Научная статья на тему 'Персональные данные несовершеннолетних как объект правовой охраны'

Персональные данные несовершеннолетних как объект правовой охраны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
429
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / БИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / ПИСЬМЕННОЕ СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ / ЗАКОННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / PERSONAL DATA / BIOMETRIC PERSONAL DATA / WRITTEN CONSENT TO PROCESSING / LEGAL REPRESENTATIVE OF A MINOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лахтина Татьяна Алексеевна

Рассмотрены вопросы правового регулирования в сфере защиты персональных данных. Проведен анализ норм законодательства о персональных данных, выявлены проблемные аспекты правоприменительной практики. Обоснована необходимость модернизации законодательства в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL DATA OF MINORS AS AN OBJECT OF LEGAL PROTECTION

The article deals with the issues of legal regulation in the field of personal data protection. The analysis of the legislation on personal data has been carried out, and problematic aspects of law enforcement practice have been identified. The necessity of modernizing legislation in this area is justified.

Текст научной работы на тему «Персональные данные несовершеннолетних как объект правовой охраны»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.951 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10227

ББК 67.401.01 © Т.А. Лахтина, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

Татьяна Алексеевна Лахтина, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д.12) E-mail: laxtin@yandex.ru

Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Д.Н. Шурухнова

Аннотация. Рассмотрены вопросы правового регулирования в сфере защиты персональных данных. Проведен анализ норм законодательства о персональных данных, выявлены проблемные аспекты правоприменительной практики. Обоснована необходимость модернизации законодательства в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: персональные данные, биометрические персональные данные, письменное согласие на обработку, законный представитель несовершеннолетнего.

PERSONAL DATA OF MINORS AS AN OBJECT OF LEGAL PROTECTION

Tatyana A. Lakhtina, Associate Professor of the Department of Administrative Law, Candidate of Legal Sciences Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: laxtin@yandex.ru

Reviewer: Candidate of Legal Sciences, Associate Professor D.N. Shurukhnova

Abstract. The article deals with the issues of legal regulation in the field of personal data protection. The analysis of the legislation on personal data has been carried out, and problematic aspects of law enforcement practice have been identified. The necessity of modernizing legislation in this area is justified.

Keywords: personal data, biometric personal data, written consent to processing, legal representative of a minor.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Лахтина Т.А. Персональные данные несовершеннолетних как объект правовой охраны. Вестник Московского университета МВД России. 2020(4):190-4.

В настоящее время различные субъекты права участвуют в организации безналичной оплаты питания и автоматизированной системы контроля доступа в образовательных организациях (школах) Российской Федерации. В рамках данной деятельности создается инфраструктура, обеспечивающая возможность организации безналичной оплаты питания и учета посещения учебных учреждений, обеспечивающая граждан (родителей) и заинтересованные органы государственной власти статистикой о питании и посещаемости детьми-школьниками, в том числе льготными категориями, учебных учреждений.

Использование биометрических данных в целях идентификации учащихся повышает уровень безопасности и позволяет, в отличие от других идентификато-

ров (например, карт), защитить ребенка и его родителей от мошеннических операций.

Регистрация лицевых счетов производится с использованием, в том числе, биометрических персональных данных школьников с письменного согласия законных представителей и персональных данных самих законных представителей, а доступ к лицевому счету обеспечивает идентификатор — уникальный код, полученный в результате использования технологии биометрической идентификации изображения рисунка вен ладони школьника. При этом оператор системы не хранит биометрические персональные данные, так как уникальный код не имеет обратного преобразования в фотоизображение рисунка вен ладони, а само изображение в дальнейшем информационном

обмене не участвует.

При этом контрольно-надзорные органы в лице Роскомнадзора и прокуратуры считают недопустимой обработку биометрических персональных данных при наличии письменного согласия законных представителей несовершеннолетних, поскольку законом такая возможность прямо не предусмотрена, а кроме того, по их мнению, обработка биометрических персональных данных возможна только при проведении государственной дактилоскопической регистрации, т.к. иные случаи обработки данных действующим законодательством не предусмотрены [8, 9].

Целью Федерального закона «О персональных данных» [2] (далее — Закон о персональных данных) является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о персональных данных под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой, позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, Закон о персональных данных также предусматривает возможность дачи согласия в случае недееспособности субъекта персональных данных законным представителем субъекта [13].

Важно отметить, что ст. 9 Закона о персональных данных представляет собой общую норму, которая устанавливает принципы и правила предоставления согласия на обработку персональных данных и прямо предусматривает возможность предоставления согласия на обработку персональных данных представителем субъекта персональных данных.

В то время как в соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона о персональных данных статьи 10 («Специальные категории персональных данных») и 11 («Биометрические персональные данные») регулируют лишь особенности обработки соответствующих отдельных категорий персональных данных, и не отменяют общие принципы обработки персональных данных всех ка-

тегорий, установленные ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных. Особенностей предоставления согласия на обработку вышеуказанных отдельных категорий персональных данных, в частности биометрических персональных данных, законом не установлено.

