Научная статья на тему 'Герой глазами современной молодежи (по данным ассоциативного эксперимента)'

Герой глазами современной молодежи (по данным ассоциативного эксперимента) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1119
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОЙ / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ / ЛИНГВОКУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / HERO / PSYCHOLINGUISTIC EXPERIMENT / METHOD OF UNRESTRICTED ASSOCIATIONS / YOUTH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Таскаева Анна Вячеславовна, Кременскова Олеся Александровна

Анализируются представления о герое в глазах современной молодежи, полученные путем проведения свободного ассоциативного эксперимента. Актуальность работы обусловлена потребностью формирования в России образа героя, способствующего установлению ценностных ориентиров поведения для подрастающего молодого поколения. В результате исследования было составлено ассоциативное поле концепта «герой». Ядро ассоциативного поля составили лексемы война, сила, подвиг и отвага. Полученные слова-реакции классифицированы по трем основным типам пар: синтагматические, парадигматические и тематические. Данные эксперимента позволили выделить этимологическую, понятийную, общекультурную, ценностную и образную составляющие концепта «герой».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“A Hero through the Eyes of the Young (According to the Data of an Association Experiment)”

The article is aimed at diagnosing the image of a hero through the eyes of the present-day young people according to the data of an unrestricted association experiment. The study is relevant due to the need in formation of an image of a hero contributing to identifying value guidelines for the coming generation. Interpreting the results, we have built an associative field for the stimulus lexeme “hero”. The core of the field is made up with the lexemes war, strength, feat and valour. The reaction words are classified into 3 main groups: paradigmatic, syntagmatic and thematic. The obtained data give us a chance to determine the etymological, conceptual, cultural, axiological and imaginative components of the concept “hero”.

Текст научной работы на тему «Герой глазами современной молодежи (по данным ассоциативного эксперимента)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 23 (352). Филология. Искусствоведение. Вып. 92. С. 88-92.

А. В. Таскаева, О. А. Кременскова

ГЕРОЙ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (по данным ассоциативного эксперимента)

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 14-04-00182)

Анализируются представления о герое в глазах современной молодежи, полученные путем проведения свободного ассоциативного эксперимента. Актуальность работы обусловлена потребностью формирования в России образа героя, способствующего установлению ценностных ориентиров поведения для подрастающего молодого поколения. В результате исследования было составлено ассоциативное поле концепта «герой». Ядро ассоциативного поля составили лексемы война, сила, подвиг и отвага. Полученные слова-реакции классифицированы по трем основным типам пар: синтагматические, парадигматические и тематические. Данные эксперимента позволили выделить этимологическую, понятийную, общекультурную, ценностную и образную составляющие концепта «герой».

Ключевые слова: герой, психолингвистический эксперимент, метод свободных ассоциаций, лингвокультура, молодежь.

Образ героя в любой лингвокультуре выполняет значимые социальные функции: является определенным духовно-нравственным ориентиром для всех членов общества, обеспечивает связь времен и поколений, олицетворяет национальные ценности и воплощает лучшие морально-этические качества, значимые для представителей той или иной нации.

Следует особо подчеркнуть, что образ героя играет важную роль в процессе воспитания молодого поколения, в частности, формирования патриотического сознания. Воспитание на примере тех, кто совершил подвиг, ведет к становлению и развитию таких качеств личности, как мужество, бесстрашие, стойкость, готовность к самопожертвованию, доблесть, храбрость, самоотверженность, смелость, что составляет основы патриотизма.

Цель исследования - диагностировать представления о герое в сознании современной молодежи. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) установить наполняемость ассоциативного ряда со значением «герой» путем проведения ассоциативного психолингвистического эксперимента, в основе которого лежит метод свободных ассоциаций;

2) интерпретировать полученные в ходе эксперимента результаты.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящий момент в России очевидна потребность в формировании новых героев как модельных личностей, которые, являясь

предметом восхищения и поклонения, устанавливают ценностные ориентиры поведения для молодого поколения.

Методологической базой исследования был выбран ассоциативный эксперимент, так как он является наиболее разработанной техникой психолингвистического анализа семантики речи, позволяет «судить об особенностях функционирования языкового сознания человека» [3. С. 17], является «наиболее эффективным методом изучения психологически реальных значений и концептов как "реальностей сознания" людей» [4]. Анализ ассоциаций на стимул «герой» позволит выявить компоненты исследуемого концепта.

