Научная статья на тему 'Совершенствование технологии утилизации судов: проблемы и перспективы'

Совершенствование технологии утилизации судов: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурмистров Е. Г., Сычева И. А.

Рассмотрен организационно-технологический аспект проблемы утилизации судов. Показаны перспективы совершенствования технологии судоразделки. Дана классификация основных способов разделки корпусов судов по способам её выполнения. Проанализированы технико-экономические показатели основных видов резки. Предложено организовать специализированные региональные центры для разделки судов и их утилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of technology of recycling courts: problems and prospects

The organizational-technological aspect of a problem of recycling of courts is considered. Prospects of perfection of technology sydorasdelki are shown. Classification of the basic ways of cutting of cases of courts by ways of her performance is given. Technical and economic parameters of the basic kinds are analysed are sharp. It is offered to organize the specialized regional centres for cutting courts and their recyclings.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технологии утилизации судов: проблемы и перспективы»

[5] Требуков С.Я. Снижение металлоёмкости рыболовных судов / С .Я. Требуков // Технология судостроения. 1989. - №9. С. 55-59.

[6] Протопопов В.Б. Конструкция корпусов судов внутреннего и смешанного плавания / В.Б. Протопопов, О.И. Свешников, Н.М. Егоров. - Л.: Судостроение, 1984.-375 с.

[7] Разработка технического проекта смены настила второго дна на плаву на судах проекта 576 при среднем и капитальном ремонтах: Отчёт о НИР (заключ.) / Горьковск. инст. инж. водн. тр-та; Руковод. Работы Ю Г. Кулик; № 745111; Инв. № 02850010. - Горький, ГИИВТ, 1985. 145 с. - Исполн. Зубакин Ю.А.

CONSTRUCTIVE-TECHNOLOGICAL RATIONALITY OF PRODUCTION OF SHIPBUILDING AS CONDITION OF INCREASE OF HER ECOLOGICAL CLEANLINESS E. G. Burmistrov

In article questions of maintenance of constructive-technological rationality of ship designs from the point of View resyrsosberegenia and increases of ecological cleanliness of production of shipbuilding are mentioned. The basic directions of the decision of the given problem are offered. Examples, an illystrirushie opportunity of reduction of metal consumption of designs and increases of their adaptability to manufacture and maintainability are given.

УДК 629.12.628.4.04

Е. Г. Бурмистров, к. т. н., доцент, ВГАВТ,

И. А. Сычева, студент, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УТИЛИЗАЦИИ СУДОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рассмотрен организационно-технологический аспект проблемы утилизации судов. Показаны перспективы совершенствования технологии судоразделки. Дана классификация основных способов разделки корпусов судов по способам её выполнения. Проанализированы технико-экономические показатели основных видов резки. Предложено организовать специализированные региональные центры для разделки судов и их утилизации.

Проблема утилизации судов вызывает значительный интерес не только специалистов водного транспорта, но и представителей органов власти, крупных финансово-промышленных компаний, общественных организаций. В качестве одного из основных вопросов данная проблема обсуждалась и на 51й сессии Комитета по защите морской среды ИМО (Лондон, 27 марта - 2 апреля 2004 г.). На повышенный интерес к этой проблеме указывает и значительно возросшее в последнее время количество публикаций в отечественной и зарубежной прессе.

Авторами уже рассматривался организационно-технологический аспект данной проблемы [1]. Однако мы считаем необходимым ещё раз и более подробно рассмотреть этот вопрос, особенно в части, касающейся совершенствования технологии разделки судового корпуса и надстройки. Напомним, что в настоящее время организационным документом, определяющим координацию работ исполнителей на всех стадиях жизненного цикла судна, за исключением утилизации, служит генеральный график. Он представляет собой информационную модель совокупности типовых собы-

тий, характеризующих результаты выполнения комплексов работ на стадиях проектирования судна, технологической и материально-технической подготовки производства, постройки, испытаний и эксплуатации, включая техобслуживания и ремонты. Практика показывает, что в генеральный график, кроме перечисленных стадий, в обязательном порядке должна включаться и стадия «утилизация судна» [2]. Необходимость этого диктуется масштабностью, длительностью, сложностью и значительной капиталоёмкостью соответствующих работ. Но имеющемуся опыту эта стадия должна включать следующие этапы:

- подготовка судна к утилизации и разработка документации для её проведения;

- выгрузка и демонтаж оборудования, устройств, трубопроводов, кабеля;

- разделка судна на крупногабаритные элементы;

- разделка крупногабаритных элементов на габаритный металлолом (металлургический кусок);

- разделка оборудования, трубопроводов, устройств на металлолом;

- переработка кабелей, покрытий и изоляции;

- сбор и передача на захоронение неутилизируемых, в том числе токсичных промышленных отходов.

