Научная статья на тему 'Перспектива участия России в коалиционных группировках ВТО'

Перспектива участия России в коалиционных группировках ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / РОССИЯ / КОАЛИЦИИ / ГРУППА СТРАН НОВЫХ УЧАСТНИЦ / ДОСТУП НА РЫНКИ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОВ / ТОРГОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ГРУППА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН ПО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ВОПРОСАМ / WTO / RUSSIA COALITIONS / NEW MEMBERS GROUP / NON AGRICULTURAL MARKET ACCESS / TRADE INTERESTS / DEVELOPING COUNTRIES GROUP FOR AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Табаровская Мария Александровна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с коалиционными группировками внутри Всемирной торговой организации, а также с интересом России к отдельным группам стран участниц. В статье детально раскрывается исторический аспект формирования различных группировок внутри ГАТТ/ВТО, приводится классификация коалиций по торговым интересам. Автором предлагаются наиболее важные коалиционные группировки, участие России в которых будет способствовать отстаиванию интересов страны и благотворно отразится на внешней торговле государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s participation prospect in the WTO coalitions

The article discusses issues related to coalitions in the World Trade Organization and the interest of Russia to certain groups of participants. The article opens up a detailed historical aspect of the formation of various groups of countries within the GATT / WTO and gives a classification of coalitions according to the trade interests. The author offers the most important coalition groups for participation of Russia which will contribute to defending the interests of the country and beneficial impact on foreign trade in the state.

Текст научной работы на тему «Перспектива участия России в коалиционных группировках ВТО»

УДК 339.52(100)

М. А. Табаровская

Перспектива участия России в коалиционных группировках ВТО

В статье рассматриваются вопросы, связанные с коалиционными группировками внутри Всемирной торговой организации, а также с интересом России к отдельным группам стран участниц. В статье детально раскрывается исторический аспект формирования различных группировок внутри ГАТТ/ВТО, приводится классификация коалиций по торговым интересам. Автором предлагаются наиболее важные коалиционные группировки, участие России в которых будет способствовать отстаиванию интересов страны и благотворно отразится на внешней торговле государства.

The article discusses issues related to coalitions in the World Trade Organization and the interest of Russia to certain groups of participants. The article opens up a detailed historical aspect of the formation of various groups of countries within the GATT / WTO and gives a classification of coalitions according to the trade interests. The author offers the most important coalition groups for participation of Russia which will contribute to defending the interests of the country and beneficial impact on foreign trade in the state.

Ключевые слова: ВТО, Россия, коалиции, группа стран - новых участниц, доступ на рынки несельскохозяйственных товаров, торговые интересы, группа развивающихся стран по сельскохозяйственным вопросам.

Key words: WTO, Russia coalitions, new members group, non agricultural market access, trade interests, developing countries group for agriculture.

В современном обществе по поводу полноправного участия России во Всемирной торговой организации постоянно ведутся дискуссии. Появились самые разнообразные мнения по данному вопросу в связи с возросшей в последнее десятилетие информированностью общественности. В конце 2011 г. завершилось событие, долгое время волновавшее российских ученых-экономистов, отечественный бизнес, группу экономических дипломатов, представляющих интересы страны. Россия присоединилась к ВТО после сложного пути длиною в восемнадцать лет. Позитивный итог многосторонних переговоров о присоединении России к ВТО является перспективой развития

© Табаровская М. А., 2012

международной торговли страны и формирования новых отраслей промышленности.

Рабочая группа (РГ), состоявшая из 62 членов ВТО (ЕС как один), предварительно одобрила пакет документов, касающийся российского присоединения. Пакет включал в себя перечень обязательств по товарам, перечень обязательств по услугам и доклад РГ, содержащий описание российского торгового режима и системные обязательства, подтверждающие соответствие этого режима нормам ВТО. Данные документы отражают результаты двусторонних переговоров, проведенных Россией с 57 членами ВТО (по товарам) и 30 членами (по услугам), а также многосторонних переговоров по системным обязательствам. С момента утверждения всех документов у страны есть 220 дней для их ратификации. В случае с Россией ратификация парламентом договоренностей о присоединении страны к ВТО должна быть завершена 3 июля 2012 года, а в августе Россия станет полноправным членом ВТО [4].

