Научная статья на тему 'Периодизация формирования и развития судебной системы Бессарабии в составе Российской империи в XIX в'

Периодизация формирования и развития судебной системы Бессарабии в составе Российской империи в XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
526
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЗАЦИЯ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / БЕССАРАБИЯ / PERIODIZATION / JUDICIARY / BESSARABIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калякина Анна Валерьевна

Рассматриваются варианты периодизации становления и развития судебной системы Бессарабии в составе Российской империи в XIX в., выявляются недостатки имеющихся периодизаций и предлагается периодизация, которая выделяет наиболее важные этапы развития судебной системы Бессарабии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The periodization of formation and development of the judiciary of Bessarabia as part of the Russian empire in XIX century

In the article consider variants of the periodization of formation and development of the judiciary Bessarabia as part of the Russian empire in XIX century, reveal defects of available periodizations and offer the periodization, that distinguish the most important stages of development of the judiciary of Bessarabia.

Текст научной работы на тему «Периодизация формирования и развития судебной системы Бессарабии в составе Российской империи в XIX в»

УДК 34 ББК 67

© Калякина А.В.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

БЕССАРАБИИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX В.

АННА ВАЛЕРЬЕВНА КАЛЯКИНА,

доцент Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко Научная специальность 12.00.11 — Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются варианты периодизации становления и развития судебной системы Бессарабии в составе Российской империи в XIX в., выявляются недостатки имеющихся периодизаций и предлагается периодизация, которая выделяет наиболее важные этапы развития судебной системы Бессарабии.

Ключевые слова: периодизация, судебная система, Бессарабия.

Annotation. in the article consider variants of the periodization of formation and development of the judiciary Bessarabia as part of the Russian empire in XIX century, reveal defects of available periodizations and offer the periodization, that distinguish the most important stages of development of the judiciary of Bessarabia.

Keywords: periodization, judiciary, Bessarabia.

Для цитирования: Калякина А.В. Периодизация формирования и развития судебной системы Бессарабии в составе Российской империи в XIX в. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):86-94.

В настоящее время основным направлением российских исследований Судебной реформы 1864 г. является изучение проведения преобразований на территориях, в настоящее время входящих в состав Российской Федерации (европейская часть России, Сибирь и Дальний Восток) и совершенно не изучаются особенности проведения Судебной реформы на национальных окраинах Российской империи, в настоящее время входящих в состав независимых государств, — Украины, Польши, Молдовы, Эстонии, Литвы, Латвии и др.

Актуальность исследования особенностей проведения Судебной реформы на национальных окраинах Российской империи заключается в том, что это позволяет выявить общие и особенные черты и закономерности проведения Судебной реформы, характерные как для великорусских губерний, так и для регионов, где проживали представители нетитульной нации. Это позволяет сформулировать предложения по совершенствованию механизмов политико-правовых преобразований (в том числе преобразований судебно-процес-суальной формы) в многонациональных государствах,

актуальных и для начала XXI века.

Но для исследования процесса подготовки и реализации судебной реформы 1864 г. на той или иной территории необходим комплексный подход, предполагающий не только изучение тех судебных учреждений, которые формировались в соответствии с Судебными уставами, но и той системы судов, которые предшествовали преобразованиям на всех этапах развития данной части Российской империи. Наиболее полное представление об общих закономерностях и особенностях такого развития дает научно-обоснованная периодизация развития того или иного правового института или системы государственных учреждений. В данной работе предлагается исследовать предложенные в научной литературе периодизации становления и развития судебной системы Бессарабии в составе Российской империи в XIX в. (именно в данный период произошло становление и наиболее важные изменения в системе судебных учреждений данной территории).

Предложенные исследователями государственно-правового развития Бессарабии в составе Российской

империи периодизации становления и развития ее административной и судебной систем можно условно подразделить на 2 группы.

Первая группа периодизаций связана с исследованиями административно-территориального устройства Бессарабской области в целом, затрагивающими в случаях необходимости и судебные учреждения.

Так, И.А. Анцупов и В.И. Жуков, исследуя реформы управления Бессарабией с 1812 по 1828 гг. выделили 3 этапа развития аппарата управления области: 1812-1816 гг., 1816-1818 гг., 1818-1828 гг.1

А.В. Сурилов, изучая место и роль Верховного Совета Бессарабской области в системе органов Бессарабской автономии, выделил только три этапа развития аппарата управления области: 1812-1816 гг., 18161818 гг., 1818-1820 гг. и 1820-1828 гг.2

Г.К. Федоров, изучая государственно-административное устройство Бессарабии, выделял этапы 18121818 гг., 1818-1828 гг., 1828- 60-е гг. XIX в.3

Я.С. Гросул выделял следующие периоды в управлении Бессарабской области в 1812-1828 гг.: 18061812,1812-1816, 1818-1828.4

И наконец, М.Б. Булгаков, В.Я. Гросул и Э.Г. Истомина, изучая систему управления Молдавии в составе России в ХУШ — начале XX вв., выделили три наиболее общих периода: административно-территориальная система Молдавии в XVШ в., система управления Молдавии в первой половине XIX в. (с выделением следующих хронологических отрезков: 1806-1812 гг., 1812-1816 г., 1816-1818 гг., 1818-1824/1825 гг., 1824/1825-1828 гг., с 1828 г. до середины XIX в.); административное устройство Молдавии во второй половине XIX — начале XX вв.5

К недостаткам указанных периодизаций относится, прежде всего, ограниченность предметного подхода к исследованию проблемы. Каждый исследователь, исходя из предмета своих исследований, предлагал свой подход к проблеме периодизации развития административно-территориального устройства Бессарабии. Однако такой узко-специальный подход к периодизации не позволял исследователям уделить особое внимание становлению и развитию собственно судебных учреждений.

Вторую группу периодизаций составляют периодизации развития собственно судебной системы Бессарабской области (губернии).

