УДК 513 ТАРАСОВА О.В.
доктор педагогических наук, доцент, кафедра геометрии и методики преподавания математики, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
Е-таП: Татшта^огеЩтаИ. ги
UDC513 TARASOVA O.V.
Doctor of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Geometry and Methods of Teaching Mathematics, Orel State University. E-mail: [email protected]
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭВОЛЮЦИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ С ИСТОКОВ ДО 30-Х ГГ. XX ВЕКА
PERIODIZATION OF THE EVOLUTION OF GEOMETRIC EDUCATION IN THE SECONDARY SCHOOL OF RUSSIA FROM THE SOURCES UNTIL THE 1930S. OF THE TWENTIETH CENTURY
В статье представлены результаты исследования по истории школьной геометрии, начиная с истоков до первых лет Советской власти, рассматривается роль и место геометрии в отечественной школе.
Ключевые слова: история отечественного математического образования, методика преподавания геометрии в средней школе.
The article presents the results of a study on the history of school geometry, beginning with the origins of the first years of Soviet power, examining the role and place of geometry in the national school.
Keywords: history of domestic mathematical education, methods of teaching geometry in secondary school.
В настоящее время обострились противоречия между необходимостью сохранения традиций отечественной системы школьного геометрического образования и обязательностью её обновления, что вызвано потребностями сегодняшнего дня; историко-культурной и педагогической потребностью в осмыслении исторического опыта обучения геометрии в отечественной средней школе и отсутствием системного взгляда на проблему обучения геометрии в целом и, в частности, сочетания начального и систематического курсов; наличием значительной литературы по отечественной методике обучения геометрии в школе и недостаточным использованием этих источников в историко-педагогических научных исследованиях.
Изучение исторического наследия позволяет создать авторскую периодизацию эволюции геометрического образования в средней школе России, выделить основные этапы становления и развития начального и систематического школьного ку рса геометрии в советской школе, благодаря сохранению которого Россия остаётся одной из немногих стран мира, где в основной школе изучается систематический курс геометрии. Важно выявить учёных-математиков, педагогов-математиков, внёсших значительный вклад в формирование системы советского школьного геометрического образования.
сформировать целостные представления об исторической картине становления и развития отечественного школьного курса геометрии на основе научного анализа известных и малоизвестных, но значимых, учебников, программ, учебных пособий.
К началу XX века в целом определилось содержание систематического курса геометрии в отечественной школе, а к революции 1917 года оно уже сформировалось практически. Однако двухступенчатое обучение геометрии (начальный и систематический курсы) не всегда осуществлялось на практике. Зачастую в средней школе сразу приступали к изучению систематического курса геометрии. Правда, в передовых учебных заведениях - коммерческих училищах, частных школах, кадетских корпусах - пропедевтический курс проводился с заметным успехом.
Тем не менее, к началу революции 1917 года сложилась и система школьного образования, и методическая система преподавания как математики в целом, так и геометрии в частности (хотя, безусловно, не все проблемы с преподаванием геометрии были решены).
К концу 1917 года вся Россия переживала кризис почти во всех областях своей жизнедеятельности. Повсеместное разрушение прежних порядков не могло не коснуться средней и высшей школы. Придя к власти.
Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе» национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С, Тургенева», г. Орёл, 18-19 октября 2017 года.
The article is published in the framework of the АН-Russian scientific-practical conference with international participation "Psychological and pedagogical problems of the process of education in a modem school" of the national pedagogical symposium "Education and national security". FSBEIHE "Orel State University named after I.S. Turgenev", Orel, October 18-19, 2017.
© Тарасова О.В. © Tarasova O.V.
