Научная статья на тему 'Перспективные направления в сфере противодействия порабощению, схожим практикам подневольного состояния и сделкам с людьми на современном этапе'

Перспективные направления в сфере противодействия порабощению, схожим практикам подневольного состояния и сделкам с людьми на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
230
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАБСТВУ / СХОЖИЕ С РАБСТВОМ ПРАКТИКИ ПОДНЕВОЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ / ПОРАБОЩЕНИЕ / СДЕЛКИ С ЛЮДЬМИ / COUNTERACTION TO ENSLAVEMENT / SIMILAR PRACTICES OF SERVITUDE / TRANSACTION WITH PEOPLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пучнин Владимир Михайлович, Орцханова Татьяна Магометовна

Статья посвящена вопросу уголовно-правовой оценки применяемых зарубежных, российских законодательных подходов в сфере противодействия порабощению, схожим практикам подневольного состояния и сделкам с людьми с позиций их эффективности, перспективности на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE DIRECTION IN SPHERE OF COUNTERACTION TO ENSLAVEMENT, SIMILAR PRACTICES OF SERVITUDE AND TRANSACTIONS WITH PEOPLE AT PRESENT STAGE

The article is devoted to the question of criminal and legal estimation of the applied foreign, Russian Legislative approaches in the sphere of counteraction to the enslavement, similar practices of servitude and transactions with people from the position of their efficiency, perceptivity at the present stage.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления в сфере противодействия порабощению, схожим практикам подневольного состояния и сделкам с людьми на современном этапе»

УДК 343.4

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОРАБОЩЕНИЮ, СХОЖИМ ПРАКТИКАМ ПОДНЕВОЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И СДЕЛКАМ С ЛЮДЬМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© Владимир Михайлович Пучнин

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат юридических наук, профессор, директор Института права, e-mail: puchnin@tsutmb.ru

© Татьяна Магометовна Орцханова Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры уголовного права и процесса; ГУПТИ Тамбовской области, юрисконсульт, е-mail: OTMOMIOON@mail.ru

Статья посвящена вопросу уголовно-правовой оценки применяемых зарубежных, российских законодательных подходов в сфере противодействия порабощению, схожим практикам подневольного состояния и сделкам с людьми с позиций их эффективности, перспективности на современном этапе.

Ключевые слова: противодействие рабству; схожие с рабством практики подневольного состояния; порабощение; сделки с людьми.

Стратегия противостояния преступности выстраивается исходя из конкретных задач, целей, методов и способов, которые наиболее четко конкретизируются в нормативном акте. В российском государстве одним из основных законов, призванных бороться в целом с преступниками, признается Уголовный кодекс. Заметим, что чем выше степень общественной опасности отдельного вида посягательства, предусмотренного указанным кодексом, тем жестче уголовно-законодательная позиция, более того, последняя нередко обусловливает принятие отдельного федерального закона. Несмотря на то, что совершение сделок с людьми, их порабощение в криминальной структуре достаточно прибыльное преступное занятие международного, межнационального, общеуголовного характера в нашей стране, все, что имеется в арсенале правоохранителей для цели противодействия рассматриваемым преступным посягательствам, представлено в виде ст. 127.1 УК РФ «Торговля людьми» и ст. 127.2 УК РФ «Ис-

пользование рабского труда», а также имеющихся научных методических рекомендаций, в связи с чем крайне редко представляется вменять в вину ст. 127.1 и ст. 127.2 Уголовного кодекса, т. к. зачастую преступное поведение переквалифицируется за недостаточностью улик. Причина тому - незначительная нормативная база по данной категории уголовных дел и, соответственно, слабая методика расследования.

Вместе с тем попытки правообразования в рассматриваемом направлении предпринимались, о чем свидетельствует достаточно известный проект Федерального закона РФ от 18 марта 2003 г. «О противодействии торговле людьми», подготовленный в рамках программы «Правовые основы предупреждения и пресечения торговли людьми».

