если США стремятся к построению монополярного – американоцентричного – мира, то Россия настаивает на принципе многополярности. Единственный путь к улучшению отношений России и США – стабилизация системы международных отношений. Анализу именно этой проблемы посвящена заключительная часть статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia–United States Relations in the Late 20th – First Quarter of the 21st Centuries: Trends and Prospects

The article studies the relations between Russia and the USA in the late 20th – first decades of the 21st centuries as a central problem of modern international relations. The analysis is performed in the historicalpolitical retrospect, from the 1990s to the present day. When it comes to the 1990s, viewed as a time of friendship and partnership, the reasons for the rapprochement between the two countries are described, as well as the events of the late 1990s – eastward NATO expansion and the NATO bombing of Belgrade – which were the turning point for the decline in Russia–US relations. Talking about the 2000s – 2010s, the author indicates the contradictions in the development of the bilateral relations, namely, a trend towards both improvement (establishment of the NATO–Russia Council following the attacks of September 11, 2001 and the “reset” policy in the late 2000s) and deterioration (as a result of the US-led invasion of Iraq in 2003, Russo-Georgian conflict in August 2008, Syrian civil war, Ukrainian political crisis and the accession of Crimea to Russia in 2014). According to the author, Russian-American relations over the past decade (2014–2024) could be described as hostile, which eliminates the possibility for their normalization through direct contacts between the two parties. The downward trend in Russia– US relations, which emerged in the late 1990s and continued to grow during the 2000s – 2020s, can be explained by the two countries’ irreconcilable positions on the system of international relations. The United States seek to create a unipolar – Americentric – world, while Russia insists on multipolarity. According to the author, the only way to improve relations between Russia and the USA is to stabilize the system of international relations. This problem is discussed in the final part of the article.

Текст научной работы на тему «Российско-американские отношения конца XX – первой четверти XXI века: тенденции и перспективы»

Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2024. Т. 24, № 3. С. 16-27.

VestnikSevernogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2024, vol. 24, no. 3, pp. 16-27.

Научная статья

УДК [4(470)+94(73).092.9]:327 DOI: 10.37482/2687-1505-V344

Российско-американские отношения конца XX - первой четверти XXI века: тенденции и перспективы

Владимир Юрьевич Лукьянов

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург, Россия,

e-mail: Volodva.luckvanov2017@vandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9559-1733

Аннотация. В статье рассматриваются отношения России и США конца XX века - первых десятилетий XXI века как важнейшая проблема современных международных отношений. Анализ проводится в историко-политической ретроспективе - начиная с периода 1990-х годов и заканчивая современностью. Применительно к периоду 1990-х годов, определяемому как «время дружбы и партнерства», раскрываются причины сближения сторон, а также события конца 1990-х, ставшие поворотной точкой ухудшения отношений России и США, - начало расширения НАТО на Восток и бомбардировка Белграда авиацией НАТО. Рассматривая события 2000-2010-х годов, автор отмечает противоречивость развития российско-американских отношений, наличие тенденций и к их улучшению (создание Совета Россия - НАТО после 11 сентября 2001 года, политика «перезагрузки» конца 2000-х), и к ухудшению, вызванному такими событиями, как интервенция США в Ирак в 2003 году, российско-грузинский конфликт в августе 2008 года, гражданская война в Сирии, украинский политический кризис и присоединение Крыма к России в 2014 году. Анализируя российско-американские отношения последних 10 лет (2014-2024 годы), автор приходит к выводу, что отношения между Россией и США могут быть охарактеризованы как враждебные, что не оставляет шансов на их нормализацию путем непосредственного контакта сторон. Тенденция к неуклонному ухудшению отношений, наметившаяся в конце 1990-х и постоянно усиливавшаяся в период 2000-2020-х, вызвана, по мнению автора, непримиримостью позиций сторон в вопросе о принципах устройства системы международных отношений. Если США стремятся к построению монополярного -американоцентричного - мира, то Россия настаивает на принципе многополярности. Единственный путь к улучшению отношений России и США - стабилизация системы международных отношений. Анализу именно этой проблемы посвящена заключительная часть статьи.

Ключевые слова: российско-американские отношения, внешняя политика России, внешняя политика США, монополярный мир, многополярный мир, биполярность

Для цитирования: Лукьянов, В. Ю. Российско-американские отношения конца XX - первой четверти XXI века: тенденции и перспективы / В. Ю. Лукьянов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2024. - Т. 24, № 3. - С. 16-27. -DOI 10.37482/2687-1505^344.