большевики, естественно, не могли пренебречь вопросами образования и воспитания молодёжи. 9 ноября 1917 года (на следующий день после проведения 2-го Всероссийского съезда Советов) совместным решением ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению для руководства всей системой народного образования и культуры. A.B. Луначарский и Н.К. Крупская выдвинули на первый план замену «школы учёбы» на «школу труда». Во главу угла была поставлена прагматика, щедро оснащённая к тому же новой идеологией. Общеобразовательный уклон школы отвергался полностью, была отменена классно-урочная система и традиционные формы организации школьной жизни. Наступил период разрушения старой системы образования и построения новой, как идеологически, так и организационно. В течение первого 1917/18 учебного года и летом 1918 г. Государственная комиссия по просвещению работала над принципами построения новой школы. В феврале 1918 года вышло постановление «О советской школе». 30 сентября 1918 года ВЦИКом было утверждено «Положение о единой трудовой школе», а 16 октября Советская власть утвердила «Основные принципы единой трудовой школы».
Производительный труд стал основой школьной жизни. По замыслу реформаторов, школа должна была, прежде всего, помочь учащимся овладеть полезными индустриальными и сельскохозяйственными навыками, а не какими-то учебными предметами. Содержание обучения должно было теоретически обеспечивать тот или иной производительный труд. Произошло «растворение» всех учебных предметов, в том числе и математики, в так называемом производственном обучении. Геометрия из самостоятельного раздела школьного курса математики подверглась «двойному растворению»: в недрах самой математики и вместе с математикой в производственном обучении. Предлагаемые программы обучения стали существенно отличаться от дореволюционных программ начальной и средней школы.
Преподавание велось по рабочим книгам, журналам-учебникам. Излагающийся в них материал, в частности, по геометрии, не давал систематических научных знаний, а стал обслуживать практические производственные задачи, иллюстрировать те или иные измерения и вычисления. Школа работала по новой идеологии, без программ и учебников. В этих условиях трудно было ожидать каких-либо успехов. Ситуация осложнялась тем, что большинство учителей не принимали или не понимали идей новой реформы. После окончания Гражданской войны в России (1918-1920) встала задача восстановления разрушенного народного хозяйства. Для этого, прежде всего, нужны были рабочие кадры, причем профессионально подготовленные. Остро встал вопрос о профессиональном обучении молодежи.
К тому времени многим стало ясно, что «левацкий» отказ от школы учёбы с заменой на школу труда терпит крах. Реакцией на ошибочную политику Наркомпроса, которая велась под лозунгом политехнизма, возникла концепция монотехнического образования, в которой вы-
двигался примат профессионального образования над общим. Попытки построить отечественную советскую педагогику успехом не увенчались. Тогда руководство советским образованием обратилось к зарубежному опыту (метод проектов, комплексного метода преподавания, тестовая система оценки, Далтоновский лабораторный план, бригадно-лабораторный метод обучения и т.д.).
Результаты насаждения «чужого на родное» были неутешительны, но это мало смущало тех, кто строил (пусть и на песке) новое здание советской школы. Особое внимание нарком просвещения в 20-е годы уделял именно комплексному построению учебного материала (и соответственно - процесса обучения), в противоположность буржуазному - предметному. 21 февраля 1923 г. президиум ГУСа принял решение, по которому предметное преподавание в школе было окончательно отвергнуто и принята комплексная система построения школьных программ обучения. Исходным пунктом в школьном обучении по-прежнему признавалась трудовая деятельность. Поэтому программа начальной школы строилась «по трем колонкам», объединённым общей темой: природа и человек, труд, общество. Так, для первого года обучения предлагались такие комплексные темы: Жизнь ребенка до школы -летом. Знакомство со школой. Охрана здоровья детей. Октябрьская революция. В пояснительной записке к программе отмечалось, что привычные задачники по математике должны отмереть и быть заменены практикумами по математике, приспособленными к нуждам новой школы и местным условиям; предполагалось, что такие пособия школа будет создавать сама.
Знания по предмету, предназначенные для изучения в городской и сельской школе, был различные. Математика, и в том числе геометрия, превратились в оформление изучаемых производственных тем. Ни о каком поэтапном изучении геометрии не могло быть и речи. Все геометрические сведения выступали как вспомогательные знания для организации трудовой деятельности.