В ракурсе рассматриваемого вопроса значителен зарубежный, международный опыт. На современном этапе рядом государств, помимо криминализации в уголовных кодексах рабского труда, торговли

людьми и смежных с ними посягательств, приняты законы, нацеленные на борьбу с указанными злодеяниями, разработаны соответствующие мероприятия, в т. ч. и связанные с сотрудничеством с другими странами. В качестве примера назовем законы: Республики Таджикистан № 47 от 15 июля 2004 г. «О борьбе против торговли людьми», Туркменистана № 155-111 от 14 декабря 2007 г. «О борьбе с торговлей людьми», Республики Беларусь № 15-3 от 4 мая 2005 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые Кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления ответственности за торговлю людьми и иные связанные с ней правонарушения», Бельгии от 13 апреля 1995 г. «О запрещении торговли людьми и детской порнографии», Италии № 288 от 11 августа 2003 г. «О мерах противодействия торговле людьми», № 269 от 3 августа 1998 г. «О борьбе против проституции несовершеннолетних лиц, порнографии, секс-туризма и других современных форм рабства», Швеции от 1 июля 2002 г. «О запрете торговли людьми для использования в сексуальных целях», Республики Азербайджан от 2005 г. «О борьбе с торговлей людьми», Грузии от 28 апреля 2004 г. «О борьбе против торговли людьми (трафикинга)», Республики Молдова № 241 от 20 октября 2005 г. «О предупреждении и пресечении торговли людьми», Приднестровской Молдавской Республики № 162-З-1У от 28 июля 2010 г. «О противодействии торговле людьми», Кыргызской Республики № 55 от 17 марта 2005 г. «О предупреждении и борьбе с торговлей людьми», модельные законы межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ: «Об оказании помощи жертвам торговли людьми» от 3 апреля 2008 г. и «О противодействии торговле людьми» от 3 апреля 2008 г., указ президента Республики Беларусь № 352 от 8 августа 2005 г. «О предотвращении последствий торговли людьми», декрет Президента Республики Беларусь № 15 от 22 ноября 2005 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь по вопросам противодействия торговле людьми», решение Совета глав правительств СНГ от 24 ноября 2006 г. (Минск) «О проекте Решения о Программе сотрудничества государств -участников Содружества Независимых государств о борьбе с торговлей людьми на 2007-

2010 годы», Государственная программа противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2008-2010 гг., утвержденная указом Президента Республики Беларусь № 624 от 6 декабря 2007 г., соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 25 ноября 2005 г. (Москва), программа правительства Латвии от февраля 2009 г. по контролю за распространением и предотвращению торговли людьми за период 2009-2012 гг. Несмотря на указанное, ряд правительств других государств «пытаются скрыть рабство с помощью бюрократического языка. Индийские крестьяне вовсе не рабы, а «присоединенные работники». ...Все рабы Мавритании превратились в «бывших рабов». Они могут называться «контрактниками» как на печах по производству древесного угля Бразилии, или «служащими», как в публичных домах Таиланда» [1].

Научный анализ вышеназванных зарубежных законов, в целом, позволяет выявить их общие и отличительные характеристики. Во-первых, представляется, что достаточно значимым в сфере противостояния посягательствам является принятие соответствующего внутреннего закона, как правило, название которого обозначено следующим образом «О противодействии торговле людьми», «О борьбе с торговлей людьми» или аналогичное тому же. Вместе с тем содержание законодательных текстов не исключает урегулирование вопроса борьбы с рабством и сходными институтами, одновременно поясняя указанные категории. Так, представляет интерес понятие «рабство», трактуемое законодателем Республики Молдова как состояние или положение лица, на которое распространяется одно или многие права, проистекающие из права собственности [2]. В данной связи под «условиями, сходными с рабством», понимается помещение или содержание лица в таких условиях, при которых другое подчиняет себе первое или заставляет его посредством обмана, силы, угроз или других видов насилия предоставлять определенные услуги, включая принуждение находиться в положении наложницы или состоять в брачных отношениях [2]. Во-вторых, понятийный аппарат уголовного законодательст-

