Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1036
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
природно-рекреационные ресурсы / историко-культурный потенциал / сакральный туризм / лечебно-оздоровительный туризм / гастрономический туризм / ремесленнический туризм / музыкальный туризм / инфраструктура туризма. / natural and recreational resources / historical and cultural potential / sacred tourism / health tourism / gastronomic tourism / handicraft tourism / music tourism / tourism infrastructure.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — А.Г. Аблеева, Б.И. Актымбаева, Г.А. Кулахметова

В статье рассматривается потенциал развития и перспективные направления развития туризма в Жамбылской области Республики Казахстан. Авторами проведен анализ современного состояния развития туризма области, выявлены основные группы туристских достопримечательностей: природно-рекреационные, историкокультурные, сакральные, лечебно-оздоровительные, гастрономические, ремесленнические, музыкальные. Определены современные проблемы и факторы, сдерживающие развитие туризма в регионе, а также определены концептуальные направления его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — А.Г. Аблеева, Б.И. Актымбаева, Г.А. Кулахметова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTIVE DIRECTIONS OF TOURISM DEVELOPMENT IN ZHAMBYL REGION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article examines the development potential and perspective directions of tourism development in the Zhambyl region of the Republic of Kazakhstan. The authors analyzed the current state of tourism development in the region, identified the main groups of tourist attractions: natural and recreational, historical and cultural, sacred, health-improving, gastronomic, handicraft, musical. The current problems and factors hindering the development of tourism in the region are identified, as well as the conceptual directions of its development.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЖАМБЫЛСКОЙ

ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

А.Г. Аблеева1, канд. геогр. наук, доцент Б.И. Актымбаева2, канд. геогр. наук, доцент Г.А. Кулахметова1, PhD, доцент

1Казахский национальный университет им. аль-Фараби 2Университет Нархоз (Казахстан, г. Алматы)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10681

Аннотация. В статье рассматривается потенциал развития и перспективные направления развития туризма в Жамбылской области Республики Казахстан. Авторами проведен анализ современного состояния развития туризма области, выявлены основные группы туристских достопримечательностей: природно-рекреационные, историко-культурные, сакральные, лечебно-оздоровительные, гастрономические, ремесленнические, музыкальные. Определены современные проблемы и факторы, сдерживающие развитие туризма в регионе, а также определены концептуальные направления его развития.

Ключевые слова: природно-рекреационные ресурсы, историко-культурный потенциал, сакральный туризм, лечебно-оздоровительный туризм, гастрономический туризм, ремесленнический туризм, музыкальный туризм, инфраструктура туризма.

Обеспечение устойчивого и качественного экономического роста административных территорий Казахстана предполагает вовлечение и учет в планирование не только традиционных отраслей сельского хозяйства и АПК, добывающей промышленности, модернизацию существующих обрабатывающих производств, но и усиление, а в ряде случаев доминирование сектора сферы услуг, способствующая определенной переориентацию структуры экономики, и влекущую за собой ряд экономических и социальных эффектов. В этой связи необходимо исследование отдельных регионов и территорий, с точки зрения определения потенциальных возможностей развития. В качестве основного катализатора экономического развития территории, несомненно, является туризм, как собирательный феномен отраслей сферы обслуживания, определяющий как прямой, так и мультипликативный эффект практически для любого административно-территориального образования. В этой связи была определена цель исследования: выявление потенциальных возможностей развития туризма в Жамбылской области на основе групп достопримечательностей,

образующих каркас туристского потенциала региона.

Объект исследования. В качестве объекта данного исследования была определена Жамбылская область Республики Казахстан. Область расположена на юге страны. Имеет административные границы с Карагандинской, Алматинской, Туркестанской областями Республики Казахстан, и государственные границы с Кыргызстаном и Узбекистаном. Площадь территории - 144,3 тыс. кв. км. Численность населения на 1.01.2020 - 1131 тыс. человек. Административным центром области является город Тараз. Административное деление представлено 4 городами, 10 районами и 150 сельскими округами [1, 2].

Материалы и методы исследования. Фактологической основой данного исследования являются статистические данные и результаты полевых натурных исследований, проведенных авторами в Жамбыл-ской области, материалы научных исследований в рамках разработки проекта «Комплексная схема территориального развития Жамбылской области», а также научные публикации различных авторов,

посвященные вопросам развития туризма в Жамбылской области.

