МЕДИАСФЕРА И ЯЗЫКОЗНАНИЕ
УДК 81'272
ПЕРСОНОСФЕРА УНИВЕРСИТЕТА: ФУНКЦИИ И КУЛЬТИВИРОВАНИЕ
Г.Г. Хазагеров, Т.В. Ульянова
Персоносфера: социальные функция и семиотическая природа. Идея персоносферы родилась в развитие мыслей Д.С. Лихачева о концеп-тосфере русского языка. Была сформулирована концепция персоносферы русской культуры [1], в рамках которой высказано предположение, что сфера персоналий - это образы литературных персонажей, исторических личностей, религиозных персонажей, персонажей фольклора, образующие единый мир ("сферу") и влияющие на концептуализацию действительности. При этом персоносфера в отличие от концептосферы гораздо прозрачней, легче поддается исследованию, больше сопротивляется субъективной фантазии исследователя и в то же время в большей степени поддается искусственному вмешательству, культивированию. Впоследствии высказанная идея получила некоторое развитие [2, 3 и др.].
Сфера представлений о персоналиях является критичной для жизни социума, скрепляя его, помогая его членам решать проблемы самоидентификации и идентификации других, служит кросс-культурным мостом общения с другими социумами.
Можно говорить не только о национальных или даже транснациональных (скажем, религиозных) персоносферах, но и о персо-носферах различных локальных сообществ. В качестве такого сообщества может быть рассмотрен и университет. Персоносфера уни-
Хазагеров Георгий Георгиевич - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, e-mail: khazagerov@gmail.com, т. 8(863) 2649000;
Ульянова Татьяна Владимировна - кандидат филологических наук, доцент той же кафедры, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, e-mail: ulyanova@sfedu.ru, т. 8(863) 2649000.
верситета - это сфера образов известных персоналий данного университета. Ее роль внутри самого университета очевидна. Она выражается прежде всего в том, что на языке менеджмента называется внутренним РЯом. способным не только сплачивать сотрудников университета, но и мотивировать их, увеличивать вовлеченность в педагогическую и научную деятельность. Далее, роль персоносферы проявляется в том, что на более привычном в университетской среде языке называется воспитанием студентов, выработкой у них самоуважения и уважения к стенам университета, к своим учителям. Возвращаясь к языку менеджмента и суммируя сказанное, отметим, что персоносфера внутри университета напрямую связана с человеческим капиталом.
Вне университета его персоносфера способствует продвижению университетского бренда, укрепляет связь с выпускниками, повышает культурный престиж университета, делая его центром культурного притяжения в городе, регионе и киберпространстве.
Все это говорит о важности социальных функций персоносферы. Однако интуитивно очевидно, что всевозможные биографические сведения, публикующиеся на различных сайтах, персоносферы не образуют. Эта мера, безусловно, полезна, но того социального эффекта, о котором говорилось выше, она не дает. Персносфера университета как ментальное явление в свою очередь не совпадает с информацией об ученых, имеющейся
George Khazagerov - Southern Federal University, 150 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: khazagerov@gmail.com, tel. +7(863) 2649000;
Tatyana Ulyanova - Southern Federal University, 150 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: ulyanova@sfedu.ru, tel. +7(863) 2649000.
на сайтах и в бумажных источниках. Механизм воздействия на персоносферу также, по-видимому, не связан с простой публикацией материалов. Все это ставит вопрос о том, что же такое персоносфера университета с семиотической точки зрения и каковы пути ее культивирования?
Атомом персоносферы является образ персоналии, а вся сфера - это сфера образов, связанных между собой теми или другими ассоциативными связями. Иными словами, персоносфера университета - это семантическая сеть, узлами которой являются образы ученых. В связи с этим встает вопрос: что же такое образ? В данном случае это вопрос о том, когда информацию об ученом можно считать образом этого ученого.
