Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ВЗАИМНАЯ ТОРГОВЛЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕАЭС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова Е.И.

Настоящая статья посвящена актуальным вопросам развития налогового законодательства и администрирования в странах-участницах Евразийского экономического союза. Автором рассмотрены принципы взимания косвенных налогов при взаимной торговле в государствах-участницах Евразийского экономического союза и условия налогообложения доходов трудящихся-мигрантов. Проведен сравнительный анализ налоговых систем стран-участниц ЕАЭС по таким критериям как состав налогов, размеры ставок и условия взимания основных налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и страховые взносы). В статье представлена динамика поступлений косвенных налогов в консолидированные бюджеты стран-участниц ЕАЭС и величина налоговой нагрузки, что наглядно демонстрирует специфику налоговой политики каждого из государств и направление реформ в данной сфере.Автором обозначены актуальные проблемы гармонизации налоговых отношений в условиях евразийской интеграции, которые в наибольшей степени оказывают влияние на проведение согласованной налоговой политики на территории единого экономического пространства; предложены наиболее перспективные, в условиях евразийской интеграции, направления совершенствования налоговой политики, методологии налогообложения и информационного взаимодействия налоговых органов стран-участниц ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTIVE DIRECTIONS OF TAX HARMONIZATION IN CONDITIONS OF EURASIAN INTEGRATION

The paper devoted to the topical issues of tax legislation and administration procedures in member countries of Eurasian Economic Union (EEU). The author studied principles of indirect taxes by mutual trade in member- states of Eurasian Economic Union as well as conditions of income taxation for migrant workers. The comparative analysis of EEU tax systems on such criteria as taxation structure, rates and conditions of main taxes collection (income tax, value-added tax, personal income tax and insurance fees) is presented. The paper shows dynamics of indirect taxes income in consolidated budgets of EEU members and value of the tax burden, what demonstrates specificity of each state tax policy and ideas for reforms in this area.The author marked the specific problems of tax harmonization in conditions of Eurasian integration, influencing on concerted tax policy on the territory of common economic space; in terms of Eurasian integration the most prospective directions for tax policy improvement, tax methodology and information interaction of tax authorities in EEU countries were offered.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

УДК 336.027

Е.И. Комарова, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: elkomarova@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Настоящая статья посвящена актуальным вопросам развития налогового законодательства и администрирования в странах-участницах Евразийского экономического союза. Автором рассмотрены принципы взимания косвенных налогов при взаимной торговле в государствах-участницах Евразийского экономического союза и условия налогообложения доходов трудящихся-мигрантов. Проведен сравнительный анализ налоговых систем стран-участниц ЕАЭС по таким критериям как состав налогов, размеры ставок и условия взимания основных налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и страховые взносы). В статье представлена динамика поступлений косвенных налогов в консолидированные бюджеты стран-участниц ЕАЭС и величина налоговой нагрузки, что наглядно демонстрирует специфику налоговой политики каждого из государств и направление реформ в данной сфере.

Автором обозначены актуальные проблемы гармонизации налоговых отношений в условиях евразийской интеграции, которые в наибольшей степени оказывают влияние на проведение согласованной налоговой политики на территории единого экономического пространства; предложены наиболее перспективные, в условиях евразийской интеграции, направления совершенствования налоговой политики, методологии налогообложения и информационного взаимодействия налоговых органов стран-участниц ЕАЭС.

Ключевые слова: косвенные налоги, налоговая система, налоговая политика, взаимная торговля, гармонизация, интеграция, единое экономическое пространство, ЕАЭС.

Объединение России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана в экономический союз направлено на формирование единого экономического пространства для дальнейшего стабильного экономического и социального развития этих государств, повышение уровня жизни населения, на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и, как следствие, рост конкурентоспособности национальных экономик.

Важным аспектом интеграции стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является проведение согласованной налоговой политики, стимулирующей развитие национальных экономик, включая совершенствование налогового законодательства и администрирования, преодоление барьеров для трансграничных инвестиций и предпринимательской деятельности, влияющих на развитие экономических связей между государствами-членами ЕАЭС [4].

В настоящее время в налоговых законодательствах стран единого экономического пространства (ЕЭП) в значительной степени идентично определены налогоплательщики и элементы налогообло-

жения. При этом в каждом из государств имеются особенности, обусловленные всевозможными факторами. Разные ставки прямых налогов в ЕЭП объясняются неодинаковым уровнем экономического развития, спецификой налоговой политики каждого из государств и ходом реформ в данной сфере.

