Научная статья на тему 'ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (1950 -2020 гг.)'

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (1950 -2020 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Церковный музей / древлехранилище / музей монастыря / Русская Православная Церковь / церковно-археологический кабинет / церковная история / военно-исторический музей / Church Museum / ancient repository / monastery Museum / Russian Orthodox Church / Church and archaeological study / Church history / military history Museum

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кирьянова Ольга Геннадьевна

Статья представляет собой обзор истории музейного дела в Русской Православной Церкви с 1950 года по настоящее время. Автором предложена периодизация, этапы которой связаны со значительными изменениями в сфере церковного музейного строительства. Впервые в научный оборот вводятся документы, связанные с обсуждением возможности создания первого церковно-государственного музея. Автор констатирует, что с первого десятилетия XXI века наблюдается устойчивая положительная динамика в развитии сети музейных учреждений Русской Православной Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERIODIZATION OF THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF MUSEUMS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH (1950-2020)

The article is a review of the history of Museum work in the Russian Orthodox Church from 1950 to the present. Periodization is proposed, the stages of which are associated with significant changes in the sphere of Church and Museum activities, including organizational and legal, thematic and exposition aspects. For the first time, documents related to the discussion of the possibility of creating the first Church-state Museum are introduced into scientific circulation. The author States that since the first decade of the XXI century, there has been a steady positive dynamics in the development of Museum institutions of the Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (1950 -2020 гг.)»

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ И ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

RAR УДК 069 ББК 79.1

10.34685/HI.2020.29.2.012

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

ЦЕРКВИ (1950 -2020 гг.)

Кирьянова Ольга Геннадьевна,

аспирантка,

Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва, ул. Космонавтов, д.2, г. Москва, Россия, 129366,

e-mail: psk-ok@mail.ru

Аннотация

Статья представляет собой обзор истории музейного дела в Русской Православной Церкви с 1950 года по настоящее время. Автором предложена периодизация, этапы которой связаны со значительными изменениями в сфере церковного музейного строительства. Впервые в научный оборот вводятся документы, связанные с обсуждением возможности создания первого церковно-государственного музея. Автор констатирует, что с первого десятилетия XXI века наблюдается устойчивая положительная динамика в развитии сети музейных учреждений Русской Православной Церкви. Ключевые слова

Церковный музей, древлехранилище, музей монастыря, Русская Православная Церковь, церковно-археологический кабинет, церковная история, военно-исторический музей.

Наступивший год стал юбилейным в новейшей истории Русской Православной Церкви — семьдесят лет назад при кафедре церковной археологии Московской Духовной Академии был возрожден Церковно-археологический кабинет (далее - ЦАК МДА), существовавший с 1871 по 1919 год. Появление во второй половине XIX столетия при духовных академиях, семинариях, мо-

настырях, церковно-археологических обществах, комитетах, православных братствах на территории Российской Империи церковно-истори-ческих и церковно-археологических кабинетов, музеев и древлехранилищ явилось следствием роста общественного интереса к проблемам сохранения памятников отечественного и мирового христианского наследия. До 1917 года в России

имелось около семидесяти подобных музейных учреждений1.

Возобновление деятельности ЦАК МДА стало началом нового периода истории церковного музейного строительства, осуществляемого в принципиально иных общественно-политических, экономических и культурных условиях, чем это происходило в дореволюционное время. Данный период можно разделить на четыре этапа, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями: 1950 - 1993 гг., 1994 - 2005 гг., 2006 - 2011 гг., 2011 г. - по настоящее время.

1950-1993 гг.

