Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГРАНИЦАХ ОХРАННЫХ ЗОН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГРАНИЦАХ ОХРАННЫХ ЗОН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
237
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурное наследие / объекты культурного наследия / охранные зоны / использование объектов культурного наследия / туризм / cultural heritage / cultural heritage sites / охранные зоны / использование объектов культурного наследия / туризм

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Путрик Юрий Степанович, Соловьев Андрей Петрович

Кратко охарактеризована нормативно-правовая база деятельности современного российского государства по физическому сохранению объектов культурного наследия, одной из форм которой является создание зон охраняемого природного ландшафта. Авторы констатируют включение проблем сохранения объектов историко-культурного наследия, вопросов их эффективной интеграции в структуру экономического и социально-культурного развития регионов страны в общественную и информационно-политическую повестку. Проанализирован ряд актуальных проблем в области сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия (дефицит денежных средств, нехватка высококвалифицированных кадров для проведения ремонтно-реставрационных, научно-исследовательских работ и др.). Представлен обзор действующих программ охраны объектов историко-культурного наследия, расположенных в российской столице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Путрик Юрий Степанович, Соловьев Андрей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE LINES FOR EXPLOITATION OF CULTURAL HERITAGE SITES LOCATED WITHIN THE FRAMES OF PROTECTED ZONES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The paper briefly outlines legal framework of activities run by the modern Russian state for physical safekeeping cultural heritage sites, one of key form of which is making zones of protected natural landscape. The authors trace a graduately process of mainstreaming issues concerning preservation historical and cultural heritage sites and integration of these constructions into a structure of economic, social and cultural development of regions of the country. Researchers analyze a set of current problems in sphere of preservation and state protection of cultural heritage sites (such as lack of monetary funds and skilled workforce for repair and restoration, fulfilling research tasks, etc. Also, the article reviews ongoing programs for preservation cultural heritage sites located in the Russian capital, Moscow.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГРАНИЦАХ ОХРАННЫХ ЗОН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

РАЗДЕЛ I

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 351.853.1:332.12(470+571) DOI: 10.32340/2414-9101-2021-3-09-14

Ю. С. Путрик, доктор исторических наук Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия

им. Д. С. Лихачёва (Москва, Россия)

[email protected]

А. П. Соловьев, кандидат педагогических наук Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия

им. Д. С. Лихачёва (Москва, Россия) [email protected]

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГРАНИЦАХ ОХРАННЫХ ЗОН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Кратко охарактеризована нормативно-правовая база деятельности современного российского государства по физическому сохранению объектов культурного наследия, одной из форм которой является создание зон охраняемого природного ландшафта. Авторы констатируют включение проблем сохранения объектов историко-культурного наследия, вопросов их эффективной интеграции в структуру экономического и социально-культурного развития регионов страны в общественную и информационно-политическую повестку. Проанализирован ряд актуальных проблем в области сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия (дефицит денежных средств, нехватка высококвалифицированных кадров для проведения ремонтно-реставрационных, научно-исследовательских работ и др.). Представлен обзор действующих программ охраны объектов историко-культурного наследия, расположенных в российской столице.

Ключевые слова: культурное наследие, объекты культурного наследия, охранные зоны, использование объектов культурного наследия, туризм.

Активная деятельность по сохранению культурного наследия на международном и национальном уровнях началась с конца XIX - начала XX века, когда человечество все больше стало осознавать необходимость бережного отношения к материальным объектам прошлых эпох. В 1964 году была принята Венецианская хартия по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест - международный документ, закрепляющий профессиональные стандарты в области охраны и реставрации материального наследия [1] и по её итогам в 1965 году состоялось учреждение Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (далее - ИКОМОС). В принятой в 1972 году Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО [2] определены базовые принципы выявления, сохранения, охраны, изучения и популяризации культурного и природного наследия. Данная конвенция была ратифицирована СССР в 1988 году. В Российской Федерации с 2002 года действует Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в котором принципы и подходы к сохранению и использо-

ванию объектов полностью гармонизированы с положениями вышеупомянутых международных документов [3]. Законом определены положения, регламентирующие государственную охрану объектов культурного наследия, в том числе путем установления зон охраны объекта культурного наследия, состоящих из «охранной зоны объекта культурного наследия», «зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности» и «зоны охраняемого природного ландшафта». Последнее лишний раз подчеркивает взаимосвязь памятников культуры с окружающей природной средой и необходимостью сохранения этой среды как важнейшего условия существования и функционирования культурного объекта.