В процессе исследования использованы методы литературного анализа, SWOT-анализа, анализ статистических и социологических данных, анализа совокупного спроса и факторов рисков невостребован-

ной продукции, адаптированной к туристской отрасли.

Результаты исследования. Жамбыл-ская область занимает 10-е место по площади территории в Республике Казахстан и 5-е место по численности проживающего в ней населения.

Карагандинская область

Ал матинекая область

125 О 25 к

I (—1—1-1

Шу Шусний район*

Кордайсний район

I Мррконс IБайзакский р-Н^Р-н им- Pt.tcHynvon

Жамбылский

"Кыргызстан

Рис. 1. Схема административно-территориального деления Жамбылской области [2]

Удельный вес области в ВВП страны составляет 2,5%. Сравнительно невысокий показатель ВВП объясняется, прежде всего, аграрно-сырьевой направленностью развития области. Высокой долей добы-

вающих отраслей (добыча фосфора, плавикового шпата, строительных материалов, олово, золото), дающих незначительную добавочную стоимость [1].

Удельный вес регионов в валовом внутреннем продукте,%

21,8

г. Астана ' 10,6

Северо-.. 2,1

Южно-.. Кызылординская Карагандинская Западно-. Алматинская Акмолинская

10,9

2,9

0 5 10 15 20 25

Рис. 2. Удельный вес регионов в валовом внутреннем продукте, % [2]

Невелика и доля туризма в развитие экономики области. Несмотря на положительную динамику по числу обслуженных

В 2019 году Жамбылскую область посетило 2 742 человека нерезидентов Республики Казахстан, в том числе 1270 из стран СНГ, 1472 стран вне СНГ.

въездных туристов доля Жамбылской области составила в 2019 всего, 0,03% среди прочих областей Казахстана (табл. 1).

%

100 0,04

Из приехавших стран СНГ преимущественно граждане Российской Федерации, Кыргызстана, Узбекистана и Украины (рис. 3).

Узбекистан; 88; АзеРбайджан; 3;

0%

Украина;

Туркменистан; 3; 0%

Таджикистан; 8; l%

Беларусь; 4; 0%

Кыргызстан; lll; 9%

Республика Молдова; l; 0%

Российская Федерация; 1007; 79%

Рис. 3. Доля граждан СНГ, посетивших Жамбылскую область, 2019 г. [2]

В свою очередь, из стран дальнего зарубежья в 2019 году область посетили граждане следующих стран (рис. 4).

Таблица 1. Количество посетителей по въездному туризму, тысяч человек

2]

Регион

2015

тыс.чел.

%

20l6

тыс.чел.

%

20l7

тыс.чел.

%

2018

2019

тыс.чел.

%

тыс.чел.

Республика Казахстан

6841,1

100

6332,7

100

6430,2

100

6509,4

100

7701,2

Жамбылская область

1,3

0,02

1,9

0,03

2,0

0,03

2,5

0,04

2,7

Количество нерезидентов посетивших Жамбылскую область

в 2019 году

г

1 11_431_

0%

□ Австрия

□ Болгария

□ Греция

□ Индия

□ Ирландия

□ Канада

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Корея (КНДР)

2670

20%

40%

60%

80%

100%

□ Ангилья (Брит) □ Афганистан

□ Соединенное Королевство □ Германия

□ Грузия □ Израиль

□ Индонезия ПИран

□ Испания □ Италия

□ Катар □ Китай

□ Латвия □ Литва

Рис. 4. Количество нерезидентов посетивших Жамбылскую область

в 2019 г. [2]

По итогам 2019 года количество обслуженных туристов в области составило 103,9 тыс. человек.

Количество посетителей туристов области увеличилось по сравнению с 2015 годом на 20%. В туристском потоке преобладают отечественные, доля которых в общем потоке составляет 97,4%. Доля иностранных посетителей области мала, всего 2,6%, однако можно увидеть опреде-

ленную положительную динамику въезда иностранцев в область. По сравнению с 2015 годом численность иностранных посетителей увеличилась в 2,2 раза.

Туристы внутреннего рынка приезжают в область преимущественно с личными целями (60,4%), иностранные туристы приезжают в область преимущественно с деловыми и профессиональными целями (67,4%) с личными целями 32,6.

