Научная статья на тему 'Перспективная модель образования'

Перспективная модель образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / RUSSIAN EDUCATION / INNOVATIONS / INNOVATIVE EDUCATION / INFORMATIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балыхин Михаил Григорьевич

В статье анализируются новые перспективы российского образования в контексте целей и задач посткризисного и долгосрочного развития РФ (Стратегия-2020). Рассматриваются противоречия современной образовательной модели, исследуются и доказываются с точки зрения перспективности инновационные пути и средства сбалансированного развития отечественной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspective model of education

The article considers new perspectives of Russian education on the background of the aims and goals of post-crisis long-term development of RF (Strategy-2012). The contradictions of the modern educational model are also investigated, main directions and means of balanced development of the Russian system of education are proved on the point of view of their perspectives.

Текст научной работы на тему «Перспективная модель образования»

ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

М.Г. Балыхин

Московский государственный университет дизайна и технологий ул. Садовническая, 33, Москва, Россия, 117997

В статье анализируются новые перспективы российского образования в контексте целей и задач посткризисного и долгосрочного развития РФ (Стратегия-2020). Рассматриваются противоречия современной образовательной модели, исследуются и доказываются с точки зрения перспективности инновационные пути и средства сбалансированного развития отечественной системы образования.

Ключевые слова: российское образование, инновации, инновационное образование, креативность, информатизация образования.

В настоящее время все чаще говорится о совокупности подходов к трактовке кризиса образования в современном мире и перспективах выхода из него. Так, в монографии «Управление развитием образования» [1] указывается, что информационное общество считает необходимым не только повышение уровня образования, но и формирование нового отношения типа интеллекта к стремительно меняющейся внешней среде.

Это один из подходов, признающих, что система образования не способна обеспечить нужного уровня, масштабов, качества профессиональной, интеллектуальной, когнитивной подготовки молодежи, которые необходимы при современных и будущих постиндустриальных технологиях.

Рассматриваемая технология, именуемая технократической, озадачена проблемами изменения характера, даже смысла образования. Она фокусируется на формировании у обучающихся умений оперировать информацией, рассуждать и мыслить профессионально-прагматически, владеть электронными технологиями. Ее задача — сформировать специалиста, отвечающего требованиям нового времени.

Иной, гуманистический подход обнаруживает истоки современного кризиса в дегуманизации образования; акцентирует внимание на превращение (имеющее негативные последствия) образования в категорию рыночных отношений. По мнению Э. Фромма, «образование сведено к инструменту общественного преуспевания, к использованию знаний для практического приложения в конкретной области человеческой деятельности, посвященной „добыванию пищи"» [3. С. 25].

Сторонники гуманистической позиции озабочены тем, что образование теряет ориентацию на личность, на ее развитие и приобретает черты, соотносимые с утилитарным научением узкому кругу профессиональных знаний и умений. Мнение сторонников гуманистической позиции состоит в признании опасности кризиса, связанного с дегуманизацией образования под воздействием технократизма, рыночных отношений.

Вместе с тем нельзя не признать, что это весьма узкий контекст проблемы и назрела необходимость определить стратегические цели развития образовании, сформировать новую перспективную модель и новые механизмы управления ею.

Некоторыми, достаточно влиятельными разработчиками руководит идея формирования системы образования России наподобие западного образца, в основном — американского. Безусловно, однако, что такого рода «подгонка» отечественной науки и школы под некие зарубежные схемы может привнести в национальную систему образования негативные нововведения.

Очевидно, что есть смысл достичь эффективного равновесия между традициями и нововведениями. Поскольку для современников степень доступности информации и знаний резко возросла и смысл обучения сосредоточился не просто на передаче знаний, а на передаче уникальных знаний, не только на передаче передового опыта, как это требовалось в предшествующие эпохи, а на передаче технологий реализации самонаправляемого обучения и получения саморазвивающего знания, способного продуцировать новации, ученые ищут как новые формы и методы обучения, так и инновационные образовательные основы, пытаются придать образованию такие свойства, как самоорганизация и открытость.

Отечественных разработчиков интересует вопрос о том, каким образом следует действовать, чтобы, продолжая развиваться в рамках европейского и глобального образовательного процесса, и сохранить высокое место и статус российского образования и приумножить его вклад в достижение общих целей, не растерять национальных традиций, корней, ценностей. Скорость обновления фактологических знаний человечества может подтолкнуть школу (в широком смысле этого слова) на бесперспективное развитие в том случае, если она продолжит базироваться исключительно на технологии фактологического знания. Важна разработка методологической базы, позволяющей формировать целостность мировоззрения личности: образование ХХ! в. должно воспитывать в человеке стремление преобразовывать самого себя и окружающий мир.