Важно отметить, что существует некоторое количество ассоциативных словарей, среди них: Словарь ассоциативных норм русского языка под редакцией А. А. Леонтьева (первый ассоциативный словарь русского языка, изданный в 1977 г.) [8]; Русский ассоциативный словарь. Ассоциативный тезаурус современного русского языка под редакцией Ю. Н. Караулова [5; 6]; Славянский ассоциативный словарь под редакцией Н. В. Уфимцева [7]; Русский сопоставительный ассоциативный словарь под редакцией Г. А. Черкасовой [9]. Однако нами была обнаружена словарная статья со словом «герой» только в Русском ассоциативном словаре.

Кроме того, существует Интернет-проект «Сеть словесных ассоциаций» (URL: http:// wordassociations.ru), который позволяет про-

сматривать ассоциации, возникающие у человека, с заданным словом. Для удобства использования каждое слово сопровождается словарными статьями из толковых словарей Д. Н. Ушакова и В. И. Даля. В основе процесса формирования списка ассоциаций лежит программный модуль, анализирующий классические и современные произведения русской и зарубежной литературы с использованием принципов системного подхода. По утверждению авторов проекта, сформированный список ассоциаций может рассматриваться как усредненный результат при проведении лингвистического ассоциативного эксперимента, однако мы, доверяя человеку больше, чем программе, решили провести собственный «живой» эксперимент.

В нашем эксперименте в качестве испытуемых выступили студенты регионального вуза гуманитарной специальности. Конкретно, студенты с 1 по 4 курс (в возрасте от 17 до 25 лет) факультета Евразии и Востока направлений подготовки «Зарубежное регионоведение», «Восточная философия», «Международные отношения» Челябинского государственного университета. Процедура ассоциативного эксперимента состояла в следующем: испытуемым было предоставлено слово-стимул «герой» и предложено ответить на него любыми первыми пришедшими в голову словами (словами-реакциями). Эксперимент ничем не ограничивался. При интерпретации результатов фиксировались все слова-реакции, приведенные в анкетах.

В целях многомерной интерпретации экспериментальных данных, приведем, прежде всего, подробную количественную статистику по эксперименту:

- всего количество проанализированных анкет - 77;

- всего реакций на стимул - 767;

- различных реакций на стимул - 381;

- одиночных реакций на стимул - 263.

По данным проведенного эксперимента попробуем изучить ассоциативное поле лексемы «герой». Ассоциативным полем слова, по определению Е. И. Горошко, является совокупность ассоциатов на слово-стимул. Ассоциативное поле имеет ядро (наиболее частотные реакции) и периферию. Коллективное ассоциативное поле, выявленное в свободном ассоциативном эксперименте, обычно называется ассоциативной нормой [2]. Полученное в результате эксперимента ассоциативное поле определенного

слова-стимула можно считать «фрагментом общего образа мира представителей исследуемого народа, в котором отражаются общие и специфические черты языкового сознания носителей языка» [3. С. 18].

Первый вариант. При соблюдении условия фиксирования всех слов-реакций, к ядру ассоциативного поля концепта «герой» мы относим как наиболее частотные такие лексемы, как война (22/2,86 %), сила (21/2,73 %), подвиг (19/2,47 %) и отвага (18/2,34 %). Здесь и далее в скобках указывается частотность слова-реакции и процентное соотношение к общему количеству реакций.

К ближней периферии мы относим слова-реакции с частотностью не менее 10, такие как мужчина (13/1,69 %), победа (13/1,69 %), слава (11/1,43 %), защита (10/1,30 %), меч (10/1,30 %) и честь (10/1,30 %).

К дальней периферии мы относим ассоциации с частотностью не менее 7, такие как мужество (9/1,17 %), смелость (9/1,17 %), помощь (8/1,04 %), смерть (8/1,04 %), человек (8/1,04 %), воин (7/0,91 %), медаль (7/0,91 %), Отечество (7/0,91 %), Родина (7/0,91 %).

Второй вариант. При фиксации только первой реакции на слово-стимул (то есть всего реакций 77, различных реакций на стимул - 55, одиночных реакций - 42) ядро ассоциативного поля концепта «герой» на стимул составляют лексема «война» (7/9,09 %). К ближней периферии относятся слова-реакции с частотностью не менее 3, такие как мужчина (4/5,19 %), подвиг (4/5,19 %), победа (3/3,89 %). К дальней периферии относятся лексемы с частотой 2 (2,59 %): битва, Геркулес, медаль, мужественный, Печорин, сила, слава, спаситель, человек.