Original article

Russia-United States Relations in the Late 20th - First Quarter of the 21st Centuries: Trends and Prospects

Vladimir Yu. Luk'yanov

Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia, e-mail: Volodya.luckyanov2017@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9559-1733

Abstract. The article studies the relations between Russia and the USA in the late 20th - first decades of the 21st centuries as a central problem of modern international relations. The analysis is performed in the historical-political retrospect, from the 1990s to the present day. When it comes to the 1990s, viewed as a time of friendship and partnership, the reasons for the rapprochement between the two countries are described, as well as the events of the late 1990s - eastward NATO expansion and the NATO bombing of Belgrade - which were the turning point for the decline in Russia-US relations. Talking about the 2000s - 2010s, the author indicates the contradictions in the development of the bilateral relations, namely, a trend towards both improvement (establishment of the NATO-Russia Council following the attacks of September 11, 2001 and the "reset" policy in the late 2000s) and deterioration (as a result of the US-led invasion of Iraq in 2003, Russo-Georgian conflict in August 2008, Syrian civil war, Ukrainian political crisis and the accession of Crimea to Russia in 2014). According to the author, Russian-American relations over the past decade (2014-2024) could be described as hostile, which eliminates the possibility for their normalization through direct contacts between the two parties. The downward trend in Russia-US relations, which emerged in the late 1990s and continued to grow during the 2000s - 2020s, can be explained by the two countries' irreconcilable positions on the system of international relations. The United States seek to create a unipolar - Americentric - world, while Russia insists on multipolarity. According to the author, the only way to improve relations between Russia and the USA is to stabilize the system of international relations. This problem is discussed in the final part of the article.

Keywords: Russia-US relations, Russia's foreign policy, US foreign policy, unipolar world, multipolar world, bipolarity

For citation: Luk'yanov V.Yu. Russia-United States Relations in the Late 20th - First Quarter of the 21st Centuries: Trends and Prospects. VestnikSevernogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2024, vol. 24, no. 3, pp. 16-27. DOI: 10.37482/2687-1505-V344

Одной из важнейших проблем современности являются отношения России и США - государств, играющих особую роль в международных отношениях. Россия и США - ядерные сверхдержавы, несущие основную ответственность за предотвращение ядерной войны. Отношения сторон на международной арене имеют определяющее значение и для развития геополитической ситуации. Россия претендует на статус одного из главных центров многополярного

мира, что вызывает резкое неприятие США. С учетом сказанного анализ российско-американских отношений представляется актуальным.

Проблеме отношений России и США посвящено значительное количество работ как отечественных, так и зарубежных ученых.

Говоря об отечественных экспертах, следует выделить Т. А. Шаклеину, А.Д. Богатурова и С.М. Рогова. В исследованиях Т. А. Шаклеиной осуществлен комплексный анализ отношений

Россия - США в период 1990-х годов и первых десятилетий XXI века [1, 2]. В трудах А.Д. Бо-гатурова представлен обзор глобальных тенденций развития международных отношений. Значительное место отводится анализу российско-американских отношений в контексте неприятия Россией концепции монополярности мира [3]. В монографии С.М. Рогова рассматриваются изменения, произошедшие во внешней политике США в результате событий 11 сентября 2001 года: новая расстановка сил на мировой арене, международный терроризм как фактор международных отношений, изменения в российско-американских отношениях [4].

В коллективных монографиях сотрудников Института США и Канады Российской академии наук подводятся итоги развития отношений России и США в период 1990-х годов [5], раскрываются отношения сторон в контексте важнейших геополитических проблем современности - борьба с международным терроризмом, фактор Восточной Европы в российско-американских отношениях, помощь США России в рамках поддержки демократии [6].

Детальный анализ российско-американских отношений дается в сборнике научных статей участников международной конференции, прошедшей в МГИМО в 2008 году [7]. В публикациях рассматривается взаимодействие России и США как на глобальном уровне, так и в отдельных аспектах - в политике, идеологии, энергетической сфере, на постсоветском пространстве.

Э.Я. Баталов, В.Ю. Журавлева и К.В. Хозин-ская в своей монографии осмысляют проблему формирования имиджа России в американском обществе - представление о существующем в России политическом режиме, внутренней и внешней политике, значении России в мире и т. д. [8]. Следует отметить справочное издание фундаментального характера Э.А. Иваняна, содержащее более 1300 статей и охватывающее период в три столетия, на протяжении которых формировались отношения двух государств1.

Проблемам российско-американских отношений уделяют серьезное внимание и западные, в первую очередь американские, эксперты.

Фундаментальное исследование известного американского историка С. Коена посвящено анализу тенденций развития России в период 1990-х годов в контексте отношений Россия - США [9]. В статье З. Бжезинского дается прогноз развития отношений России и США на постсоветском пространстве [10]. В работе Дж. Миршаймера, написанной в 2014 году, рассматривается начавшийся украинский политический кризис [11].

Необходимо отметить труды, в которых осмысляется проблема формирования так называемого либерального миропорядка, подразумевающего глобальное доминирование США, и которые затрагивают проблему отношений России и США [12-15].

Цель предлагаемой статьи - прогноз перспектив развития отношений России и США на основе анализа, проведенного в исторической ретроспективе - от момента образования современной России до наших дней.

С нашей точки зрения, российско-американские отношения конца XX - первых десятилетий XXI века прошли три этапа развития.

Первый этап - период 1990-х годов - можно определить как время «дружбы и партнерства». Переход России к демократии открывал, казалось бы, пути к сотрудничеству России и США. В 1990-х к власти в России пришли политики, считавшие, что будущее России - это союз с Западом. Во внешней политике доминировал прозападный, проамериканский, вектор: «...фундаментальным принципом внешней политики России в начале 1990-х гг. ... было заявлено стратегическое партнерство между РФ и США, которые воспринимались как естественный союзник России» [16, с. 23].

Немалую роль в позитивном характере отношений России и США в период 1990-х иг-

Энциклопедия российско-американских отношений XVШ-XX века / авт.-сост. Э.А. Иванян. М.: Междунар. отношения, 2001. 696 с.

