7. Chovushyan E.O., Sidorov M.A. Risk management and sustainable development. M., 2002; Petrenko I.N. Principles of constructing a classification of negative safety factors // Risk Management. 2005. No. 3. P. 6-9
8. Tishin V.G. Sustainable development of regions: the role and place of risk management in this process / V. G. Tishin. -Ulyanovsk: UlSTU, 2015 .-- 276 p.
9. Avdeev V.S. Analysis and management of risks in developing a strategy for the development of a territory // Young scientist. - 2016. - No. 10 (114). - P. 565-568 [Electronic resource] URL: https://moluch.ru/archive/114/30125/ (date of access: 23.04.2020)
10. Ecology and migrants named the main threats to development in 2016 // Interfax. [Electronic resource] URL: http://www.in-terfax.ru/business/489556 (date of access: 22.02.2020)
11. E.P. Istomin, A.G. Sokolov, E.M. Zorinova, L.S. Slesareva Geoinformation aspects of risk management of sustainable development of the seaside recreational area Izvestia SFedU. Technical sciences, 2012, p. 234-239
12. Borisenko I.V., Degtyareva T.V. Classification of risks in tourism "Resorts, service, tourism", Krasnodar, No. 3-4 (40-41), 2018, p. 8-14
13. Degtyareva T.V. System of classification of factors and criterion scales of tourist territory safety / T.V. Degtyareva, I.V. Borisenko, V.Yu. Linnik // Economy and Entrepreneurship. 2017. N 7 (84). S. 1009 - 1013.
14. Ovcharov A.O. Theory and methodology of risk management in the tourist and recreational complex [Electronic resource] URL: http://www.allbest.ru (date of access: 05/30/2020)
15. Istomin EP, Slesareva L.S. Application of stochastic models for predicting risks in geosystems // Uchenye zapiski RSHMU. -2011. - Issue. 17 - 9 p.
16. Istomin EP, Slesareva L.S. Risk assessment of extreme events. Scientific notes of the RSHU. - 2010. - Issue. 16.- 9 p.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10460
Н.В. Елисеева - доктор географических наук, профессор, Академии маркетинга и социально-информационных технологий, Россия, г. Краснодар, e-mail: envves@mail.ru,
N.V. Eliseeva - Doctor of Geographical Sciences, Professor, Academy of Marketing and Social Information Technologies, Russia, Krasnodar.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ PROMISING TOURISM DESTINATIONS DURING THE PANDEMIC IN NORTHERN RUSSIA
Аннотация. В текущем году, в связи с пандемией, возник значительный интерес отдыхающих к внутреннему туризму. Поэтому важно, чтобы в туризме, как и в других современных отраслях, был рынок региональных новшеств. Эффект от внедрения разного рода инноваций должен проявляться в экономической, экологической и социальной составляющей, что является отражением улучшения уровня и качества жизни населения. Для этого необходимо оценить каждый уголок России с точки зрения привлекательности для туризма. Нами проведены исследования по развитию регионального туризма в Архангельской области.
Abstract. This year, due to the pandemic, there was a significant interest of holidaymakers in domestic tourism. Therefore, it is important that tourism, as in other modern industries, has a market for regional innovations. The effect of all kinds of innovations must be manifested in the economic, environmental and social component, reflecting improvements in the standard and quality of life of the population. To do this, it is necessary to evaluate every corner of Russia in terms of attractiveness for tourism. We have conducted research on the development of regional tourism in the Arkhangelsk region.
Ключевые слова: внутренний туризм, перспективные региональные направления, сказочные герои Севера. Key words: domestic tourism, promising regional destinations, fairy-tale heroes of the North.
Многие считают, что большинство соотечественников предпочитают отдых за рубежом, однако данные говорят о том, что отдых в России очень актуален. По данным Ростуризма объем внутреннего туристского потока в РФ в 2015 году составил около 50 млн. чел., а это значит, что внутренним туризмом охвачено около 34% населения РФ, поэтому внутренний туризм по объёму значительно больше выездного. [1; 2]
В России самые востребованные направления в туризме это Краснодарский край, Крым, Северо-Кавказские минеральные воды и некоторые другие направления. Новые туристские направления для регионов очень важны, поскольку одновременно развивается гостиничный, транспортный, экскурсионный, продовольственный и др. бизнес. Исследования, проведенные ранее, являются тому подтверждением [ 3; 4; 5].