В новой России после перехода к рыночной экономике спектр форм и методов сохранения и использования объектов культурного наследия заметно расширился. В настоящее время не только государство, но и частные лица уже могут владеть памятниками, однако многие объекты до сих пор формально относятся к государственному имуществу, а по факту являются бесхозными. Имеется насущная необходимость совершенствования механизма перехода памятников в руки собственников. И, конечно, приметой времени стала неконтролируемая застройка, приводящая к разрушению ценной исторической среды: сносятся памятники, ведется незаконное строительство на территории охранных зон. Все большую роль в деле спасения и сохранения памятников истории и культуры играют общественные организации. Так, еще со времён СССР активно действует Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (далее - ВООПиК), созданное в 1965 году. Общество вовлекает население в процесс выявления и сохранения объектов культурного наследия. Выступает инициатором массовой консервации многочисленных объектов и во многом благодаря этому Министерством культуры недавно была принята программа консервации архитектурных памятников. ВООПиК активно поддерживает волонтерское движение в сфере сохранения культурного наследия (которое пять-шесть лет назад не воспринималось государством всерьёз) и это направление сегодня вошло отдельным пунктом в Национальный проект «Культура» [5].

В настоящее время государство рассматривает объекты культурного наследия как важный экономический ресурс, как фактор, формирующий национальное самосознание народа, как незаменимое средство в образовательном и воспитательном процессах. Ранее объекты культурного наследия и охраняемые территории развивались, как правило, обособленно, в настоящее время -планируются как часть региональной национальной государственной культурной политики. В Основах государственной культурной политики, утвержденной Указом Президента Российской Федерации культура, признана «значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире» [4]. Охраняемые объекты культурного наследия и территории создаются не только для их сохранения как таковых, но и для решения научных, социально-культурных и экономических задач. Именно поэтому в последние годы федеральная власть стала уделять значительное внимание задачам сохранения и использования культурного наследия в охранных зонах. Вопросы, связанные с данной сферой, стали гораздо чаще рассматриваться на заседаниях Правительства и Государственной Думы, коллегии Министерства культуры Российской Федерации.

Но вместе с тем, необходимо совершенствовать работу по сохранению и использованию объектов культурного наследия в современном обществе, выбрать наиболее подходящие управленческие решения и методические формы для обеспечения наилучшей работы по сохранению и дальнейшему использованию объектов наследия в охранных зонах. Необходимо стимулировать интерес общества к сохранению и использованию культурного наследия, в результате чего это может стать драйвером для роста экономики и социально-культурного развития регионов России.

Следует отметить, что проблема сохранения объектов культурного наследия в охранных зонах является до конца не решённой, как в крупных городах, так и в сельской местности. сложившаяся система по сохранению и использованию объектов культурного наследия в Российской Федерации в целом не соответствует задачам их сохранения и рационального использования, особенно страдают охранные зоны объектов. Практика сохранения и использования

культурного наследия в охранных зонах имеет по преимуществу конфликты интересов между государственными и муниципальными властями, общественностью и бизнесом. Проблема заключается в том, что существует недостаточное финансирование по сохранению и использованию объектов культурного наследия в охранных зонах, а также дефицит высококвалифицированных специалистов. Объекты культурного наследия разрушаются и утрачиваются в результате того, что эффективных решений сохранения и использования не удается найти, объекты передаются в руки недобросовестных арендаторов.

На многих объектах культурного наследия, особенно вновь выявленных, не разрабатывается система сохранения и рационального использования, так как в некоторых регионах отсутствует научный подход к данной проблеме. Объекты культурного наследия, как правило, не приносят доход, но чтобы содержание объектов не ложилось тяжелым бременем на экономику регионов, необходимо продумать и создать проекты и программы, которые могли бы приносить прибыль в бюджет регионов.

Научно-методические аспекты обеспечения процесса сохранения и использования объектов культурного наследия изучаются и разрабатываются в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева (Институт Наследия). Институт является ведущим отраслевым научно-исследовательским центром по изучению культурного и природного наследия, разработке методик по его сохранению и использованию, проведению исследований о состоянии и развитии культуры. Институт Наследия образован в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.1992 № 241 «О создании Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия» и приказом Министерства культуры и туризма Российской Федерации от 17.04.1992 № 4. В 2021 г. Отделом социокультурных и туристских программ Института Наследия в рамках Государственного задания, разрабатывается научное обоснование перспективных направлений использования объектов культурного наследия, находящихся в границах охранных зон на территории Российской Федерации и также ведется подготовка методических рекомендаций по сохранению, использованию и популяризации объектов наследия, находящихся в границах охранных зон. Данные научные исследования предназначены для органов исполнительной власти регионов, специалистов и научной общественности.

Доминирование государственной основы в сохранении культурного наследия на сегодняшний день, бесспорно, что соответствует многолетним российским традициям. При этом, как уже упоминалось выше, постоянно усиливается роль общественных движений на региональном уровне, которые занимаются активной деятельностью по охране объектов культурного наследия, и знаковое место среди них занимает такая московская организация как «Архнадзор».