рал и сложившийся в США образ России как государства, идущего по пути демократии, что было связано с проводимыми в России либеральными реформами и внешней политикой, носившей откровенно прозападный, прежде всего проамериканский, характер [8, с. 17].

В 1992 году президент России Б.Н. Ельцин в ходе визита в США, выступая в Конгрессе, подчеркнул, что в отношениях США и России наступает эпоха сотрудничества2. В 1990-е годы был подписан ряд соглашений, основное содержание которых подтверждало, что Россия и США являются союзниками практически во всех сферах - политике, экономике, контроле над ядерным оружием3.

Важным аспектом развития российско-американских отношений в период 1990-х стало сотрудничество по линии Россия - НАТО. С учетом того, что основу альянса составляли США, участие России в программе «Партнерство во имя мира» (1994) и подписание «Основополагающего акта Россия - НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности» (1997) означали и улучшение отношений России и США.

Ситуация начинает меняться в конце XX столетия. В 1999 году происходят события, послужившие стартовой точкой ухудшения отношений как между Россией и США, так и между Россией и Западом в целом. Мы имеем в виду первое расширение НАТО на Восток и вмешательство альянса в войну в Югославии - бомбардировку Белграда, которая была резко негативно воспринята в России. Широкую известность получил «разворот над Атлантикой» самолета премьер-министра России Е.М. Примакова, ставший символом протеста против операции НАТО в Югославии.

Однако главная причина ухудшения отношений России и США заключалась не только и даже не столько в югославских событиях и начале процесса расширения НАТО. Бомбардировки Белграда и начало расширения НАТО говорили о том, что США и Запад в целом претендуют на единоличный контроль геополитических процессов, игнорируя мнение России: «...объявленное стратегическое партнерство РФ и США на практике оказалось взаимодействием на неравноправной основе, в ущерб интересам РФ и в пользу интересов США» [17, с. 27]. Был необходим поиск «реалистической модели партнерства России и США», далекой от завышенных ожиданий скорейшей интеграции России в западные структуры [5, с. 141].

Второй этап развития российско-американских отношений - 2000-е - первая половина 2010-х - характеризуется углублением геополитических противоречий сторон.

Отношения России и США в указанный период развивались противоречиво. С одной стороны, оставались возможности для сотрудничества. В начале XXI века произошло событие, открывавшее, казалось бы, возможность для сближения сторон - террористический акт 11 сентября 2001 года. Сразу после теракта была принята совместная декларация президентов США и России - Дж. Буша-младшего и В.В. Путина - о новых отношениях России и НАТО: «...Россия и члены НАТО все в большей степени выступают как союзники в борьбе с терроризмом, региональной нестабильностью и другими угрозами»4. В 2002 году был создан Совет Россия - НАТО, целью которого стало военное

2Ельцин Б.Н. Выступление в Конгрессе США 17.06.1992 г. URL: https://www.mediamera.ru.post/25615 (дата обращения: 22.04.2023).

3Кемп-Дэвидская декларация президентов России и США (1992). URL: https://www.ria.ru/20220201/ declaratsiya-1770299266.html (дата обращения: 22.09.2023); Хартия российско-американского партнерства и дружбы. URL: https://www.avalon-law.ru/2019/11/06/1992-hartiya-rossijsko-americanskogo-partnerstva-i-druzhby/ (дата обращения: 10.10.2023); Российско-американские отношения в 1992-1996 годах. Справка. URL: https://www.ria.ru/20110404/360851191.html (дата обращения: 01.10.2023).

4Совместная декларация Президента В.В. Путина и Президента Дж. Буша о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки. URL: https://ria.ru/20020524/153893.html (дата обращения: 19.02.2024).

сотрудничество сторон5. Продолжился процесс ядерного разоружения. В этом же году стороны подписали договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов6.

С другой стороны, в начале XXI века США и Запад в целом предпринимают шаги, вызвавшие резкое осуждение России. Прежде всего мы имеем в виду ввод войск США в Ирак в 2003 году, который президент России В.В. Путин расценил как агрессию7. В 2004 году произошло второе расширение НАТО: в ряды альянса вступили Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Словакия, Словения. В результате НАТО вплотную приблизилось к границам России.

В 2008 году автономия Сербии - Косово -провозгласила себя независимым государством. Это событие привело к очередному витку напряженности в отношениях России и США. Россия трактовала отделение Косово как прецедент, способный подорвать систему европейской без-опасности8. По мнению же США, отделение Косово не противоречило нормам международного права9. Важнейшей причиной ухудшения отношений России и США стал и российско-грузинский конфликт 2008 года, который Запад трактовал как агрессию России против Грузии10.

Говоря о периоде 2000-х годов, нельзя не остановиться и на знаменитой Мюнхенской

речи президента России В.В. Путина 2007 года. В своем выступлении В.В. Путин подверг страны Запада, прежде всего США, очень жесткой критике, суть которой сводилась к трем основным тезисам.

Первый - категорическое неприятие Россией однополюсной модели мироустройства, которую пытаются построить США и Запад в целом.

Второй - критика в адрес США за интервенции, осуществляемые без согласования с Советом Безопасности ООН.