Однако пандемия по коронавирусу 2020 года внесла свои коррективы в развитие внутреннего туризма. Об этом можно много говорить, но нужно в конце курортного сезона провести серьезный экономический анализ северных регионов с новыми направлениями туризма. Поэтому целью исследования явилось изучение известных и разработки новых туристских направлений на примере Архангельской области. Дело в том, что период самоизоляции в области продлился и в летние месяцы. А жителям необходимо отдыхать и очень важно организовать на месте такой отдых.
Территория Архангельской области обладает уникальными природными эко зонами, культурными, историческими, археологическими и архитектурными объектами, которые открывают широкие возможности для
развития культурно-познавательного туризма. Выявлено около 10 тысяч памятников истории и культуры, охраняемых государством, в том числе 1421 объект культурного наследия федерального значения. Особо интересны самобытные сказки русского Севера в сказаниях сказочника Степана Писахова.
Перед разработкой сказочной деревни Сени Малины важно было выявить заинтересованность в данном туристическом объекте у жителей города Архангельска. Для этого разработали анкету социологического опроса с вопросами закрытого типа.
Цель данного опроса носила исследовательский характер и была направлена на сбор предварительной информации, которая использовалась в дальнейшем определении возможностей создания сказочной деревни.
Для достижения поставленной цели было проведено социологическое исследование с потенциальными туристами. Ответы на эти вопросы помогли:
1) создать социальный портрет будущего потребителя;
2) проанализировать, какой процент туристов знают сказочника Степана Писахова и его героя Сеню Малину, чем знаменит герой;
3) определить, готовы ли потенциальные туристы посещать новый туристский объект.
Проанализировав ответы респондентов, выяснили, что большинство респондентов знакомы с творчеством Степана Писахова (рис. 1).
Рисунок 1 - Анализ ответов «Вы слышали сказки северного писателя С. Писахова?»
Далее был задан вопрос на знание главного героя сказок Писахова - Сени Малины (Рис. 2). Прототипом для создания Сени Малины стал односельчанин Писахова Семен Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина. «А живет Сеня Малина, как все поморские мужики, по его собственному выражению, «обнакновенно».. .и детей у него семеро на лавке, пять - на печи».
Сеня Малина испытывает и передает читателям восторг от красот Севера, его Родины. А также же и про себя рассказать не забывает. «Малина, дружный с природой - ветром, дождем, землей, - пророс корнями в землю, расцвел яблоней» [6].
Рисунок 2 - Анализ ответов респондентов на вопрос «Вы знаете, кто такой Сеня Малина?».
Количество респондентов ответивших положительно немного уменьшилось. Что указывает на поверхностность знаний сказок северного сказителя. Поэтому важно поднять признание героев сказок о Сене Малине до создания туристического объекта.
Далее респондентам было предложено выразить свое отношение к созданию сказочного туристического аттракциона «Сказочная деревня Сени Малины" (Рис.3).
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
ПОЛОЖИТЕЛЬНО НЕЙТРАЛЬНО
Рисунок 3 - Анализ ответов респондентов на вопрос «Как Вы отнесетесь к появлению в Архангельске тематического парка, посвященного Сене Малине?».
Произведения Степана Григорьевича - это фольклор русского Севера. Традиции поморской деревни, быт, образ жизни и самое главное - бережное отношение к природе Севера, все можно в них разглядеть. Это история, которая так важна для современных северян. Это литературное достояние, которое важно для общества.
Поэтому так важно поддерживать память и развивать интерес к произведениям Писахова С.Г., которые, кстати, не только могут рассказать об историческом аспекте культуры поморов, но и развеселить, зарядить положительными эмоциями.
Практически все респонденты выразили заинтересованность в появлении нового туристического объекта в г. Архангельске. Вопрос о предпочтениях родителей и детей показал, что родители хотят видеть импровизиро-
ванный уличный театр сказок Сени Малины и кафе «вечная льдина» больше, чем театр теней сказок Сени Малины, нишу в форме апельсинового дерева и сувенирный магазин «яблоневый цвет» (цветущая яблоня). Дети хотят увидеть кафе «вечная льдина» и нишу в форме апельсинового дерева в качестве аттракциона в поселке Уемский.
Результаты социологического опроса позволили нарисовать социально - экономический портрет потребителя: в ходе опроса выяснилось, что большинство респондентов - это взрослые люди, которые имеют детей. Это активная и уже платежеспособная часть населения, которая может приводить отдельно детей для создания развлекательной программы для них, так и сами могут участвовать в различных развлекательных мероприятиях.
