Научная статья на тему 'Церковный музей в контексте музеологии'

Церковный музей в контексте музеологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
321
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Музей / церковный музей / мемориальный музей / Русская Православная Церковь / внутренний туризм. / Museum / Church Museum / memorial Museum / Russian Orthodox Church / domestic tourism.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кирьянова Ольга Геннадьевна

Анализируется деятельность Русской Православной Церкви по музеефикации культурного наследия, представлена типология церковных музейных учреждения и перспективы использования церковной музейной сети в сфере внутреннего туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHUCH MUSEUM IN THE CONTEXT OF MUSEOLOGY

The article analyzes the state of the activity of the Russian Orthodox Church in museumification of cultural heritage, examines the typology of Church Museum institutions and various aspects of their work. The prospects for the further development of the Church Museum network are outlined, taking into account the possibility of its use for the development of domestic tourism.

Текст научной работы на тему «Церковный музей в контексте музеологии»

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ И КУЛЬТУРА

RAR

УДК 069:001.12

ЦЕРКОВНЫЙ МУЗЕЙ В КОНТЕКСТЕ МУЗЕОЛОГИИ

Кирьянова Ольга Геннадьевна,

аспирант, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Лихачева Д. С. 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2.

e-mail: psk-ok@mail.ru

Аннотация

Анализируется деятельность Русской Православной Церкви по музеефикации культурного наследия, представлена типология церковных музейных учреждения и перспективы использования церковной музейной сети в сфере внутреннего туризма. Ключевые слова

Музей, церковный музей, мемориальный музей, Русская Православная Церковь, внутренний туризм.

Ярким феноменом культурной жизни современной России стали церковные музеи. Особенность этого формата презентации культурного наследия в реальном присутствии живой традиции, как определил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «сама по себе Церковь — это не музей, Церковь — это живая община людей... Церковь не является музейным экспонатом», но «в Церкви хранятся духовные и часто — материальные ценности, которые достаются нам

от прошлого. в Церкви, как хранительнице культурной традиции, должны быть и музеи».1 Церковные музеи — уникальное и многогранное явление отечественной культуры. Это особая категория современных музейных структур, учредителями которых являются официальные канонические подразделения Русской Православной Церкви — митрополии, епархии, монастыри, благочиния, приходы, учебные заведения, братства, сестричества, миссии. Особенностью последнего десятилетия является по-

1 Из речи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии музея Валаамского монастыря, 10 июля 2009 года/Официальный сайт Московской Патриар-

хии. — URL: https://valaam.ru/publishing/4975/(Дата обращения 08.02.2019).

Музей Коломенской духовной семинарии.

Музей антиминсов Коломенской духовной семинарии

явление музеев и учреждении музейного типа, инициаторами создания которых выступают православные священнослужители и прихожане как частные лица.

В настоящее время прослеживается тенденция увеличения числа церковных музеев. Если к концу XX века они были представлены единичными экспозициями, самой крупной и известной из которых оставался Церковно-археологи-ческий кабинет Московской Духовной Академии (ЦАК МДА), возобновленный еще в 1948 году, то с начала третьего тысячелетия число церковных музейных учреждений возросло до нескольких десятков. Только в Западной Сибири, начиная с середины первого десятилетия XXI века, было создано шесть подобных институций: Музей истории православия на Алтае (Барнаул), Музей истории Новосибирского епархиального управления (Новосибирск), Музей истории Алтайской духовной миссии (Бийск), Церковно-ар-хеологический кабинет Томской духовной семинарии (Томск), Древлехранилище Тобольско-Тю-менской епархии (Тобольск), Музей истории православия на земле Кузнецкой (Кемерово)2.

Для объединения усилий церковных музейных институций и обмена их представителей практическим опытом 16 декабря 2014 года

Е. А. Полякова. Церковные музеи Западной Сибири: вопросы классификации // Вестник Томского государственного университета/Культурология и искусствоведение. 2014. № 1 (13). С. 114 - 118. В настоящее время на территории Новосибирской митрополии действуют уже четыре церковных музея, включенных в церковно-исторический комплекс «Сохраним наследие».