Подобно тому как концепт - атом кон-цептосферы - не сводим к лексическому значению слова-носителя концепта, так и цельный образ не сводим к информации о нем. Ключ к концепту лежит через категорию "смысл" (смысл слова не равен значению слова) [4, с. 42]. Применительно к информации и образу "смысл" это, собственно, функция (в свое время было актуальным противопоставление семантической и прагматической информации [5]). Смысл (прагматика, функция) образа, очевидно, состоит в том, чтобы в памяти реципиента имелось цельное представление о человеческой личности. А критерием этой цельности, как мы полагаем, является способность реципиента отождествить себя или другого с образом этого персонажа. Именно эта способность и составляет суть самых разных образов персоносферы, включая фольклорные, сказочные образы, которые не описаны так хорошо, как исторические персоналии, но при этом обладают названной способностью. Биографические же сведения, приводимые в энциклопедии, хотя и базируются на жизни реальных людей, этим качеством, как правило, не обладают.
Но один образ не образует сферы. Сведения о разных ученых университета обладают еще одной слабостью, мешающей им стать пер-соносферой, - они разрозненны. Сфера же -это обозримая семантическая сеть, в которой переход от одной персоналии к другой является столько же естественным, сколько, скажем, сравнение Онегина и Печорина или параллели в биографиях римских императоров.
Принципы построения образа в персо-носфере: образ и фрейм. Рассмотрим статью
об Архимеде из "Словаря античности" [6, с. 53] до слов: "В древности ходило множество анекдотов, связанных с именем Архимеда":
"АРХИМЕД (род. ок. 282, ум. в 212 до н.э. в Сиракузах), знаменитый античный математик и физик, сын придворного астронома Фидия. После учебы в Александрии возвратился в Сиракузы. При обороне города от римлян во 2-й Пунической войне конструировал боевые машины. Погиб при взятии города".
Это типичный биографический фрейм: время и место жизни и смерти, указание на происхождение и образование, а также квалификацию: "знаменитый античный математик и физик". Образа Архимеда это описание, конечно, не создает. После фразы об анекдотах в словаре следуют перечисления достижений Архимеда в различных областях древней науки и техники. Это тоже очень короткий пассаж, ничего не прибавляющий к образу Архимеда.
Ключ к образу Архимеда, несомненно, входящему в персоносферу любого образованного человека, дают именно упомянутые "анекдоты". Так, история с короной, относительно которой надо было установить, из чистого ли она золота, с открытием выталкивающей силы и знаменитым возгласом: "Эврика!", вошедшим во многие языки, создает образ живого человека. Суть состоит в том, что перед Архимедом была поставлена задача, и с этого момента каждый человек может поставить себя на его место, потому что та или иная задача встает перед каждым. Никакого мотива перенестись мысленно в Сиракузы у обычного человека без этой истории нет. Далее, как только Архимед стал решать свою задачу, перед нами возник конкретный, живой человек. Оказывается, он был настолько сосредоточен на своей задаче, что внешнее событие подтолкнуло его к решению - это тоже бывает с людьми. Затем он оказался человеком столь непосредственным, что мог выскочить из ванны голым и бежать по городу. И такое возможно. Так возник узнаваемый и в то же время индивидуализированный образ.
Образ отличается от фрейма, в данном случае биографического фрейма. Фрейм по своей природе и по первоначальной идее своего изобретателя Марвина Мински предназначен для распознавания образов. Статьи в энциклопедических словарях представляют собой именно лингвистические фреймы.
Распознать образ не значит вообразить его во всей полноте. Относительно фрейма и образа можно провести те же рассуждения, что мы проводили относительно слова и концепта. Приведем на этот раз цитату из Ю.С. Степанова, на которую мы опирались выше:
«В математической логике, - отмечает Ю.С. Степанов, автор словаря концептов, -(особенно в ее наиболее распространенной версии, принятой также и в настоящем Словаре - в системе Г. Фреге и А. Черча) термином "концепт" называют лишь содержание понятия; таким образом термин "концепт" становится синонимичным термину "смысл". В то время как термин "значение" синонимичен термину "объем понятия". Говоря проще - значение слова - это тот предмет или те предметы, к которым это слово правильно, в соответствии с нормами данного языка применимо, а концепт - это смысл слова» [4, с. 44].