Сказочная деревня Сени Малины - туристский продукт, состоящий из впечатлений, стилизованных под сказки Степана Писахова. Так же как Писахов, мы хотим вписать сказку в реальный географический контекст. Мы надеемся создать семейную атмосферу. Подарить жителям города Архангельска и гостям место для активного времяпрепровождения. А также повысить интерес горожан в культурных ценностях, традициям и местным праздникам.
Туристический проект «Сказочная деревня Сени Малины» по нашим представлениям должен стать брендом Архангельской области, который заявит о Поморье на российском туристском рынке [7].
Так как на сегодняшний день Архангельская область практически не узнаваема среди россиян. И это при том, что Архангельская область изображена на купюре номиналом в 500 рублей. Реализация проекта «Сказочная деревня Сени Малины» практически сразу увеличил поток туристов в Архангельскую область из соседних областей. При этом хотелось бы уточнить, что деревня будет функционировать круглогодично и ежедневно.
Для поддержания выручки в будние дни планируется наладить взаимоотношения как со школами Архангельска, предложив им интерактивные программы в будние дни. Так и с областными школами, школами из других субъектов РФ, предложив им 2-3-х дневные туры в Архангельск.
В основе экономического анализа «Сказочной деревни Сени Малины» мы будем опираться на опыт создания тематического парка «Вотчина Деда Мороза» в Великом Устюге. Так как считаем, что географическое расположение городов Архангельск и Великий Устюг схоже, схожи также и климат и роль города на рынке туристических услуг до создания бренда (табл. 1).
Таблица 1 - Сравнительная характеристика городов Архангельск и Великий Устюг
Территория Население за 2018 год Год образования Расстояние до Москвы Поток туристов за 2018 год
Архангельск 294, 42 км2 349 742 млн. чел. 1584 1 224,7 км 6 тыс. человек
Великий Устюг 17 км2 31 606 млн. чел. 1147 906 км 300 тыс. человек
Очевидно, что Архангельск превосходит Великий Устюг, как по своей территории, так и по количеству проживающих на ней людей. При этом также хорошо видна разница в туристическом потоке. Великий Устюг за 2018 год посетило в 50 раз больше туристов, чем город Архангельск. Так же хотелось бы отметить, что расстояние до Москвы из этих городов практически одинаковое. При этом в самом городе Великий Устюг, в отличие от Архангельска, нет аэропорта. И все туристы, приезжающие в гости к Деду Морозу, пребывают либо на собственном авто, либо на поездах.
Важно знать из каких бюджетов Великий Устюг начал строительство столь грандиозного тематического парка. «Вотчину Деда Мороза» открыли в 1998 году. В Период с 1998 года по 2018 год в проект было вложено более 2,1 млрд. Рублей, из которых федеральных средств - около 400 млн. рублей, а областных - 600 млн. Остальное - средства инвесторов. Началось строительство столь грандиозного проекта с главного сооружения - дома Деда Мороза. По форме собственности — это бюджетное учреждение, однако, в дальнейшем к развитию тематического парка подключились и коммерческие структуры - малый бизнес, а также компания ОАО «Дед Мороз», в состав учредителей которого вошло правительство области. Так с помощью бюджетных и частных средств «Вотчина Деда Мороза» обрастала новыми постройками и территориями [8].
Если в 1998-м Великий Устюг посетили три тысячи туристов, то теперь ежегодный поток составляет 300 тысяч. Для 35-тысячного города - отличный результат. Гостиница была всего одна, а сейчас их 40. Номерной фонд вырос в 30 раз. Кафе и ресторанов теперь 80, а на старте было всего шесть.
На этом примере, также решили привлечь к постройке «Сказочной деревни Сени Малины» инвесторов-крупные компании Архангельской области. Среди всех мы выделили следующих перспективных по нашему мнению кандидатов:
1) ЗАО «Лесозавод 25».
Даная организация входит в группу компаний «Титан», объединяющую более 20 предприятий на территории Архангельской области и за ее пределами, основным направлением работы которых является профессиональная деятельность в сфере лесной промышленности. В 2019 году завод вышел на показатель распила 1 млн. 800 тыс. м3. Годовой оборот предприятия превышает 100 млн. евро.
2) Строительно-инвестиционный холдинг «Аквилон Инвест».
Одна из ведущих девелоперских компаний, предоставляющих полный спектр услуг на рынке недвижимости - создана в Архангельске 13 октября 2003 года. Холдинг «Аквилон Инвест» является четырехкратным обладателем Золотого знака «Надежный застройщик России» в 2015, 2016, 2017 и 2018 годах.
