Научная статья на тему 'ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК'

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
становления математики / геометрические фигуры
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК»

2. Ахмедов А. Дискретная математика. Ашхабад. Туран. 1992 год

3. Гаврилов Т.П., Сапоненко А.А. Сборник задач по дискретной математике. М., Наука, 1997.

4. Глушков В.Н. Синтез цифровых автоматов. М. Физмат из. 1992 год

© Дурдыев А. Г., Дурдыев Р. А., Аразгелдиева М. А., 2023

УДК 53

Салакова Г. А.,

старший преподаватель

Института Инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана

Шихиев А. Х., преподаватель

Института Инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана

Оразгулыева Э. Я., преподаватель высшей математики Международного университета нефти и газа имени Ягшыгельди Какаева

Нурыева М. М., преподаватель радиофизики Туркменского государственного университета имени Махтумкули

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК

Ключевые слова:

становления математики, геометрические фигуры.

Как известно, «математика» - древнегреческое слово, которое в переводе на туркменский язык означает «знание, наука». Развитие этой науки делится на четыре условных периода. Период И. Период становления математики. Этот период охватывает период с VII по VI века до нашей эры и тесно связан с развитием представлений о практических вычислениях и измерениях, натуральных числах и геометрических фигурах. Соответственно, с этого периода берет свое начало возникновение разделов арифметики и геометрии математики. Например: обмен между людьми привел к счету (натуральных чисел), вычислению площадей и делению их на простые геометрические фигуры (сечение, прямоугольник, квадрат и т. д.).

Главной особенностью этого периода было рассмотрение практических вопросов, которые в основном доказывались на основе эмпирически проверенных правил, формул и законов. Их решение часто сводится к следующему: «Что бы ни было сделано, делай это! Это делается по принципу... Период II. Эпоха элементарной математики, т. е. математики постоянных величин. Этот период охватывает период с VI-V веков до нашей эры до начала 17 века нашей эры. Начало этой эры положили древнегреческие математики. Математику стали понимать как отдельную науку, занимающуюся числами и цифрами. Например, греческий философ Аристотель (384-322 до н.э.) понимал математику как науку о количестве. В этот период математика начинает использовать собственные методы анализа. С этим периодом связано возникновение дедуктивного метода, а его окончательное развитие было осуществлено в трудах Евклида, Архимеда и Аполлония.

В этот период такие средневековые ученые, как Хорезми, Фараби, Ибн Сина, Бируни, Омар Хайям,

своими новыми открытиями внесли большой вклад в развитие мировой науки и культуры. Достаточно сослаться на один пример. Хорезм, живший в Ургенче, т. е. нынешней Конье, создал новый для того времени раздел математики «алгебра». Эта книга служила научным ресурсом, к которому на протяжении многих столетий обращались ученые Востока и Запада. В этот период математика стала использовать специальные символы и расширилась сфера ее анализа. Период III. Он охватывает период с 17 века по середину 19 века. Ее называют эпохой математики переменной величины. В этот период расширяются рамки и методы математического анализа. С введением Р. Декартом понятия «переменная величина» математика начинает развиваться дальше. По этому поводу Ф. Энгельс сказал: «Поворотным моментом в математике является переменная величина Декарта». Отсюда возникла математика, а отсюда и диалектика, и отсюда непосредственная необходимость дифференциального и интегрального исчисления, которое родилось в тот самый час и которое в целом является не изобретением Ньютона и Лейбница, а законченной вещью. написал.

Подробно представлены основные математические понятия, связанные с такими переменными, как функция, непрерывность и движение. Появление «математического анализа» делает математику мощнейшим инструментом познания природы. Использование алгебраических методов в геометрии приводит к возникновению аналитической геометрии. Этим устанавливается взаимосвязь геометрии с алгеброй и анализом. Развитие аксиоматического метода позволяет логически рассуждать в математике. В этот период, как и в других отраслях науки, возникли два типа подходов к применению правил математики: материалистический и идеалистический. Резкий контраст между ними приводит к определению роли математики в процессе осмысления материального мира. В этот период закладываются основы теории вероятностей и определяется содержание математической логики.

Период IV. Он охватывает период с середины 19 века до наших дней. Это называют эрой современной математики. Этот период характеризуется возрастанием значения абстрактных (воображаемых) математических структур и широким использованием методов моделирования. Глубокое развитие аксиоматического метода привело к появлению нового фундаментального понятия — понятия математической структуры. Понятие математической структуры позволило выявить единство и многообразие математических данных и методов, по-видимому, сильно отличающихся друг от друга. Современную математику стали определять как науку о математических структурах и их моделях.

Математика, как и другие науки, постоянно развивается. Это развитие основано на практических потребностях и требованиях самой математики. Современные мощные компьютеры также очень важны для развития математики. Некоторые математические задачи, требующие вычислений, выходящих за рамки человеческих возможностей и, следовательно, неразрешимые, сегодня решены с помощью компьютеров. Развитие математики и компьютерных технологий приводит к бурному развитию техники, экономики, производства, управления бизнес-процессами и других наук.

Список использованной литературы:

1. Энгельс Ф. Диалектика природы. Ашхабад: Издательство Туркменистан, 1969.

2. Оганесян В.А. и т. д. Методика преподавания математики в средней школе. Москва: Просвещение, 1980.

3. Поя Д. Как решить проблему. Москва: Просвещение, 1961.

© Салакова Г.А., Шихиев А.Х., Оразгулыева Э.Я., Нурыева М.М., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.