Наконец, третий - критика процесса расширения НАТО, который Россия воспринимает как угрозу ее национальной безопас-

ности11.

В условиях роста напряженности президентами России и США - Д.А. Медведевым и Б. Оба-мой - был инициирован переход к так называемой политике «перезагрузки» как попытке урегулировать спорные вопросы и перейти к сотрудничеству. Каковы же причины «перезагрузки»?

Для США основная причина попытки нормализации отношений с Россией заключалась в осознании провала построения американоцен-тричного мира, в необходимости поиска коллективного решения геополитических проблем, о чем заявил президент США Б. Обама, выступая в ООН12. Росло сопротивление претензиям

5Совет Россия - НАТО. URL: www.ria.ru/20220528/sovet-1790834240.html (дата обращения: 20.02.2024).

6 Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об ограничении стратегических наступательных потенциалов. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/intemational_safety/1686025/ (дата обращения: 12.09.2023).

'Владимир Путин: война в Ираке - политическая ошибка. URL: https://www.ng.ru/politics/2003-03-21/1_putin.html (дата обращения: 21.09.2023).

8Владимир Путин о независимости Косово. URL: www.kommersant.ru/doc/736946 (дата обращения: 02.08.2023).

9США считают независимость Косова «особым случаем». URL: https://www.ria.ru/20080218/99536263.html

(дата обращения: 20.12.2023).

'"Statement by the NATO Secretary General on the Events in South Ossetia. URL: https://www.nato.int/docu/ pr/2008/p08-100e.html (дата обращения: 21.09.2023).

''Выступление Президента России В.В. Путина на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, Германия, 10 февраля 2007 года. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1727764/ (дата обращения: 20.09.2023).

'2Президент США Барак Обама впервые обращается к Генассамблее ООН. URL: https://www.epochtimes.ru/ content/view/28635/2/ (дата обращения: 21.09.2023).

США на гегемонию со стороны других держав, прежде всего Китая. США основательно «увязли» в Ираке и Афганистане и понимали, что без помощи России не удастся решить иранскую и северокорейскую ядерные проблемы. Наконец, США беспокоил и факт сотрудничества России и Китая [18]. Т. А. Шаклеина, подводя итоги президентства Дж. Буша-млад-шего в сфере внешней политики, определила его как «катастрофическое лидерство» США [1, с. 111-119].

Для России необходимость «перезагрузки» определялась опасением изоляции после российско-грузинского конфликта 2008 года. Даже партнеры по Содружеству независимых государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Межгосударственному неформальному объединению наиболее динамично развивающихся крупных стран (БРИКС) воздержались тогда от прямой поддержки России [18].

Российско-американские отношения начинают улучшаться. Россия предоставляет коридор для транспортировки грузов для западной коалиции в Афганистан, а при поддержке США становится членом Всемирной торговой организации. В 2010 году Россия и США подписали соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений13.

Улучшение отношений оказалось, однако, недолгим. Стороны возвращаются к конфронтации, причиной которой стали два события, произошедшие на мировой арене.

Первое - гражданская война в Сирии. Сторонами конфликта были президент Сирии Б. Асад и антиасадовская прозападная оппо-

зиция. Ситуация осложнялась участием в войне Исламского государства (ИГИЛ)14,, которое имело целью создание на территории Сирии халифата - государства, живущего по законам радикального ислама, и воевало как против Б. Асада, так и против его оппозиции.

Россия и США приняли участие в войне именно под предлогом борьбы с ИГИЛ. Однако Москва и Вашингтон помимо борьбы с ИГИЛ преследовали и собственные цели. Россия заявила о поддержке президента Б. Асада, в то время как США поддерживали оппозицию [19].

Второе событие - начавшийся в конце 2013 года политический кризис на Украине, ставший «точкой невозврата» в отношениях России и США.

Украинский политический кризис - 20142024 годы - обозначил начало третьего этапа развития российско-американских отношений, который характеризуется превращением России и США в геополитических противников. Если в период 2000-х стороны предпринимали попытки к нормализации отношений (создание Совета Россия - НАТО, политика «перезагрузки»), то в период 2014-2024 годов развитие ситуации идет по ухудшающейся траектории.

Главным событием в ходе кризиса стало присоединение Крыма к России в 2014 году. Руководство США заявило, что «присоединение» является оккупацией полуострова Росси-ей15. Неприятие США вызвали и образование на Юго-Востоке Украины Луганской и Донецкой Народных Республик, и последовавшее за этим их признание Россией16.

Именно украинский кризис окончательно похоронил надежду на нормализацию си-

"Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. URL: https://www.kremlin.ru/ supplement/512 (дата обращения: 15.09.2023).

"Деятельность ИГИЛ запрещена на территории Российской Федерации.

15Обама надеется на дипломатическое решение крымского вопроса. URL: https://www.interfax.ru/world/364791 (дата обращения: 23.09.2023); Евросоюз и США не признают присоединение Крыма и Севастополя к России. URL: www.ria.ru/20140318/1000093671.html (дата обращения: 25.09.2023).

16«Так заканчивается послевоенный мир»: западные СМИ о признании ДНР и ЛНР. URL: http://www.rbc.ru/

politics/22/02/2022/62148f009a794782fle7f572 (дата обращения: 02.10.2023).