По биографическому фрейму мы распознаем Архимеда среди других античных математиков. В этом нам помогают уже слоты, заполняемые характеристиками места и времени, не говоря уже о полученных Архимедом результатах. По истории же с восклицанием "эврика" мы воспринимаем образ Архимеда и с этого момента можем включить его в свою персоносферу. Можно пойти еще дальше и сказать, что в этом состоит "смысл", по крайней мере социальный смысл (прагматика) включения образа Архимеда в наше поле зрения, в наше видение мира.
Персоналия становится частью пер-соносферы тогда, когда мы хоть в каком-то смысле можем отождествиться с нею. Мы способны отождествить себя даже с мифологическим персонажем, скажем, с Улиссом или животным, героем рассказа Сетона-Томпсона или Бианки, но не с персонажем, о котором нам сообщают лишь сухие биографические данные. Наша гипотеза состоит в том, что отождествление происходит тогда, когда персонаж включен в сюжет (особенно если это связано с ситуацией выбора). Кстати, прагматическую информацию в отличие от семантической определяют как сужающую поле нашего выбора. Отождествляясь с персонажем, мы получаем как бы репертуар чужих выборов. Так работают сказочные персоно-сферы, по которым дети учатся делать выбор в своей жизни.
При создании образа ученого открываются самые широкие возможности. Ученый
объективно оказывается включенным сразу в несколько сюжетов. Обязательный сюжет -это драма научных идей. Здесь решение задачи, выбор оптимального пути в решении неизбежны. Другим сюжетом может быть и часто является драма организации науки, материальные или идеологические сложности и т.п. Сама эпоха, в которую жил ученый, подсказывает сюжет. Вместе с тем следует с сожалением отметить, что далеко не все авторы публикаций о своем учителе умеют воспользоваться богатыми возможностями, которые предоставляет сама жизнь. Вместо этого они следуют либо биографического фрейму, либо обезличенному канону "похвального слова", в котором почти все похвалы могут относиться почти ко всем ученым. Еще одна ошибка - это подражание жанрам характеристик и отзывов, что неизбежно влечет обилие канцеляризмов.
Принципы представления персоносферы. Как уже было сказано, персоносфера может быть интерпретирована как семантическая сеть. Это сближает ее с социальной сетью, в особенности с ее отражением в глобальной паутине. Неслучайно в ряде работ отмечается, что персоносфера "включает в себя сетевые сообщества и виртуальные идентичности общающихся и функционирующих в ней пользователей, их художественно-когнитивных образов, ников и аватар, всю социально-индивидуально-концептуально значимую информацию о них" [7]. Глобальная паутина, как и ассоциативная память самого человека, дает возможность путешествия по сети. Собственно говоря, сама идея "сферизма" предполагает связь всего со всем в духе философии космизма. Метафора сферы в филологии и восходит к идеям В.И. Вернадского о геосфере, биосфере и ноосфере. Именно в этом смысле Ю.М. Лотман вводит свое понятие семиосферы как сферы означивания и взаимного отображения разных означиваний [8]. В этом же смысле Д.С. Лихачев говорит о концептосфере [9]. Сюда же относятся и наши представления о персоносфере. И в более поздних работах по лингводидактике и преподаванию литературы персоносфера характеризуется как "система культурообуслов-ленных и культуроспецифичных образов" [10]. Образы, следовательно, должны образовывать систему, т.е. быть связанными между собой. С другой стороны, в той же дидактике речь может идти об отборе репрезентативных для культуры и преподавания языка образов [11].
Итак, возникает сложная проблема: с одной стороны, в персоносфере университета должны быть отобраны яркие и репрезентативные образы, с другой - они должны образовывать систему, несмотря на то, что такой отбор предполагает известный масштаб (мы не можем отражать повседневную жизнь университета во всех его подразделениях). Выхваченные из разных эпох и факультетов образы должны, тем не менее, связываться между собой в ассоциативную сеть.