«Архнадзор» - некоммерческое движение. Его участники не получают никакого вознаграждения за свою работу в нем, кроме увеличения количества выявленных и спасенных от уничтожения исторических памятников Москвы. «Архнадзор» не является политической организацией. Деятельность движения не может быть использована для политической пропаганды, проведения политических акций и мероприятий, а также каких бы то ни было проявлений экстремизма.

Рассмотрим на примере г. Москвы, какие существуют программы поддержки в сфере охраны объектов культурного наследия .

Здесь, главным образом, речь пойдет о программах по сохранению этих объектов.

Среди программ поддержки объектов культурного наследия следует отметить следующие:

1. «Культура Москвы».

2. «1 рубль за 1 квадратный метр».

3. «Приведение в надлежащее состояние объектов культурного наследия за счет средств собственников и пользователей».

1 Здесь и далее использованы материалы магистерской выпускной квалификационной работы Акиньшевой М. О. по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция.

4. «Приведение в надлежащее состояние отселенного ветхого и аварийного жилья».

Теперь рассмотрим данные программы подробнее.

В рамках государственной программы «Культура Москвы» существует ряд подпрограмм, среди которых есть подпрограмма «Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия».

Среди целей данной программы можно выделить следующие:

1. Интеграция города Москвы в мировые культурные процессы, формирование образа города Москвы как культурной столицы.

2. Выполнение мероприятий по реконструкции и реставрации объектов, имеющих высокую историко-культурную и социальную значимость.

3. Законодательное обеспечение гарантированного доступа населения к объектам культурного наследия, повышение интереса к ним жителей и туристов города Москвы.

4. Обеспечение профилактики правонарушений и снижение случаев противоправных действий в отношении объектов культурного наследия, а также своевременное пресечение противоправных действий.

За 2018-2020 годы в рамках программы «Культура Москвы» за счет средств городского бюджета были выполнены работы по реконструкции 15 объектов.

Программа «1 рубль за 1 квадратный метр» действует в Москве с 2012 года. Ее суть заключается в том, что инвесторы арендуют полуразрушенные исторические здания, реставрируют их и уже после этого начинают выплачивать символический рубль за квадратный метр. Таким образом, создаются благоприятные условия для бизнеса, и привлекаются частные инвестиции в восстановление объектов культурного наследия.

Данная программа реализуется следующим образом: сначала проводится аукцион на право аренды с обычной ставкой. Далее арендатор должен в течение пяти лет полностью восстановить исторический облик здания. Это достаточно сложная и масштабная работа, потому что многие здания, которыми начинают заниматься инвесторы, находятся в аварийном состоянии. И для перехода на льготную ставку аренды они полностью должны вернуть зданию его исторический облик. Данная работа проводится под контролем Департамента культурного наследия г. Москвы (Мосгорнаследие). И после подачи арендатором необходимой документации в Департамент городского имущества, ему назначается льготная арендная ставка - 1 рубль за 1 квадратный метр.

Главными целями данной программы являются:

1. Создание условий для вовлечения в хозяйственный оборот объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

2. Стимулирование привлечения инвестиций в процесс реставрации и сохранения объектов культурного наследия путем предоставления инвесторам права льготной арендной ставки после проведения реставрационных работ на объектах.

За время реализации данной программы было восстановлено 19 исторических зданий. Далее ниже на фотографии (рис. 1) представлено здание, которое было первым отреставрировано в рамках данной программы.

Рис. 1. Дом с кариатидами

Следующая программа, которую следует рассмотреть - это программа, которая связана с приведением в надлежащее состояние объектов культурного наследия за счет средств собственников и пользователей. Она направлена на осуществление контроля выполнения собственниками (правообладателями) объектов культурного наследия требований по поддержанию объекта в надлежащем состоянии и сохранению его историко-культурной ценности, в том числе по проведению ремонтно-реставрационных работ на объекте.

И по результатам реализации этой программы за два года получились довольно-таки внушительные цифры. В период с 2018 г. по 2020 г. на территории Центрального административного округа (Москва) (далее - ЦАО) за счет средств правообладателей объектов культурного наследия выполнены работы по приведению в надлежащее состояние 182 объектов.

И последняя программа, на которую стоит обратить внимание - это программа по приведению в надлежащее состояние отселенного ветхого и аварийного фонда ЦАО. Главными целями данной программы являются:

1. Приведение в надлежащее состояние отселенных строений.

2. Ликвидация ветхого и аварийного фонда округа.

3. Сохранность эстетического внешнего облика центра города.

В период с 2018 г. по 2020 г. 35 зданий, расположенных в ЦАО, были приведены в порядок в рамках данной программы.

