Научная статья на тему 'Анализ состояния и перспективы развития экологического туризма в Вологодской области'

Анализ состояния и перспективы развития экологического туризма в Вологодской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
683
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЧИСТОТА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛАНДШАФТНО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРИРОДНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Скворцов Роман Иванович, Самылина Валентина Григорьевна

В статье рассматриваются современное состояние, тенденции, проблемы и перспективы развития экологического туризма Вологодской области. Обозначены целевые ориентиры и приоритетные направления в этой сфере. Для решения поставленных в перспективе задач по развитию экологического туризма в области предложены мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Скворцов Роман Иванович, Самылина Валентина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния и перспективы развития экологического туризма в Вологодской области»

(e-mail: milo-netak-li@mail.ru)

Siberian state industrial University, Novokuznetsk,Russia

Cherepanova Ekaterina Olegovna, student

(e-mail: kate.cherepanova2016@bk.ru)

Siberian state industrial University, Novokuznetsk,Russia

Dranishnikova Vera Vasilyevna, candidate of Economics, associate Professor

(e-mail: drvv2010@yandex.ru)

Siberian state industrial University, Novokuznetsk,Russia

THE PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY

Abstract. This paper analyzes the main prospects of the Eurasian economic community development.

Key words: EurAsEC integration process, Customs Union, energy potential turnover.

УДК 338.48 (470.12)

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ Скворцов Роман Иванович, магистрант (e-mail: ri.skvortcov@severstal-vtorchermet.ru) Вологодский государственный университет, г.Вологда, Россия

Научный руководитель Самылина Валентина Григорьевна, к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента Вологодский государственный университет, г.Вологда, Россия (e-mail: v.samilina2011@yandex.ru)

В статье рассматриваются современное состояние, тенденции, проблемы и перспективы развития экологического туризма Вологодской области. Обозначены целевые ориентиры и приоритетные направления в этой сфере. Для решения поставленных в перспективе задач по развитию экологического туризма в области предложены мероприятия.

Ключевые слова: экологический туризм, экологическая чистота, экологический потенциал, ландшафтно-рекреационный потенциал, природные достопримечательности

В современной России одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан, что достигается, в том числе и за счет развития сферы туризма. Эффективным инструментом, способствующим реализации данного сценария развития экономики и обеспечения конкурентоспособности отрасли в долгосрочной перспективе, является диверсификация туристского продукта в направлении его индивидуализации и специализации.

Одним из таких видов туристской деятельности во многих российских регионах является экологический туризм. В современных условиях он становится все более популярным в силу того, что способен пробудить интерес к проблемам экологии.

В настоящее время экологический туризм играет значительную роль в мировой индустрии туризма. Он является одной из ведущих составляющих в формировании туристско-рекреационных экономических кластеров. По прогнозам ведущих специалистов всемирной туристкой организации в XXI в. темпы роста экотуризма будут высокими, а приносимые доходы внесут значительный вклад в развитие экономики многих стран мира, особенно развивающихся.

Экологический туризм — это такой вид туризма, который выражается в активном времяпрепровождении человека в природной среде не только с использованием ее рекреационных, познавательных и иных возможностей, но и с учетом ее сохранения и приумножения.

Основная идея экологического туризма - это, прежде всего, забота об окружающей природной среде, которую используют в туристских целях. Именно такое использование богатств природы в сочетании с воспитанием любви к ней и утверждением важности ее защиты является отличительной чертой экологического туризма.

Несмотря на бурное развитие туризма в России, наблюдающееся в последнее десятилетие, многие тенденции мирового туризма по-прежнему остаются незамеченными в нашей стране. Это в значительной степени относится к экологическому туризму, получившему большое признание за рубежом несколько десятилетий назад [6]. Лишь отдельные национальные парки России (Валдайский, Водлозерский, Кенозерский, Хвалынский, Марий Чодра, Смоленское Поозерье и др.), ведомые инициативным руководством, добились некоторых успехов в развитии экотуризма.

Развитию экологического туризма в регионах способствуют следующие факторы:

- растущий спрос жителей городов и иностранцев на отдых «ближе к

природе»;

- уникальное историко-этнографическое наследие регионов России;

- богатые рекреационные ресурсы;

- экологическая чистота;

- наличие трудовых ресурсов для обслуживания туристов;

- доступная цена отдыха.

Ориентируясь на субкластерный подход, рассмотрим экологический потенциал Вологодской области.

