Научная статья на тему 'ПЕРМСКОЙ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ В. С. МЕРЛИНА И Б. А. ВЯТКИНА – 65'

ПЕРМСКОЙ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ В. С. МЕРЛИНА И Б. А. ВЯТКИНА – 65 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная школа / психология / интегральный подход / концепция / интегральная индивидуальность человека / scientific school / psychology / integrative approach / concept / integral individuality of a person

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронова Елена Юрьевна, Васюра Светлана Александровна

Статья посвящена 65-летию Пермской научной психологической школы, основанной Вольфом Соломоновичем Мерлиным. Отмечается, что к концу 1950-х гг. XX в. в Пермском педагогическом институте имелись организационные условия для создания научной школы – наличие сильной кафедры, открытие аспирантуры для воспроизводства научных и педагогических кадров. Становление школы осуществлялось благодаря длительной целенаправленной работе лидера – В. С. Мерлина. В статье обсуждаются вопросы становления, истории развития и современного состояния Пермской психологической школы. Лидер научной школы внес значительный вклад в развитие отечественной психологии, в организацию вузовской науки, подготовку высококвалифицированных кадров. Уделяется внимание мерлинскому и постмерлинскому этапам Пермской психологической школы, ее персональному составу. Под руководством лидера-организатора В. С. Мерлина были защищены 33 кандидатских диссертации, три ученика – Е. А. Климов, Б. А. Вяткин, и В. В. Белоус получили докторские степени. Оценивая научное творчество В. С. Мерлина, можно отметить пять исследовательских программ, с каждой из которых научное сообщество соотносит достижения его школы: исследования темперамента, личности, способностей, индивидуального стиля деятельности и интегральной индивидуальности. С середины 1980-х гг.XX в. Пермскую научную школу возглавил Б. А. Вяткин. Он продолжил разработку концепции интегральной индивидуальности, поднял деятельность школы на новый организационный уровень, ежегодно стали проводиться научно-практические конференции «Мерлинские чтения». Б. А. Вяткин систематизировал и обобщил огромный массив эмпирических данных, собранных непосредственно им, его учениками и сотрудниками в послемерлинский период. Фактически создан новый «гештальт» интегральной индивидуальности как иерархически организованной полисистемы, характеризующейся индивидульными стилями активности, деятельности и общения и обладающей метаиндивидуальньими качествами. В статье представлена общая обзорная характеристика научных исследований представителей Пермской психологической школы, разработки проблем индивидуальности, личности, способностей, темперамента, индивидуальных стилей деятельности, общения, активности, а также психодиагностических методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERM SCIENTIFIC PSYCHOLOGICAL W. S. MERLIN AND B. A. VYATKIN’S SCHOOL: 65 YEARS OF DEVELOPMENT

The article is dedicated to the 65th anniversary of the Perm Scientific Psychological School founded by Wolf Solomonovich Merlin. It is noted that by the end of the 1950s, the Perm Pedagogical Institute had the organizational conditions for establishing a scientific school, including a strong department and the opening of a graduate program to reproduce scientific and pedagogical personnel. The formation of the school was carried out through the long-term purposeful work of its leader, W. S. Merlin. The article discusses the issues of the formation, history of development, and the current state of the Perm Psychological School. The leader of the scientific school made a significant contribution to the development of Russian psychology, the organization of university science, and the training of highly qualified professionals. Attention is paid to the Merlin and post-Merlin stages of the Perm Psychological School and its personnel. Under the leadership of the organizing leader W. S. Merlin, 33 candidate dissertations were defended, and three students – E. A. Klimov, B. A. Vyatkin, and V. V. Belous obtained doctoral degrees. Evaluating the scientific creativity of W. S. Merlin, five research programs can be identified, each associated with achievements of his school: studies on temperament, personality, abilities, individual styles of activity, and integral individuality. Since the mid-1980s, the Perm scientific school has been headed by B. A. Vyatkin. He continued the development of the concept of integral individuality, raised the school's activities to a new organizational level, and initiated annual scientific-practical conferences called "Merlin Readings." B. A. Vyatkin systematized and generalized a vast array of empirical data collected directly by him, his students, and colleagues during the post-Merlin period. Effectively, a new "gestalt" of integral individuality emerged as a hierarchically organized polysystem characterized by individual styles of activity, behavior, and communication, possessing meta-individual qualities. The article provides a general overview of the scientific research conducted by representatives of the Perm Psychological School, covering the development of issues related to individuality, personality, abilities, temperament, individual styles of activity, communication, and overall psychodiagnostic methods.

Текст научной работы на тему «ПЕРМСКОЙ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ В. С. МЕРЛИНА И Б. А. ВЯТКИНА – 65»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 19. С. 93-105. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 19. P. 93-105.

Научная статья УДК 159.9.019

doi: 10.24412/2712-827Х-2024-19-93-105

ПЕРМСКОЙ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ В. С. МЕРЛИНА И Б. А. ВЯТКИНА - 65

1 2 Елена Юрьевна Воронова , Светлана Александровна Васюра

Пермский гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия,

[email protected]

Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена 65-летию Пермской научной психологической школы, основанной Вольфом Соломоновичем Мерлиным. Отмечается, что к концу 1950-х гг. XX в. в Пермском педагогическом институте имелись организационные условия для создания научной школы - наличие сильной кафедры, открытие аспирантуры для воспроизводства научных и педагогических кадров. Становление школы осуществлялось благодаря длительной целенаправленной работе лидера - В. С. Мерлина. В статье обсуждаются вопросы становления, истории развития и современного состояния Пермской психологической школы. Лидер научной школы внес значительный вклад в развитие отечественной психологии, в организацию вузовской науки, подготовку высококвалифицированных кадров. Уделяется внимание мерлинскому и постмерлинскому этапам Пермской психологической школы, ее персональному составу. Под руководством лидера-организатора В. С. Мерлина были защищены 33 кандидатских диссертации, три ученика - Е. А. Климов, Б. А. Вяткин, и В. В. Белоус получили докторские степени. Оценивая научное творчество В. С. Мерлина, можно отметить пять исследовательских программ, с каждой из которых научное сообщество соотносит достижения его школы: исследования темперамента, личности, способностей, индивидуального стиля деятельности и интегральной индивидуальности. С середины 1980-х гг.ХХ в. Пермскую научную школу возглавил Б. А. Вяткин. Он продолжил разработку концепции интегральной индивидуальности, поднял деятельность школы на новый организационный уровень, ежегодно стали проводиться научно-практические конференции «Мерлинские чтения». Б. А. Вяткин систематизировал и обобщил огромный массив эмпирических данных, собранных непосредственно им, его учениками и сотрудниками в послемерлинский период. Фактически создан новый «гештальт» интегральной индивидуальности как иерархически организованной полисистемы, характеризующейся индивидульными стилями активности, деятельности и общения и обладающей метаиндивидуальньими качествами. В статье представлена общая обзорная характеристика научных исследований представителей Пермской психологической школы, разработки проблем индивидуальности, личности, способностей, темперамента, индивидуальных стилей деятельности, общения, активности, а также психодиагностических методик.

Ключевые слова: научная школа, психология, интегральный подход, концепция, интегральная индивидуальность человека.