туации. Если до событий 2013-2014 годов российско-американские отношения можно было охарактеризовать как напряженные, но оставляющие возможность для диалога, то теперь они перешли в стадию открытой конфронтации.

Меняется восприятие России на мировой арене. Если в период «перезагрузки» Б. Обама признавал Россию геополитическим партнером, то теперь позиционировал ее как государство, агрессивная политика которого является результатом неспособности оказать влияние на ситуацию в мире иным путем кроме агрессии17. В 2015 году была принята новая Стратегия национальной безопасности США. Если в предыдущей Стратегии, принятой в 2010 году, Россия называлась потенциальным партнером США18, то в Стратегии 2015 года -противником19.

Курс на усиление конфронтации с Россией продолжился и в 2016-2024 годах - во время президентских сроков Д. Трампа и Дж. Байде-на. В декабре 2017 года принимается новая Стратегия национальной безопасности США,

в которой Россия (наряду с Китаем) названа геополитическим противником20. В 2019 году Россия и США выходят из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, аргументируя это нарушениями договора противостоящей стороной21.

Курс внешней политики США в отношении России не изменился и при Дж. Байдене.

Главным событием, повлиявшим на российско-американские отношения последнего времени, стала, безусловно, специальная военная операция России на Украине. Сразу после ее начала в феврале 2022 года Дж. Байден выступил с обращением, в котором назвал действия России агрессией, а Россию - государством-изгоем, против которого объединился весь цивилизованный мир22. В 2022 году была принята новая Стратегия национальной безопасности США, повторявшая основной тезис Стратегии 2017 года: Россия наряду с Китаем является геополитическим противником США23.

Отношения сторон не изменились и в 2024 году. Важнейшей проблемой остается украин-

'7Обама: Россия - всего лишь региональная держава. URL: https://topwar.ru/42375-obama-rossiya-vsego-lish-regionalnaya-derzhava.html (дата обращения: 19.09.2023).

'8Стратегия национальной безопасности США 2010. URL: https:www.constitutions.ru/?https:www.constitu-tions.ru/?p=5602 (дата обращения: 20.08.2023).

''National Security Strategy. Febr. 2015. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/2015_ national_security_strategy_2.pdf (дата обращения: 12.02.2023).

20National Security Strategy and Transcript of Remarks. URL: www. lawfaremedia. org/article/documents-decem-ber-2017-national-security-strategy-and-transcript-remarks (дата обращения: 20.02.2023).

2'Официальное сообщение Министерства иностранных дел Российской Федерации (О прекращении действия договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности от 8 декабря 1987 года). URL: https://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201908020001 (дата обращения: 03.09.2023); Выход США из договора о РСМД 2 августа 2019 года. URL: https://ru.usembassy.gov/ru/u-s-withdrawal-from-the-inf-treaty-on-august-2-2019-ru/ (дата обращения: 03.09.2023).

22Полная речь Байдена о военной спецоперации России на Украине. URL: https://mt.newizv.ru/blog/43942694645/ Polnaya-rech-Baydena-o-voennoy-spetsoperatsii-Rossii-na-Ukrayine (дата обращения: 22.09.2023).

23National Security Strategy. Oct. 2022. URL: https://whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (дата обращения: 12.06.2023).

ский кризис, в котором США, как и ранее, занимают жесткую антироссийскую позицию24. Отношения США и России в целом можно охарактеризовать сегодня как враждебные.

Таким образом, базовой тенденцией развития российско-американских отношений после распада СССР стало их неуклонное ухудшение. Если в 1990-е годы Россия и США позиционировали друг друга как партнеры, то на сегодняшний день они стали даже не противниками, а, скорее, врагами. Необходимо ответить на вопрос: в чем причины произошедшего?

Стороны возлагают ответственность друг на друга. Руководство США утверждает, что причина происходящего - агрессивная внешняя политика России: агрессия против Грузии, Украины и Сирии. Именно это вынуждает США занять антироссийскую позицию.

Россия, в свою очередь, также обвиняет США и Запад в целом в проведении агрессивной внешней политики - интервенциях в Ирак, Ливию, Афганистан, Югославию, Сирию, дестабилизации ситуации на постсоветском пространстве путем организации «цветных революций». Именно постоянные интервенции, совершаемые странами Запада, вынуждают Россию идти на конфронтацию с США и их союзниками.

По нашему мнению, причины сложившейся ситуации лежат значительно глубже. Главная причина конфликта России и США - диаметрально противоположное видение принципов устройства системы международных отношений, начавшей формироваться после распада СССР. США считают основой геополитической стабильности монополярность, базирующуюся на гегемонии США. Позиция России заклю-

чается в том, что международные отношения должны строиться на принципе многополярности, на праве каждого государства выбирать как модель внутриполитического устройства, так и курс внешнеполитического развития25. Именно принципиально разные подходы к вопросу устройства международных отношений делают конфликт сторон неизбежным.

