Научная статья на тему 'Перспективные направления развития налогообложения имущества в Российской Федерации'

Перспективные направления развития налогообложения имущества в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ДВИЖИМОЕ И НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ПРЕДМЕТЫ РОСКОШИ / ЛЬГОТЫ / ОРГАНИЗАЦИИ / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Анастасия Александровна

Реформирование налогового законодательства в ближайшей перспективе направлено на увеличение налоговой нагрузки в Российской Федерации, в том числе посредством перехода к налогообложению имущества по рыночной стоимости, отмены некоторых льгот и введения повышенного налогообложения престижного потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospective ways of development of property taxation in the Russian Federation

Reformation of tax law in the nearest future is aimed at increase of tax burden in the Russian Federation, including such ways as property taxation according to the market value, repeal of some benefits and introduction of increased taxation on up-market consumption.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления развития налогообложения имущества в Российской Федерации»

© 2013 г. А. А. Орлова

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИмУЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Орлова Анастасия Александровна - доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета, к.э.н.

(E-mail: Anastasya_orlova@mail.ru)

В основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в числе мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотрено увеличение налоговой нагрузки по налогообложению имущества:

1. Введение налога на недвижимое имущество для физических лиц. Проект федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» был внесен Минфином России в Правительство Российской Федерации в начале 2013 года. В проекте предлагается ввести новую главу 32 «Налог на недвижимое имущество» для физических лиц. В качестве налоговой базы будет применяться кадастровая (вместо используемой сейчас инвентаризационной) стоимость объекта налогообложения. Предельные налоговые ставки варьируются в зависимости от совокупной кадастровой стоимости всех объектов налогообложения, находящихся в собственности налогоплательщика.

2. Повышенное налогообложение дорогих транспортных средств. Предполагается, что с 1 января 2014 года сумма транспортного налога будет исчисляться с применением повышающих коэффициентов в отношении легковых автомобилей стоимостью от пяти млн руб.

В отношении легковых автомобилей средней стоимостью от пяти млн руб до десяти млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более пяти лет, будет применяться коэффициент 2. В отношении легковых автомобилей средней стоимостью от десяти млн руб. до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более десяти лет, а также в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет, будет применяться коэффициент 3.

Необходимо также отметить, что в настоящее время уже реализованы некоторые меры разнонаправленного характера, как увеличивающие, так и снижающие имущественную налоговую нагрузку для организаций:

1. В силу п. 5 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 212-ФЗ) с 1 января 2013 г. отменена предусмотренная п. 11 ст. 381 НК РФ льгота по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Положения п. 11 ст. 381 НК РФ применялись в соответствии с Перечнем имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным

дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504.

Одновременно п. 4 ст. 1 Закона № 202-ФЗ ст. 380 НК РФ дополнена п. 3, согласно которому налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать определенных величин.

Предельные размеры налоговых ставок в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью

указанных объектов

Год применения 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Предельный размер налоговой ставки 0,4 % 0,7 % 1 % 1,3 % 1,6 % 1,9 %

Законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие пониженные налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, относительно налоговых ставок, установленных ст. 380 НК РФ, на основании норм п. 4 ст. 5 НК РФ, могут иметь обратную силу и, вступив в силу с 2014 г., применяться к правоотношениям 2013 г. (письмо Минфина России от 30.11.2012 № 03-05-04-01/40).

2. Законом № 202-ФЗ внесены изменения в пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ - теперь не является объектом налогообложения движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств. При определении состава недвижимого имущества необходимо учитывать нормы ст. 130 ГК РФ, Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ), утвержденного постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 № 359, а также Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ). В соответствии с нормами указанных документов, здание и сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную (плоскостную или линейную) строительную систему, имеющую надземную и(или) подземную части, системы инженерно-технического обеспечения и иные объекты (п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ) (письмо Минфина России от 11.04.2013 № 03-05-05-01/11960).

3. В соответствии с п. 21 ст. 381 НК РФ налогоплательщики освобождаются от налога на имущество организаций в отношении:

а) вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с Перечнем таких объектов, установленным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №308. Одним из критериев отбора объектов для включения в Перечень является значение определяемого в соответствии с технической документацией производителя индикатора энергетической эффективности (ИЭЭФ).

Согласно ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. В этой связи льготирование имущества по Перечню может производиться только пообъектно. Суммирование показателей ИЭЭФ по нескольким имеющим один код ОКОФ объектам основных средств с целью определения права на льготу по налогу на имущество организаций ни Перечнем, ни п. 21 ст. 381 НК РФ не предусмотрено (письмо ФНС России от 03.12.2012 № БС-4-11/20334);

б) вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества. В целях налогообложения классами высокой энергетической эффективности являются классы А (А+, А++) (письмо ФНС России от 29.04.2013 № БС-4-11/7889 «О налоге на имущество организаций»).

Внимание законодателя к реформированию имущественного налогообложения объяснимо и аргументировано. Во-первых, рациональность существующей системы налогообложения имущества: в настоящее время администрирование перекрывает все поступления в бюджет. Опыт зарубежных стран показывает, что налогообложение рыночной стоимости имущества способно приносить значительный доход бюджету. Во-вторых, сохраняется тенденция налогового стимулирования инноваций и поиска альтернативных видов энергии. В-третьих, изменения налоговых правил происходят в контексте следующих событий: бюджетный дефицит и нестабильность цен на нефть, кризис пенсионной системы и возможность увеличения пенсионного возраста, увеличение социальных обязательств бюджета, нецелесообразность увеличения формальной ставки по налогу на прибыль из-за падения инвестиционной привлекательности России и возможности ухода бизнеса в тень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.