Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЙ РЕЗКИ НА ЛОМ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ОТХОДОВ СУДОХОДСТВА'

ПЕРСПЕКТИВНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЙ РЕЗКИ НА ЛОМ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ОТХОДОВ СУДОХОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бурмистров Е.Г., Студнев С.В., Михеева Т.А.

Обосновывается актуальность проблемы утилизации судов. Излагаются общие подходы к совершенствованию соответствующих производственных процессов. Актуализируется вопрос механизации процессов разделительной резки. Описывается разработанная авторами перспективная установка для разделительной резки на лом крупногабаритных отходов судостроения и судоходства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTIVE INSTALLATION FOR SEPARATION CUTTING FOR SCRAP OF LARGE SIZED VESSEL WASTE ITEMS

A study has been made of the problem of utilization of vessels. General approaches to improving corresponding production processes are given. The problem of mechanizing the processes of separation cutting is underlined. A prospective installation developed by the authors is described for separation cutting for scrap of large sized vessel and navigation waste items.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЙ РЕЗКИ НА ЛОМ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ОТХОДОВ СУДОХОДСТВА»

Ю.А. Архипова, Е.Г. Бурмистров, А.В. Ганичев

Обоснование современных методов монолитного железобетонного судостроения на основе ...

Список литературы

[1] Сиверцев И.Н. Железобетонное судостроение: учебное пособие / И.Н. Сиверцев. - М.: изд-во МРФ. - 1947. - 479 с.

[2] Егоров. Н.Е. Технология постройки железобетонных судов / Н.Е. Егоров. - М.: Речной транспорт. - 1961. - 191 с.

[3] Современная опалубка для монолитного строительства. URL: http://www.pekomo.ru/stati/ sovremen-naya-opalubka-dlya-monolitnogo-stroitelstva.html

[4] Установки для приготовления бетонной смеси и строительного раствора. URL: http://www. betono-ved.ru/data/oborud/ob3.php http://www.kamag.com/en.html.

[5] Машины и оборудование для транспортирования бетонных и растворных смесей. URL: http://stroi-logik.ru/tehnologiya/stroitelnye-mashiny/betonye-raboty/145-transportirovanie-betonnyh-i-rastvornyh- smesei.html.

STUDY OF MODERN METHODS OF CONSTRUCTING SHIPS USING FERROCONCRETE ON THE BASIS OF NEW CONSTRUCTION SOLUTIONS

U.A. Arkhipova, E. G. Burmistrov, A. V. Ganichev

The problem of applying modern technologies when constructing ferroconcrete and composite vessels is analysed. A study of a new method in which monolithic ferroconcrete is used has been made. An example of a construction solution adapted for building ship hulls using the new technology is given. General approaches are presented when solving particular problems of constructing ferroconcrete ships. The opportunities of modern technology are described for preparing, transporting and feeding concrete to concrete laying sites.

УДК 621.791.94.03:629.5.011

Е.Г. Бурмистров, д. т. н., проф. ФБОУВПО «ВГАВТ». С.В. Студнев, аспирант-стажёр ФБОУ ВПО «ВГАВТ». Т.А. Михеева, к. т. н., ст. преподаватель ФБОУ ВПО «ВГАВТ». 603950, г. Н. Новгород, ул. Нестерова, д. 5А.

ПЕРСПЕКТИВНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЙ РЕЗКИ НА ЛОМ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ОТХОДОВ СУДОХОДСТВА

Обосновывается актуальность проблемы утилизации судов. Излагаются общие подходы к совершенствованию соответствующих производственных процессов. Актуализируется вопрос механизации процессов разделительной резки. Описывается разработанная авторами перспективная установка для разделительной резки на лом крупногабаритных отходов судостроения и судоходства.

Актуальность проблемы утилизации выработавших свой ресурс судов внутреннего плавания обусловлена тем, что в акваториях судоремонтных заводов и баз технического обслуживания флота скопилось большое количество выведенных из эксплуатации и брошенных судов. По данным Верхне-Волжской инспекции Российского Речного Регистра, только в бассейне р. Волги насчитывается более 1100 таких судов, многие из которых находятся в притопленном или затопленном положениях [1]. Кро-

ме явной опасности для судоходства они представляют собой и серьёзную экологическую опасность.

В отличие от предприятий Министерства обороны, на которых утилизация надводных кораблей и атомных подводных лодок осуществляется в соответствии с государственным оборонным заказом и при соответствующем финансировании, для промышленных предприятий внутреннего водного транспорта такие программы только продекларированы. В то же время в ближайшее десятилетие более 60% [2] современного парка флота будет выведено из эксплуатационного оборота по причинам:

■ полной выработки ресурса;

■ наступления критического срока эксплуатации (или плановой утилизации);

■ морального и физического износа и отрицательных результатов экономического обоснования возможности очередного капитального ремонта и модернизации;

■ серьёзных аварий или других обстоятельств, не допускающим возможность проведения экономически обоснованных ремонтно-восстановительных работ.

