Научная статья на тему 'Формирование и развитие судебной системы Бессарабской области (губернии) в составе Российской империи в XIX В. '

Формирование и развитие судебной системы Бессарабской области (губернии) в составе Российской империи в XIX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
473
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
судебная система / Бессарабия. / judiciary / Bessarabia.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анна Валерьевна Калякина

Рассматриваются основные периоды формирования и развития судебной системы Бессарабии в составе Российской империи в XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE JUDICIARY OF BESSARABIAN REGION (PROVINCE) AS PART OF THE RUSSIAN EMPIRE IN XIX CENTURY

Сonsider the principal periods of formation and development of the judiciary of Bessarabia as part of the Russian empire in XIX century.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие судебной системы Бессарабской области (губернии) в составе Российской империи в XIX В. »

© А.В. Калякина, 2018 УДК 342 ББК 67

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ БЕССАРАБСКОЙ ОБЛАСТИ (ГУБЕРНИИ) В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX В.

Анна Валерьевна Калякина,

доцент Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко (ПМР, г. Тирасполь) Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются основные периоды формирования и развития судебной системы Бессарабии в составе Российской империи в XIX в.

Ключевые слова: судебная система, Бессарабия.

Для цитирования: Калякина А.В. Формирование и развитие судебной системы Бессарабской области (губернии) в составе Российской империи в XIX в. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):173-80.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE JUDICIARY OF BESSARABIAN REGION (PROVINCE) AS PART OF THE RUSSIAN EMPIRE IN XIX CENTURY

Anna V. Kalyakina,

Associate Professor of the Transnistrian State University named after T.G. Shevchenko (PMR, Tiraspol) Abstract. Consider the principal periods of formation and development of the judiciary of Bessarabia as part of the Russian empire in XIX century.

Keywords: judiciary, Bessarabia.

Современные исследования суда и правосудия в России указывают на тесную связь между начальными стадиями формирования российского правосудия и последующими этапами, сменяющими их в процессе исторического развития [8, с. 8]. При этом надо иметь в виду, что Россия, начиная с XVI в. представляла собой унитарную по внешним признакам, но по существу поливариантную, многонациональную державу [11, с. 360].

Поэтому изучение суда и правосудия Российской империи требует исследования не только общих черт и закономерностей развития судебной системы России в целом, но и особенностей становления судебных учреждений на территориях, вошедших в состав Российского государства. Одним из таких регионов является Бессарабия, чья судебная система начала формироваться лишь с распространением на ее территорию влияния России.

Можно выделить следующие периоды развития судебной системы Бессарабской области в составе Российской империи в XIX в.

Первый период — 1806—1812 гг. До присоединения Бессарабии к России на ее территории не было единой системы управления и суда. Основная часть Бессарабии — центральные и северные цинуты — являлись составной частью Молдавского княжества и управлялись молдавским господарем и Диваном (правительством). Южная часть — Буджакские степи (территория к югу от крепости Бендеры между Днестром. Прутом и Дунаем вплоть до Черного моря) — принадлежала и управлялась ногайскими татарами, вассалами Турции. Турецкие «райя» (города и крепости Хотин, Бендеры, Аккерман, Измаил, Килия и Рени с их окрестностями) управлялись турецкой администрацией во главе с пашой [6, с. 37].

В 1806 г. после вступления русских войск на территорию Дунайских княжеств, бывшие владения буджак-ских татар, переселенных в 1807 г. в Крым, и турецкие райя были возвращены Молдавскому княжеству.

Таким образом, о какой-либо упорядоченной системе органов управления и суда в Бессарабии можно говорить только начиная с 1806 г.

Всеми делами управления (в том числе и отправлением правосудия) в Молдавском княжестве руководил Диван, который непосредственно подчинялся господарю. Власть последнего была деспотичной. Делопроизводство в Диване было простым и ограниченным, письменная отчетность и архивы отсутствовали. Диван управлял цинутами — административно-территориальными единицами, аналогичными уездам, через исправников (назначались по двое на 1 год). Исправникам подчинялись околаши (волостные старшины) и старосты. Власть исправников была такой же деспотичной и бесконтрольной, как и власть господаря и Дивана. Исправники являлись одновременно администраторами и судьями, полицмейстерами и откупщиками, сборщиками податей и казначеями, следователями и тюремщиками [14, с. 27].