была проведена первая в истории отечественного музееведения научно-практическая конференция «Христианский музей в современном мире», посвященная целиком церковному музейному делу. Ее инициатором стал ЦАК МДА, а местом проведения — Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Церковные музеи становятся реалией повседневной культурной жизни России. Руководящие органы Московской Патриархии осознают эту тенденцию и поддерживают ее, о чем свидетельствует принятие в 2011 году Священным Синодом Русской Православной Церкви типового устава епархиального музея3. Предпочтительной формой юридической регистрации такого музея признано НКО (некоммерческая организация) — частное учреждение культуры, учредителем и собственником которого является епархия в лице епархиального архиерея. На практике спектр статусов церковных музеев, которые проходят регистрацию как юридические лица, гораздо обширнее — среди них встречаются и автономные некоммерческие партнерства, и религиозные организации, и общества с ограниченной ответственностью. Однако, в подавляющем большинстве музеи и учреждения музейного типа, действующие при религиозных организациях Русской Православной Церкви, не имеют самостоятельного юридического лица. Они могут являться структурными подразделениями своих организаций или вообще не иметь никакого отдельного статуса.

Официальный сайт Московской Патриархии. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1587324. html (Дата обращения 25.01.2019).

3

Музей-келья исповедника святителя

Афанасия, епископа Ковровского, в г. Петушки Владимирской области

Большая часть существующих церковных музейных учреждений относится к научно-просветительным или учебным, коллекционного типа. Учебными музеями располагают многие духовные семинарии, например, Коломенская Калужская, Нижегородская, Томская. Основная задача таких музеев — обеспечить предметность и наглядность образовательного процесса, поэтому коллекции таких музеев включают, в первую очередь, предметы богослужебного использования, церковную утварь, книги, иконы и облачения. Коломенская духовная семинария, например, имеет сразу два музея. В основе собрания одного — частная коллекция антиминсов XVIII - XX века.

Учебные музеи имеют средние учебные заведения: православные школы и гимназии. Заметное развитие среди музеев Русской Православной Церкви получили мемориальные, в основном, связанные с деятельностью выдающихся деятелей русского Православия, включая тех, кто прославлен в лике святых. Чаще всего, это музеефицированные кельи, где жил, а, возможно, и скончался чтимый верующими подвижник или подвижница. С начала 2000-х годов значительное распространение получает музеефика-ция как способ сохранения памяти о православных новомучениках и исповедниках XX века.

Мемориальные кельи могут быть устроены внутри монастырских корпусов, а также представлять собой отдельно стоящее здание — историческое или новое. Наиболее известные примеры — мемориальный музей-келья святителя Тихона, патриарха Всероссийского, расположен-

Музеефицированная келья преподобного Амвросия Оптинского в Оптиной пустыни

ный в Донском монастыре, мемориальный покой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны в Марфо-Мариинской обители, дом-келья преподобного Амвросия в Иоанно-Предтеченском скиту и дом-келья преподобной Сепфоры в Спасском скиту Введенской Оптиной пустыни в Калужской области, кельи архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и преподобного Симеона (Жел-нина) в Успенском Псково-Печерском монастыре Псковской области.

Уникальным примером музеефицированной кельи является музей-квартира праведного Иоанна Кронштадского в городе Кронштадте, создателем которой стал настоятель одного из храмов Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Геннадий Беловолов, выступавший как частное лицо. Историческая квартира, расположенная на втором этаже жилого дома, была частями выкуплена у новых владельцев и музеефицирована с воссозданием предметов обстановки по фотографиям и описаниям очевидцев4.

Сайт Музея истории Кронштадта. — URL: http://

visitkronshtadt.ru/muzey-kvartira-ioanna-kronshtdtskog (Дата обращения 05.02.2019)

4

Музей-квартира праведного Иоанна Кронштадского в городе Кронштадте

В епархиях России в настоящее время насчитывается не менее 30 музеефицированных мемориальных келлий подвижников благочестия 5.

Кроме того в экспозициях целого ряда епархиальных музеев присутствуют отдельные мемориальные разделы, посвященные жизни и трудам выдающихся духовных лиц. Так, в Самарском епархиальном церковно-историческом музее центральное место в экспозиции исторического зала занимает мемориальная келья митрополита Мануила (Лемешевского), видного церковного историка и духовного писателя, долгие годы находившегося на Самарской кафедре6. Отдельным разделом музея истории Православия на Земле Кузнецкой в городе Кемерово является мемориальный кабинет бывшего кемеровского

Согласно данным исследования Кирьяновой О. Г., автора статьи.

