Научная статья на тему 'Персонификация и персонализация как принципы освоения воспитательного потенциала идеалов культуры'

Персонификация и персонализация как принципы освоения воспитательного потенциала идеалов культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1732
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / ИДЕАЛЫ / ОБРАЗЦЫ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / TRADITION / PERSONIFICATION / IDEALS / PATTERNS / PERSONALIZATION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илакавичус Марина Римантасовна

Автор статьи обосновывает педагогическую актуальность принципов персонализации и персонификации в процессе освоения идеалов культуры, их взаимообусловленность. Потребность в персонализации реализуется в личностном взаимодействии с носителями жизненно важных смыслов персонифицированными идеалами отечественной аксиологической традиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personification and personalization as principles of mastery of the educational potential of culture ideals

The author article substantiates logical relevance of principles of personification and personalization in the process of mastering the culture ideals and their interdependence. The need for personalization is realized in the personal interaction with bearers of vital senses personified ideals of national axiological tradition

Текст научной работы на тему «Персонификация и персонализация как принципы освоения воспитательного потенциала идеалов культуры»

М. Р. Илакавичус

(Санкт-Петербург)

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ И ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ КАК ПРИНЦИПЫ ОСВОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ИДЕАЛОВ КУЛЬТУРЫ

Автор статьи обосновывает педагогическую актуальность принципов персонализации и персонификации в процессе освоения идеалов культуры, их взаимообусловленность. Потребность в персонализации реализуется в личностном взаимодействии с носителями жизненно важных смыслов - персонифицированными идеалами отечественной аксиологической традиции

Для психолого-педагогической науки рубеж XX и XXI веков ознаменовался актуализацией воспитательной цели воссоздания в каждом представителе подрастающего поколения специфически человеческого качества. «Маркеры» его наличия - преобладание в потребностной сфере личности духовного над материальным, включение в осознанное целеполагание значимых для культуры родного народа и человечества сверхзадач.

Воссоздание в подрастающем поколении специфически человеческого - цель, приоритетность которой закреплена в законодательстве РФ. В преамбуле Конституции РФ духовно-историческая преемственность поколений определена одной из основ государственного строя. В ней нашли свое отражение такие нравственные категории, как добро, справедливость, вера, честь, любовь и уважение к Отечеству, источниками которых являются духовные традиции отечественной культуры. Конституция, определяя иерархию целей образовательной системы страны, ставит категорию духовно-нравственного развития на первое место.

Цель воспитать человека прежде всего традиционно значима для отечественной педагогической мысли (М. В. Ломоносов, И. Т. Посошков, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский и др). Результат современного образования определяется как человек культуры (В. С. Библер, А. П. Валиц-кая, Ю. В. Сенько и др.). Воспитание человеческого в человеке (то есть человека культуры) описывается в логике от материнского - ко всечеловеческому. В связи с этим появилось новое педагогическое понятие - духовно-нравственная культура. Идет разработка данной инновационной образовательной области, в которой на первое место выходят идеалы и ценности [4]. Процесс их освоения осмысляется как процесс духовно-нравственного развития.

В проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) включен новый компонент структуры образовательных программ школ - «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова [1]. В проекте определяется национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования, идеальное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Воспитательный идеал обусловлен идеалами культуры, приоритетными для данного исторического времени. В педагогической области они являли себя как в рациональных конструкциях (предписаниях, регулирующих поведение в ситуации выбора), так и в образах лица поступка. Последнее - персонифицированный идеал культуры. Это образ совершенной личности, ответ культуры на вопрос, что есть истинный человек. Российская педагогическая традиция -многослойный феномен, включающий в себя такие персонифицированные идеалы культуры, как герой, гражданин, христоподобная личность, самоотверженный борец [2]. Этот ряд формировался не одно столетие, за ним - вся история Отечества. Сила его «притяжения» определяется транслируемым опытом преодоления эгоистических устремлений ради достижения сверхличностной цели - цели сохранения культурно-исторической общности.

Перед педагогической наукой встает вопрос о принципах построения образовательного процесса, условия которого будут способствовать становлению в каждом представителе подрастающего поколения специфически человеческого. Данная проблема исследуется нами приме-

нительно к решению задачи освоения педагогического потенциала персонифицированных идеалов культуры.