В Молдавском княжестве сохранялась система купли-продажи должностей: господарь покупал свою должность у турецкого султана, члены Дивана — у господаря, исправники — у членов Дивана и т.д.

Право Молдавского княжества основывалось на старых земских обычаях нигде не записанных и не систематизированных, а также на отдельных компиляциях из византийских законов. Но суды в княжествах мало знали эти обычаи и законы [9, с. 205]. В судебном Диване было специальное должностное лицо — толкователь законов, который при отсутствии твердо установленных писаных законов и знающих людей в Диване по-своему трактовал существовавшие обычаи и византийские кодексы [5, с. 140]. Апелляции подавались прямо в руки господарю, который разрешал их своей властью и по своему усмотрению.

Заняв территории Дунайских княжеств — Молдавии и Валахии — и захватив город Бухарест, русская администрация — в лице главнокомандующего русским войсками на Дунае и его заместителя по гражданской части, который одновременно председательствовал в Диванах Валахии и Молдавии, — провела некоторые изменения в управлении этими территориями в целях приспособления местного аппарата к нуждам военного времени: необходимость обеспечить свои войска продовольствием, рабочей силой и привлечь массы на свою сторону [14, с. 43; 9, с. 193]. Была введена денежная отчетность

и под угрозой строгого наказания запрещены взятки и купля-продажа должностей; было упорядочено судопроизводство и приняты меры к ускорению решения дел; была введена новая система делопроизводства и в государственном аппарате, и в судах. Для наблюдения за выполнением этих решений при Диванах были учреждены специальные исполнительные комитеты, а на места направлялись специальные ревизоры и комиссии. Также был обновлен состав Диванов, а на должности исправников были назначены лица, лояльно относившиеся к России [5, с. 142—143].

После заключения Россией и Турцией 16 мая 1812 г. Бухарестского мира [16, с. 49—58], в области некоторое время сохранялось сенаторское управление [9, с. 195].

В июле 1812 г. Сенатом был издан указ об учреждении временного правительства Бессарабии по гражданскому управлению1. Главе этого правительства командующий русской армией на Дунае адмирал П.В. Чичагов предписывал: «правосудно» назначать на общественные должности чиновников и «правотой правителей заставить жителей Бессарабии забыть отсутствие законов, приведенных в систему» [1, с. 148].

Второй период — 1813—1818 гг. Этот период начинается с введения в действие «Правил временного управления Бессарабией»2 в феврале 1813 г.

Согласно «Правил» создавалось Областное правительство, председателем которого являлся губернатор.

Областное правительство Бессарабии состояло из двух департаментов: первый департамент ведал судебными и полицейскими делами (состоял из 3 экспедиций — первая экспедиция ведала гражданскими судебными делами, вторая — уголовными делами, третья — гражданской и земской полициями внутри области); второй департамент — учетно-хозяйственный (также включал 3 экспедиции — исполнительную, финансовую, экономическую) [14, с. 46—47].

Управление и судебное производство в обоих департаментах осуществлялось на основе местных законов и обычаев параллельно на 2 языках — мол-

1 Национальный архив Республики Молдова (далее - НА РМ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 3995. Л.л. 11-14, 20.

2 НА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3995.

давском и русском, поэтому каждый департамент имел 2 канцелярии, причем гражданские дела обязательно должны были вестись на молдавском языке. Апелляции на решения по гражданским делам, вынесенным общим собранием Бессарабского Областного правительства, в соответствии с Указом от 26 ноября 1815 г. рассматривались 4-м департаментом Правительствующего Сената на основании существующих законов3.