По мысли А.Д. Богатурова, конфликт России и США предопределяется и тем, что «слабая Россия, идеал отечественных пораженцев ельцинской поры, для союза с Вашингтоном бессмысленна, а для роли сателлита слишком тяжела» [3, с. 261]. Иными словами, в качестве равноправного союзника США никогда Россию не примут, а на роль сателлита Россия не подойдет и не согласится. Кроме того, для России неприемлема и проводимая США политика «всемирного торжества демократии», подразумевающая утверждение демократии любыми, в т. ч. и насильственными, методами [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фактором, усиливающим напряженность в отношениях сторон, является и неприятие США существующей в России модели государственно-политического устройства. В адрес России звучат обвинения в авторитарном характере политического режима, отсутствии прав и свобод, подавлении оппозиции и т. д.26 Однако значение этого фактора не следует, с нашей точки зрения, преувеличивать. Главной причиной ухудшения отношений России и США выступают все же геополитические противоречия. Критика по поводу отсутствия демократии -скорее инструмент внешней политики США для нейтрализации России как геополитического противника.

24Байден пообещал Путину, что США не изменят позицию по Украине. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/6560764 (дата обращения: 02.03.2024).

25Путин заявил о неизбежности создания многополярного мира. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/651d75 09a79472bfe385882 (дата обращения: 03.10.2023).

26Госдеп заявил об «ужасном нарушении прав человека» в России. URL: https://www.rbc.ru/politics/13/02/20 21/602726119a79477bd023ecd8 (дата обращения: 03.12.2023); «Политический шантаж»: США обвинили Россию в нарушении прав человека. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2020/05/12_a_13080307.shtml (дата обращения: 03.12.2023); В Конгрессе США призвали ввести новые санкции за нарушение прав человека в России. URL: https://www.dailystorm.ru/news/v-kongresse-ssha-prizvali-vvesti-novye-sankcii-za-narusheniya-prav-cheloveka-v-rosii (дата обращения: 03.12.2023).

В заключение необходимо ответить на вопрос: существует ли возможность улучшения российско-американских отношений? Думается, нормализация ситуации путем непосредственных контактов сторон невозможна. Отношения государств достигли такого уровня конфронтации, при котором контакты даже по важнейшим вопросам - контроль над ядерным оружием, урегулирование наиболее серьезных геополитических противоречий - представляются крайне маловероятными.

Для решения этой дилеммы необходимо изменение геополитической ситуации, что в перспективе приведет к нормализации российско-американских отношений. Главная проблема современности, как нам представляется, заключается в незавершенности процесса создания новой системы международных отношений, начавшегося после окончания «холодной войны». Основной геополитической тенденцией конца XX - первых десятилетий XXI века стало создание монополярного, американоцентричного, мира. Однако сегодня эта политика встречает все большее противодействие, прежде всего со стороны России и Китая, которые неоднократно озвучивали свое видение будущего как многополярность27. Именно противостояние идей монополярного и многополярного мира является источником нестабильности. Решение этого вопроса поможет как стабилизировать ситуацию в мире в целом, так и найти пути нормализации отношений России и США. Что же для этого необходимо? По нашему мнению, существует два варианта развития ситуации.

Первый - восстановление биполярной модели, формирование двух противостоящих геополитических центров: «коллективного Запада» и «коллективного анти-Запада». Процесс

формирования полюса «анти-Запада» идет достаточно активно. Центральным его звеном выступают Россия и Китай, а структурными единицами - ШОС и БРИКС. Именно БРИКС все в большей степени позиционирует себя как «коллективный анти-Запад». Показательны итоги последнего саммита БРИКС, состоявшегося в августе 2023 года в г. Йоханнесбурге (ЮАР). Важнейшим итогом саммита можно назвать коллективное заявление стран БРИКС о приверженности идеям многополярного мира -с критикой в адрес Запада28. Примечательно, что идею новой биполярности озвучивает и противоположная сторона - США и НАТО. На последних саммитах альянса было отмечено также, что будущее НАТО - противостояние с Россией и Китаем, которые являются главной угрозой евроатлантической безопасности [20].

Второй вариант - смягчение позиций США, подразумевающее если не отказ от гегемонии, то по крайней мере отказ от гегемонии в ее радикальной форме, т. е. то, что Л.Е. Гринин определил как «мягкое лидерство» США [21, с. 28], включающее два аспекта.

С одной стороны, государства мира признают необходимость лидерства США, но не как гегемона, а как «первого среди равных». С другой стороны, США отказываются от наиболее радикальных методов достижения доминирования - интервенций, санкций и т. д. США используют инструменты «мягкой силы» и - самое главное - признают право других государств на наличие собственных геополитических интересов.

Одним из вариантов «мягкого лидерства» стала идея «глобального концерта», воспроизводящая в новых геополитических реалиях механизм Европейского концерта, су-

27 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. URL: https:// www.kremlin.ru/supplement/5920 (дата обращения: 09.09.2023).

28Йоханнесбургская декларация-II. БРИКС и Африка: партнерство в интересах совместного ускоренного роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности, Сэндтон, Гаутенг, ЮАР, 23 августа 2023 года. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1901504/ (дата обращения: 18.09.2023).

ществовавшего в рамках Венской системы международных отношений XIX века29. Суть Европейского концерта заключалась в том, что 5 сильнейших государств Европы того времени -Россия, Великобритания, Франция, Пруссия, Австрия - коллективными усилиями обеспечивали мир в Европе по окончании Наполеоновских войн. В нынешних геополитических реалиях необходимо создание «глобального концерта», участниками которого стали бы США, Китай, Россия, Евросоюз, Индия и Япония. Эти 6 важнейших геополитических акторов должны отказаться от навязывания какой-либо модели государственно-политического устройства, признать право государств на геополитическую самостоятельность и объеди-

нить усилия ради создания стабильной системы международных отношений30.