Открытие ЦАК МДА связано с возобновлением деятельности духовных школ Русской Православной Церкви в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в 1948 году. Инициатива возрождения музея принадлежала профессорам и преподавателям Духовной академии и была поддержана Патриархом Московским и всея Руси Алексием I. Фонды кабинета пополнялись, в основном, дарами православных священнослужителей. Основным жертвователем в течении двух первых десятилетий истории существования ЦАК оставался Патриарх Алексий I. В кабинет также передавались иконы и предметы богослужебной утвари, поступавшие в Лавру на хранение из закрытых и разоренных в годы богоборчества церквей. В итоге ЦАК стал располагать обширным собранием русских и восточно-христианских икон, богослужебных книг, включавшим старопечатные издания, рукописи и крюковые нотные сборники, коллекцией мелкой пластики, антиминсов, паломнических реликвий, макетами церковных зданий, предназначенными для освоения учащимися различных архитектурных стилей, коллекцией религиозной живописи русских мастеров XIX- начала XX века. Экспозиция имела мемориальную составляющую: здесь хранились элементы богослужебных облачений, книги, личные вещи, а также портреты выдающихся русских иерархов, включая Патриарха Алексия I. Отдельный зал заняли произведения западноевропейского религиозного искусства: подлинники и копии картин, скульптура, а также литургическая утварь и книги на латыни, кото-

1 Е.А.Полякова, Г.В. Витовтова. Церковно-Археологические учреждения России и их структурные подразделения во второй половине XIX - начале XX века. // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 5 (48). С.257.

рые должны были помочь студентам Академии «установить принципиальную разность традиций католичества и Православия и своеобразие художественных принципов западного искусства вообще»2. Профессорско-преподавательская корпорация академии воспринимала ЦАК как учебный музей художественного профиля, «музей наглядных пособий»3, на его базе старшекурсники академии готовили курсовые работы, магистерские диссертации и стипендиатские отчеты по кафедре церковной археологии. Характеризуя отличие ЦАК МДА от существовавших в то время светских музеев, его многолетний заведующий протоиерей Алексий Остапов отмечал, что здесь «перед иконами теплятся лампады, в часы богослужений можно слышать отзвуки церковного пения», а также «совершенно немузейный облик экскурсоводов», что создает «особый храмовый настрой, храмовость кабинета»4, т.е. академический музей воспринимался его сотрудниками как продолжение храмового пространства. Фактически используя принципы «живого музея», разработанные П.В.Флоренским, они создавали вокруг экспозиции особую аудиовизуальную среду, позволяющую посетителю в полной мере соприкоснуться с изучаемой темой. Посещать ЦАК могли только воспитанники академии и почетные гости, включая зарубежных духовных лидеров.

К 1951 году был обустроен церковно-архео-логический кабинет в Ленинградской духовной академии5.

В 1967 году с аналогичными учебно-педагогическими целями организуется церковно-архео-логический кабинет в Одесской духовной семинарии. В его фонд было передано много икон, книг и других предметов из собрания ЦАК МДА.

Открытие следующего - четвертого по счету - церковного музея на территории СССР связано с возобновлением монашеской жизни в мос-

Прот. А.Остапов. Церковноархеологический кабинет МДА. // Журнал Московской Патриархии. №12. С.18.

Свящ. Н.Никольский. О церковно-археологическом музее московской духовной академии. // Журнал Московской Патриархии. 1950. №1. С.53.

Прот. А.Остапов. Церковноархеологический кабинет МДА // Журнал Московской Патриархии. №12. С.22.

B.Некрасов. Церковно-археологический кабинет в ленинградской духовной академии. ЖМП, № 12, 1952,

C.41.

2

3

4

5

ковском Даниловом мужском монастыре, возвращенном Русской Православной Церкви в преддверии празднования 1000-летия Крещения Руси. К этому юбилею в мае 1987 года в монастыре был создан церковно-исторический музей6. Его фонд также, как в предшествующих случаях, формировался за счет пожертвований богослужебной утвари, книг, икон. Впервые в монастырский музей начали поступать из семейных собраний вещи, принадлежавшие духовным лицам, пострадавшим в ходе гонений советского времени. Штатных сотрудников музей не имел и не был рассчитан на массового посетителя.

рассчитан на массового посетителя.

В 1990 году музей, доступный паломникам и почетным гостям, впервые организован в Успенском Пюхтицком женском монастыре на территории Эстонии. Формирование будущего музейного собрания из исторически ценных предметов монастырской ризницы началось здесь еще в 80-х годах по инициативе игумении Варвары (Трофимовой).

В 1991 году митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), председатель Издательского Отдела Московской Патриархии, создал в Иосифо-Волоцком мужском монастыре музей Библии. В основу экспозиции было положено обширное книжное собрание митрополита.