В договоре о создании ЕАЭС предусмотрена необходимость гармонизации налогового законодательства, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне ЕАЭС. Однако в реальной практике страны исходят из своих интересов и конкретных условий развития (о чем свидетельствуют размеры ставок основных налогов в странах ЕАЭС - таблица 1), что снижает вероятность гармонизации налоговой политики.

В современных условиях интеграции появилось такое явление как конкуренция юрисдикций. Наиболее серьезной предпосылкой для этой конкуренции являются условия ведения бизнеса, в том числе налогообложение.

Особенно остро стоит вопрос о различной на-

Таблица 1. Ставки налогов в странах-участницах ЕАЭС в 2016 году, %

Страна Налог на прибыль НДС НДФЛ Страховые взносы

Российская Федерация 20 18 13 30

Республика Беларусь 18-25 20 13 29

Республика Казахстан 15-20 15 10 7-20

Республика Армения 20 20 24-26 15-20

Кыргызская Республика 10 12 10 -

Таблица 2. Налоговая нагрузка в странах ЕАЭС, в процентах [1]

Страна 2013 г. 2014 г. 9 мес. 2015 г.

Республика Армения 23,9 22,5 23,0

Республика Беларусь 25,4 24,3 25,3

Республика Казахстан 22,0 21,1 15,7

Кыргызская Республика 20,5 20,8 20,1

Российская Федерация 19,7 20,2 21,8

логовой нагрузке на бизнес в странах-участницах ЕАЭС (таблица 2).

В настоящее время регулирование налоговых процессов в ЕАЭС осуществляется на основе уже созданной нормативно-правовой базы, которая имеет приоритет над нормами национальных законодательств о налогах стран-участниц союза. Речь идет о Договоре об Евразийском экономическом союзе, Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг и других документах, принятых в ЕАЭС.

В разделе XVII «Налоги и налогообложение» Договора о ЕАЭС (статьи 71-73) определены принципы взаимодействия государств-членов союза в сфере налогообложения, направления и формы сближения законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, а также условия налогообложения доходов граждан при работе по найму в любой из стран-участниц Евразийского экономического союза [2, 7]. Кроме того, Договором предусмотрены направления дальнейшего развития интеграционных процессов, в том числе завершение формирования единого рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, включая полную ликвидацию оставшихся барьеров на пути их свободного перемещения.

Наиболее важным для функционирования Единого экономического пространства является унификация и гармонизация процесса взимания косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов).

Взимание налога на добавленную стоимость в ЕАЭС осуществляется по принципу страны назна-

чения, что подразумевает нулевую ставку экспортного налога на добавленную стоимость и взимание налога на добавленную стоимость налоговыми органами государства-импортера. Установлено, что ставки косвенных налогов на импортируемые товары не должны превышать ставки косвенных налогов на аналогичные товары внутреннего производства. Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена союза товаров, которые, в соответствии с законодательством этого государства, освобождаются от налогообложения при ввозе на его территорию, товаров, которые ввозятся физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности, а также товаров, импорт которых осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица.

Уровень налоговых ставок по налогу на добавленную стоимость в странах-участницах ЕАЭС различается (таблица 1) и, следует отметить, не в пользу нашей страны. Так, более привлекательные условия налогообложения созданы в Казахстане (ставка НДС -15%) и Кыргызстане (ставка НДС - 12%).

В условиях экономического кризиса и международных санкций в отношении России изменилась динамика косвенных налогов на товары, ввозимые на территорию стран-участниц ЕАЭС. В Российской Федерации наблюдается превышение НДС на товары, работы и услуги, реализуемые на внутреннем рынке, над поступлением налога при импорте товаров. В других государствах-членах ЕАЭС, наоборот, в последние годы значительно возросли поступления налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию этих стран (рисунок 1).

О 5 10 15 20 25 30

0 НДС на товары, ввозимые на территорию страны, в млрд долларов США

■ НДС на товары, работы, услуги, реализуемые на внутреннем рынке, в млрд долларов США

Рисунок 1. Структура поступления налога на добавленную стоимость в консолидированный бюджет стран-участниц ЕАЭС за 9 месяцев 2015 года (Источник: Статистика Евразийского экономического союза [1]. Примечание: составлено автором)

Анализ структуры доходов консолидированных бюджетов государств, входящих в ЕАЭС, показал, что наиболее высокая доля акцизов на спиртосодержащую, алкогольную и пивную продукцию в доходах бюджета Республики Беларусь (таблица 3). Следует отметить, что в этой стране не только производство алкоголя, но и его продажа находятся под жестким контролем Управления делами президента.