Рассмотрим в этой связи основные противоречия общемирового масштаба, отражающиеся на развитии образования.

Во-первых, это информационный бум, который, как указывалось выше, резко увеличил объем и скорость обращения информации в современном обществе. Его причиной стало массовое образование, формирующее большое количество грамотных людей, производящих и потребляющих массовую общественную и научную информацию. Информатизация общества привела к появлению новых учебных предметов: информатики, культурологи, экологии и др. И это положительные последствия информационного бума. Но есть и негативные. Оказалось, вопреки прогнозу, что разные формы образовательного общения через разные источники информации (книги, пресса, радио, интернет, телевидение) оказались рассогласованными, они не столько дополняют друг друга, сколько противостоят, противоречат друг другу. Поставлено под сомнение содержание классических учебников, компактное и понятное изложение устоявшихся знаний. Источники массовой информации стремятся не к согласованию сообщений, а наоборот, ставят целью не новое знание, а его опровержение и негативное комментирование.

Во-вторых, обострилась проблема функциональной неграмотности (под последней нами понимается неспособность, неготовность работника выполнять свои профессиональные и социальные обязанности). Вследствие чего возникла эта

Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2012, № 1

проблема? Считаем, что в том числе в результате информационного бума, т.е. развития и смены производственных, промышленных технологий, структурных изменений в экономике, и социальной динамики, т.е. миграции населения, трансформаций социально-культурного контекста. Как результат, становятся мало актуальными, устаревшими приобретенные профессиональные и общекультурные знания, возникает необходимость доучивания и переучивания, чтобы соответствовать требованиям работодателя и социального окружения.

В-третьих, усложнение решения проблемы качества образования. Оказалось, что недостаточно привести в соответствие профессиональную подготовку и требования заказчика, к коим относятся и обучающиеся, и работодатели, и общество, и государство, но и скоординировать темпы изменений относительно одного и другого. Иными словами, важно преодолеть ситуации не только запаздывания в овладении знаниями, навыками, умениями, компетенциями, креативностями, но и чрезмерного забегания вперед, что может оторвать школу (в широком смысле) от жизни.

Именно перечисленные выше противоречия поставили на повестку дня актуальнейший вопрос о непрерывности образования, причем отнюдь не для людей с высшим образованием. Речь идет об актуальности непрерывного массового образования. Для индустриально развитых стран или стран, имеющих намерение оказаться в их ряду, эта проблема стала жизненной необходимостью.

Интересно, что непрерывное образование также порождает определенное количество новых проблем, требует переосмысления педагогических представлений, в том числе фундаментальных. Развитие систем повышения квалификации и переподготовки привело к появлению контингента обучающихся, значительно отличающегося от традиционного вузовского и школьного контингента. Слово «педагог», т.е. буквально «ведущий ребенка», стало неуместным в новых образовательных условиях, когда речь идет об образовательных отношениях между слушателем системы переподготовки и преподавателем конкретной системы. Появилось новое понятие — андрагогика и его новые составляющие, категории и т.д.

В частности, по обозначенным выше причинам, очевидно, что непрерывное образование никак не может быть сведено только лишь к обучению, непрерывному обучению. Насущным становится исследование и обоснование концепции непрерывного личностно-ориентированного образования. Поэтому во избежание неустойчивого балансирования отечественного образования между старым и новым требуется разработка таких методов управления стратегическим развитием системы образования, которые позволяли бы накапливать актуальный опыт на основе необходимых экспериментов «некритических масштабов» и распространяли полезные новации, апробированные экспериментально, в масштабах всей системы отечественного образования.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект: Монография. — М.: Экономика, 2003.

[2] Балыхин М.Г., Свиридова А.Э. Полезно ли для России объединение с Европой в сфере образования? (Проблемы менеджмента и маркетинга отечественных образовательных

услуг) // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. — 2011. — № 1 (37). — С. 361—363. [3] Фромм Э. Психоанализ и этика. — М., 1993.

PERSPECTIVE MODEL OF EDUCATION

M.G. Balykhin

Moscow Design and Technology University Sadovnicheskaya str., 33, Moscow, Russia, 117997

The article considers new perspectives of Russian education on the background of the aims and goals of post-crisis long-term development of RF (Strategy-2012). The contradictions of the modern educational model are also investigated, main directions and means of balanced development of the Russian system of education are proved on the point of view of their perspectives.

Key words: Russian education, innovations, innovative education, informatization of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.