Для цитирования: Воронова Е. Ю., Васюра С. А. Пермской научной психологической школе В. С. Мерлина и Б. А. Вяткина - 65 // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 19. С. 93-105. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-19-93-105

Original article

THE PERM SCIENTIFIC PSYCHOLOGICAL W. S. MERLIN AND B. A. VYATKIN'S SCHOOL: 65 YEARS OF DEVELOPMENT

1 2 Elena Yu. Voronova , Svetlana A. Vasyura

1 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, [email protected]

2 Udmurt State University, Perm, Russia, [email protected]

Abstract. The article is dedicated to the 65th anniversary of the Perm Scientific Psychological School founded by Wolf Solomonovich Merlin. It is noted that by the end of the 1950s, the Perm Pedagogical Institute had the organizational conditions for establishing a scientific school, including a strong department

© Воронова Е. Ю., Васюра С. А., 2024

and the openina of a araduate proaram to reproduce scientific and pedaaoaical personnel. The formation of the school was carried out throuah the lona-term purposeful work of its leader. W. S. Merlin. The article discusses the issues of the formation. history of development. and the current state of the Perm Psvcholoaical School. The leader of the scientific school made a sianificant contribution to the development of Russian psvcholoav. the oraanization of university science. and the trainina of hiahlv aualified professionals. Attention is paid to the Merlin and post-Merlin staaes of the Perm Psvcholoaical School and its personnel. Under the leadership of the oraanizina leader W. S. Merlin. 33 candidate dissertations were defended. and three students - E. A. Klimov. B. A. Vvatkin. and V. V. Belous obtained doctoral dearees. Evaluatina the scientific creativitv of W. S. Merlin. five research proarams can be identified. each associated with achievements of his school: studies on temperament. personalitv. abilities. individual stvles of activitv. and intearal individualitv. Since the mid-1980s. the Perm scientific school has been headed bv B. A. Vvatkin. He continued the development of the concept of intearal individualitv. raised the school's activities to a new oraanizational level. and initiated annual scientific-practical conferences called "Merlin Readinas." B. A. Vvatkin svstematized and aeneralized a vast arrav of empirical data collected directlv bv him. his students. and colleaaues durina the post-Merlin period. Effectivelv. a new "aestalt" of intearal individualitv emeraed as a hierarchicallv oraanized polvsvstem characterized bv individual stvles of activitv. behavior. and communication. possessina meta-individual aualities. The article provides a aeneral overview of the scientific research conducted bv representatives of the Perm Psvcholoaical School. coverina the development of issues related to individualitv. personalitv. abilities. temperament. individual stvles of activitv. communication. and overall psvchodiaanostic methods.

Keywords: scientific school. psvcholoav. intearative approach. concept. intearal individualitv of a person.

For citation: Voronova E. Yu.. Vasvura S. A. The perm scientific psvcholoaical W. S. Merlin and B. A. Vvatkin's school: 65 vears of development. Humanitarian Studies. Pedaaoav and Psvcholoav. 2024;19:93-105. (In Russ.). https://doi.ora/10.24412/2712-827X-2024-19-93-105

Введение

Пермская научная психологическая школа (в дальнейшем ПНПШ) является классическим примером сообщества «ученых разных статусов. компетенции и специализации. координирующих под руководством лидера свою исследовательскую деятельность. внесших вклад в реализацию и развитие исследовательской программы и способных активно представлять и защищать цели и результаты программы» [Гасилов 1977: 127]. Н. А. Логинова полагает. что «научную школу можно рассматривать как «соборную личность» или «коллективную индивидуальность» с определенным методологическим профилем. приоритетными проблемами. стилем мышления и стилем научного поведения в профессиональном сообществе [Логинова 2008: 47].

Основная часть

Каждой научной школе присущ свой личностно-неповторимый стиль. отпечаток которого лежит на интеллектуальном и нравственном облике группы. Пермская научная психологическая школа имеет свой уникальный предмет исследования - интегральную индивидуальность человека (далее - ИИЧ). дизайн исследования - изучение межуровневых связей свойств ИИЧ. Результатом исследований стала стройная. продолжающая свое развитие концепция интегральной индивидуальности человека. Для возникновения Пермской научной школы в середине XX в. в Пермском педагогическом институте сложились все необходимые предпосылки:

1. Социально-историческая предпосылка - дифференциальная психология находилась на «такой стадии развития. когда индивидуальные формы научного труда уже не удовлетворяют требованиям этой области науки. а коллективные формы еще не существуют; «дисциплинарной» - в достижении наукой такой степени развития. когда научные работники организованы в научные коллективы по дисциплинарному принципу. а данному научному направлению не соответствует никакая формальная или неформальная организация ученых» [Хайтун 1973: 190].

2. Предметно-логическая предпосылка возникновения Пермской психологической научной школы во главе с Вольфом Соломоновичем Мерлиным состояла в перспективности направления его исследований. а также в потенциале развития новых категорий и подхода к изучению предметной области психологической науки. предлагаемой В. С. Мерлиным.

3. Личностно-психологическая предпосылка создания лидером научной школы состояла в наличии у В. С. Мерлина специфических организационных и педагогических способностей. Он накопил значительный опыт работы в разных вузах нашей страны. Становлению Пермской школы предшествовал период успешной организаторской работы в Саратове. где В. С. Мерлиным был создан за короткое время факультет педологии в

Саратовском педагогическом институте, кафедра и сеть педологических лабораторий в городе (1932-1938 г.). В период работы доцентом кафедры педагогики и психологии Казанского государственного университета с 1948 по 1953 г. В. С. Мерлиным был создан студенческий «психологический кружок», в рамках которого была организована серьезная исследовательская работа в разных направлениях.

«Первым и основным признаком научной школы, по мнению И. А. Аршавского (1971), является, прежде всего, создание руководителем, ставшим во главе собранного им коллектива, неких оригинальных идей или теорий, в связи с которыми организуется совершенно новое исследовательское направление, ранее в науке не представленное» [Аршавский 1971: 21]. В этот период в сознании В. С. Мерлина выстраивается система отношений нейрофизиологического, психодинамического и собственно психологического уровней. Это период «формирования соответствующей категории» (по А. В. Юревичу) и «этап проблематизации» (по Е. В. Левченко) [Воронова 2008: 30-33], в процессе которого В. С. Мерлин пришел к выводу, что «связь между нервно-физиологическими и психическими процессами имеет многозначный характер» [Мерлин 1967: 58]. Вольф Соломонович переосмысливает учения А. Ф. Лазурского и М. Я. Басова, результаты собственных исследований. Можно утверждать, что в «Казанский период» научного творчества В. С. Мерлина оформляется его исследовательская программа индивидуальных различий людей. Результатом этой работы стала теория индивидуального стиля деятельности (ИСД), развиваемая и одним из его учеников - Е. А. Климовым [Васюра 2017].

Формирование Пермской психологической научной школы началось после переезда В. С. Мерлина в Пермь в 1954 г. Пермский пединститут стал для пятидесятишестилетнего В. С. Мерлина постоянным местом работы, вся его дальнейшая научная и организаторская деятельность связана с этим вузом [Леонов, Васюра 2018]. В 1956-1957 у В. С. Мерлина появляются первые аспиранты (Е. А. Климов и И. М. Палей), в последствии это явление было обозначено как «межпоколенная трансмиссия метаиндивидуальности ученого» [Вяткин 2022: 6]. Появление у Вольфа Соломоновича собственных учеников, которые после окончания аспирантуры стали сотрудниками возглавляемой им кафедры (Г. В. Быстрова, Н. С. Уткина, Б. А. Вяткин), было благоприятным условием формирования научного коллектива, работающего по единой исследовательской программе. В. С. Мерлин как генератор программы, претендующей на категориальный сдвиг, организовывал новое сообщество ученых и «обучал» его новой системе представлений, тем самым, создавая научную школу. «Совместно с этими последователями генератор программы, став, таким образом, лидером школы, детализирует программу и создает исследовательский аппарат, обеспечивающий достоверность продуцируемого знания по всем критериям достоверности» [Гасилов 1977: 132]. Можно констатировать, что к концу 1950-х гг. XX в. в Пермском пединституте имелись организационные условия для создания научной школы - наличие сильной кафедры, открытие аспирантуры для воспроизводства научных и педагогических кадров. Становление школы осуществлялось благодаря длительной целенаправленной работе лидера - Вольфа Соломоновича Мерлина.

В «ядро» научной школы на разных этапах ее существования входили разные ученые. На первом этапе создания школы (1954-1960) в «ядро» мерлинской школы входил И. М. Палей, выпускник Ленинградского государственного университета (далее - ЛГУ), работавший в Перми с 1949 г. Он обучался в годичной аспирантуре под руководством В. С. Мерлина с 1956 по 1957 гг. Предмет и тематика дальнейших исследований И. М. Палея была близка к концепции интегральной индивидуальности (далее - ИИ). Кандидатская диссертация И. М. Палея была логичным развитием тематики докторской диссертации В. С. Мерлина. Его дальнейшие самостоятельные исследования в ЛГУ были созвучны или дополняли исследования как мерлинской, так и ананьевской научных школ.

