Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕНИЕ ЛЕСОСЫРЬЕВОГО ЭКСПОРТА / МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТРАКТ / СОГЛАШЕНИЕ О ЗАЩИТЕ И ПООЩРЕНИИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузминых Юлия Валерьевна

В статье анализируется современное состояние и динамика инвестиционного процесса в деревоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности России. Для стимулирования дополнительных капитальных вложений в отрасль автором рассматривается активизация использования механизмов специального инвестиционного контракта и соглашения о защите и поощрении капиталовложений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMISING MECHANISMS TO INCREASE INVESTMENT ACTIVITY IN THE FOREST INDUSTRY OF RUSSIA

The article analyzes the current state and dynamics of the investment process in the woodworking and pulp and paper industry in Russia. To stimulate additional capital investments in the industry, the author considers the activation of the use of the mechanisms of a special investment contract and an agreement on the protection and promotion of capital investments

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ»

УДК 330.322

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Кузминых Юлия Валерьевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры управления, д-р экон. наук, доцент, e-mail: july_lta@rambler.ru

В статье анализируется современное состояние и динамика инвестиционного процесса в деревоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности России. Для стимулирования дополнительных капитальных вложений в отрасль автором рассматривается активизация использования механизмов специального инвестиционного контракта и соглашения о защите и поощрении капиталовложений

Ключевые слова: ограничение лесосырьево-го экспорта; меры стимулирования инвестиций; специальный инвестиционный контракт; соглашение о защите и поощрении капиталовложений

PROMISING MECHANISMS TO INCREASE INVESTMENT ACTIVITY IN THE FOREST INDUSTRY OF RUSSIA

Kuzminykh Yuliya V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of the Department of Management, Doctor of Economics, Docent, e-mail: july_lta@rambler.ru

The article analyzes the current state and dynamics of the investment process in the woodworking and pulp and paper industry in Russia. To stimulate additional capital investments in the industry, the author considers the activation of the use of the mechanisms of a special investment contract and an agreement on the protection and promotion of capital investments

Keywords: restriction of timber export; measures to stimulate investment; special investment contract; investment protection and promotion agreement

Для цитирования: Кузминых Ю.В. Перспективные механизмы повышения инвестиционной активности в лесной промышленности России // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 1 (81). С. 53-56.

В настоящее время проблема повышения инвестиционной активности в сфере формирования и модернизации основного капитала является одной из основных приоритетных задач национальной экономической политики во всех отраслях народнохозяйственного комплекса России. Для лесной промышленности этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с практическим запретом экспорта необработанной и грубо обработанной древесины хвойных и твердолиственных пород и, как следствие, увеличением объемов качественного сырья для переработки внутри страны.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день не существует нормативного правового акта, в котором запрещен лесосырьевой экспорт. Жесткими барьерами для вывоза необработанных лесоматериалов хвойных и твердолиственных пород с 1 января 2022 г. являются:

- повышение вывозных пошлин на лесоматериалы хвойных пород, которые традиционно являются преобладающими в российском экспорте, до 80 % от таможенной стоимости, но не 55,2 евро за м3 [1];

- сокращение числа пограничных пунктов пропуска для экспорта необработанной и грубо обработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород (дуб, бук, ясень). Вывоз указанных товаров

будет производиться только через два пункта пропуска - Люття в Республике Карелия на границе с Финляндией и Хасан в Приморском крае на границе с КНДР [2].

Объем вывезенных из России необработанных лесоматериалов в течение 2019-2020 гг. был достаточно стабильный: 2019 г. - 15,9 млн м3; 2020 г. - 15,6 млн м3. Небольшое снижение экспорта российского круглого леса наблюдалось в 2021 г. - до 13,9 млн м3. При этом темп роста (снижения) по сравнению с 2020 г. составил 89,4% [3]. Однако, с 2022 г., несмотря на введенные ограничения, ожидается существенное сокращение лесосы-рьевого экспорта.

Общая величина сокращения экспорта необработанной древесины ценных хвойных и твердолиственных пород может составить порядка 8-10 млн м3. По оценке вице-президента национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» Андрея Гончарова имеющиеся в отрасли производственные мощности позволят переработать 3 млн м3 из не вывезенного в результате ограничений объема необработанных лесоматериалов. Для использования в качестве сырья оставшихся 5-7 млн м3 потребуется дополнительно порядка 35 млрд руб. инвестиций в деревоперерабатываю-щее и целлюлозно-бумажное производство [4].

составит прирост в 19,6-38,9 % и представляется существенной величиной, требующей стимулирующих финансовых и налоговых мер.

Для привлечения дополнительного объема капитальных вложений в лесную промышленность могут быть использованы системные меры наращивания инвестиционной активности [6], наиболее перспективными из которых, по мнению автора, являются механизмы специального инвестиционного контракта (СПИК) и соглашения о защите и поощрения капиталовложений (СЗПК). Потребность в таких инструментах стимулирования привлечения инвестиций в экономику страны и своевременность их использования определяется, прежде всего, тем, что основными факторами, сдерживающими инвестиционную активность хозяйствующих субъектов являются: неопределенность экономического положения в России, меняющаяся система налогообложения и нормативной правовой базы, регламентирующей инвестиционную деятельность [5].

