Научная статья на тему 'Персонативный юридический факт: теоретико-методологическое и международно-правовое измерение'

Персонативный юридический факт: теоретико-методологическое и международно-правовое измерение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ЛИЦО / ПЕРСОНАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ ФОРМА / ПРАВОВАЯ ПЕРСОНОЛОГИЯ / ПЕРСОНАТИВНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ / ТРАДИЦИОННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарасов Олег Владимирович

Статья посвящена персонологическому исследованию юридических фактов на примере национального и международного права. Предложено общетеоретическое определение юридического факта и дана классификация персонативных юридических фактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONATE LEGAL FACT: THE THEORETICAL, METHODOLOGICAL, AND INTERNATIONAL LEGAL DIMENSION

The article is devoted to the study of the legal facts on the ground of legal personology on base of examples from national and international law. The general theoretical definition of a legal fact and classification of personate legal facts have been proposed.

Текст научной работы на тему «Персонативный юридический факт: теоретико-методологическое и международно-правовое измерение»

УДК 340.111.55+341.21

Олег Владимирович Тарасов,

канд. юрид. наук, доцент Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого, г. Харьков

ПЕРСОНАТИВНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Статья посвящена персонологическому исследованию юридических фактов на примере национального и международного права. Предложено общетеоретическое определение юридического факта и дана классификация персонативных юридических фактов.

Ключевые слова: правовое лицо, персонативная правовая форма, правовая персонология, персонативный юридический факт, традиционный юридический факт, инновационный юридический факт.

Персонологическая интерпретация правовой реальности [16] предусматривает системное и последовательное рассмотрение всего комплекса юридических знаний с точки зрения субъекта права как основополагающего и центрального правового явления [1, с. 25-123]. Проблема юридических фактов занимает особое место в правоведении, так как именно с ними связывают всякое порождение, изменение и прекращение какого-либо правового феномена [8, с. 103-113]. Не является исключением и персонативная форма бытия права. Однако нормоцентристский подход к праву не позволяет адекватно раскрыть персонативную природу юридических фактов.

Целью статьи является введение в научный оборот персонологического понятийно-категориального ряда, касающегося юридических фактов, а также выяснение сущности и классификация персонативных юридических фактов на примере национального и международного права.

Юридические факты являются традиционным объектом внимания исследователей, как минимум, со времен Фридриха Карла фон Савиньи [9, с. 623]. Первоначально теория юридического факта разрабатывалась в основном в рамках отраслевых национально-правовых наук [2; 4; 5; 12, с. 26-241]. Постепенно сформировались общетеоретические подходы к пониманию юридического факта [6; 7; 10; 11; 18], которые используются в том числе и международно-правовой наукой [13, с. 162; 15, с. 456-457; 19, с. 173-228].

Однако серьезнейшим недостатком традиционного подхода к изучению юридических фактов является нормоцентризм, игнорирующий принципиальную важность субъекта права [17]. С точки зрения правовой персонологии в правовой реальности возможно выделить три плоскости - персонативную, нормативную и коммуникативную. Любой правовой феномен следует рассматривать, как минимум, с этих трех методологических позиций. Если юрист ограничивается лишь одной плоскостью, игнорируя две другие, то тем самым происходит сужение методологического горизонта научных исследований, а на практике - лишение себя целого набора профессиональных инструментов для эффективного решения правовых задач.

В этой связи представляется вполне корректным классифицировать все юридические факты на нормативные, персонативные и коммуникативные.

Их можно кратко определить следующим образом.

Нормативные юридические факты - это такие жизненные обстоятельства, с которыми право связывает возникновение, изменение и прекращение действия правовых норм.

Персонативные юридические факты - это такие жизненные обстоятельства, с которыми право связывает возникновение, изменение и прекращение существования правовых лиц (субъектов права).

Коммуникативные юридические факты - это такие жизненные обстоятельства, с которыми право связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений (правовых коммуникаций).

Персонативные юридические факты по своим последствиям классифицируются на персонообразующие, персоноизменяющие и персонопрекращающие.

