УДК 7.012 + 74.01/09 10.25628/UNNR2022.53.2.015
ВИННИЦКИЙ М. В.
Перформативный подход в дизайне городской среды
В статье разрабатывается понятие перформативной городской общественной среды, в которой человек не является пассивным наблюдателем. Элементами дизайна он вовлекается в перформансы — активные действия с художественно-эстетическими свойствами. Выявляется механизм воздействия перформативной среды на человека, определяется связь перформативного дизайн-проектирования с аспектами психологии человека. В контексте перформативного подхода выявлен ряд средств перформативного дизайна. Представлены конкретные примеры элементов перформативного дизайна общественной среды с объяснением механизма организации перформанса с их участием.
Ключевые слова: перформанс, перформативность, дизайн городской среды, художественно-эстетическое действие, сценарное проектирование, эмоциональное восприятие.
Vinnitskiy M. V.
Performative approach in urban environment design
The article develops the concept of a performative urban social environment in which a person is not a passive observer. Through design elements, he is involved in performances: active actions endowed with artistic and aesthetic properties. The influence mechanism of the performative environment on a person is revealed. The connection between performative design and aspects of human psychology is determined. In the performative approach context, a number of performative design means have been identified. Were presented specific examples of the performative design elements for the public environment with an explanation of the mechanism for organizing a performance with their participation.
Keywords: performance, performativity urban environment design, artistic and aesthetic action, scenario design, emotional perception.
Винницкий
Максим
Валерьевич
кандидат архитектуры, профессор, Уральский государственный архитектурно-художественный университет (УрГАХУ), Екатеринбург, Российская Федерация
e-mail:
Введение
Повышение эффективности использования урбанизированных территорий [14] ведет к их многофункциональности, бесконфликтному соседству различных функций. Это важно и в дизайне общественных городских пространств, которые трактуются не только как пространства для коммуникации, отдыха или размещения зеленых насаждений, но и как фокусные точки сосредоточения социальных, культурных, образовательных, до-суговых, спортивных и других общественно значимых функций. Для этого общественные городские пространства наполняются различными объектами дизайна, малых архитектурных форм, озеленения [3].
Одним из важных свойств дизайна современной городской среды стала адаптивность: элементы и компоненты городской среды должны обладать способностью изменений, трансформации и адаптации под изменяющиеся потребности и запросы человека, как в интерактивном режиме реального времени, так и в длительной перспективе. Адаптивная городская ткань становится подвижной, быстро меняющейся и адаптирующейся под нужды человека [10].
В современном дизайне архитектурной среды известен подход театрализации, заключающийся в разработке зрелищности, визуальной привлекательности, вовлечении как пассивных, так и активных зрителей [5, 11 ]. Еще большую степень взаимодействия человека с окружающей средой предполагает перформативный подход к дизайну общественной городской среды. Под перформативным подходом в данной статье понимается проектирование среды, побуждающей человека к художественно-эстетическому действию-перформансу, разворачивающемуся во времени, и несущей человеку эмоционально-психологические переживания.
Цель статьи — определение конкретных средств перформативного подхода, выявление и анализ примеров перформативного дизайна городской среды. Основным методом исследования принят описательный метод, сопровождающийся наблюдением, интерпретацией и анализом.
Механизм работы перформативной среды
Перформанс в начале XXI в. стал распространенным актом творчества во многих видах
современного искусства и культуре. Основной инструмент художественно-эстетического влияния перформанса на человека — это выразительное действие, жест, разворачивающиеся в течение некоторого времени. Важными особенностями перформансов являются: построение действия по заранее спроектированному сценарию, непосредственное вовлечение человека в это действие. Участие человека в действии перформанса значительно усиливает эмоционально-психологическое воздействие этого акта на человека, делает наиболее яркими его эмоции и увеличивает глубину понимания философского смысла перформанса, заложенного его автором [1].
Перформативные приемы творчества проникают в различные сферы искусства [7]. В настоящее время перформативные подходы применимы в архитектуре и дизайне городской среды [1, 13].
В перформативном дизайне среды автор заранее проектирует сценарии, организующие действия и ощущения человека в проектируемом пространстве. Поведение человека в перформативном пространстве будет носить не утилитарно-функциональный, а художественно-эстетический характер. На это работает предметно-пространственное наполнение перформативного городского пространства. Среда, спроектированная дизайнером, архитектором, вовлекает человека в различные действия, в результате которых человек получает отклик или реакцию элементов среды [4]. Этот процесс разворачивается в течение некоторого времени и может носить индивидуальный или массовый характер. Так совершается пер-форманс человека и городской среды.