Таблица 2. Обслужено посетителей по целям поездок, человек [2]

Цели поездок 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год

Посетители, всего

Всего 86 428 97 376 93 669 90 776 103 912

в том числе:

личные 33 600 47 161 48 788 50 906 61 992

деловые и профессиональные 52 828 50 215 44 881 39 870 41920

резиденты

Всего 85 138 95 471 91 685 88 231 101 170

в том числе:

личные 33 311 46 807 48 380 49 915 61 097

деловые и профессиональные 51 827 48 664 43 305 38 316 40 073

нерезиденты

Всего 1 290 1 905 1 984 2 545 2 742

в том числе:

личные 289 354 408 991 895

деловые и профессиональные 1 001 1 551 1 576 1 554 1 847

Возможности развития туризма в Жам-былской области определяются прежде всего туристским потенциалом, состоящим из групп достопримечательностей, наиболее привлекательных для туристов.

Так, туристский потенциал Жамбыл-ской области определяют нижеперечисленные основные группы достопримечательностей:

- природно-рекреационные;

- историко-культурные;

- сакральные

- лечебно-оздоровительные;

- гастрономические;

- ремесленнические;

- музыкальные.

Природно-рекреационные достопримечательности Жамбылской области могут быть ориентированы на развитие экологического, природно-познавательного, научного, горного-туризма, а также для развития водной рекреации. Основой для развития которого, являются функционирующие в настоящее время объекты: особо охраняемые территории, к которым относятся три заказника республиканского значения и 2 природных заказника местного значения.

Крупнейшим государственным природным заказником республиканского значения является «Андасайский» (зоологический) государственный природный заказник республиканского значения. Общая площадь территории которого, составляет 1000 тыс. га. Территория заказника расположена на правобережье реки Шу, западнее села Мойынкум. Растительность территории заказника представлена ковыль-но-типчаковой растительностью, биюргу-

К Государственным природным заказникам местного значения относятся заказники - «Мерке» (Меркенский район, общая площадь - 68,9 га) и «Умбет» (р-ны

ном, редкими представителями эфемеров, а также зарослями черного саксаула и кустарниковых ив. Фауна представлена джейранами, косулями, архарами, куланами, кабанами, лисами, зайцами, куропатками.

Вторым по площади является государственный природный заказник республиканского значения - «Урочище «Берикка-ра»» (комплексный) - занимает площадь 17,5 тыс.га. На территории заказника встречается более пятидесяти видов особо ценных древесно-кустарниковых и травянистых растений, занесенных в Красную книгу. Животный мир тоже уникален, здесь обитают - архары, индийские дикобразы, райские мухоловки и др.

Государственный природный заказник «Урочище «Каракунуз» (ботанический), общей площадью 3,07 тыс.га, расположен в западных отрогах Заилийского Алатау. На территории произрастают плодовые насаждения яблони, сливы, груши, алычи, вишни, винограда, которые сменяются лесными участками с грецкого ореха, акации, шелковицы и тутовника, клена.

Численно-видовой состав животного и растительного мира особо охраняемых природных территорий представлен в таблице 3.

Турара Рыскулова, Байзакский и Меркен-ский, общая площадь - 298,4 га), которые так же так же являются привлекательными

Таблица 3. Животный и растительный мир особо охраняемых природных территорий, 2019 г. [3]_

Число видов, единиц

ООПТ млекопитающих птиц пресмыкающихся земноводных рыб растений

Жамбылская область

Андасайский государст-

венный Заказник (зооло- 13 15 - - - 8

гический)

«Урочище Бериккара»

государственный заказник (комплексный) 11 10 - - - 22

«Урочище Каракунуз»

государственный природ- 5 5 23

ный заказник (ботаниче-

ский)

для развития природно-познавательного, экологического и научного туризма.

Для развития водной рекреации значительный интерес представляет северовосточная часть озера Балхаш, где имеются благоприятные условия для отдыха, спорта и туризма, любительской рыбалки, а также отдельные участки по течению рек Шу и Талас, а также озера Биликоль и Ак-коль [4].

К природно-рекреационным туристским ресурсам относится и пустыня Мойынкум. Где имеется значительный потенциал для развития конного туризма, охоты, этнографического туризма, а также сафари на джипах.

Историко-культурные достопримечательности. В области находятся сотни памятников культуры многих эпох, со времен каменного века, тюркского и средневекового периодов: петроглифы и курганы, каменные изваяния в степи, средневековые городища из эпохи Великого Шелкового Пути, северная часть которого пролегла по территории Жамбылской области. Туристическая привлекательность этих памятников зависит от степени сохранности, консервации и реконструкции. И может быть активно использована для развития культурно-познавательного, религиозного, сакрального и научного туризма

В настоящее время 3365 памятника истории и культуры Жамбылской области состоит на государственном учете, из них 28 - республиканского значения и 713 историко-культурных памятника.