С точки зрения совершенствования технологии утилизации наибольшие перспективы имеет комплекс работ, связанных с разделкой судна на крупногабаритные разделяемые элементы и их последующая дорезка на габаритный металлолом. В связи с этим авторами выполнен анализ существующих и перспективных видов и способов резки металла.

Классификация основных видов резки по способам её выполнения представлена на рис. 1.

Как правило, все утилизируемые суда можно классифицировать как сложные пространственные конструкции. Принципиально для разделки таких объектов могут быть применены практически все известные способы резки металла. Однако выбор конкретного способа определяется целым комплексом факторов, наиболее значимыми из которых представляются:

- конструктивно-технологические особенности судна;

- принятая технология утилизации;

- наличие и грузоподъёмность заводских подъёмно-транспортных средств;

- уровень материально-технической подготовки и организация производства.

К сожалению, техническую оснащённость большинства судоремонтных предприятий (на которых в основном выполняются судоразделочные и утилизационные работы) трудно охарактеризовать как передовую. Разделка судов на них, как правило, осуществляется с использованием традиционных технологий, отличающихся малой производительностью и высокой трудоёмкостью работ, а также, неоправданно большой долей ручного труда. Такие способы допускают только поэтапный вариант судо-разделки, характеризуемый кроме прочего большим количеством технологических перерывов и вспомогательных операций, которые отрицательно сказываются на производительности и экономических показателях процесса. Укрупнённая оценка применяемости при судоразделке традиционных и перспективных способов и видов резки (см. табл. 1) показывает, что наиболее востребованными в настоящее время являются газокислородная, плазменная и механическая резка гидравлическими ножницами. Их удельное значение составляет соответственно порядка 45, 20 и 12 %. Вместе с тем такие перспективные виды резки как лазерная, взрывная, механическая резка цепными пилами, практически не находят применения, несмотря на очевидные преимущества. Их применение, например, позволяет избежать малопроизводительных и трудо-

ёмких вспомогательных операций, избежать этапности в выполнении работ, резать корпус сразу по всей ширине и высоте борта, существенно улучшить экологические показатели процесса утилизации.

Рис. 1. Классификация основных видов резки по способам ее выполнения

Таблица 1

Применяемость различных способов резки при судоразделке

№ п/п Вид резки Применяемость, %

1 Гидравлические ножницы типа «Крокодил» 12

2 Алмазные и цепные пилы 0

3 Дисковые пилы 5

4 Электролитическая резка 0

5 Газокислородная 45

6 Плазменная 20

7 Керосиновая 5

8 Дуговая 5

9 Электрокислородная 3

10 Лазерная 2

11 Взрывная резка 3

Анализ основных технико-экономических показателей некоторых способов резки судового корпуса (см. табл. 2 и диаграммы на рис. 2 и 3) показывает, что большинство из них примерно сопоставимы по производительности и себестоимости. Следовательно, окончательный способ судоразделки должен определяться не столько технико-экономическими критериями, сколько критериями организационно-технологического характера.

Таблица 2

Основные технико-экономические показатели некоторых видов резки металла толщиной 8 мм (в числителе указаны значения для углеродистой стали ВСтЗсп, в знаменателе - для легированной 10ХНСД)

№ п/п Вид резки Скорость резки, м/ч Себестоимость, руб./пог. м

1 Гидравлические ножницы типа «Крокодил» 50*/45,45* 31,50*/31,65*

2 Алмазные и цепные пилы 0,5*/0,45* 39,50*/40,45*

3 Дисковые пилы 4,5*/4,09* 31,89* / 32,08*

4 Электролитическая резка 10*/9,09* 32,50*/32,75*

5 Газокислородная 42/38,2 52,61 /52,87

6 Плазменная 79,2 /72 52,55 /52,81

7 Керосиновая 27 / 24,5 61 /62,10

8 Дуговая 12,36/11,24 55,90/56,49

9 Электрокислородная 31,2/28,4 56,82/57,50

10 Лазерная 54/49,1 58,60/59,46

11 Взрывная резка - 60*/62*

Примечание: * - указано ориентировочное значение

Естественно, что наиболее рациональным с точки зрения решения проблемы утилизации судов, было бы создание на базе действующих судостроительно-судоремонтных предприятий нескольких специализированных региональных центров по судоразделке. В своё время такие проработки выполнялись, однако были свёрнуты из-за отсутствия даже гипотетических источников финансирования подобных проектов. Однако в настоящее время наметилась устойчивая тенденция к переосмыслению отношения к данной проблеме, а соответственно становится возможной и «реанимация» на новом уровне существовавших ранее проектных разработок. Действительно, затратная часть проектов значительна. Их финансирование только из средств регионального бюджета более чем проблематично. В этой связи весьма уместным являлось бы решение рассматриваемой проблемы в рамках федеральной целевой программы «Отходы». То есть - повышение статуса самой проблемы.