К такого рода периодизациям, прежде всего, следует отнести предложение С.К. Захария выделить следующие этапы введения судебной системы в Бессарабии в хронологических рамках с 1812 г. (год аннексии восточной части Молдавского княжества, ликвидации бывшей судебной системы княжества на этой территории и внедрения новой системы суда и процесса) по 1869 г. (внедрение в Бессарабии новой системы суда и судопроизводства, адекватной общероссийской)6:

1)1812-1818 гг. — когда судебно-процессуальная система Бессарабии почти копировала судебную систему Молдавского княжества;

2)1818-1825 гг. — когда судебно-процессуальная система Бессарабии отличалась значительным преобладанием влияния российского законодательства (двух функциональная апелляционная палата, состоящая их уголовного и гражданского судов; цинутные суды во главе с исправниками, напоминающую молдавскую систему, но отличающиеся от нее выборностью судей из бояр; чисто бессарабский юридический институт — Верховный Совет как апелляционная и кассационная инстанция; использование молдавского и русского языка в процессе; обоснование решений гражданских дел на молдавском законодательстве и обычном праве, а уголовных — на с применением русских законов в тех случаях, когда недостаточны были молдавские);

3)1824-1825 гг. — когда судебно-процессуальная система Бессарабии характеризовалась отходом от выборности судей, лишением Верховного Совета судебной и кассационной функций, передачей имперскому Сенату кассационной функции, а также подчинением Сенату судебных учреждений области; Сенату предписывалось руководствоваться молдавским законодательством при разрешении бессарабских дел);

4)1828 г. — когда из судопроизводства был изъят молдавский язык и ведение его на русском языке (с переводом, в случае необходимости, на родной язык);

5)1836 г. — возвращение на 7 лет молдавского языка в судебную практику при подаче жалоб, заключении договоров, составлении завещаний, доверенностей и других официальных документов7.

Недостатком этой, как и всех вышеназванных, периодизации является.

Во-первых, ограниченные хронологические рамки, не позволяющие рассмотреть процесс формирования и развития судебной системы Бессарабской области (губернии) во всей его сложности и поступательности. На наш взгляд, хронологическими рамками следует отхватить период с 1806 г. (когда Российская империя, заняв территорию Дунайских княжеств, приступила к постепенной замене феодальных по сути органов управления и суда на более современные учреждения) до, как минимум, конца XIX в. (когда созданная в ходе реализации на территории Бессарабии судебной реформы 1864 г. система судебных учреждений подверглась реструктуризации в период так называемых контрреформ).

Во-вторых, недостатком предложенной периодизации является то, что критерии, положенные в ее основу, размыты: собственно этапы развития судебных учреждений дополнены элементами судопроизводства, из которых автором выделены источники и языки судопроизводства.

В-третьих, недостатком периодизации С.К. Заха-рия является ее незаконченность и фрагментарность, не позволяющая выделить действительно важные изменения, происходившие в судебной системе Бессарабской области в составе Российской империи на том или ином этапе ее развития. Примером неполноты примененного С.К. Захария подхода является его

заявление о «копировании» судебной системы Молдавского княжества в период с 1812 по 1818 гг. Как мы увидим ниже, уже в 1812 г. для Бессарабской области были характерны как элементы сенаторского управления8, так и совершенно отличные от системы Молдавского княжества элементы управления — сосредоточение верховной власти в руках командующего русской армии на Дунае, создание областного правительства, обладающего важнейшими полномочиями в области гражданского управления территорией. С введением в действие в 1813 г. «Правил временного управления Бессарабией» была сформирована особая судебная система, которая состояла из следующих инстанций: исправник — общее собрание Бессарабского областного правительства — Правительствующий Сенат. Важнейшие изменения эта система претерпела в 1818 г. после введения в действие «Устава образования Бессарабской области» от 29 апреля 1818 г.9 После 1820 г. сформированная в соответствии с Уставом 1818 г. система судебных учреждений начала видоизменяться.

В-четвертых, недостатком предложенной С.К. За-харией периодизации является отсутствие характеристики системы судебных учреждений начиная с 1828 г., когда после вступления в силу с 15 марта 1828 г. «Учреждение для управления Бессарабской областью»10 началось реформирование органов суда области в целях приближения судебной системы Бессарабии к судебным системам внутрироссийских губерний. Этот процесс продолжался до 1864 г., когда на территории Бессарабской области началась подготовительная работа к введению судебных уставов 1864 г. С введением на основании императорского Указа от 3 ноября 1869 г. 11 в Бессарабии новых судебных учреждений начался следующий этап развития судебной системы области, который завершился в 1889 г. с введением на территории Бессарабии в соответствии с именным Указом от 12 июля 1889 г. «О преобразовании местных крестьянских учреждений и судебной части в Империи»12 Положения о земских участковых начальниках, Правила об устройстве судебной части в местностях, в которых введено означенное Положение, Временные правила о волостном суде в тех же местностях, Правила о порядке при введении в действие Положения о земских участковых начальниках13.

Таким образом, периодизация истории становления и развития судебной системы Бессарабии в составе Российской империи в XIX в. должна включать в себя следующие этапы.

Первый период — 1806-1812 гг. До присоединения Бессарабии к России на ее территории не было единой системы управления и суда. Основная часть Бессарабии — центральные и северные цинуты — являлись составной частью Молдавского княжества и управлялись молдавским господарем и Диваном (правительством). Южная часть — Буджакские степи (территория к югу от крепости Бендеры между Днестром. Прутом и Дунаем вплоть до Черного моря) — принадлежала и управлялась ногайскими татарами,

вассалами Турции. Турецкие «райя» (города и крепости Хотин, Бендеры, Аккерман, Измаил, Килия и Рени с их окрестностями) управлялись турецкой администрацией во главе с пашой.14

В 1806 г. после вступления русских войск на территорию Дунайских княжеств, бывшие владения буджак-ских татар, переселенных в 1807 г. в Крым, и турецкие райя были возвращены Молдавскому княжеству.