Как правило, при качественной интерпретации результатов метода свободных ассоциаций все слова-реакции классифицируются по трем основным типам пар: синтагматические, парадигматические, тематические.

В нашем исследовании мы выделили 7 основных типов реакций, зафиксированных в ходе проведенного эксперимента.

1. Парадигматические реакции (слова-реакции того же грамматического класса, что и слова-стимулы; подчиняются семантическому принципу «минимального контраста», согласно которому чем меньше отличаются слова-стимулы от слов-реакций по составу семантических компонентов, тем более высока вероятность актуализации слова-реакции в ассоциативном процессе).

1.1. Категориально-синонимичные (парадигматические реакции, принадлежащие к тому же семантическому полю, что и слово-стимул).

1.2. Категориально-атрибутивные (парадигматические реакции, представляющие собой приписывание слову-стимулу некоторого признака в широком смысле).

2. Синтагматические реакции (ассоциации, грамматический класс которых отличен от грамматического класса слова-стимула и которые всегда выражают предикативные отношения).

3. Тематические реакции (ассоциации метонимического типа).

Кроме того, отдельные группы были выделены по следующим критериям:

4. Словообразовательные реакции (принадлежащие к тому же словообразовательному гнезду, что и слово-стимул).

5. Звуковые реакции (имеющие фонетическое сходство со стимулом).

6. Прецедентные имена.

7. Речевые штампы, клише.

Итак, по данным проведенного эксперимента, к категориально-синонимичным реакциям на слово-стимул «герой» относятся следующие лексемы: мужчина (13/1,69 %), человек (8/1,04 %), воин (7/0,91 %), спаситель (6/0,78 %), ветеран (5/0,65 %), защитник (3/0,39 %), персонаж (3/0,39 %), победитель (3/0,39 %), жертва (3/0,39 %), рыцарь (3/0,39 %), звезда (2/0,26 %), личность (2/0,26 %), отец (2/0,26 %), папа (2/0,26 %), пожарный (2/0,26 %), спасатель (2/0,26 %).

К индивидуальным ассоциациям (1/0,13 %) той же группы, то есть тем, которые встречаются единожды, относятся лексемы: бандит, бабушка, богатырь, боец, бунтарь, деспот, друг, злодей, космонавт, мама, мать, паралим-пиец, пример, пророк, противник, сверхчеловек, силач, силяк, смельчак, солдат, супермен, тиран, узурпатор, храбрец, чемпион, я.

К категориально-атрибутивным реакциям относятся лексемы: сила (21/2,73 %), отвага (18/2,34 %), слава (11/1,43 %), честь (10/1,3 %), мужество (9/1,17 %), смелость (9/1,17 %), помощь (8/1,04 %), храбрость (6/0,78 %), величие (5/0,65 %), воля (5/0,65 %), гордость (5/0,65 %), стойкость (5/0,65 %), уважение (5/0,65 %), благородство (4/0,52 %), память (4/0,52 %), справедливость (4/0,52 %), патриотизм (4/0,52 %), достоинство (3/0,39), надежда (3/0,39), самоотверженность

(3/0,39), самопожертвование (3/0,39), бессмертие (2/0,26 %), власть (2/0,26 %), доблесть (2/0,26 %), добро (2/0,26 %), добродетель (2/0,26 %), доброта (2/0,26 %), отчаяние (2/0,26 %), свобода (2/0,26 %),

К индивидуальным реакциям (1/0,13 %) той же группы относятся слова: великодушие, жертвенность, могущество, благодарность, усердие, успех, харизма, хладнокровие, безумие, бескорыстность, долг, известность, красота, мощь, мужественность, непреклонность, несокрушимость, ослепительная улыбка, отчаянность, превосходство, суперспособность, ум, целеустремленность, честность.

Группу синтагматических реакций по данным нашего эксперимента составляют слова: смелый (6/0,78 %), храбрый (6/0,78), мужественный (4/0,52 %), сильный (4/0,52 %), отважный (2/0,26 %), первый (2/0,26 %).

Индивидуальные реакции (1/0,13 %) включают в себя такие прилагательные, как знатный, лучший, любимый, мирный, мой, красный, мудрый, общеизвестный, популярный, стойкий, хороший.