В процессе перформативного воздействия городской среды на человека происходит художественно-эстетический диалог между ними. Становясь участником перформанса, человек ощущает себя соавтором процесса, несущего черты художественного творчества или культурного явления [15]. Этот результат важен с социально-воспитательной точки зрения. В результате взаимодействия с пер-формативным общественным городским пространством человеку можно транслировать те или иные культурно-социальные и воспитательные посылы.
Диалог человека и перформативного пространства предполагает двустороннюю коммуникативную связь участников. То есть не только архитектурная среда адаптируется к человеку, подстраиваясь и изменяясь в соответствии с его запросами, но и человек, действия, поведение и эмоции которого моделирует окружающая среда, способен к эмоционально-психологическим изменениям, получению нового художественно-культурного опыта. Элементы пространственной среды, окружающие человека, могут побуждать его к определенным действиям. Субъект и объект могут меняться ролями в процессе перформанса.
Организация перформансов как в архитектурном дизайне среды, так и в других видах искусства основана на знаниях психологии человека и эмоциональном восприятии им окружающей среды. Эмоции — это субъективные реакции человека на действия внешних и внутренних раздражителей, показывающие оценку их значимости. Эмоции вызывают и стимулируют ответные действия человека [9, 63].
Для возбуждения эмоциональной реакции у человека архитектурно-пространственная среда города должна обладать повышенными эстетическими качествами, зре-лищностью, визуальной динамичностью [2, 4]. Для возникновения перформативного взаимодействия между человеком и городской средой элементы этой среды должны использовать необычные для человека средства художественной выразительности, провоцирующие всту-
Иллюстрация 1. Павильон в парке Ла-Виллет. Париж, Франция. Автор Б. Чуми. 1987 г. Источник: https://travelermap.ru/wp-со^е^/даПегу/1-260/рагк^а^Ше^-Ра^Ь1е^рд
пать с ними во взаимодействие [12]. Здесь используются элементы интриги, игры, аттракциона.
Средства формирования среды в контексте перформативного подхода
В перформативном дизайне городской среды применяются следующие элементы и средства дизайна:
♦ объекты-аттракторы;
♦ кинетические элементы;
♦ мобильные элементы благоустройства;
♦ интерактивные арт-объекты;
♦ медиаобъекты;
♦ объекты-аттракционы. Объекты-аттракторы — это художественно выразительные, зачастую экстравагантные, контрастные к окружающему пространству элементы архитектурно-дизайнерской среды. Перечисленными свойствами они привлекают внимание человека, интригуют, вызывают интерес, желание подойти, рассмотреть, потрогать. Эти действия человека и вызываемые у него положительные (а возможно, и отрицательные) эмоции и составляют перформанс, организуемый объектами-аттракторами в городской среде.
Выразительные, издалека различимые объекты-аттракторы могут выполнять роль ориентиров, фокусных точек активности в архитектурно-пространственной среде. Движение человека от одного интригующего объекта к другому может составлять определенный сценарий, задуманный дизайнером-перформером [4].
Пример применения объектов-аттракторов в общественной среде — парк Ла-Виллет в Париже, построенный по проекту архитектора Б. Чуми. Автор создал 26 павильонов («фоли»), расположенных в узлах пересечения осей виртуальной метрической сетки, наложенной на план парка. Павильоны выполнены в стилистике авангарда начала XX в., выкрашены в ярко-красный цвет (Иллюстрация 1). Имея примерно одинаковые размеры, каждый павильон имеет индивидуальный дизайн и функциональное назначение. Резко контрастируя с окружающим природным ландшафтом и архитектурной средой, павильоны привлекают внимание посетителей, служат визуальными ориентирами, тем самым организуется движение людей от одного аттрактора к другому, их вовлечение в определенные функции, предлагаемые павильонами, и получение определенных эмоциональных впечатлений.