Согласно части 1 статьи 11 Закона о персональных данных изображение рисунка вен ладони относится к биометрическим персональным данным человека, обработка которых может осуществляться при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Положения статьи 11 Закона о персональных данных следует рассматривать в связи с другими нормами Закона о персональных данных и общими институтами права, регулирующими тот же вид общественных отношений, а именно все общие правила об обработке персональных данных несовершеннолетних с согласия родителей (законных представителей). Иное толкование данных норм приводит к нарушению интересов несовершеннолетних и их родителей в части обработки персональных данных, в том числе к принципиальной невозможности обработки биометрических персональных данных несовершеннолетних.

Для несовершеннолетних, в соответствии с нормами, установленными Семейным кодексом [1], представителем является один из родителей или иной законный представитель ребенка — опекун, попечитель, правомочный представитель организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 64 Семейного кодекса защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители, являясь законными представителями своих детей, выступают в защиту их прав и интересов без специальных полномочий.

Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [3]).

Ребенок с момента рождения вступает в различные отношения, в том числе и предполагающие передачу его персональных данных родителями или законными представителями в государственные органы и различные организации.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» [4] именно родители (один из родителей) заявля-

ют о рождении ребенка.

Регистрация детей до 14 лет в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется по заявлению одного из родителей.

Согласно пункту 5 Правил обязательного медицинского страхования до достижения ребенком совершеннолетия либо после приобретения им дееспособности в полном объеме и до достижения им совершеннолетия обязательное медицинское страхование осуществляется страховой медицинской организацией, выбранной одним из его родителей или другим законным представителем.

При этом родители (законные представители) несовершеннолетних исполняют указанные нормы и передают персональные данные несовершеннолетних без каких-либо возражений там, где это требуется. Так, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [5] (ч. 2 ст. 20) предусматривает, что информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство от имени несовершеннолетнего предоставляется одним из родителей или иным законным представителем.

Но если при этом будет даваться согласие на обработку биометрических персональных (например, использование фото- и видеоизображений несовершеннолетних), то при узком толковании ст. 11 Закона о персональных данных согласие родителей (законных представителей) на их обработку будет противоречить общим правилам, предусмотренным Законом о персональных данных на обработку персональных данных и считаться ничтожным, а также может привести к абсурдным, неоднозначным ситуациям.

Согласие на обработку персональных данных влечет возникновение правоотношений по обработке персональных данных, в рамках которых у сторон этих правоотношений (в частности, субъекта персональных данных и оператора персональных данных) возникают законодательно определенные права и обязанности. Поэтому применительно к случаям дачи согласия на обработку персональных данных можно использовать понятие «сделка» в гражданско-правовом значении этого термина.

Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [7] квалифицировал согласие, предоставляемое на обнародование и использование изображения гражданина, как сделку.

Соответственно, поскольку согласие на обработку

биометрических персональных данных, также как и согласие на обнародование и использование изображения гражданина, является сделкой, то она может быть совершена (т.е. согласие может быть предоставлено для целей установления личности субъекта персональных данных), в т.ч. по правилам института представительства.

На основании вышеизложенного, считаем обработку персональных данных (включая биометрические) несовершеннолетних лиц на основании согласия их законных представителей соответствующей действующему законодательству Российской Федерации.

Далее остановимся подробнее на сравнительной характеристике дактилоскопической информации и биометрических данных, основанных на рисунке вен человека.

В соответствии со статьей 11 Закон о персональных данных биометрическими персональными данными являются сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных.

Согласно статьей 1 Федерального закона от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» [6] (далее — Закон о дактилоскопической администрации) государственная дактилоскопическая регистрация — это деятельность, осуществляемая указанными в Законе о дактилоскопической администрации органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями по получению, учету, хранению, классификации и выдаче дактилоскопической информации, установлению или подтверждению личности человека.

Дактилоскопическая информация, в свою очередь, представляет собой биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющие установить его личность.

Биометрическая система идентификации пользователя по рисунку вен основана на бесконтактном васкулярном методе аутентификации, который подразумевает обработку фотоизображения рисунка вен ладони, полученного в диапазоне, близком к инфракрасному. Полученный рисунок вен в режиме реального времени обрабатывается по определенным параметрам и преобразуется в цифровой код, который не имеет обратного преобразования в фотоизображение рисунка вен ладони. После формирования и передачи в систему идентификатора полученный рисунок вен безвозвратно уничтожается. В системе хранится и об-

рабатывается только идентификатор, фотоизображение вен ладони в системе не хранится.

С учетом изложенного, считаем, что сбор биометрических персональных данных в рамках рассма- 7. триваемой системы не является дактилоскопической регистрацией, поскольку собираемая информация не является дактилоскопической.

Позиция автора подтверждается имеющейся судебной практикой по рассматриваемой проблематике 8. [8-12].

Таким образом, в целях предоставления возможности законным представителям обеспечения законных прав и интересов несовершеннолетних правила, 9. установленные частью 4 статьи 9 Закона о персональных данных, должны быть распространены на обработку биометрических персональных данных несо- 10. вершеннолетнего.

В связи с чем, целесообразным представляется внести следующие изменения в часть 1 статьи 11 За- 11. кона о персональных данных и изложить в следующей редакции: «1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, 12. на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатывать- 13. ся только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных или его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи».