В этот период в области сохранялась административно-управленческая структура цинутов, сложившаяся в Молдавском княжестве. Во главе каждого цинута находился исправник. Исправник выполнял функции администратора, судьи, полицмейстера и сборщика налогов. Исправники назначались (из русских или молдаван, присягнувших на подданство России) сроком на 1 год гражданским губернатором по представлению общего собрания обоих департаментов областного правительства. Судебные дела в цинутах разбирались и фактически решались исправниками по «обычаям земли», на молдавском языке и большей частью устно.

Таким образом, с введением в действие в 1813 г. «Правил временного управления Бессарабией» была сформирована особая судебная система, которая состояла из следующих инстанций: исправник — общее собрание Бессарабского областного правительства — Правительствующий Сенат.

С учреждением 26 мая 1816 году в Бессарабии наместничества, не подчинявшегося министерствам4, произошел ряд изменений в системе управления и суда области.

Предписанием наместника от 8 августа 1816 г. были разграничены функции департаментов областного правительства. Первый (или распорядительный) должен был ведать делами, относящимися к управлению областью. Второй департамент (судебный) должен был решать уголовные и гражданские дела, он делился на гражданское и уголовное присутствия5. Уголовное присутствие состояло из 2 русских советников и 2 молдавских бояр. Гражданское присутствие состояло из председателя (русский советник) и 4 советников-дворян (двух русских и двух молдаван). Гражданское присутствие в

3 ПСЗРИ. Собрание первое. Т. XXXIII. № 26008.

4 ПСЗРИ. Собрание первое. Т. XXXIII. № 26289.

5 НА РМ. Ф. 5. Оп. 3. Д. 104. Л. 7.

делопроизводстве должно было руководствоваться законами и обычаями края. А уголовное присутствие — общеимперским законодательством.

Общее собрание областного правительства состояло из вице-губернатора и членов ¡-го и П-го департаментов. В компетенцию собрания входил пересмотр гражданских дел.

В цинутах были учреждены должности цинут-ных ревизоров, действия которых определялись инструкцией, разосланной наместником. Ревизоры обязаны были «наблюдать за порядком, надзирать за действиями исправников и о том доносить вышестоящему начальству». Ревизоры были призваны ограничить безудержный произвол исправников6.

Третий период — 1818—1820 гг. С введением в действие «Устава образования Бессарабской области» от 29 апреля 1818 г.7 высшим судебным органом Бессарабской области был признан Верховный Совет. Он состоял из 11 членов: 5 из них назначались императором (наместник, гражданский губернатор, вице-губернатор, председатель областного гражданского и председатель областного уголовного судов) и 6 выборных (областной предводитель дворянства и 5 депутатов от дворянства, избираемых сроком на 3 года и утверждаемых наместником). Судебные решения Верховного Совета апелляции не подлежали, но на них могла быть подана жалоба в Государственный Совет через министра юстиции империи. Такой порядок сохранялся до 1822 г. Была ведена должность областного прокурора, назначаемого императором.

Судебные функции были закреплены за уголовным и гражданским областными судами. В состав областного уголовного суда входили председатель, три советника и заседатель. В состав областного гражданского суда входили председатель и четыре советника. Председатели судов и два советника от «короны» назначались наместником и утверждались царем, остальные пять советников и один заседатель избирались дворянством на 3 года и утверждались наместником.

Для рассмотрения гражданских и уголовных дел в цинутах учреждались цинутные суды в составе судьи и 2 членов суда, избираемых дворянством и утверждаемых наместником. При этом

6 НА РМ. Ф. 4. Оп. 2. Д. 4. Л. 27.

7 ПСЗРИ. Собрание первое. Т. XXXV. № 27357.

преступления дворян не подлежали рассмотрению в цинутных судах, они были отнесены к компетенции Верховного Совета. По делам, рассмотренным цинутными судами и имевшими большое значение, допускались апелляции в областные суды. Также в цинутах вводилась должность уездного прокурора, которого по представлению областного прокурора утверждал Верховный Совет.

По Уставу 1818 г. уголовные и следственные дела решались на двух языках и на основе общеимперских законов, а гражданские — на основе только молдавского языка и на основе «прав и обычаев» края.