Стране, безусловно, необходимо извлечь определенную выгоду от вступления во Всемирную торговую организацию. Прежде всего, будучи в ВТО, страна получает право влиять на правила международной торговли, что крайне необходимо развивающемуся государству для повышения собственного рейтинга. Помимо этого, страна сможет защищать свой экспорт, своих производителей на внешнем рынке. В данный момент такой возможности у нас нет. Особенно важным представляется избавление от целого ряда дискриминационных процедур, которые сегодня действуют в отношении отечественных экспортеров и производителей.

Как полноправной стране-участнице России необходимо решить проблему транспарентности законодательной системы, позаботиться об открытости рынка, расширении доли экспорта и создании дополнительных рабочих мест, особенно если речь идет о рынках с высокой долей добавленной стоимости, высокотехнологичной продукции. Выгоды от вступления России в ВТО в среднесрочной перспективе составят 3,3 % от ВВП. В денежном выражении показатель составит 49 млрд долларов. В долгосрочной перспективе Всемирный банк прогнозирует выгоды России от вступления в ВТО в 11 % от ВВП или 162 млрд долларов. Около 72 % этой выгоды будет получено за счет повышения качества услуг и снижения цен, а еще 28 % обеспечит снижение таможенных пошлин, в том числе и для российских экспортеров [13].

ВТО представляет собой крупную площадку по формированию правил международной торговли. Вместе с Россией 16 декабря 2011 г. в состав организации были также приняты Черногория и Самоа. Таким образом, при успешной ратификации договоренностей

правительством новых стран-участниц к лету 2012 г. численность ВТО составит 156 стран. Решения в рамках ВТО (как и в рамках ее предшественницы ГАТТ) принимаются путем консенсуса, каждая страна имеет один голос, и решение считается принятым, если никто из членов, присутствующих на заседании, в момент принятия решения формально не возражает против предлагаемого варианта. Большинство решений в организации принимались открытым способом без голосования, что вызывало опасения со стороны развивающихся стран, они часто не решались открыто высказывать свою точку зрения, поскольку это могло повлечь наложение определенных запретов развитыми странами, в то же время молчание расценивалось как автоматическое согласие. Зачастую представители развивающихся стран не приглашались Генеральным секретарем на закрытые собрания, на которых решались важные торговые вопросы [3, с. 48-60; 10, с. 65-78].

Наиболее остро трансформация ГАТТ1 из клуба богатых в организацию развивающихся и развитых стран происходила в 19641979-е гг. (период «Кеннеди раунда» и «Токио раунда», ведь именно в то время ряд развивающихся государств начал отстаивать свои интересы, образуя коалиции в целях усиления своего влияния и лоббирования интересов. Так, в 1964 г. в рамках ЮНКТАД формируется коалиция стран G-77, члены этой группировки действовали и в рамках ГАТТ. На сегодняшний день эти страны и некоторые присоединившиеся к ним позже представляют коалицию ACP (Asian, Caribbean and Pacific countries), действующую и внутри ВТО.

На протяжении каждого последующего раунда ГАТТ/ВТО наблюдается рост числа коалиций в организации. Постоянной темой переговоров было решение вопроса более полного участия развивающихся стран в решении задач многосторонней торговой системы. Негативный опыт министерской конференции в Сиэтле (1999) показал недостаток точек соприкосновения в переговорном процессе между развитыми и развивающимися странами. Сегодняшние коалиционные группировки внутри ВТО поражают степенью институционализации, многие из них добились не только значимости, но и существенных успехов, действуя согласованно. Под данное определение попадают группа-20, группа-33, группа наименее развитых стран (НРС), группа стран Африки, Карибского бассейна и Азиатско-Тихоокеанского региона (АКТ), Африканская группа, группы малых стран с уязвимой экономикой, Карибского сообщества и Кернская группа [15].

1

' Генеральное соглашение по тарифам и торговле.