Разумеется, функционировать центры, о которых идёт речь, должны с применением новейших технологий, позволяющих сделать процесс разделки и утилизации судов не только самоокупаемым, но и прибыльным. Это подтверждает и оценка технико-экономических показателей основных традиционных и перспективных способов судоразделки. При примерной сопоставимости стартовых капиталовложений и при условии высокого уровня организационно-технологической подготовки производства, перспективные способы позволяют более чем в 2 раза снизить трудоёмкость работ и

уменьшить производственную себестоимость утилизации судна. На наш взгляд применение при судоразделке передовых разработок и наукоёмких технологий позволит повысить интерес потенциальных инвесторов к данной проблеме, привлечь в отрасль дополнительные инвестиции, в том числе с участием иностранного капитала. Кроме того, повышение производительности процесса, снижение его себестоимости и экологической опасности, совершенствование культуры производства должно способствовать повышению конкурентоспособности отечественных предприятий на мировом рынке услуг и, в перспективе, позволит принимать для утилизации, в том числе, суда и иностранных компаний*.

Рис. 2. Диаграмма технико-экономических показателей резки углеродистой стали

Рис. 3. Диаграмма технико-экономических показателей резки легированной стали

* За рубежом эта проблема так же стоит очень остро 136

Список литературы

[1] Бурмистров Е.Г. Организационно-технологический аспект проблемы утилизации судов / Е.Г. Бурмистров, И.А. Сычёва // Проблемы повышения эффективности функционирования и развития транспорта Поволжья: Матер, региональн. научно-праггич. конференц., ноябрь, 2003, Н.Н.-2003.-С. 84-90.

[2] Майоров А.Л. Моделирование производственного процесса утилизации АПЛ // Судостроение. - 2003. -№ 3. - С. 43-47.

PERFECTION OF TECHNOLOGY OF RECYCLING COURTS: PROBLEMS AND PROSPECTS

E. G. Burmistrov, I. A. Sycheva

The organizational-technological aspect of a problem of recycling of courts is considered. Prospects ofperfection of technology sydorasdelki are shown. Classification of the basic ways of cutting of cases of courts by ways of her performance is given. Technical and economic parameters of the basic kinds are analysed are sharp. It is offered to organize the specialized regional centres for cutting courts and their recyclings.

УДК 629.122/. 123.004.67(083)

О. К. Зяблое, к. m. н., ассистент, ВГАВТ. 603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

АЛГОРИТМ РАСЧЕТА ТРУДОЕМКОСТИ И СЕБЕСТОИМОСТИ РЕМОНТА КОРПУСОВ НЕФТЕНАЛИВНЫХ СУДОВ

Итоговыми документами технологической подготовки судна к ремонту являются единые, дополнительные, индивидуальные ремонтные ведомости, в которых указан весь перечень работ, который планируется выполнить при том или ином ремонте судна. Опыт применения ремонтных ведомостей в течение нескольких десятилетий позволил выявить наряду с их преимуществами ряд крупных недостатков.

В технологической документации на средний или текущий ремонт судна должен быть весь перечень работ, которые планируется выполнить при том или ином виде ремонта, и последовательность их проведения. Эти сведения приводят в ремонтных ведомостях. В Министерстве транспорта РФ при ремонте судов серийной постройки используют единые ремонтные ведомости (ЕРВ), выпускаемые централизованно про-ектно-конструкторскими организациями.

В единых ремонтных ведомостях указаны:

- перечень ремонтных операций по каждому конструктивному разделу судна;

- объем работ при выполнении каждой операции в натуральных единицах (например, в квадратных метрах заменяемой обшивки);

- трудоемкость выполнения единицы работ и всего потребного объема по каждой операции;

- специальность рабочего (рабочих), выполняющего каждую операцию;

- необходимое количество материалов на единицу объема и весь расчетный объем работ по каждой операции;

- необходимое количество сменных частей на единицу объема и расчетный объем работ по каждой операции;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.