В 1992 году Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственной собственностью и возрожденным на о. Валаам Спасо-Преображенским мужским монастырем учреждается товарищество с ограниченной ответственностью «Валаамский научно-исследовательский церковно-археологический и природный музей-заповедник». Основу собрания составили фонды Валаамского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника (ВГИАПМЗ) - филиала Карельского государственного краеведческого музея. Впоследствии единственным учредителем музея остался монастырь.

1994-2004 гг.

Важным событием в истории развития церковного музейного дела в России явилось начатое в 1994 году обсуждение перспективы создания

Зеленская Г.М. Даниловский монастырь в годы со-

ветской власти. Возрождение. Святыни. // Первый на Москве. Московский Данилов монастырь. М.: Даниловский благовестник, 2000. С.166.

первого в стране государственно-церковного музея. Сама постановка вопроса была вызвана возобновлением монашеской жизни в московском Донском мужском монастыре, территорию и здания которого с 1935 года занимал Музей истории архитектуры им.А.Щусева. Частью музейной экспозиции являлся сохранившийся монастырский некрополь ХУШ-Х1Х вв.. При передаче обители Московской Патриархии остро встал вопрос обеспечения сохранности остающихся здесь памятников истории и культуры.

В июле 1994 года под председательством заместителя министра культуры России В.П. Демина состоялось заседание специальной Комиссии, включавшей директоров ряда ведущих федеральных музеев, представителей Министерства культуры и наместника монастыря с целью обсуждения одного из возможных вариантов решения проблемы - создания первого в стране церковно-государственного музея «Донской монастырь». Реализация этого замысла предусматривала равноправное участие Министерства культуры Российской Федерации, Государственной Третьяковской галереи и Донского монастыря. Первый церковно-госу-дарственный музей, согласно проекту его устава, становился монастырским структурным подразделением. Вся музейная деятельность, включающая хранительскую, экспозиционную, научно-исследовательскую и научно-просветительскую работу, должна была согласовываться с наместником обители. Имущество музея за исключением музейных ценностей, предметов и памятников, числилось на балансе Донского монастыря. Музейные предметы и исторические документы, включенные в состав фондов музея, оставались федеральной собственностью и находились в оперативном управлении монастырской администрации. Их учет и хранение планировалось проводить в соответствии с утвержденными Министерством культуры инструкциями, принятыми в отношении светских музеев. В основу управления новой музейной структурой закладывался принцип коллегиальности, предполагавший участие Совета Учредителей, наместника монастыря и директора музея. Участники заседания единодушно одобрили предлагаемую модель, как «наиболее приемлемую и крайне необходимую форму» государственно-церковного сотрудничества в музейной сфере, могущую стать прин-

87

ципиальным примером для всей России7. Этот проект так и не был реализован.

На этом этапе по сравнению с предшествующим значительно возросло количество действующих приходов и монастырей Русской Православной Церкви, в которых возобновилась не только богослужебная, но и просветительская деятельность. Приток образованного духовенства, осознающего важность сохранения и популяризации культурного наследия, способствовал формированию музейных собраний, а затем и созданию музеев исторического профиля при храмах, монастырях, епархиальных управлениях. К этому времени относится создание музея Верхотурско-го Никольского мужского монастыря, Самарского епархиального церковно-исторического музея, «Музея истории Православия на Алтае» в Алтайской епархии, музея «Кадашевская слобода» при московском храме Воскресения Христова в Кадашах. Возникают первые мемориальные церковные музеи - в московском Донском монастыре, в Кронштадте, в Свято-Введенской Опти-ной пустыни.

В Москве в 1997 году открывается мемориальный музей-квартира священника Павла Флоренского, с инициативой создания которого впервые публично выступил академик Д. С. Лихачев в 1989 году. Еще до официального открытия музей регистрируется в качестве некоммерческой негосударственной организации культуры, одним из физических лиц - соучредителей которого выступает внук о. Павла Флоренского - игумен Андроник (Трубачев). Таким образом, в России появляется первый церковный музей, учредителем которого выступил православный священнослужитель, как частное лицо.

2005-2010 гг.