Тематические реакции составляют отдельную группу; как правило, связь между словом-стимулом и реакцией является метонимической или метафорической, а зачастую не имеет общих существенных признаков в своем содержании. Тематические реакции студентов ЧелГУ на стимул «герой» включают в себя следующие: война (22/2,76 %), подвиг (19/2,47 %), победа (13/1,69 %), защита (10/1,3 %), меч (10/1,3 %), смерть (8/1,04 %), медаль (7/0,91 %), отечество (7/0,91 %), родина (7/0,91 %), награда (6/0,78 %), книга (5/0,65 %), спасение (5/0,65 %), конь (5/0,65 %), борьба (4/0,52 %), любовь (4/0,52 %), миф (4/0,52 %), жизнь (3/0,39 %), мир (3/0,39 %), памятник (3/0,39 %), роман (3/0,39 %), сериал (3/0,39 %), труд (3/0,39 %), характер (3/0,39 %). Мы не приводим в статье единичные тематические реакции испытуемых на стимул «герой», так как они насчитывают более 100, хотя они, безусловно, представляют интерес с точки зрения отражения специфических черт языкового сознания, соотношения индивидуального и коллективного.

Словообразовательные реакции включают следующие: героизм (2/0,26 %), героиня (2/0,26 %).

Звуковые реакции по результатам эксперимента зафиксированы только единичные (1/0,13 %), среди них: боль, мой, ноль, пароль, порой, с дырой.

К группе речевых штампов относятся следующие реакции: последний (5/0,65 %), главный (2/0,26 %), нашего времени (2/0,26 %), труда (2/0,26 %), ВОВ (2/0,26).

Индивидуальные реакции (1/0,13 %) включают в себя такие клишированные сочетания, актуализированные в сознании студента, как век героев, внутренний, военный, войны, дня, любовник, мирный, мститель, не моего романа, романа, России, фильма.

В особую группу ассоциаций мы объединили все прецедентные имена, возникающие как реакция на стимул «герой». Среди них: Геркулес (3/0,39 %), Человек-паук (3/0,39 %), Дон Кихот (2/0,26 %), Жуков (2/0,26 %), Зевс (2/0,26 %), Илья Муромец (2/0,26 %), Одиссей (2/0,26 %), Печорин (2/0,26 %), Путин (2/0,26 %).

Все реакции, в том числе индивидуальные (1/0,13 %), относящиеся к группе прецедентных имен, мы классифицировали следующим образом: вымышленные персонажи (Геркулес, Человек-паук, Дон Кихот, Зевс, Илья Муромец, Одиссей, Печорин, Ахиллес, Данко, Железный Человек, Робин Гуд); политические деятели (Путин, Македонский, Марк Аврелий, Мартин Лютер Кинг, Петр I, Рамзан Кадыров, Сталин, Че Гевара, Юлий Цезарь); военные -Герои Советского Союза (Жуков, Бурденюк, Гагарин, Гастелло, Молодов, Талалихин); спортсмены (Брюгге, Джеррард); представители шоу-бизнеса (Би-2, Джеки Чан, Чак Норрис, Шварценеггер); литературные деятели (Гесиод, Лермонтов).

Итак, данные проведенного ассоциативного эксперимента демонстрируют обширную картину связей как семантических, так и формальных, объективно существующих в сознании студента - носителя русского языка.

Анализ полученных слов-реакций позволяет судить о проявлении языковой способности современного молодого человека, так, например, можно говорить об актуализации этимологической составляющей (герой как главное действующее лицо древних эпических поэм и мифов, одаренное сверхчеловеческими силами - в приведенных реакциях - Геркулес, Одиссей) и общекультурного компонента, так как приведенные ассоциации отражают и наиболее привычные для носителя русского языка модели двух слов - клише, устойчивые сочетания, идиомы (герой нашего времени, герой не моего романа и другие).

В результате исследования мы пришли к следующим выводам. Прежде всего, было со-

ставлено ассоциативное поле концепта «герой». Ядро ассоциативного поля составили лексемы война, сила, подвиг и отвага, что свидетельствует о том, что героический подвиг имеет место быть, в большей степени, в военной сфере, во время боевых действий. Наиболее частотные тематические реакции студентов на стимул «герой» (война, подвиг, победа, меч, смерть, медаль, отечество, родина, награда) фактически указывают на то же. Очевидно, что связь базируется на историческом прошлом русского народа, памяти о победе и подвигах участников Великой Отечественной войны. Таким образом, по данным эксперимента установлено, что при моделировании языкового сознания молодых людей, носителей русской лингвокультуры, актуализируются представления о герое как человеке, совершившем военный подвиг во имя Родины, оцененный потомками. Этим подтверждается наш тезис о том, что образ героя является ключевым в формировании патриотической парадигмы нового времени.