Проблема решается двумя путями: естественным и искусственным. Естественный путь предполагает установление связи внутри школ от учителя к ученику, внутри кафедр и научных направлений. К искусственным связям относятся соположения биографий в духе сравнительных жизнеописаний Плутарха (античный синхризис). Эти сопоставления могут быть, так сказать, "оестествлены", когда речь идет о сюжетах, разворачивающихся в различные эпохи в одном и том же университете.
Таким образом, персоносфера университета может быть инициирована пополняемой серией рассказов о профессорах (электронной или бумажной). Каждый рассказ должен быть построен с учетом необходимости создания цельного образа. Для этого полезной является включенность персоналии в сюжет, связанный с выбором, решением задач, вызовами времени. Ассоциативные связи между образами должны быть подчеркнуты ссылками на ученичество, научные направления, истории кафедр и искусственными параллелями.
В результате популяризации таких рассказов, презентации книги или соответствующих сайтов должна возникнуть собственно персоносфера как явление ментального свойства. Возникнув, она начнет выполнять те социальные функции, о которых говорилось выше. Если же специальной работы не проводить, персоносфера университета будет бедна и разорвана на локальные части. Однако полностью отсутствовать персоносфера университета не может. Речь идет лишь о том, чтобы ее культивировать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хазагеров Г.Г. Персоносфера русской культуры // Новый мир. 2002. № 1. С. 133-145.
2. Седых А.П. О персоносфере французской культуры // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 2. С. 154-156.
3. Гекман Л.П. Персоносфера традиционной культуры: теоретико-методологический аспект //
Вестник АлтГТУ им. И.И. Ползунова. 2006. № 1. С. 74-75.
4. Степанов Ю.С. Концепт Константы // Словарь русской культуры. 3-е изд. М.: Академический проект, 2004. С. 42-83.
5. Пиотровский Р.Г. Текст. Машина. Человек. Л.: Наука, 1975. 328 с.
6. Словарь античности. М.: Прогресс, 1989. 762 с.
7. Чепель Ю.В. Некоторые свойства персоносферы интернета // Теория языка и межкультурная коммуникация: Научный журнал Курского гос. ун-та. 2011. № 2 (10). [Электронный ресурс]. URL: http:// tl-ic.kursksu.ru/pdf/010-012.pdf (10.03.2015).
8. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: "Искусство-СПБ", 2000. 704 с.
9. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер. лит. и яз. М., 1993. Т. 52, № 1. С. 3-9.
10. Томберг О.В. От образа к персоносфере: новые подходы к формированию культурных компетенций // Мат-лы III Межд. научн. конф. "Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык". Екатеринбург, 21-25 мая 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rsvpu.ru/filedirectory/8692/Tomberg_Doklad. pdf (10.03.2015).
11. Мощинская Н.В. Принципы отбора и презентации персоналий в практике преподавания русского языка как иностранного // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков: Научное изд. Ин-та языкознания РАН (периодический сборник). 2011. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.iling-ran.ru/library/sborniki/for_lang/2011_03/17. pdf (10.03.2015).
REFERENCES
1. Hazagerov G.G. Novyy mir, 2002, no. 1, pp. 133-145.
2. Sedykh A.P. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 2011, no. 2, pp. 154-156.
3. Gekman L.P. Vestnik AltGTU im. I.I. Polzunova, 2006, no. 1, pp. 74-75.
4. Stepanov Yu.S. Konstanty. Slovar' russkoy kul'tury [Constants. Dictionary of Russian Culture]. Moscow: Academic project, 2004, pp. 151-165.
5. Piotrovskiy R.G. Tekst. Mashina. Chelovek [Text. Machine. People]. Leningrad, Nauka, 1975. 327 p.
6. Slovar' antichnosti [Dictionary of Antiquity]. Moscow: Progress, 1989, 762 p.
7. Chepel' Yu.V. Teoriya yazyka i mezhkul'turnaya kommunikatsiya: Nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universitetata, 2011, no. 2(10), available at: http://tl-ic.kursksu.ru/pdf/010-012.pdf (accessed 10.03.2015).