Компания входит в ТОП-30 девелоперских компаний России с объемом строительства порядка 600 тысяч
кв. м и земельным банком около 800 тысяч кв. м, в 20-ку крупнейших застройщиков Санкт-Петербурга, и занимает 1-е место по объемам строительства в Архангельской области.
3) Судоремонтный завод «Красная Кузница» (СРЗ «Красная Кузница») входит в состав ОАО «Объединённая строительная корпорация» и является филиалом ОАО «ЦС «Звездочка» в городе Архангельск. Судоремонтный завод «Красная Кузница» — старейшее судоремонтное предприятие России, ведущее свою историю с 1693 года.
4) Севералмаз. Общество создано в 1992 году для промышленного освоения месторождения алмазов имени М.В. Ломоносова. Начало промышленной добычи беломорских алмазов началось в 2005 году. По оценкам гохрана РФ срок обработки запасов - более 50 лет, содержание алмазов ювелирного ряда превышает 60%. Добытые алмазы подтверждают прогнозы специалистов о высоком качестве сырья.
Привлекая инвесторов, планируется получить от них около 10 млн. рублей на начальном этапе строительства и для начала рекламной политики.
На основе данных статистики о посещаемости «Вотчины Деда Мороза» в первые годы после открытия и основываясь на сравнении двух территорий можно прогнозировать, что в первый год "Сказочную деревню Сени Малины" посетят примерно около двух с половиной тысяч человек, со средним чеком на человека в районе тысячи рублей в день.
Период окупаемости инвестиционного проекта: 10 000 000 / 2 500 000 = 4 года.
Индекс доходности инвестиций для рассматриваемого инвестиционного проекта равен: PI = 1 + (2 500 000 / 10 000 000) = 1,25. PI > 1, следовательно, проект рентабелен.
Кроме того, рассказывание поморских сказок будет способствовать развитию бренда Архангельской области и привлечению новой группы туристов, делая туристический опыт более интересным и необычным. Очень важно, что региональные власти поддерживают развитие внутреннего туризма [8].
Туристский потенциал Архангельской области может быть воплощен в туристическую достопримечательность в виде развлекательного туристического парка «Сказочная деревня Сени Малины». Это подтверждает, проведенное анкетирование, в ходе которого, выяснили положительное отношение архангелогородцев к новой туристской достопримечательности. Жители Поморья, кстати, также поддерживают развитие туризма в области и проявляют свою заинтересованность в данном вопросе.
Источники:
1. Совещание о развитии внутреннего туризма // Правительство РФ - 2016. URL: http://government.ru/news/21363 - [Дата обращения 19.08.2020].
2. Быстров С. А. Внутренний туризм как стратегически важное направления развитие туристского рынка РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 966-970. - URL: http://e-koncept.ru/2016/96108.htm. [Дата обращения 19.08.2020].
3. Асланова Э.Г., Елисеева Н.В. Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края - уникальный регион для въездного туризма. //Вестник Академии знаний. 2017. - С. 17-21.
4. Елисеева Н.В., Слюсаренко Э.Е. Повышение конкурентоспособности гостиничных предприятий (на примере ООО "Шкиперская"). //Вестник Академии знаний. 2019. № 2 (31). С. 108-111.
5. Елисеева Н.В., Мещерякова А.Б. Аналитико-прогнозные аспекты управления номерным фондом гостиничного предприятия посредством межсекторального взаимодействия. //Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 28 (2). С. 103-108.
6. Писахов С.Г. Архангельские сказки. Изд. БХВ-Петербург: 2016 [Электронное издание] https://iknigi.net/avtor-stepan-pisahov/ [Дата обращения 18.08.2020].
7. Архангельская область получила турбрэенд [Электронный ресурс] -URL:https://www.sostav.ru/publication/arkhangelskaya-oblast-poluchila-turbrend-21087 [Дата обращения 29.04.2019].
8. Великий Устюг - Родина Деда Мороза [сайт] URL: ded.moroz.ru [Дата обращения: 15.06.2020]. References:
1. Meeting on the development of domestic tourism / Russian government - 2016. URL: http://government.ru/news/21363 - [Date of appeal 19.08.2020].
2. Bistrov S.A. Domestic Tourism as a strategically important direction of the development of the Russian tourism market / Scientific and methodical electronic magazine "Concept". - 2016. T. 15. S. 966-970. - URL: http://e-koncept.ru/2016/96108.htm. [Date of appeal 19.08.2020].
3. Aslanova E.G., Eliseeva N.V. Resort and Recreation Potential of Krasnodar Region - a unique region for inbound tourism. Herald of the Academy of Knowledge. 2017. - S. 17-21.
