Научная статья на тему 'Периодизация социального партнерства общественных организаций Центрального Федерального округа с Русской Православной церковью в становлении гражданского общества'

Периодизация социального партнерства общественных организаций Центрального Федерального округа с Русской Православной церковью в становлении гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
152
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Прокопенко А. В.

Впервые в исторической науке изложена периодизация современной истории деятельности субъектов гражданского общества по повышению уровня гражданской активности при реализации программ социального партнерства общественных организаций Центрального Федерального округа с Русской Православной Церквью, выявлено конкретное содержание практической деятельности общественных организаций по развитию гражданского общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Прокопенко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Периодизация социального партнерства общественных организаций Центрального Федерального округа с Русской Православной церковью в становлении гражданского общества»

УДК 930.85«19/20»І470.3):281.93

ПЕРИОДИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА С РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ В СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Впервые в исторической науке изложена периодизация современной истории деятельности субъектов гражданского общества по повышению уровня гражданской активности при реализации программ социального партнерства общественных организаций Центрального Федерального округа с Русской Православной Церквью, выявлено конкретное содержание практической деятельности общественных организаций по развитию гражданского общества.

Ключевые слова: гражданская активность, гражданское общество, Русская Православная Церковь, общественные организации, Социальная концепция Русской Православной Церкви, социальное партнерство.

Принятие в декабре 1993 г. Конституции РФ положило начало длительному периоду формирования гражданского общества в Российской Федерации, которое проявляет себя, прежде всего, через гражданскую активность своих членов. В исследуемый период — 1993 -2008 гг., в течение пятнадцати последних лет, одновременно протекали сложнейшие процессы.

Во-первых, происходила смена политической и социально-экономической системы в стране. Содержанием переходного периода стало формирование в России рыночной экономики и нового содержания жизнедеятельности общества.

Во-вторых, система социального управления, которая обеспечивалась монополией коммунистической партии на власть, стала постепенно заменяться институтами демократического государства, которые формировались на основе Конституции РФ и нового российского законодательства. Проблемы становления правового государства и гражданского общества стали определяющими.

В-третьих, приобрело новое качество социальное творчество граждан. На смену общественной деятельности граждан в регламентированных рамках государственноадминистративной системы, возглавляемой коммунистической партией, постепенно пришли новые демократические институты общества, среди которых ключевое место заняли некоммерческие и общественные организации, которых, например, в Центральном Федеральном округе более сорока тысяч.

Исследование проблемы повышения уровня гражданской активности членов общества при реализации программ социального партнерства общественных организаций Центрального Федерального округа с общественными организациями Русской Православной Церкви является не только актуальным с научной точки зрения, но и решительным образом влияет на повышение темпов роста зрелости гражданского общества в России, без чего невозможно обеспечить выполнение стратегии социальноэкономического развития страны до 2020 года.

Анализ проводимых в исследуемый период исторических и социологических исследований показал, что граждане Российской Федерации среди важнейших направлений деятельности некоммерческих и общественных организаций выделяют именно те, где они в тесной взаимосвязи осуществляют социальное партнерство с общественными организациями Русской Православной Церкви. Проведенные опросы показывали, что граждане главными направлениями деятельности некоммерческих и общественных организаций считали:

1. Благотворительную помощь детским домам и ветеранам (56% опрошенных граждан);

А. В. ПРОКОПЕНКО

Белгородский

государственный

университет

e-mail:

anastasiya_ovchi@mail.ru

2. Охрану материнства и детства (39% опрошенных);

3. Проведение акций и мероприятий в защиту экологии (31%);

4. Помощь социально уязвимым слоям населения (29%);

5. Организация акций в защиту трудовых прав граждан (23%);

6. Образование (22%);

7. Организация общественного контроля над деятельностью местной власти (22%);

8. Медицину (21%);

9. Организация мероприятий по благоустройству дворов и улиц (20%);

10. Организация общественного контроля за качеством товаров и услуг (15%);

11. Организация акций в защиту прав потребителей (13%);

12. Защиту общественных интересов (13%);

13. Организация гражданского контроля на выборах (11%);

14. Общественно-политические акции в поддержку или против действий вла-

стей (8%);

15. Проведение акций в защиту памятников архитектуры и истории (6%)1.