1.Субкластер «Великий Устюг - родина Деда Мороза». Полноценная туристская зона формировалась, начиная с 1998 г. и включает исторический город Великий Устюг и его ближайшие окрестности. Проект является одним из крупнейших по созданию на территории Вологодской области известного на международном уровне бренда. Туристский проект

разрабатывался для круглогодичного использования, в этом его основное преимущество перед сезонностью использования туристско-рекреационной инфраструктуры в других районах Вологодской области и на Северо-Западе России в целом. Основные объекты, привлекательные для посещения и имеющие устойчивый спрос в туристской зоне, следующие. Вотчина Деда Мороза - отдельная композиционная группа туристских объектов, выполненная в едином архитектурном стиле, предназначенная для комплексного обслуживания туристов в ходе реализации туристского проекта Великий Устюг - «Родина Деда Мороза». Располагается вне основной застройки города на берегу Сухоны в сосновом бору. На территории исторического города Великий Устюг располагаются многочисленные памятники архитектуры и их ансамбли -Соборное Дворище, церковь Вознесения на торгу, Михайло-Архангельский монастырь, дом Шилова и др. Вне основной застройки Великого Устюга располагаются ансамбли - Дымковская слобода и Троице-Гледенский монастырь. Кроме того, отдельно стоит выделить богатейшие традиции декоративно-прикладных народных промыслов и ремесел, распространенные в городе - чернение по серебру, финифть, резьба по бересте, чеканка и шитье, льноткачество. Привлекательность туристской зоны дополняется высоким ландшафтно-рекреационным потенциалом окрестностей города, богатством и первозданностью природной среды Великоустюгского района, наличием 5 обширных открытых водных пространств и бальнеологических ресурсов -минеральных вод (на территории района располагается санаторий «Бобровниково»). На территории Великоустюгского района также располагаются такие природные достопримечательности как геологическое обнажение Опоки, фонтанирующий источник у д. Братское, пороги на р. Сухоне. Из рукотворных памятников - остатки полуразрушенного гидротехнического сооружения - плотины на Сухоне (1947 г.) [1].

Перспективные направления развития туристской зоны - событийный, экологический, детский, культурно-познавательный и этнографический виды туризма.

2. Субкластер «Приозерный» и «Северная Фиваида». Административно данная территория относится к Белозерскому, Кирилловскому, Вашкинскому району. Местность характеризуется схожей экономикой, инфраструктурой, совокупностью компактно расположенных культурных и природных объектов. Развитию туризма в дестинации способствует ее выгодно географическое положение, расстояние до Санкт- Петербурга и Москвы составляет около 700 км. Туристская дестинация выгодно располагается на круизном туристском маршруте по Волго- Балтийскому водному пути, популярном среди граждан России, сопредельных государств и туристов из дальнего зарубежья. Города Кириллов и Белозерск являются основными туристскими центрами не только в

формируемой дестинации, но и в масштабе региона. У каждого муниципалитета существуют разработанные туристские бренды и экскурсионные программы [6].

Исходя из природных условий и культурно-исторических особенностей территории в субкластере развиваются следующие виды туризма: культурно- познавательный, экологический, деревенский, паломнический, событийный, горнолыжный. На территории субкластера осуществляется реализация следующих инвестиционных проектов (активные проекты):

— спортивно-туристический комплекс на Никольском озере (Кирилловский район);

— историко-этнографический комплекс «Древнерусское поселение Сугорье» д. Кузино Кирилловского района;

— туристский кластер «Приозерный» (г. Белозерск);

— реконструкция здания бывшего подворья Кирилло-Новоезерского монастыря.

4. Субкластер «Череповец - горячее сердце Севера». Это одна из основных сложившихся зон рекреации, используется, главным образом, населением индустриального центра г. Череповца, располагается в непосредственной близости к городу. Зона отдыха протянулась вдоль р. Шексна (Рыбинское вдхр.) от острова Ваганиха на западе до ст. Шеломово на востоке, вдоль р. Суда от п. Андогский на западе до устья реки, включает крупный участок леса зеленой зоны города и территории вдоль дороги на Рыбинск, прилегающей к Рыбинскому водохранилищу. Через город проходит трасса Волго-Балтийского водного пути, включающего в себя тысячи километров судоходных рек и озер, которые являются основными точками приема большинства потоков транзитных зарубежных и многих отечественных туристов. Ежегодно через акваторию Череповца проходит более 900 пассажирских судов, а швартуются лишь 3 - 5%. Преимущественными видами отдыха являются - санаторно-профилактиче-ское лечение, кратковременный летний отдых, круизный туризм, активные

виды отдыха на воде, промышленный туризм.