В 1956 г. В. С. Мерлин приступил к исследованиям личности. Новым членом «ядра» мерлинской школы становится еще одна выпускница ЛГУ - А. И. Ильина. Она работала на кафедре психологии Пермского педагогического института (далее 111 ПИ) с 1949 по 1955 годы, с 1956 по 1957 гг. обучалась в аспирантуре под руководством В. С. Мерлина, с 1964 г. продолжила сотрудничество в качестве почасовика. На протяжении всей профессиональной деятельности А. И. Ильина активно участвовала в научной деятельности Пермской школы, опубликовано немало ее статей в русле мерлинской концепции. Она участвовала в проверке гипотезы В. С. Мерлина о характере связей между индивидными (свойствами нервной системы) и личностными качествами человека, в то же время, плодотворно сотрудничала с И. М. Палеем в разработке методов исследования индивидных свойств.

Третьим членом формирующейся Пермской научной психологической школы, была Г. В. Быстрова, выпускница отделения логики и психологии Казанского государственного университета, в 1959 г. она была зачислена в аспирантуру при кафедре педагогики и психологии 111 ПИ. С 1961 по 1979 гг. она работала на кафедре психологии. Предметом исследований Г. В. Быстровой была зависимость способностей восприятия и понимания художественного текста от свойств общего и специального типов нервной деятельности и индивидуальных особенностей во взаимодействии сигнальных систем.

Во второй период (1961-1982) начался расцвет научной школы, интенсивный рост ее сторонников и превращения в «незримый колледж». С середины 1960-х гг. популярность Пермской научной психологической школы растет, в аспирантуру В. С. Мерлина стремятся попасть выпускники вузов из других областей и республик СССР (Копытова Л. А., Басырова Э. Ш., Байметов А. А., Оконешникова А. П., Казанцева Г. Н., Аллагулов Р. И. и др.) [Вяткин 2015], продолжается приток молодых и энергичных сотрудников кафедры психологии. Одним из наиболее преданных последователей В. С. Мерлина - Бронислав Александрович Вяткин стал аспирантом в 1961 г., а после окончания аспирантуры -сотрудником кафедры психологии ПГ ПИ. В 1970-е гг. в период расцвета школы и интенсивного роста ее сторонников Б. А. Вяткин организовал собственную исследовательскую группу, изучавщую проблему психического стресса в спорте и проявления индивидуальности в условиях спортивной деятельности. С 1979 по 1985 гг. Б. А. Вяткин работал в Пермском институте культуры, где был инициатором создания, а позже и заведующим кафедры психологии и педагогики, а также лаборатории экспериментальной психологии. В 1981 г. он защитил докторскую диссертацию в НИИ ОПП АПН СССР [Васюра, Иоголевич 2021]. В 1985 г. по приглашению ректора ПГ ПИ, профессора И. С. Капцуговича, он вернулся в ПГПИ и возглавил кафедру психологии. Э. И. Маствилискер пришла на кафедру В. С. Мерлина сложившимся специалистом в 1962 г. и ее отношения с руководителем были напряженными вследствие особенностей их характеров. «Лидер школы должен обладать развитым критическим талантом, который, будучи соединен с терпимостью, предоставлял бы любому ученику возможность самостоятельно пересматривать его собственную концепцию» [Штейнер 1977: 112]. Этими качествами обладал В. С. Мерлин, поэтому Эсфирь Исааковна приняла концепцию В. С. Мерлина и внесла свой вклад в ее развитие. Она активно работала в СНО, под ее руководством студенты неоднократно были призерами Всесоюзных конкурсов по психологии, некоторые из ее студентов стали в дальнейшем членами кафедры психологии, аспирантами В. С. Мерлина.

К членам Пермской школы психологов относится Л. Д. Василенко, трудившаяся на кафедре с 1962 по 1988 гг., прошедшая обучение в аспирантуре и защитившая под его руководством диссертацию на тему «Психологический симптомокомплекс, обусловленный инертностью нервных процессов» (1970). Творческий путь еще одного представителя «ядра» мерлинской школы Марата Родионовича Щукина начался в лаборатории профессиональной педагогики при Казанском государственном университете в 1960 г. под руководством Е. А. Климова (ученика В. С. Мерлина). М. Р. Щукин защитил в 1966 г. кандидатскую диссертацию под руководством Е. А. Климова. Многолетние исследования М. Р. Щукина и его учеников расширяют, существующие в то время, представления об индивидуальном стиле деятельности в отечественной психологии [Вяткин 2022; Жданова 2005; Щукин 2005]. С 1964 по 2021 гг. он возглавлял исследования индивидуального стиля деятельности в ПИПШ, был «душой» и эмоциональным лидером коллектива. Еще одним представителем мерлинской школы, частью ее «ядра», является В. В. Белоус. Досрочно окончивший аспирантуру под руководством В. С. Мерлина, он был принят в 1967 г. на кафедру в должности старшего преподавателя, активно включился в ее научно-исследовательскую работу. В. В. Белоус тесно сотрудничал с Вольфом Соломоновичем на протяжении 15 лет. Позже В. В. Белоус создал собственный исследовательский коллектив в Пятигорском педагогическом институте иностранных языков, развивающий функциональные аспекты ИИ [Воронова 2008а: 76].

В начале 1970-х гг. «ядро» школы пополняет еще один выпускник МГУ А. А. Коротаев. После окончания аспирантуры под руководством В. С. Мерлина, он успешно защитил кандидатскую диссертацию, с 1968 до 2001 гг. работал на кафедре психологии. Он принимал активное участие в исследованиях онтогенеза ИИЧ, в начале 1970-х гг. изучал особенности структуры темперамента младших школьников, а во второй половине 1970-х гг. провел лонгитюдное исследование трех уровней индивидуальности студентов. «Характерная черта руководителя научной школы - умение найти для своих учеников то или иное занятие в

соответствии с общественными и научными нуждами, а также в соответствии с их различными талантами, способностями и склонностями» [Штейнер 1977: 112]. А. А. Коротаев был партгрупоргом кафедры психологии ПГПУ, членом президиума Уральского отделения Общества психологов СССР. Аналогично складывалась профессиональная карьера В. В. Маркелова. Закончив аспирантуру под руководством Б. А. Вяткин а, он трудился в ПГПИ до 1988 г. и участвовал в исследованиях, организуемых Б. А. Вяткиным. Его последующие исследования и докторская диссертация основаны на мерлинской концепции ИИ [Воронова 2008: 30].

Членом «ядра» мерлинской школы, является Елена Алексеевна Силина. В 1974 г. после окончания аспирантуры под руководством В. С. Мерлина она становится ассистентом кафедры. Е. А. Силина продолжит традиционное для научной школы Мерлина направление исследований темперамента и других индивидных свойств человека. В 1995 г. в связи с организацией факультета психологии и созданием двух новых кафедр (теоретической и прикладной, практической) психологии, Е. А. Силина возглавила общеуниверситетскую кафедру психологии в П1 ПИ. В 2001 г. под ее руководством была открыта научно-практическая психологическая лаборатория, работа которой направлена на оказание психологической помощи студентам и населению. Е. А. Силина взяла на себя руководство научными исследованиями в следующих направлениях: психофизиологические характеристики ИИ студентов в стрессогенной ситуации экзамена и механизмы развития межполушарного взаимодействия, психологические особенности детей из многодетных семей и дошкольников с ЗПР, эмпатия в структуре ИИЧ [Воронова 2008а: 77].

В середине 70-х гг. XX в. концепция интегрального исследования индивидуальности приняла более четкие контуры: были разработаны определенные «структурные единицы» категориального строя, терминологический каркас концепции. Вольф Соломонович представил свое видение интегральной индивидуальности научной общественности [Мерлин 1975; Мерлин 1976]. Работа над концепцией потребовала новых методов исследования свойств нервной системы (ЭКГ) (Б. Б. Пысин), применения лонгитюдного метода (Е. А. Силина), нового математического аппарата обработки данных - математические модели инварианта, дискриминанта, таксона для описания функциональных отношений свойств темперамента в типе (В. П. Бояринцев, А. К. Карпова, Е. А. Силина) [Воронова 2008а: 87]. Работа Б. Б. Пысина на кафедре психологии начиналась с должности старшего лаборанта и обучения в заочной аспирантуре в 1973 году и продолжилась в качестве преподавателя до конца его жизни. Им было реализовано стремление В. С. Мерлина к использованию наиболее объективных методов диагностики свойств нервной системы (ЭКГ). Л. П. Демидова (Скрыльникова) была избрана на должность ассистента кафедры психологии ПГ ПИ, одновременно принята в заочную аспирантуру к В. С. Мерлину в 1975 г. после окончания обучения на факультете дошкольной педагогики и психологии. На протяжении всей жизни (до 2004) она совмещала преподавательскую деятельность на кафедре психологии ПГПИ с практической психологией и по праву считалась лучшим детским психологом Перми. В исследованиях по мерлинской программе принимала участие Т. С. Тамбовцева, работавшая на кафедре психологии в должности доцента с 1975 по 1990 годы. Приверженцем мерлинской концепции стал А. И. Щебетенко, который начал работу на кафедре в 1979 г. в качестве ассистента. Кандидатская диссертация А. И. Щебетенко была выполнена под руководством В. В. Белоуса. В своей докторской диссертации он исследовал функционально-генетические структуры ИИ.