Начало следующего этапа развития церковного музейного дела приходится на 2005 год. Годом ранее в Костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре открылся епархиальный историко-археологический музей. Приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии № 480 от 3 августа 2005 года в безвоз-

Протокол заседания комиссии по созданию церков-но-государственного музея «Донской монастырь» от 04.07.1994 г., Устав музея «Донской монастырь» (проект), учредительный договор о создании музея «Донской монастырь» в Донском ставропигиальном музее Москвы (проект). Личный архив автора.

мездное пользование Костромского церковного историко-археологического музея (ЦИАМ) было передано две тысячи шестьсот семьдесят семь музейных предметов из собрания Костромского художественного и историко-архитектурного музея-заповедника. Впервые в истории современной России музейная структура, созданная религиозной организацией и официально возглавляемая духовным лицом - наместником Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря архимандритом Иоанном (Павлихиным), получила право хранить, исследовать и экспонировать музейные предметы являющиеся частью Государственного музейного фонда8.

Внимание к вопросу музеефикации культурного наследия силами самих церковных учреждений со стороны высших иерархов РПЦ возрастает, эта задача начинает осмысливаться ими как требующая выработки долгосрочных стратегических решений. В 2007 году Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (Копалин) заявил о необходимости возрождения собственной церковной системы музеев. В 2008 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», где сочтено полезным «создание при епархиальных управлениях, духовных школах, монастырях и приходах древнехранилищ (церковных музеев) для сохранения духовного, исторического и культурного наследия православной традиции, запечатленной в материальных памятниках прошлого»9. Значимым шагом в деле развития церковной музейной сферы стало также создание в 2010 году Патриаршего совета по культуре, сфера ответственности которого охватывает церковные музейные учреждения.

Официальный сайт Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря [Электронный ресурс]. - URL: https://ipatievsky-monastery.ru/museum (дата обращения 15.01.2020).

Официальный сайт Московского Патриархата. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п.7 [Электронный ресурс ]. -URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/428914.html (дата обращения 06.02.2020).

8

9

7

Характерной особенностью указанного периода является появление церковных музеев, тематика экспозиции которых напрямую не связана с церковной историей и культурой. Термин «древлехранилище» к таким музеям уже не применим. Большая часть подобных музейных учреждений имеет военно-исторический профиль и формируется за счет находок поисковых отрядов. В 2005 году при Скорбященском храме Санкт-Петербургской епархии был открыт первый из них, посвященный Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда. Другим источником возникновения нетипичных для церковных учреждений музейных коллекций являются фонды общественных - школьных, сельских, производственных музеев, которые после упразднения музеев передаются в ведение Русской Православной Церкви, иногда самими бывшими сотрудниками для сохранения музейных предметов.

2011 г. - по настоящее время.

Последний - четвертый - этап предлагаемой периодизации с утверждения в 2011 году Священным Синодом РПЦ типового устава частного учреждения культуры «Церковного музея - епархии Русской Православной Церкви». Таким образом, в публичном пространстве впервые фиксируется не только желательность и правомочность существования музейных институций при религиозных организациях, но и предпочтительная форма их юридической организации.

Зримым свидетельством этого количественного и качественного роста стала научно-практическая конференция «Христианский музей в современном мире» 2014 года в которой участвовали представители почти 50 светских и церковных музеев. Они приняли решение обратиться к Патриарху за благословением на создание союза христианских музеев, однако, практического развития эта инициатива не получила.

В 2016 году решением Священного Синода РПЦ создается Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации (ЭСЦИ-АР), в структуру которого включена отдельная комиссия по созданию древлехранилищ и взаимодействию с музеями10.

Официальный сайт Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации [Электронный ресурс]. - URL: http://expsovet.ru/%d0%be%d0%b1-%d1 %8d%d0%ba%d1%81%d0%bf%d0%b5%d1%80%d1%82%

В 2018 и 2019 годах в Москве совместными усилиями Патриаршего совета по культуре и ЭС-ЦИАР организуются I и II Всероссийские конференции на тему «Епархиальные древлехранители. Церковь и музеи». Участникам II конференции, состоявшейся в мае 2019 года, организаторами было презентовано электронное пособие «Опыт создания церковных музеев. Лучшие практики», где помимо анализа приводятся рекомендации по профессиональной организации хранительской и экспозиционно-выставочной работы.