С 1924 г. началась профессионализация старшей ступени (8-9 классы). Однако профессионализация школы также себя не оправдала, так как выпускники не обладали ни должной профессиональной квалификацией, ни общеобразовательным уровнем, достаточным для поступления в вуз. В учебных программах ГУСа (1924 г.) геометрические сведения излагались в разделе «Математика» и носили эпизодический и чисто прикладной характер. В это время появляются переработанные специальные учебные пособия A.M. Астряба, А.Р Кулишера, И.Н. Кавуна и др. Именно к этому периоду относится использование книг типа «Математика токаря», «Математика летом» или книг «Паровоз на уроках математики», «Самолет на уроках математики» и т.п. В то же время появились и так называемые рабочие книги по математике (М.Ф. Берга, М.А. Знаменского, Е.С. Березанской и др.), которые обычно строились так: исходный комплекс - определенный объем математических сведений - их использование для обслуживания комплекса.
В 1925 году в постановлениях Всесоюзного учи-
тельского съезда отмечалось, что «у детей нет прочных знаний, умений и навыков по родному языку и математике в связи с проведением комплексной системы». Однако эта система продолжала настойчиво внедряться в практику работы школы. Продолжала иметь место также и недооценка роли русского языка и литературы, математики (и геометрии, как составной части), то есть недооценка основ элементарной грамотности детей.
Назревали кардинальные перемены. С 1926/27 учебного года в городах и поселках организуются фабрично-заводские семилетки (ФЗС и ФЗУ), а в селе - школы крестьянской молодежи (ШКМ). Пленумы ЦК ВКП(б) 1928-1929 гг. неоднократно указывали Наркомпросу на необходимость подвергнуть тщательному рассмотрению учебный план и программы средней школы с целью разгрузить их от излишнего учебного материала, обеспечить преемственность семилетней школы и школы второй ступени.
Летом 1930 г. состоялся XVI съезд ВКП(б), на котором с отчетом выступил И.В. Сталин. В своем докладе он подчеркнул еще раз, что достижения страны в области просвещения не отвечают насущным задачам дня. Особенно резкой критике был подвергнут старший концентр школы II ступени, который, будучи оторван от производства, не может обеспечить поступление работающих подростков в вузы. Всё в большей степени подчеркивалось значение общеобразовательных учебных предметов (особенно предметов естественно-математического цикла) для профессионального обучения молодежи.
И только в этот период начинает формироваться целостная система советского школьного образования, в том числе и геометрического, которая в дальнейшем станет признанной, одной из лучших в мире.
Предметное преподавание, систематические учебные курсы, в том числе и систематический курс математики - арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия (практически в дореволюционном виде) - возобновились в советской школе с начала 30-х годов, после исторических постановлений ЦК ВКП(б) и Правительства от 05.09.1931 г. и от 25.08.1932 г. «О программе и режиме в начальной и средней школе». В этих постановлениях уже жёстко отмечалось, что основной недостаток школы заключается в том, что она не даёт достаточного объёма общеобразовательных знаний, не готовит к получению среднего и высшего профессионального образования.
Особенно важно, что Постановление 1932 года устанавливало урок основной формой организации учебной работы в школе. С этого времени начинается усиленная работа по перестройке школьного преподавания на новой основе. 29.10.1931 г. опубликован переработанный учебный план начальной школы, утвержденный Коллегией Наркомпроса. Достоинством этого плана являлось то, что он построен по предметной системе преподавания. Вслед за планом в 1932 г. изданы программы, построенные также по предметам.
В период с 1931 по 1934 гг. значительно, в десятки
раз, увеличился выпуск учебников и учебных пособий, что позволило снабдить ими почти всех учащихся страны. К 1933 г. всеобщее начальное обучение было полностью осуществлено в масштабе всей страны.
С 1934 года в начальных, неполных средних и средних школах подготовительный курс геометрии начал занимать достойное место.
В 1935 г. была составлена новая программа по математике с более рациональным распределением учебного материала, где он определенным образом упрощён и согласован с потребностями физики. Переход на новую программу сопровождался и переходом на стабильные учебники и задачники: арифметики (И.Г. Попов. Е.С. Березанская), алгебры (А.П. Киселев, H.A. Шапошников и Н.К. Вальцов), геометрии (Ю.О. Гурвиц и Р.В. Гангнус. H.A. Рыбкин), тригонометрии (H.A. Рыбкин).