Таким образом, о какой-либо упорядоченной системе органов управления и суда в Бессарабии можно говорить только начиная с 1806 г.

Всеми делами управления (в том числе и отправлением правосудия) в Молдавском княжестве руководил Диван, который непосредственно подчинялся господарю. Власть последнего была деспотичной. Делопроизводство в Диване было простым и ограниченным, письменная отчетность и архивы отсутствовали. Диван управлял цинутами — административно-территориальными единицами, аналогичными уездам, через исправников (назначались по двое на 1 год). Исправникам подчинялись околаши (волостные старшины) и старосты. Власть исправников была такой же деспотичной и бесконтрольной, как и власть господаря и Дивана. Исправники являлись одновременно администраторами и судьями, полицмейстерами и откупщиками, сборщиками податей и казначеями, следователями и тюремщиками15.

В Молдавском княжестве сохранялась система купли-продажи должностей: господарь покупал свою должность у турецкого султана, члены Дивана — у господаря, исправники — у членов Дивана и т.д.

Право Молдавского княжества основывалось на старых земских обычаях нигде не записанных и не систематизированных, а также на отдельных компиляциях из византийских законов. Но суды в княжествах мало знали эти обычаи и законы16. В судебном Диване было специальное должностное лицо — толкователь законов, который при отсутствии твердо установленных писаных законов и знающих людей в Диване по-своему трактовал существовавшие обычаи и византийские кодексы17. Апелляции подавались прямо в руки господарю, который разрешал их своей властью и по своему усмотрению.

Заняв территории Дунайских княжеств — Молдавии и Валахии — и захватив город Бухарест, русская администрация — в лице главнокомандующего русским войсками на Дунае и его заместителя по гражданской части, который одновременно председательствовал в Диванах Валахии и Молдавии, — провела некоторые изменения в управлении этими территориями в целях приспособления местного аппарата к нуждам военного времени: необходимость обеспечить свои войска продовольствием, рабочей силой и привлечь массы на свою сторону.18 Была введена денежная отчетность и под угрозой строгого наказания запрещены взятки и купля-продажа должностей; было упорядочено судопроизводство и приняты меры к ускорению решения дел; была введена новая система

делопроизводства и в государственном аппарате, и в судах. Для наблюдения за выполнением этих решений при Диванах были учреждены специальные исполнительные комитеты, а на места направлялись специальные ревизоры и комиссии. Также был обновлен состав Диванов, а на должности исправников были назначены лица, лояльно относившиеся к России19.

После заключения Россией и Турцией 16 мая 1812 г. Бухарестского мира20, в области некоторое время сохранялось сенаторское управление.21

В июле 1812 г. Сенатом был издан указ об учреждении временного правительства Бессарабии по гражданскому управлению.22 Главе этого правительства командующий русской армией на Дунае адмирал П.В. Чичагов предписывал: «правосудно» назначать на общественные должности чиновников и «правотой правителей заставить жителей Бессарабии забыть отсутствие законов, приведенных в систему».23

Второй период — 1813-1818 гг. Этот период начинается с введения в действие «Правил временного управления Бессарабией»24 в феврале 1813 г.

Согласно «Правил» создавалось Областное правительство, председателем которого являлся губернатор.

Областное правительство Бессарабии состояло из двух департаментов: первый департамент ведал судебными и полицейскими делами (состоял из 3 экспедиций — первая экспедиция ведала гражданскими судебными делами, вторая — уголовными делами, третья — гражданской и земской полициями внутри области); второй департамент — учетно-хозяйствен-ный (также включал 3 экспедиции — исполнительную, финансовую, экономическую).25

Управление и судебное производство в обоих департаментах осуществлялось на основе местных законов и обычаев параллельно на 2 языках — молдавском и русском, поэтому каждый департамент имел 2 канцелярии, причем гражданские дела обязательно должны были вестись на молдавском языке. Апелляции на решения по гражданским делам, вынесенным общим собранием Бессарабского Областного правительства, в соответствии с Указом от 26 ноября 1815 г. рассматривались 4-м департаментом Правительствующего Сената на основании существующих законов.26

В этот период в области сохранялась административно-управленческая структура цинутов, сложившаяся в Молдавском княжестве. Во главе каждого цинута находился исправник. Исправник выполнял функции администратора, судьи, полицмейстера и сборщика налогов. Исправники назначались (из русских или молдаван, присягнувших на подданство России) сроком на 1 год гражданским губернатором по представлению общего собрания обоих департаментов областного правительства. Судебные дела в цинутах разбирались и фактически решались исправниками по «обычаям земли», на молдавском языке и большей частью устно.

Таким образом, с введением в действие в 1813 г. «Правил временного управления Бессарабией» была сформирована особая судебная система, которая со-

стояла из следующих инстанций: исправник — общее собрание Бессарабского областного правительства — Правительствующий Сенат.

С учреждением 26 мая 1816 году в Бессарабии наместничества, не подчинявшегося министерствам27, произошел ряд изменений в системе управления и суда области.

Предписанием наместника от 8 августа 1816 г. были разграничены функции департаментов областного правительства. Первый (или распорядительный) должен был ведать делами, относящимися к управлению областью. Второй департамент (судебный) должен был решать уголовные и гражданские дела, он делился на гражданское и уголовное присутствия.28 Уголовное присутствие состояло из 2 русских советников и 2 молдавских бояр. Гражданское присутствие состояло из председателя (русский советник) и 4 советников-дворян (двух русских и двух молдаван). Гражданское присутствие в делопроизводстве должно было руководствоваться законами и обычаями края. А уголовное присутствие — общеимперским законодательством.

Общее собрание областного правительства состояло из вице-губернатора и членов Ьго и П-го департаментов. В компетенцию собрания входил пересмотр гражданских дел.

