УДК 101; 123
DOI 10.25513/1812-3996.2018.23(2).172-175
ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКИИ ПОДХОД К ЭВОЛЮЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
А. С. Скосырева
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия
Информация о статье
Дата поступления
26.09.2017
Дата принятия в печать
29.03.2018
Дата онлайн-размещения 25.06.2018
Аннотация. Статья посвящена эволюции личности в современном обществе с позиции философии персонализма. Рассматривается один из аспектов развития личности, а именно характер деятельности человека. В традиции персонализма личность способна духовно развиваться через процесс творческой деятельности. Свободное волеизъявление, свободный выбор целей и способов деятельности согласно нравственным нормам способствует эволюции человека. Понятие свободы сопровождается ответственностью за свои действия. Только цельная, высокоразвитая ментально и нравственно личность обнаруживает способность к творческой деятельности, личной дисциплине и самоконтролю.
Ключевые слова
Деятельность, личность, общество, персонализм, творчество, эволюция
PERSONALISTIC APPROACH TO THE EVOLUTION OF THE PERSONALITY IN MODERN SOCIETY
A. S. Skosyreva
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Article info
Received
26.09.2017
Accepted
29.03.2018
Available online 25.06.2018
Abstract. The article is devoted to the evolution of the personality in modern society from the standpoint of the philosophy of personalism. One of the aspects of personality development, namely the nature of human activity, is considered. In the tradition of personalism, a person is able to moral development through the process of creative activity. Free will, free choice of goals and ways of activity according to moral norms promotes human evolution. The concept of freedom is accompanied by responsibility for their actions. Only an integral, highly developed mentally and morally personality is capable of creative activity, personal discipline and self-control.
Keywords
Involvement, activity, person, personalism society, creation, evolution
Личность находится в неразрывной связи с обществом. Общество как система стремительно развивается, хотя существует мнение, что оно всё еще находится в начальной стадии своего развития -«младенчестве» [1]. Из этого следует, что личность также находится на начальном этапе эволюции. Существование личности обязано исключительно обществу, но это взаимоотношение имеет и обратную связь: общество невозможно без множественности взаимодействующих между собой личностей.
Характер и результат связей общества и человека, которые именуются общественными отношениями, влияют на развитие личности и социума в целом. Основоположник французского персонализма Э. Мунье считает, что «Личность утверждает себя в непрекращающейся деятельности по усвоению внешней среды. Однако в той мере в какой она создает себя, она создает и свое окружение» [2].
Связи общества и его членов представлены в виде социальных институтов, основными из которых являются: экономические, политические институты
ISSN 1812-3996-
(государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество); институты стратификации и родства (класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство); институты культуры (школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь).
Данное перечисление необходимо для понимания, что множественность общественных отношений представляет собой связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности [3].
Для нас ключевым является понятие деятельности. Связи в обществе основаны на деятельности человека. Важен характер этих связей, характер деятельности человека.
Предлагается гипотеза о саморазвитии личности через творческую деятельность.
В философии персонализма развитие личности основано на процессе деятельности, которая имеет творческий характер. Творческая деятельность представляет собой процесс, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Критерий, отличающий творчество от изготовления или повторения предыдущего опыта, - это создание качественно нового продукта, которое повышает уровень развития личности.
Перечисленные ранее социальные институты направлены на образование и поддержание деятельности, в основном имеющей характер повторения знакомых однотипных действий, которые не приводят к получению новых навыков и, как следствие, не способствуют развитию личностей, взаимодействующих внутри этих институтов или между ними.
Таким образом, основой для взаимоотношений общества и отдельных личностей является деятельность. В современном обществе человек большую часть времени посвящает трудовой деятельности. В философии персонализма развитие личности мыслится в духовном аспекте, в процессе творческой активности и трудовой деятельности. Основное для этики стремление человека не есть стремление к счастью, а стремление к самовоспитанию и самореализации путем труда. Человек есть существо свободное и призванное к творчеству, и потому он должен думать не о счастье и удовлетворении, но и не о покорности и подчинении, о поиске смысла и развития в деятельности.
Мы говорим о необходимости саморазвития личности и будем использовать более широкое понятие эволюции (от лат. evolutio - развертывание), которое является синонимом развития, включает в себя процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах. Эволюция может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогрессивная эволюция (прогресс)) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регресс) [3].
Мы говорим о положительной динамике эволюция личности. Понятие эволюции расширяет и обобщает термины «самоактуализация», «саморазвитие», «самореализация». Эволюция в данном случае выражается в стремлении к целостному развитию: самодостаточности, автономности. Персонали-стический подход к эволюции выражается через творческую деятельность личности.
Итак, разберем понятия, которые, по нашему мнению, являются составляющими эволюции личности в контексте творческой деятельности.