Из них наиболее привлекательными считаются городище Тараз, мавзолеи «Ка-рахан», «Айша биби», «Бабаджа Хатун», «Тектурмас», «Дауытбек»; дворцовый комплекс Акыртас; мечеть Каракожа; восточная баня Кали - Юнуса; мечеть Абды-кадыра; тюркский культово-

мемориальный комплекс «Святилище Жайсан» и многое другое.

В 2014 году 5 исторических объектов Жамбылской области были включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО - городища: Актобе (Степнин-ское), Кулан, Орнек, Костобе, а также Акыртас [5].

Большинство из объектов историко-культурного наследия относятся и к объектам сакрального туризма. Так по реализуемому в настоящее время проекту «100 сакральных мест Казахстана» внесено восемь достопримечательных объектов, находящихся в Жамбылской области. Это древние мавзолеи Карахана, Айша-биби, Бабаджи-Хатун, комплекс Тектурмас, мавзолей Байзак батыра Мамбетулы, городище Тараз, святилище Жайсан и загадочный дворцовый комплекс Акыр-тас. Все эти объекты заняли свои места на республиканской карте сакральных мест.

Сакральность этих объектов определена фактором зависимости процессов становления культуры древнего человека от силы природы и силы духов(аруахов) и мест проведения ритуально-духовных обрядов, роль которых в жизни кочевника была более весомой, чем в нашей жизни.

К значимым и почитаемым объектам сакрального туризма можно отнести и Живительный водный источник Аулие-бастау. Источник Аулие-бастау (Святой родник) находится в Жамбылском районе, в 35 км от города Тараза, и многие годы является местом паломничества как жителей области, так и туристов из других населенных пунктов Казахстана и соседних государств.

Целебность этого источника заметили местные чабаны (пастухи). Во время выпаса скота, они заметили, что ослабленные и больные животные стремятся ночевать на берегах этого источника, и к утру становятся здоровыми. Позже силами целебной воды стали пользоваться люди, отмечая его волшебные целительные силы. В настоящее время к источнику приезжают сотни людей для обретения здоровья и силы, веря в то, что волшебные лечебные свойства источник получает и от находящейся вблизи от родника могилы святого старца Аулие [6].

Достопримечательности лечебно-

оздоровительного туризма. В пределах Жамбылской области разведано два крупных месторождения лечебных минеральных вод, а также установлено более десятка проявлений и участков подземных вод

по химическому составу, близких к минеральным.

Меркенское месторождение представленное радоновой сульфатно-хлоридной, натриевой водой, обладающей бальнеологическими свойствами. Расположено в 14 км от села Мерке Меркенского района в живописном ущелье Меркенская минеральная вода с содержанием радона Ял -87-136 НКи/дм3; по содержанию лечебных компонентов превосходит знаменитые источники курортов Пятигорска, Цхалтубо и Белокурихи. На базе имеющегося источников действует с 1962 года здравница «Санаторий Мерке», а также санаторий «Ак-Ниет», где наряду с лечебными водами и мягким горным климатом предлагается как традиционное лечение, так и комплекс современных способов оздоровления, направленных на восстановление опорно-двигательного аппарата, органов кровообращения, нервной системы и гинекологических органов.

Месторождение Узынбулак-Арасан представлено слабоминерализованной слабощелочной сульфатной лечебно-питьевой водой, расположенное в 12 км от г. Каратау (Талаский район) [7].

На имеющихся бальнеологических ресурсах развита лечебно-профилактическая база представлены санаториями: санаторий «Мерке» (Микенский район), Санаторий «Ак-Ниет» (Меркенский район), Санаторий «Коктал» (Таласский район), Санаторий имени Т. Рыскулова (район им. Т Рыскулова» лечебно-оздоровительный комплекс «Балхаш» (Мойынкумский район). В области расположены 3 оздоровительных центра, 11 зон отдыха и 5 детско-оздоровительных лагерей.