В цинутах были учреждены должности цинутных ревизоров, действия которых определялись инструкцией, разосланной наместником. Ревизоры обязаны были «наблюдать за порядком, надзирать за действиями исправников и о том доносить вышестоящему начальству». Ревизоры были призваны ограничить безудержный произвол исправников.29

Третий период — 1818-1820 гг. С введением в действие «Устава образования Бессарабской области» от 29 апреля 1818 г.30 высшим судебным органом Бессарабской области был признан Верховный Совет. Он состоял из 11 членов: 5 из них назначались императором (наместник, гражданский губернатор, вице-губернатор, председатель областного гражданского и председатель областного уголовного судов) и 6 выборных (областной предводитель дворянства и 5 депутатов от дворянства, избираемых сроком на 3 года и утверждаемых наместником). Судебные решения Верховного Совета апелляции не подлежали, но на них могла быть подана жалоба в Государственный Совет через министра юстиции империи. Такой порядок сохранялся до 1822 г. Была ведена должность областного прокурора, назначаемого императором.

Судебные функции были закреплены за уголовным и гражданским областными судами. В состав областного уголовного суда входили председатель, три советника и заседатель. В состав областного гражданского суда входили председатель и четыре советника. Председатели судов и два советника от «короны» назначались наместником и утверждались царем, остальные пять советников и один заседатель избирались дворянством на 3 года и утверждались наместником.

Для рассмотрения гражданских и уголовных дел в цинутах учреждались цинутные суды в составе судьи и 2 членов суда, избираемых дворянством и утверждаемых наместником. При этом преступления дворян не подлежали рассмотрению в цинутных судах, они были отнесены к компетенции Верховного Совета. По делам, рассмотренным цинутными судами и имевшими большое значение, допускались апелляции в областные суды. Также в цинутах вводилась должность уездного прокурора, которого по представлению областного прокурора утверждал Верховный Совет.

По Уставу 1818 г. уголовные и следственные дела решались на двух языках и на основе общеимперских законов, а гражданские — на основе только молдавского языка и на основе «прав и обычаев» края.

В 1818 г. в городах Бессарабии, и в первую очередь в Кишиневе, были созданы городские думы, цеховые управы и другие органы городского самоуправления — в соответствии законами Российской империи.31 К органам городского управления относились также магистраты — судебные учреждения для городского населения.

Кроме общих судов в области создавались и специальные суды. Так, 1 апреля 1819 г. для Бессарабской области был учрежден коммерческий суд в Рени32.

Четвертый период — 1820-1828 гг. Изменения в судебной системе области, которые фактически отменяли ряд важнейших положений «Устава образования Бессарабской области», были связаны не столько со сменой наместника Бессарабской области (в 1820 г. бессарабским наместником был назначен генерал И.Н. Инзов, председатель Попечительного Комитета о иностранных колонистах Южной России,33 а в 1823 г. — новороссийский генерал-губернатор генерал-адъютант граф М.С. Воронцов, который считал источником всех бед Бессарабии ее самоуправление34), сколько с выявленными недостатками в работе областных уч-реждений35.

Поэтому в связи с необходимостью упорядочения и оптимизации системы административно-хозяйственного управления и совершенствованием системы отправления правосудия в Бессарабской области начиная с 1820 г. в структуре и компетенции бессарабских судебных учреждений произошли некоторые изменения.

Изменения в компетенции и структуре Верховного Совета были связаны с тем, что, как отмечали современники, из 200 дел, поступающих ежегодно в Верховный Совет, решались в течение года не более 13; такое явление объяснялось ходом занятий и слабой работоспособностью молдавских советников.36 Частная манкировка выборных советников, из-за чего срывались заседания Верховного Совета, вызвало утверждение императором в марте 1820 г. нового положения о Верховном Совете37. Были введены еще 2 члена по назначению, что давало большинство представителям центрального правительства; голосу председательствующего в Совете наместника по всем делам, кроме судебных, было придано право veto: в случае его несо-

гласия с мнением большинства, он мог приостановить решение Совета и представить его вместе со своим мнением на рассмотрение императора.38

Заседания Верховного Совета делились на совещательные и судебные. При рассмотрении Верховным Советом исполнительно-распорядительных и уголовных дел обязательным было участие только представителей короны, присутствие же дворянских депутатов было необязательным. В судебных заседаниях по гражданским делам, напротив, требовалось безоговорочное участие дворянских депутатов, присутствие же представителей короны оставалось на их личное усмотрение (к тому же оно было формальным из-за незнания последними молдавского языка).

16 марта 1822 г. в Петербурге был учрежден Временный комитет для рассмотрения жалоб, приносимых на решения Верховного Бессарабского Совета по тяжебным делам.39 Тем самым были существенно ограничены судебные функции Верховного Совета области.

15 апреля 1824 г. было утверждено положение Комитета министров «О взносе всех приговоров о дворянах и чиновниках Бессарабской области, по уголовным делам, на рассмотрение в Правительствующий Сенат»40, согласно которому все приговоры, вынесенные уголовным судами Бессарабской области в отношении бессарабских дворян и чиновников, должны были через Министерство внутренних дел империи передаваться в Министерство юстиции для представления в Правительствующий Сенат для рассмотрения в общем порядке.

Указом от 3 августа 1825 г. 2-му департаменту Правительствующего Сената были переданы кассационные функции по делам, рассмотренным бессарабскими областными судами (при этом Сенат должен был руководствоваться молдавскими узаконениями и обычаями)41. Этим же Указом был упразднен Временный комитет для рассмотрения жалоб, приносимых на решения Верховного Бессарабского Совета по делам тяжебным.

Пятый период — 1828-1864 гг. 29 февраля 1828 г. было утверждено «Учреждение для управления Бессарабской областью»42, которое вступило в силу 15 марта 1828 г. В соответствии с «Учреждением» 1828 г. наместничество в Бессарабии упразднялось, и область включалась в состав Новороссийского генерал-губернаторства. Верховное управление областью передавалось Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору, который по вопросам управления Бессарабской областью подчинялся Сенату.