Описание персонального состава Мерлинской школы было бы неполным без выпускницы отделения психологии Львовского университета З. И. Рабинович, которая с 1958 по 1996 год проработала на кафедре психологии ПГПИ в должности методиста. Она являлась надежной помощницей Вольфа Соломоновича и хранителем доброжелательной атмосферы на кафедре. Долгие годы Зоя Исааковна была мягким буфером между строгим и порой эмоциональным руководителем и молодыми сотрудниками, аспирантами. Благодаря ее душевной щедрости и постоянной заботе кафедра психологии для многих учеников В. С. Мерлина, а затем Б. А. Вяткина, стала «родным домом».

Под руководством лидера-организатора В. С. Мерлина были защищены 33 кандидатских диссертаций, три ученика (Е. А. Климов, Б. А. Вяткин, и В. В. Белоус) получили докторские степени [Вяткин 2015]. Таким образом, состав научного коллектива, работающего по исследовательским программам В. С. Мерлина, был относительно стабилен и ограничен штатным расписанием кафедры (количеством штатных единиц кафедры), с другой стороны он постоянно обновлялся и расширялся за счет новых аспирантов.

Оценивая научное творчество В. С. Мерлина в целом с уверенностью можно сказать о наличии пяти исследовательских программ, с каждой из которых научное сообщество соотносит достижения его школы: исследования темперамента, личности, способностей, индивидуального стиля деятельности и интегрального исследования индивидуальности [Мерлин 1967; Мерлин 1986].

III этап в развитии научной школы В. С. Мерлина - стабилизация «незримого колледжа», начался после смерти Вольфа Соломоновича Мерлина (1982). С 1982 по 1984 гг. исполняющим обязанности заведующего кафедрой психологии 111 ПИ был его ученик -кандидат психологических наук, доцент В. В. Белоус, автор инвариантной теории темперамента. С 1984 г. (после переезда В. В. Белоуса в г. Пятигорск) по 1985 год руководила кафедрой психологии кандидат психологических наук, доцент Т. С. Тамбовцева. В 1985 г. заведующим кафедрой психологии стал Б. А. Вяткин. Он возглавил научную школу В. С. Мерлина, продолжил разработку концепции ИИ, поднял деятельность школы на новый организационный уровень (с 1986 ежегодно стали проводиться научно-практических конференции «Мерлинские чтения», в 1991 г. был создан региональный специализированный совет по защите кандидатских, а потом и докторских диссертаций по специальности «Общая психология, история психологии», в 1994 г. - открытие психологического факультета). «Мерлинские чтения» были и остаются представительными научными конференциями, в которых принимали участие ведущие психологи нашей страны. Смена руководителя, естественно ведет к формированию нового коллектива, по сути - к формированию новой научной школы, но в русле прежней концепции ИИЧ. Сохранение «ядра» мерлинской школы в качестве ключевых фигур (заведующих кафедрами) обеспечило преемственность традиций между научными школами, а приток «новых сил» придал новой школе необходимую динамичность в разработке новых идей. В «ядро» школы, руководимой Б. А. Вяткиным вошли: д-р. психол. наук М. Р. Щукин; доцент, канд. психол. наук Е. А. Силина; д-р психол. наук А. Г. Исмагилова; д-р психол. наук Л. Я. Дорфман; д-р психол. наук Т. М. Хрусталева; д-р психол. наук А. А. Волочков; д-р психол. наук В. Ю. Хотинец. Поскольку «ядро» современной Пермской школы составили ученики В. С. Мерлина (Б. А. Вяткин, М. Р. Щукин, Е. А. Силина) и ученики Б. А. Вяткина (Л. Я. Дорфман, А. Г. Исмагилова, Т. М. Хрусталева, В. Ю. Хотинец, А. А. Волочков), ее структура соответствует «типу научной школы, лишенной центра, но обладающей контактной коммуникацией. Такие научные школы реализуются в кооперации ученых, равных по рангу, причем каждый из них в отдельности, разрабатывает основополагающую идею и реализует ее в исследовании» [Лайтко 1977: 235]. Харизматичность Б. А. Вяткина в плане организации работы и демократичность в научном, теоретическом диалоге позволили ему не только сохранить пермскую психологическую школу, но и существенно укрепить ее позиции. Такая модель школы позволяет развиваться мерлинской концепции ИИЧ одновременно в разных направлениях. Это подтверждается разнонаправленностью самостоятельных исследований членами «ядра» школы в рамках концепции ИИЧ. Кроме этого, вокруг каждого члена «ядра» образуется собственная группа исследователей, реализующая их идеи дальнейшего развития концепции ИИЧ [Воронова 2008: 78].

С 1985 г. Б. А. Вяткин сосредоточился на сохранении и дальнейшем развитии теоретического наследия В. С. Мерлина. Под научной редакцией Б. А. Вяткина переизданы работы В. С. Мерлина в форме учебных пособий к спецкурсу «Основы психологии личности», публиковались статьи в журналах «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Вестнике Пермского государственного педагогического университета (ранее - П1 ПИ), регулярно издаются материалы научно-практической конференции «Мерлинские чтения» и других региональных изданиях. Б. А. Вяткин систематизировал и обобщил огромный массив эмпирических данных, собранных непосредственно им, его учениками и сотрудниками в послемерлинский период [Интегральная инд. ... 1999; Вяткин 2005; Вяткин, Дорфман 2017]. Теория ИИ осмыслена им на более высоком, чем прежде, уровне обобщения с опорой на новые факты, полученные в последние несколько десятков лет. Фактически создан новый «гештальт» ИИ как иерархически организованной полисистемы, характеризующейся ивдивидульными стилями активности, деятельности и общения и обладающей метаиндивидуальньими качествами. Кроме того, показано, что ИИ может служить важным ресурсом способностей человека [Вяткин, Таллибулина 2018; Вяткин 2022; Индивидуальность растущего человека .2015].

Достаточно большой цикл работ под руководством Б. А. Вяткина выполнен в период с 1986 по 2015 гг. по изучению активности и стилей разных видов активности и их роли в структуре ИИ: эмоциональной активности - П. В. Токарев (1991); волевой - Ю. Я.Горбунов

(1992); моторной - И. В. Праведникова (1993); коммуникативной - В. И. Шмыков (1994), С. А. Васюра (1998), Д. С. Корниенко (2003) [Васюра 2012]; учебной - А. А. Волочков

(1997); стилю поведения в конфликте - Н. И. Леонов (1996); стилю адаптации к новым условиям деятельности - Е. В. Иванова (2000). Выполнены исследования религиозной активности в структуре ИИ Д. О. Смирнов (2001); структуры и функций профессиональной активности в ИИ А. В. Краснов (2012). Его учениками изучены различные аспекты, факторы, структуры и особенности развития ИИ: общение - Р. П. Козлова (1994), новая профессиональная деятельность - Т. А. Попова (1997), этническое самосознание -

B. Ю. Хотинец (1995), ценностные ориентации - Н. А. Кирилова (1997), профессиональное самосознание - А. В. Савчук (1999), память - Э. Г. Аминев (1996), профессиональное становление и успешность обучения - Н. И. Иоголевич (1998), гендерные особенности -Л. Д. Мошкина (2000); особенности ИИ человека в связи с различными группами крови Н. В. Ротманова (2004 г.) [Пол и тендер.. .2008].