Кинетические элементы — это объекты дизайна городской среды или их части, которые могут трансформироваться под внешним воздействием или под действием заложенного внутреннего источника движения. Цель кинетических трансформаций объекта может быть
Иллюстрация 2. Скамейка-трансформер. Автор К. Тылка (Karolina Tylka). 2010 г. Источник: https://archirati.wordpress.com/ 2010/10/18/shapeshift-coffee-bench/
Иллюстрация 3. Мост-трансформер. Лондон, Англия. Автор Томас Хетервик. 2004 г. Источник: https://avatars.mds.yandex. net/get-zen_doc/1108048/pub_5fbea33e9e83245705987110_5fc2 403d39eab6574dd039a3/scale_1200
Иллюстрация 4. Городской дизайн из мобильных элементов. Шанхай, КНР. Автор: AIM Architecture, URBAN MATTERS. 2018 г. Источник: https://www.archdaily.com/891819/urban-bloom-aim-architecture-plus-urban-matters
как утилитарной, так и художественно-эстетической. Трансформирующийся элемент с подвижными частями привлекает гораздо больше внимания, чем статичный объект. Взаимодействие человека с кинетическим элементом наполняет городскую среду большим разнообразием смыслов, функций, сценариев поведения и вызывает более сильный эмоциональный отклик. Во взаимодействии с кинетическим объектом важным становится не мимолетное визуальное восприятие, а наблюдение или физическое взаимодействие человека с объектом в течение определенного времени. На этом строится перформатив-ное взаимодействие человека и кинетических элементов архитектурно-пространственной среды.
Пример кинетического элемента в дизайне городской среды — скамейка-трансформер (Иллюстрация 2). От-
дельные ее части могут трансформироваться в сиденье или в столик. Так объект вовлекает человека в определенную перформативную игру.
Еще один пример кинетического объекта — трансформируемые мосты. Трансформация мостов зачастую вызвана утилитарными требованиями, например, пропуска под ними судов. В настоящее время инженерами и дизайнерами создан ряд мостов, форма, механизм и процесс трансформации которых представляется как перформанс или шоу. На первое место выходят эстетика, экстравагантность формы, а не конструктивно-экономическая целесообразность этих инженерных сооружений. Сворачивающийся пешеходный мост на канале Гранд Юнион в Лондоне стал одной из городских достопримечательностей. Конструкция моста необычна и состоит из восьми трапециевидных секций, шарнирно соединенных между собой. Трансформируясь, мост сворачивается в объемный арт-объект, напоминающий водное колесо. Этот перформанс трансформации вызывает большой интерес многочисленных людей и показывает, как из утилитарного объекта средствами дизайна можно создать перформа-тивное шоу (Иллюстрация 3).
Мобильные элементы благоустройства — это элементы дизайна среды из легких конструкций, которые могут передвигать, переставлять пользователи или авторы инсталляции. При перестановке возникают новые функциональные возможности среды и новый художественно-эстетический образ. Такое благоустройство часто носит временный характер и легко может быть трансформировано или демонтировано в зависимости от задумки дизайнера или требований общества. Наблюдаемые во времени изменения отражают «жизнь» объекта, разыгрывающего свой перформанс, за которым человек не только наблюдает, но и лично участвует.
На Иллюстрации 4 показан пример дизайна городской среды из мобильных элементов — деревянных поддонов, расставленных в определенном дизайнером порядке и дополненных зеленью. Временный объект возведен на автопарковке. Посетителям предлагается исследовать пространство и интерпретировать его назначение на основе собственного опыта и потребностей. Человек под воздействием материально-визуальных качеств элементов мобильной инсталляции вовлекается в живой творческий процесс освоения этого объекта. Мобильными элементами дизайна создается гибкое, подвижное пространство, в котором не только городской дизайн реагирует на потребности человека, но и человеку ненавязчиво предлагаются определенные сценарии и активности в этом пространстве.
Интерактивные арт-объекты — это художественно осмысленные объекты пространственной среды, вовлекающие человека в активное взаимодействие и дающие ему отзыв, обратную связь [2, 6]. Эти объекты нередко предполагают тактильный контакт с человеком, усиливая чувственные впечатления. Интерактивные объекты могут быть механическими или на основе цифровых высоких технологий.
На Иллюстрации 5 показан арт-объект Pin-Art 3D — это конструкция, на поверхности которой установлено множество подвижных гвоздиков. Вдавливая их, люди создают объемные изображения, слова, отпечатки. Результатом этих недолговечных перформансов становятся художественные высказывания, авторами которых может быть любой человек.