И только начиная с 1938 года, а затем в течение 20-ти лет именно дореволюционный курс геометрии со всеми его особенностями (реализованный в учебниках А.П. Киселёва) становится основным курсом советского периода. Этот период был назван периодом стабильности отечественной школы, именно он пошел на пользу стране.
Нами составлена периодизация становления и развития теории и практики обучения геометрии в отечественной средней школе в период до 30-х гг. XX века. Она имеет многоуровневый характер (периоды и этапы). Выделяются два периода - европейский и русский. Первый период, европейский, характеризуя становление и развитие обучения геометрии в европейской школе, охватывает I-V этапы периодизации, что соответствует временному промежутку с VI-IV вв. до н.э. до конца XVII века. Второй период, русский, соответствует VI-X этапам периодизации, характеризуя становление и развитие обучения геометрии в отечественной средней школе с конца XVII века до знаковых событий 30-х годов XX века.
Первый этап (VI-IV вв. до н.э.) - период преобразования практической геометрии в науку теоретическую и начало обучения геометрии. Геометрия из элитной науки, доступной немногим, довольно широко распространилась, постепенно стала предметом открытого обучения. Этому способствовали различные научные школы (Фалес Милетский, Пифагор, Гиппократ Хиосский и др.).
Второй этап (начало III в. до н.э. - до Рождества Христова) - период возникновения научного систематического курса геометрии, благодаря написанию Евклидом «Начал» - труда, по замыслу автора, предназначенного для закрытого обучения. Тем самым была создана прочная база для дальнейших теоретических исследований (Евклид, Архимед, Аполлоний Пергский и др.).
Третий этап (I в. - до конца XV в.) - период начала схоластического обучения геометрии (в монастырях, городских училищах, университетах и т.п.).
Четвёртый этап (начало XVIв.-до конца XVIв.) -период начала критики евклидовского курса в качестве школьного учебника. Создание первых курсов, ориентированных на практические начала геометрии (геодезию.
черчение, предметы окружающего мира) (П. Рамус).
Пятый этап (начало XVII в. - до конца XVII в.) -
период определения принципов первичного обучения геометрии (наглядности, доступности) (Я.А. Коменский, В. Ратихий); формирования наглядно-прикладного направления в обучении геометрии (А. Арно). Период возникновения острых противоречий между чувственным и абстрактным в процессе усвоения геометрических знаний. Этими годами датируются первые отечественные работы по геометрии в связи с изложением вопросов землемерия.
Шестой этап (начало XVIII в. - до середины XVIII в.) - период появления в России геометрии как учебной дисциплины, с преобладанием её практической составляющей; появление первых российских учебников (Г.В. Крафт, Л.Ф. Магницкий и др.); закладка фундамента отечественной методической науки под влиянием иностранных учёных и педагогов (В. Христиан, Л. Эйлер и др.).
Седьмой этап (вторая половина XVIII в.) - период начала массового обучения геометрии в России как самостоятельной учебной дисциплине. В это время постепенно определяется и содержание курса геометрии в различных учебных заведениях (кадетских и морских корпусах, академических гимназиях, общеобразовательных школах и т.п.). Начинается активное создание адаптированных для учащихся отечественных учебников геометрии (Д.С. Аничков, М.Е. Головин, Н.Г. Курганов, С. Назаров. С.Я. Румовский и др.).
Восьмой этап (первая половина XIX века) - период зарождения наглядной геометрии как составной части школьного курса геометрии; создание отечественных и переводных «учебников для всех», предназначенных для сообщения начальных геометрических знаний на наглядной основе (Г. Литтров, Г. Марешаль, П.И. Татаринов и др.). В это время создаются первые отечественные систематические школьные курсы геометрии (С.Е. Гурьев, Т.Ф. Осиповский, Н.И. Фусс и др.); возникают различные методики геометрии применительно к определённому курсу (С.Е. Гурьев).
