Научная статья на тему 'Персоносфера российского студенчества: опыт лингвокультурологического анализа'

Персоносфера российского студенчества: опыт лингвокультурологического анализа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНОСФЕРА / ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПЕРСОНАЛИИ / PERSONA-SPHERE / IDENTIFICATION MECHANISMS / TIME-SENSITIVE VALUES / HISTORIC AND LITERARY CHARACTERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Отургашева Наталья Вадимовна

Персоносфера понятие, введенное в научный оборот Г. Хазагеровым, выступает системой ценностных координат и инструментом самоидентификации личности и общества. В данной статье рассматриваются некоторые признаки персоносферы российского студенчества через обращение к актуальным для современной молодежи историческим и литературным персоналиям. Ослабление идентификационных механизмов, равнодушие к общенациональным образам (одно из неизбежных следствий сокращения курса литературы в школе) может привести, по мнению автора статьи, не только к обострению социально-психологических проблем молодежи, но и к разрушению национально-культурной идентичности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Отургашева Наталья Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONA-SPHERE OF THE RUSSIAN STUDENT COMMUNITY: EXPERIENCE OF LINGUOCULTUROLOGICAL ANALYSIS

Persona-sphere is a notion introduced for scientific use by G. Khazagerov. It is a system of axiological coordinates and an instrument of self-identification of a person and a community. This article considers some signs of persona-sphere of the Russian student community while addressing time-sensitive historic and literary characters for the young people of today. Reduction of identification mechanisms, indifference towards national images (one of the inevitable consequences of school literature course reduction) could lead not only to aggravation of socio-psychological youth problems but also to destruction of national-cultural identity of a society according to the author of the article.

Текст научной работы на тему «Персоносфера российского студенчества: опыт лингвокультурологического анализа»

УДК 801.73

ПЕРСОНОСФЕРА РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА: ОПЫТ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Н.В. Отургашева

Персоносфера - понятие, введенное в научный оборот Г. Хазагеровым, - выступает системой ценностных координат и инструментом самоидентификации личности и общества. В данной статье рассматриваются некоторые признаки персоносферы российского студенчества через обращение к актуальным для современной молодежи историческим и литературным персоналиям. Ослабление идентификационных механизмов, равнодушие к общенациональным образам (одно из неизбежных следствий сокращения курса литературы в школе) может привести, по мнению автора статьи, не только к обострению социально-психологических проблем молодежи, но и к разрушению национально-культурной идентичности общества.

Ключевые слова и фразы: персоносфера; идентификационные механизмы; актуальные ценности; исторические и литературные персоналии.

PERSONA-SPHERE OF THE RUSSIAN STUDENT COMMUNITY: EXPERIENCE OF LINGUOCULTUROLOGICAL ANALYSIS

N.V. Oturgasheva

Persona-sphere is a notion introduced for scientific use by G. Khazagerov. It is a system of axiological coordinates and an instrument of self-identification of a person and a community. This article considers some signs of persona-sphere of the Russian student community while addressing time-sensitive historic and literary characters for the young people of today. Reduction of identification mechanisms, indifference towards national images (one of the inevitable consequences of school literature course reduction) could lead not only to aggravation of socio-psychological youth problems but also to destruction of national-cultural identity of a society according to the author of the article.

Keywords and phrases: persona-sphere; identification mechanisms; time-sensitive values; historic and literary characters.

В современных гуманитарных исследованиях растет интерес к целостному взгляду на бытование человека в языке и культуре. Проявлением подобного интереса представляется сформулированное Г. Хазагеровым понятие персоносферы культуры как системы исторических, мифологических, фольклорных и литературных образов, значимых и актуальных для общества. [Хазагеров 2002]. Национальная персоносфера выступает системой ценностных координат и инструментом самоидентификации личности и общества. Личность соотносит себя с героями истории и литературы: подражает одним и дистанцируется от других, глубоко и эмоционально переживает победы и поражения любимых персонажей, соотносит с их судьбой собственные нравственные искания,

выстраивает под их влиянием траекторию внутреннего развития и дает оценки окружающим людям. Национальная персоносфера населена не только персонажами национальной истории и культуры, но и представителями иных культурных миров. Инокультурные и транскультурные герои помогают человеку одухотворить чужую культурную территорию, почувствовать биение ее живого пульса и, в конечном счете, вернее и глубже понять характер родной культуры.

Персоносфера дает возможность идентифицировать политические, социальные, этические категории, закрепляя их за конкретными образами литературы и искусства. Отвлеченные понятия обретают в них живую плоть и душу. Школьные курсы истории и литературы не в последнюю очередь выполняют именно эту функцию: сформировать у учащихся основания для самоидентификации.