На Иллюстрации 6 показан арт-объект в виде куба, покрытого сенсорными дисплеями. Прикасаясь к дисплею и двигая по нему руками, человек создает меняющийся орнамент, который тут же исчезает. Как и во многих
Иллюстрация 6. Интерактивный объект на фестивале Winter Lights Festival. Лондон, Великобритания. 2015 г. Источник: https://www.pinterest.ru/pin/677369600211377203/
Иллюстрация 5. Интерактивный арт-объект Pin-Art 3D. Екатеринбург. Автор не сообщается. 2016 г. Источник: https://globalcity.info/photo/09-11-2016/6668
перформансах, художественно значимым здесь является процесс, а не фиксируемый результат.
Медиаобъекты — применительно к дизайну городской среды это медиаэкраны, медиадисплеи, навигационные знаки, состоящие из светодиодов. За счет света на них воспроизводится информация, художественные образы или абстракции. Важное перформативное свойство медиа-объектов — динамичность их внешнего вида за счет смены транслируемого визуального контента. Во многих случаях медиаобъекты выполняют утилитарные функции информирования, навигации, ориентации человека в городской среде. Они организуют и направляют действия человека, выполняя эти функции в художественной форме [8].
Объекты-аттракционы — это сооружения и объекты дизайна городской общественной среды, которые сознательно приглашают или провоцируют человека на участие в действиях или событиях, выходящих за рамки обыденности, состояния комфорта и психологического равновесия. Многие люди готовы испытать острые эмоциональные ощущения и сознательно участвуют в аттракционах и перформансах, дающих эти ощущения. Заранее представляя процесс, человек на время выходит из зоны психологического или физического комфорта, ведь именно за пределами этой зоны возможны наиболее яркие переживания и эмоции. В данных действиях важнейшее значение имеет процесс и последующие воспоминания о нем, что в наибольшей степени соответствует художественным инструментам перформансов. Поэтому объекты-аттракционы в городской среде становятся важными смысловыми аттракторами и точками активного внимания как со стороны участников аттракционов-перформансов, так и многочисленных наблюдателей, испытывающих эмоциональные переживания не меньше участников.
Ярким примером объектов-аттракционов являются стеклянные мосты, большое количество которых строится в Китае и других странах. Такие объекты, как туристические аттракционы, возводятся над ущельями и други-
Иллюстрация 7. Стеклянный мост Huangtengxia Tianmen Suspended Glass Corridor. Провинция Гуандун, КНР. Автор: бюро Чжунцзи Чжунлянь. 2019 г. Источник: https://www.architime.ru/news/zhongji_ zhonglian/huangtengxia.htm#16.jpg
Иллюстрация 8. Бассейн со стеклянным дном в комплексе АпаЬш. Гонолулу, Гавайи. Автор Соломон Кордвелл Буэнц. 2017 г. Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/ 607d9140ed24647119dc5f2c/ 7-neobychnyh-prozrachnyh-basseinov-60cf4d10b4fa377376521206
ми резкими перепадами рельефа. Настилы, ограждения мостов выполняются из специального конструктивного многослойного стекла (Иллюстрация 7). Стеклянные элементы визуально исчезают и человек испытывает незабываемое ощущение, что он идет ничем не поддержива-
Иллюстрация 9. Cloud Gate. Миллениум-парк, Чикаго, США. Автор Аниш Капур. 2006 г. Источник: https://www.chipublib.org/ wp-content/uploads/sites/3/2014/05/the-bean-large.jpg
Иллюстрация 10. Crown Fountain. Миллениум-парк, Чикаго, США. Автор Жауме Пленса. 2004 г. Источник: https://www.behance.net/ gallery/68808603/href
емый над многометровой пропастью. Когда туристы идут по мосту, неожиданно слышен звон бьющегося стекла, на стекле появляются трещины. Однако это всего лишь звуковой и визуальный эффекты, задуманные проектировщиками, вызывающие выброс адреналина и усиление всего спектра ощущений от аттракциона. Так совершается перформанс, задействующий максимальное количество чувственных каналов.
Еще одним эпатажным примером объекта-аттракциона являются бассейны со стеклянными бортами и дном, консольно выступающие из здания на значительной высоте (Иллюстрация 8). Этот аттракцион также рассчитан на максимально острые эмоции тех, кто купается в бассейне. Сильные переживания испытывают также и люди, наблюдающие со стороны за этим действом.