На уровне ГАТТ групповая, или представительская, система ведения переговоров еще не получила такого развития, какое она приобрела в рамках ВТО. Но уже тогда утвердилась практика неофициальных консультаций - так называемые консультации в «зеленой комнате». Участники данных консультаций должны быть «приглашенными», и, как правило, большее число приглашенных были представителями развитых стран [7, с. 17-24; 9, с. 7-15]. Одной из причин в том, что приглашенные должны быть в ранге посла, что многие бедные страны не могли себе позволить. Решения, принятые в итоге этих консультаций, затем формально представлялись другим и часто оказывались принятыми. Следовательно, решения вырабатывались узкой группой заинтересованных стран. В последнее же время определенные развивающиеся страны приглашаются к участию в консультациях в узком кругу в своем официальном качестве - координаторов коалиций. Данная практика началась с прямого включения коалиций в процессы принятия решений ВТО в ходе подготовки министерской конференции 2001 г. в Дохе. На министерской конференции в Гонконге процесс переговоров в «зеленой комнате» функционировал как «псевдопарламентская» система, в которой различные группы стран были представлены своими координаторами: Африканская группа - Египтом, АКТ/группа-90 - Маврикием, группа наименее развитых стран - Замбией, группа-20 -Бразилией, группа-33 - Индонезией, и принимали активное участие в консультациях в узком кругу [14, с. 38-45; 6].

Долгое время в организации особняком стояла проблема легитимности и прозрачности торговых переговоров. Появление все большего числа коалиций свидетельствует о достижении консенсуса в вопросе организации переговорного процесса. Таким образом, в ВТО наблюдается не только рост числа и влияния групп по интересам, но и активное включение в рабочий процесс развивающихся стран, что повышает степень прозрачности процесса принятия решений [11, с. 17-28]. Торговые переговоры проходят на основе равенства, и тем самым организация постепенно утрачивает былую славу «клуба богатых». Хотя отстаивать свои интересы группам развивающихся стран непросто, и расширение коалиционного представительства в «зеленой комнате» улучшает лишь некоторые аспекты внутренней прозрачности ВТО [12, с. 3-7]. После принятия в 2004 г. июльского пакета (рабочей программы Раунда Доха) центр тяжести дискуссий сместился в сторону определенных групп: группы-6 (ЕС, США, Япония, Австралия, Индия и Бразилия) и группы-4 (ЕС, США, Индия и Бразилия), исключив подавляющее большинство развивающихся стран и их коалиции.

Большинство блоков внутри ВТО создается с целью своевременного и сиюминутного ответа другим странам. Торговые блоки вокруг единой торговой политики в основном формируются спонтанно в качестве ответной реакции одной группы стран на политику, проводимую в рамках ВТО другой группой. Так, например, блок G-20 (группа-20 развивающихся стран) возник накануне министерской конференции в Канкуне в противовес совместному предложению США и Евросоюза по сельскому хозяйству. Другим примером может служить активность в присоединении со стороны Лиги арабских государств (ЛАГ), ранее поступало предложение о вхождении всех арабских стран в ВТО в рамках ЛАГ, которое было отклонено в основном из-за противодействия США и Израиля. Создание арабского блока в рамках ВТО может поспособствовать вхождению Лиги арабских государств в организацию в будущем. Во главе блока арабских стран, если такой будет создан, скорее всего, встанут Саудовская Аравия и Египет. Впрочем, создание единого арабского альянса будет, безусловно, выгодно всем арабским государствам, членам ВТО. Арабские страны в рамках торговой организации постараются оказать сопротивление требованию некоторых участников о более широкой либерализации. В основном это касается банковского сектора, страхования, финансов и т. д. В эти отрасли арабские государства не очень хотят пускать «чужаков». Именно этот вопрос (не полностью закрытый до сих пор) был в числе основных, когда в ВТО принимали Саудовскую Аравию. По словам экспертов, создание любых многосторонних блоков в рамках ВТО приветствуется организацией. Создание блоков внутри организации может быть весьма положительно для процессов, идущих внутри нее. Переговоры между блоками и группировками вести гораздо легче, и они более эффективны, чем двусторонние переговоры государств между собой. Кроме того, причастность к блоку позволяет слабейшим странам также выступать не в одиночку, а в составе более крупной организации и таким образом лучше защищать свои интересы.