В 1993-2008 гг., когда были осуществлены первые шаги в разработке и принятии программ социального партнерства общественных организаций Центрального Федерального округа с общественными организациями Русской Православной Церкви, можно выделить следующие периоды, которые требуют специального исторического исследования и теоретико-методологического анализа:

1993 — 1998 гг. — основным содержанием первого периода был поиск общих подходов, форм и методов некоммерческих и общественных организаций и общественных организаций Русской Православной церкви, осуществления совместных программ по развитию гражданской активности членов общества. Этот период характеризуется независимой друг от друга деятельностью потенциальных партнеров формирующегося общества:

— некоммерческие и общественные организации концентрировали свои усилия на реализации собственных программ, которые были направлены на реализацию только уставных задач; большинство общественных организаций действовало разобщённо, находясь под опекой многочисленных политических партий;

— общественные организации Русской Православной Церкви, не имея опыта участия в реализации Концепции социального служения Русской Православной Церкви, весьма осторожно вступали в партнерские отношения с некоммерческими и общественными организациями нерелигиозной направленности.

Репрезентативный опрос населения Российской Федерации не выделял в качестве приоритетной задачи деятельности некоммерческих и общественных организаций задачу повышения гражданской активности членов общества и тем более не концентрировал своего внимания на важности партнерства в этой деятельности некоммерческих и общественных организаций и общественных организаций Русской Православной Церкви.

1999 — 2004 гг. — основным содержанием второго периода стало принятие и реализация Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации»2 и отдельных законов субъектов Российской Федерации об общественных палатах. Стали складываться основы для объединения усилий многих некоммерческих общественных организаций для реализации совместных программ с общественными организациями Русской Православной Церкви и других конфессий. 13-16 августа 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»3. Основные положе-

1 Неправительственные некоммерческие организации и общественное просветительское движение России: История. Опыт. Перспективы. М., 2008. С. 14.

2 Закон Российской Федерации «Об общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 г. №32-ФЗ.

3 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. 88 с.

ния этого значимого документа стали предметом широкого обсуждения, как в кругах российского духовенства, так и в среде светских ученых. Следует подчеркнуть, что в прошлом подобным документом не располагало не только русское, но и Вселенское Православие.

По целому ряду вопросов социальная концепция РПЦ выступала в роли регламентирующего документа, определяя общецерковную позицию в диалоге с властью и обществом. Все части Концепции, где Русская Православная Церковь выступала в качестве юридического лица, а ее подразделения как коммерческие, так и некоммерческие организации, опирались на Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ и иные кодексы РФ, федеральные законы, Указы Президента РФ и Правительства РФ, региональное законодательство.

Характеризуя «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в тот период Председатель Синодальной рабочей группы, митрополит Смоленский и Калининградский, а ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал: «Мы поняли: в условиях колоссальных исторических перемен, которые произошли в нашем обществе, да и в мире в целом, в конце второго тысячелетия, мы не можем ограничиваться отдельными заявлениями по злободневным вопросам. Необходима долгосрочная программа общественного служения Церкви, опирающаяся на богословское осмысление положения Церкви в плюралистическом секулярном обществе. Общество, к которому принадлежит большинство нашей Церкви, не определяется больше идеологией государственного атеизма, как в предшествовавшие десятилетия. Но отнюдь не является и однородно-православным, как это было на протяжении долгих веков»4.

В соответствии с Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»5 РПЦ определила те области и направления деятельности, где она и ее организации, в том числе и общественные, сотрудничали (соработничали) совместно с государством и которые регулировались действующим законодательством Российской Федерации. К этим областям относились:

«1) Миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;

2) Забота о сохранении нравственности в обществе;

3) Духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;

4) Дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;

5) Охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;

6) Диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;

7) Попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;

8) Труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;

9) Наука, включая гуманитарные исследования;

10) Здравоохранение;

11) Культура и творческая деятельность;

12) Работа церковных и светских средств массовой информации;

13) Деятельность по сохранению окружающей среды;

14) Экономическая деятельность в пользу Церкви, государства и общества;

4 Информационный бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. Спец. Выпуск. Август, 2000. С.3.

5 Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» / / Сборник законов Российской Федерации / Под общей ред. Ю.Н. Власова. М., 2000. С. 259-264.

15) Поддержка института семьи, материнства и детства;

16) Противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества»6.

Граждане Российской Федерации в 1999-2004 гг. в большей степени стали осознавать, что достигнуть нового качества гражданского общества можно лишь в том случае, если будут объединены все активные социальные группы и общественные организации, созданные Русской Православной Церковью. «В начале 2000-х гг. не более 1% взрослого населения принимало участие в деятельности таких общественных организаций как профсоюзы, садовые и дачные товарищества, спортивные, туристические, охотничьи и иные клубы, религиозные общины, объединения ветеранов и инвалидов, органы территориального общественного самоуправления, органы школьного (студенческого) самоуправления и культурные, краеведческие и иные движения и группы (клубы по интересам)»7.

