Научная статья на тему 'Перспективные механизмы финансирования инноваций в России'

Перспективные механизмы финансирования инноваций в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафонов Е. Н.

The article depicts the approaches to the development of the venture investment system. As any innovative activity is attended by rather a high risk level, the author comes to reason the introduction of insurance mechanisms in the practice of innovative investment and suggests employing the relevant experience of the western countries in this context.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospective Mechanisms of Financing Innovations in Russia

The article depicts the approaches to the development of the venture investment system. As any innovative activity is attended by rather a high risk level, the author comes to reason the introduction of insurance mechanisms in the practice of innovative investment and suggests employing the relevant experience of the western countries in this context.

Текст научной работы на тему «Перспективные механизмы финансирования инноваций в России»

Е.Н. Сафонов

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ

Не вызывает сомнения, что рост экономики в Российской Федерации во многом зависит от активизации инвестиционной деятельности в сфере новых технологий и выработки механизма ее реализации. Очередной этап развития мировой экономики обусловлен радикальными переменами, связанными с масштабным применением инноваций в области производственных технологий. Мировое развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при этом является инновационный капитал, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий и эффективном менеджменте.

В современных условиях в России центральную роль в создании инновационной политики должно сыграть федеральное правительство. При этом государству следует реализовывать свою политику одновременно по трем направлениям: обеспечение новаторов финансовыми ресурсами; создание инфраструктуры, обеспечивающей продвижение на рынок инноваций с помощью маркетинговых, консалтинговых, инжиниринговых фирм, инвестиционных компаний и банков, бирж технологий, а также формирование благоприятной инфраструктуры рынка, включая государственные (федеральные и региональные) программы создания наукоградов (технополисов), технопарков, особых экономических зон;

выработка единых цивилизованных правил и механизмов координации деятельности всех субъектов рынка инноваций на взаимовыгодной основе кооперирования «по интересам» на разных стадиях технологических циклов, обеспечивающих расширенное воспроизводство инноваций и распространение действия данного механизма на другие сферы жизнедеятельности (социальные инновации).

Финансовые ресурсы для развития инноваций на российском рынке могут быть представлены так:

Перспективные механизмы финансирования инноваций в России

бюджетные ассигнования; средства специальных внебюджетных фондов; финансовые ресурсы коммерческих структур (инвестиционные компании и банки, страховые общества, финансово-промышленные группы и т. п.);

собственные средства промышленных хозяйствующих субъектов;

частные сбережения.

Надо четко понимать, что финансовые вложения в инновации являются высокорисковыми. В мировой практике для реализации подобных проектов используется венчурный капитал, сочетающий в себе различные формы приложения капитала (акционерного, ссудного и предпринимательского).

Говоря о венчурном капитале и государственном участии, важно понимать, что нельзя просто перевести всю систему стимулирования инновационной деятельности государства на венчурную основу. Только государство может широкомасштабно поддержать фундаментальные научные разработки и производство новых знаний.

Когда речь заходит об этапе коммерциализации созданного продукта, его сопровождения при выходе на рынок, то не обойтись без внешних инвестиций, и государство должно принимать только долевое участие в финансировании. В этом отношении для нас очень важен зарубежный опыт венчурного инвестирования. В передовых в технологическом отношении странах созданы эффективные системы такого финансирования инноваций. К сожалению, сегодня Россия на данном направлении не может быть полноценным партнером в международном сотрудничестве: в России до сих пор отсутствует полномочное представительство Всемирной ассоциации венчурного инвестирования.

Основной проблемой развития системы венчурного инвестирования является отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей деятельность венчурных предприятий и инвестиционных институтов. Явно недостаточны меры государственной поддержки и стимулирования венчурного предпринимательства.

Экономическое направление развития системы венчурного инвестирования включает комплекс прямых и косвенных мер, обеспечивающих процесс привлечения венчурных инвестиций в технологический бизнес. Прямые меры - это предоставление гарантий инвесторам венчурного капитала и грантов венчурным предприятиям, работающим над реализацией наукоемких, вы-

Е.Н. Сафонов

сокотехнологичных проектов. Косвенные меры государственной поддержки включают: налоговые стимулы для венчурных предприятий (инвестиционные налоговые кредиты), льготы по таможенным пошлинам как при импорте венчурными предприятиями оборудования и комплектующих изделий, так и при экспорте высокотехнологичной продукции.