Сайт Самарского епархиального церковно-истори-ческого музея. — URL: http://se-museum.ru/displays (Дата обращения 28.01.2019)

Музей — диорама «Великое стояние на реке Угре».

архиепископа Софрония (Будько), тринадцать лет возглавлявшего местную епархию7.

Мемориальным музеем иного типа является диорама «Великое стояние на реке Угре».

Его экспозиция посвящена событиям средневековой отечественной военной и церковной истории и включает не только собственно диораму, в основе которой впечатляющее размерами полотно художника П. Рыженко, но и выставку археологических находок, сделанных в окрестностях монастыря: оригиналы и реплики русского и монгольского воинского снаряжения. Диорама открыта в 2014 году в действующем Владимирском скиту Успенской Тихоновой пустыни Калужской митрополии по инициативе наместника монастыря архимандрита Тихона (Завьялова).

Разумеется, как всякий живой и быстрорастущий организм, сфера церковного музейного строительства сталкивается с целым рядом проблем.

Не все музейные учреждения Русской Православной Церкви к настоящему времени в полной мере соответствуют понятию музея, данному Международным советом музеев (ИКОМ). Согласно определению ИКОМ, музей представляет собой «действующую на постоянной основе некоммерческую организацию, которая служит обществу, заботится об общественном развитии, является открытой для публики и с целью познания, обучения и развлечения собирает, хранит, изучает, демонстрирует и популяризирует мате-

Официальный сайт Кузбасской митрополии. — URL: http://mitropolia42.ru/ muzey/ 46 (Дата обращения 25.02.2019).

5

6

7

Зал Самарского епархиального церковно-исторического музея

риальное и нематериальное наследие человечества и среды его обитания»8. Анализ фондового, экспозиционного, просветительного направлений в деятельности церковных музейных учреждений позволил выявить характерные для таковых структур проблемы и тенденции.

Основная проблема — нехватка квалифицированных кадров для работы в церковных музейных институциях. Инициаторами создания музеев чаще всего выступают энтузиасты: архиереи, клирики, миряне. Практическую работу, включая экскурсионную деятельность, осуществляют, как правило, прихожане, насельники монастырей, в лучшем случае — специалисты-волонтеры из числа сотрудников местных светских музеев. В большинстве случаев лица, ответственные за монастырские и особенно за приходские музеи, не имеют ни специального музееведческого, ни даже исторического образования, при том, что часто совмещают функции хранителя и экскурсовода. Это ставит под вопрос саму возможность полноценной деятельности по комплектованию фондов, их описанию и изучению. Иметь собственный штат, включающий профессиональных историков и специалистов музейного дела, могут себе позволить только крупные епархиальные и монастырские музеи. Положительные примеры в этом отношении являют Самарский епархиальный церковно-исторический музей, комплекс музейных учреждений Рязанской митрополии, музей Валаамского ставропигиально-

Официальный сайт Кузбасской митрополии. — URL: http://mitropolia42.ru/ muzey/46 (Дата обращения 25.02.2019).

Древлехранилище, используемое как действующий храм.

Этикетаж полностью отсутствует

го мужского монастыря, Музеи истории Алтайской Духовной миссии.

Основную задачу создатели церковных музейных учреждений видят в сборе, сохранении и презентации артефактов, связанных с историей Православия, особенно ее новейшего периода, связанного с гонениями за Веру. Формирование и пополнение фондов в большинстве случаев совершается путем пожертвований, осуществляемых частными лицами. Другой, гораздо менее распространенный вариант формирования церковной музейной экспозиции — передача федеральными и муниципальными музеями из своих фондов в церковные институции предметов религиозного назначения во временное безвозмездное пользование.