Таким образом, во второй период отчетливо проявилось осознание руководством страны, депутатами Государственной Думы РФ, членами Совета Федерации, лидерами крупнейших политических партий, что без создания системы взаимодействия общественных организаций невозможно решить задачи развития гражданского общества. Это нашло свое выражение в принятии законодательства об «Общественной палате Российской Федерации»8, за чем последовала разработка Положения об «Общественном Совете Центрального Федерального округа»9, а также принятие первых законодательных актов об общественных палатах в субъектах Российской Федерации10. В соответствие с новым законодательством общественные палаты как интегрированные структуры смогли избавиться от влияния политических партий, с одной стороны (ранее представители политических партий в регионах входили в состав общественных палат), действующих при главах и губернаторах субъектов Российской Федерации, с другой стороны, общественные организации получили возможность самостоятельно определять направления и содержание своей деятельности, так как они превращались в самостоятельные институты гражданского общества, создаваемые на основе принятого федерального законодательства.

Одновременно, четко обозначилась активная позиция организаций Русской Православной Церкви, которые, опираясь на принятую Концепцию социального служения Русской Православной Церкви, стали заключать прямые договоры не только с государственными органами и иными властными структурами о взаимодействии при реализации социально значимых программ, но и с некоммерческими и общественными организациями. Такие договора позволили обеспечивать систематическую работу по основным направлениям Концепции социального служения Русской Православной Церкви, где они коррелировались с уставными целями некоммерческих и общественных организаций.

Вместе с тем, во второй период, уровень гражданской активности членов общества при реализации программ социального партнерства общественных организаций Центрального Федерального округа с общественными организациями Русской Православной Церкви оставался невысоким, что объяснялось:

• незрелостью некоммерческих и общественных организаций страны, в том числе и Центрального Федерального округа. Они были созданы в основном в 19931997 гг. и имели незначительный опыт гражданской деятельности;

6 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. С 17-18.

7 Общественные организации Ивановской области: история и современность / Под общ. ред. В.В. Иванова. Иваново, 2008. С. 4.

8 Закон Российской Федерации «Об общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 г. №32-ФЗ.

9 Положение «Об Общественном Совете Центрального Федерального округа» от 17 апреля 2008 г., г. Тула.

10 Проект модельного Закона субъекта Российской Федерации «Об общественной палате субъекта Российской Федерации» от 26 апреля 2007 г., г. Курск.

• в формирующемся российском обществе институты гражданского общества создавались постепенно, шаг за шагом следуя за формированием законодательства, например, за принятием всех частей Гражданского кодекса и федерального законодательства в их развитии;

• общественные организации Русской Православной Церкви только накапливали опыт взаимодействия со светским обществом, формы и методы работы апробировались, проходя испытание практикой. Руководители общественных организаций РПЦ и сами священнослужители не имели достаточного опыта организации совместной работы гражданского общества и церкви;

• граждане страны испытывали на себе значительные социальные, экономические и духовные перегрузки, отягощенные формационными изменениями в обществе, падением жизненного уровня и, наконец, последствиями дефолта 1998г. Основное внимание граждан концентрировалось на вопросах социальной защиты населения, защиты собственных прав и свобод, и в меньшей степени, на разработке и осуществлении программ в интересах всего общества.

Характеризуя состояние гражданского общества этого периода, О.Н. Полухин совершенно правильно отмечает: «Гражданственность требует становления настоящих работников и собственников, которые как граждане обладают социальным качеством — быть правовым партнером государства в использовании природных богатств своего Отечества. Именно труд и собственность являются предпосылками для того, чтобы человеку стать активным гражданином»11.

2005 — 2009 гг. — третий период характеризуется значительным ростом активности граждан и крупными мероприятиями на уровне федеральных округов страны и субъектов Российской Федерации по укреплению институтов гражданского общества, реализации крупных совместных программ с общественными организациями Русской Православной Церкви.

В этот период во всех федеральных округах страны были созданы Общественные Советы (общественные палаты), в том числе Общественный Совет Центрального Федерального округа, которые позволили посредством объединения наиболее активных общественных организаций наладить диалог между светской и духовной властью, повысить гражданскую активность. Результатом этого стало принятие в 2005-2008 гг. законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, об общественных палатах субъектов РФ (на 1 января 2009 г. такое законодательство имели 14 субъектов РФ из 18 входящих в ЦФО). Принят такой Закон и Белгородской областной думой в 2008 г. На его основе создана Общественная палата Белгородской области12.