В Миллениум-парке в Чикаго установлен зеркальный объект-аттракцион Облачные ворота (Cloud Gate) (Иллюстрация 9). Объект приглашает человека поучаствовать в перформансе: посмотреть на себя и окружающих в разных ракурсах и искажениях в зеркальных отражениях изогнутых поверхностей объекта. Этот процесс игры объекта с человеком вызывает сильные эмоции.
В Миллениум-парке установлен и объект-аттракцион Фонтан Корона (Crown Fountain) (Иллюстрация 10). На медиаплоскостях высоких призм транслируются фотографии разных людей. Перформанс объекта состоит в том, что периодически в неожиданные моменты из объекта «стреляют» струи воды и человек-наблюдатель рискует под них попасть. Облитый человек выводится из зоны физического комфорта, испытывая яркие эмоциональные переживания от игры с перформативным объектом.
Похожим объектом, приглашающим человека к пер-формативной игре, являются сухие фонтаны, возводящиеся во многих городах мира. Водные струи, неравномерно бьющие непосредственно из горизонтальной поверхности, организуют перформативный аттракцион для человека.
Заключение
Перформативный подход в дизайне общественной городской среды стоит в ряду других творческих концепций создания современного выразительного и наполненного смыслом архитектурно-пространственного окружения человека. Фокус внимания данной концепции на эстетические и эмоциональные качества процесса действия, как важнейшей цели и результата взаимодействия человека со средой, позволяет по-новому взглянуть на имеющийся арсенал средств в дизайне города. Описанные в работе элементы перформативного дизайна известны проектировщикам. Их переоценка с точки зрения потенциала создания перформанса раскрывает новые возможности работы с их формой, кинематикой, эстетикой и функциональностью, а среда наших городов получает новые смыслы, возможности и активности в русле развития устойчивого дизайна и архитектуры. Концепция перформативного города вполне созвучна концепции «креативного города», в котором возможность творчества имеют не только урбанисты, архитекторы, дизайнеры, создающие материально-пространственную ткань города, но и все его обитатели.
Список использованной литературы
[1] Винницкий М. В. Перформанс в архитектуре // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2021. — № 3. — С. 52-57.
[2] Енютина Е. Д. Особенности художественного подхода к формированию современной городской среды: автореф. дис. ... канд. арх.: 05.23.2020. — Н. Новгород, 2015. — 23 с.
[3] Енютина Е. Д., Лекарева Н. А. Синтез искусств в формировании художественного облика городской среды // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство: сб. статей / под ред. М. И. Бальзанникова, К. С. Галицкова, Е. А. Ахмедо-вой. — Самара: СамГТУ, 2015. — С. 47-53.
[4] Краснова Т. В., Пермяков М. Б. Творческие подходы к формированию имиджа городской среды средствами архитектуры и дизайна // Современные наукоемкие технологии. — 2019. — № 2. — С. 89-93.
[5] Лесневска Р. В., Капустин П. В. Зрелищность современной архитектурной театрализации: возвращение экспрессионизма? // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific
Journal) / Architektura I Urbanistyka. — 2015. — № III. — С. 78-83.
[6] Медведев М. А. Взаимодействие интерактивных арт-практик с городской средой // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2010. — № 2. — С. 84-87.
[7] Мироненко С. А. Определение понятия «перфор-мативность» и «перформанс» в научно-исследовательском дискурсе // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 2: Филология и искусствоведение. — 2014. — № 1. — С. 69-74.
[8] Птичникова Г. А., Черничкина О. В. Актуальные тенденции развития медиаархитектуры // Художественная культура. — 2019. — № 3. — Т. 2. — С. 342-357.
[9] Рябов О. Р., Николаева И. В. Эмоциональное восприятие архитектурной среды // Известия КГАСУ. —
2016. — № 3. — С. 62-67.
[10] Сапрыкина Н. А. Тезаурус параметрической парадигмы формирования архитектурного пространства // Architecture and Modern Information Technologies. —
2017. — № 3 (40). — С. 281-303. — URL: http://marhi. ru/AMIT/2017/3kvart17/21_saprykina/index.php (дата обращения: 10.04.2022).
[11] Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. — М.: Архитектура-С, 2006. — 384 с.
[12] Durget M. The Performative Nature of Urban Art. — URL: https://berlmstreetart.com/urban-public-performance-art (дата обращения: 10.04.2022).
[13] Kolarevic B. Back to the Future: Performative Architecture // International journal of architectural computing. — 2004. — Iss. 01, Vol. 02. — P. 43-50.