Приведенные парадигматические и синтагматические реакции свидетельствуют о наличии не только понятийного, но и эмоционально-оценочного или ценностного компонента концепта «герой», то есть служат его аксиологической составляющей. Так, герой в сознании студента регионального вуза - носителя русского языка и культуры - представляется смелым, храбрым, мужественным, сильным, отважным мужчиной/человеком/воином, обладающим такими качествами, как честь, стойкость, благородство, патриотизм, достоинство, самоотверженность, доблесть и др.

По нашему мнению, особый интерес вызывают индивидуальные категориально-синонимичные реакции с негативной эмоционально-оценочной коннотацией, такие как деспот, злодей, противник, тиран, узурпатор, бандит. Данные ассоциации являются антонимичными к слову-стимулу «герой» и, очевидно, строятся на контрасте и относятся не к самому герою, а к тому, против чего он борется, от кого защищает.

По данным эксперимента можно определить и образную составляющую лингвокультур-ного концепта «герой». Герой представляется рыцарем, пожарным, спасателем. Для четырех респондентов образ отца является героическим (в двух репрезентациях - «отец» и «папа»). Слова «мама» («мать») и «бабушка» находятся в том же ассоциативном ряду. Занимательной

нам показалась мысль одного студента о том, в каком контексте возникла ассоциация «бабушка»: «Нам в школе как-то задали написать сочинение на тему "Есть ли в современном мире место подвигу". Один мальчик написал, что перевести бабушку через дорогу - это тоже подвиг, хоть и небольшой».

Группа прецедентных имен служит богатым источником для конструирования образного компонента лингвокультурного концепта «герой». В сознании молодых людей возникают определенные образы, картинки, как специфичные для русской лингвоменталь-ности, так и универсальные (в основном как результат влияния западной культуры), среди них вымышленные персонажи, политические деятели, военные, спортсмены, представители шоу-бизнеса. Так, для кого-то это советский военачальник, маршал, четырежды Герой Советского Союза Жуков, для другого вымышленный персонаж, супергерой комиксов Человек-паук, для третьего - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина, Илья Муромец.

Перспективу исследования мы видим в моделировании лингвокультурного образа героя в целях формирования патриотического сознания молодого поколения.

Список литературы

1. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Ч. 1-Ш / под ред. Ю. Н. Карау-лова, Ю. А. Сорокина, Е. Ф. Тарасова, Н. В. Уфим-цевой, Г. А. Черкасова. М., 1994-1998.

2. Горошко, Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента [Электронный ресурс]. URL: http://www. textology.ru.

3. Джамбаева, Ж. А. Ассоциативный эксперимент: методологические основы // Вестн. Евраз. нац. ун-та им. Л. Н. Гумилева 2013. №1 (92). Гуманитарные науки. С. 17-21.

4. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / Попова З. Д., Стернин, И. А. [Электронный ресурс] М., 2010. 314 с. URL: http://zinki.ru/ book/kognitivnaya-lingvistika/eksperimentalnye-metodiki/.

5. Русский ассоциативный словарь : в 2 т. Т. I. От стимула к реакции : ок. 7000 стимулов / Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова, Н. В. Уфимцева, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. М., 2002. 784 с.

6. Русский ассоциативный словарь : в 2 т. Т. II. От стимула к реакции : более 100 000 реакций / Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова, Н. В. Уфимцева, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. М., 2002. 992 с.

7. Славянский ассоциативный словарь: русский, белорусский, болгарский, украинский / Н. В. Уфимцева, Г. А. Черкасова, Ю. Н. Караулов, Е. Ф. Тарасов. М., 2004. 792 с.

8. Словарь ассоциативных норм русского языка. Прямой / под ред. А. А. Леонтьева. M., 1977. 191 с.

9. Черкасова, Г. А. Русский сопоставительный ассоциативный словарь [Электронный ресурс]. М., 2008. URL: http://it-claim.ru/Projects/ ASIS/RSPAS/zapusk.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.