Например, в статье 1 п. 1 Закона Ивановской области (принят 25 мая 2006 г.) устанавливается, что «Общественная палата Ивановской области обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с органами исполнительной власти Ивановской области в целях учета разнообразных потребностей и интересов граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ивановской области, при проведении государственной политики, защиты прав общественных объединений, а также осуществления общественной экспертизы и общественного контроля за деятельностью органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления на территории Ивановской области»13.

Среди основных целей Общественных палат субъектов РФ в этот период становятся:

• привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;

• выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общественное значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;

11 Полухин О.Н. Становление гражданственности в России: социально-философский анализ / Полухин О.Н.Академия наук социальных технологий и местного самоуправления. М., 2002. С.14.

12 Закон Белгородской области «Об общественной палате Белгородской области» от 21 июля 2008 г. №226.

13 Сборник нормативных документов / Общественная палата Ивановской области. Иваново, 2008. С. 2.

• проведение общественной экспертизы проектов законов и нормативных актов субъектов РФ и проектов нормативных актов органов местного самоуправления;

• осуществление контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

• выработка рекомендаций органам государственной власти в сфере поддержки общественных объединений и иных объединений граждан РФ, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

• обеспечение активности граждан при распространении информации, в контроле за средствами массовой информации, в обсуждении в средствах массовой информации проблем гражданского общества14.

Таким образом, в третий период некоммерческие и общественные организации получили возможность более комплексно, целенаправленно и эффективно развивать гражданское общество, повышать активность граждан РФ. Это нашло свое выражение в начавшемся в 2009 г. четвертом периоде, основным содержанием которого стало формирование на уровне городов и районов Общественных советов общественных объединений городов и районов, в задачу которых стало входить наполнение более конкретным содержанием совместной деятельности светских некоммерческих и общественных организаций и организаций Русской Православной Церкви.

Общественные объединения Русской Православной Церкви накопили определенный опыт реализации Концепции Социального служения, что позволило более комплексно подходить к разработке, подписанию и осуществлению договоров о взаимодействии организаций РЦП с некоммерческими и общественными организациями. Примером может служить рост гражданской активности москвичей в заботе о беспризорных детях. Откликаясь на призыв Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11, который призвал священников и прихожан московских храмов взять на себя заботу о сиротах и беспризорных детях, находящихся на лечении в больницах Москвы, общественные объединения заключили договоры о совместной деятельности на этом направлении с организациями Русской Православной Церкви15.

Новое качество приобрели инициативы граждан РФ субъектов РФ входящих в Центральный Федеральный округ. К 2009 г. более 7% граждан были участниками или инициаторами коллективных действий, направленных на развитие гражданского общества, 46% из них участие в общественной жизни мотивировали желанием принести людям пользу16.

Таким образом, проведенное исследование позволило не только впервые в исторической науке определить периодизацию современной истории деятельности субъектов гражданского общества по повышению уровня гражданской активности при реализации программ социального партнерства общественных организаций Центрального Федерального округа с общественными организациями Русской Православной Церкви, но и выявить конкретное содержание практической деятельности общественных организаций по развитию гражданского общества. С научной точки зрения, важное значение имеют практические рекомендации по обеспечению совместной деятельности субъектов гражданского общества по повышению уровня гражданской активности при реализации программ социального партнерства общественных организаций Центрального Федерального округа с общественными организациями Русской Православной Церкви в период развития гражданского общества на уровне малых городов и сельских муниципальных образований.

14 Проект модельного Закона субъекта Российской Федерации «Об общественной палате субъекта Российской Федерации» от 26 апреля 2007 г., г. Курск.

15 Церковь должна больше заботиться о беспризорных / / Белгородские епархиальные ведомости. 2004. №11-12. С. 6.

16 Неправительственные некоммерческие организации и общественное просветительское движение России: История. Опыт. Перспективы. М., 2008. С. 16.

PERIODIZATION OF SOCIAL PARTNERSHIP BETWEEN SOCIAL ORGANIZATIONS OF THE CENTRAL FEDERAL REGION AND THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

IN CREATION OF CIVIL SOCIETY

The very first time in historic research was declared periodity of civil soA. V. PROKOPENKO ciety's activity. Its aim is to level-up civil responsibility during realization of

social partnership programs between social organization of Central Federal BelgorodState University Department on the one side and Russian Orthodox Church on the other side.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

According to it found out concrete content of social organizations practice in

e-mail: civil society development sphere.

anastasiya_ovchi@mail.ru Key words: civil society, Russian Orthodox Church, civil organizations,

social conception of Russian Orthodox Church, social partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.