[14] Muge Akkar Ercan, Samer Akkach. How to balance the multiple roles of public spaces? // Landscape — Great Idea! X-LArch III. — Vienna: Univ. of Natural Resources and Applied Life Sciences, 2009. — P. 92-96.
[15] Samson K., Juhlin C. L. Z. Performative Urbanism. — Roskilde: Roskilde Universitet, 2017. — URL: https:// rucforsk.ruc.dk/ws/files /63172319/Performative_ Urbanism_Autumn_2017_Juhlin_Samson.pdf (дата обращения: 10.04.2022).
References
[1] Vinnickij M. V. Performans v arhitekture // Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN. — 2021. — № 3. — S. 52-57.
[2] Enyutina E. D. Osobennosti hudozhestvennogo podhoda k formirovaniyu sovremennoj gorodskoj sredy: avtoref. dis. ... kand. arh.: 05.23.2020. — N. Novgorod, 2015. — 23 s.
[3] Enyutina E. D., Lekareva N. A. Sintez iskusstv v formirovanii hudozhestvennogo oblika gorodskoj sredy // Tradicii i innovacii v stroitel'stve i arhitekture. Gradostroitel'stvo: sb. statej / pod red. M. I. Bal'zannikova, K. S. Galickova, E. A. Ahmedovoj. — Samara: SamGTU, 2015. — S. 47-53.
[4] Krasnova T. V., Permyakov M. B. Tvorcheskie podhody k formirovaniyu imidzha gorodskoj sredy sredstvami arhitektury i dizajna // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. — 2019. — № 2. — S. 89-93.
[5] Lesnevska R. V., Kapustin P. V. Zrelishchnost' sovremennoj arhitekturnoj teatralizacii: vozvrashchenie ekspressionizma? // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) / Architektura I Urbanistyka. — 2015. — № III. — S. 78-83.
[6] Medvedev M. A. Vzaimodejstvie interaktivnyh artpraktik s gorodskoj sredoj // Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN. — 2010. — № 2. — S. 84-87.
[7] Mironenko S. A. Opredelenie ponyatiya «performativnost'» i «performans» v nauchno-issledovatel'skom diskurse // Vestn. Adyg. gos. un-ta. Ser. 2: Filologiya i iskusstvovedenie. — 2014. — № 1. — S. 69-74.
[8] Ptichnikova G. A., Chernichkina O. V. Aktual'nye tendencii razvitiya mediaarhitektury // Hudozhestvennaya kul'tura. — 2019. — № 3. — T. 2. — S. 342-357.
[9] Ryabov O. R., Nikolaeva I. V. Emocional'noe vospriyatie arhitekturnoj sredy // Izv. KGASU. — 2016. — № 3. — S. 62-67.
[10] Saprykina N. A. Tezaurus parametricheskoj paradigmy formirovaniya arhitekturnogo prostranstva // Architecture and Modern Information Technologies. — 2017. - № 3 (40). - S. 281-303. - URL: http://marhi. ru/AMIT/2017/3kvart17/21_saprykina/index.php (data obrashcheniya: 10.04.2022).
[11] Shimko V. T. Arhitekturno-dizajnerskoe proektirovanie gorodskoj sredy. — M.: Arhitektura-S, 2006. — 384 s.
[12] Durget M. The Performative Nature of Urban Art. — URL: https://berlinstreetart.com/urban-public-performance-art (data obrashcheniya: 10.04.2022).
[13] Kolarevic B. Back to the Future: Performative Architecture // International journal of architectural computing. — 2004. — Iss. 01, Vol. 02. — P. 43-50.
[14] Muge Akkar Ercan, Samer Akkach. How to balance the multiple roles of public spaces? // Landscape — Great Idea! X-LArch III. — Vienna: Univ. of Natural Resources and Applied Life Sciences, 2009. — P. 92-96.
[15] Samson K., Juhlin C. L. Z. Performative Urbanism. — Roskilde: Roskilde Universitet, 2017. — URL: https:// rucforsk.ruc.dk/ws / files /63172319/Performative_ Urbanism_Autumn_2017_Juhlin_Samson.pdf (data obrashcheniya: 10.04.2022).
Статья поступила в редакцию 14.04.2022.
Опубликована 30.06.2022.
Vinnitskiy Maksim
Candidate of Architecture, professor, Ural State University
of Architecture and Art (USUAA), Yekaterinburg, Russia
Federation
e-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0003-2610-074X