ва одной страны в сфере предупреждения, предотвращения, пресечения торговли людьми, рабства зачастую близко схож с юридической терминологией другого государства. Практически во всех вышеперечисленных нормативных актах употребляются следующие дефиниции, характеризующие рассматриваемые злодеяния, в частности: «торговля людьми», «торговля детьми»,

«торговец людьми», «жертва торговли

людьми», «принудительный труд», «рабство», «долговая кабала», «крепостная зависимость», «вербовка», «эксплуатация», «суррогатная мать», «борьба с торговлей людьми и преступлениями, связанными с ней», «уязвимое положение», «защита жертв торговли людьми» и др. Однако терминология, касающаяся рабства, сходных с ним практик подневольного состояния, нередко ограничивается категориями «рабство», «рабский

труд», «сходные с рабством институты и обычаи», полностью не раскрывая конкретные формы современного угнетения человека.

Таким образом, иностранные уголовные нормы больше акцентируют внимание на противодействии именно торговле людьми, в связи с чем формируется обширный понятийный аппарат и разрабатывается ряд мероприятий, связанных с данным явлением, что в конечном итоге оставляет без достаточного уголовно-правового реагирования и факты иных сделок, совершаемых в отношении человека, при которых виновное лицо явно не торговец людьми.

Достаточно примечательно, что предусматривается уголовная ответственность не только физического, но и юридического лица (ст. 20 Закона Туркменистана «О борьбе с торговлей людьми» [3], ст. 23 Закона Республики Таджикистан «О борьбе против торговли людьми» [4], ст. 6, 7 Модельного закона СНГ «О противодействии торговле людьми» [5]). Аналогичную норму содержит и проект российского федерального закона «О противодействии торговле людьми» от 2003 г. (ст. 16 [6]), что прямо противоречит российскому уголовному праву. В соответствии с данным проектом, криминальная эксплуатация в зависимости от способа может выражаться в форме: физического, экономического, психического принуждения, юридической зависимости, рабстве и условиях сходных с ним, а по признаку содержания деятельности

потерпевшего в виде: эксплуатации физиологических параметров человека, эксплуатации в сфере быта и в целях совершения действий сексуального характера. Экономическое принуждение по тексту связано с долговой кабалой, крепостным состоянием, материальной зависимостью, в свою очередь, юридическое - с усыновлением (удочерением), опекунством, вступлением в брак.

Учитывая изложенное, важно обозначить, что зарубежные законы, призванные противодействовать исследуемым посягательствам, отчасти схожи между собою по структуре и включают разделы, касающиеся: общих положений, специальной дефиници-онной базы, международного сотрудничества, определения круга субъектов, осуществляющих борьбу с торговлей людьми, связанными с ней деяниями, а равно соответствующих полномочий в данной сфере, оказания помощи и защиты потерпевшим. Так, предусматривается создание специализированных убежищ для временного проживания, центры поддержки и помощи потерпевшим.

Схожие мероприятия в целях защиты и реабилитации предпринимаются республикой Беларусь. В соответствии с п. 4 указа № 352 от 8 августа 2005 г., потерпевшим предоставляются временные места пребывания, спальные места, питание, с той лишь разницей, что законодатель в зависимости от возраста жертвы определяет место его временного пребывания в соответствующем учреждении, в частности, для лиц, достигших пятнадцатилетнего возраста, предусматриваются реабилитационные приюты сроком до тридцати дней; для лиц от трех до пятнадцати лет - детские социальные приюты на срок до шести месяцев, а для детей до трех лет - государственные организации здравоохранения [7].

Модельный закон от 3 апреля 2008 г. «Об оказании помощи жертвам торговли людьми», разработанный Межпарламентской ассамблеей СНГ также регламентирует систему оказания помощи потерпевшим, и законодательные гарантии осуществления деятельности, направленной на данную защиту. Потерпевшему предусматривается предоставление пакета социальных услуг в течение 24 часов с момента подачи пострадавшим заявления о признании последнего жертвой торговли людьми, обеспечивается конфиден-

циальность сведений, в случае необходимости безвозмездно предоставляется место временного безопасного проживания в виде убежища, приюта, иного специализированного учреждения. Вместе с тем создается государственный фонд оказания помощи жертвам торговли людьми (ст. 22 [8]). Подобного рода фонды предусмотрены и рядом других государств.