4. Eliseeva N.V., Slusarenko E. E. Increase of competitiveness of hotel enterprises (on the example of Shkiperskaya llc) Herald of the Academy of Knowledge. 2019. No 2 (31). P. 108-111.
5. Eliseeva N.V., A.B. Meshcheryakova Analytical and predictive aspects of the management of number fund of the hotel enterprise through cross-sectoral collaboration. Natural-humanitarian research. 2020. No 28 (2). P. 103-108.
6. Pisahov S.G. Archangel tales. Ed. BCHV-Petersburg: 2016 [Electronic edition] [Date of appeal 18.08.2020].
7. The Arkhangelsk region has received a turbocharged [Electronic resource] [Date of appeal 24.04.2020].
8. The Great Ustyug - Homeland of Santa Claus (site) URL: ded.moroz.ru . [Date of appeal 15.06.2020].
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10461
К.В. Ермишов - Аспирант кафедры экономики, Северо-Западный институт управления Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, lskm2@mail.ru,
K.V. Ermishov - PhD student, Department of Economics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation;
М.Н. Конягина - Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, Северо-Западный институт управления Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, Konyagina-MN@ranepa.ru,
M.N. Koniagina - Doctor of Economics, Professor, Department of Economics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation
ЭВОЛЮЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЮЖНОЙ КОРЕИ И ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА THE EVOLUTION OF SOUTH KOREA'S INNOVATION POLICY AND THE CHALLENGES OF THE 21ST CENTURY
Аннотация. Южная Корея является одним из самых успешных государств в вопросе формирования и реализации инновационной политики. Однако XXI с каждым десятилетием являет новые вызовы, с которыми эта страна пока справляется, но уже демонстрирует некоторые проблемы, успех решения которых предопределит дальнейшую судьбу Корейской Республики. Например, требования к применяемым инструментам развития зачастую не соответствуют укорененным культурным нормам в стране, а методы и инструменты, которые создали «корейское чудо», привели к коррупции, порицаются и должны быть кардинально изменены.
Россия стремится стать в авангарде мирового инновационного фронта, поэтому опыт стран, ставших лидерами мировых инноваций, очень полезен. Важно также понимать слабые места, возникающие в процессе прохождения этого пути. Поэтому выявление этапов и подходов к развитию национальной инновационной системы Южной Кореи, обеспечивших место страны в инновационном авангарде, стало целью настоящей статьи. Для ее достижения авторы изучили принципы функционирования и выявили особенности развития инновационной сферы Республики Корея, что дало возможность определить перспективы развития инновационного потенциала страны и существующие проблемные точки, ограничивающие рамки развития инноваций, предложить способы их разрешения.
Статья будет полезна ученым, занимающимся проблематикой инноваций и стратегического планирования, политикам и чиновникам.
Abstract. South Korea is one of the most successful states in the formation and implementation of innovation policy. However, the XXI century presents new challenges with each decade, with which this country is still coping, but already demonstrating some problems, the success of which will predetermine the further fate of the Republic of Korea. For example, the requirements for the development tools used often do not correspond to the deeply rooted cultural traditions in the country, and the methods and tools that created the "Korean miracle" have led to corruption, are condemned and should be radically changed.
Russia strives to be at the forefront of the global innovation front, so the experience of countries that have become leaders in global innovation is very useful. It is also important to understand the weaknesses that arise in the process of walking this path. Therefore, identifying the stages and approaches to the development of the national innovation system of South Korea, which ensured the country's place in the innovative vanguard, became the purpose of this article. To achieve it, the authors studied the principles of functioning and identified the peculiarities of the development of the innovative sphere of the Republic of Korea, which made it possible to determine the prospects for the development of the country's innovative potential and existing problem points that limit the framework for the development of innovations, and propose ways to resolve them.
The article will be useful for scientists dealing with innovation and strategic planning, politicians and officials.
Ключевые слова: инновации, инновационная политика, инновационное развитие, Южная Корея, государственно-частное партнерство, чеболи
Keywords: innovation, innovation policy, innovative development, South Korea, public-private partnership,
chaebols
Введение
Инновационные процессы все чаще являются определяющим элементом стабильной экономики, устойчивого развития государства. Наибольший исследовательский интерес в вопросе инновационного развития государства представляют успешные инновационные системы, особенности их функционирования, стратегии национальной инновационной политики. Ярким примером успеха стало развитие национальной инновационной системы Южной Кореи, систематизация которого и выявление этапов и подходов, обеспечивших место страны в