Институциональная функция образования в философском ракурсе - введение в традицию. Традиция - «фундаментальная конкретно-историческая характеристика общественной реальности, форма самоорганизации всякой устойчивой во времени человеческой общности.. , определяющая ее к бытию в качестве «системы общей жизни» [3, с. 56]. В ядерной составляющей традиции - интуиции бытия, важнейшие жизненные смыслы, совместно переживаемые ее носителями. Освоение традиции - освоение специфического для нее «способа человеческого-бытия-в-мире». Начинается оно с акта вопроша-ния о смыслах: смысле бытия, своей жизни, поступков.

Суперпозиция «типологическое понятие традиции» (М. В. Захарченко) является логическим конструктом генетического характера и отражает культурно значимые связи и взаимоотношения эмпирической действительности. Один из ее элементов - аксиологическая традиция. В ней аккумулированы идеалы и ценности культуры, в том числе - персонифицированные идеалы культуры.

Персонификация - один из важнейших принципов освоения традиции, поскольку ее невозможно «передать» или «получить». В его основе лежит требование такой организации образовательной деятельности, при которой овладение духовно-нравственной культурой должно проходить в условиях педагогически спроектированного взаимодействия с личностями, идеалами, образцами, выстроившими себя в соответствии с идеалами аксиологической традиции. Так традиция предстает как череда лиц. Она длится в веках благодаря живому общению, методом «от лица к лицу», активируя высшие проявления человеческого духа напряжением, создаваемым желанием подражать образцу [2, с. 43].

Принцип персонификации активизирует воспитательный потенциал персонифицированных идеалов культуры. Концентрическая схема традиции [3, с. 80] позволяет выделить смысловое ядро традиции (важнейшие жизненные смыслы); образующий пояс (ритуал и нарратив); последний пояс содержит образцы и модели традиционных действий, речи, мысли. Нравственные доминанты персонифицированных идеалов культуры опосредованно связаны со смысловым ядром традиции. Сам персонифицированный идеал традиции воплощается в нарративах, содержащихся в поясе ядра традиции.

Психология ХХ века доказала исключительную роль «идеального образа человека» (С. Л. Рубинштейн): будучи обусловлен социокультурной средой, он формирует направленность личности, потребности. Под его мощным воздействием идет формирование «пакета идентичностей» (И. Г. Яковенко). Опыт воспитания на образах литературных героев доказал справедливость слов В. Н. Сороки-Росинского: «Всякое непосредственное переживаемое чувствование так же реально, живо, а потому и наглядно, как и ощущение. Поэтому образ героя, почерпнутый из залпом прочитанной книжки, не забудется и будет долго стоять перед глазами, а абстрактный вопрос, ответ на который зубрился всю ночь, повергнет в шок... В жажде подвига, в тоске по сильной, энергичной личности ребенок живет чувствами давно минувшего прошлого, он сливается с затихшей жизнью предков, родного народа и всего человечества» [9, с. 128].

Роль идеалов в сознательном самострои-тельстве актуальна на всем протяжении сбывания личности. Однако она возрастает и достигает пика в юности, когда актуализируется смысложизненная проблематика. Персонифицированные идеалы культуры предъявляют культуросообразное решение смысложизненных проблем, поэтому встреча с передаваемым ими опытом особенно значима в этом возрасте.

Педагогический потенциал идеала обусловлен тем, что в его основе лежит стремление к обостренной форме переживания, тяга к эмоциональной доминанте. Эмоция - непосредственное отражение в форме непосредственного пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций (Л. С. Выготский). Ее проявление - путь к формированию личностного смысла предъявляемых для размышления и переживания явлений. «Ребенок всегда ищет и находит образец для подражания, который принимает в первую очередь эмоционально. Идеал есть образец, эмоциональный пример в мыслях и поведении. В нравственном воспитании идеалом могут быть лучшие представители человечества» [5, с. 48].

Современный образовательный процесс немыслим без заботы о создании условий для оценивания, переживания ребенком «жизненного плана» (Б. Г. Ананьев), транслируемого культурными идеалами, для рефлексии их доминант (А. А. Ухтомский). Так формируется ценностное отношение к возвышающим, альтернативным по отношению к обыденности образам мысли, жизненному пути.

Освоение идеалов и ценностей культуры определяет организацию взаимодействия учите-

ля, каждого из учеников и содержания образования (культурных текстов, в которых представлены персонифицированные идеалы культуры), ставящего целью расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, «ядром» которой являются экзистенциальные смыслы. Педагогически организованное освоение идеалов и ценностей культуры предполагает следующую последовательность этапов взаимодействия:

- встреча с персонифицированными идеалами культуры как носителями культуросообразного решения смысложизненных вопросов в диалогическом образовательном пространстве, аттрактором которого является экзистенциальная проблематика;

- актуализация опыта учащегося, его семьи и значимых для него Других - учителей, сверстников, персонифицированных идеалов культуры в диалогическом пространстве встречи;

- рефлексия позиций участников встречи, возвращение к собственному жизненному опыту;

- самоопределение по важнейшим смысложизненным вопросам, которое можно метафорически представить как своеобразную «сверку часов» в ситуациях жизненного выбора с «эталоном» - представлениями о Добре и Зле, важнейшими смыслами, составляющими ядро традиции.