Значительное число исследовательских работ выполнено в русле проблемы способностей: предметно-педагогических у учителей различных дисциплин -Т. М. Хрусталева (1993), специальных способностей учителя в интегральном исследовании индивидуальности - Т. М. Хрусталева (2004); Г. И. Руденко (1996), Е. Е. Доманова (1999), К. Ю. Бурлакова (2000); музыкально-педагогических - Т. И. Порошина (1997), хореографических - И. Г. Соснина (1997); способностей офицера ракетных войск -А. Е. Гордеев (1999); математическая одаренность: индивидуальные, гендерные и возрастные особенности Е. А. Крюкова (2001); музыкальная одаренность: структура, гендерные и возрастные особенности проявлений - М. Т. Таллибулина (2003); общие способности в структуре ИИ - Е. В. Щербакова (2005) Обобщение этих исследований сделано Т. М. Хрусталевой и М. Т. Таллибулиной [Вяткин, Таллибулина 2018, Хрусталева 2003].

В руководимом Б. А. Вяткиным научном психологическом коллективе выделяются следующие отдельные направления исследований:

1) Под руководством доктора психологических наук, профессора М. Р. Щукина изучался индивидуальный стиль деятельности, анализировалась его структура, внутренние условия формирования, различные аспекты его развития, выделен новый иерархический уровень - опыт. В 1994 г. М. Р. Щукин успешно защитил докторскую диссертацию по теме «Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования» в Новосибирском государственном педагогическом университете. Под его руководством защищены кандидатские диссертации по проблемам стиля деятельности и ИИ, открывающие новые аспекты развития стиля и структуры ИИ [Вяткин, Щукин 2018].

Проблемам стиля деятельности посвящен ряд диссертационных исследований: на материале исследования дошкольников - Л. Г. Сивак (1993), школьников - О. С. Самбикина

(1998), студентов - О. М. Андрос (1994) (выполнены под руководством Б. А. Вяткина). Работы, выполненные под руководством М. Р. Щукина, связаны с изучением индивидуального стиля усвоения математических знаний (Е. И. Сибирякова, 1996); стиля учебной деятельности и его развития у студентов (С. Ю. Жданова, 1997); особенностями профессионального становления студентов (Н. И. Иоголевич, 1998), динамики развития стиля деятельности профессионалов - инспекторов ПППН (Е. Г. Кузнецова, 2000); особенностей ИИ при разных уровнях самоактуализации (Е. Н. Городилова, 2002); стиля деятельности учителя начальных классов (И. В. Долгополова, 2004); учебной активности в структуре ИИ студентов в связи со специализацией и этапом обучения (М. К. Дуванская, 2005). Стиль педагогического общения воспитателей с позиций полисистемного подхода изучала А. Г. Исмагилова (2003) [Исмагилова 2003]. Следует отметить, что в работах

C. Ю. Ждановой, Н. И. Иоголевич и Е. Г. Кузнецовой получены данные, позволяющие выделить в качестве особых уровней ИИ опыт и особенности интеллекта. В исследовании И. В. Долгополовой выявлен метаэффект стиля деятельности учителей младших классов. В исследовании М. И. Баженовой (2007), выполненном под руководством М. Р. Щукина выявлены особенности ИИ хронических соматических больных и их связь с отношением к болезни. А. А. Вихман (2011) под руководством М. Р. Щукина изучал лживость в структуре ИИ [Вихман, Щукин 2011].

2) В плане дальнейшего развития учения об ИИ в исследованиях Е. А. Силиной (1990) получены новые данные о генетической обусловленности свойств психодинамического уровня ИИ, а также внутриуровневых и межуровневых связей. Под ее совместным с Б. А. Вяткиным руководством проводились исследования особенностей ИИ детей и взрослых из многодетных семей Л. Л. Баландиной (2003); индивидуальных различий при межполушарной ассиметрии Т. В. Евтух (2003, 2005), генетической и онтогенетической

обусловленности психодинамического и личностного уровней ИИ - Д. С. Корниенко (2005), исследования экзаменационного стресса студентов в связи с разноуровневыми характеристиками ИИ - Э. Г. Сороковиковой (2005).

3) Под руководством доктора психологических наук, профессора Л. Я. Дорфмана изучается метаиндивидуальность в плане её структуры, функций. В 1994 г. в Психологическом институте РАО (Москва) Л. Я. Дорфман защищитил докторскую диссертацию на тему «Эмоциональные стили (на материале художественно-творческой деятельности)». Его монографии «Метаиндивидуальный мир» (1993), «Эмоции в искусстве» (1997) вызвали живой интерес в нашей стране и за рубежом. Он создал и возглавил собственное оригинальное научное направление - психологию метаиндивидуального мира [Дорфман 1993, Метаиндивидуальный мир ... 2004].

В русле проблемы метаиндивидуальности под руководством Б. А. Вяткина проведены исследования устойчивости к психическому стрессу (С. В. Субботин, 1992) и конфликтности (Т. И. Марголина, 1996) как метаиндивидуальных характеристик учителя; метаиндивидуального проявления агрессивности у военнослужащих (А. Г. Денисенко, 2004); устойчивости к психическому стрессу как метаиндивидуальной характеристики руководителя тушения пожаров (Н. В. Суворова, 2006). Под руководством Л. Я. Дорфмана выполнены исследования взаимосвязей самосознания с креативностью мышления (Г. В. Ковалева, 2000); этнического и кросскультурного аспектов полимодального «Я» (М. В. Балева, 2004); Я-концепции, эмпатии и психологической близости читателя к литературным персонажам (С. А. Щебетенко, 2004); когнитивные, личностно-мотивационные и продуктивные аспекты интеллекта в области культуры (Е. В. Дудорова, 2005); взаимосвязи Я-концепции и двигательной памяти на танцевальные движения (О.В. Усова, 2006); личностно-мотивационных факторов и пола как детерминант креативности (А. В. Челнокова, 2009); агрессивности в структуре личности (Е. Г. Шестакова, 2011); когнитивных аспектов креативности на материале исследования старшеклассников (В. А. Гасимова, 2012).

4) Доктор психологических наук, профессор В. Ю. Хотинец возглавляет исследования этнической индивидуальности [Хотинец 2000]. Под ее руководством исследовалась психологическая адаптация удмуртов и коми-пермяков к иной социокультурной среде (Е. Е. Будалина, 2004); согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции поведения личности на материале исследования удмуртского этноса (Я. С. Сунцова, 2005); этнопсихологические проявления интегральной индивидуальности в связи с выраженностью учебно-познавательной активности на материале исследования учащихся старших классов (Е. Ф. Сайфутдиярова, 2006) профессиональная рефлексия личности в этнокультурных условиях на примере работников образования удмуртской и русской этнических групп (А. И. Троянская, 2010); психологические особенности учебно-познавательной активности студентов удмуртской и русской этнических групп (С. А. Мышкина, 2013)[Хотинец, Мышкина 2012]; психологические факторы изменения образа «своих», опосредующего отношение к другим (Е. А. Молчанова, 2015).

Новая область исследования - психология познания индивидуальности человека осуществляется под руководством С. Ю. Ждановой [Жданова 2005, Жданова 2016]. Особенности познания индивидуальности у лиц социономических профессий исследовались Л. З. Зариповой (2013); познание матерью индивидуальности ребенка в зависимости от характеристик семейной среды - Е. Л. Аликина (2015); восприятие индивидуальности политика в связи с полом - Л. О. Пузырева (2019).

Проблемы личности и индивидуальности в 2000-2010-х годах в Пермской психологической школе исследуются на новом уровне, представители школы анализируют проблему стилей на основе методологии открытых систем, нелинейности развития открытых сложных систем, синергетичности, появления точек бифуркации, а также направлены на выявление закономерностей прогрессирующей интегративности [Психология интегральной инд. ... 2011, Васюра, Никитина 2020]. Разрабатывается новый инструментарий -четырехфакторный опросник Я (более ранняя версия методики - «Пермский вопросник Я») (Л. Я. Дорфман) [Дорфман, Калугин 2020]; вопросники учебной активности школьников и студентов (А. А. Волочков) [Волочков 2002]; вопросник профессиональной активности учителя (TAQ), разработанный на основе концепции активности субъекта жизни (Волочков, 2007)[Волочков 2007, Волочков 2017]; методика диагностики активности студентов (ДАС-1, ДАС-2) А. Ю. Попов, А. А. Волочков, методика диагностики приемлемости способов введения в заблуждение (ИМА-3) А. А. Вихман.