Главою 6 Закона Кыргыской Республики № 55 от 17 марта 2005 г. и гл. 7 Приднестровской Молдавской Республики № 162-З-1У от 28 июля 2010 г. также регулируются вопросы социальной реабилитации и защиты жертв торговли. Однако, определены случаи, когда данные мероприятия можно отменить, а именно: при восстановлении жертвой связи с лицами, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия, расследование или судебное разбирательство; достоверно установлено, что желание сотрудничать с правоохранительными органами является ложным, либо одним из способов уклонения от дальнейшего сотрудничества [9; 10].

По общему правилу, зарубежные законодатели усматривают целесообразность создания на внутреннем государственном уровне соответствующих координирующих органов, к примеру, межведомственные комиссии по борьбе с торговлей людьми. Молдовским законом № 241 от 20 октября 2005 г. одновременно практикуется «институт офицеров и прокуроров связи», «обеспечивающий взаимные консультации с офицерами связи или, по обстоятельствам, с прокурорами связи, действующими в других странах, в целях координации общих действий по выявлению, раскрытию случаев торговли людьми и уголовному преследованию в таких случаях, а также по защите жертв торговли людьми и оказанию им помощи в ходе уголовного преследования» [2].

Наряду с указанным, для российской уголовной науки, представителей законодательной власти бесспорно значение проекта Федерального закона РФ от 18 марта 2003 г. «О противодействии торговле людьми», согласно которому предусматриваются, в т. ч. изменения и дополнения в Уголовный кодекс РФ, в случае его одобрения и принятия, в частности, конструируется уголовная ответственность по семи составам преступлений: 127.1 «Торговля людьми», 127.2 «Разглаше-

ние конфиденциальных сведений о жертве торговли людьми», 127.3 «Использование рабского труда», 127.4 «Долговая кабала», 127.5 «Незаконные действия с документами в целях торговли людьми», 127.6 «Вербовка людей в целях эксплуатации», 127.7 «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов с целью торговли людьми». Вместе с тем обосновывается отдельная криминализация торговли несовершеннолетними, изменение ст. 240 «Вовлечение в занятие проституцией» с дополнением ст. 240.1 «Содействие занятию проституцией» [6].

С нашей точки зрения, необходимость принятия подобного закона социально назрела, однако требуется пересмотреть ряд положений. Во-первых, заметим, что ввиду принятия 20 августа 2004 г. Федерального закона № 119 «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» представляется обоснованным дополнить его комплексом мер адаптационно-реабилитационного характера, которые отчасти предлагалось предусмотреть в вышеуказанном проекте российского закона от 2003 г. «О противодействии торговле людьми». Данная позиция обусловлена тем, что действующий федеральный акт № 119 от 2004 г. является базовым в сфере обеспечения государственной защиты участников уголовного судопроизводства, а включение в его текст конкретных мер поддержки для адаптации и реабилитации позволит не предусматривать их каждый раз в законах, принимаемых в целях пресечения каких-либо особенно общественно-опасных деяний. Однако необходимо определить, в случае совершения каких видов преступлений такая поддержка может быть осуществлена. В данном контексте представляют особый интерес образованные в соответствии с указом Президента РФ № 1316 от 6 сентября 2008 г., в органах внутренних дел РФ на базе подразделений по борьбе с организованной преступностью подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, а также проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительство в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и предлагаемые к нему