Формировать экспозиционное пространство на основании профессионального дизайн-проекта также могут позволить себе немногие церковные музеи. Обычно экспонаты в них размещают по историко-хронологическому принципу, не прибегая к особым цветовым и световым решениям при расстановке музейных витрин. Серьезным недочетом является то, что в экспозициях зачастую нет этикетажа, аннотаций, справочных и навигационных текстов. Это означает не только отсутствие существенной для посетителей информации, но и предоставляет возможность для вольной интерпретации экспозиции непрофессиональными экскурсоводами. Человек, обладающий хотя бы начальными знаниями об устройстве и назначении храма, церковных праздниках и событиях церковной истории способен извлечь пользу из посещения такого музея,

но вести просветительскую работу, конечно, необходимо и с остальными категориям посетителей.

Долгое время остро стояла проблема информационного обеспечения деятельности церковных музеев. В настоящее время ситуация значительно меняется в лучшую сторону: церковные музеи обзаводятся сайтами, страницами в Сети интернет, размещают свои материалы в электронных и печатных СМИ.

Назрел вопрос вовлечения церковных музеев и учреждений музейного типа в формирование внутренних туристических продуктов. Пока церковные музеи ориентированы, в основном, на группового посетителя. Однако тенденцией нашего времени является рост внутреннего индивидуального туризма. Все чаще люди, включая семьи с детьми, путешествуют самостоятельно на частном или общественном транспорте, выстраивая маршруты по своему усмотрению. Существенным становится предоставление возможности включения в эти маршруты посещения церковных музеев, обладающих большим духовно-просветительским потенциалом. Однако пока практически отсутствует взаимодействие между светскими и церковными музеями в части перенаправления туристического потока, что важно, особенно для малых городов. Посетив, местный краеведческий музей, туристы могли бы зайти и в церковный, если бы знали о его наличии, адресе и режиме работы. Это обстоятельство актуализирует необходимость расширения информационного присутствия церковных музеев в публичном пространстве.

Особый интерес к православным музейным собраниям имеется у категории российских путешественников, которую принято относить к категории «религиозные туристы», о чем свидетельствуют многочисленные отзывы на популярных туристических сайтах. Существует реальный запрос на расширение сотрудничества

с церковными музеями со стороны светских ведомств, ответственных за туризм. И эту возможность нельзя игнорировать.

Церковные музеи являются востребованной и перспективной формой сохранения духовного и материального наследия. Их становление и развитие открывает новые возможности продвижения традиционных ценностей и развития сферы культуры современной России.

Список литературы

1. Официальный сайт Московской Патриархии. — URL: https://valaam.ru/publish-ing/4975/Шата обращения 08.02.2019).

2. Е. А. Полякова. Церковные музеи Западной Сибири: вопросы классификации // Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2014. № 1 (13), с. 114 - 118

3. Официальный сайт Московской Патриархии. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1587324. html (Дата обращения 25.01.2019)

4. Сайт Музея истории Кронштадта. — URL: http://visitkronshtadt.ru/muzey-kvartira-ioan-na-kronshtdtskog (Дата обращения 05.02.2019)

5. Сайт Самарского епархиального цер-ковно-исторического музея. — URL: http://se-museum.ru/displays (Дата обращения 28.01.2019)

6. Официальный сайт Кузбасской митрополии. — URL: http://mitropolia42.ru/muzey/46 (Дата обращения 25.02.2019)

7. Официальный сайт ИКОМ — РОССИЯ. Устав ИКОМ, ст. 3, п. 3.1. — URL: http://icom-russia.com/upload/uf/925/%D0% A3%D1 %81 %D1 %82%D0%B0%D0%B2%20% D0%98%D0%9A%D0%9E%D0%9C_2017. pdf (Дата обращения 04.01.2019).

CHUCH MUSEUM IN THE CONTEXT OF

MUSEOLOGY

Kiryanova Olga Gennadevna,

PhD student, Russian Scientific Research Institute for cultural and natural heritage. D. s.

Likhachev, 129366, Moscow, UL. Astronauts, d. 2.

e-mail: psk-ok@mail.ru

Abstract

The article analyzes the state of the activity of the Russian Orthodox Church in museumi-fication of cultural heritage, examines the typology of Church Museum institutions and various aspects of their work. The prospects for the further development of the Church Museum network are outlined, taking into account the possibility of its use for the development of domestic tourism.

Keywords

Museum, Church Museum, memorial Museum, Russian Orthodox Church, domestic tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.