В рамках настоящего исследования молодежного сегмента национальной персоносферы студентам двух факультетов Сибирского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы была предложена анкета, состоящая из следующих вопросов.

1. Назовите своих любимых литературных героев.

2. Назовите известных исторических персонажей, сыгравших, с вашей точки зрения, важную роль в мировой истории.

3. Назовите известных вам фольклорных персонажей.

4. Кому принадлежат следующие высказывания? В каком значении они употребляются в современном русском языке? Укажите значение только тех выражений, которые вам известны: И вот общественное мненье! В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов... А судьи кто? Герой ... не моего романа. В мои лета не должно сметь свое суждение иметь. Быть или не быть, вот в чем вопрос. В Москву, в Москву, в Москву! Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! Государство - это я! Карфаген должен быть разрушен! Мертвые сраму не имут. Мыслю, следовательно, существую. Ничто человеческое мне не чуждо. Победителей не судят. Полцарства за коня! Эврика! И ты, Брут! И все-таки она вертится! Рукописи не горят. О, святая простота!

5. Какие представители русской персоносферы стоят за следующими иносказательными выражениями: солнце русской поэзии; русский Гегель; неистовый Виссарион; великий комбинатор; кремлевский мечтатель; первый наш университет.

6. Какие черты характера человека мы хотим подчеркнуть, когда, характеризуя его, используем следующие образы персоносферы: Отелло, Яго, Илья Муромец, Плюшкин,

Обломов, Петр I, Цицерон, Хлестаков, Шерлок Холмс, Штирлиц, Ромео и Джульетта, Мастер и Маргарита, Остап Бендер, Иван Сусанин, Геракл, Дон Кихот, Гамлет.

В опросе приняли участие 60 человек: первую группу респондентов представляли 36 первокурсников факультета Государственного и муниципального управления (ГМУ), вторую - 24 будущих специалиста в области рекламы и связей с общественностью (РиСО). В итоговой таблице приведены самые распространенные ответы на каждый из поставленных вопросов с указанием доли процентов от всех полученных ответов. Не вошли в таблицу те персонажи и высказывания, которые не были идентифицированы респондентами. Ссылки на студенческие ответы в тексте даны курсивным шрифтом и сопровождаются при необходимости указанием на количество процентов от всех полученных ответов.

Результат проведенного анкетирования показал, что среди любимых героев лидируют персонажи русской классической литературы, знакомство с которой состоялось в рамках школьной программы: Маргарита и Воланд из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», герои из произведений А.С. Пушкина («Евгений Онегин», Татьяна Ларина), М.Ю. Лермонтова («Герой нашего времени», Григорий Печорин) и Л.Н. Толстого («Война и мир», Андрей Болконский, Наташа Ростова). В первой группе конкуренцию им составили герой повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и Шерлок Холмс (Артур Конан Дойл), во второй - Гарри Поттер (серия романов Джоан Роулинг), Эраст Фандорин (герой исторических детективов Б. Акунина), Холден Колфилд (Джером Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»). Современная литература представлена в основном зарубежными авторами, книги которых легли в основу популярных голливудских фильмов, таких как «Дивергент» (Вероника Рот), «Голодные игры» (Сьюзен Коллинз), «Код да Винчи» (Дж. Браун), «Зеленая миля» (Стивен Кинг).

Заметно, что население художественной области персоносферы, традиционно состоящее из героев русской классической литературы, в молодежной аудитории увеличивается за счет пришельцев из популярных, в основном, голливудских кинофильмов.

Ответы на второй вопрос позволяют выстроить следующую иерархию самых популярных у молодежи деятелей мировой истории, фактически повторяющуюся в обеих группах: Петр I (57), И. Сталин (38), Наполеон Бонапарт (28), А. Гитлер (23), В. Ленин (22), Иван Грозный (17). Следует отметить, что в обеих группах респондентов наряду с историческими персонажами были отмечены деятели мировой культуры (А. Пушкин, В. Шекспир, Леонардо да Винчи, П. Чайковский, М. Лермонтов, С. Есенин, В. Маяковский) и науки (Аристотель, Пифагор, Д. Менделеев, А. Эйнштейн, И. Ньютон), полководцы

(А. Македонский, А. Невский, А. Суворов, М. Кутузов, Г. Жуков) и путешественники (Кристофор Колумб, Васко да Гама). Во второй группе в число наиболее известных исторических персонажей попали также и космонавты (Ю. Гагарин, В. Терешкова). Однако первенство в этом ряду отдано политическим и государственным деятелям, изменившим ход мировой истории.