В 1818 г. в городах Бессарабии, и в первую очередь в Кишиневе, были созданы городские думы, цеховые управы и другие органы городского самоуправления — в соответствии законами Российской империи [7, с. 53]. К органам городского управления относились также магистраты — судебные учреждения для городского населения.

Кроме общих судов в области создавались и специальные суды. Так, 1 апреля 1819 г. для Бессарабской области был учрежден коммерческий суд в Рени8.

Четвертый период — 1820—1828 гг. Изменения в судебной системе области, которые фактически отменяли ряд важнейших положений «Устава образования Бессарабской области», были связаны не столько со сменой наместника Бессарабской области (в 1820 г. бессарабским наместником был назначен генерал И.Н. Инзов, председатель Попечительного Комитета о иностранных колонистах Южной России [9, с. 220], а в 1823 г. — новороссийский генерал-губернатор генерал-адъютант граф М.С. Воронцов, который считал источником всех бед Бессарабии ее самоуправление [9, с. 221—222]), сколько с выявленными недостатками в работе областных учреждений [5, с. 180—181].

Поэтому в связи с необходимостью упорядочения и оптимизации системы административно-хозяйственного управления и совершенствованием системы отправления правосудия в Бессарабской области начиная с 1820 г. в структуре и компетенции бессарабских судебных учреждений произошли некоторые изменения.

Изменения в компетенции и структуре Верховного Совета были связаны с тем, что, как отмечали

8 ПСЗРИ. Собрание первое. Т. XXXVI. № 27750.

современники, из 200 дел, поступающих ежегодно в Верховный Совет, решались в течение года не более 13; такое явление объяснялось ходом занятий и слабой работоспособностью молдавских советников [9, с. 219]. Частная манкировка выборных советников, из-за чего срывались заседания Верховного Совета, вызвало утверждение императором в марте 1820 г. нового положения о Верховном Совете9. Были введены еще 2 члена по назначению, что давало большинство представителям центрального правительства; голосу председательствующего в Совете наместника по всем делам, кроме судебных, было придано право veto: в случае его несогласия с мнением большинства, он мог приостановить решение Совета и представить его вместе со своим мнением на рассмотрение императора [9, с. 219—220].

Заседания Верховного Совета делились на совещательные и судебные. При рассмотрении Верховным Советом исполнительно-распорядительных и уголовных дел обязательным было участие только представителей короны, присутствие же дворянских депутатов было необязательным. В судебных заседаниях по гражданским делам, напротив, требовалось безоговорочное участие дворянских депутатов, присутствие же представителей короны оставалось на их личное усмотрение (к тому же оно было формальным из-за незнания последними молдавского языка).

16 марта 1822 г. в Петербурге был учрежден Временный комитет для рассмотрения жалоб, приносимых на решения Верховного Бессарабского Совета по тяжебным делам [9, с. 223]. Тем самым были существенно ограничены судебные функции Верховного Совета области.

15 апреля 1824 г. было утверждено положение Комитета министров «О взносе всех приговоров о дворянах и чиновниках Бессарабской области, по уголовным делам, на рассмотрение в Правительствующий Сенат»10, согласно которому все приговоры, вынесенные уголовным судами Бессарабской области в отношении бессарабских дворян и чиновников, должны были через Министерство внутренних дел империи передаваться в Министерство юстиции для представления в Правительствующий Сенат для рассмотрения в общем порядке.

9 НА РМ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 157. Л. 11-12.

10 ПСЗРИ. Собрание первое. Т. XXXIX. № 29869.

Указом от 3 августа 1825 г. 2-му департаменту Правительствующего Сената были переданы кассационные функции по делам, рассмотренным бессарабскими областными судами (при этом Сенат должен был руководствоваться молдавскими узаконениями и обычаями)11. Этим же Указом был упразднен Временный комитет для рассмотрения жалоб, приносимых на решения Верховного Бессарабского Совета по делам тяжебным.