Очевидно, что страны-члены и секретариат ВТО стремятся использовать коалиции для противодействия концентрической модели принятия решений, обеспечивая при этом достаточный уровень представительства всех стран-членов. Способ привлечения коалиций к процессу принятия решений обеспечивает гибкость: члены ВТО могут свободно корректировать характер своих коалиций, а их альянсы могут меняться в зависимости от изменений в переговорном процессе. Однако построенные на региональной основе группы могут стать более сплоченными; блоковые коалиции могут развалиться, когда переговоры перейдут к стадии детализации; в связи с изменением повестки дня могут возникнуть новые тематические

группы. Но хотя конкретные группировки и могут измениться, нет оснований предполагать, что коалиции как средство структуризации участия развивающихся стран в работе ВТО прекратят свое существование.

В преддверие получения полноправного членства в организации перед Россией стоит задача самоопределения. В любом случае страна станет участником той или иной группировки, скорее всего, это будет несколько коалиций, чьи интересы наиболее совпадают с интересами и целями РФ. Первоочередной и наиболее вероятной коалиционной группировкой с участием в ней России предположительно станет группа недавно присоединившихся частников (recently acceded member RAMs). Координатором данной группировки является Тайвань, на сегодняшний день численность группы составляет

19 участников: Албания, Армения, Кабо-Верде, Китай, Тайвань, Хорватия, Эквадор, Македония, Грузия, Иордания, Киргизия, Молдова, Оман, Панама, Саудовская Аравия, Королевство Тонга, Украина, Вьетнам. В коалиции состоят страны, присоединившиеся к организации после 1995 г. Самым давним участником данной группировки является Эквадор (с 1997 г.), а самым молодым - Украина (2008 г.). Участники стремятся взять на себя как можно меньше обязательств по либерализации торговли в связи с условиями в рамках своих соглашений о членстве. Очевидно, что такая позиция будет близка и России, страна уже подучила длительный переходный период на срок до девяти лет и не стремится к полной либерализации. Отметим, что группа стран (новых участниц) существует в ВТО скорее номинально, поскольку не формирует и не отстаивает четких интересов. Присоединившись к ВТО, страна автоматически получает членство в данной группе, но оно не накладывает на страну определенных обязательств. Это группа новичков, которым первое время необходимо держаться вместе с целью получения информации от более опытных участников организации.

Среди немалого числа блоков в ВТО наибольших результатов смогла добиться группа-20. Эта группа развивающихся стран образовалась в рамках Доха раунда в 2003 г. в Канкуне. На сегодняшний день группа состоит из 23 стран-участниц. Доля в мировом экспорте сельскохозяйственной продукции группы-20 составляет около 20 %, несмотря на то, что в это время также действовала Кернская группа, чей аналогичный показатель по доле в мировом экспорте в сельском хозяйстве составлял около 25 % [16]. Однако Кернская группа, состоящая как из богатых и бедных государств, не смогла должным образом противостоять натиску США и ЕС и защитить интересы развивающихся стран. Поэтому переговорщики Бразилии приняли выигрышное стратегическое решение, объединив в отдельную коа-

лицию развивающихся стран экспортеров сельскохозяйственной продукции, причем в отличие от Кернской группы в ней появились такие значимые игроки в мировой торговле, как Индия и Китай. При этом в группу-20 вошли десять стран-участниц Кернской группы, но, несмотря на это, нельзя утверждать, что первая группа дублирует интересы последней. Сравнивая требования Кернской группы и группы-20, стоит отметить, что хотя первая стремится к большей либерализации в сельском хозяйстве, второй удалось добиться большего числа уступок от развивающихся стран. В группе-20 пришлось учесть разносторонние взгляды стран-участниц коалиции. В частности, чтобы заручиться поддержкой Индии и Китая в вопросе поддержки местного производителя и использования экспортных субсидий, Бразилия и другие страны Латинской Америки отказались от более жесткого подхода в либерализации доступа на рынок [1]. В связи с этим возникает вопрос об интересах России к группе-20. В этой группировке состоят все страны-участницы БРИКС и успешно продвигают свои интересы. Проблематика российских реалий состоит в том, что сельскохозяйственная отрасль является одной из самых уязвимых и неконкурентоспособных. Эксперты утверждают, что именно данное направление промышленности подвергнется опасности в первое время членства страны в организации. Группа-

20 отстаивает интересы развивающихся стран в области сельского хозяйства и требует сокращения импортных пошлин на рынки развитых стран. Опыт переговорного процесса участников коалиции G-20 может быть полезен для России в целях ускорения решения вопросов сельскохозяйственной отрасли страны.