Институциональное направление развития системы венчурного инвестирования предполагает создание сети венчурных инвестиционных институтов с российским капиталом, ориентированных на инвестиции в технологический венчурный бизнес. Здесь значительная роль отводится Венчурному инновационному фонду для совместного финансового участия Российской Федерации и других международных финансовых организаций в совместных венчурных институтах. Вместе с тем для обеспечения достаточного объема венчурных инвестиционных ресурсов требуется значительное участие частных, в том числе банковских, инвесторов.

Примечательным явлением последнего времени в России в области инвестиционной деятельности вообще и в венчурной индустрии в частности явилась активизация отечественных финансовых структур, определивших для себя в качестве потенциально привлекательных те же объекты инвестиций, что и венчурные фонды с западным происхождением капитала. Помимо участия крупного российского капитала в достаточно масштабных операциях по приобретению активов компаний, работающих в традиционных областях экономики, дополнительной особенностью последнего времени явилось участие крупных отечественных компаний в чисто венчурных проектах -финансировании фирм, находящихся на ранних стадиях развития и занятых в области высоких технологий.

Итак, венчурная система, как уже указывалось, наиболее эффективна в современных условиях реализации инновационно-инвестиционной стратегии. Однако и этот механизм требует определенной конкретизации в части финансирования инвестиций. Для этого целесообразно предложить ряд вспомогательных механизмов, обеспечивающих реализацию нововведения. В первую очередь принципиальным здесь является страховой механизм.

Всякая инновационная деятельность сопровождается определенным уровнем риска. Поэтому потенциальный инвестор, непосредственно участвующий в бизнесе либо выдающий на эти цели кредит, может испытывать определенные сомнения

Перспективные механизмы финансирования инноваций в России

относительно целесообразности капиталовложений. На этот случай необходимо участие страховой системы, которая могла бы компенсировать возможные убытки. Целью страховой системы, работающей в данной области, является создание постоянно действующего денежного фонда, пополняемого частично за счет страхователей, частично за счет средств бюджета (перечисляемых под конкретные проекты, оформленные соответствующим технико-экономическим обоснованием и бизнес-планом).

Для реализации предложенного механизма необходимо внесение изменений и дополнений в ряд актов федерального законодательства, принятие федерального закона, конституирующего государственный внебюджетный фонд - ссудный фонд промышленности, устанавливающий источники формирования его средств, направления расходов, а также структуру управления.

Следует отметить, что разработка страховых продуктов, ориентированных на защиту от рисков, связанных с созданием, использованием и оборотом инноваций, в экономически развитых странах мира началась еще несколько десятилетий назад, но относительную известность данные программы страхования приобрели в конце 80-х - начале 90-х годов XX века.

В настоящее время в мире выработано три основных подхода к формированию страхового покрытия в отношении инноваций. Соответственно известны три основных полиса.

1) First-party IP coverage (IP Value Insurance) - первичное покрытие инноваций. В соответствии с условиями данного полиса страхователю возмещается величина снижения дохода, вызванная прямым или косвенным внешним воздействием по поводу его прав на инновации вплоть до утери этих прав (до определенной степени аналог страхования от перерывов производственной деятельности - Business Interruption).

2) IP Abatement coverage (может именоваться как Patent Infringement Abatement coverage, а также Offense, Enforcement или Pursuit coverage) - покрытие на случай нарушения патентных прав страхователя. Согласно условиям данного страхования страхователю возмещаются расходы, связанные с защитой нарушенных прав.

3) IP Defense Cost (может называться Patent Infringement Defense Cost или Defense coverage) - покрытие на случай предъявления страхователю претензий со стороны иных правообладателей.

Е.Н. Сафонов

Страховой полис типа «First-party IP coverage» пока представили лишь несколько страховщиков. Страховое покрытие рассчитано на случай:

признания страхователя виновным в нарушении прав на инновации третьих лиц либо в случае признания прав на его инновации ничтожными;

решения суда или патентного ведомства (государственное решение) по поводу выдачи принудительной лицензии конкурентам либо отмены или сужения прав страхователя.