Пятый период — 1828—1864 гг. 29 февраля 1828 г. было утверждено «Учреждение для управления Бессарабской областью»12, которое вступило в силу 15 марта 1828 г. В соответствии с «Учреждением» 1828 г. наместничество в Бессарабии упразднялось, и область включалась в состав Новороссийского генерал-губернаторства. Верховное управление областью передавалось Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору, который по вопросам управления Бессарабской областью подчинялся Сенату.

Верховный Совет был переименован в Областной Совет с совещательными функциями при генерал-губернаторе. Областной совет не имел никакого влияния на судебные дела.

Судебные функции были закреплены за Областными уголовным и гражданским и совестным судами, находящимися в подчинении Правительствующего Сената, уездными судами и городскими магистратами со словесными и сиротскими судами.

Областной уголовный суд состоял из председателя, 2 советников от Правительства, 2 заседателей от дворянства и 2 заседателей от купечества. Областной гражданский суд состоял из председателя, 2 советников от Правительства, 2 заседателей от дворянства и 2 заседателей от купечества. Совестный суд состоял из совестного судьи (избирался от дворянства), 2 заседателей от дворянства и 2 заседателей от купечества и поселян.

Цинуты были переименованы в уезды. Уездное управление включало уездный суд (в составе уездного судьи, одного заседателя от Правительства, двух заседателей от дворянства и двух от мазилов, рупташей и поселян), земский суд (состоял из земского начальника (исправника) и четырех заседате-

11 ПСЗРИ. Собрание первое. Т. № 30439.

12 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. III. № 1834.

лей), казначейство, уездного прокурора и лекаря. Все уездные чиновники назначались генерал-губернатором.

Все дела в присутственных местах Бессарабской области подлежали ведению на русском языке, а в случае надобности они переводились на молдавский язык (параграф 62 «Учреждения»).

В этот, наиболее длительный по времени, период в истории бессарабских судебных учреждений среди изменений, произошедших с 1828 г., можно выделить только то, что в связи с учреждением в Бессарабской области двух новых уездов — Орге-евского и Сорокского13 — Кишиневский и Ясский уездные суды были переименованы в окружные, и в таком качестве они просуществовали до 1869 г.

На 1864 г. на территории Бессарабской области действовали следующие суды.

Суды 1 степени:

1. уездные — Хотинский, Бендерский, Аккер-манский;

2. окружные — Кишиневско-Оргеевский, Со-рокско-Ясский;

3. городовые магистраты — Кишиневский, Бендерский Аккерманский, Хотинский;

4. Городовая ратуша — Сорокская.

Суды 2-й инстанции — Бессарабский гражданский суд и Бессарабский уголовный суд.

Шестой период — 1864-1869 гг. Необходимость выделения данного этапа связана с той подготовительной работой, которая проводилась в целях введения в полном объеме на территории области Судебных уставов 1864 г.

Во-первых, в середине апреля 1864 г. было начато преобразование городской и земской полиций в Бессарабии (в рамках полицейской реформой, которую рассматривают как вторую по счету буржуазную реформу [15, с. 9]) — в связи с реализацией Высочайше утвержденного 2 декабря 1863 г. мнения Государственного Совета «Об устройстве полиции в Бессарабской области»14, в соответствии с п. 1 которого на Бессарабскую область было распространено действие «Временных правил об устройстве полиции в городе и уездах губерний, по общему уч-

13 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. X. Часть 2. № 8683.

14 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XXXVIII. Отделение второе. № 40340.

реждению управляемых», утвержденных Указом от 25 декабря 1862 г.15.

Во-вторых, на основании Высочайшего утвержденного 26 сентября 1863 г. мнения Государственного Совета16, на Бессарабскую область было распространено действие законов о введении института судебных следователей — «Учреждения судебных следователей»17, «Наказа судебным следователям»18 и «Наказа полиции о производстве дознаний»19, которые по духу своему «были преддверием к Судебным Уставам 1864 года» [13, с. 105]. В Бессарабскую область были назначены 16 судебных следователей с годовым содержание в 1 тыс. руб. серебром каждому. Реализация этого решения началась только в 1864 г. Фактически большинство из назначенных в Бессарабскую область 16 судебных следователей приступили к своим обязанностям в марте, в апреле или мае, а некоторые в июне и даже ноябре 1864 г. [12, с. 8—9].