Верховный Совет был переименован в Областной Совет с совещательными функциями при генерал-губернаторе. Областной совет не имел никакого влияния на судебные дела.

Судебные функции были закреплены за Областными уголовным и гражданским и совестным судами, находящимися в подчинении Правительствующего Сената, уездными судами и городскими магистратами со словесными и сиротскими судами.

Областной уголовный суд состоял из председателя, 2 советников от Правительства, 2 заседателей от дворянства и 2 заседателей от купечества. Областной гражданский суд состоял из председателя, 2 советников от Правительства, 2 заседателей от дворянства и 2 заседателей от купечества. Совестный суд состоял из совестного судьи (избирался от дворянства), 2 заседателей от дворянства и 2 заседателей от купечества и поселян.

Цинуты были переименованы в уезды. Уездное управление включало уездный суд (в составе уездного судьи, одного заседателя от Правительства, двух заседателей от дворянства и двух от мазилов, рупташей и поселян), земский суд (состоял из земского начальника (исправника) и четырех заседателей), казначейство, уездного прокурора и лекаря. Все уездные чиновники назначались генерал-губернатором.

Все дела в присутственных местах Бессарабской области подлежали ведению на русском языке, а в случае надобности они переводились на молдавский язык (параграф 62 «Учреждения»).

В этот, наиболее длительный по времени, период в истории бессарабских судебных учреждений среди изменений, произошедших с 1828 г., можно выделить только то, что в связи с учреждением в Бессарабской области двух новых уездов — Оргеевского и Сорок-ского43 — Кишиневский и Ясский уездные суды были переименованы в окружные, и в таком качестве они просуществовали до 1869 г.

На 1864 гг. на территории Бессарабской области действовали следующие суды.

Суды 1 степени:

• уездные — Хотинский, Бендерский, Аккер-манский;

• окружные — Кишиневско-Оргеевский, Со-рокско-Ясский;

• городовые магистраты — Кишиневский, Бен-дерский Аккерманский, Хотинский;

• Городовая ратуша — Сорокская.

Суды 2-й инстанции — Бессарабский гражданский суд и Бессарабский уголовный суд.

Шестой период — 1864-1869 гг. Необходимость выделения данного этапа связана с той подготовительной работой, которая проводилась в целях введения в полном объеме на территории области Судебных уставов 1864 г.

Во-первых, в середине апреля 1864 г. было начато преобразование городской и земской полиций в Бессарабии (в рамках полицейской реформой, которую рассматривают как вторую по счету буржуазную ре-форму44) — в связи с реализацией Высочайше утвержденного 2 декабря 1863 г. мнения Государственного Совета «Об устройстве полиции в Бессарабской обла-сти»45, в соответствии с п. 1 которого на Бессарабскую область было распространено действие «Временных правил об устройстве полиции в городе и уездах губерний, по общему учреждению управляемых», утвержденных Указом от 25 декабря 1862 г.46

Во-вторых, на основании Высочайшего утвержденного 26 сентября 1863 г. мнения Государственного Со-вета47, на Бессарабскую область было распространено действие законов о введении института судебных следователей — «Учреждения судебных следователей»48, «Наказа судебным следователям»49 и «Наказа полиции о производстве дознаний»50, которые по духу своему «были преддверием к Судебным Уставам 1864 года»51. В Бессарабскую область были назначены 16 судебных следователей с годовым содержание в 1 тыс. руб. серебром каждому. Реализация этого решения началась только в 1864 г. Фактически большинство из назначенных в Бессарабскую область 16 судебных следователей приступили к своим обязанностям в марте, в апреле или мае, а некоторые в июне и даже ноябре 1864 г.52

В-третьих, в соответствии с «Правилами об упразднении магистратов и судебных ратуш» от 13 апреля 1866 г. городовые магистраты и ратуши были упразднены53.

В-четвертых, на основании предписания Министерства юстиции54 губернским (областным) прокурорам, уездным стряпчим и иным лицам55 было поручено собрать судебно-статистические сведения, необходимые для проведения судебной реформы (о народонаселении и пространстве губернии, о числе судебных дел, производившихся в присутственных местах, о числе следствий по каждому следственному участку, о числе судебных дел, производившихся в судебных местах первой степени, о числе дел, производившихся в гражданских и уголовных палатах, о состоянии существующих мест заключения), а также представить свои предположения по введению Судебных уставов (о числе дел, подлежащих ведению будущих судебных установлений, об определении числа мировых участков и участков судебных следователей в каждом уезде, об определении объемов судебных округов и местонахождении окружных судов, о разделении окружных судов на отделения и о личном их составе, о помещениях, годных для новых судебных учреждений).

Указанные судебно-статистические сведения по Бессарабской губернии за 1863-1864 гг. были пред-ставлены56, как и Соображения Бессарабского областного прокурора К.П. Артемовского-Гулака о введении в действие новых Судебных уставов в Бессарабской области57.

В-пятых, подготовка введения Судебных уставов 1864 г. на территории Бессарабской области сопровождалась широким обсуждением проектов судебной реформы среди высших должностных лиц и дворянства области58.

И наконец, в-шестых, важнейшим шагом в деле подготовки введения Судебных уставов 1864 г. было принятие 8 июня 1865 г. «Временных правил о преобразовании губернских учреждений ведомства МВД в тридцати семи губерниях и в Бессарабской области»59 и 28 октября 1868 г. правил «О применении Положения о земских учреждениях в Бессарабской области»60. Кроме того, 6 сентября 1868 г. было опубликовано утвержденное 14 июля 1868 г. «Положение о поземель-

ном устройстве поселян (царан) Бессарабской области, водворенных на землях частных владельцев, монастырских и других духовного ведомства экономий»61, которым крестьянская реформа была распространена на Бессарабскую область.