Достопримечательности гастрономического туризма. Разнообразный национально-этнический состав населения области, многовековая история народов, проживающих на участке Великого Шелкового пути, проходящего по территории современной Жамбылской области, нашло свое отражение и в национальной гастрономии. В области широко представлена гастрономия всех народов, проживающих на ее территории: узбеков, дунган, греков, таджиков, кыргызов, каракалпак, русских,

немцев, татар и др. Кроме того, экологически чистая продукция сельскохозяйственного производства, разнообразие блюд местной кухни и относительно низкая их стоимость, способна привлечь туристов -увлеченных гастрономией. Область изобилует предприятиями общественного питания различного формата, причем в каждом из них можно обнаружить гостеприимство и радушие местных жителей.

Уже сегодня в области проводятся масштабные мероприятия, такие как «Дэмдi TARAZ - FOOD TOURISM» - фестиваль гастрономии, который проводился в г. Тараз в октябре месяце, начиная с 2018 года. Данная инициатива должна быть поддержана и пролонгирована на перспективу.

Ремесленнические достопримечательности. Народные ремесла являются важнейшим культурным наследием области. Они имеют глубинную связь с окружающей средой, являются составной частью традиционного образа жизни.

В Жамбылской области традиционными ремесленническими отраслями было производство шелка, шекпен, гончарное искусство, к которым присовокупились ремесла других народов - курдское вязание, пошив кожаной обуви и одежды и др., а город Тараз по праву считался «самым шелковым городом» на участке Великого Шелкового пути.

По мнению специалистов, народно-прикладное творчество может стать вполне успешным видом туристского бизнеса и сослужить хорошую службу - привлечь иностранных туристов и решить проблему женской безработицы на селе. В области намечены определенные действия для развития ремесленнического туризма, примером тому проведенные Международный фестиваль «Тараз - город ремесленников на Великом Шелковом и выставка ««Казак; ауылы».

По действующему законодательству ремесленничество относится к нематериальным культурным ценностям. Для того чтобы дать активизировать имеющийся потенциал ремесленничества необходимо народное прикладное творчество следует отнести к малому предпринимательству

создав дополнительные условия для его развития.

Достопримечательности музыкального туризма. Музыкальный туризм является одним один из динамично развивающихся видов тематического туризма, набирающий обороты с середины прошлого века. Тема музыки была и остается актуальной на протяжении всего человеческого развития, и с каждым годом появляются все новые направления, а традиционные приобретают новый окрас и приобретают, и собирают новых слушателей.

В Жамбылской области имеется определенный потенциал для развития данного вида туризма и основа ему исторические корни развития традиционного национального песенно-поэтического музыкального жанра исполнения - айтыс.

В Жамбылской области родился знаменитый акын казахского народа Жамбыл Жабаев, а также всю жизнь проживал и творил его ученик и последователь Кенен Азербаев, которым создано порядка 150 стихотворных произведений, переложенных на музыку. Кенен Азербаев славился и своими исключительным вокалом. Он развил в своих музыкально-поэтических творениях лучшие традиции великих казахских акынов - Биржана-сала и Ахана -серэ. В жамбылской земле нашла упокоение и яркая трагичная женщина - акын Улбике. Она прожила недолгую жизнь, и была погребена в возрасте двадцати четырех лет в 1849 году в Таласском районе на берегу реки Талас-Коктал. Имя поэтессы-акына, в творчестве которой поднимались религиозно-философские темы, было предано забвению в годы Советской власти. Впервые она заявила о себе как поэтесса в 13 лет, а в 15 лет на равных состязалась с такими именитыми акынами того времени, как Кудери, Таспа кожа, Мадели кожа. По историческим свидетельствам, Улбике никто не мог победить в поэтических состязаниях. Из богатого наследия Улбике-акын до сегодняшнего дня сохранилось около тысячи куплетов, что составляет лишь около 20 айтысов, а также некоторое количество стихов. В 2005 году в честь 180-летия Улбике в городе Каратау Таласского района Жамбылской области открыли по-

священный ей памятник и провели айтыс в ее память. Именем поэтессы назван Центральный дворец культуры Каратау и одна из центральных улиц Тараза.

Несомненно, для развития туризма в Жамбылской области работниками туристского бизнеса и местной администрацией проведена определенная работа. В области работают 42 туристские компании, разработаны информационно-

познавательные туры по Жамбылской области продолжительностью от одного до семи дней. Палатой предпринимателей ведется совместная плодотворная работа по развитию туристского кластера и реализации проекта «Шелковый путь» для комплексного подхода в формировании стратегии развития туризма, развития современной инфраструктуры туризма и привлечения инвестиций в строительство. Разработана визитная карточка Жамбыл-ской области.