В-третьих, в соответствии с «Правилами об упразднении магистратов и судебных ратуш» от 13 апреля 1866 г. городовые магистраты и ратуши были упразднены20.

В-четвертых, на основании предписания Министерства юстиции21 губернским (областным) прокурорам, уездным стряпчим и иным лицам22 было поручено собрать судебно-статистические сведения, необходимые для проведения судебной реформы (о народонаселении и пространстве губернии, о числе судебных дел, производившихся в присутственных местах, о числе следствий по каждому следственному участку, о числе судебных дел, производившихся в судебных местах первой степени, о числе дел, производившихся в гражданских и уголовных палатах, о состоянии существующих мест заключе-

15 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XXXVII. Отделение второе. № 39087.

16 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XXXVIII. Отделение второе. № 40066.

17 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XXXV. Отделение первое. № 35890.

18 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XXXV. Отделение первое. № 35891.

19 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XXXV. Отделение первое. № 35892.

20 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XLI. Отделение первое. № 43183.

21 Журнал Министерства юстиции. СПб., 1865. Т. XXIV. Ч. I. Кн. 2 (май). С. 37—43.

22 Журнал Министерства юстиции. СПб., 1865. Т. XXIV. Ч. I.

Кн. 2 (май). С. 43—44; Т. XXIV. Ч. I. Кн. 3 (июнь). С. 60.

ния), а также представить свои предположения по введению Судебных уставов (о числе дел, подлежащих ведению будущих судебных установлений, об определении числа мировых участков и участков судебных следователей в каждом уезде, об определении объемов судебных округов и местонахождении окружных судов, о разделении окружных судов на отделения и о личном их составе, о помещениях, годных для новых судебных учреждений).

Указанные судебно-статистические сведения по Бессарабской губернии за 1863—1864 гг. были представлены [12, с. 2—17], как и Соображения Бессарабского областного прокурора К.П. Артемов-ского-Гулака о введении в действие новых Судебных уставов в Бессарабской области [12, с. 18—28].

В-пятых, подготовка введения Судебных уставов 1864 г. на территории Бессарабской области сопровождалась широким обсуждением проектов судебной реформы среди высших должностных лиц и дворянства области [10, с. 39—43; 4, с. 15—23].

И наконец, в-шестых, важнейшим шагом в деле подготовки введения Судебных уставов 1864 г. было принятие 8 июня 1865 г. «Временных правил о преобразовании губернских учреждений ведомства МВД в тридцати семи губерниях и в Бессарабской области»23 и 28 октября 1868 г. правил «О применении Положения о земских учреждениях в Бессарабской области»24. Кроме того, 6 сентября 1868 г. было опубликовано утвержденное 14 июля 1868 г. «Положение о поземельном устройстве поселян (царан) Бессарабской области, водворенных на землях частных владельцев, монастырских и других духовного

25

ведомства экономий»25, которым крестьянская реформа была распространена на Бессарабскую область.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чуть позднее, при утверждении Городового положения 1870 г. в соответствии с п. 1 Указа Правительствующему Сенату от 16 июня 1870 г.26 указанное Положение было введено сразу же в г. Кишиневе, а в соответствии с п. 2 названного Указа в остальных городах и посадах Бессарабской области

23 ПСЗРИ. Собрание второе. Т.XL.Отделение первое. № 42180.

24 ПСЗРИ. Собрание второе. Т.XLIII. Отделение второе. № 46404.

25 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. Кип. Отделение второе. № 46133.

26 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XLV. Отделение первое. № 48498.

Городовое положение должно было быть введено в ближайший, по возможности, срок.

Седьмой период — 1869—1889 гг. 24 апреля 1869 г. Правительствующий сенат, на основании высочайше утвержденного 8 апреля мнения Государственного Совета принимает решение о проведении в Бессарабии судебной реформы27, в соответствии с которым Судебные уставы 1864 г. вводились в Бессарабии в полном объеме, без каких-либо исключений.