Чуть позднее, при утверждении Городового положения 1870 г. в соответствии с п. 1 Указа Правительствующему Сенату от 16 июня 1870 г.62 указанное Положение было введено сразу же в г. Кишиневе, а в соответствии с п. 2 названного Указа в остальных городах и посадах Бессарабской области Городовое положение должно было быть введено в ближайший, по возможности, срок.

Седьмой период — 1869-1889 гг. 24 апреля 1869 г. Правительствующий сенат, на основании высочайше утвержденного 8 апреля мнения Государственного Совета принимает решение о проведении в Бессарабии судебной реформы63, в соответствии с которым Судебные уставы 1864 г. вводились в Бессарабии в полном объеме, без каких-либо исключений.

В соответствии с императорским Указом от 3 ноября 1869 г. 64, с 20 декабря 1869 г. в Бессарабии вводились новые судебные учреждения. В Кишиневе учреждался Окружной суд 2-го разряда, который входил в округ Одесской Судебной Палаты. В штат бессарабских судебных служащих входили: председатель, два товарища председателя и 9 членов окружного суда, 3 секретаря и 7 помощников секретарей окружного суда, прокурор и 8 товарищей прокурора, 16 следователей и 10 судебных приставов. Одновременно с начала 1870 г. началось формирование института мировых судей. Также в соответствии с п. 1 «Правил о порядке введения в действие Положения о нотариальной части», утвержденных 27 июня 1867 г.65, в Бессарабии начал создаваться нотариат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку при введении Судебных уставов 20 ноября 1864 г. на территории Бессарабии официальным языком судопроизводства стал русский, по ходатайству председателя Кишиневского окружного суда в 1871г. император утвердил решение Государственного совета об увеличении штата окружного суда на две должности помощников секретаря, чтобы использовать их в качестве переводчиков молдавского языка66.

9 октября 1878 г. на основании Берлинского мирного договора от 1 июля 1878 г.67 в состав Бессарабской губернии был возвращен Измаильский уезд (отторгнутый от России по условиям Парижского мирного договора). Население Измаильского уезда в 1878 г. составляло 138 174 человек68, которые проживали в 191 населенном пункте, в т.ч. в городах Болград, Измаил, Кагул, Килия, Рени69.

21 сентября 1878 г. был утвержден Указ «О порядке отправления правосудия в части Бессарабии, присоединяемой к России на основании Берлинского трактата»70. Согласно указанного нормативного акта судебные дела, подлежащие по уставам 20 ноября 1864 г. ведению общих судебных мест, передавались на рассмотрение Кишиневского окружного суда и со-

стоявших при нем прокурорского надзора и старшего нотариуса. В связи с этим при Кишиневском окружном суде учреждались две новые должности товарищей прокуроров и четыре новых должности судебных следователей. Также вводилось «Положение о нотариальной части 14 апреля 1866 года» и временные правила для нотариусов и мировых судей.

Согласно этим временным правилам, в южной Бессарабии был создан отдельный судебно-мировой округ, состоявший из 7 мировых участков, в каждом из которых были учреждены должности мирового судьи (2 для города Измаил, по 1 для городов Рении и Кагул и 3 в уездные участки), а также должности председателя мирового съезда, четырех судебных приставов при съезде, одного секретаря и двух его помощников.

В 1880 г. в южной Бессарабии был введен институт присяжных заседателей. Но при этом, в отличие от остальных уездов края и русских губерний, в которых списки присяжных заседателей составлялись комиссиями, состоявшими из представителей земств, в южной Бессарабии составление таких списков по решению Государственного совета было возложено на особую комиссию, во главе которой стоял председатель мирового съезда и в которую входили члены, назначаемые Измаильским, Болградским и Кагульским коммунальными советами, и один из мировых судей города Измаил71.

Восьмой период — 1889 г. — начало XX в. В 1889 г. на территории Бессарабии в соответствии с именным Указом от 12 июля 1889 г. «О преобразовании местных крестьянских учреждений и судебной части в Импе-рии»72 были введены Положение о земских участковых начальниках, Правила об устройстве судебной части в местностях, в которых введено означенное Положение, Временные правила о волостном суде в тех же местностях, Правила о порядке при введении в действие Положения о земских участковых начальниках73.

На конец XIX в. судебная система Бессарабской губернии включала в себя:

Кишиневский окружной суд: председатель — 1, товарищи председателя — 3, члены суда — 16, уездные члены суда — 7, городские судьи — 11, судебные следователи — 24 (в том числе следователь по важнейшим делам), секретари суда — 4, помощники секретарей суда — 13, архивариус суда — 1, судебные приставы — 13, старший нотариус — 1, помощник старшего нотариуса — 1, нотариусы — 13, присяжный переводчик — 1, присяжные поверенные — 31;

Органы прокурорского надзора: прокурор — 1, товарищи прокурора — 10;

Кишиневский съезд мировых судей: участковые мировые судьи — 6 (один их них — председатель съезда), секретарь — 1, помощники секретаря — 2, судебные приставы — 3, почетные мировые судьи — 37;

Измаильский судебно-мировой округ: председатель съезда — 1, мировые судьи — 8, судебные приставы — 4, секретарь съезда — 1, помощники секретаря съезда — 3.;

Земские начальники — 39.74

Именно подобная периодизация дает, на наш взгляд, представление о наиболее важных этапах развития бессарабской судебной системы в XIX в. и позволяет с более научных позиций приступить к исследованию общих закономерностей и особенностей проведения судебной реформы 1864 г. на территории Бессарабии.

1 Анцупов И.А., Жуков В.И. Реформы в управлении Бессарабией с 1812 по 1828 г. // Ученые записки КГУ Т. 26. 1957. С. 147-158.

2 См.: Сурилов А.В. Верховный совет Бессарабской области по «Уставу образования» 1818 г. // Ученые записки Кишиневского государственного университета. Т. 52. Кишинев, 1960. С. 109-114.