Туристские возможности Жамбылской области систематически представляются на международных выставках в городах, а именно: Сеул, Пекин, Лондон, Берлин, Токио, Мадрид. Ежегодно обновляется рекламно-информационный материал, содержащий сведения о туристских возможностях области. Но следует констатировать и тот факт, что на сегодняшний день, туроператоры области не имеют четкого представления о том, какие туристские направления, виды наиболее перспективно для области, нет обоснованной и продуманной стратегии развития туризма и на уровне администрации области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наблюдается слабая маркетинговая составляющая туристических предприятий, а также выделяется ряд системообразующих проблем, к которым можно отнести следующие:

- ограниченные финансовые возможности поддержки сферы туризма, дефицит собственных средств и инвестиционных ресурсов;

- отсутствие скоординированных действий всех субъектов туристской отрасли;

- вопросы развития туристской отрасли находятся в ведении управления туризмом Жамбылской области, но при этом отсутствует подведомственная и или иная

структура, которая бы осуществляла комплексное по продвижению и сопровождению турпродукта в административных районах;

- недостаток квалифицированных кадров в сфере туризма, обеспечивающий устойчивое развитие индустрии гостеприимства. В настоящее время Жамбылская область характеризуется недостатком квалифицированных кадров. Так по состоянию на 2019 год из 4,1 тыс. занятых в туристской индустрии, только 54 процента имеют профильное образование в сфере туризма. Слабый уровень подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, отсутствие квалифицированных специалистов в обслуживающей сфере и на объектах индустрии туризма, а так же отсутствие системы аттестации кадров индустрии гостеприимства значительно тормозит развитие отрасли;

- для отрасли туризма Жамбылской области характерен, в основном, невысокий уровень оплаты труда, который провоцирует утечку кадров. По официальным статистическим данным среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике в Жамбылской области в 2019 году составила 61 343 тенге, в то время как аналогичный показатель по виду деятельности «услуги по организации проживания» был на уровне 44 538 тенге, что составляет только 37,6 процентов от средне казахстанского значения;

- отсутствие в регионе внутренних авиалиний и малой авиации, развитого пассажирского судоходства по озеру Балхаш, недостаточное развитие придорожной туристской инфраструктуры, также являются сдерживающим фактором, тормозящим формирование новых туристских продуктов и потребительского спроса на массовый отдых и путешествия по Жам-былской области;

- труднодоступность и значительная удаленность друг от друга уникальных и знаковых исторических мест, и достопримечательностей на Жамбылском отрезке Великого Шелкового пути.

Заключение. В этой связи для превращения туризма в системообразующую от-

расль экономики Жамбылской области, рационального использования ее туристского потенциала встает необходимость решения следующих задач и проектов:

1. Создание регионального историко-культурного кластера туризма на базе имеющегося потенциала с центром в г. Та-раз. Формирование местных (локальных) турмаршрутов, с возможностью интеграции их в международный проект «Великий Шелковый путь», в том числе маршрутов историко-культурного, этнического, гастрономического, ремесленнического и событийного видов туризма, а также организация новых транспортных маршрутов и центров.

2. Организация в районах специфичных эко-туров, туров археологической направленности, различных ярмарок и мастер-центров, способствующих погружению в культуру казахского народа. А также разработка типовых моделей турпродукта «Экоаул», «Экоферма», «Город ремесленников, «Историческое поселение» и других археологических туров, ярмарок и погружение в культуру казахского народа посредством разработки типовых моделей турпродукта «Экоферма», «Аграрно-туристический комплекс», «Историческое поселение», «Город мастеров».

3. Создание в городах и районах области уникальных турмаршрутов, включающих создание сети хостелов, международных молодежных лагерей, круглогодичных образовательных лагерей для студентов и школьников по приоритетным направлениям регионального развития.

4. Создание регионального природного туристско-рекреационного кластера на базе охраняемых природных территорий, водной рекреации северо-восточной части озера Балхаш (Мойынкумский район), речных акваторий и пустынных территорий Мойынкума. Развитию кластера будет способствовать создание типовых моделей турпродукта «Гостевые дома», развитие водных маршрутов и береговой инфраструктуры для туризма и отдыха, обеспечение транспортной доступности к туристским объектами. Перспективными территориями для развития природной рекреации будут являться следующие

5. Создание регионального лечебно-оздоровительного кластера туризма на базе минеральных вод Мерке и Узынбулак-Арасан с центром в селе Мерке (Меркен-ский район), национального лечения сау-мал и апитерапии. Развитие регионального кластера потребует формирование инфраструктуры лечебно-оздоровительного туризма включая строительство новой гос-тинично-оздоровительный базы, специализирующийся на программах как общего, так и специализированного оздоровления.