Самоактуализация - процесс определения целей деятельности и собственных возможностей человека.
Русский философ-персоналист Семен Франк, отстаивавший принципы этического персонализма, в своей работе «Смысл жизни», опираясь на книгу Н.Г. Чернышевского «Что делать?», приходит к выводу, что смыслом бытия человека является деятельность, основным условием которой является наличие определенной цели [4]. Теория деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна утверждает обратное: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание [5]. У персоналистов, наоборот, сознание определяет деятельность.
Саморазвитие - перманентный процесс творческого, духовного и ментального потенциала деятельности личности.
Самореализация - реализация целей деятельности, перманентный процесс приближения к идеалу целостной личности. Целостная личность - это личность, которая знает, осознает свое существование, создавая на своем пути успешные результаты деятельности. Целостная личность - значит личность самодостаточная.
Стадии самоактуализации, саморазвития и самореализации составляют процесс эволюции личности.
Общество стремится к целостности (в персонализме к единению), если оно состоит из развитых, целостных личностей.
Проблемы реализации потенциала личности, свободы сознания, уникальности бытия, нравственного самосовершенствования человека получают широкое
распространение в условиях омассовления культуры, когда человек теряет свою индивидуальность.
Эволюция личности подразумевает воспитание внутренней ответственности. Нравственно развитая личность имеет возможность быть ответственной за свои действия. Личная нравственность в данном контексте является синонимом ответственности, которая на первый взгляд противоречит свободе. Персонализм привлекал в свои ряды верующих и атеистов, католиков и православных, иудеев и протестантов, способных на построение общества свободных, способных взять на себя ответственность личностей. Вопрос в том, как жить в обществе, быть его частью, оставаясь свободным от него, для чего-то высшего, чем все множество отдельных эмпирических индивидов? Философия персонализма акцентирует свое внимание на вопросах свободы и нравственного воспитания человека. Согласно персонализму личность находится на правильном пути, если стремится к нравственному и ментальному совершенству. Одной из основ персонализма являются христианские догмы. Но персоналисты предлагают использовать христианскую религию в качестве свода правил, которые рекомендуется выполнять на пути нравственного самосовершенствования, исключая присущее христианству смирение, а наоборот, с некоторым своеволием. Церковь уже более не способна управлять обществом. Свобода ориентирована на конечность, она следует направлениям индивидуального пути, отмеченного принятием решений. Каждая эпоха производит человека, коренным образом отличного от человека предшествующих лет только потому, что он живет в других условиях и пребывает на другой ступени коллективной эволюции человечества. Мы полагаем, что внешние структуры благоприятствуют развитию человека или калечат его, но ни в коей мере не создают нового человека; новый человек рождается только тогда, когда индивид сам прилагает усилия, чтобы стать личностью [2].
Таким образом, у Мунье процесс духовного развития означает эволюцию личности. «Личностное бытие - это бытие, созданное для того, чтобы превосходить себя» [2, с. 82].
Мунье подчеркивает, что философский персонализм не считает одиночество сущностной чертой человека. «Удел человека - жить в обществе себе подобных и быть призванным, а не прозябать в одиночестве; отсюда рождается чувство радости бытия, которое противостоит всепоглощающему отчаянию...» [6, с. 58].
Угрозе эгоцентризма, по мнению Мунье, могут противостоять труд и общественная деятельность.
-ISSN 1812-3996
Коллективизм является духовным завоеванием, хотя и небезусловным, но только тогда, когда он не подменяется «механическим действованием», конформизмом. Мунье подчеркивает ценность труда: каждый человек - это человек, созерцающий и трудящийся. Труд - одновременно и дружеское общение, и нравственное завоевание. Это не тирания над природой, это проводник духа в мир. Без него невозможно и созерцание [7, с. 45]. Подлинная духовность - это не эгоцентрическая забота о собственном «Я», а «коммуникация сознаний», «коммуникация существований», существование с «другим», сосуществование. Личности не только не свойственны некоммуникабельность или самоизоляция; она - единственная во Вселенной реальность, способная на подлинную коммуникацию, она одна живет своей открытостью «другому», и даже в «другом» она одна устремлена к миру и существует в мире, - и всё это до того, как она становится самодостаточной [6, с. 56].
Личность есть самостоятельное, сущностное бытийствование духовных актов разного рода, она -центр их переживания как некоторой целостности; личность не существует до акта, экзистенция сама по себе не открывает и не исполняет акты, т. е. личность не предшествует своей деятельности, она -сама деятельность. Личность - это центр, который в пределе мотивирует поведение и деятельность человека (последним основанием этой мотивации являются персональные ценности). С точки зрения М. Шелера, личность не может идентифицироваться не только с «душой», но и с «Я». Она центр актов, где всякий акт манифестирует целостность, которая выступает как единство психических актов, в то время как «Я» узнает себя только в противопоставлении (т. е. в раздвоенности) «Я и Ты», «Я и внешний мир», «психическое - физическое» [6].