правила [11; 12]. Так, по проекту устанавливается, что данная мера осуществима только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, каким не является использование рабского труда (ч. 1 ст. 127.2 УК РФ). Выход из сложившейся ситуации -увеличение санкции указанной статьи. Названная мера по тексту проекта осуществляется на основании заключаемого с защищаемым лицом договора о взаимных обязательствах и взаимной ответственности, в котором определяется перечень предполагаемых мероприятий в зависимости от характера переселения (предоставление постоянного или временного места жительства). Так, предусматривается при переселении возмещать расходы, связанные с переездом, оплачивать стоимость аренды (найма) жилья и коммунальных платежей в течение одного года, выплата материальной помощи на протяжении шести месяцев в целях благоустройства жилого помещения: приобретение предметов первой необходимости, в т. ч. личной гигиены, продуктов питания, предметов гардероба и др. В данной связи указанный проект постановления достаточно позитивен, т. к. регламентирует в деталях процедуру применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица. Видится целесообразным разработать правила применения и иные меры, предусмотренные Федеральным законом России «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», что позволит устранить неясности и достаточно эффективно их использовать для целей защиты и поддержки.

По мнению Ф.Н. Кадникова, немаловажную роль для предупреждения преступлений играют меры социального характера, среди которых: деятельность государства, направленная на повышение экономического и культурного уровня жизни людей; сотрудничество органов государственной власти и неправительственных организаций, международное сотрудничество и обмен информацией; совершенствование законодательства, в т. ч. экономического и миграционного; улучшение миграционной политики и противодействие спросу, порождающему эксплуатацию и др. [13]. С криминологической точки зрения Г.К. Ищенко, необходимы: разработка комплексной государственной полити-

ки, направленной на противодействие торговле людьми и использованию рабского труда; возложение дополнительной обязанности на Совет Безопасности РФ как на официально признанный координирующий орган, уполномоченный осуществлять государственную стратегию национальной безопасности, в т. ч. и в сфере борьбы с торговлей людьми; финансирование научно-исследовательских работ в данной сфере; создание специализированных оперативных и следственных подразделений в правоохранительных органах по противодействию торговле людьми и использованию рабского труда; развитие системы учреждений социального обслуживания для оказания помощи жертвам торговли людьми и рабского труда и ряд иных мер [14].

В данном контексте, справедливо отмечает А.М. Багмет, «конкретный механизм борьбы сегодня еще окончательно не выработан.

. Тенденция современной уголовной политики должна заключаться в значительном усилении внимания государства к проблеме торговли людьми в целом и отдельным его разновидностям. И всемерную помощь в этом будут оказывать органы прокуратуры» [15].

На основе проведенного сравнительноправового анализа зарубежных законодательных подходов, учитывая состояние исследуемой проблемы в России, в качестве ключевого момента, от которого напрямую зависит эффективность деятельности российской правоохранительной системы в сфере противодействия порабощению, схожим практикам подневольного состояния и сделкам с людьми на современном этапе, обозначим особую важность разработки и принятия соответствующего федерального закона. В данной связи поясним, что при конструировании нормативного содержания такого акта не правильным будет уделять первостепенное значение исключительно противодействию торговле людьми, что прослеживается в иностранных законах, преследующих исследуемые посягательства, и также проекте российского закона от 18 марта 2003 г. «О противодействии торговле людьми», т. к. криминализированные составы деяний, предусмотренные ст. 127.1 и ст. 127.2 УК РФ, фактически обладают равной степенью общественной опасности, зачастую взаимосвязаны, являясь составляющими организованной

преступности, коррупционных и иных преступных процессов. Вместе с тем несомненную важность и значимость представляют собою вопросы оказываемой защиты и социально-реабилитационной поддержки потерпевшим в результате осуществленных посягательств на их свободу. Из зарубежной практики следует, что вышеуказанное, как правило, разрешается путем включения определенной группы нормативных установлений в структуру закона, призванного противодействовать торговле людьми. На наш взгляд, применение подобной законодательной позиции на сегодняшний день нецелесообразно ввиду того, что на всей территории России действует Федеральный закон № 119 от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», который возможно изменить и дополнить в части включения мер адаптационно-реаби-лиатационного характера в отношении лиц, которых подвергали сделкам, иной криминальной передаче, порабощению, сходным практикам подневольного состояния, а равно эксплуатации [16]. Таким образом, в данной связи представляет интерес ранее предложенный МВД РФ проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительство в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и предлагаемые к нему правила. Считаем, что такого рода постановление и правила есть необходимость разрабатывать, принимать и в отношении ряда иных мер государственной защиты и поддержки (изменение внешности, личная охрана, временное помещение в безопасное место и др.), т. к. не исключено возникновение правовых преткновений по их применению.