Таким образом, развитие российско-американских отношений может проходить по двум возможным сценариям: формирование биполярной модели «Запад» - «анти-Запад», в рамках которой Россия и США останутся противниками, а их отношения неизбежно будут ухудшаться и далее, либо реализация идеи «мягкого лидерства» США, создание системы «глобального концерта», оставляющей надежду на сближение позиций, преодоление конфронтации, присущей современным российско-американским отношениям. Какой из этих вариантов реализуется - покажет будущее.

Список литературы

1. Шаклеина Т.А. Россия и США в мировой политике. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2017. 336 с.

2. Шаклеина Т.А. Отношения России и США в начале 2020-х годов: новые перспективы для формирования незападоцентричного мирового порядка // Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. Обществ. науки. 2023. № 4(853). С. 48-55.

3. БогатуровА.Д. Международные отношения и внешняя политика России. М.: Аспект Пресс, 2017. 480 с.

4. Рогов С.М. 11 сентября 2001 г.: реакция США и последствия для российско-американских отношений. М.: ИСКРАН, 2001. 89 с.

5. Давыдов Ю.П., Кременюк В.А., Уткин А.И., Батюк В.И., Шаклеина Т.А. Россия и США после «холодной войны» / отв. ред. В.А. Кременюк. М.: Наука, 1999. 143 с.

6. Капустина Е.Б., Кременюк В.А., Мирзаян Г.В., Писарев В.Д., Подлесный П.Т., Смирнов П.Е., Теребов О.В., Троицкий М.А., Шаклеина Т.А. США и Россия: актуальные проблемы двусторонних отношений (2001-2008 гг.) / отв. ред. Т.А. Шаклеина, В.А. Кременюк. М.: ИСКРАН, 2009. 201 с.

7. Лидерство и конкуренция в мировой системе: Россия и США / отв. ред. А.Д. Богатуров, Т.А. Шаклеина. М.: КРАСАНД, 2010. 352 с.

8. Баталов Э.Я., Журавлева В.Ю., Хозинская К.В. «Рычащий медведь» на «диком Востоке» (Образы современной России в работах американских авторов): 1992-2007 гг. М.: РОССПЭН, 2009. 384 с.

9. Коен С. Провал крестового похода. США и трагедия посткоммунистической России / пер. с англ. И.С. Да-видян. М.: АИРО-XX, 2001. 303 с.

10. Brzezinski Z. The Premature Partnership // Foreign Aff. 1994. Vol. 73, № 2. P. 67-82.

11. Mearsheimer J.J. Why the Ukrainian Crisis Is the West's Fault: The Liberal Delusions That Provoked Putin // Foreign Aff. 2014. Vol. 93, № 5. P. 77-89.

12. Ikenberry G.J. Liberal Leviathan: The Origins, Crisis, and Transformation of the American World Order. Princeton: Princeton Univ. Press, 2011. 312 p.

13. Ikenberry G.J. The End of Liberal International Order? // Int. Aff. 2018. Vol. 94, № 1. P. 7-23.

29Хаас Р., Капчан Ч. Новый концерт держав. URL: https://www.globalaffairs.ru/articles/novyj-konczert-derzhav/ (дата обращения: 09.09.2023).

30Там же.

14. Mearsheimer J.J. The Great Delusion: Liberal Dreams and International Realities. N. H.: Yale Univ. Press, 2018. 328 p.

15. Walt S.M. The Hell of Good Intentions: America's Foreign Policy Elite and the Decline of the U.S. Primacy. N. Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2018. 384 p.

16. Кузнецов Д.В. Первые контакты между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки на высшем уровне, 1991-1992 гг. // Американистика на Дал. Востоке. 2022. Вып. 1(8). С. 9-27.

17. Кузнецов Д.В. Развитие российско-американских отношений в 1993-1999 гг. // Американистика на Дал. Востоке. 2023. Вып. 2(9). С. 9-31.

18. Иванов И.С. «Перезагрузка» в российско-американских отношениях: тактический шаг или стратегический выбор? // Междунар. жизнь. 2012. № 9. С. 22-33.

19. Хлопов О.А. Результаты и перспективы военной кампании США в Сирии // Colloquium-J. 2020. № 7-4(59). С. 4-8. https://doi.org/10.24411/2520-6990-2020-11500

20. Иванов О.П. Трансформация НАТО: от потепления климата до замерзания в политике // Обозреватель -Observer. 2022. № 11-12(394-395). С. 5-16. https://doi.org/10.48137/2074-2975_2022_11-12_5

21. Гринин Л.Е. Контуры нового мирового порядка // Философия и о-во. 2015. № 3-4. С. 7-33.

References

1. Shakleina T.A. Rossiya i SShA v mirovoypolitike [Russia and the US in World Politics]. Moscow, 2017. 336 p.

2. Shakleina T.A. Russia and the United States at the Beginning of 2020s: New Perspectives for the Formation of Non-West World Order. Vestn. Moscow State Linguist. Univ. Soc. Stud., 2023, no. 4, pp. 48-55 (in Russ.).