В ситуации неопределенности роли и развития личности в современном обществе возникает необходимость обращения к философским знаниям, имеющим многовековой опыт осмысления отношений личности и общества. Персонализм противостоит обществу обезличенных индивидов и предлагает построение общества свободных личностей, способных быть ответственными перед собой и обществом за свою судьбу и свои действия, стремящихся к личностной эволюции. Персоналисты убеждены в том, что даже в таком обществе будет всегда существовать антагонизм между личностями и обществом и никакая политическая система не может этого избежать. Как пишет сам Мунье, «конфликт есть жизнь» [8].
Моральное самосовершенствование, правильное нравственное и религиозное воспитание ведут к
Вестник Омского университета 2018. Т. 23, № 2. С. 172-175
ISSN 1812-3996-
формированию общества гармоничных личностей. Преследуемая нами конечная цель - это не счастье, комфорт или благосостояние общества, а духовный расцвет человека. Мунье считает истинным призванием человека не наслаждение не господство над природой, не наслаждение, полнотой жизни, а постоянно расширяющееся общение сознаний, достижение всеобщего взаимопонимания: «я существую только в той мере, в какой я существую для другого, и в пределе "быть" означает любить. Эта истина и есть персонализм...» [2]. Личность развивается в процессе коммуникации, активного диалога с другими людьми. Отсюда вытекает важность коммуникаций как вовлечения людей в преобразование мира, стремление к свободе выбора и развитие человеком своих возможностей.
Современный американский психолог Михай Чиксентмихайи в своих знаменитых работах «Эволюция личности» и «Поток. Психология оптимального переживания» отмечает особенность эволюционного процесса направлять деятельность человека надеждой на будущее. Ради достойного будущего
необходимо научиться получать удовольствие от деятельности, гармонизирующей личность и общество в целом и среду нашего обитания. Люди, идущие по пути усложнения личности, наслаждаются тем, что они делают, чему учатся и как совершенствуют свои умения, тем самым находясь в состоянии потока, они так привержены своим значимым целям, что страх смерти почти незнаком им. Примеры показывают, что значит жить верой в эволюцию [9].
Возможность утверждения себя личностью, преодоления конечности своей жизни и социальной разобщенности осуществляется исключительно через свободное волеизъявление личностей. Только став свободной, личность сможет вступать в глубинные, духовные отношения с другими, образуя свободное «общество личностей», что составляет существо рассматриваемого способа достижения себя [10].
В философии персонализма личность признается высшей духовной ценностью и основным вопросом персонализма является стремление к гармоничному нравственному, интеллектуальному развитию через творчество и трудовую деятельность и, как следствие, эволюция личностей и общества.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Разумов В. И. Номологический статус общества: динамика культуры и внутреннего мира человек // Вопросы социальной теории : науч. альманах. 2017. Т. IX. Теория культуры и жизненный мир человека / ИФ РАН. М. : Независимый ин-т граждан. об-ва, 2017. С. 176-183.
2. Мунье Э. Манифест персонализма. М. : Республика, 1999. 559 с.
3. Философский энциклопедический словарь. М. : Сов. Энциклопедия, гл. редакция, 1983.
4. Франк С. Л. Смысл жизни. М. : Студия Ардис, 2005.
5. ГоигоровичЛ. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология : учеб. пособие. М. : Гардарики, 2003. 480 с.
6. Мунье Э. Что такое персонализм? М. : Изд-во гуманитарной лит-ры, 1994. 128 с.
7. Мунье Э. Надежда отчаявшихся. М., 1995. 237 с.
8. Шелер М. Избр. произв. М. : Гнозис, 1994. 490 с.
9. Чиксентмихайи М. Поток. Психология идеального переживания. М. : Альпина нон-фикшн, 2013.
10. Мирская Л. А., Шаповалов С. В., Кудакова Е. Е. Современная западная философия : учеб. пособие. Ч. 1. Ростов н/Д. : ЮРГИ, 2011.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Скосырева Анна Сергеевна - аспирантка кафедры философии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Skosyreva Anna Sergeevna - Postgraduate Student, the Department of Philosophy, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Скосырева А. С. Персоналистический подход к эволюции личности в современном обществе // Вестн. Ом. ун-та. 2018. Т. 23, № 2. С. 172-175. Р01: 10.25513/1812-3996.2018.23(2).172-175.
FOR QTATIONS
Skosyreva A.S. Personalistic approach to the evolution of the personality in modern society. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2018, vol. 23, no. 2, pp. 172-175. DOI: 10.25513/1812-3996.2018. 23(2).172-175. (in Russ.).