1. Бэйлз К. Одноразовые люди. Новое рабство в глобальной экономике. М., 2006. С. 268.

2. О предупреждении и пресечении торговли

людьми: закон Республики Молдова от

20.10.2005 г. № 241. иЯЬ: www.lex.justice.md (дата обращения: 21.12.2010).

3. О борьбе с торговлей людьми: закон Туркменистана от 14.12.2007 г. № 155-ІІІ. ИКЬ: www.turkmenistan.gov.tm (дата обращения:

27.09.2010).

4. О борьбе против торговли людьми: закон Республики Таджикистан от 15.07.2004 г. № 47. URL: www. migratsiya.tj (дата обращения: 21.12.2010).

5. О противодействии торговле людьми: модельный закон СНГ от 3.04.2008 г. URL: www. crime.vl.ru (дата обращения: 12.08.2010).

6. О противодействии торговле людьми: проект Федерального закона РФ от 18.03.2003 г. URL: www.duma.gov.ru (дата обращения: 08.01.2010).

7. О предотвращении последствий торговли людьми: указ Президента Республики Беларусь от 08.08.2005 г. № 352. URL: www. pravo.by (дата обращения: 15.12.2010).

8. Об оказании помощи жертвам торговли людьми: модельный закон СНГ от 3.04.2008 г. URL: www.crime.vl.ru (дата обращения:

12.08.2010).

9. О предупреждении и борьбе с торговлей людьми: закон Кыргызской Республики от

17.03.2005 г. № 55. URL: www.traffikunet.kg (дата обращения 21.12.2010).

10. О противодействии торговле людьми: закон Приднестровской Молдавской Республики от 28.07.2010 г. № 162-З-ІУ. URL: www.president. pmr-gov.org/zakon (дата обращения: 21.12.2010).

11. О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ: указ Президента РФ от 6.09.2008 г. № 1316 // СЗ РФ. 2008. № 37. Ст. 4182.

12. Об утверждении правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: проект Постановления Правительства РФ. URL: www.mvd.ru (дата обращения: 21.12.2010).

13. Кадников Ф.Н. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, связанных с торговлей людьми: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2007. С. 10-11.

14. Ищенко Г.К. Уголовно-правовые и кримина-логические меры противодействия торговле людьми и использованию рабского труда: ав-тореф. дис. ... канд. юр. наук. Ростов н/Д, 2010. С. 13-14.

15. Вне толерантности. Торговля людьми и рабский труд: метаморфозы старых преступлений и новые методы их преодоления. Владивосток, 2009. С. 124, 128.

16. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: федеральный закон РФ от 20.08.2004 г. № 119 // Российская газета. 2004. 25 авг.

Поступила в редакцию 14.02.2011 г.

UDC 343.4

PERSPECTIVE DIRECTION IN SPHERE OF COUNTERACTION TO ENSLAVEMENT, SIMILAR PRACTICES OF SERVITUDE AND TRANSACTIONS WITH PEOPLE AT PRESENT STAGE

Vladimir Mikhailovich Puchnin, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Legal Sciences, Professor, Director of Law Institute, e-mail: puchnin@tsutmb.ru

Tatyana Magometovna Ortshanova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Criminal Law and Process Department; SUETI of Tambov region, legal adviser, е-mail: OTMO-MIOON@mail.ru

The article is devoted to the question of criminal and legal estimation of the applied foreign, Russian Legislative approaches in the sphere of counteraction to the enslavement, similar practices of servitude and transactions with people from the position of their efficiency, perceptivity at the present stage.

Key words: counteraction to enslavement; similar practices of servitude; enslavement; transaction with people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.