3 См.: Федоров Г.К. Государственно-административное устройство и местное право Бессарабии (1812-1917 гг.). Кишинев: Изд-во Кишиневского государственного университета, 1974. С. 43-61.

4 См.: Гросул Я.С. Автономия Бессарабии в составе России 1812-1828 гг. // Гросул Я.С. Труды по истории Молдавии. Кишинев: Издательство «Штиинца», 1982. С. 137-203.

5 Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления. М.: Славянский диалог, 1998. С. 163-180.

6 Захария С.К. Влияние российского законодательства на судоустройство и судопроизводство Бессарабии 1812-1869 гг.: Автореф. ... дис. докт. истор. наук. Кишинев, 2003. С. 10.

7 Захария С.К. Влияние российского законодательства на судоустройство и судопроизводство Бессарабии 1812-1869 гг.: Автореф. ... дис. докт. истор. наук. Кишинев, 2003. С. 12.

8 Кассо Л.В. Россия на Дунае и образование Бессарабской области. М.: печатня А. Снегиревой, 1913. С. 195.

9 ПСЗРИ. Собрание первое. Т. XXXV. № 27357.

10 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. III. № 1834.

11 ПСЗРИ. Собрание второе. Т XLIV. Отделение второе. № 47617.

12 ПСЗРИ. Собрание третье. Т. IX. № 6195.

13 ПСЗРИ. Собрание третье. Т. IX. № 6196.

14 Гросул Я.С., Будак И.Г. Очерки истории народного хозяйства Бессарабии (1812-1861). Кишинев: изд-во «Картя мол-довеняскэ», 1967. С 37.

15 Федоров Г.К. Государственно-административное устройство и местное право Бессарабии (1812-1917 гг.). Кишинев: Изд-во Кишиневского государственного университета, 1974. С. 27.

16 Кассо Л.В. Россия на Дунае и образование Бессарабской области. М.: печатня А. Снегиревой, 1913. С. 205.

17 Гросул Я.С. Автономия Бессарабии в составе России 1812-1828 гг. // Гросул Я.С. Труды по истории Молдавии. Кишинев: Издательство «Штиинца», 1982. С. 140

18 Федоров Г.К. Государственно-административное устройство и местное право Бессарабии (1812-1917 гг.). Кишинев: Изд-во Кишиневского государственного университета, 1974. С. 43; Кассо Л.В. Россия на Дунае и образование Бессарабской области. М.: печатня А. Снегиревой, 1913. С. 193.

19 Гросул Я.С. Автономия Бессарабии в составе России 1812-1828 гг. // Гросул Я.С. Труды по истории Молдавии. Кишинев: Издательство «Штиинца», 1982. С. 142, 143.

20 Юзефович Т. Договоры России с Востоком политические и торговые. СПб.: типография О.И. Бакста, 1869. С. 49- 58.

21 Кассо Л.В. Россия на Дунае и образование Бессарабской

области. М.: печатня А. Снегиревой, 1913. С. 195.

22 Национальный архив Республики Молдова (далее — НА РМ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 3995. Л.л. 11-14, 20.

23 Анцупов И.А., Жуков В.И. Реформы в управлении Бессарабией с 1812 по 1828 г. // Ученые записки КГУ Т. 26. 1957. С. 148.

24 НА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3995.

25 Федоров Г.К. Государственно-административное устройство и местное право Бессарабии (1812-1917 гг.). Кишинев: Изд-во Кишиневского государственного университета, 1974. С. 46-47.

26 ПСЗРИ. Собрание первое. Т. XXXIII. № 26008.

27 ПСЗРИ. Собрание первое. Т. XXXIII. № 26289.

28 НА РМ. Ф. 5. Оп. 3. Д. 104. Л. 7.

29 НА РМ. Ф. 4. Оп. 2. Д. 4. Л. 27.

30 ПСЗРИ. Собрание первое. Т. XXXV. № 27357.

31 История Кишинева. Кишинев: издательство «Картя мол-довеняскэ», 1966. С. 53.

32 ПСЗРИ. Собрание первое. Т. XXXVI. № 27750.

33 Кассо Л.В. Россия на Дунае и образование Бессарабской области. М.: печатня А. Снегиревой, 1913. С. 220.

34 Кассо Л.В. Россия на Дунае и образование Бессарабской области. М.: печатня А. Снегиревой, 1913. С. 221-222.

35 См.: Гросул Я.С. Автономия Бессарабии в составе России 1812-1828 гг. // Гросул Я.С. Труды по истории Молдавии. Кишинев: Издательство «Штиинца», 1982. С. 180-181.

36 Кассо Л.В. Россия на Дунае и образование Бессарабской области. М.: печатня А. Снегиревой, 1913.С. 219.

37 НА РМ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 157. Л. 11-12.

38 Кассо Л.В. Россия на Дунае и образование Бессарабской области. М.: печатня А. Снегиревой, 1913. С. 219-220.

39 Кассо Л.В. Россия на Дунае и образование Бессарабской области. М.: печатня А. Снегиревой, 1913. С. 223.

40 ПСЗРИ. Собрание первое. Т. XXXIX. № 29869.

41 ПСЗРИ. Собрание первое. Т. XL. № 30439.

42 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. III. № 1834.

43 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. X. Часть 2. № 8683.

44 Шелкопляс В.А. Полицейская реформа в России в 60-х годах XIX века: Учебное пособие. Минск: Минская высшая школа МВД СССР, 1981. С 9.

45 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XXXVIII. Отделение второе. № 40340.

46 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XXXVII. Отделение второе. № 39087.

47 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XXXVIII. Отделение второе. № 40066.

48 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XXXV. Отделение первое. № 35890.

49 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XXXV. Отделение первое. № 35891.

50 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XXXV. Отделение первое. № 35892.

51 Судебные уставы 20 ноября 1864 г. за пятьдесят лет. Т. 1. Петроград: Сенатская типография, 1914. С. 105.