Литература

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 1. 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // СЗ

РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.

2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ 2. (ред. от 31.12.2017) «О персональных данных»

// СЗ РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3451.

3. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ 3. (ред. от 27.12.2019) «Об основных гарантиях

прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.

4. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ 4. (ред. от 01.10.2019) «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ, 24.11.1997, № 47, ст. 5340.

5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ 5. (ред. от 26.03.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ

РФ, 28.11.2011, № 48, ст. 6724.

6. Федеральный закон от 25.07.1998 № 128-ФЗ 6.

(ред. от 01.10.2019) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3806. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета, № 140, 30.06.2015. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 № 08АП-10047/2017, 08АП-10109/2017 по делу № А70-2034/2017 // СПС Консультант Плюс. Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13.06.2017 № 12-1174/2017 // СПС Консультант Плюс. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.06.2017 по делу № А70-2034/2017 // СПС Консультант Плюс. Постановление мирового суда Ненецкого автономного округа от 16.07.2017 по делу № 4-371/2017 // СПС Консультант Плюс. Постановление мирового суда Петрозаводского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 26.04.2017 по делу № 5-281/2017) // СПС Консультант Плюс.

Защита данных: научно-практический комментарий к судебной практике / Э.В. Алимов, Д.Р. Алимова, Х.И. Гаджиев и др.; отв. ред. В.В. Лазарев, Х.И. Гаджиев. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2020. 176 с.

References

Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995 N 223-FZ (red. ot 06.02.2020) // SZ RF, 01.01.1996, N 1, st. 16.

Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 N 152-FZ (red. ot 31.12.2017) "O personal'nyh dannyh" // SZ RF, 31.07.2006, N 31 (1 ch.), st. 3451. Federal'nyj zakon ot 24.07.1998 N 124-FZ (red. ot 27.12.2019)"0b osnovnyh garantiyah prav rebenka v Rossijskoj Federacii" // SZ RF, 03.08.1998, N 31, st. 3802.

Federal'nyj zakon ot 15.11.1997 N 143-FZ (red. ot 01.10.2019) "Ob aktah grazhdanskogo sostoyaniya" // SZ RF, 24.11.1997, N 47, st. 5340. Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 N 323-FZ (red. ot 26.03.2020) "Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii" // "Sobranie zakonodatel'stva RF", 28.11.2011, N 48, st. 6724. Federal'nyj zakon ot 25.07.1998 N 128-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

FZ (red. ot 01.10.2019) "O gosudarstvennoj daktiloskopicheskoj registracii v Rossijskoj Federacii" SZ RF, 03.08.1998, N 31, st. 3806.

7. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 23.06.2015 N 25 "O primenenii sudami nekotoryh polozhenij razdela I chasti pervoj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii" // "Rossijskaya gazeta", N 140, 30.06.2015.

8. Postanovlenie Vos'mogo arbitrazhnogo apellyacionnogo suda ot 14.09.2017 N 08AP-10047/2017, 08AP-10109/2017 po delu N A70-2034/2017 // SPS Konsul'tant Plyus;

9. Reshenie Syktyvkarskogo gorodskogo suda Respubliki Komi ot 13.06.2017 N 12-1174/2017 // SPS Konsul'tant Plyus.

10. Reshenie Arbitrazhnogo suda Tyumenskoj oblasti ot 08.06.2017 po delu № A70-2034/2017 // SPS Konsul'tant Plyus.

11. Postanovlenie mirovogo suda Neneckogo avtonomnogo okruga ot 16.07.2017 po delu № 4-371/2017 // SPS Konsul'tant Plyus.

12. Postanovlenie mirovogo suda Petrozavodskogo sudebnogo uchastka g. Syktyvkara Respubliki Komi ot 26.04.2017 po delu № 5-281/2017) // SPS Konsul'tant Plyus.

13. Zashchita dannyh: nauchno-prakticheskij kommentarij k sudebnoj praktike / E.V. Alimov, D.R. Alimova, H.I. Gadzhiev i dr.; otv. red. V.V. Lazarev, H.I. Gadzhiev. M.: IZiSP, KONTRAKT, 2020. 176 s.

Информационные технологии уШъ юридической деятельности

■Л

Информационные технологии в юридической деятельности.

2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. А.И. Уринцова. 351 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».

Рассмотрены основные понятия и категории информатики в юриспруденции, программное обеспечение, охватывающие практически все области юридической деятельности. Предложена оригинальная схема направлений информатики в аспекте их изучения в юридическом вузе. Приведены примеры использования в юридической деятельности современных информационных технологий, таких как мультимедиа, экспертные системы и др. Отдельные главы посвящены рассмотрению технологий работы с правовыми информационными системами, структуры, состава и принципов функционирования программного обеспечения информационных технологий.

Изложены основы информационной безопасности и защиты информации в компьютерных системах. Разобраны проблемы защиты информации на персональном компьютере от потери и разрушения, несанкционированного доступа, вопросы восстановления утраченных данных, надежного удаления данных и т.д. Особое место отведено вопросам обеспечения защиты информации в компьютерных сетях.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Правоохранительная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.