5. Зона активного туризма «Онего». Центром субкластера «Зона активного туризма «Онего» является Вытегорский район, расположенный на северо-западе Вологодской области и граничит с Архангельской, Ленинградской областями и Республикой Карелия. Расстояние от Вытегры до областного центра 360 км. Транспортная инфраструктура района представлена автомобильным и водным транспортом. Район находится на перекрестке автомобильных транспортных коридоров Москва - Мурманск и Архангельск - Санкт- Петербург. По территории района проходит Волго-Балтийский водный путь, связывающий в единую систему воды Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного морей. На территории Вытегорского района расположены 18 особо охраняемых природных территорий, из них 8 государственных природных заказников, 8 памятников природы, 2 генетических лесных резервата. До настоящего

времени в большей части района сохранились нетронутые промышленной цивилизацией уголки природы, богатые живописными пейзажами, экологически чистыми водоемами, нетронутыми лесами, ценными породами зверей, ягодами и грибами. Немаловажным фактором, повышающим туристскую привлекательность района, является благоприятная экологическая обстановка в силу отсутствия в районе и сопредельных ему территориях загрязняющих окружающую среду производств.

Основные достопримечательности зоны активного туризма «Онего»: музейный комплекс «Морская слава», Онежское озеро, Шлюз Мариинской системы, Деревянная часовня Св. Исаакия Долматского, Музей природы и истории края, Музей Николая Клюева, Андома-гора - геологический памятник природы; Девятинский перекоп - геологический памятник природы, участок Мариинского канала; долина реки Тагажма и водопад Падун; Атлека - место схождения трех водных систем - Атлантического, Северного Ледовитого океанов и Каспийского моря; исчезающая река Ужла; карстовые озера Шимозерья; Шатровая церковь Ильи Пророка в д. Самино. Несмотря на то, что в абсолютных цифрах приема организованных туристов зона активного туризма «Онего» пока не может соперничать с главными областными лидерами по этому показателю -Великим Устюгом и Кирилловским районом, в последние годы отмечается стремительный прогресс развития туризма.

Для оценки узнаваемости имиджа области, как центра экологического туризма был проведен опрос сотрудников туристских агентств -посредников.

Первый вопрос анкеты касался видов туризма, пользующихся спросом на территории Вологодской области.

■ Культурно-познавательный туризм Лечебно-оздоровительный туризм

■ Спортивный туризм ■ Событийный туризм

■ Деловой туризм ■ Экологический туризм

Рисунок 1 - Какие виды туризма пользуются спросом на территории

Вологодской области

Представленные данные позволяют заключить, что наибольшим спросом среди туристов различных регионов России по данным работников туристских агентств, пользуются деловые поездки, культурно-

познавательные и событийные туры. Экологический туризм, как объект нашего исследования, пользуется наименьшим спросом.

На рисунке 2 приведены данные относительно наиболее популярных направлений экологического туризма в Вологодскую область среди потребителей по данным работников туристских агентств.

■ Посещение природных заповедников Череповецкого и Кирилловского района

■ Дарвинский заповедник

■ Сплавы в рекреационных зонах

■ Посещение национального парка "Русский север"

■ Агро-экологический и гастрономический туризм

■ Прочее

Рисунок 2 - Какие виды экологических туров наиболее востребованы на

территории Вологодской области

Необходимо отметить, что в последнее время одним из популярнейших видов туризма на территории области является агро-экологический и гастрономический туризм. Популярностью пользуются посещение природных парков и сплавы в рекреационных зонах.

В рамках анкетирования были выявлены причины недостаточной популярности экологического туризма на территории Вологодской области среди населения других регионов России. Респондентами выбирались несколько вариантов ответов.

Таким образом, наиболее популярными ответами среди опрошенных являлись «Недостаточная известность экологических субкластеров среди населения России» и «Недостаточная обустроенность туристической инфраструктуры». Позитивно можно оценить тот факт, что негативный экологический имидж области хоть и назывался среди причин достаточно часто, однако являлся не самым популярным ответом.

Рисунок 3 - Назовите, пожалуйста, причины, влияющие на недостаточную популярность экологического туризма на территории Вологодской области

Заключительный вопрос анкеты был направлен на выявление мнений респондентов относительно достаточности информационной поддержки региональных властей по продвижению экологического туризма на территории области.

Большинство респондентов отметили недостаточность рекламно-информационной поддержки экологических видов туризма, что подкрепляют все данные опроса.

Большинство респондентов отметили недостаточность рекламно-информационной поддержки экологических видов туризма, что подкрепляют все данные опроса.

Вологодская область пользуется спросом у бизнес-туристов (в основном данные туристы посещают город Череповец), кроме того, на территории области популярен событийный и культурно-познавательный туризм, что обусловлено историко-архитектурной ценностью региона.