Персонообразующие юридические факты выполняют функцию порождения персонативной правовой формы, у социальных носителей правосубъектности. Так, человек с момента рождения становится носителем такой персонативной правовой формы, как физическое лицо, сформировавшиеся социальные организации с момента своего учреждения или регистрации - юридическое лицо, государство и протогосударство с момента образования - суверенное лицо. Хотя истории международного права известны и особые случаи, когда персонативная правовая форма не вполне соответствовала характеру социально-политического актора. Так, в период с 1870 по 1929 год Папа Римский признавался сувереном, хотя Папское государство уже прекратило свое существование в связи с объединением Италии [3]. Это указывает на определенную автономность правовых форм и социальных явлений. Благодаря персонообразующему юридическому факту социальный актор вовлекается в правовую жизнь. Персонативная правовая форма позволяет идентифицировать его в качестве субъекта права. Таким образом, персонообразующие юридические факты в зависимости от возникшей персонативной правовой формы могут классифицироваться на антропные1, корпоративные2 и кратостические (от лат. кратос - власть)3.

Соответственно, персоноизменяющие и персонопрекращающие юридические факты касаются преобразования (видоизменения) и прекращения (ликвидации) персонативной правовой формы. Так, смерть человека означает не только прекращение существования социального актора, но и ликвидацию самой персонативной правовой формы физического лица. Распад государства ведет к уничтожению кратостической правовой формы суверенного лица. Самороспуск общественной организации приводит к ликвидации корпоративной правовой формы юридического лица.

Представляется уместным использовать аналогичную классификацию также для нормативных и коммуникативных юридических фактов.

По волевому признаку персонативные юридические факты можно подразделить на события (например, рождение ребенка, естественная смерть человека и др.) и деяния. Деяния бывают правомерные (например, принятие устава международной межправительственной организации) и неправомерные. Последние делятся на деликты (или проступки) и преступления (например, преступления против личности по национальному уголовному праву, агрессия по международному праву и др.).

Рассматривая проблематику юридических фактов, следует иметь в виду, что сами по себе различные жизненные обстоятельства физического, биологического, социо-гуманитарного, экономического, политического, экологического, научно-технического и

1 Важнейшим доказательством наличия у человека международно-правовой формы физического лица является приговор Международного военного трибунала в Нюрнберге от 1 октября 1946 г., в котором индивид однозначно признается субъектом международного права [См.: 23, p. 241-249; 24, p. 154-162].

2 Впервые международно-правовая персонативная форма юридического лица у Организации Объединенных Наций как субъекта международного права, была признана Международным судом ООН в Консультативном заключении «О возмещении ущерба, понесенного на службе ООН» от 11 апреля 1949 г. [См.: 22, p. 174-220; 24, p. 99-110].

3 Согласно ст.1 Конвенции о правах и обязанностях государств, заключенной в Монтевидео 26 декабря 1933 г., государство как «лицо международного права» («person of international law») должно обладать постоянным населением, определенной территорией, правительством и способностью к вступлению в отношения с другими государствами [21, p. 20].

иного характера не вызывают автоматически изменения в правовой реальности. Для того, чтобы произошли какие-либо изменения в праве, последнее должно зафиксировать («увидеть») данный жизненный факт в качестве правозначимого события. Иначе говоря, пока право не распознает и не включит в себя жизненный факт, последний для права просто не существует. Например, если факт гибели человека остается неизвестным праву, то формально-юридически физическое лицо продолжает существовать со всеми вытекающими отсюда последствиями. Следовательно, жизненный факт должен вначале обрести правовую форму, чтобы затем вызвать правовые последствия как уже, собственно, юридический факт. А такая правовая форма может быть либо нормативной, либо персонативной, либо коммуникативной.

По правовым системам юридические факты классифицируются на международно-правовые и национально-правовые, по правовым сферам - на публично-правовые и частноправовые. Безусловно, возможна и более детальная классификация по отраслям, подотраслям и т. п.

Таким образом, в качестве рабочей гипотезы предлагается следующее развернутое определение юридического факта:

Юридический факт - это такое физическое, биологическое, социо-гуманитарное и иное жизненное обстоятельство международного и национального характера, которое, будучи зафиксировано в правовой форме, порождает, изменяет или прекращает персонативные, нормативные и коммуникативные публично-правовые и частноправовые феномены с точки зрения их сущности, формы и содержания.