Масштабность данной проблемы диктует разработку новых индустриальных подходов к процессу утилизации судов. Наиболее рациональным представляется организация для этих целей специализированных региональных центров, оснащённых соответствующей техникой и технологиями и располагающих квалифицированным производственным персоналом.

С точки зрения совершенствования процесса судоразделки наибольшие перспективы имеет комплекс работ, связанных с разделкой корпуса судна на крупногабаритные разделяемые элементы и их последующей дорезкой на габаритный металлолом (металлургический кусок).

Для разделки корпусов судов на лом, как правило, используют термический, механический и импульсный методы резки [3]. Определённые перспективы имеют и взрывные технологии судоразделки. Однако, несмотря на такое разнообразие освоенных технологий, более 65% всего объёма работ по разделительной резки судовых конструкций в настоящее время производится с использованием ручных газовых резаков и плазмотронов. И это отнюдь не реалии только российской действительности. В мировых центрах судоразделки (Китай, Тайвань, Вьетнам и др.) доля ручного труда доходит до 75%! Таким образом, весьма актуальной является проблема механизации процессов резки.

Кроме главного и общего для всех способов резки требования - дешевизны судоразделки - к числу основных требований к судоразделочному оборудованию и средствам механизации можно отнести их простоту, надёжность, компактность, высокую производительность. Последний фактор в данном случае определяется не только и не столько скоростью резки, сколько количеством вспомогательных операций и надёжностью оборудования, позволяющего производить резку с минимальным объёмом подготовительных операций (изготовление лесов, подмостей и переходов, установка ограждений, закрепление оборудования на разрезаемой поверхности, подготовка разрезаемой поверхности металла для собственно резки и т.д.).

Выбор метода разделки зависит от условий производства работ, конструкции корпуса и габаритов судна, а также габаритов получаемого металлургического куска. Исходя из этого, авторами разработана установка для разделительной резки на лом крупногабаритных отходов судоходства. Общий вид установки представлен на рис. 1.

Установка представляет собой портативную, мобильную установку, способную выполнять разделительную резку не только в нижнем положении на горизонтальных поверхностях, но и на наклонных и вертикальных поверхностях. Крепление установки к разрезаемой поверхности производится при помощи постоянных или электромагнитов.

В зависимости от выбранного способа резки, установка может оснащаться 1-2-мя газовыми резаками, либо плазмотроном.

Для повышения экологической безопасности процесса резки установка оборудована системой отсоса образующихся вредных веществ.

Рис. 1. Общий вид установки для разделительной резки на лом крупногабаритных отходов судоходства

Рис. 2. Основные узлы и устройство установки для разделительной тепловой резки на лом крупногабаритных отходов судоходства: 1 - каретка; 2 - направляющая рейка; 3 - резак; 4 - система управления; 5 - привода каретки; 6 - электромагнит; 7 - кронштейн;

8 - зубчатая рейка; 9 - кронштейн крепления отсасывающего устройства;

11 - ограничитель стационарный

Конструкция установки и отдельных её узлов запатентована в России. В настоящее время обсуждается вопрос её серийного производства, а также продажи лицензий на производство заинтересованным организациям и физическим лицам.

Установка для термической резки содержит (см. рис. 2) каретку 1, которая перемещается по направляющей рейке 2. На каретке устанавливаются резаки 3, по меньшей мере, один. С помощью системы управления 4 производится регулирование процесса резки. Перемещение каретки 1 осуществляется с помощью привода 5 каретки. Устройство крепится к разделываемой поверхности с помощью электромагнитов 6, а каретка 1 крепится к направляющей рейке с помощью кронштейнов 7. Перемещение каретки обеспечивается за счёт передачи между зубчатой рейкой 8 и роликами каретки. На стойке резака 3, посредством кронштейнов 9, устанавливается отсасывающее устройство 10. Упоры 11 обеспечивают ограничение перемещения каретки 1 вдоль направляющей рейки 2. С другого конца рейки имеются съёмные «башмаки», обеспечивающие возможность её наращивания по длине.