Сущность механизма СПИК, который начал действие в 2014 г., заключается в следующем. Инвестор берет на себя обязательства по осуществлению инвестиционного проекта по разработке и(или) внедрению современной технологии по выпуску промышленной продукции с правом получения от государства мер стимулирования (обеспечения стабильности условий хозяйствования,

Таблица

Инвестиции в основной капитал лесопромышленных предприятий

Вид деятельности 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Сумма, млрд руб.

Обработка древесины и производство изделий из дерева 51,9 56,4 53,8 49,4 58,1 66,0 71,6 69,4 58,5 68,5

Целлюлозно-бумажное производство 41,5 50,2 45,7 40,5 39,9 51,7 69,5 92,5 103,5 93,9

ИТОГО 93,4 106,6 99,5 89,9 99,0 117,7 141,1 161,9 162,0 178,4

Темпы прироста, %

Обработка древесины и производство изделий из дерева 87,4 8,7 -4,6 -8,2 17,6 13,6 8,5 -3,1 -5,7 17,1

Целлюлозно-бумажное производство 24,6 21,0 -9,0 -1,4 -1,5 29,6 34,4 33,1 11,9 -9,3

Справочно: в целом по РФ 20,6 14,0 6,9 3,4 0 6,1 8,7 10,9 8,7 4,1

Доля в общероссийских инвестициях, %

Обработка древесины и производство изделий из дерева 0,47 0,45 0,40 0,36 0,42 0,45 0,45 0,39 0,30 0,34

Целлюлозно-бумажное производство 0,38 0,40 0,34 0,29 0,29 0,35 0,43 0,52 0,54 0,47

ИТОГО 0,85 0,85 0,74 0,65 0,71 0,80 0,88 0,91 0,84 0,81

Источник: составлено автором на основе [5]

В таблице представлены данные, характеризующие объемы и динамику инвестиций в производство деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности Российской Федерации.

Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы.

Несмотря на то, что в течение 2011-2020 гг. произошло абсолютное увеличение совокупных инвестиций в отрасль с 93,4 млрд руб. до 178,4 млрд руб., отсутствует стабильная положительная динамика роста вложений в основной капитал как в обработку древесины и производство изделий из нее (далее - деревопереработка), так и в целлюлозно-бумажное производство (ЦБП). Об этом свидетельствуют отрицательные темпы прироста на протяжении нескольких лет.

Совокупные инвестиции в лесную промышленность за исследуемый период составляют менее 1 % от общероссийских. Стабильная положительная динамика удельного веса отраслевых инвестиций в капитальные вложения в основной капитал в целом по России также отсутствует. Это говорит о том, что лесная промышленность не относится к числу приоритетных отраслей в сфере инвестиционной деятельности.

Учитывая, что общая величина инвестиций в отрасль за анализируемый период колеблется в пределах 89,9-178,4 млрд руб. в год, необходимая величина дополнительных вложений (35 млрд руб.)

возможности применения ускоренной амортизации и др.) и налоговых льгот в части налога на прибыль и имущество, земельного и транспортного налогов. В 2019-2020 гг. данный механизм был значительно модернизирован и обозначается в настоящее время как СПИК 2.0. Был отменен пороговый уровень величины инвестиций, позволяющий воспользоваться механизмом СПИК 2.0, и увеличен максимальный срок контракта до 15-25 лет в зависимости от объема вложений. Эти положения носят положительный характер для потенциальных инвесторов [7].

На сегодняшний день реестр СПИК содержит 58 соглашений как первой, так второй модернизированной версии на сумму более 1 трлн руб. Большинство проектов реализуются в фармакологической и химической промышленности, а также в разных видах машиностроения [8].

В лесной отрасли СПИК пока не реализуются, но перспективы использования этого механизма лесопромышленными компаниями имеются. Подтверждением этого является утвержденный перечень современных технологий, на основании которого будут заключаться СПИК 2.0, что позволит активизировать и перезапустить данный инструмент привлечения инвестиций в экономику страны. В указанном перечне содержится 630 позиций, из них 30 наименований современных лесопромышленных технологий, в том числе 19 - в целлюлозно-бумажной промышленности [9].

Механизм СЗПК является новым инструментом поддержки инвесторов и был запущен в стране в 2020 г. [10]. Реализация СЗПК на практике обеспечивает поддержку и стимулирование инвесторов по двум основным направлениям:

- предоставление стабилизационной оговорки, обеспечивающей неизменность условий налогообложения инвесторов и положений лицензирования, землепользования и других административных процедур, связанных с реализацией проекта;

- получение субсидий и (или) частичное возмещение затрат, направленных на создание инфраструктурных объектов, в том числе расходов по уплате процентов и займов.