В соответствии с правилами существуют разные подходы к предстраховой экспертизе инноваций в зависимости от степени их использования в реальном производстве товаров или оказываемых услугах:

пока еще не воплощенные в реальные изделия (различные стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);

в начальной стадии продаж изделий или услуг; относительно известные товары или услуги. Страховое покрытие IP Abatement coverage может включать компенсацию страховщиками следующих видов издержек страхователей, связанных с защитой их нарушенных прав:

судебные издержки в случае предъявления иска страхователем к третьим лицам в течение действия договора страхования;

судебные издержки при предъявлении встречного иска третьим лицом и обвинении в недействительности патента страхователя;

расходы на повторную экспертизу документов страхователя (патенты, свидетельства и т. п.) в патентном ведомстве;

издержки, связанные с дополнительными процедурами патентования в связи с иском страхователя.

При тарификации по программе IP Abatement coverage страховая компания может учитывать значительное количество условий, оказывающих влияние на риск, например:

уровень конкуренции на рынке потенциального страхователя, в том числе объем рынка, контролируемый страхователем и основными конкурентами;

стоимость вхождения на рынок;

известные патенты, имеющие отношение к рынку страхователя;

прецеденты судебных разбирательств в отношении инноваций, схожих с инновациями страхователя;

политика потенциального страхователя в отношении выдачи лицензий;

Перспективные механизмы финансирования инноваций в России

попытки воспользоваться правами на инновации в прошлом (успешные и безуспешные);

обвинения страхователя в нарушении прав на инновации третьих лиц;

качество работы патентной службы страхователя; наличие специалистов, способных оказать конкуренцию страхователю в инновационной сфере, и т. д.

С учетом значительных сумм судебных издержек в случае обвинения в контрафактном использовании чужих инноваций в экономически развитых странах, а также использования таких обвинений в конкурентной борьбе (путем постоянного судебного преследования компании-жертвы, которая будет вынуждена отвлекать ресурсы на гонорары адвокатам, юристам и т. д. либо искать компромисс с компанией-агрессором) более популярно страховое покрытие на случай предъявления страхователю претензий со стороны иных, чем страхователь, правообладателей -IP Defense Cost. В состав оплачиваемых страховой компанией расходов в рамках программы IP Defense Cost могут включаться: судебные издержки; расходы, непосредственно связанные с исполнением судебного решения, а также возможные отступные при досудебном урегулировании претензий.

Перед заключением договора страхования по программе IP Defense Cost страховщики обычно проверяют качество работы патентной службы страхователя, в том числе тщательность обеспечения патентной чистоты, факт привлечения к работе патентных поверенных, прецеденты по обвинению страхователя в контрафактном производстве в прошлом и т. д.

Во всех вышеназванных программах страхования присутствуют безусловные франшизы, которые обеспечивают страховщику экономическую заинтересованность страхователя в благоприятном решении.

Применительно к широкому кругу потенциальных страхователей, обладающих инновациями, можно выделить следующие положительные стороны заключения договоров страхования: обеспечение финансовых источников для защиты инноваций;

получение гарантий от запугивания со стороны корпораций (для малых предприятий);

профессиональную защиту репутации и меры по управлению кризисами;

привлечение профессионалов для помощи в кризисных ситуациях;

Е.Н. Сафонов

предотвращение необходимости отвлечения собственных средств на защиту;

предотвращение потери рынка своевременными мерами по защите инноваций;

повышение привлекательности для инвесторов (риски минимизированы);

повышение привлекательности инноваций на рынке лицензий;

защиту от некоторых способов враждебных поглощений, практикуемых через получение контроля над инновациями; управление повышением оценочной стоимости. Однако есть и существенные недостатки. Так, комплексное страхование рисков, связанных с созданием и использованием инноваций, будет достаточно дорогим для предприятий и организаций, занимающихся внедрением инноваций в повседневной деятельности и получающих основную прибыль от использования результатов изобретательства. Существуют опасения и в отношении коммерческих секретов, которые могут быть известны компаниям в связи с заключением договора страхования. В определенной мере аргументом против заключения договора страхования может стать требование страховщика согласовывать все действия с ним. Например, в некоторых случаях страхователь может предпочесть не ввязываться в судебное разбирательство, которое может привлекать страховую компанию в качестве выигрышной рекламы собственных услуг.

Как показывает зарубежная практика, данное страхование широко используется кредитно-финансовыми учреждениями, инвестиционными и венчурными фондами, связанным с финансированием инновационного процесса.

Анализ существующего положения позволяет сделать заключение о благоприятных перспективах развития венчурных механизмов финансирования инноваций в Российской Федерации на ближайшие несколько лет при условии сохранения достигнутой динамики развития, развития институциональной среды (в том числе механизмов страхования), углубления и упрочения наметившихся позитивных тенденций в экономической жизни страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.