Другим серьезным коалиционным объединением считается группа стран НАМА (Non Agricultural Market Access (NAMA). Доступ на рынки несельскохозяйственных товаров - данный вопрос является одним из ключевых в многосторонних торговых переговорах Доха-раунда. Предполагается ведение переговоров о сокращении тарифных пиков на экспортируемые промышленные товары и значительное улучшение условий доступа на рынки развитых стран для промышленных товаров с территории развивающихся стран, включая уменьшение тарифной эскалации. Одним из наиболее спорных вопросов в переговорах по НАМА остается предложение по секторальной либерализации, которое предусматривает резкое сокращение или полную отмену тарифов в отдельных промышленных секторах (например, в отношении химических продуктов, промышленного оборудования, велосипедов). США, ЕС и другие развитые страны хотят, чтобы государства с крупными и быстро растущими рынками, такие как Китай, Индия и Бразилия, присоединились к секторальным инициативам. Последние возражают, поскольку в соот-

ветствии с мандатом раунда Доха участие в таких инициативах является добровольным. Между членами ВТО долго сохранялись разногласия по двум критичным параметрам в переговорах по НАМА: 1) формуле для определения будущего уровня тарифов развитых и многих развивающихся стран; 2) механизмам гибкости, определяющим, до какой степени последние смогут защитить некоторые продукты от международной конкуренции. Между формулой и механизмами гибкости имеется прямая взаимосвязь: страны могут принять более низкие коэффициенты формулы (они станут предельно допустимыми уровнями тарифов) в обмен на большую свободу действий для защиты чувствительных секторов от требований к сокращению тарифов [2]. Несмотря на то, что по вопросам НАМА существует колоссальное количество разногласий между странами, участники переговоров продолжают рассматривать детализированную информацию по торговле и тарифам стран, представленную авторами различных инициатив, и пытаются найти потенциальный торговый эффект от участия в этих инициативах. Возможно, Россия увидит определенный интерес к группе стран, решающих вопросы доступа на рынки несельскохозяйственной продукции, поскольку товары данной категории являются первоосновой в экспортной структуре страны.

По оценкам Министерства финансов, присоединение к ВТО даст российской экономике дополнительно около 0,4 % прироста в год, или 3-4 % за 10 лет. В России доля внешней торговли в ВВП приближается вплотную к 40 %, учитывая данный факт, присоединение к ВТО должно положительно отразиться на экономике страны [8]. По словам Сергея Лукьянова, вице-президента Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, от вступления в ВТО в итоге выиграют швейные производства - те, кто производит конечный продукт. Хотя, если говорить о стоимости качественного импортного сырья, то ждать заметного ее снижения не приходится. Сейчас пошлина на это сырье составляет 15 %, за 3-4 года она снизится на 5 %. Изменение цены произойдет рубля на полтора, что может оказать лишь незначительное влияние на текстильную промышленность. Необходимо отметить, что изменения будут отчетливо видны по прошествии первого десятилетия членства в организации [5].

Эксперты Всемирного банка также полагают, что в долгосрочной перспективе позитивный эффект будет наиболее выраженным. Доходы среднестатистического российского домохозяйства могут увеличиться на 7,2 % в год, при этом более чем у 99 % домохозяйств прирост доходов составит от 2 до 25 % каждый год. Заработные платы квалифицированных специалистов и неквалифицированных рабочих,

по оценкам, в среднесрочной перспективе вырастут примерно на 5 и 4 % соответственно, а в долгосрочной перспективе примерно на 17 и 13 %. Что касается предельных таможенных тарифов, то в соответствии с принятыми Россией обязательствами средний невзвешенный (предельный) тариф в рамках режима наибольшего благоприятствования (РНБ) должен составить после выполнения всех обязательств 8,2 %. При этом средний невзвешенный применяемый тариф РНБ составит всего 7,6 %, поскольку по многим позициям таможенного тарифа применяемые ставки пошлин будут ниже предельного уровня, требуемого в соответствии с обязательствами России перед ВТО. Этот уровень сопоставим со средним невзвешенным применяемым тарифом РНБ в России, который в 2011 г. составил 11 %. «Несмотря на снижение пошлин, в большинстве отраслей повысится рентабельность и конкурентоспособность в результате сокращения затрат на ресурсы (особенно ресурсы для оказания услуг) и повышения цен на экспортную продукцию. В отношении секторов, где могут высвобождаться работники, правительство должно принять надлежащие меры, направленные на оказание помощи высвобождаемым работникам в адаптации к новым условиям путем предоставления ресурсов для переподготовки или переезда к новому месту работы с более высокой зарплатой», -отмечают эксперты ВБ [13].