Под руководством Бронислава Александровича Вяткина защищено 8 докторских и более 50 кандидатских диссертаций. Растет количество учеников и у других представителей пермской психологической школы, так 9 кандидатских диссертаций выполнено под руководством М. Р. Щукина, 9 работ под руководством - Л. Я. Дорфмана, 8 - под руководством В. Ю. Хотинец, 2 - под руководством А. Г. Исмагиловой, 4 - под руководством А. А. Волочкова, 3 - под руководством С. Ю. Ждановой, 3 - под руководством Б. А. Вяткина и Е. А. Силиной, 3 - под руководством Б. А. Вяткина и Т. М. Хрусталевой.

Заключение

В. С. Мерлин создал и организовал ПНПШ, придал ей научное направление -психология индивидуальности. Б. А. Вяткин сохранил ПИПШ, развил и углубил, расширил арсенал исследований индивидуальности человека. Примечательно, что с 1998 года среди премий администрации Пермского края учреждена премия Вольфа Соломоновича Мерлина. Она присуждалась Б. А. Вяткину за цикл научных работ по системному исследованию индивидуальности человека; О. С. Самбикиной за цикл работ, посвященных индивидуальному стилю учебной деятельности школьников; Л. Я. Дорфману за серию работ по теме «Личность, креативность, искусство»,

В состав Пермской психологической школы в 20-е годы ХХ1 в. входят сотрудники Института психологии Пермского гуманитарно-педагогического университета, аспиранты Б. А. Вяткина, Л. Я. Дорфмана, С. Ю. Ждановой. Развитие научной методологии пермской психологической школы осуществляется не только в Пермском гуманитарно-педагогическом университете, но и в других вузах - Пермском государственном национально исследовательском университете, Пермском институте культуры, Удмуртском государственном университете. Исследования целостного педагогического познания индивидуальности, которые в настоящее время проводит Б. А. Вяткин, сохраняют связь с идеями об интегральной индивидуальности В. С. Мерлина [Вяткин 2011]. Выполненные в последние годы исследования психологов Пермской школы направлены на изучение личностных феноменов и механизмов развития личности, индивидуальности в сложном, постоянно меняющемся мире [Вяткин, Щукин 2018; Вяткин, Дорфман, Калугин 2023].

Сегодня в условиях новых сложнейших вызовов, стоящих перед обществом, представители нескольких поколений Пермской научной школы успешно решают научно-практические задачи, в центре которых - человек, его активность, жизнестойкость, способность противостоять витальным угрозам современного мира, сохранять и развивать свою индивидуальность.

Список литепатупы

1. Аршавский И. А. Роль А. А. Ухтомского - ученого и личности в создании физиологической школы Ленинградского университета // ХШ Международный конгресс по истории науки. 18-24 августа. М. : 1971. С.18-25.

2. Васюра С. А. Метаиндивидуальный эффект коммуникативной активности учителя начальных классов // Образование и саморазвитие. 2012. № 4 (32). С. 137-142.

3. Васюра С. А. Научные школы отечественной психологии: краткий обзор. Ижевск : Издат. центр «Удмуртский университет». 2017. 180 с.

4. Васюра С. А., Иоголевич Н. И. Категории спортивного стресса и совладания в традициях Пермской психологической школы // Теория и практика физической культуры. 2021. № 4. С.9-11.

5. Васюра С. А., Никитина О. В. История, методология и перспективы исследований стиля активности человека в Пермской психологической школе // Вестник Удмуртского университета. Серия: философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30, № 1. С. 20-32.

6. Вихман А. А., Щукин М. Р. Особенности индивидуальности с учетом разных уровней информационно-манипулятивной активности (на примере юношеского возраста) // Вестник Удмуртского университета. Серия: философия. Психология. Педагогика. 2011, вып. 2. С. 88-98.

7. Волочков А. А. Вопросник учебной активности. Пермь : Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2002. 46 с.

8. Волочков А. А. Активность субъекта бытия: интегративный подход : монография. Пермь : Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет». 2007. 375 с.

9. Волочков А. А. Возрастная динамика профиля индивидуальности в зависимости от учебной активности (от школы до вуза) // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1. Психологические и педагогические науки. 2017. № 1. С. 51-69.

10. Воронова, Е. Ю. Пермская научная психологическая школа: история и современность. Пермь : Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2008. 140 с.

11. Воронова Е. Ю. Из истории психологических исследований на Урале // Образование и наука. 2008а. № 9 (57). С. 83-91.

12. Вяткин Б. А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика. Пермь : Кн. мир, 2005. 390 с.

13. Вяткин Б. А. Научно-образовательная школа «Интегральная индивидуальность человека и психолого-педагогическое обеспечение ее развития в системе непрерывного образования» члена-корреспондента РАО Б. А. Вяткина // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2011. № 1 (80). С. 129142.

14. Вяткин Б. А. Пермская психологическая диссертиада. Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. 2015. 23 с.

15. Вяткин Б. А. Пермская психологическая школа в научно-образовательном пространстве России: историческая хроника // XXXVI Мерлинские чтения-2021 «Системное исследование растущего человека как субъекта образования». Пермь: Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2022. 16 с.

16. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина: теория и современность // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 2. С. 145-160.

17. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. Системная интеграция индивидуальности человека : монография. М. : Институт психологии РАН, 2018. 176 с.

18. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я., Калугин А. Ю. Жизнь и научное творчество В. С. Мерлина // Психологический журнал. 2023. Т. 44. № 1. С. 91-100.

19. Вяткин Б. А., Таллибулина М. Т. История и методология системного исследования способностей и одаренности в школе В. С. Мерлина (к 120-летию со дня рождения ученого) // Системная психология и социология. 2018. № 4 (28). С. 64-75.

20. Вяткин Б. А., Щукин М. Р. История и методология стилей человека в школе В. С. Мерлина (к 120-летию со дня рождения ученого) // Методология и история психологии. 2018. № 2. С. 127-150.

21. Гасилов В. В. Научная школа - феномен и исследовательская программа науковедения // Школы в науке / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М. : Наука, 1977. С. 119-152.

22. Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М. : Смысл, 1993. 456 с.

23. Дорфман Л. Я., Калугин А. Ю. Четырехфакторный опросник Я: его концептуальный и психометрический анализ // Сибирский психологический журнал, 2020. № 75. С. 53-74.

24. Жданова С. Ю. Психология познания индивидуальности. Пермь: Изд-во «Пермский государственный национальный исследовательский университет», 2005. 190 с.

25. Жданова С. Ю. Психология познания индивидуальности человека // XXXI Мерлинские чтения: теория методология и практика интегрального исследования индивидуальности : Материалы. всероссийской научно-практич. конф. Пермь : Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»,2016. С. 27-33.

26. Индивидуальность растущего человека в условиях современной школы : коллективная монография / под ред. Б. А. Вяткина. Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. 2015. 328 с.

27. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б. А. Вяткина. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. 328 с.

28. Исмагилова А. Г. Психология стиля педагогического обшения: полисистемный подход : монография. Пермь : Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2003. 271 с.

29. Лайтко Г. Научная школа - теоретические и практические аспекты // Школы в науке / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М. : Наука, 1977. С. 217-248.

30. Леонов Н. И., Васюра С. А. Научная и педагогическая деятельность Вольфа Соломоновича Мерлина (к 120-летию со дня рождения) // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т.28, № 4. С. 403-411.

31. Логинова Н. А. Б. Г. Ананьев - основатель Ленинградской психологической школы // Методологические проблемы психологии. 2008. Т. 3. Вып. 4. С. 47.

32. Маркелов В. В. Педагогическая система развития индивидуальности человека в физическом воспитании и спорте : дисс. ... докт. пед. наук. Пермь, 2006.

33. Мерлин В. С. Итоги и перспективы советских исследований темперамента на Урале // Итоги и перспективы советской психологии на Урале : Материалы к совещанию, посвященному 50-летию советской психологии на Урале. Пермь : Изд-во «Пермский государственный педагогический институт», 1967. С. 58-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Мерлин В. С. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязей «человек-общество» // Вопросы психологии. 1975. № 5. С. 3-12.

35. Мерлин В. С. Проблемы интегральной характеристики индивидуальности в дифференциальной психофизиологии // Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой : Материалы Всесоюзного симпозиума в г. Перми, 18-20 июня 1975 г. Пермь. 1976. С. 4-13.

36. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. : Педагогика, 1986. 256

с.

37. Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос : коллективная монография / Под ред. Дорфмана Л. Я., Малянова Е. А., Березиной Е. М. М. : Изд-во «Пермский государственный институт культуры». 2004. 138 с.

38. Пол и гендер в интегральном исследовании индивидуальности человека / Под ред. Б. А. Вяткина. Пермь : Книжный мир, 2008. 384 с.

39. Психология интегральной индивидуальности. Пермская школа / Сост. Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, М. Р. Щукин. М. : Смысл, 2011. 636 с.

40. Хайтун С. Д. О предпосылках возникновения научной школы // Социально-психологические проблемы науки. М. : Наука, 1973. С. 190-201.

41. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПб. : Алетейя. 2000. 235 с.

42. Хотинец В. Ю., Мышкина С. А. Психологические особенности учебно-познавательной активности студентов разных этнических групп // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 6. С. 60-75.

43. Хрусталева Т. М. Психология педагогической одаренности : монография. Пермь : Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2003. 162 с.

44. Штейнер Г. Связь социального и познавательного факторов в творческой деятельности научных школ // Школы в науке / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М. : Наука, 1977. С. 97-118.

45. Щукин М. Р. Полисистемная характеристика структуры и развития стиля деятельности // Полисистемное исследование индивидуальности человека : коллективная монография / под ред. Б. А. Вяткина. М. : ПЕР СЭ, 2005. С. 17-49.

References

1. Arshavskiy I. A. Rol' A. A. Ukhtomskogo - uchenogo i lichnosti v sozdanii fiziologicheskoy shkoly Leningradskogo universiteta [The role of A. A. Ukhtomsky - a scientist and personality in the creation of the physiological school of Leningrad University]. KhSh Mezhdunarodnyy kongress po istorii nauki [XIII International Congress on the History of Science]. Moscow, 1971, pp. 18-25. (In Russ.).

2. Vasyura S. A. Metaindividual'nyy effekt kommunikativnoy aktivnosti uchitelya nachal'nykh klassov [Meta-individual effect of communicative activity of primary school teachers]. Obrazovanie i samorazvitie [Education and self-development]. 2012, no. 4 (32), pp. 137-142. (In Russ.).

3. Vasyura S. A. Nauchnye shkoly otechestvennoy psikhologii: kratkiy obzor [Scientific schools of Russian psychology: a brief overview]. Izhevsk, Izdat. tsentr «Udmurtskiy universitet», 2017, 180 p. (In Russ.).

4. Vasyura S. A., Iogolevich N. I. Kategorii sportivnogo stressa i sovladaniya v traditsiyakh Permskoy psikhologicheskoy shkoly // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 2021, no. 4, pp. 9-11. (In Russ.).

5. Vasyura S. A., Nikitina O. V. Istoriya, metodologiya i perspektivy issledovaniy stilya aktivnosti cheloveka v Permskoy psikhologicheskoy shkole [History, methodology and prospects of research into the style of human activity in the Perm psychological school]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy]. 2020, vol. 30, no. 1, pp. 20-32. (In Russ.).

6. Vikhman A. A., Shchukin M. R. Osobennosti individual'nosti s uchetom raznykh urovney informatsionno-manipulyativnoy aktivnosti (na primere yunosheskogo vozrasta) [Individuality features taking into account different levels of information-manipulative activity (using adolescence as an example)]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy]. 2011, iss. 2, pp. 88-98. (In Russ.).

7. Volochkov A. A. Voprosnik uchebnoy aktivnosti [Learning Activity Questionnaire]. Perm, Izd-vo «Permskiy gosudarstvennyy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet», 2002, 46 p. (In Russ.).

8. Volochkov A. A. Aktivnost' sub"ekta bytiya: integrativnyy podkhod [Activity of the subject of being: an integrative approach]. Perm, Izd-vo «Permskiy gosudarstvennyy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet», 2007, 375 p. (In Russ.).

9. Volochkov A. A. Vozrastnaya dinamika profilya individual'nosti v zavisimosti ot uchebnoy aktivnosti (ot shkoly do vuza) [Age dynamics of personality profile depending on educational activity (from school to university)]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya 1. Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki [Bulletin of Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series 1. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2017, no. 1, pp. 51-69. (In Russ.).

10. Voronova, E. Yu. Permskaya nauchnaya psikhologicheskaya shkola: istoriya i sovremennost' [Perm Scientific Psychological School: History and Modernity]. Perm, Izd-vo «Permskiy gosudarstvennyy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet», 2008, 140 p. (In Russ.).

11. Voronova E. Yu. Iz istorii psikhologicheskikh issledovaniy na Urale [From the history of psychological research in the Urals]. Obrazovanie i nauka [Education and Science]. 2008a, no. 9 (57), pp. 83-91. (In Russ.).

12. Vyatkin B. A. Izbrannye psikhologicheskie issledovaniya individual'nosti: teoriya, eksperiment, praktika [Selected Psychological Studies of Individuality: Theory, Experiment, Practice]. Perm, Kn. mir, 2005, 390 p. (In Russ.).

13. Vyatkin B. A. Nauchno-obrazovatel'naya shkola «Integral'naya individual'nost' cheloveka i psikhologo-pedagogicheskoe obespechenie ee razvitiya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya» chlena-korrespondenta RAO B. A. Vyatkina [Scientific and educational school "Integral individuality of a person and psychological and pedagogical support for its development in the system of continuous education" of the corresponding member of the Russian Academy of Education B. A. Vyatkin]. Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO [Education and Science. News of Uro RAO]. 2011, no. 1 (80), pp. 129-142. (In Russ.).

14. Vyatkin B. A. Permskaya psikhologicheskaya dissertiada [Perm Psychological Dissertation]. Perm, Permskiy gosudarstvennyy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet, 2015, 23 p. (In Russ.).

15. Vyatkin B. A. Permskaya psikhologicheskaya shkola v nauchno-obrazovatel'nom prostranstve Rossii: istoricheskaya khronika [Perm Psychological School in the Scientific and Educational Space of Russia: Historical Chronicle]. KhKhKhVIMerlinskie chteniya-2021 «Sistemnoe issledovanie rastushchego cheloveka kak sub"ekta obrazovaniya» [XXXVI Merlin Readings-2021 "Systematic study of a growing person as a subject of education"]. Perm, Izd-vo «Permskiy gosudarstvennyy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet», 2022, 16 p. (In Russ.).

16. Vyatkin B. A., Dorfman L. Ya. Teoriya integral'noy individual'nosti V. S. Merlina: teoriya i sovremennost' [The Theory of Integral Individuality by V. S. Merlin: Theory and Modernity]. Obrazovanie i nauka [Education and Science]. 2017, vol. 19, no. 2, pp. 145-160. (In Russ.).

17. Vyatkin B. A., Dorfman L. Ya. Sistemnaya integratsiya individual'nosti cheloveka [Systemic integration of human individuality]. Moscow, Institut psikhologii RAN, 2018, 176 p. (In Russ.).

18. Vyatkin B. A., Dorfman L. Ya., Kalugin A. Yu. Zhizn' i nauchnoe tvorchestvo V. S. Merlina [Life and scientific work of V. S. Merlin]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal]. 2023, vol. 44, no. 1, pp. 91100. (In Russ.).

19. Vyatkin B. A., Tallibulina M. T. Istoriya i metodologiya sistemnogo issledovaniya sposobnostey i odarennosti v shkole V. S. Merlina (k 120-letiyu so dnya rozhdeniya uchenogo) [History and methodology of systemic research of abilities and giftedness in the school of V. S. Merlin (on the 120th anniversary of the scientist's birth)]. Sistemnayapsikhologiya i sotsiologiya [Systemic Psychology and Sociology]. 2018, no. 4 (28), pp. 64-75. (In Russ.).

20. Vyatkin B. A., Shchukin M. R. Istoriya i metodologiya stiley cheloveka v shkole V. S. Merlina (k 120-letiyu so dnya rozhdeniya uchenogo) [History and methodology of human styles in the school of V. S. Merlin (on the 120th anniversary of the scientist's birth)]. Metodologiya i istoriya psikhologii [Methodology and history of psychology]. 2018, no. 2, pp. 127-150. (In Russ.).

