Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / MAGADAN REGION / AGRICULTURE / EFFICIENCY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / MODEL / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гинтер Е.В.

В статье проведен анализ современного состояния сельского хозяйства в Магаданской области. Изучена экономическая сущность категории «организационно-экономический» механизм. Обоснована необходимость совершенствования организационно-экономического механизма функционирования отрасли. Определены направления совершенствования механизма и предложены его перспективные модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE MODEL THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL PRODUCTION MAGADAN REGION

The article analyzes the current state of agriculture in the Magadan region. The economic essence of the category "organizational-economic" mechanism is studied. The necessity of improving the organizational and economic mechanism of the industry is substantiated. The directions of improvement of the mechanism are defined and its perspective models are offered.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Не стоит забывать и о том, как нельзя вести себя в гостях. Правила хорошего тона предусматривают следующие «НЕ»: не заходите без разрешения хозяев в спальню или на кухню; не кладите локти на стол, не размахивайте руками; не разговаривайте за столом по мобильному телефону; не жуйте с открытым ртом; не чавкайте; не злоупотребляйте спиртным, не позволяйте спаивать себя; не принуждайте других пить спиртное; не заставляйте гостей произносить тосты; не демонстрируйте недовольство угощениями или компанией; не засиживайтесь в гостях, не напрашивайтесь переночевать.[2]

Использованные источники:

1. Правила этикета. Уроки хороших манер. http : //wlooks .ru/etiket/kak-vesti-sebya-v-gostyah/

2. Тонкости и основные правила поведения в гостях http://fb.ru/article/312117/kak-sebya-vesti-v-gostyah-pravila-etiketa-uroki-horoshih-maner

УДК 338.43. (571.65)

Гинтер Е. В. науч. сотр. отдела ФПИИР, ФГБНУ Магаданский НИИСХ, Россия, г. Магадан ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА МАГАДАНСКОЙ

ОБЛАСТИ

Аннотация. В статье проведен анализ современного состояния сельского хозяйства в Магаданской области. Изучена экономическая сущность категории «организационно-экономический» механизм. Обоснована необходимость совершенствования организационно-экономического механизма функционирования отрасли. Определены направления совершенствования механизма и предложены его перспективные модели.

Ключевые слова: Магаданская область, сельское хозяйство, эффективность, устойчивое развитие, модель, организационно-экономический механизм

Ginter E. V. researcher

The Magadan Agricultural Research Institute,

Russia, Magadan

PERSPECTIVE MODEL THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL PRODUCTION MAGADAN REGION

Annotation. The article analyzes the current state of agriculture in the Magadan region. The economic essence of the category "organizational-economic"

mechanism is studied. The necessity of improving the organizational and economic mechanism of the industry is substantiated. The directions of improvement of the mechanism are defined and its perspective models are offered.

Keywords: Magadan region, agriculture, efficiency, sustainable development, model, organizational and economic mechanism

Радикальные экономические реформы наиболее негативно повлияли на отрасли и регионы, которые в силу объективных причин не могут быстро адаптироваться к нерегулируемым рыночным отношениям. К таковым относится и сельское хозяйство Магаданской области. Зависимость сельскохозяйственного производства от экстремальных природных факторов, удаленность от экономически развитых регионов, слаборазвитая транспортная сеть сказались на современном состоянии аграрного сектора экономики, которое в настоящее время характеризуется неустойчивостью. В 2016 году объемы валовой продукции увеличились на 6% по отношению к предыдущему году. В животноводстве поголовье крупного рогатого скота в 2016 году увеличилось на 4% по отношению к 2015, а коров снизилось на 2%. Производство молока сократилось во всех категориях хозяйств на 3,5%. Поголовье птицы в целом по области сократилось на 17479 голов (12,5%), но это не повлияло на производство яиц, объем которого в 2016 году вырос на 3,8%. В оленеводстве сохраняется положительная динамика, по сравнению с предыдущим периодом поголовье оленей в области увеличилось на 5,4% и составило 15210 голов. В растениеводстве последние несколько лет сохраняется положительная динамика. В 2016 году посевные площади всех сельскохозяйственных культур увеличились на 2,8% и составили 6676 га, в том числе под картофель и овощи открытого грунта на 3 и 6 % соответственно.

Экономическая эффективность функционирования отрасли характеризуется уровнем рентабельности, который в сельскохозяйственных организациях с учетом субсидий в 2016 году составил 4%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 20,1%. Без государственной поддержки рентабельность производства составляла - 32% в сельхозорганизациях и -24% в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Проблемы развития отрасли на уровне региона требуют комплексного, системного решения множества производственно-экономических, организационных, экологических, социальных и правовых вопросов. Поэтому преодоление негативных процессов в аграрном секторе должно осуществляться путем оптимизации воздействующего на отрасль организационно-экономического механизма.