В целях достижения позитивного результата от участия в организации России как новой участнице процесса международной либерализации, необходимо определить стратегию и тактику самого процесса членства в ВТО, обозначить наиболее важные вопросы для обсуждения, тщательно формулировать цели задачи. В таких условиях выбор партнера, возможно, наиболее важный момент. В условиях многообразия существующих группировок в ВТО, страна-новичок может выбрать те из них, которые наиболее соответствуют ее экономическим интересам и участие в которых, быстрее приведет страну к желаемому экономическому эффекту. На сегодняшний день нет оснований предполагать, что коалиции как средство структуризации участия развивающихся стран в работе ВТО прекратят свое существование, а потому России необходимо будет делать правильный выбор групп единомышленников для упрочения своих позиций и разрешения переговорных проблем.

Список литературы

1. Дантас А., Прокопова А.Г. Страны Латинской Америки в ВТО (на примере Бразилии) // ВТО: особенности взаимодействия стран / под ред. С.Ф. Суты-рина. - М.: ЭКСМО, 2008.

2. Дискуссии по НАМА: участники почти готовы к реальным переговорам // Информ.-аналит. бюл. «Мосты». - 2008. - №7. - URL: http://trade.ecoaccord.org/ bridges/ (дата обращения: 01.03.2012).

3. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. - М.: Экономика, 2003. - C. 188.

4. Информационное бюро по присоединению России к Всемирной торговой организации. URL: http://www.wto.ru/ru/news.asp?msg_id=28783 (дата обращения: 26.02.2012).

5. Лукьянов С.Н. Эксперт: российская легкая промышленность не боится вступления в ВТО // Иформационный канал. 11.03.2012. URL: http://www.vesti.ru/ doc.html?id=736635&cid=6 (дата обращения: 15.03.2012).

6. Маюр Пател. Консенсус и создание коалиций в ВТО // Мосты, 2008. Вып. 5. URL: http://trade.ecoaccord.org/bridges/5/Russian_5.pdf (дата обращений 29.03.2012).

7. Минкова К.В. Международная многосторонняя торговля от античности до ВТО. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.

8. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://www1.minfin.ru/ru/international/ (дата обращения: 25.02.1012).

9. Страны с переходной экономикой в системе ВТО / под ред. С. Ф. Суты-рина. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.

10. Amrita Narlikar, Fairness in International Trade Negotiations // The World Economy. - V. 29. - No. 8, August 2006. P. 1005-1028.

11. Gallagher P. The first ten years of WTO: 1995-2005. Cambridge Univ. Press, 2005.

12. Hoeckman B.M. and Event S.J. Economic Development and Multilateral Trade cooperation. December, 2005. - URL: www.worldbank.org.

13. Moderating Risks, Bolstering Growth: Russian Economic Report // Всемирный банк. 27.03.2012. URL: http://web.worldbank.org/WBSITE/

EXTERNAL/COUNTRIES/ECAEXT/RUSSIANFEDERATIONEXTN/0,,contentMDK:2 3153528~menuPK:305619~pagePK:2865066~piPK:2865079~theSitePK:305600,00. html (дата обращений: 02.04.2012).

14. Odell, J. S. Negotiating Trade: Developing Countries in the WTO and NAFTA. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2006.

15. Pedro da Motta Veiga Managing the challenges of WTO participation: Case Study 7, Brazil and the G-20 Group of Developing Countries. URL: http://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/casestudies_e/case7_e.htm (дата обращения: 26.02.1012).

16. REPORT ON G20 TRADE AND INVESTMENT MEASURE. 08.03.2010. URL: http://www.unctad.org/en/docs/wto_oecd_unctad2010d1_en.pdf (дата обращения: 29.02.1012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.