В минувшем году СМИ почти ежемесячно сообщали об открытии новых церковных музеев. Рост интереса священнослужителей и прихожан к музейной работе, востребованность таких учреждений со стороны посетителей разных возрастов позволяют полагать, что церковная музейная сеть будет развиваться.

Выводы:

В рассматриваемый период численность церковных музеев неуклонно возрастала, особенно заметный рост наблюдается с 2005 года;

Церковные музеи организуются при религиозных организациях РПЦ - епархиях, монастырях, приходах, а также православных учебных заведениях, братствах и сестричествах. В правовом отношении такие музеи могут являться отдельными юридическими лицами, структурными подразделениями юридических лиц - религиозных организаций, либо не иметь никакого формального статуса;

Профиль подавляющего большинства церковных музеев - исторический, однако тематика их экспозиций к четвертому этапу рассматриваемого периода расширилась и охватывает различные аспекты военной и промышленной истории страны. Получают распространение мемориальные музеи духовных лиц;

К настоящему времени в Русской Православной Церкви созданы специализированные консультативные структуры, разработана документальная и методическая база для содействия развитию церковной музейной сети.

Список литературы

1. Е.А.Полякова, Г.В.Витовтова. Церковно-Археологические учреждения России и их структурные подразделения во второй половине XIX -

d0%bd%d0%be%d0%bc-%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%b 5%d1%82%d0%b5/ (дата обращения 12.02.2020).

89

начале XX века. Мир науки, культуры, образования. 2014. № 5 (48).

2. Прот. А.Остапов. Церковноархеологиче-ский кабинет МДА. // Журнал Московской Патриархии. № 12.

3. Свящ. Н.Никольский. О церковно-археоло-гическом музее московской духовной академии. // Журнал Московской Патриархии. 1950. №1.

4. Прот. А.Остапов. Церковноархеологиче-ский кабинет МДА. // Журнал Московской Патриархии. №12.

5. В.Некрасов. Церковно-археологический кабинет в ленинградской духовной академии. // Журнал Московской Патриархии. 1952. №12.

6. Зеленская Г.М. Даниловский монастырь в годы советской власти. Возрождение. Святыни. // Первый на Москве. Московский Данилов монастырь. М.: Даниловский благовест-ник, 2000.

7. Протокол заседания комиссии по созданию церковно-государственного музея «Донской монастырь» от 04.07.1994 г., Устав музея «Донской монастырь» (проект), учредительный договор

о создании музея «Донской монастырь» в Донском ставропигиальном музее Москвы (проект). Личный архив автора.

8. Официальный сайт Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря [Электронный ресурс]. - URL: https://ipatievsky-monastery.ru/mu-seum (дата обращения 15.01.2020)

9. Официальный сайт Московского Патриархата. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2429 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п.7 [Электронный ресурс ]. - URL:

http://www.patriarchia.ru/db/text/428914.html (дата обращения 06.02.2020).

10. Официальный сайт Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации [Электронный ресурс]. - URL: http://expsovet.ru/%d0%be%d0%b1-%d1%8d%d 0%ba%d1%81%d0%bf%d0%b5%d1%80%d1%82 %d0%bd%d0%be%d0%bc-%d1%81%d0%be%d0 %b2%d0%b5%d1%82%d0%b5/ (дата обращения 12.02.2020).

PERIODIZATION OF THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF MUSEUMS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH (1950-2020)

Kiryanova Ola Gennadjevna,

post-graduate student of the third year of the Russian research Institute of cultural and natural heritage. D. S. Likhacheva, Bersenevskaya embankment, d. 18-20-22, building 3119072, Moscow, Russian Federation,

e-mail: psk-ok@mail.ru

Abstract

The article is a review of the history of Museum work in the Russian Orthodox Church from 1950 to the present. Periodization is proposed, the stages of which are associated with significant changes in the sphere of Church and Museum activities, including organizational and legal, thematic and exposition aspects. For the first time, documents related to the discussion of the possibility of creating the first Church-state Museum are introduced into scientific circulation. The author States that since the first decade of the XXI century, there has been a steady positive dynamics in the development of Museum institutions of the Russian Orthodox Church.

Keywords

Church Museum, ancient repository, monastery Museum, Russian Orthodox Church, Church and archaeological study, Church history, military history Museum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.