Понятие «персонализация» (от лат. ре^опа -личность) описывает процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. В психолого-педагогическую науку оно было введено В. А. Петровским и является востребованным современной педагогикой, стремящейся быть адекватной историческим переменам конца ХХ века. Тектонические исторические сдвиги актуализировали идею субъ-ектности. Только «авторская» позиция по отношению к собственной жизни и жизни общества дает возможность человеку XXI века не просто адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, но и получать отклик в других людях, ответственно «транслировать» свою индивидуальность другим, выполнять исторические задачи, давать адекватные Ответы на Вызовы бытия (А. Тойнби).

Субъект аксиологической традиции - тот, в чьем внутреннем мире различные аспекты ее получают аксиологическое звучание. Неповторимое существо человек несет в себе и родовое начало. Воспитание - установление динамического единства в многообразии путем творче-

ского, индивидуального освоения общественно значимого. Единство поддерживается важнейшими жизненными смыслами, сохранение которых в веках стабильно обеспечивало выживание данной историко-культурной общности [6]. С позиции формируемого в воспитании неповторимого индивидуального опыта, созвучного многовековому всеобщему опыту, и выстраиваются отношения с собой и миром.

Разворачивание субъектности, ее взращивание может происходить только в диалоговом поле, требующем определения собственной позиции, то есть выхода из тени анонимности, нейтральности. Отправная точка при этом -жизненный опыт включившихся во взаимодействие. Поэтому предметом педагогической заботы становятся условия, при которых сбывающаяся личность получает возможность искренне, открыто выражать переживания, мнения по поводу важнейших элементов аксиологической традиции. Узнавание абсолютно нового, воплощение в слове ранее существовавшего в опыте в свернутом, неосознанном виде, переживание -и все это проговоренное (устно, письменно, про себя, вслух) - рождение важнейших смыслов традиции каждый раз заново, для каждого - заново. Начало формирования своей позиции, из которой и будет исходить вся цепь дальнейших самоопределений, - акт называния себя, себя как носителя определенного опыта, продолжателя определенного всеобщего способа жизни (семьи, рода, народа). Таков механизм бытия традиции: она возрождается каждый раз заново в каждом вступающем во взаимодействие с ней и приобретающем опыт. Поэтому временные промежутки «замирания» традиции не имеют решающего влияния на ее бытие.

Указанные выше принципы взаимодополня-ют друг друга. Сбывание Я, формирование авторского отношения к жизни как к большому поступку невозможно без выстраивания личностного отношения к важнейшим жизненным смыслам аксиологической традиции, продуцируемым персонифицированными идеалами отечественной культуры. Выйти из тени анонимности и безликости, не стать «человеком массы» - наладить «времен разорванную связь», ощутить уникальность своего участия в общем деле, ради которого жили и умирали наши предки. Персонализация при поддержке обладающей энергией эмоционального воздействия персонификации - принципы, позволяющие выстраивать образовательный процесс, нацеленный на духовно-нравственное развитие личности учащегося - на взращивание специфически человеческого.

Литература

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.

- М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

2. Илакавичус М. Р. Педагогическое освоение воспитательного потенциала персонифицированных идеалов культуры: историко-социальный аспект / / Человек и образование. - 2010. - №2. - С.40-46.

3. Захарченко М. В. Культура и образование в перспективе традиции. Традиция как предмет теоретического осмысления. - СПб.: СПбАППО, 2007. - 164 с.

4. Захарченко М. В., игумен Георгий (Шестун), игумен Киприан (Ященко). Методологические основы образовательной области « Духовно-нравственная культура» // Педагогика. - 2008. - №9. - С.40-46.

5. Маслов С. И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания // Педагогика. - 2008. - №9. - С.46-51.

6. Мацумото Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. -668 с.

7. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997. - 191 с.

8. Сенько Ю. В. Педагогика понимания. - М.: Дрофа, 2007. - 189 с.

9. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1991. - 230 с.

10. Яковенко И. Г. Искусство и базовые идентичности//Искусство и цивилизационная идентичность. - М.: Наука, 2007. - С.402-421.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.