Самыми популярными фольклорными персонажами стали былинные образы русских богатырей: Ильи Муромца (40), Добрыни Никитича (18) и Алеши Поповича (32).

Полагаем, что такую популярность трем богатырям обеспечили в том числе вышедшие на экраны кинотеатров мультипликационные фильмы, увлекательно и с юмором рассказывающие о богатырских подвигах («Илья Муромец и Соловей разбойник», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Три богатыря: ход конем»). Поэтизация подвига во имя народа, представления о мужестве, силе и отваге, направленных на благородное дело защиты Родины, делают трех богатырей узнаваемыми и любимыми героями русского фольклора.

Заметим, что характеристика Ильи Муромца, данная респондентами в рамках ответа на шестой вопрос, включает в себя не только представления о его силе (это доминанта образа

- 57), храбрости (12) и отваге (10), но также социально-культурные качества его личности: доброта, справедливость, честь, достоинство, мудрость, воплощение русского человека, Русский Дух. Содержательная емкость образа, сложная моделировка его поведения отличаются от более лаконичных и однонаправленных представлений первокурсников о герое греческой мифологии Геракле, основными компонентами характера которого выступают сила (73), храбрость и отвага.

В числе фаворитов сказочной персоносферы оказались также Колобок (20), Баба Яга (18), Иван Дурак (15) - традиционные персонажи русских народных сказок. Они отражают характерное для национального менталитета стремление к перемене мест, амбивалентность позиции (Баба Яга в отечественной персоносфере многолика, в отличие от западного аналога

- ведьмы) и надежду на удачу и везение.

Значимость и актуальность героев национальной персоносферы поддерживается обращением к прецедентным текстам, понимание и знание которых объединяет людей разного возраста и образования в единое лингвокультурное сообщество.

Анализ узнаваемых студентами прецедентных текстов показал, что наиболее известными среди них являются трагедия В. Шекспира «Гамлет», роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Знаменитые вопросы

датского принца «Быть иль не быть - вот в чем вопрос» узнали 92 % респондентов, А. Чацкого «А судьи кто?» - 38 %, авторство фразы «Рукописи не горят» и горестного восклицания Цезаря «И ты, Брут!» правильно определили 53 и 40 процентов опрошенных соответственно.

Вместе с тем отметим, что знание комедии А.С. Грибоедова оказалось весьма избирательным: помещенные из нее цитаты («В мои года не должно сметь свое суждение иметь», «Герой ... не моего романа», «И вот общественное мненье!», «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.») не были идентифицированы подавляющим большинством участников анкетирования. Полагаем, что известность приведенных текстов является свидетельством не столько внимательного прочтения литературного произведения, сколько активной эксплуатации данных высказываний в публичном (в т.ч. медиа-) пространстве.

Среди наиболее узнаваемых представителей персоносферы самые лаконичные характеристики с выраженными смысловыми доминантами получили Геракл (сила), Илья Муромец (сила), Обломов (лень), Ромео и Джульетта (любовь), Мастер и Маргарита (любовь), Шерлок Холмс (логика, ум), Штирлиц (хитрость, скрытность).

Других исторических деятелей и литературных персонажей студенты наделили более объемными и сложными, а иногда и противоречивыми характеристиками. В одних случаях это связано с глубиной понимания текста, в других - с приблизительностью знания истории и литературы.

Образ Петра I для большинства респондентов в первую очередь - это образ новатора, преобразователя, реформатора, первооткрывателя, лидера; он олицетворяет величие и могущество, мудрость и решительность, амбициозность и авантюризм -качества, созвучные молодости и востребованные современной российской действительностью. Именно поэтому Петр I оказался на первом месте в череде исторических деятелей, оказавших влияние на ход мировой истории.

Смысловая доминанта образа Гамлета выражена такими его качествами, как эгоизм, самоанализ, самовлюбленность: вместе с тем студенты отмечают и его сомнения, неуверенность, низкую самооценку, рассудительность, холодность, театральность, тщеславие, романтичность, даже злость.

Весьма противоречивыми в интерпретации студентов предстают образы Дон Кихота и Ивана Сусанина. И если в первом случае основанием для этого является сложность и неоднозначность самого литературного героя, то во втором - очевидный недостаток исторических сведений.