Недостаточная известность экологических субкластеров среди населения России

Недостаточная обустроенность туристической инфраструктуры

Негативный имидж экологической обстановки территории, обусловленный имиджем производственного центра

Климат

Другие причины

Рисунок 4 - Как Вы считаете, достаточна ли информационная поддержка экологического туризма на территории Вологодской области со стороны

органов местной власти

Рекреационный и природно-ресурсный потенциал области недостаточно популярен среди жителей России.

Таким образом, в целях популяризации бренда Вологодской области, как центра экологического туризма, необходима разработка логически проработанной имиджевой стратегии развития региона.

Оценка туристского потенциала и уровня развития туризма в области позволяет обозначить целевые ориентиры и приоритетные направления в этой сфере.

В качестве целевых ориентиров на перспективу выступают:

- раскрытие туристского потенциала области на национальном туристском рынке;

- формирование нового туристского продукта, выходящего за рамки традиционного представления о туристском предложении Вологодской области;

- расширение возможностей инвестирования в туристскую инфраструктуру;

- подготовка и повышение квалификации кадров в сфере туристского обслуживания

В связи с этим для решения поставленных задач необходимо реализовать следующие мероприятия.

1. Продвижение имиджа Вологодской области как благоприятного места для туризма. В целях продвижения туристского продукта региона необходимо разработать направления имиджевых стратегий.

2. Рекламно-информационная деятельность и создание комфортной информационной среды для туристов. В этих целях необходимо сосредоточение рекламно-информационной работы различных участников

Недостаточная информационная поддержка Достаточная информационная поддержка

туристического рынка в независимой от влияния отдельных компаний структуре (например, туристском информационном центре) для оказания информационно-справочных, туристских и деловых услуг приезжающим туристам, а также ведения рекламной и маркетинговой деятельности.

Список литературы

1. Арженовский, И.В. Маркетинг регионов / И.В. Арженовский- Москва: Юнити-Дана, 2011-136 с.

2. Власова, Т.И. Событийный туризм - эффективный антикризисный инструмент привлечения туристских потоков в регион (на примере г. Санкт-Петербурга) / Т. И. Власова, А. В. Алейников // Вестник национальной академии туризма. - 2015. - № 1. -C. 38-40.

3. Гриднева, Н. Опыт создания и перспективы развития в России туристского бренда территории /Н. Гриднева// Федерализм. 2011.- № 3. - С. 193-197.

4. Дроздов, А. В. Природопользование и устойчивое развитие. Мировые экосистемы и проблемы России / А.В. Дроздов // Товарищество научных изданий КМК. - 2016. - № - С. 228-230.

5. Города и районы Вологодской области: социально-экономические показатели / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. - Вологда, 2015. - 343 с.

6. Кирьянова, Л. Г. Бренд и позиционирование как факторы конкурентоспособности туристского региона /Л.Г. Кирьянова// Вестник ИНЖЭКОНА. 2010. - № 2. - С. 216-220.

7. Моралева, Н. В. Экологический туризм в России / Н. В. Моралева //Охрана дикой природы. 2012. - № 3. - С. 51-54.

8. Стратегия развития сферы туризма Вологодской области до 2020 года [Электронный ресурс]: одобрена постановлением Правительства области от 11.08.2008 № 1547 // Консультант Плюс: справ.-правовая система / Компания «КонсультантПлюс»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Стратегия развития туризма в Вологодской области / Колл. авторов по рук. В. А. Ильина и Ю. Н. Плеханова. - Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2009. - 187 с.

10. Селюков М. В. Формирование конкурентоспособного бренда региона / Н. П. Шалыгина, Е.В. Курач, Р.А. Скачков // Фундаментальные исследования. - Пенза: Академия Естествознания. - 2011. - № 8 (часть 3). - С. 702-705.

11. Ускова, Т.В. Социально-экономический ресурс туризма: монография / Т.В. Ус-кова, Л.В. Дубиничева, В С. Орлова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. - 182 с.

Skvortcov Roman Ivanovich, master of Science (e-mail: ri.skvortcov@severstal-vtorchermet.ru) Vologda State University, Vologda, Russia Scientific leader Samylina Valentina Grigorievna Candidate of Economic Sciences, assistant professor assistant professor of Department of Economy and Management Vologda State University, Vologda, Russia (e-mail: v.samilina2011@yandex.ru)

AN ANALYSIS OF THE STATE AND PROSPECT OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL TOURISM IS IN VOLOGDA REGION

Abstract. The modern state, tendencies, problems and prospects ofdevelopment of ecological tourism of the Vologda area, isexamined in the article. Having a special purpose reference-points and priority directions mark in this sphere. For thedecision of the tasks put in a prospect on development ofecological tourism in area of measures are offered.

Keywords: ecological tourism, ecological cleanness, ecological potential, landscape-recreational potential, natural sights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.