Применение таких установок позволяет сделать процесс судоразделки не только самоокупаемым, но и прибыльным. При примерной сопоставимости капиталовложений на организацию производства по традиционной схеме (с большой долей ручного труда) и по схеме, ориентированной на использование высокоэффективных средств механизации, а также при условии высокого уровня организационно-технологической подготовки производства, использование компактных механизированных установок для разделительной резки позволяет более чем в 2 раза снизить общую трудоёмкость разделки корпусов судов и примерно во столько же раз уменьшить производственную себестоимость их утилизации в целом. Организацию технологического процесса утилизации судна в этом случае легко осуществить через разбивку корпуса судна на отдельные элементы, габариты которых:

■ диктуются требованиями получателя лома;

■ определяют затраты на метало-резательные операции;

■ формируются производственными и технологическими условиями;

■ определяются способом транспортировки лома.

Линии реза при этом назначаются в соответствии с общей технологической последовательностью разделки: корпус ^ блок корпуса ^ секция ^ металлургический кусок [4]. Таким образом, весь процесс судоразделки можно подчинить единому экономически и технологически обоснованному плану. Кроме упорядочения работ на всех стадиях утилизации судна, это позволит существенно снизить и возникающие при судоразделке риски для производственного персонала, уменьшить общую трав-моопасность основных судоразделочных операций.

Список литературы

[1] Горбунов В.С. Постановка задачи классификации судов, выведенных из эксплуатации по степени их экологической опасности / В.С. Горбунов, В.Л. Этин // Тр. ВГАВТ. - 2000, ВЫП. 292, ч. 4.

[2] Бурмистров Е.Г. Утилизация судов. Организационно-технологический и экологический аспекты / Е.Г. Бурмистров, А.С. Курников, И.А. Сычёва // Журн. Экология и промышленность России. - 2005, №10. - С. 24 - 27.

[3] Перов В.Н. Технология утилизации судов: Учебное пособие / В.Н. Перов. - Николаев: УГМТУ, 2002. - 24 c.

[4] Горбунов Ю.В. Технология утилизации судов и других отходов судоходства: конспект лекций / Ю.В. Горбунов, О.К. Зяблов. - Н. Новгород: изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2006. - 144 с.

PROSPECTIVE INSTALLATION FOR SEPARATION CUTTING FOR SCRAP OF LARGE SIZED VESSEL WASTE ITEMS

E.G. Burmistrov, S.V. Studnev, T.A. Mikheeva

A study has been made of the problem of utilization of vessels. General approaches to improving corresponding production processes are given. The problem of mechanizing the processes of separation cutting is underlined. A prospective installation developed by the authors is described for separation cutting for scrap of large sized vessel and navigation waste items.

УДК 629.5.081: 681.51

Д.А. Галочкин, аспирант, ФБОУ ВПО «ВГАВТ». Е.Г. Бурмистров, д. т. н., проф.,ФБОУВПО «ВГАВТ». 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5А.

РАЗРАБОТКА ГЕНЕРАЛЬНОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ГРАФИКОВ ПОСТРОЙКИ СУДНА С УЧЁТОМ ЗАКОНОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКИ

Рассматриваются общие подходы к вариантам использования законов производственной логистики при разработке Генерального графика постройки судна, а также технологических графиков подготовки производства. Приводятся основные этапы разработки Генерального и технологического графиков методами имитационного моделирования подготовки производства к постройки судов и краткое их описание.

Генеральный и технологический графики постройки судна является важными элементами прогнозирования производственного процесса постройки судна, помогают правильно организовать, регулировать производство и обеспечить успешное выполнение производственной программы. И те и другие графики обычно разрабатываются в ленточном или сетевом исполнении. Укрупнённый Генеральный график создаётся на начальной стадии конструкторской подготовки производства и определяет сроки выпуска заказной документации и рабочих чертежей, начала работ по закладке, постройке и спуску на воду, достройке и сдаче судна заказчику. В дальнейшем Генеральный график уточняют и выполняют в виде сетевой модели, содержащей более 200 работ-событий по проектированию, подготовке производства, постройке и сдаче судна. Исходя из него составляют межцеховой генеральный график и более детальные технологические, цикловые, оперативко-производственные и др. графики.

Технологические графики являются наиболее эффективными организующими документами. В них отражают трудоёмкости работ, расчётные данные по численности и специальностям рабочих, показывают продвижение работ по обработке металла корпуса, сборке секций, изготовлению труб, монтажу механизмов, достройке, отделке и т.д. Именно в соответствии с этими графиками составляют таблицы платежей, согласно которым Заказчик оплачивает стоимость судна по мере роста его технической готовности.

Обычно при разработке Генерального и технологического графиков весь производственный процесс постройки судна разделяют на периоды и технологические этапы. На отдельные крупные этапы составляют оперативно-производственные графики, содержащие более подробный перечень работ, выполняемых несколькими цехами и участками. На основе технологических и оперативно-производственных графиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.