Дон Кихот - рыцарь печального образа - интерпретируется респондентами с диаметрально противоположных позиций. На одном полюсе значений - кодекс рыцарской чести (благородство, самопожертвование, храбрость, отвага, самоотверженность, преданность, верность), на другом - комическое несоответствие идеального представления реальной ситуации (безумный, странный, смешной, нелепый, неуклюжий, глупый, «не от мира сего»; простак, который получает синяки). При этом обе позиции имеют примерно равное количество сторонников и высокую вариативность оценочных суждений.

Характер оценок Ивана Сусанина также колеблется от самых позитивных и одобрительных (герой, патриот, лидер, отважный, смелый, жизнь не жаль за Родину) до весьма резких и осуждающих (не знает, куда ведет; не знает пути, ненадежный, разбойный, ошибочное действие, неумение ориентироваться на местности). Вполне понятно, что представление о выдающемся герое Отечества формируется у молодежи не столько по документальным свидетельствам и учебникам истории, сколько по анекдотическим переложениям известного исторического события Смутного времени.

Смещение акцентов в массовом сознании при оценке значимых фигур отечественной истории и культуры - явление далеко не безобидное. По справедливому мнению Г. Хазагерова, распад «этноса, идеологии, религии сопровождается и распадом персоносферы» [Хазагеров URL: www.hazager.ru/cultural-situation/97-listen.pdf (дата обращения - 25.05.2016)], при котором отрицательные персонажи облекаются в одежды праведников, а подлинные герои низводятся до уровня анекдотического высмеивания. В качестве примера достаточно вспомнить анекдоты советского времени про Василия Ивановича Чапаева или обратить внимание на стремительное восхождение на пьедестал почета украинских националистических деятелей С. Бандеры и Р. Шухевича.

Интересный материал для сравнения дают оценочные суждения респондентов в отношении литературных героев, олицетворяющих собой несомненную ценность любви. Ромео и Джульетта, герои одноименной трагедии В. Шекспира, выражают этическую категорию любви в ее самом высоком и трагическом проявлении: искренняя любовь, безумная любовь, всепоглощающая любовь, любовь до гроба, любовь до смерти, трагическая история любви, бесконечная любовь, любовь и верность, несчастная влюбленность, влюбленные, преданность, губительная любовь. Студенты подчеркивают молодость влюбленных, чистоту чувств, нежность, верность, искренность, преданность. Трагически прерванная любовь Ромео и Джульетты воспринимается ими как эталон взаимоотношений между мужчиной и женщиной, не омраченных изменой и предательством.

По-другому видится молодым читателям история главных героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Смысловое ядро их взаимоотношений - концепт любви - представлено более насыщенными и разнообразными красками. Светлые тона связаны с позитивными коннотациями и группируются вокруг идеи жертвенности любви: бессмертная любовь, жертвенная любовь, любые жертвы за любимого, преданность, искренность, верность, девушка, готовая на все ради любимого, преодоление преград, вера, Бог. Негативные характеристики (среди которых - неспособность к жертвам) указывают на неоднозначность оценок данных персонажей: безумие, сумасшествие, все не так, наркомания, чертовщина, Мастер не способен к жертвам.

Отметим, что именно Маргарита - характер сложный, неоднозначный, по-разному толкуемый и понимаемый критиками и читателями - заняла первую строчку в рейтинге любимых литературных героев участников опроса.

Вопрос Персоналии ГМУ (36 РИСО (24 Всего Процент от

человек) человека) ответов числа всех

(60) ответов (%)

1. Маргарита 5 4 9 15

Евгений Онегин 5 2 7 12

Татьяна Ларина 2 4 6 10

Воланд 3 3 6 10

Наташа Ростова 1 4 5 8

Андрей Болконский 3 2 5 8

Печорин 3 1 4 7

Маленький принц 3 1 4 7

2 Петр I 21 13 34 57

Сталин 14 9 23 38

Наполеон 12 5 17 28

Гитлер 9 5 14 23

Ленин 7 6 13 22

Иван Грозный 8 2 10 17

3 Илья Муромец 14 10 24 40

Алеша Попович 10 9 19 32

Колобок 8 4 12 20

Добрыня Никитич 6 5 11 18

Баба Яга 8 3 11 18

Иван Дурак 7 2 9 15

Василиса 2 3 5 8

Прекрасная

4.

Быть или не Гамлет 20 14 34 57

быть - вот в Шекспир 13 8 21 35

чем вопрос.

Рукописи не горят М. Булгаков Воланд «Мастер и Маргарита» 7 7 8 2 2 6 9 9 14 15 15 23

А судьи кто? Чацкий А.С. Грибоедов «Горе от ума» 6 6 3 3 2 3 9 8 6 15 13 10

И ты, Брут! Юлий Цезарь 15 9 24 40

Эврика! Архимед 12 4 16 27

Государство - это я Людовик XIV 11 4 15 25

5.