В соответствии с императорским Указом от 3 ноября 1869 г.28, с 20 декабря 1869 г. в Бессарабии вводились новые судебные учреждения. В Кишиневе учреждался Окружной суд 2-го разряда, который входил в округ Одесской Судебной Палаты. В штат бессарабских судебных служащих входили: председатель, два товарища председателя и 9 членов окружного суда, 3 секретаря и 7 помощников секретарей окружного суда, прокурор и 8 товарищей прокурора, 16 следователей и 10 судебных приставов. Одновременно с начала 1870 г. началось формирование института мировых судей. Также в соответствии с п. 1 «Правил о порядке введения в действие Положения о нотариальной части», утвержденных 27 июня 1867 г.29, в Бессарабии начал создаваться нотариат.

Поскольку при введении Судебных уставов 20 ноября 1864 г. на территории Бессарабии официальным языком судопроизводства стал русский, по ходатайству председателя Кишиневского окружного суда в 1871 г. император утвердил решение Государственного совета об увеличении штата окружного суда на две должности помощников секретаря, чтобы использовать их в качестве переводчиков молдавского языка30.

9 октября 1878 г. на основании Берлинского мирного договора от 1 июля 1878 г.31 в состав Бессарабской губернии был возвращен Измаильский уезд (отторгнутый от России по условиям Парижского

27 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XLIV. Отделение первое. № 46950.

28 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XLIV. Отделение второе. № 47617.

29 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XLII. Отделение первое. № 44768.

30 ПСЗРИ. Собрание второе. Т.XLVI. Отделение первое. № 49576.

31 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. ШГ Отделение второе.

№ 58744.

мирного договора). Население Измаильского уезда в 1878 г. составляло 138 174 человек [3, с. 129], которые проживали в 191 населенном пункте, в т.ч. в городах Болград, Измаил, Кагул, Килия, Рени [3, с. 114—117] .

21 сентября 1878 г. был утвержден Указ «О порядке отправления правосудия в части Бессарабии, присоединяемой к России на основании Берлинского трактата»32. Согласно указанного нормативного акта судебные дела, подлежащие по уставам 20 ноября 1864 г. ведению общих судебных мест, передавались на рассмотрение Кишиневского окружного суда и состоявших при нем прокурорского надзора и старшего нотариуса. В связи с этим при Кишиневском окружном суде учреждались две новые должности товарищей прокуроров и четыре новых должности судебных следователей. Также вводилось «Положение о нотариальной части 14 апреля 1866 года» и временные правила для нотариусов и мировых судей.

Согласно этим временным правилам, в южной Бессарабии был создан отдельный судебно-мировой округ, состоявший из 7 мировых участков, в каждом из которых были учреждены должности мирового судьи (2 для города Измаил, по 1 для городов Рении и Кагул и 3 в уездные участки), а также должности председателя мирового съезда, четырех судебных приставов при съезде, одного секретаря и двух его помощников.

В 1880 г. в южной Бессарабии был введен институт присяжных заседателей. Но при этом, в отличие от остальных уездов края и русских губерний, в которых списки присяжных заседателей составлялись комиссиями, состоявшими из представителей земств, в южной Бессарабии составление таких списков по решению Государственного совета было возложено на особую комиссию, во главе которой стоял председатель мирового съезда и в которую входили члены, назначаемые Измаильским, Бол-градским и Кагульским коммунальными советами, и один из мировых судей города Измаил33.

Восьмой период — 1889 г. — начало XX в. В 1889 г. на территории Бессарабии в соответствии с именным Указом от 12 июля 1889 г. «О преобразо-

32 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. Ш! Отделение второе. № 58863.

33 ПСЗРИ. Собрание второе. Т. и^ Отделение первое. № 61832.

вании местных крестьянских учреждений и судебной части в Империи»34 были введены Положение о земских участковых начальниках, Правила об устройстве судебной части в местностях, в которых введено означенное Положение, Временные правила о волостном суде в тех же местностях, Правила о порядке при введении в действие Положения о земских участковых начальниках35.