Девятый этап (вторая половина XIX века) - характеризуется становлением начального и систематического курсов геометрии. В это время появляется значительное число учебников, реализующих разноо-
бразные подходы (написанных уже педагогически более осмысленно). Появляются учебники-долгожители (А.Ю. Давидов, А.П. Киселёв). Методика геометрии, существовавшая изначально применительно к определённому курсу (В.Я. Буняковский, Н.И. Лобачевский, М.В. Остроградский и др.), становится методикой геометрии как раздела педагогической науки (А.Н. Острогорский). Окончательно определяется структура и содержание систематического курса, интегрирующего в себе как практические, так и теоретические основы геометрии.
Десятый этап (начало XX в. - до революции 1917 г.) - завершение оформления курса элементарной геометрии как самостоятельного учебного предмета, изучаемого на различных этапах школьного обучения. Создаются комплекты учебников геометрии по начальному и систематическому курсам геометрии, обеспечивающие преемственность (Г.Я. Юревич, В.Я. Гебель и др.); создаются отдельные учебно-методические комплекты по начальному курсу геометрии (А.Р. Кулишер); формируются целостные методические теории обучения геометрии (H.A. Извольский, С.И. Шохор-Троцкий и др.).
Одиннадцатый этап (от революции 1917 г. до 30-х гг. XXвека) - период «опытной геометрии», принятие комплексной системы построения школьных программ обучения, отказ от предметного преподавания вообще и геометрии в частности. Массовое применение методов и способов организации обучения геометрии (комплексный, комплексно-проектный, комплексно-лабораторный, основанный на трудовом воспитании и т.д.), трансформация содержания систематического школьного курса геометрии в элементы начального курса геометрии в связи с отменой классно-урочной системы и традиционных форм организации школьной жизни. Создаются интегрированные учебные пособия «Математика токаря», «Математика летом», «Паровоз на уроках математики», «Самолет на уроках математики». Создаются специальные учебные пособия A.M. Астряба. А.Р. Кулишера, И.Н. Кавуна и др.
Отечественное образование ожидает система массовой политехнизации обучения, которая способствовала становлению фундаментальной системы школьного образования в СССР.
Библиографический список
1. Калягин ЮМ., Саввина О.А., Тарасова О.В. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль 4.1. От древнейших времен доXXвека. Орел.: ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2007. 307 с.
2. Калягин ЮМ., Саввина О.А., Тарасова О.В. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль. 4.2. Первая половина XX века. Орел.: ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2007. 273 с.
3. Качягин Ю.М., Саввина О.А., Тарасова О.В. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль. Ч.Ш. Вторая половина XX века и начало XXI века. Орел.: ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2007. 153с.
4. Тарасова О.В. История школьной геометрии с древних времён и до конца XIX века: Основные этапы развития элементарного курса. Орел.: ОАО Типография «Труд», 2004. 452 с.
5. Тарасова О.В. История школьной геометрии в России с конца XIX века до революции 1917 года. Орел.: ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2005. 268 с.
References
1. Kolvagin Yu.M., Sm'vina OA, Tarasava O.V. Russian school and mathematical education: Our pride and our pain Ch. I. From ancient times to the twentieth century. Orel: Open Company the Polygraphic firm "Kartush 2007. 307 p.
2. Kolvagin Yu.M., Savvina OA, Tarasova О. V. Russian school and mathematical education: Our pride and our pain. Part 2. The first
half of the twentieth century. Orel: Open Company the Polygraphic firm "Kartush", 2007. 273 p.
3. Kolvagin Yu.M., Savvina OA, tarasova O. V. Russian school and mathematical education: Our pride and our pain. Part III. The second half of the twentieth century and the beginning of the XXI century. Orel: Open Company the Polygraphic firm "Kartush", 2007. 153 p.
4. Tarasova O. V. History of school geometry from ancient times to the end of the XIX century: The main stages of the development of the elementary course. - Eagle: JSC Printing house "Trud", 2004. 452 p.
5. Tarasova O. V. Hie history of school geometry in Russia from the end of the XIX century to the revolution of 1917. Orel: Open Company the Polygraphic firm "Kartush", 2005. 268 p.