21. Gasilov V. V. Nauchnaya shkola - fenomen i issledovatel'skaya programma naukovedeniya [Scientific school - a phenomenon and research program of science studies]. Shkoly v nauke [Schools in Science]. Moscow, Nauka, 1977, pp. 119-152. (In Russ.).

22. Dorfman L. Ya. Metaindividual'nyy mir: metodologicheskie i teoreticheskie problemy [Meta-individual world: methodological and theoretical problems]. Moscow, Smysl, 1993, 456 p. (In Russ.).

23. Dorfman L. Ya., Kalugin A. Yu. Chetyrekhfaktornyy oprosnik Ya: ego kontseptual'nyy i psikhometricheskiy analiz [Four-factor questionnaire of the self: its conceptual and psychometric analysis]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Psychological Journal], 2020, no. 75, pp. 53-74. (In Russ.).

24. Zhdanova S. Yu. Psikhologiya poznaniya individual'nosti [Psychology of Cognition of Individuality]. Perm, Izd-vo «Permskiy gosudarstvennyy natsional'nyy issledovatel'skiy universitet», 2005, 190 p. (In Russ.).

25. Zhdanova S. Yu. Psikhologiya poznaniya individual'nosti cheloveka [Psychology of knowledge of human individuality]. KhKhKhIMerlinskie chteniya: teoriya metodologiya i praktika integral'nogo issledovaniya individual'nosti [XXXI Merlin Readings: Theory, Methodology and Practice of Integral Research of Individuality]. Perm, Izd-vo «Permskiy gosudarstvennyy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet», 2016, pp. 27-33. (In Russ.).

26. Individual'nost' rastushchego cheloveka v usloviyakh sovremennoy shkoly [Individuality of a growing person in the conditions of a modern school]. Ed. by B. A. Vyatkina. Perm, Permskiy gosudarstvennyy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet. 2015, 328 p. (In Russ.).

27. Integral'naya individual'nost' cheloveka i ee razvitie [Integral individuality of a person and its development]. Ed. by B. A. Vyatkina, Moscow, Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 1999, 328 p. (In Russ.).

28. Ismagilova A. G. Psikhologiya stilya pedagogicheskogo obshcheniya: polisistemnyy podkhod [Psychology of pedagogical communication style: a polysystemic approach].Perm, Izd-vo «Permskiy gosudarstvennyy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet», 2003, 271 p. (In Russ.).

29. Laytko G. Nauchnaya shkola - teoreticheskie i prakticheskie aspekty [Scientific school - theoretical and practical aspects]. Shkoly v nauke [Schools in Science]. Ed. by S. R. Mikulinskogo, M. G. Yaroshevskogo, Moscow, Nauka, 1977, pp. 217-248. (In Russ.).

30. Leonov N. I., Vasyura S. A. Nauchnaya i pedagogicheskaya deyatel'nost' Vol'fa Solomonovicha Merlina (k 120-letiyu so dnya rozhdeniya) [Scientific and pedagogical activity of Wolf Solomonovich Merlin (on the 120th anniversary of his birth)]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy]. 2018, vol. 28, no. 4, pp. 403-411. (In Russ.).

31. Loginova N. A. B. G. Anan'ev - osnovatel' Leningradskoy psikhologicheskoy shkoly [Ananyev is the founder of the Leningrad School of Psychology]. Metodologicheskie problemy psikhologii [Methodological problems of psychology]. 2008, vol. 3, iss. 4, pp. 47. (In Russ.).

32. Markelov V. V. Pedagogicheskaya sistema razvitiya individual'nosti cheloveka v fizicheskom vospitanii i sporte [Pedagogical system of development of human individuality in physical education and sports]. Doctoral dissertation. Perm, 2006. (In Russ.).

33. Merlin V. S. Itogi i perspektivy sovetskikh issledovaniy temperamenta na Urale [Results and Prospects of Soviet Temperament Research in the Urals]. Itogi i perspektivy sovetskoy psikhologii na Urale [Results and Prospects of Soviet Psychology in the Urals]. Perm, Izd-vo «Permskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy institut», 1967, pp. 58-72. (In Russ.).

34. Merlin V. S. Vzaimootnoshenie ierarkhicheskikh urovney v sisteme vzaimosvyazey «chelovek-obshchestvo» [The relationship of hierarchical levels in the system of relationships "man-society"]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 1975, no. 5, pp. 3-12. (In Russ.).

35. Merlin V. S. Problemy integral'noy kharakteristiki individual'nosti v differentsial'noy psikhofiziologii [Problems of integral characteristics of individuality in differential psychophysiology]. Voprosy differentsial'noy psikhofiziologii v svyazi s genetikoy [Issues of differential psychophysiology in relation to genetics]. Perm, 1976, pp. 4-13. (In Russ.).

36. Merlin V. S. Ocherk integral'nogo issledovaniya individual'nosti [An Outline of an Integral Study of Individuality]. Moscow, Pedagogika, 1986, 256 p. (In Russ.).

37. Metaindividual'nyy mir i polimodal'noe Ya: kreativnost', iskusstvo, etnos [Meta-individual world and polymodal self: creativity, art, ethnos]. Ed. by Dorfmana L. Ya., Malyanova E. A., Berezinoy E. M, Moscow, Izd-vo «Permskiy gosudarstvennyy institut kul'tury», 2004, 138 p. (In Russ.).

38. Pol i gender v integral'nom issledovanii individual'nosti cheloveka [Sex and Gender in the Integral Study of Human Individuality]. Ed. by B. A. Vyatkina. Perm, Knizhnyy mir, 2008, 384 p. (In Russ.).

39. Psikhologiya integral'noy individual'nosti. Permskaya shkola [Psychology of Integral Individuality. Perm School]. Compiled by B. A. Vyatkin, L. Ya. Dorfman, M. R. Shchukin, Moscow, Smysl, 2011, 636 p. (In Russ.).

40. Khaytun S. D. O predposylkakh vozniknoveniya nauchnoy shkoly [On the prerequisites for the emergence of a scientific school]. Sotsial'no-psikhologicheskie problemy nauki [Social and psychological problems of science]. Moscow, Nauka, 1973, pp. 190-201. (In Russ.).

41. Khotinets V. Yu. Etnicheskoe sa(In Russ.).mosoznanie [Ethnic self-awareness]. Saint Petersburg, Aleteyya, 2000, 235 p.

42. Khotinets V. Yu., Myshkina S. A. Psikhologicheskie osobennosti uchebno-poznavatel'noy aktivnosti studentov raznykh etnicheskikh grupp [Psychological characteristics of educational and cognitive activity of students of different ethnic groups]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal]. 2012, vol. 33, no. 6, pp. 60-75. (In Russ.).

43. Khrustaleva T. M. Psikhologiya pedagogicheskoy odarennosti [Psychology of pedagogical giftedness]. Perm, Izd-vo «Permskiy gosudarstvennyy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet», 2003, 162 p. (In Russ.).

44. Shteyner G. Svyaz' sotsial'nogo i poznavatel'nogo faktorov v tvorcheskoy deyatel'nosti nauchnykh shkol [The relationship between social and cognitive factors in the creative activities of scientific schools]. Shkoly v nauke [Schools in Science]. Ed. by S. R. Mikulinskogo, M. G. Yaroshevskogo, Moscow, Nauka, 1977, pp. 97118. (In Russ.).

45. Shchukin M. R. Polisistemnaya kharakteristika struktury i razvitiya stilya deyatel'nosti [Polysystemic characteristics of the structure and development of the activity style]. Polisistemnoe issledovanie individual'nosti cheloveka [Polysystemic study of human individuality]. / Ed. by B. A. Vyatkina, Moscow, PER SE, 2005, pp. 1749. (In Russ.).

Информация об авторах

Е. Ю. Воронова - кандидат психологических наук, доцент, кафедра практической психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; С. А. Васюра - кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, Удмуртский государственный университет.

Information about the authors Voronova E. Yu. - Ph. D. (Psychology), Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University;

Vasyura S. A. - Ph. D. (Psychology), Associate Professor, Udmurt State University.

Статья поступила в редакцию 20.03.2024; одобрена после рецензирования 25.04.2024; принята к публикации 15.08.2024.

The article was submitted to the editorial office on 20.03.2024; approved after review on 25.04.2024; accepted for publication on 15.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.