Теоретические исследования позволяют сделать вывод, что под термином «организационно-экономический механизм» следует понимать взаимодействие субъектов разных уровней на основе экономических и административно-правовых рычагов воздействия и эффективных форм организации социально-производственных процессов, обеспечивающих устойчивое развитие сельскохозяйственных отраслей и эффективное

использование ресурсов. Сущность организационно-экономического механизма позволяет выделить две его отличительные особенности. Во-первых, данный механизм формируется на всех уровнях: государственном, региональном, районном, хозяйственном. Во-вторых, формируясь на представленных уровнях, данный механизм действует и реализуется на них [1].

В трудах современных ученых говорится о том, что на сегодняшний день не создан организационно-экономический механизм устойчивого развития сельского хозяйства. Это означает, что необходимо совершенствование организационно-экономического механизма, с целью обеспечения эффективного функционирования хозяйствующих субъектов на основе экономической заинтересованности и внедрения достижений научно-технического прогресса. Необходимость совершенствования организационно-экономического механизма хозяйствования в регионе определяется как объективными факторами, связанными со сложностью сельскохозяйственного производства, так и отсутствием приоритетных направлений совершенствования организационно-экономического механизма в сельском хозяйстве. В приоритетный перечень направлений, по которым должна повышаться эффективность отношений в сфере регионального аграрного производства входит: совершенствование государственного регулирования, развитие информационных систем в отрасли, внедрение инновационных методов управления и технологий производства, повышение социальной привлекательности отрасли. Реализация данных направлений должна происходить посредством совершенствования, существующих элементов организационно-экономического механизма функционирования аграрного производства, а также внедрения недостающих перспективных составляющих, способных повысить уровень развития отрасли [2].

Эффективность организационно-экономического механизма основывается на результате целенаправленной деятельности различных структур власти и субъектов хозяйствования, практическая реализация которой связана с экономическими, административными, правовыми рычагами воздействия, оказывающими влияние на тенденции развития производственных процессов в отрасли и обеспечивающими достижение поставленных целей и задач. Инструменты и рычаги регулирования на всех уровнях в совокупности составляют инфраструктуру организационно-экономического механизма, которая является основным условием его активизации и эффективного функционирования в аграрном секторе региона.

На основе SWOT-анализа, который позволил выделить сильные и слабые стороны организационно-экономического механизма, определены приоритетные направления его совершенствования в условиях Магаданской области, а именно: государственное регулирование ценообразования, повышение эффективности распределения бюджетных средств, снижение налоговой нагрузки, популяризация страхования, повышение доступности кредитных ресурсов, применение достижений науки в производстве,

повышение привлекательности сельского труда, оптимизация размеров производства и развитие интеграционных процессов. Перечисленные направления можно объединить в четыре группы: экономическую (бюджетная поддержка, кредитование, налогообложение, регулирование цен, страхование), инновационную (техническая и технологическая модернизация производства развитие информационных систем), структурно -организационную (определение размеров производства, развитие интеграционных процессов) и социальную (стимулирование труда, привлечение трудовых ресурсов, организация внутрихозяйственных отношений) [3]. На основе выделенных направлений разработаны перспективные модели организационно-экономических механизмов развития сельскохозяйственного производства в условиях Магаданской области, включающие недостающие элементы механизма, согласно обозначенным направлениям повышения его эффективности и новые формы организации сельскохозяйственного производства в регионе [4].

Модель традиционного организационно-экономического механизма, представляет собой модель, дополненную усовершенствованными действующими и перспективными элементами, которые необходимо включить в состав современного механизма хозяйствования на региональном уровне. Модель предполагает создание, на основе государственной поддержки, отраслевых инфраструктурных служб (информационная, инновационная, маркетинговая, сбытовая), организация которых необходима для повышения эффективности сельскохозяйственного производства в регионе.

Кроме традиционной модели организационно-экономического механизма предлагаются модели, основанные на интеграционных процессах в отрасли региона, по причине того, что в последнее время интеграционным процессам уделяется много внимания. Актуальность интеграции обуславливается дефицитом ресурсов для производства, высокой изношенностью производственных фондов, низкой конкурентоспособностью товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, сокращением производительности труда. Развитие интеграционных процессов способствует решению данных проблем. Модель организационно -экономического механизма, основанная на контрактной интеграции, под которой понимается заключение долгосрочных договоров между фирмой-интегратором, закупающим продукцию сельского хозяйства и производителем, предполагает высвобождение функции по переработке и реализации продукции у субъектов хозяйствования, с целью сокращения издержек производства и их передаче интегратору на основе двухсторонних договоров, в которых закреплены характеристики продукции, оговорена технология производства, сроки поставок и стоимость (Рисунок 1).