Солнце русской поэзии А.С. Пушкин 26 18 44 73

Первый наш университет М.В. Ломоносов МГУ 19 3 15 34 57

Великий комбинатор О. Бендер 6 3 9 15

6. Геракл Сила 21 Храбрость 2 Отвага 2 Сила 23 Храбрость 1 44 3 73 5

Илья Муромец Сила 18 Храбрость 2 Отвага 4 Смелость 4 Сила 16 Храбрость 5 Отвага 2 34 7 6 57 12 10

Петр I Новатор 5 Великий 5 Реформатор 2 Новатор 6 Великий 3 Открыватель 4 11 8 18 13

Ромео и Джульетта Любовь 19 Влюбленные 8 Любовь 15 Влюбленные 6 34 14 57 23

Обломов Лень 19 Лень 13 32 53

Мастер и Маргарита Любовь 8 Любовь 8 16 27

Шерлок Холмс ум 11 логика 8 Ум 4 Догадливость 5 15 25

Плюшкин Жадность 6 Скупость 5 Жадность 3 Скупость 2 9 7 15 12

Цицерон Оратор 5 Ум 5 Ум 2 Мудрость 3 5 7 8 12

Хлестаков Глупость 4 Хитрость 1 Хитрость 1 4 2 7

Обратим внимание на лакуны, обозначающие отсутствие внятных представлений о героях персоносферы и связанных с их презентацией прецедентных текстах. Среди шестидесяти участников опроса 4 человека не дали ответа на первый вопрос, 6 человек - на второй, 8 - на третий, 5 - на четвертый, 8 - на пятый, 2 - на шестой. Таким образом, 33

респондента (55%) испытывали те или иные затруднения в процессе узнавания прецедентного текста или оценивания литературного персонажа. Практически неузнанными остались «Три сестры» А. Чехова, «Ричард III» В. Шекспира, князь Святослав, Ян Гус и Катон Старший (вопрос № 4), В. Ленин, Н. Бердяев, В. Белинский (вопрос № 5), персонаж трагедии Шекспира Яго (вопрос № 6). Весьма отдаленное представление имеют вчерашние выпускники школ о герое комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Между тем национальная персоносфера является частью культурной и языковой картины мира, в ней принятая в обществе система ценностей предстает в виде конкретных исторических деятелей, литературных героев, фольклорных и мифологических персонажей. Коллективная память нации хранит эти образы, передает их из поколения в поколение и тем самым обеспечивает единое смысловое поле национальной культуры, в котором формируются универсальные ценностные установки, правила и нормы общего существования, мировоззренческие и поведенческие стереотипы.

Разумеется, «население» персоносферы может меняться под влиянием различных исторических и социальных факторов. Однако ослабление идентификационных механизмов, равнодушие к общенациональным образам (одно из неизбежных следствий сокращения школьного курса литературы) чревато не только обострением социально-психологических проблем молодежи, но и распадом национально-культурной идентичности народа.

Комплексное исследование национальной персоносферы на стыке различных гуманитарных наук представляется актуальным и многообещающим направлением развития лингвокультурологии, которое позволит уточнить базовые ценности современной отечественной культуры и определить контуры возможных социокультурных разломов.

Список литературы

Хазагеров Г. Персоносфера русской культуры: два свойства персоносферы // Новый мир. 2002 . № 1. С. 133-145

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хазагеров Г. Что слышит слушающий? URL: www.hazager.ru/cultural-situation/97-listen.pdf (дата обращения: 25.05.2016)

References

Hazagerov G. Personosfera russkoj kul'tury: dva svojstva personosfery [Persona-sphere of the Russian culture: two properties of persona-sphere]. Novyj mir. 2002, № 1. Pp. 133-145.

Hazagerov G. Cto slysit slusaüsij? [What can a listener hear?] Available at: www.hazager.ru/cultural-situation/97-listen.pdf (accessed 25.05.2016)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Отургашева Наталья Вадимовна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных основ государственной службы

Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Россия, 630102, Новосибирск, ул. Нижегородская, 6 E-mail: vialuna@,list. ru

ABOUT THE AUTHOR:

Oturgasheva Natalia Vadimovna, Candidate of Philology, Associate Professor, Associate Professor of the Department for Humanities of Public Administration

Siberian Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation 6 ul. Nizhegorodskaya, Novosibirsk 630102 Russia E-mail: vialuna@,list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.