52 Судебно-статистические сведения и соображения о введении в действие Судебных Уставов 20-го ноября 1864 года (по 32 губерниям). Часть III. СПб.: Типография при Правительствующем Сенате, 1866. С. 8-9.

53 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XLI. Отделение первое. № 43183.

54 Журнал Министерства юстиции. СПб., 1865. Т. XXIV. Ч. I. Кн. 2 (май). С. 37-43.

55 Журнал Министерства юстиции. СПб., 1865. Т. XXIV. Ч. I. Кн. 2 (май). С. 43-44; Т. XXIV. Ч. I. Кн. 3 (июнь). С. 60.

56 Судебно-статистические сведения и соображения о вве-

дении в действие Судебных Уставов 20-го ноября 1864 года (по 32 губерниям). Часть III. СПб.: Типография при Правительствующем Сенате, 1866. С. 2-17.

57 Судебно-статистические сведения и соображения о введении в действие Судебных Уставов 20-го ноября 1864 года (по 32 губерниям). Часть III. СПб.: Типография при Правительствующем Сенате, 1866. С. 18-28.

58 См.: Кустрябова С., Захария С. Позиция правоведов и общественности Бессарабии по вопросу статуса местных законов и молдавского языка в судах области // Закон и жизнь. 2002. № 3. С. 39-43; Боршевский А., Сосна Б. Внедрение Судебных уставов Александра II: Бессарабская специфика и этнополити-ческие аспекты // Закон и жизнь. 2014. № 10. С. 15-23.

59 ПСЗРИ. Собрание второе. Т.^^Ст-деление первое. № 42180.

60 ПСЗРИ. Собрание второе. ТЖЖ Отделение второе. № 46404.

61 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. ЖЖ Отделение второе. № 46133.

62 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. ИУ. Отделение первое. № 48498.

63 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. ЖГУ. Отделение первое. № 46950.

64 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. ^иУ Отделение второе. № 47617.

65 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XLП. Отделение первое. № 44768.

66 ПСЗРИ. Собрание второе. ТЖУ! Отделение первое. № 49576.

67 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. LШ. Отделение второе. № 58744.

68 Бессарабская губерния в 1870-1875 годах. I. Перечень населенных мест /сост. А.Н. Егунов (Издание Бессарабского статистического комитета). Кишинев: Типография Бессарабского земства, 1878. С. 129.

69 Там же. С. 114-117.

70 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. LШ. Отделение второе. № 58863.

71 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. LV Отделение первое. № 61832.

72 ПСЗРИ. Собрание третье. Т. IX. № 6195.

73 ПСЗРИ. Собрание третье. Т. IX. № 6196.

74 См.: Бессарабия. Географический, исторический, статистический, экономический, этнографический, литературный и справочный сборник /под ред. П.А. Крушевана. М.: изд. газеты «Бессарабец», 1903. С. 448-451, 475-477.

Литература

1. Анцупов И.А., Жуков В.И. Реформы в управлении Бессарабией с 1812 по 1828 г. // Ученые записки КГУ Т. 26. 1957. С. С. 145-159.

2. Бессарабия. Географический, исторический, статистический, экономический, этнографический, литературный и справочный сборник / под ред. П.А. Крушевана. М.: изд. газеты «Бессарабец», 1903. 520 с.

3. Бессарабская губерния в 1870-1875 годах. I. Перечень населенных мест /сост. А.Н. Егунов (Издание Бессарабского статистического комитета). Кишинев: Типография Бессарабского земства, 1878. 129 с.

4. Боршевский А., Сосна Б. Внедрение Судебных уставов Александра II: Бессарабская специфика и этнополитические аспекты // Закон и

жизнь. 2014. № 10. С. 15-23.

5. Гросул Я.С. Автономия Бессарабии в составе России 1812-1828 гг. // Гросул Я.С. Труды по истории Молдавии. Кишинев: Издательство «Штиинца», 1982. С. 110-234.

6. Гросул Я.С., Будак И.Г. Очерки истории народного хозяйства Бессарабии (1812-1861). Кишинев: изд-во «Картя молдовеняскэ», 1967. 399 с.

7. Захария С.К. Влияние российского законодательства на судоустройство и судопроизводство Бессарабии 1812-1869 гг.: Автореф. ... дис. докт. истор. наук. Кишинев, 2003. 19 с.

8. История Кишинева. Кишинев: издательство «Картя молдовеняскэ», 1966. 563 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Кассо Л.В. Россия на Дунае и образование Бессарабской области. М.: печатня А. Снегиревой, 1913. 230 с.

10. Кустрябова С., Захария С. Позиция правоведов и общественности Бессарабии по вопросу статуса местных законов и молдавского языка в судах области // Закон и жизнь. 2002. № 3. С. 39-43.

11. Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления. М.: Славянский диалог, 1998. 416 с.

12. Судебно-статистические сведения и соображения о введении в действие Судебных Уставов 20-го ноября 1864 года (по 32 губерниям). Часть III. СПб.: Типография при Правительствующем Сенате, 1866. 457 с.

13. Судебные уставы 20 ноября 1864 г. за пятьдесят лет. Т. 1. Петроград: Сенатская типография, 1914. 786 с.

14. Сурилов А.В. Верховный совет Бессарабской области по «Уставу образования» 1818 г. // Ученые записки Кишиневского государственного университета. Т. 52. Кишинев, 1960. С. 109-114.

15. Федоров Г.К. Государственно-административное устройство и местное право Бессарабии (1812-1917 гг.). Кишинев: Изд-во Кишиневского государственного университета, 1974. 142 с.

16. Шелкопляс В.А. Полицейская реформа в России в 60-х годах XIX века: Учебное пособие. Минск: Минская высшая школа МВД СССР, 1981. 49 с.

17. Юзефович Т. Договоры России с Востоком политические и торговые. СПб.: типография О.И. Бакста, 1869. 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.