Для создания единого экономического пространства необходима дальнейшая работа по

Дальнейшее развитие законодательства ЕАЭС в сфере налогообложения должно быть направлено на определение размера и снижение ставок налога на добавленную стоимость, а также сведение к минимуму льгот по его уплате. Актуальным является совершенствование процедуры подтверждения факта экспорта и организации информационного обмена налоговых и таможенных органов, установление перечня экспортируемых и импортируемых работ, услуг, а также унификация порядка их налогообложения.

Задачи обеспечения формирования и функционирования единого рынка рабочей силы предопределили необходимость гармонизации норм налоговых законодательств и положений международных налоговых договоров, влияющих на формирование единого рынка труда в ЕАЭС.

Налогообложение доходов физических лиц в государствах-членах Евразийского экономического союза регулируется ст. 73 Раздела XVII «Налоги и налогообложение» Договора о ЕАЭС. Нормами

формированию единых целей и принципов регулирования и условий реализации для алкогольной продукции, услуг и инвестиций в сфере алкогольного рынка, а также общие меры регулирования, контроля и надзора в этой сфере. В перспективе является важным заключение соглашения о регулировании алкогольного рынка в рамках ЕАЭС, которое позволит создать цивилизованный рынок, минимизировав объемы нелегальной и неконтролируемой приграничной торговли и устранив барьеры для взаимной легальной торговли алкоголем.

указанной статьи признается право граждан наших стран на недискриминационное налогообложение доходов при работе по найму (трудовым контрактам) в любой стране-участнице союза.

В Договоре о ЕАЭС закреплены единые условия налогообложения (включая ставку налога) вознаграждений физических лиц одного государства-члена от трудовой деятельности в другом государстве-члене на условиях и в порядке не менее благоприятном, чем доходов от трудовой деятельности физических лиц - резидентов этого другого государства-члена (таблица 4).

Налогообложение доходов физических лиц в Армении от работы по найму идентично как для граждан Республики Армения, так и для иностранных граждан и лиц без гражданства (резиденты Республики Армения учитывают доходы вне зависимости от источников их возникновения, а нерезиденты - только в части доходов, полученных из источников на территории Республики Армения).

Налогообложение доходов физических лиц, по-

Таблица 4. Ставки налога на доходы физических лиц (подоходного налога) в странах-участницах ЕАЭС

Страна Нормативное регулирование Ставка НДФЛ

Российская Федерация - Налоговый кодекс РФ - Письмо ФНС России от 03.02.2015, от 10.02.2015 № БС-4-11/1561@, - Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 27.01.2015 № 03-04-07/2703. 13%

Республика Беларусь Налоговый кодекс Республики Беларусь 13%

Республика Казахстан Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) 10%

Республика Армения Закон Республики Армения «О подоходном налоге» 24,0-26,0%

Кыргызская Республика Налоговый кодекс Кыргызской Республики 10%

Таблица 3. Доля акцизов на спиртосодержащую, алкогольную и пивную продукцию в доходах консоли-

дированного бюджета стран-участниц ЕАЭС, % [1]

Страны 2013 г. 2014 г. 9 мес. 2015 г.

Республика Армения 1,2 1,4 1

Республика Беларусь 4,6 3,9 3,6

Республика Казахстан 0,3 1,3 0,5

Кыргызская Республика 1,1 1,2 0,9

Российская Федерация 1,2 1,3 1,1

лученных в виде вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей (работа по найму) от источников в Республике Беларусь, независимо от их гражданства и времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь (налогового резиденства) осуществляется по единой ставке 12% с применением в установленных случаях единых налоговых льгот и вычетов.

Доходы, полученные от работы по найму физического лица-резидента и физического лица-нерезидента, в действующей редакции Налогового кодекса Республики Казахстан облагаются налогом по ставке 10% без осуществления налоговых вычетов.

В Российской Федерации доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Республики Кыргызстан, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации, с 1 января 2015 года облагаются по налоговой ставке 13%. Любые вычеты по налогу на доходы физических лиц (стандартные, профессиональные и другие) предоставляются только после того, как граждане государств, входящих в Евразийский экономический союз, получат статус резидента. Страховые взносы за граждан государств, входящих в ЕАЭС, начисляются по тем же правилам, как и с доходов российских граждан. Статус сотрудника (постоянно проживающий, временно проживающий или временно пребывающий) значения не имеет.

В соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики ко всем налогоплательщикам подоходного налога применяется ставка 10%, без учета статуса резиденства.

В налоговых кодексах всех стран-участниц ЕАЭС установлен приоритет правил и норм международных договоров, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами кодексов и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами о налогах и сборах. Одностороннее осуществление налоговых полномочий одним государством может привести к неудовлетворительным результатам, если осуществление таких полномочий не координируется с целями и задачами всего интеграционного объединения. Поэтому и наблюдается глубокая интеграция, заключающаяся в приспособлении норм национального права к межгосударственным правилам и подходам.

Поступательное развитие экономической интеграции между странами единого экономического пространства, функционирование единой таможенной зоны, унификация и гармонизация национальных законодательств о налогах и сборах невозможны без информационного взаимодействия и сотрудничества налоговых и таможенных органов стран-участниц ЕЭП. Го-

сударствами-членами единого экономического пространства подписаны и ратифицированы отдельные международные договоры, соглашения, регулирующие основные принципы взаимодействия налоговых органов государств-участников, а также отдельные аспекты такого взаимодействия, например:

- обмен информацией, включая информацию о суммах уплаченных налогов и о налоговых льготах (об освобождении от налогообложения);

- предоставление информации по запросу или в инициативном порядке;

- обмен информацией между налоговыми и таможенными органами;

- выработка совместных подходов по вопросам методологии налогообложения, разрешение проблем применения налогового законодательства, разработка предложений по его унификации;

- обучение кадров и обмен специалистами [3, 8].

В настоящее время в целях обеспечения информационного взаимодействия ФНС России с налоговыми органами государств-членов ЕАЭС при взимании косвенных налогов при экспорте и импорте товаров в рамках Договора о ЕАЭС формируется и ведется информационный ресурс «ЕАЭС-обмен» [6]. Данный информационный ресурс позволяет исключить возможность многократного использования одних и тех же заявлений для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%. Это происходит посредством реализации автоматической связи между информацией о заявлениях, включенных экспортером в представленный им перечень заявлений, и информацией, содержащейся в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость по идентификационному номеру налогоплательщика, налоговому периоду и классификатору налоговой документации.

Дальнейшее развитие правовой базы по взаимодействию и сотрудничеству налоговых органов целесообразно развивать по следующим направлениям:

- разработка и организация совместных мероприятий налоговых органов, направленных на выявление и пресечение налоговых правонарушений;

- совершенствование и развитие норм процессуального характера (порядок обмена информацией в отношении конкретных видов доходов (сделок), порядок и сроки хранения такой информации и т.п.);

- совершенствование технической базы информационного обмена.

Таким образом, унификация налоговой политики в государствах-участницах Евразийского экономического союза является важным условием гармонизации условий ведения бизнеса в этих странах, развития взаимной торговли, а также устранения налоговых барьеров для трудящихся-мигрантов.

Литература

1. Государственные финансы. Статистика Евразийского экономического союза. Статистический бюллетень - Электрон. дан. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://eec.eaeunion.org/ru/act/ integr_i_makroec/dep_stat/finstat/Documents/finstat2015.pdf - (дата обращения: 22.03.2016).

2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) - Электрон. дан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eaeunion.org. - (дата обращения: 22.03.2016).

3. Зорина, Р.С. Перспективы гармонизации налогового законодательства стран - участниц ЕАЭС / Р.С. Зорина // Законодательство. - 2015. - № 7. - С. 75-82.

4. Мамбеталиев, Н. Налоги и налогообложение в Евразийском экономическом союзе / Н. Мамбеталиев // Налоговая политика и практика. - 2015. - № 1. - С. 78-80.

5. Мамбеталиев, Н. Налогообложение доходов физических лиц в ЕАЭС / Н. Мамбеталиев // Налоговый вестник. - 2015. - № 5. - С. 86-90.

6. Приказ ФНС России от 08.04.2015 №ММВ-7-15/140@ «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса «ЕАЭС - обмен» - Электрон. дан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ш/document/cons_doc_LAW_178210/. - (дата обращения: 22.03.2016).

7. Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.) - Электрон. дан. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.eaeunion.org/#about. - (дата обращения: 22.03.2016).

8. Соглашение от 25.01.2002 «Об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами государств-членов Евразийского экономического сообщества - Электрон. дан. - [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/. - (дата обращения: 22.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.