6. Создание регионального кластера эт-но-гастрономического туризма. В связи с чем, встает необходимость развития геокультурного брэндинга территории заключающегося в репрезентации выявленного выдающегося локального своеобразия и для местных жителей, и для «внешнего мира».

Благодаря этнографической пестроте Жамбылской области с многочисленными чертами природного своеобразия отдельных районов, в пределах данной территории сложилась яркая этно-гастрономическая картина. Население области хранит традиции, в том числе - кулинарные и ремесленнические. Это позволяет использовать местные бренды в создании аттрактивных образов туристских дестинаций, тем самым разрешая актуальный вопрос о поиске новых средств по привлечению туристов. Выявление потенциальных для развития туризма гастрономических символов дает основу для дальнейшего увеличения потоков въездного туризма как приоритетного направления развития многих населенных пунктов области.

7. Создание комплексной системы продвижения туристских территорий Жам-былской области (продвижение турпро-дуктов посредством участия в международных выставках, инфо- и пресс-турах, с применением современных средств коммуникации и привлечением лидеров мнений).

8. Развитие кадрового ресурса и повышение профессионального потенциала отрасли за счет внедрения образовательных программ по специальностям туристкой отрасли и гостеприимства в Вузах, колледжах, а также организации сертифицированных курсов и семинаров-тренингов повышения квалификации работников туристкой сферы (администраторов, менеджеров зон и баз отдыха, персонала службы приема и размещения гостиниц).

9. Разработка и внедрение новых учебных программ, учитывающих тенденции потребительского спроса и международный успешный опыт (например, «Школа восточного гостеприимства»).

10. Поддержка конкурентоспособных субъектов туристской индустрии по принципу полного цикла «отбор - обучение -построение бизнес-модели - создание хозяйствующего субъекта» с учетом интеграции в систему добровольной сертификации. Организация и проведение профессиональных и рейтинговых конкурсов в сфере туризма.

Все эти мероприятия несомненно будут способствовать развитию туризма в Жам-былской области, создавая особый продукт в сфере услуг, способствующий формированию новых направлений в экономическом развитии.

Библиографический список

1. Официальный сайт Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stat.gov.kz/ (дата обращения 21.05.2020).

2. Официальный сайт Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Информационно-аналитическая система Талдау. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://taldau.stat.gov.kz/ru/Region/GetRegionById/255577 (дата обращения: 25.07.2020).

3. Паспорт социально-экономического развития Жамбылской области за 2019 год. ГУ «Отдел экономики и бюджетного планирования Жамбылской области». - Тараз, 2019.

4. Ердавлетов С. Р. География туризма Казахстана. Алматы: Галым, 2017. -192 с.

5. Официальный сайт онлайн портала законодательной базы Республики Казахстан. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36671634#pos=0;0 (дата обращения: 01.11.2019).

6. Официальный сайт Акимата Жамбылской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [https://www.zhambyl.gov.kz/ru/news/dostoprimechatelnosti/264 (дата обращения: 23.07.2020).

7. Официальный сайт санатория «Merke Radon». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://merke-radon.kz/o-sanatorii/ (дата обращения: 09.04.2020).

PROSPECTIVE DIRECTIONS OF TOURISM DEVELOPMENT IN ZHAMBYL REGION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

A.G. Ableeva1, Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor

B.I. Aktymbaeva , Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor G.A. Kulakhmetova1, PhD, Associate Professor

1Kazakh National University named after I. al-Farabi 2Narxoz University (Kazakhstan, Almaty)

Abstract. The article examines the development potential and perspective directions of tourism development in the Zhambyl region of the Republic of Kazakhstan. The authors analyzed the current state of tourism development in the region, identified the main groups of tourist attractions: natural and recreational, historical and cultural, sacred, health-improving, gastronomic, handicraft, musical. The current problems and factors hindering the development of tourism in the region are identified, as well as the conceptual directions of its development.

Keywords: natural and recreational resources, historical and cultural potential, sacred tourism, health tourism, gastronomic tourism, handicraft tourism, music tourism, tourism infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.