3. Bogaturov A.D. Mezhdunarodnye otnosheniya i vneshnyayapolitika Rossii [International Relations and Foreign Policy of Russia]. Moscow, 2017. 480 p.

4. Rogov S.M. 11 sentyabrya 2001 g.: reaktsiya SShA i posledstviya dlya rossiysko-amerikanskikh otnosheniy [September 11, 2001: US Reaction and Consequences for Russia-United States Relations]. Moscow, 2001. 89 p.

5. Davydov Yu.P., Kremenyuk V.A., Utkin A.I., Batyuk V.I., Shakleina T.A. Rossiya i SShAposle "kholodnoy voyny" [Russia and the US After the Cold War]. Moscow, 1999. 143 p.

6. Kapustina E.B., Kremenyuk VA., Mirzayan G.V., Pisarev VD., Podlesnyy P.T., Smirnov P.E., Terebov O.V., Troitskiy M.A., Shakleina T.A. SShA i Rossiya: aktual'nye problemy dvustoronnikh otnosheniy (2001-2008 gg.) [The USA and Russia: Current Problems of Bilateral Relations (2001-2008)]. Moscow, 2009. 201 p.

7. Bogaturov A.D., Shakleina T.A. (eds.). Liderstvo i konkurentsiya v mirovoy sisteme: Rossiya i SShA [Leadership and Competition in the Global System: Russia and the USA]. Moscow, 2010. 352 p.

8. Batalov E.Ya., Zhuravleva V.Yu., Khozinskaya K.V. "Rychashchiy medved'" na "dikom Vostoke" (Obrazy sovremennoy Rossii v rabotakh amerikanskikh avtorov): 1992-2007 gg. [The "Growling Beaf' in the "Wild East" (Images of Modern Russia in the Works of American Authors): 1992-2007)]. Moscow, 2009. 384 p.

9. Cohen S.F. Failed Crusade: America and the Tragedy of Post-Communist Russia. New York, 2000. 304 p. (Russ. ed.: Koen S. Proval krestovogopokhoda. SShA i tragediyapostkommunisticheskoy Rossii. Moscow, 2001. 303 p.).

10. Brzezinski Z. The Premature Partnership. Foreign Aff., 1994, vol. 73, no. 2, pp. 67-82.

11. Mearsheimer J.J. Why the Ukrainian Crisis Is the West's Fault: The Liberal Delusions That Provoked Putin. Foreign Aff., 2014, vol. 93, no. 5, pp. 77-89.

12. Ikenberry G.J. Liberal Leviathan: The Origins, Crisis, and Transformation of the American World Order. Princeton, 2011. 312 p.

13. Ikenberry G.J. The End of Liberal International Order? Int. Aff., 2018, vol. 94, no. 1, pp. 7-23.

14. Mearsheimer J.J. The Great Delusion: Liberal Dreams and International Realities. New Haven, 2018. 328 p.

15. Walt S.M. The Hell of Good Intentions: America's Foreign Policy Elite and the Decline of the U.S. Primacy. New York, 2018. 384 p.

16. Kuznetsov D.V. Pervye kontakty mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Soedinennymi Shtatami Ameriki na vysshem urovne, 1991-1992 gg. [The First Contacts Between the Russian Federation and the United States of America at the Highest Level, 1991-1992]. Amerikanistika na Dal'nem Vostoke, 2022, no. 1, pp. 9-27.

17. Kuznetsov D.V. Razvitie rossiysko-amerikanskikh otnosheniy v 1993-1999 gg. [Development of Russian-American Relations in 1993-1999]. Amerikanistika na Dal'nem Vostoke, 2023, no. 2, pp. 9-31.

18. Ivanov I.S. "Perezagruzka" v rossiysko-amerikanskikh otnosheniyakh: takticheskiy shag ili strategicheskiy vybor? [The "Reset" in Russia-US Relations: A Tactical Step or a Strategic Choice?]. Mezhdunarodnaya zhizn', 2012, no. 9, pp. 2-33.

19. Khlopov O.A. Rezul'taty i perspektivy voennoy kampanii SShA v Sirii [The Results and Prospects of US Military Campaign in Syria]. Colloquium-J, 2020, no. 7-4, pp. 4-8. https://doi.org/10.24411/2520-6990-2020-11500

20. Ivanov O.P. Transformatsiya NATO: ot potepleniya klimata do zamerzaniya v politike [NATO Transformation: From Climate Warming to Freezing in Politics]. Obozrevatel'- Observer, 2022, no. 11-12, pp. 5-16. https://doi.org/10.48137/2074-2975_2022_11-12_5

21. Grinin L.E. Kontury novogo mirovogo poryadka [Contours of a New World Order]. Filosofiya i obshchestvo, 2015, no. 3-4, pp. 7-33.

Информация об авторе

В.Ю. Лукьянов - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры международного предпринимательства Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 67).

Поступила в редакцию 16.10.2023 Одобрена после рецензирования 25.03.2024 Принята к публикации 29.03.2024

Information about the author

Vladimir Yu. Luk'yanov, Cand. Sci. (Hist.), Assoc. Prof., Assoc. Prof. at the Department of International Entrepreneurship, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation (address: ul. Bol'shaya Morskaya 67, St. Petersburg, 190000, Russia).

Submitted 16 October 2023 Approved after reviewing 25 March 2024 Accepted for publication 29 March 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.