8. Lotman Yu. M. Semiosfera [Semiosphere]. St.-Petersburg, Art-SPB, 2000, 704 p.
9. Likhachev D.S. Izvestiya RAN. Seriya literatury i yazyka, 1993, vol. 52, no. 1, pp. 3-9.
10. Tomberg O.V. Materialy III Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentcii "Sotsiokul'turnoe prostranstvo
Rossii i zarubezh'ya: obshche-stvo, obrazovanie, yazyk" [Proc. 3rd Int. Sci. Conf. "Social-cultural Space of Russia and Abroad: Society, Education, Language"], available at: http://www.rsvpu.ru/ filedirectory/8692/Tomberg_Doklad.pdf (accessed 10.03.2015).
11. Moshchinskaya N.V. Lingvistika i metodika prepodavaniya inostrannykh yazykov: Nauchnoe izdanie Institutata yazykoznaniya RAN, 2011, no. 3, available at: http://www.iling-ran.ru/library/sborniki/ for_lang/2011_03/17.pdf (accessed 10.03.2015).
13 марта 2015 г.
УДК 81'37: 811. 11 + 811. 161. 1
РОЛЬ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКЦИЙ С СОЧИНЕННЫМИ РЯДАМИ ГЛАГОЛЬНЫХ ПРЕДИКАТОВ В ХАРАКТЕРИСТИКЕ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ (на примере романа В. Набокова "Лолита")
И.А. Гордиенко
Первое десятилетие XXI века -годы триумфального возвращения на родину Владимира Набокова - писателя-билингва, получившего прижизненное признание, как в русской, так и в американской литературе. Однако идиостиль писателя недостаточно изучен: основное внимание как отечественных, так и зарубежных (главным образом, американских) ученых было сосредоточено на литературоведческой составляющей его произведений. В лингвистическом же плане изучением игровой поэтики набоковских текстов занимались А.М. Люксембург, Г.Ф. Рахимкулова в книге "Магистр игры Вивиан Ван Бок: Игра слов в прозе Владимира Набокова в свете теории каламбура" [1]; экспрессии языковых средств в художественной прозе В. Набокова уделила внимание И.Н. Чеплыгина [2].
Данная статья посвящена анализу структурной организации конструкций с сочиненными рядами глагольных предикатов в двух вариантах романа В. Набокова Лолита - русском и английском, - и выражению роли такой организации в формировании образов главных персонажей романа - Лолиты и Гумберта.
В современной лингвистике в вопросах синтаксиса имеется ряд нерешенных проблем,
Гордиенко Ирина Алексеевна - научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории анализа и моделирования взаимодействий на Юге России СевероКавказского научного центра высшей школы Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета, 344006, г Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, e-mail: lekseva@rambler.ru.
к числу которых следует отнести и статус так называемых осложняющих конструкций, а в их составе - однородных членов предложения, в частности - однородных сказуемых [3]. Необходимо отметить, что мы рассматриваем полипредикатные и полипредикативные моносубъектные конструкции, или конструкции с сочиненными рядами глагольных предикатов, или однородных глаголов-сказуемых, которые могут занимать любую позицию в предложении, например находиться в главной или придаточной части сложного предложения (СП) или являться простым предложением, осложненным однородными сказуемыми. Квалификация учеными конструкций с сочиненными рядами глагольных предикатов, включение их в разряд простых предложений или СП опирается на принцип однородности - одинакового отношения двух и более членов предложения к какому-либо другому его члену [4]. Таким образом, решение вопроса о статусе предложений с несколькими сказуемыми при одном подлежащем находится в стадии развития и становления [5-8].
В ходе анализа конструкций с сочиненными рядами глагольных предикатов в романе В.В. Набокова Лолита нами был выявлен ряд особенностей, присущих им в структурном плане, в частности, на уровне синтакси-
Irina Gordienko - Southern Federal University, 140, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: lekseva@rambler.ru.