Следует иметь в виду, что помимо традиционных юридических фактов, которые исторически фиксировали некие внеправовые явления и придавали им правовую форму, то есть шли следом за жизненной практикой, известны также юридические факты, которые сами формируют («конструируют») социальную реальность. Говоря иначе, традиционные юридические факты идут от жизни к праву, а «конструирующие» юридические факты - от права к жизни. Например, учреждая международную межправительственную организацию, государства сперва создают персонативную правовую форму международного публичного юридического лица и лишь затем наполняют её социальным содержанием. Создается правовая оболочка для будущего социального актора - участника международных отношений. Соединение персонативной правовой формы и её социального носителя означает появление новой правовой личности - субъекта права. Происходит планомерное формирование социальной реальности в соответствии с правовыми целями, с использованием правовых методов, основанных на правовых принципах и в рамках действующего права. Безусловно, подобная деятельность требует серьезной предварительной подготовки в виде фундаментальных исследований в области правового прогнозирования, основанных на новейших инновационных юридических технологиях.

На практике не всегда удается достичь желаемых результатов. Например, создание Лиги Наций как первой универсальной политической международной организации по поддержанию международного мира и безопасности, к сожалению, не предотвратило Вторую мировую войну. Однако её опыт был учтен при учреждении ООН. Деятельность международных трибуналов ad hoc стала предметом тщательного изучения при разработке Статута Международного уголовного суда как самостоятельного субъекта международного права4. Обретение с 1 декабря 2009 года международной правосубъектности Европейским Союзом5 потребовало ликвидации персонативной формы международного юридического лица у Европейского Сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатома).

4 Ст. 4 Статута Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. чётко устанавливает: «Суд обладает международной правосубъектностью» [25, р. 2].

5 Ст. 47 Договора о ЕС в редакции Лиссабонского договора от 13 декабря 2007 г. гласит: «Союз обладает правосубъектностью» [20, р. 41].

Возможны, к сожалению, и злоупотребления персонативной правовой формой. Например, регистрация фиктивного юридического лица с целью сокрытия преступной деятельности [14]. В практике международного права известны попытки распространить суверенную правовую форму на субнациональные территориальные единицы и, наоборот, прикрыть ширмой суверенитета массовые нарушения прав человека и избежать тем самым международной уголовной ответственности. Поэтому одной из важнейших задач правовой персонологии является исследование сущности как самой персонативной правовой формы и её различных разновидностей, так и юридических фактов, порождающих, изменяющих и прекращающих данную правовую форму.

Таким образом, персонативные юридические факты могут быть двух видов: традиционные, фиксирующие наличие уже существующего социального актора и наделяющие его персонативной правовой формой, и инновационные, порождающие (конституирующие) правовыми средствами нового социального актора - носителя правосубъектности.

Ещё раз уточним, что жизненные обстоятельства могут быть как внеправовыми, так и внутриправовыми. Внеправовые жизненные обстоятельства возникают изначально за пределами правовой реальности, и лишь будучи зафиксированными в правовой форме, т. е. инкорпорированными вправо, способны порождать, изменять или прекращать те или иные правовые феномены. Внутриправовые жизненные обстоятельства возникают изначально в рамках правовой реальности, т. е. уже обладают необходимой правовой формой, чтобы непосредственно порождать, изменять или прекращать правовые феномены, а через них целенаправленно влиять на социальную среду.

Подводя итог, предлагаем в качестве рабочей гипотезы следующие общетеоретические определения традиционного и инновационного персонативного юридического факта.

Традиционный персонативный юридический факт - это такое внеправовое жизненное обстоятельство международного и национального характера, которое, будучи зафиксировано в персонативной правовой форме, порождает, изменяет или прекращает персонативные публично-правовые и частноправовые феномены с точки зрения их сущности, формы и содержания.

Инновационный персонативный юридический факт - это такое жизненное обстоятельство международно-правового и национально-правового характера, которое непосредственно порождает, изменяет или прекращает персонативные публично-правовые и частноправовые феномены с точки зрения их сущности, формы и содержания, и через них целенаправленно влияет на социальную среду, окружающую правовую реальность.

Дальнейшие персонологические исследования позволят не только прояснить персонативную природу юридических фактов, но также расширят теоретико-методологические представления о сущности нормативных и коммуникативных юридических фактов, а в практическом плане будут способствовать разработке соответствующих правовых инструментов для решения повседневных задач юриспруденции.