Стоит также упомянуть, что это далеко не все программы, которые направлены на сохранение исторической застройки города Москвы. Существуют такие программы как, например, «Развитие городской среды» и «Безопасный город». Эти программы имеют схожие цели с теми, за которые ответственен Департамент культурного наследия города Москвы и Департамент культуры города Москвы. Однако в данной статье был сделан акцент на тех программах, которые непосредственно направлены на сохранение объектов культурного наследия, а не всех исторических зданий, которые расположены в столице.

Сохранение и использование объектов культурного наследия, и рациональное включение его в жизнь регионов гарантирует не только возможность будущим поколениям познакомиться с культурой прошлого, но и увеличение туристских потоков. Важно отметить, что в настоящее время Правительством Российской Федерации вместе с отраслевым сообществом разработан новый национальный проект по внутреннему и въездному туризму - «Туризм и индустрия гостеприимства», в значительной степени ориентированный на туристское освоение культурных ценностей регионов России.

В связи с этим появится большее понимание и осмысление того, как правильно использовать объекты культурного наследия, не причиняя ущерб самим объектам, сохраняя историческую память, и при этом создать методологическое основание для увеличения туристских потоков к объектам культурного наследия регионов.

Список литературы

1. Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианская хартия) от 31 мая 1964 г. // «Кодекс», электрон. фонд правов. и нормат.-технич. документов : [офиц. сайт]. - Москва, 2021. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901756982 (дата обращения: 26.08.2021).

2. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия : принята 16 нояб. 1972 г . Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры // Организация Объединённых Наций : [офиц. сайт]. - [Париж], 2021. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml (дата обращения: 30.07.2021).

3. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : фед. закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ // «Кодекс», электрон. фонд правов. и нормат.-технич. документов : [офиц. сайт]. - Москва, 2021. - URL:https://docs.cntd.ru/document/901820936 (дата обращения: 24.08.2021).

4. Об утверждении Основ государственной культурной политики : указ Президента Российской Федерации от 24 дек. 2014 г. № 808 // «Кодекс», электрон. фонд правов. и нормат.-технич. документов : [офиц. сайт]. - Москва, 2021. - https://docs.cntd.ru/document/420242192 (дата обращения: 24.08.2021).

5. Демидов, А. Необходимо в сознании людей поменять отношение к культуре / А. Демидов, беседовала К. Воротынцева // Культура : [газета]. - 2021. - 8 июня. - URL: https://portal-kultura.ru/articles/dostoyanie/333300-artem-demidov-voopiik-neobkhodimo-v-soznanii-lyudey-pomenyat-otnoshenie-k-naslediyu/ (дата обращения: 24.08.2021).

Yury S. Putrik, Dr. of Historical Sciences Likhachov Russian Research Institute for Cultural and Natiral Heritage (Moscow, Russia)

[email protected]

Andrei P. Solovyov, Ph. D. in Pedagogics Likhachov Russian Research Institute for Cultural and Natiral Heritage (Moscow, Russia)

[email protected]

PERSPECTIVE LINES FOR EXPLOITATION OF CULTURAL HERITAGE SITES LOCATED WITHIN THE FRAMES OF PROTECTED ZONES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The paper briefly outlines legal framework of activities run by the modern Russian state for physical safekeeping cultural heritage sites, one of key form of which is making zones of protected natural landscape. The authors trace a graduately process of mainstreaming issues concerning preservation historical and cultural heritage sites and integration of these constructions into a structure of economic, social and cultural development of regions of the country. Researchers analyze a set of current problems in sphere of preservation and state protection of cultural heritage sites (such as lack of monetary funds and skilled workforce for repair and restoration, fulfilling research tasks, etc. Also, the article reviews ongoing programs for preservation cultural heritage sites located in the Russian capital, Moscow.

Keywords: cultural heritage, cultural heritage sites, охранные зоны, использование объектов культурного наследия, туризм.

УДК 069.51:391.2(=161.1)

DOI: 10.32340/2414-9101-2021-3-14-19

И. В. Куприянова, доктор исторических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

[email protected]

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК КАК ТРАНСЛЯТОР НЕМАТЕРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ

Аннотация. В статье предпринята попытка обосновать первичность нематериального наследия по отношению к материальному наследию, представленному в этнографических собраниях музеев на примере семантического анализа ключевых, с авторской точки зрения, памятников восточнославянской этнокультуры. Показана иерархическая связь между этими двумя компонентами культуры, в которой музейные памятники выступают в качестве овеществленных идей, отражающих традиционные представления о структуре мироздания, этические и эстетические взгляды и предпочтения. Обозначены возможности раскрытия особенностей народного мировоззрения через вещь.

Ключевые слова: русские, нематериальное наследие, материальное наследие, традиционная культура, этнокультура, мировоззрение, восточнославянские дохристианские верования, сакральность, традиционный текстиль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.