Указанные меры государственной поддержки зависят от объема капитальных вложений и отраслевой принадлежности проекта. Следует отметить, что действующий механизм СЗПК предусматривает минимальную базовую величину инвестиций в сумме 5 млрд руб. При этом для ряда отраслей (социальная сфера, сельское хозяйство и ряд других) снижен пороговый уровень капитальных вложений. Лесная промышленность в настоящее время не относится к таким отраслям.

Как было сказано выше, механизм СПИК после пяти лет функционирования был модернизирован в сторону упрощения процедур заключения контрактов и расширения мер поддержки со стороны государства. Изменения в нормативно-правовую основу СПИК вносились при тесном

взаимодействии государственных органов и бизнес-сообщества. Учитывая данный положительный опыт, представляется целесообразной инициатива со стороны лесного бизнеса о возможности внесения изменений в действующий закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Данные изменения должны касаться уменьшения нижнего порога инвестиций в проекты, связанные с созданием и модернизацией производственных мощностей для переработки древесины и попадающие под условия СЗПК. По мнению автора, минимальная величина капитальных вложений в такие проекты должна составлять 500 млн руб. (т.е. включение лесной промышленности в группу цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства, туризма, пищевой промышленности).

В течение 2020-2021 гг. общий объем инвестиций в рамках заключенных 36 СЗПК составил 1,3 трлн руб., рассматривается еще 74 заявки на сумму 1,6 трлн руб., а к концу 2024 г. совокупная величина вложений должна увеличиться до 12,6 трлн руб. [11, 12]. Представители лесной промышленности уже проявили интерес к механизму СЗПК. Среди проектов, уже использующих механизм СЗПК, находится строительство бумагоделательной машины по производству жиростойкой и мешочной бумаги, осуществляемое ПАО «Сокольский ЦБК». Общая сумма вложений в данный проект превышает 11 млрд руб. При этом планируемая величина налогов и других обязательных платежей в связи с реализацией данного проекта, составляет порядка 1,6 млрд руб. в год. [13, 14]. С учетом положений ст. 15 Федерального закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» [10], а именно предельного срока и предельного объема возмещения затрат по проекту, по оценкам автора сумма компенсации вложений может составить до 4 млрд руб., что несомненно имеет существенное значение для инвестора.

Подводя итоги выполненного исследования, можно сделать следующее заключение. Активизировать инвестиционный процесс с целью создания производственных мощностей в области деревопе-реработке и ЦБП призваны механизмы СПИК 2.0 и СЗПК, которые позволяют нивелировать риск меняющихся экономических условий хозяйствования и обеспечить стабильные условия реализации проектов. Основные различия между указанными инструментами симулирования инвестиционной активности заключаются в следующем. Механизм СПИК направлен на поддержку производства конкурентоспособной продукции на мировом рынке, СЗПК - на развитие инфраструктуры, необходимой для реализации проектов. Частичная компенсация расходов инвесторов в рамках СПИК 2.0 осуществляется преимущественно через предоставление налоговых льгот. При использовании механизма СЗПК инвестор может получить субсидии и (или) частичное возмещение расходов

в размере 50 % от фактических затрат, направленных на создание объектов обеспечивающей инфраструктуры и 100 % сопутствующей инфраструктуры, из федерального (регионального) бюджета. Лесопромышленные компании как потенциальные инвесторы при выборе между СПИК 2.0 и СЗПК должны учитывать не только предоставляемые этими механизмами преимущества, но и особенности заключения контрактов (соглашений), объем возлагаемых на них обязанностей и ответственности.

Библиографический список:

1. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 2068 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза» . URL: garant.ru

2. Постановление Правительства РФ от 20.07.2021 № 1225 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу РФ для убытия с территории РФ товаров, классифицируемых в товарной позиции 4403 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, и о внесении изменения в постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 521» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru

3. Экспорт из России важнейших товаров // Федеральная таможенная служба. URL: https://customs.gov.ru/ statistic/eksport-rossii-vazhnejshix-tovarov

4. Лесной промышленности нужны 35 млрд рублей для обработки «кругляка». URL: https://news.myseldon. com/ru/news/index/250758800.com

5. Инвестиции в нефинансовые активы. URL: https:// rosstat.gov.ru/investment_nonfinancial

6. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (утв. Минфином России). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_396691/0ce1aab1c92dff3b24 a680acc8ec8bd0dca5035a/

7. Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс».

8. Минпромторг. Инвестиционные проекты и заключенные СПИК. URL:minpromtorg.gov.ru

9. Распоряжение Правительства от 28 ноября 2020 г. № 3143-р «Об утверждении перечня видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов». URL: https://www.garant.ru/

10. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (последняя редакция). URL:garant.ru

11. Власти потратят 5,5 миллиардов на ИТ-систему защиту капиталовложений, которая пока им только навредила. URL: https://zoom.cnews.ru/ news/item/542527

12. После оттаивания инвестировать - Газета Коммерсантъ № 156 (7118) от 01.09.2021. URL:kommersant.ru

13. Подписаны первые 9 СЗПК на 135,7 млрд рублей инвестиций // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: economy.gov.ru

14. В Правительстве области отметили высокий уровень Сокольского ЦБК. URL: https://www.vologda.kp.ru/ online/news/4457222/u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.