Правительство Магаданской области

Министерство сельского хозяйства магаданской области

Нормативно-

правовое регулировали

Нормативно-правовое регулирование, бюджетная поддержка, программы

ития

Институциональные органы

Создание благоприятных

условий хозяйствования

I

Льготные кредиты, налоговые льготы, регулирование цен

Интегратор

И-N

1 уровень 2 уровень -двухсторонние

договоры поставки

Реализация (служба сбыта и маркетинговых Переработка

Реализация

и

Субъекты хозяйствования

£

Торговые

I

Рычаги и инструменты механизма

Организационные Планирование

Экономические

Социальные

Специализация

Регулирование размеров хозяйства и объемов

■ Учет, контроль,

и анализ Г"'

Развитие

^ ^Н°рмир°вание I информационных

Стимулирование и мотивация труда

Повышение квалификации

Приквалдерчоевние трудовых ресурсов

Функции маркетинга и

Инновационное подразделение

I

Внутрихозяйств ен ные отношения

Информационно-консультационная

Рисунок 1 - Организационно-экономический механизм развития и регулирования сельскохозяйственного производства Магаданской области, основанный на контрактной интеграции Модель, основанная на кластеризации, предполагает создание такого механизма хозяйствования на региональном уровне, который бы позволил повысить конкурентоспособность субъектов хозяйствования, расширить внедрение инноваций, сократить издержки производства и реализации продукции, укрепить отношения между бизнесом, государством и наукой, за счет создания отдельных функциональных единиц, обеспечивающих эффективность процесса производства и реализации продукции в отрасли (Рисунок 2). Функционирование аграрного кластера в регионе позволит за счет интеграции сократить издержки производства, создать новые рабочие места, применять достижения науки и техники, что приведет к повышению эффективности использования производственного потенциала и социальной инфраструктуры сельских территорий.

Рисунок 2 - Организационно-экономический механизм развития и регулирования сельскохозяйственного производства Магаданской области, основанный на кластерных образованиях

Оценка эффективности предлагаемых организационно-экономических механизмов показала, что при их реализации рентабельность сельскохозяйственных производителей достигнет положительного уровня даже без учета субсидий и дотаций от государства. Расчет эффективности произведен на примере молочного скотоводства и картофелеводства, в связи с тем, что данные подотрасли занимают наибольший удельный вес в производстве валовой продукции животноводства и растениеводства области. Наибольший эффект достигается при реализации механизма, основанного на кластерных образованиях. Так при производстве молока уровень рентабельности составит 18%, а при производстве картофеля 24%. При интеграционном подходе эффективность производства молока и картофеля составит 9 и 10% соответственно.

В предлагаемых моделях организационно-экономического механизма хозяйствования развития и регулирования сельскохозяйственного производства Магаданской области на всех уровнях предусмотрено создание структур, выполняющих определенные функции и задачи на уровне отрасли (информационные, инновационные, маркетинговые). Для реализации организационно-экономических механизмов, предлагается к созданию региональная информационно-консультационная служба. Затраты на ее формирование и осуществление текущей деятельности составляют 6,4 млн.руб., поступление денежных средств - 6,7 млн.руб., в том числе 1,1 млн.

руб. - доходы от основной деятельности. Рентабельность функционирования службы составит 5%.

Сельскохозяйственные товаропроизводители нуждаются в создании условий, обеспечивающих непрерывно-стабильный процесс расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции. Для решения проблем развития отрасли на уровне региона требуется комплексное, системное решение множества вопросов. Преодоление кризиса в аграрном секторе требует формирования и использования организационно-экономического механизма хозяйствования, объединяющего систему мер федеральных и региональных властей с усилиями хозяйствующих субъектов, отвечающего современным требованиям, учитывающего отраслевые и региональные особенности, направленного на мобилизацию внутренних резервов сельскохозяйственного производства, повышение его устойчивости и стабильности в долгосрочной перспективе.

Использованные источники:

1. Иванов С.Г. К вопросу формирования организационно-экономического механизма АПК [Электронный ресурс] / С.Г. Иванов - Режим доступа: www.kgau.ru/new/all/koferenc/2014/e5.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

2. Паршуков Д.В. Организационно - экономический механизм развития аграрного сектора / Д.В. Паршуков, Д.В. Ходос, С.Г. Иванов // [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: www.cyberlenmka.ru/artirie/n/organizatsionno-ekonomicheskiy-mehanizm-razvitiya-agrarnogo-sektora, свободный.

3. Гинтер Е.В. Совершенствование организационно-экономического механизма хозяйствования в аграрном секторе Магаданской области / Вектор экономики - 2017. - №6 (12). - С. 26.

4. Гинтер Е.В. Совершенствование организационно-экономического механизма хозяйствования в аграрном секторе на мезоэкономическом уровне / V научно-практическая конференция «Проблемы формирования инновационной экономики региона», Магадан, ноябрь 2017 - С. 36-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.