Список литературы: 1. Архипов С. И. Субъект права / С. И. Архипов. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. - 469 с. 2. Аюева Е. И. Некоторые аспекты категории юридического факта / Е. И. Аюева // Правоведение. - 1985. - № 4. - С. 70-74. 3. Байков А. Л. Современная международная правоспособность папства в связи с учением о международной правоспособности вообще : Историко-догматическое исследование / А. Л. Байков. - СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1904. - 25+461 с. 4. Баринов О. В. Юридические факты в советском трудовом праве : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.05 / О. В. Баринов. - Л., 1980. - 190 c. 5. Воронина Н. П. Правообразующие юридические факты в советском жилищном праве : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Н. П. Воронина. -Свердловск, 1982. - 182 c. 6. Гордеев В. В. Критерп класифшаци юридичних фактсв /

В. В. Гордеев // Право Украши. - 2012. - № 3-4. - С. 396-403. 7. Завальний А. Юридичш факти : юторичш та сучасш аспекти розумшня / А. Завальний // Право Украши. - 2006. -№ 1. - С.113-116. 8. Зинченко С. А. Юридические факты в механизме правового регулирования / С. А. Зинченко. - М. : Вольтер Клувер, 2007. - 152 с. 9. Иоффе О. С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права» / О. С. Иоффе. -М. : Статут, 2000. - 777 с. 10. Исаков В. Б. Проблемы теории юридических фактов : дис. ... докт. юрид. наук : 12.00.01 / В. Б. Исаков. - Свердловск, 1985. - 392 c. 11. Кикоть Г. Проблема класифшацп юридичних факпв у сучаснш теорп права / Г. Кикоть // Право Украши. - 2003. - № 7. - С. 29-33. 12. Красавчиков O. A. Категории науки гражданского права. Избранные труды / О. А. Красавчиков : у 2-х т. Т. 2. - М. : Статут, 2005. - 494 c. 13. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть / И. И. Лукашук. - М. : Изд-во БЕК, 1996. - 371 с. 14. Лысенко В. В. Фиктивные фирмы (криминалистический анализ) / В. В. Лысенко. - К. : Парламентское изд-во, 2002. - 112 c. 15. Мiжнародне право. Основи теорп / за ред. В. Г. Буткевича. - К. : Либщь, 2002. - 608 с. 16. Тарасов О. В. Мiжнародно-правова персонолопя в контекст загально'1 правово'1 персонологп / О. В. Тарасов // Проблеми законность - 2009. - Вип. 101. - С. 202-208. 17. Тарасов О. В. Персоноцентризм як метод мiжнародно-правовоi персонологп / О. В. Тарасов // Проблеми законность - 2010.

- Вип. 110. - С. 166-172. 18. Чувакова А. М. Юридические факты, фактические составы и их дефекты / А. М. Чувакова. - Одесса : Феникс, 2009. - 112 с. 19. Шуршалов В. М. Международные правоотношения / В. М. Шуршалов. - М. : Междунар. отнош., 1971. -240 с. 20. Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union (2010/C 83/01) // Official Journal of the European Union. -2010. - Vol. 53. - P. 1-388. 21. Convention on the Rights and Duties of States // League of Nations Treaty Series. - 1936. - Vol. 165. - P. 20-43. 22. International Court of Justice. Report of Judgment, Advisory Opinions and Orders. 1949 April 11. Reparation for Injuries Suffered in the Service of the United Nations - Advisory Opinion. - Leyden, 1949. - P. 174-220. 23. Parlett K. The Individual in the International Legal System: Сontinuity and Change in International Law / K. Parlett. - Cambridge: Cambridge University Press, 2011. - XLII+413 р. 24. Portmann R. Legal Personality in International Law / R. Portmann. - Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

- XXIV+333 p. 25. The Rome Statute of the International Criminal Court. - The Hague: International Criminal Court, 2002. - VI+74 p.

ПЕРСОНАТИВНИЙ ЮРИДИЧНИЙ ФАКТ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГ1ЧНИЙ

ТА М1ЖНАРОДНО-ПРАВОВИЙ ВИМ1Р Тарасов О. В.

Стаття присвячена персонолопчному дослщженню юридичних факпв на прикладi нацюнального та мiжнародного права. Запропоновано загальнотеоретичне визначення юридичного факту i дана класифшащя персонативних юридичних факпв.

Ключовг слова: правова особа, персонативна правова форма, правова персонолопя, персонативний юридичний факт, традицшний юридичний факт, шновацшний юридичний факт.

PERSONATE LEGAL FACT: THE THEORETICAL, METHODOLOGICAL, AND INTERNATIONAL LEGAL DIMENSION Tarasov O. V.

The article is devoted to the study of the legal facts on the ground of legal personology on base of examples from national and international law. The general theoretical definition of a legal fact and classification of personate legal facts have been proposed.

Key words: legal person, personate legal form, legal personology, personate legal fact, the traditional legal fact, innovative legal fact.

Поступила в редакцию 28.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.