На конец XIX в. судебная система Бессарабской губернии включала в себя:

1) Кишиневский окружной суд: председатель — 1, товарищи председателя — 3, члены суда — 16, уездные члены суда — 7, городские судьи — 11, судебные следователи — 24 (в том числе следователь по важнейшим делам), секретари суда — 4, помощники секретарей суда — 13, архивариус суда — 1, судебные приставы — 13, старший нотариус — 1, помощник старшего нотариуса — 1, нотариусы — 13, присяжный переводчик — 1, присяжные поверенные — 31;

2) органы прокурорского надзора: прокурор — 1, товарищи прокурора — 10;

3) Кишиневский съезд мировых судей: участковые мировые судьи — 6 (один их них — председатель съезда), секретарь — 1, помощники секретаря — 2, судебные приставы — 3, почетные мировые судьи — 37;

4) Измаильский судебно-мировой округ: председатель съезда — 1, мировые судьи — 8, судебные приставы — 4, секретарь съезда — 1, помощники секретаря съезда — 3;

5) земские начальники — 39 [2, с. 448—451, 475—477].

Литература

1. Анцупов И.А., Жуков В.И. Реформы в управлении Бессарабией с 1812 по 1828 г. // Ученые записки КГУ. Т. 26. 1957.

2. Бессарабия. Географический, исторический, статистический, экономический, этнографический, литературный и справочный сборник / под ред. П.А. Крушевана. М.: изд. газеты «Бессарабец», 1903.

3. Бессарабская губерния в 1870—1875 годах. I. Перечень населенных мест /сост. А.Н. Егунов

34 ПСЗРИ. Собрание третье. Т. IX. № 6195.

35 ПСЗРИ. Собрание третье. Т. IX. № 6196.

(Издание Бессарабского статистического комитета). Кишинев: Типография Бессарабского земства, 1878.

4. Боршевский А., Сосна Б. Внедрение Судебных уставов Александра II: Бессарабская специфика и этнополитические аспекты // Закон и жизнь. 2014. № 10.

5. Гросул Я.С. Автономия Бессарабии в составе России 1812—1828 гг. // Гросул Я.С. Труды по истории Молдавии. Кишинев: Издательство «Шти-инца», 1982.

6. Гросул Я.С., Будак И.Г. Очерки истории народного хозяйства Бессарабии (1812—1861). Кишинев: изд-во «Картя молдовеняскэ», 1967.

7. История Кишинева. Кишинев: издательство «Картя молдовеняскэ», 1966.

8. История суда и правосудия в России: в 9 т. Т. 1. Законодательство и правосудие в Древней Руси (IX — середина XV века): монография /отв.ред. С.А. Колунтаев, В.М. Сырых. М.: Норма, 2016.

9. Кассо Л.В. Россия на Дунае и образование Бессарабской области. М.: печатня А. Снегиревой,

1913.

10. Кустрябова С., Захария С. Позиция правоведов и общественности Бессарабии по вопросу статуса местных законов и молдавского языка в судах области // Закон и жизнь. 2002. № 3.

11. Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления. М.: Славянский диалог, 1998.

12. Судебно-статистические сведения и соображения о введении в действие Судебных Уставов 20-го ноября 1864 года (по 32 губерниям). Часть III. СПб.: Типография при Правительствующем Сенате, 1866.

13. Судебные уставы 20 ноября 1864 г. за пятьдесят лет. Т. 1. Петроград: Сенатская типография,

1914.

14. Федоров Г.К. Государственно-административное устройство и местное право Бессарабии (1812—1917 гг.). Кишинев: Изд-во Кишиневского государственного университета, 1974.

15. Шелкопляс В.А. Полицейская реформа в России в 60-х годах XIX века: Учебное пособие. Минск: Минская высшая школа МВД СССР, 1981.

16. Юзефович Т. Договоры России с Востоком политические и торговые. СПб.: типография О.И. Бакста, 1869.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.